Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой х. «Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные». план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему Задания на букву х
Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Образовательные.
- Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
Развивающие:
- Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать мыслительную деятельность;
- Развивать фонематического слуха;
- Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
Воспитательные
- Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
- Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.
Оборудование : компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.
План занятия
1. Организационный момент. (2 слайд.)
Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.
Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)
2. Сообщение темы. (3 слайд.)
– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.
– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)
Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).
Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.
Звук Х - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.
Звук Хь - согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.
– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?
– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)
4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.
С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)
– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.
5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)
– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щёки руками)
лапки трёт (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)
– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.
(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)
Хижина, ходить, тахта, художник;
Хитрый, хек, хвост , химия;
Кухня, хлопушка, стихи , холодно.
– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!
7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)
– Отгадайте загадку.
Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.
Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)
Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)
Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!
8. Итог занятия. (10 слайд.)
Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.
Тема. Звук и буква Х.
Цель – создать акустико-артикуляционный образ звука Х и соотнести его с буквой.
Задачи:
Закрепить зрительный образ изученных букв (а,о,у,м).
Учить слышать слова со звуком Х в тексте.
Познакомить со звуком Х и буквой Х.
Развивать память, общую моторику и координацию движений.
Воспитывать интерес учащихся к звуковой стороне речи, желание активно работать на занятии.
Учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование.
Цветные домики для звуков (красные – гласные, синие – согласные).
Картинка-символ звука Х. Изображение хомяка Хомки.
Фишки-смайлики.
Коробочки с материалом для конструирования букв.
Ход занятия.
Организационный момент.
1.Знакомство со звуком Х.
Ребята, отгадайте загадку:
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так... (показ)
Это делает …
(хомяк).
- Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим?
Хомка, а ты знаешь, на какой звук начинается слово хомяк?
Конечно, со звука А.
Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк?
Сегодня на занятии мы познакомим Хомку со звуком Х и буквой Х.
Учитель-логопед:
Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х.
Повторите, как Вова дул на руки.
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами.
Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.
Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают)
Гласный или согласный звук Х?
Правильно. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук. Запомните!
Ребята, что вы узнали о звуке Х?
2. Упражнение «Кто внимательный?» За правильные ответы вы получите фишки-смайлики.
Запомните слова со звуком [х, х"], которые встретятся вам в сказке.
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы
послушать его удивительные истории.
Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
Ух, ты! - восхитились хомяки.
Что, что потом?! – хором спросили хомяки.
Я... потом...
Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)
3. Физкультминутка. (Дети имитируют все движения хомячка.)
Хомка-хомка, хомячок, Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!
Щечки моет, Хомка хочет сильным стать.
Шейку трет.
Какой первый звук в слове хатка? А знаете ли вы, что такое хатка? Словознайкин познакомит вас с этим словом.
4. Соотнесение звука с буквой.
- Давайте познакомим Хомку с буквой Х.
а) чтение стихотворения и показ картинки
Х всё ходит, ходит, ходит –
Места что ли не находит? (А.Шибаев)
б) Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены?
в) Конструирование буквы из палочек.
г) Письмо в тетради.
д) Показ буквы при помощи рук, пальцев.
е) На что похожа буква Х?
5. Упражнение «Живые буквы».
Узнайте, о какой букве идёт речь, и покажите её.
Взялись за руки друзья и сказали: Посмотри на колесо
«Ты да я!». А между тем получилась буква…. И увидишь букву …
Буква ходит, ходит, ходит – Стоит в начале алфавита,
Места что ли не находит. Тем она и знаменита.
И узнать её легко –
Буква есть с любом лесу. Ноги ставит широко.
На сук похожа буква ….
6. Игра «Доскажи словечко»
Загадка эта нелегка: Хлоп - и конфета стреляет,
Пишусь всегда через два К: Как пушка!
И мяч, и шайбу клюшкой бей, Каждому ясно: это...
А называюсь я - ... (хоккей). (Хлопушка).
Отгадать легко и быстро: В нашей кухне целый год
Мягкий, пышный и душистый, Дед Мороз в шкафу живёт
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб) (Холодильник)
7. Подведение итогов занятия.
С каким звуком мы познакомились?
Что вы узнали о нём?
Кто помог нам?
Покажите букву Х.
Ребята, подсчитайте фишки, которые вы получили за правильные ответы в течение всего занятия.
Логопед предлагает детям сделать отметки на линейках достижений.
Скачать –
Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Послушайте первый звук в словах хризантемы, хлеб. Это звук [х] – твёрдый согласный.
Послушайте первый звук в слове хек. Это звук [х"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, голоса не слышно, только шум, значит, эти звуки глухие.
Звуки [х] и [х"] обозначаются одной буквой – буквой “ха”.
Придумайте слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Посмотрите с ребёнком ролик о букве. Назовите слова с новыми звуками (хомяк, хорёк, хлопушка). Определите, твёрдый или мягкий звук в начале слова.
Посмотрите фрагмент мультфильма. Обсудите содержание увиденного. Следите за речью ребёнка, помогите правильно построить предложения. Назовите слова с новыми звуками.
Прочитайте стихотворение на слайде 5. Попросите ребёнка хлопать в ладоши, когда он услышит звук [х]. Сколько раз встретился новый звук?
Сделайте вывод: звуки [х] и [х"] обозначают буквой “ха”. Эти звуки согласные, глухие.
Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!
Бескаркасная мебель в Москве : кресла-мешки, пуфы, диваны. Такая мебель не только имеет оригинальный внешний вид, но и обеспечивает комфортный отдых, за сравнительно небольшую стоимость. Появилась такая мебель в качестве альтернативы классическим экземплярам мебели. Бескаркасная мебель, нередко выполняется в самых разнообразных формах, например, это может быть форма груши (классическая форма кресел-мешков) или форма мягкой игрушки, которую имеют образцы бескаркасной мебели для детской комнаты.
Образовательный комплекс для подготовки ребенка к школе, включающий в себя следующие задания: обучение чтению, звуки и буквы, развитие речи, счет в пределах 20, аппликации и подготовка руки к письму.
Обучение чтению. Звуки "Х" и "Хь"
Цель : развитие фонематического слуха, слухового внимания.
Материал : звуковые кубики.
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звуки Х или Хь.
- Схема, река, муха, коридор, запах, хвост, домик, жуки, хлеб, хижина.
- Подумайте звук "Х" - гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук "х" не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, язык "поднимается горкой", зубы сближены).
- Звонкий звук "х" или глухой? Закроем ручками уши и произнесем х-х-х-х-х. Уши не звенят. (Звук "х" – глухой).
- Теперь подумаем, он может быть твердым и мягким? (х - твердый, хь - мягкий).
- Какой мы можем сделать вывод: звук "х": согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – мягкий.
Обучение чтению Буква "Х"
Цель : закрепление образа буквы, развитие графо-моторных функций.
Материал : карточка с буквой Х, камушки.
- Звуки Х и Хь обозначаются Буквой Х.
Педагог показывает детям карточку с буквой Х.
- Давайте сделаем букву Х из камушков.
Педагог выдает детям камушки.
Дети выкладывают самостоятельно букву Х из камней, смотря на карточку с буквой.
- Нарисуйте точки на букве Х.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Х.
- Придумайте слова со звуками х, хь.
- Кто нарисован на картинке? (Хомяк).
- Подпишите картинку. Раскрасьте хомяка.
- Определяете, где находится звук Х в слове ХОМЯК.
Обучение чтению. Чтение слов
Цель : увеличение скорости чтения, развитие внимания, слоговой анализ слов.
Материал : рабочий лист.
- Прочитайте слова построчно и столбиками.
- Поделите слова второго столбика на слоги.
- Поставьте в словах второго столбика ударение.
Развитие внимания. Буква "Х"
Цель : закрепление образа буквы, развитие концентрации внимания.
Материал : рабочий лист.
Подчеркните в словах букву Х.
Обучение чтению. Звук и буква "Ц"
Цель : развитие фонематического слуха, звуковой анализ и синтез, закрепление образа букв, развитие графо-моторных функций.
Материал : карточка с буквой Ц, горох, пластилиновые основы.
Составьте слова из звуков:
- Какой звук встречается во всех этих словах?Подумайте, звук ц, гласный или согласный? (Согласный).
- Звук ц звонкий или глухой? (Звук ц – глухой).
- Звук ц может быть твердым и мягким? (Может быть только твердым).
- Какой мы можем сделать вывод: звук ц: согласный, глухой, может быть только твердым).
- Придумайте свои слова со звуком Ц.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ц.
Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".
- Давайте выложим букву Ц из гороха.
Дети выкладывают букву Ц из гороха на пластилиновой основе.
- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ц).
- Напишите букву Ц пальчиком в воздухе.
- Нарисуйте полоски на букве Ц.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Ц.
Обучение чтению. Звуко-буквенный анализ слов. Звук "Ц"
Цель : звуко-буквенный анализ слов, развитие фонематического слуха.
Материал : рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
- Определите местоположение звука Ц в названии предметов.
- Обозначьте местоположение на схеме буквой.
- Придумайте предложение со словами ЦВЕТОК и ЗАЯЦ.
Обучение чтению. Звуковая схема слова
Цель : развитие фонематического слуха, закрепление образа букв, звукобуквенный анализ и синтез.
Материал : карточки с пройденными буквами, звуковые кубики.
- Найдите буквы, из которых состоит слово ЦАПЛЯ .
- Какие буквы вы взяли?
- Давайте сложим из них слово ЦАПЛЯ.
- Какой первый звук в слове ЦАПЛЯ? (Звук ц).
- Второй звук? (Звук а).
- Третий звук? (п).
- Четвертый звук? (ль).
- Пятый звук? (а).
- Слышим звук а, пишем букву... Я.
- Сколько слогов в слове ЦАПЛЯ? (Два).
- Назовите первый слог, второй слог.
- Составьте схему слова ЦАПЛЯ из кубиков.
Математика. Числа в пределах 20
Цель : формирование знаний числового ряда.
Материалы : числа от 1 до 14 на карточках.
Педагог выкладывает перед детьми карточки с числами – все карточки лицом вверх, кроме 3, 4, 5, 7, 8 11, 12, 14 – они закрыты, перевернуты.
- Какое число стоит перед числом 6? После него? Какое число будет следующим за числом 10? Предыдущим к 10? К 9?
Педагог ставит вопросы, пока ряд не заполняется.
Если дети отвечают правильно, карточки поворачиваются лицевой стороной, на них написаны числа.
Развитие речи. Описание предмета
Цель : учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
- Опишите ягоду, фрукт или овощ, который вы больше всего любите, а мы отгадаем.
Например, Это овощ. Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... (помидор).
Это фрукт. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых - это мой любимый фрукт... (гранат).
Математика. Счет в пределах 10
Цель : закрепление навыка счета в пределах 10, понятия "больше и меньше", развитие мышления.
Материал : рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе:
Математика. Числа от 1 до 15
Цель : закрепление знаний чисел от 1 до 15, прямой и обратный счет в пределах15. формирование знаний числового ряда, закрепление образа цифр, закреплений знаний соседей числа.
Материал : коврик с цифрами до 20 ,рабочий лист,
- Выложите цифры от 1 до 15.
- Пропрыгайте по коврику от 1 до 15 и обратно, называя числа.
Каждый ребенок прыгает по отдельности, называя числа.
Педагог выдает детям рабочий лист.
- Напишите пропущенные цифры.
- Назовите соседей чисел, которые вы вписали.
- Раскрасьте окошки с цифрами 3, 7, 14.
Подготовка руки к письму. Крючки
Цель : развитие графо-моторных функций.
Материал : рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
Обведите и допишите крючки.
Рваная аппликация. Капуста
Цель : развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с бумагой, клеем.
Материал : рабочий лист – капуста, гуашь, бумага коричневого цвета.
- Бабушка вырастила на огороде капусту.
- Что можно приготовить из капусты? (Салат, щи, голубцы, солянку, пироги с капустой и т.д.)
- Давайте мы тоже взрастим капусту.
- Где растет капуста?
- Давайте нарисуем грядку.
Педагог выдает детям рабочие листы и бумагу коричневого цвета.
- Порвите бумагу на квадратики.
Для того, чтобы рваная аппликация получилось правильной, все края квадратика должны быть рваными. Дети рвут лист бумаги сначала на полоски. А затем полоски рвем на кусочки.
- Приклейте получившиеся квадратики на место, где должна располагаться грядка.
- А листики у капусты зеленые и сочные. Раскрасьте листики зеленой краской.
Чтобы работа получилась красивой листики можно раскрасить двумя оттенками зеленого.
Для этого можно смешать основой зеленый цвет с белой или желтой красками.
Педагог задает домашнее задание детям.
Прощание
До свидания, до свидания приходите к нам еще,
До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания – будем весело играть!
Цель занятия: изучаем букву Х, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Х, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Х по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки.
Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук?
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Хомяк
Хлеб
Хорёк
Холодильник
Скажи, как я: ХОМЯК, ХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук.
- Рассмотри букву X. На что она похожа?
- Сложи из пальцев букву X.
Задание: печатная буква Х для дошкольников
Напиши букву X в воздухе и один раз в тетради.
Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
Хлоп - и конфета стреляет.
Как пушка!
Каждому ясно: это…(Хлопушка).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я - … (хоккей).
Сказка про букву Х
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.
Я ему говорю:
«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
Ух ты,- восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
- Что, что потом?! - хором спросили хомяки.
- Я… потом…
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.
- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!
Загадки для детей на букву Х
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)
Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег.
Но оденет всех.
(Хлопок)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Пословицы и поговорки на букву Х
Делано наспех - сделано на смех.
Хлеб - всему голова.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Хороший товар сам себя хвалит, хорошей хозяйкой дом стоит.
Веселые стихи про букву Х для детей
Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок, мой широк!..»
(Б. Тимофеев)
Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька.
Слава богу, что хорек
Очень маленький зверек!
(Б. Заходер)
Хорек ходил на елку к волку.
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает словно пушкой.
(Г. Сапгир)
Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)
Хлеб
Радо солнцу небушко.
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(Г. Виеру)
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.