Балабан из повести тарас бульба описание. Образ Тараса Бульбы в повести "Тарас Бульба". Характеристика произведения. Основные отличия между двумя сыновьями главного героя

Запорожский казак Тарас Бульба. Запорожская Сечь… Это не только место. Это воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о боевых подвигах. Это царство свободы и равенства. Это вольная республика, в ко­торой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные. Здесь воспитываются вольные, мужественные характе­ры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем сво­бода и независимость отчизны.

Такой я увидел Запорожскую Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Воплощением духа запорожского казачества яв­ляется Тарас Бульба - главный герой повести.

Тарас был «один из коренных, старых полковников». Он лю­бил простую походную жизнь запорожцев. Чистое поле да доб­рый конь - вот и всё, что ему нужно. Увидевшись после дол­гой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Суровый, требовательный Тарас Бульба и сы­новей своих воспитывает строго, по законам Запорожской Сечи. Для него главное, чтобы его сыновья «воевали храбро, защи­щали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову».

Сам Тарас Бульба ведёт жизнь полную невзгод и опасностей. Ходил он в боевые походы и против турок, и против ляхов. Он бес­пощадно карает польских магнатов и защищает угнетённых и обездоленных. Это человек огромной юли и большого ума, поэтому запорожцы выбирают его атаманом. Трогательно и бережно относится он к своим товарищам. Перед боем он захотел высказать всё, что было на сердце, и обратился к казакам с речью, в которой сказал: «Нет уз святее товарищества!» Он мудрый и опытный вожак казачьего вой­ска, поэтому перед сражением хочет укрепить юлю и веру запорож­цев, чтобы крепко они стояли, защищая родную землю. За Русскую землю, за православную веру, за Сечь и боевое товарищество при­зывает он стоять до конца.

Вся жизнь Тараса Бульбы была связана с жизнью Сечи. Он ценил в человеке прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи. Поэтому он неумолим к изменникам и трусам. Он не поща­дил даже своего младшего сына Андрия и сам убил его за преда­тельство. Тарас гордился мужеством и стойкостью Остапа и про­брался к месту его казни, чтобы поддержать дух сына.

Сильным и могучим был казак Тарас Бульба. Но когда в пос­леднем бою повисло у него по рукам и ногам почти тридцать человек, то «сила одолела силу». И когда его привязали к стол­бу, гвоздями прибили ему руки и разложили под ногами кос­тёр, Тарас думал не о смерти, а о своих товарищах, о родной земле. Сила Тараса Бульбы - в могуществе его патриотических чувств.

Я думаю, что все, кто читает повесть Н. В. Гоголя, представ­ляет Тараса Бульбу как живого человека, действительно жившего в Запорожской Сечи. Н. В. Гоголь сумел создать в образе Тараса Бульбы обобщённый образ запорожца - сильного, мудрого, му­жественного патриота своей земли.

В изображении Сечи и её героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных художественных красок создаёт поэтическое своеобразие и обаяние «Тараса Бульбы». Белинский, первый среди современных Гоголю критиков угадавший своеобразие этой повести, писал, что она представляет собой не что иное, как «отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа». Здесь - объяснение жанровой оригинальности созданного Гоголем творения. Белинский называл это произведение повестью-эпопеей, народно-героической эпопеей. «Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип!…».

В гоголевской повести вырисовывается перед нами вся жизнь казачества - его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи. Поразительная ёмкость «Тараса Бульбы», композиционный размах и глубина его содержания - вот что существенно раздвигает жанровые границы этой уникальной повести-эпопеи и делает её одним из замечательных событий в истории русского исторического романа. Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украйны» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца, Величко, Грабянки т. д. Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя.

В них много ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а «тогда, когда память уступила место забвению», напоминаю ему «хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены».

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы. Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа». Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий. Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, Его национальный характер, живые приметы его быта.

Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом. Гоголь много берёт в народной поэзии, но берёт как писатель, чуткий и восприимчивый к её художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы», на язык повести. Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор - все эти приёмы усиливали песенное звучание стиля повести. «Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришла на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба?» Или: «Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и всё, что создано для безумных поцелуев».
Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие её художественные приметы, создаёт ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни. В повести чувствуется влияние былинно-песенного приёма распространённых сравнений: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен… Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовым разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия.

И видел он перед собой одного только страшного отца». Сравнение становится столь обширным, что вырастает слово в самостоятельную картину, которая на самом деле нисколько не является самодовлеющей, а помогает конкретнее, полнее, глубже раскрыть характер человека или его душевное состояние. «Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю.

Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тарасу Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав. В писательском облике Гоголя есть одна весьма примечательная черта. Написав и даже напечатав своё произведение, он никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжая неутомимо совершенствовать его.

Вот почему произведения этого писателя имеют такое множество редакций. Гоголь, по свидетельству Н. В. Берга, рассказывал, что он до восьми раз переписывал свои произведения: «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания». Интерес Гоголя к украинской истории после 1835 года нисколько ни ослабевал, а порой даже приобретал особую остроту, как это было, например, в 1839 году. «Малороссийские песни со мною», - сообщает он Погодину в середине августа этого года из Мариенбада. «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Гоголь в это время размышляет об Украине, её истории, её людях, и новые творческие замыслы будоражат его сознание. В конце августа того же года он пишет Шевыреву: «Передо мною выясняются и проходят поэтическим строем времена казачества, и если я ничего не сделаю из этого, то я буду большой дурак. Малороссийские ли песни, которые теперь у меня под рукою, навеяли или на душу мою нашло само собою ясновидение прошедшего, только я чую много того, что ныне редко случается. Благослови!».

Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с задуманной им драмой из украинской истории «Выбритый ус», а также с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным а различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмыслить, устранять некоторые случайно вкравшиеся противоречия и т. д. Интенсивная работа продолжалась в течение трёх лет: с осени 1839 года до лета 1842. Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мёртвых душ», т. е. в период наибольшей идейно- художественной зрелости писателя.

Героические образы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести «Тарас Бульба» автором выявляется торжество духовности. Гоголь показывает мощные, богатырские характеры и самого Тараса, и его сына, и других запорожских казаков, смыслом жизни которых является самоотверженная борьба за родную землю, свою независимость.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» производит на читателя сильное впечатление. Героические образы главных персонажей, для которых борьба с ляхами была священным долгом, кажутся удивительными по своей выразительности. Старый казак Тарас Бульба - основная фигура повести. Это удивительный человек. Он может проявить жестокость к родному сыну за то, что тот нарушил свой долг перед Родиной. И это делает Тараса Бульбу совершенно особым человеком. Тарас ожидает своих сыновей с нетерпением. Они должны вернуться в родной дом после долгого отсутствия, но только одну ночь дает им отец для свидания с матерью, а наутро торопит ехать в Сечь.

В повести освободительная борьба украинского народа показана как романтическое явление. На самом же деле любые военные действия, в том числе и сражения казаков, - это кровавое и страшное зрелище. При чтении повести «Тарас Бульба» не удается отделаться от мысли, что борьба украинского народа за независимость напрямую связана с трагедией. Жизни людей были искалечены войной. Но, признавая это, нельзя не восхищаться смелостью и отвагой Тараса Бульбы, его старшего сына Остапа и многих других казаков. Младший сын, Андрий, совершает предательство. Его заставила пойти на это преступление любовь, но это не служит для него оправданием. Андрия сломил вид страданий жителей осажденного города, но он не осознавал, что таким же мучениям подвергались и его земляки.

Тарас Бульба показан как идеальный воин. Его ничто не привязывает к мирной жизни: ни слезы жены, ни радости мирного быта. Он словно рожден для битвы. Наверное, именно поэтому смерть так долго ходила за ним по пятам, но не могла достать его. Гибель не страшит Тараса, поскольку он давно смирился с ней. И в этом особенность не только самого Бульбы, но и многих других казаков, которые видят смысл своей жизни в постоянных сражениях.

Остап полностью повторяет характер своего отца. Он тверд, бесстрашен, терпелив. Остап принимает смерть так, как положено герою. Его не могут сломить даже самые суровые испытания. «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости... - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его», - эти страшные описания необходимы Гоголю для того, чтобы читатель лучше понял все жестокости того времени и, разумеется, оценил истинное мужество и умение владеть собой, присущие герою. Перед смертью человеку пришлось пройти все мыслимые и немыслимые мучения. Какой же должна быть сила воли и духа Остапа, если он вынес все, что ему было суждено, и оказался несломленным.

Только в тот момент, когда смерть была уже совсем близка, он воскликнул: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» И Тарас Бульба отвечал своему сыну в последний раз: «Слышу!» Это были последние слова родного человека, которые довелось услышать Остапу.

Гоголь освещает образ Запорожской Сечи с изрядной долей идеализации. Все казаки связаны крепкой и сильной дружбой. Каждый из них готов отдать свою жизнь за Родину. Героические образы повести восхищают читателя и привлекают его внимание. Но вместе с тем не удается отделаться от мысли, что гибель героев неизбежна. Вся их жизнь - это служение богу войны. С окончанием сражения заканчивается и смысл существования воинов. Так и происходит в повести. Остап и Тарас Бульба гибнут, оставляя надежду на независимость украинского народа следующим поколениям казаков.

«Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Повесть полна восхищения перед беззаветным мужеством народа и его героической борьбой за независимость и свободу родины», - писал о повести «Тарас Бульба» Н. Л. Степанов.

  1. Героические образы в повести «тарас бульба»

    Документ

    В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести «Тарас Бульба» автором выявляется торжество духовности.

  2. Ставропольского края 1 слайд Реферат по литературе Изображение Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» 2011 год

    Автореферат диссертации

    3слайд Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель, оставивший нам в наследие произведения, которые хочется читать и перечитывать, настолько ёмко и образно описаны в них характеры героев.

  3. Открытый урок по литературе в 7 классе тема «цена жизни» (сопоставительная характеристика остапа и андрия героев повести «тарас бульба»)

    Урок

    Мы узнаем о герое повести по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями).

  4. Тарас Бульба — лицо типическое: в образе его художник изображает личность с такими свойствами, которые могли развиться под влиянием определенных исторических условий и которые характеризуют собою целую общественную среду. Тарас Бульба — представитель запорожского казачества с его темными и светлыми сторонами. Он отличается грубой прямотой нрава: при свидании с сыновьями, только что вернувшимися из киевской бурсы, он смеется над их дпиннополыми свитками и, вместо нежных родительских приветствий, начинает биться на кулаках со старшим сыном Остапом. В обращении его с женой видна та же черта: он не внимает голосу ее материнского сердца и, несмотря на ее мольбы, везет сыновей в Сечь на другой же день их приезда на родину.

    Грубая прямота нрава настолько присуща натуре Тараса Бульбы, что он сохраняет ее даже и тогда, когда ему грозит опасность: находясь в тюрьме, куда является инкогнито для свидания с Остапом, он, не стесняясь, называет гайдука «чертовым сыном», за то, что последний обозвал казаков собаками и стал хулить их веру. Особенно замечательная черта в характере Тараса — это его необыкновенная сила духа, которую он проявляет в последние минуты жизни. Будучи сам казаком, Тарас желает видеть и в своих сыновьях отважных воинов. «Какая вам нежба? — говорить он им. Ваша нежба — чистое поле да добрый конь — вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Вот, лучше я вас отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!»

    Бульбе приятен мужественный гнев Остапа, когда тот с кулаками бросается на него, защищая себя от насмешек отца; напротив, Бульба подсмеивается над Андреем, называет его «мазунчиком» за то, что он ласков с матерью. С Андреем Тарас мирится только тогда, когда тот показал свою удаль. Вообще успехи сыновей в бранных подвигах радуют Тараса. Он любуется Остапом и Андреем во время похода на Польшу, потому что они оба выдавались среди товарищей своими воинскими доблестями. Но предпочтение Тарас отдает Остапу: он искренне радуется, видя его начальником казачьего отряда; сильно горюет об Остапе, когда узнает, что он взят в плен ненавистными ему поляками.

    Расположившись в жидовской повозке под грудою кирпичей, Тарас Бульба пробирается в Варшаву, где должен быть казнен Остап. Когда, во время казни, Остап, как исполин, выносивший страшные истязания, восклицает, чтобы воодушевить себя: «Батько! где ты? Слышишь ли ты все?» Тарас, стоявший в толпе, громко кричит: «Слышу!» Этим «слышу!», от которого вздрогнул весь народ, Тарас Бульба выражает, что он по заслугам оценил мужество исполина-казака и что Польша дорогой ценой должна заплатить за гибель его сына, как одного из лучших представителей казацкой чести. И, действительно, после геройской смерти Остапа, Тарас справляет по нем поминки, хорошо обрисовывающие грубость и жестокость того века: он гуляет по Польше со своим полком, сжигает деревни и костелы, все предает пламени, не щадя ни женщин, ни детей.

    Выше всего Тарас ставит товарищество, задача которого в защите веры и родины. «Нет уз святее товарищества», — говорит он. Когда кошевой дает совет казакам оставить ляхов и идти на татар, чтобы отобрать разграбленный ими казацкий скарб, Тарас не одобряет такого предложения. Ты хочешь, чтоб мы не уважали первого святого закона товарищества, оставили бы собратьев своих на то, чтобы с них с живых содрали кожу?. Что ж мы такое? — спрашиваю я всех вас». Ради товарищества Тарас возобновляет свою бранную жизнь и едет в Сечь вместе с сыновьями; на пути туда он думает о товарищах, и при воспоминании о них у него навертываются слезы. Запорожский казак в глазах Тараса — это высшее существо в мире.

    Некоторые стороны его характера он возводит даже в идеал: «Эх, как важно развернулся! Футы, какая пышная фигура!» — с восторгом говорит Тарас про запорожца, спавшего на самой середине улицы с раскинутыми руками и ногами. Любовь к родине и товариществу овладевает всем существом Тараса и не покидает его даже в последние минуты жизни. Привязанный врагами к дереву, под которым зажгли костер, он забывает о себе, думает только о том, как бы спасти товарищей, и глаза его сверкают радостью, когда он видит, что те спасены. Обращаясь к товарищам, Тарас просит их не заботиться о его страшной участи, приглашает их на следующее лето прибыть сюда и «погулять хорошенько», но удар обухом по голове прекращает его речи.

    Бульба не считает казаками тех, которые нарушают святой закон товарищества, они — его враги. Он ссорится с теми из своих товарищей, которые склонны были к варшавской стороне, принимали польские обычаи, называет их холопьями польских панов. То же чувство товарищества и связанная с ним вера в святость казацкого долга возбуждает в душе Тараса непримиримую ненависть к родному сыну Андрею, изменившему родине, и он убивает его собственными руками. Тарас жалеет сына: после убийства он долго с грустью глядит на его бездыханный труп; но он грустит оттого, что в нем погиб казак. «Чем бы не казак был? — говорит Тарас, — и станом высок, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал! пропал бесславно, как подлая собака!»

    Когда Остап просит отца предать земле труп брата, Тарас холодно говорит: «Погребут его и без нас! будут у него плакальщицы и утешницы!» Так обрисован в повести Гоголя характер главного ее героя. В характере Тараса есть и комические стороны: смешно, например, как он дерется на кулачки с сыном и серьезно советует ему тузить всякого, как он тузил своего батьку. Но это комизм чисто внешний; в сущности же Тарас Бульба лицо трагическое: это человек идеи, которой он жил, в жертву которой принес свою жизнь.

    Цитатная характеристика Тараса Бульбы:

    Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты.
    Отец! где ты! слышишь ты все это? (Остап) — Слышу! (Тарас Бульба)
    Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
    Я тебя породил, я тебя и убью!
    А повернись-ка, сынок! Какой ты смешной какой!
    Есть еще порох в пороховницах?!
    Нет уз святее товарищества!
    Терпи, казак, — атаман будешь!
    Хорошо, сынок, хорошо!
    Черт вас возьми, степи, как вы хороши! если помогло, поблагодари, хорошо?!