1 трудовой коллектив личность индивидуальность. Личность и коллектив: формирование личности в коллективе. Взаимоотношения школьников в группах

Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей не может развиваться как . Лишь активная трудовая, общественная деятельность обеспечивает человеку средства к существованию и способствует выработке многих личностных качеств. Социальная среда, взаимоотношения в труде являются решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические условия жизни привели к тому, что люди объединились в нации, государства, партии, другие общности. в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах, оказывающих большое на позицию, направленность и самооценку личности и др. Эти общности неоднородны и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся отношений выделяют первичную группу.

Такие объединения, как семья, производственная бригада, экипаж самолета, зимовщики полярной станции, школьный класс или студенческая , могут быть названы первичными группами. Человек одновременно может входить в несколько первичных групп. Контакты в первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе). Это так называемый круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа немногочисленна (2-7 человек). Человек остается членом первичной группы и не обрывает с ней контакты.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная и условная группы.

Реальная группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями их членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленную номинально, называют условной группой. Например, спортивные журналисты решают образовать команду, состоящую из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Эти люди никогда не соберутся и не будут играть вместе. Но эта группа составлена и условно существует.

Официальная и неофициальная группы. Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Отделы на производстве, штат сотрудников – это примеры официальных групп. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, регламентированные документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают группы с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие , не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, которой признает и поддерживает, считает самыми лучшими. Тогда не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, считает идеалом другой группы.

Итак, первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. Но в любом случае первичная группа оказывает сильное на формирование различных сторон личности. В качестве первичной группы был назван .

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Четко и полно признаки коллектива выявил А.С. Макаренко, который определял его следующим образом: «Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и отношения товарища к товарищу – это не дружбы и не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости». При этом он замечал, что объединяет социально (общественно) значимых целей. Поэтому можно сказать, что всякий коллектив – это группа, но не каждая группа – коллектив.

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направление общности. В ходе исторического взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составляющей ее духовного богатства.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми.

Влияние малых групп на личность рассматривается подробно особенно в последние годы, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп.

Как в обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу или приходит в учебное заведение, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения.

Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее обычно называют друг друга по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т.е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятностями, социальными и семейными проблемами и т.д. Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов.


Просмотров: 7463
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая пред­ставляет собой небольшое объединение людей - от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.

Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.

По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производст­венные, семейные, учебные, спортивные и т.д.

По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официаль­ные) инеформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, напри­мер, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.

Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является млад­шим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.

Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отно­шения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и от­рицательным. Положительное воздействие на человека малой группы в том, что:



· отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять сущест­вующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью;

· группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

· от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно восприни­мать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

· группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необ­ходимых для его развития.

Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобраз­ными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незамени­мой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на челове­ка. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эго­измом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одарен­ным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже пре­следовались.

Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при кото­ром он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый - внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй - конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

21. Личность и коллектив

21. Личность и коллектив

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества , он неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи. Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.

В ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для развития и формирования цельной гармоничной личности.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.

Влияние коллектива на личность . Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не может не оказывать влияния на коллектив. По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:

1) приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к данной общности;

2) влияние коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции. Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности. Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.

Влияние личности на коллектив . Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.

Указанные качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.

Из книги 60 правдивых историй автора Автор неизвестен

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ И. Гансвинд (автор-составитель), А. Бильжо, К. Газарян, М. Зыгарь, М. Иванов, А. Качуровская, А. Нарышкина, А. Никитина, А. Острогорский, В. Панюшкин, М. Петрищева, М. Сидоров, Н. Фохт, В. ШухминЭта книга построена на основе 60 интервью с представителями российского

Из книги Командовать или подчиняться? автора Литвак Михаил Ефимович

1.5. Как превратить группу в коллектив Если вы убедились, что руководимая вами группа коллективом не является, ждите неприятностей, когда настанут трудные времена. А кто этим должен заниматься? Ответ на этот вопрос напрашивается и вытекает из всего предыдущего изложения.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 27. Личность и коллектив как объекты управления Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных – социальной роли и «Я». Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

Лекция 28. Личность и коллектив как субъекты управления Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

2. Малая группа и коллектив 1. Понятие малой группы и коллектива.2. Структура малых групп.3. Межличностные отношения в группах и коллективах.4. Эффективность групповой сплоченности.1. В социальной среде, которая окружает личность, функционирует большое количество

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

21. Личность и коллектив Первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. В качестве первичной группы был назван коллектив.Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.Четко и полно признаки коллектива установил А.

Из книги Твои возможности, человек! автора Пекелис Виктор Давыдович

ЛЕКЦИЯ № 11. Личность и коллектив Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей человек не может развиваться как личность. Лишь активная трудовая, общественная деятельность

Из книги Я хочу рассказать вам о... автора Букай Хорхе

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Одиночка и коллектив Как удавалось Хорхе точно рассчитать, чтобы конец сеанса совпал с концом сказки? Как он добивался того, что меня всю следующую неделю преследовала какая-нибудь навязчивая мысль?Иногда это казалось мне чудом. У меня было семь долгих дней, чтобы

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Коллектив педагогов школы – фактически трудовой коллектив, имеющий определенные задачи, программу деятельности, план «выпуска продукции». Как и всякий коллектив, он является частью нашего общества, созданной для выполнения определенной

Из книги Золотая книга лидера. 101 способ и техники управления в любой ситуации автора Литагент «5 редакция»

21. Личность и коллектив Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он неизбежно

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Авторский коллектив Архангельский Аскольд Евгеньевич – доцент кафедры психиатрии ВМедА, доктор медицинских наук;Баурова Наталья Николаевна – психолог клиники психиатрии ВМедА, кандидат психологических наук;Галиев Ринат Фаридович – ассистент кафедры психотерапии

Из книги автора

Школьный коллектив Наш воспитатель – наша действительность. М. Горький Когда ребенок начинает учиться в школе, происходят изменения и в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно серьезные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на

Существуют 4 наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и группой:

1. Личность и группа находятся в оптимальных отношениях – гармония. Между группой и личностью нет никаких противоречий. Личность чувствует себя в группе комфортно.

2. Личность и группа существуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не являясь им по существу – сосуществование.

3. Личность подчиняется группе – конформизм. Человек может подчиняться требованиям группы естественно и добровольно, может уступать группе как внешней превосходящей силе, а может подчиняться лишь внешне, формально, при внутреннем несогласии с мнением, ценностями, нормами группы. Этот тип отношений возникает в ситуациях, когда личность стремится быть принятой в группе или не хочет конфликтов и осложнений.

4. Личность сопротивляется давлению группы или стремится подчинить ее себе – нонконформизм. Это проявляется в открытом бунте сопротивлении, конфликте либо в сохранении и демонстрации независимой позиции, взгляда, оценки. Стремление личности подчинить себе коллектив встречается не часто. Обычно свойственно сильным личностям, со своеобразными взглядами, суждениями и поступками, характеризующимися определенными лидерскими тенденциями. Если личность оказывается привлекательной для группы, то она может стать неформальным лидером.

Положение личности в группе.

Социально-психологическая (неформальная) структура группы выступает в виде различных психотипов личностей. Уникальность структуры каждой группы зависит от коммуникации составляющих ее индивидуальностей. Рассмотрим некоторые особенности личности:

Нам большее практическое значение имеет деление по темпераменту, под которым понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо - во внешний мир. Здесь важно учитывать:

1) принадлежность к тому или иному типу определяется генетической предрасположенностью:

2) "чистых" психотипов фактически не существует;

3) существует прямая связь между темпераментом и деловыми качествами конкретного индивида.

Начнем с холерика . У него нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, нетороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, находчив в споре, прямолинеен, зато не обидчив и не злопамятен. Отсюда следует, что он склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутинной работы и требующих терпения длительных деловых переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель - флегматик.

Сангвиник обладает иным набором личностных качеств: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся ситуации. Он контактен и легок в общении, умеет слушать других людей. Его ориентация на одушевленные предметы не позволяет ему кропотливо работать с деловыми документами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе и как руководитель.

Главное качество флегматика - ориентация на неодушевленные предметы. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся ситуацию запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией.

"Недоразумение природы" - так некоторые называют меланхолика. Его главная черта - обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника, но отрицательно сказывается на деловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности. Наряду с этими качествами общение с другими людьми затрудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации.

Другой критерий классификации типов личности - социально-психологические качества : социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Этот подход характерен для Мертона (конформистский и девиантный типы), Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д. Особого внимания заслуживает классификация основателя социометрии американского ученого Я. Л. Морено, исследовавшего неформальные отношения в группе с точки зрения распределения симпатий и антипатий.

Каждый человек занимает в системе межличностных отношений место, которое называют социометрическим статусом. Статус человека в группе можно измерить с помощью методики социометрии, которая на основании выборов, сделанных членами группы, позволяет отнести человека к одному из статусов: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные», «отверженные». От социометрического статуса зависит степень влияния личности на других, неформальные права и обязанности в группе, значимость ее мнения. Статус человека в группе относительно устойчив и изменить его непросто.

В. М. Шепель предложил типологию рядовых членов трудового коллектива. В соответствии с ней «коллективисты» тяготеют к коллективным действиям, поддерживают общественные начинания, живут заботами коллектива, активно взаимодействуют со своими коллегами. «Индивидуалисты» тяготеют к индивидуальной работе и относительно индифферентны к делам своего коллектива. «Претензионисты», как правило; активно участвуют в общих мероприятиях, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием, претендуют на лидерство, при недостаточной, по их мнению, оценке своих действий становятся в позу недовольных, увлекаются критикой более удачливых товарищей и руководства. «Конформисты» часто несамостоятельны в оценках проблем коллективной деятельности, ориентируются на отношение к этим проблемам руководителей, лидеров и большинства, быстро приспосабливаются к имеющимся условиям. «Пассивные» часто стремятся активно участвовать в общеколлективных делах, но им не хватает последовательности и силы воли, поэтому все ограничивается хорошими порывами и в коллективе они занимают выжидательную позицию, равнодушны как к успехам, так и неудачам коллектива. «Изолированные» своими действиями или высказываниями отталкивают от себя большинство товарищей, что приводит к их обособленному положению в коллективе. Очевидно, что по критерию «целенаправленная активность - пассивное функциональное приспособление» указанные типы можно расположить в следующей последовательности: «индивидуалисты», «изолированные», «претензионисты», «коллективисты», «конформисты», «пассивные».

Неформальный лидер в группе.

Понятие лидерства относится к психологическим характеристикам межличностных отношений, возникающих по «вертикали» как отношения доминирования и подчинения.

Лидер является элементом неформальной структуры группы. Прежде всего именно по совпадению или несовпадению лидера и формального руководителя судят о согласованности формальной и неформальной структуры группы. В общем случае считается, что такое совпадение повышает сплоченность и эффективность группы.

Неформальные лидеры имеют не меньшее влияние в коллективах, чем руководители, хотя используют при этом свои личностные, индивидуальные качества и делают ставку на людей, их взаимоотношения. Для рабочей группы характерна постоянная смена лидеров в зависимости от смены деятельности, ситуаций и др.

В трудовом коллективе может быть несколько типов лидеров: деловой лидер (тот, кто лучше других представляет себе суть дела и имеет опыт в решении основных задач, стоящих перед группой); эмоциональный лидер (обладающий наибольшей притягательностью, аттракцией); может быть и ситуативный лидер (который лучше всех понимает сложившуюся ситуацию и знает, как поступить).

Поэтому в зависимости от специфики ситуации эффективными лидерами становятся разные члены группы. В качестве примера такого подхода можно привести модель программно-целевой группы, разработанную М. Белбиным. Действия по управлению социальным объектом подготавливаются не единолично, а командой, состоящей из:

А. «Доводчика», педантичного, взыскательного, любящего порядок и одержимого правильностью происходящего.

Б. «Оформителя решений», объединяющего цели, идеи и практические соображения в один реальный проект.

В. «Советчика (судьи)», занимающегося взвешенным анализом концепций, не позволяющего коллективу увлечься неразумным планом и выполняющего роль критика, а не творца.

Г. «Новичка со свежим взглядом», поставляющего группе оригинальные идеи, мысли, предложения. Он привносит с собой радикальный подход к решению проблем и самое развитое воображение.

Д. «Души группы», симпатичного, приятного в общении, популярного, избегающего конфликтов, успокающего других и осуществляющего коммуникации.

Е. «Председателя», слушающего, обобщающего, формирующего решение и комбинирующего человеческие ресурсы группы, имеющего упорядоченный подход к делу и к людям, основанный на самодисциплине.

Ж, «Разведчика ресурсов», быстро узнающего обо всем новом, легко разрешающего возникающие трудности, раскованного, общительного, вызывающего к себе расположение,

3. «Практика-организатора», придающего планам реальную, выполнимую форму, стремящегося к достижению целей

Влияние группы на личность.

Влияние группы на личность может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное влияние проявляется в том, что:

1. группа является для личности источником идей, ценностей, социальных норм поведения и деятельности;

2. группа может оказывать воспитательное, корректирующее влияние на личность;

3. группа как образец поведения;

4. группа оказывает стимулирующее, мотивирующее воздействие на личность, «вдохновляя» ее на постановку новых целей, на повышение уровня притязаний;

5. группа как среда для самореализации;

6. группа как источник положительных эмоций.

Отрицательное влияние группы проявляется в деиндивидуализации, обезличивании человека. Р.С. Немов (1994г.) предлагает следующую схему возможных причин и следствий деиндивидуализации.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ



ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ

Конформное поведение личности в группе.

Целостность группы выражается в единстве мыслей, чувств и действий, которое достигается за счет сближения целей деятельности, ценностей, стилей поведения и деятельности. Происходит уподобление членов одной группы друг другу, что осуществляется за счет взаимовлияния. Одной из форм влияния является давление группы на отдельную личность, которая проявляется в конформном поведении личности.

Выделяют 2 типа ситуаций группового давления:

Нормативное (индивид следует за установившимися групповыми нормами);

Информационное (индивид следует за мнением группы, так как не обладает достоверной информацией)

Н.Н. Обозов выделил факторы, определяющие меру податливости членов группы:

I Внутригрупповые факторы конформного поведения:

1. Количество членов группы, оказывающих максимальное давление на индивида, должно равняться трем. Уменьшение числа подставных лиц снижает степень влияния, а увеличение до 4, 8 и 16 не дает какого-либо значительного изменения.

2. Влияние группы зависит от положения индивида в этой группе Наименьшую конформность, независимо от ситуации, показали лица «со слабой зависимостью от группы и с сильным признанием этой группой».

3. Единообразие в группах с демократической системой отношений больше, чем в авторитарной группе, но адекватность реагирования выше во втором типе групп. Эти эффекты связаны с различной системой коммуникативных связей.

4. При высказывании мнений публично влияние их большее, нежели при сообщении письменно.

5. Податливость групповому давлению зависит от порядка высказываемого мнения. Испытуемые, высказавшие мнение раньше, влияют на реакцию последующих. Единообразное мнение нескольких лиц действует на последнего испытуемого наиболее значимо.

6. Конформность оказывается значительнее, когда расхождение с мнением группы велико, но не очень. Это положение дополняется результатами наших исследований, которые показали, что испытуемые, обнаружившие значительное отклонение от эталона (при индивидуальном обследовании), более резко изменили свои оценки в условиях группы. Таким образом, не только степень расхождения с мнением группы определяет конформность индивида, но и отклонение оценки от эталона В этом проявляется «закон социальной целесообразности».

7. В сплоченной группе оказывается большее давление на ее членов, т. е. при установившихся отношениях конформирующих взаимовлияний значительно больше. В противоположность этому оказывается, что внушающее действие номинальной группы больше, чем коллектива. Результаты исследований показывают, что сплоченность усиливает единообразие поведения членов группы, способствует нормообразованию. Обнаружена связь между сплоченностью и конформностью в группе.

8. Публичное согласие и внутреннее неприятие имеет место при угрозе наказания.

9. Интересным феноменом является соотношение и взаимовлияние нормативов, индивидуальных и выработанных в группе:

а) предварительно (при индивидуальном обследовании) сложившееся суждение снижает эффект группового давления;

б) сложившиеся в условиях группы нормы переносятся в индивидуальный эксперимент, причем при индивидуальном обследовании испытуемый показывает большую стабильность результатов.

II Личностные факторы конформного поведения.

Прежде чем перейти к описанию характеристик субъекта, необходимо определить типы поведения индивида в условиях групповых взаимовлиянии.

Конвергенция мнений и характер поведения индивидов зависят от условии, в которых эти процессы происходят. В условиях прямого давления группы па индивида (информационная ситуация) обнаруживается шесть типов его поведения. С. Аш (1956) с помощью интервью выявил как полностью несамостоятельных испытуемых, всякий раз следующих за мнением большинства, так и полностью независимых, во всех случаях дававших свою индивидуальную оценку. Но между этими двумя типами поведения обнаруживается основная масса испытуемых, у которых проявляется более сложное соотношение внутренне-внешних. реакций на давление подставной группы. Это позволило Н.Н. Обозову выделить три типа независимых и три типа несамостоятельных испытуемых.

Первый, крайний, тип независимых характеризуется полным доверием к собственному восприятию и опыту. Наиболее выразительным признаком этих испытуемых является уверенность в себе и высокая сопротивляемость групповому давлению.

Второй тип независимых характеризуется уходом от давления группы и сохранением своего мнения.

Третий тип независимых отличается значительной напряженностью и сомнением, по все же они остаются при своем мнении.

Несамостоятельные первого типа характеризуются тем, что они достаточно уверены в точности своего восприятия п оценивания, но нежелание быть отвергнутым группой заставляет их принять фальшивые суждения.

Несамостоятельные второго типа сравнительно легко принимают точку зрения большинства, так как мало доверяют точности своего восприятия и оценивания.

Несамостоятельные третьего типа не замечают, что их оценки определяются фальшивым мнением большинства.

Таким образом, из шести типов поведения три никак не относятся к конформным. Последний третий тип несамостоятельных индивидов также нельзя считать конформным, так как его реакция на давление группы неосознанная, некритичная и в ней нет внутренне-внешних противоречий.

Известно, что женщины более конформны, чем мужчины, что с возрастом степень конформности уменьшается.

По степени податливости групповому влиянию можно выделить 7 типов поведения:

1. Податливый - при большом изменении оценок в группе по сравнению с оценками, сделанными при индивидуальном обследовании (конформный),

2. Конформный - при незначительном изменении оценок, так как оценки, полученные при индивидуальном обследовании, близки к выработанного групповой норме.

между 3. Осмотрительный, осторожный (тоже конформный)-при средней оценке оценками индивида и групповыми нормами оценивания.

4. Неустойчивый - следует в оценках за группой и возвращается к своим индивидуальным оценкам.

5. Негативный - при совпадении своей оценки с групповой изменяет мнение.

6. Независимый --- чаще всего дает спою индивидуальную оценку.

7. Неопределенный -реакции его трудно интерпретировать.

Вопросы для самопроверки.

1. Перечислите основные характеристики рабочей группы.

2. Перечислите существенные признаки коллектива как высокоразвитой группы.

3. Определите этап развития известных Вам рабочих групп.

4. Какова роль психологического климата в эффективности групповой деятельности.

5. Факторы, влияющие на психологический климат рабочей группы.

6. Чем определяется эффективность групповой деятельности?

7. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния группы на человека.

8. Может ли личность влиять на группу? Приведите примеры.

9. Каковы последствия отрицательного положения человека в группе?

10. Факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности работников.

11. Конформное поведение личности в группе – это положительное или отрицательное явление?

Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей человек не может развиваться как личность. Лишь активная трудовая, общественная деятельность обеспечивает человеку средства к существованию и способствует выработке многих личностных качеств. Социальная среда, взаимоотношения в труде являются решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические условия жизни привели к тому, что люди объединились в нации, государства, партии, другие общности. Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах, оказывающих большое влияние на позицию, направленность и самооценку личности и др. Эти общности неоднородны и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся отношений выделяют первичную группу.

Первичная группа – относительно устойчивое и немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед ними задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.

Такие объединения, как семья, производственная бригада, экипаж самолета, зимовщики полярной станции, школьный класс или студенческая группа, могут быть названы первичными группами. Человек одновременно может входить в несколько первичных групп. Контакты в первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе). Это так называемый круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа немногочисленна (2–7 человек). Человек остается членом первичной группы и не обрывает с ней контакты.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная и условная группы.

Реальная группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями их членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленную номинально, называют условной группой . Например, спортивные журналисты решают образовать команду, состоящую из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Эти люди никогда не соберутся и не будут играть вместе. Но эта группа составлена и условно существует.

Официальная и неофициальная группы. Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Отделы на производстве, штат сотрудников – это примеры официальных групп. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, регламентированные документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают группы с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие отношения, не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценности которой признает и поддерживает, считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, считает идеалом ценности другой группы.

Итак, первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. Но в любом случае первичная группа оказывает сильное влияние на формирование различных сторон личности. В качестве первичной группы был назван коллектив.

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Четко и полно признаки коллектива выявил А. С. Макаренко, который определял его следующим образом: «Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы и не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости». При этом он замечал, что коллектив объединяет наличие социально (общественно) значимых целей. Поэтому можно сказать, что всякий коллектив – это группа, но не каждая группа – коллектив.

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направление общности. В ходе исторического взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составляющей ее духовного богатства.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми.

Влияние малых групп на личность рассматривается подробно особенно в последние годы, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп.

Как в обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу или приходит в учебное заведение, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения.

Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее обычно называют друг друга по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятностями, социальными и семейными проблемами и т. д. Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов.