Основным занятием древних аравийцев являлась. Природа и занятия населения аравии. Промышленность и рабочий класс

Ирак - отсталая страна, со слабо развитой промышленностью. Выросшая за последние двадцать лет в районах Киркука - Мосула и Басры крупная нефтедобывающая промышленность, насажденная сверху иностранным империализмом и локально ограниченная, не внесла сколько- нибудь серьезных изменений в отсталую многоукладную экономику страны. В целом Ирак продолжает оставаться государством, где в деревне господствуют феодальные отношения, переплетенные с остатками патриархальных отношений, где капитализм является лишь одним из укладов.

Главными занятиями населения Ирака остаются земледелие и скотоводство. Сельскохозяйственной деятельностью занято не менее 75% населения Ирака; половину его составляют полуоседлые племена, 8-10%- кочевники-бедуины.

Земледелие

Земледелие, пришедшее в упадок в результате многочисленных нашествий и четырехвекового турецкого ига, в условиях империалистического гнета развивается очень медленно. В современном Ираке сохранилась лишь незначительная часть некогда грандиозной ирригационной системы. На огромной площади Ирака, составляющей 435,4 тыс. км 2 , пригодными для обработки принято считать около 9 млн. га, но обрабатывается фактически меньше. По данным Организации Объединенных Наций, в 1951-1952 гг. общая площадь обработанных земель составляла около 3 млн. га, из которых под орошением находилось лишь 1750 тыс. га 1 .

Культивируют главным образом зерновые - пшеницу и ячмень, а также рис, просо, кукурузу; второе место занимает финиковая пальма, третье - хлопок. В южных районах страны значительную роль играет садоводство (кроме фиников,- персики, абрикосы, сливы, фисташки, миндаль). Повсеместно распространены бахчевые и огородные культуры.

Уровень развития сельского хозяйства Ирака низок, техника примитивна, урожайность очень мала. Деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, серп, молотильное бревно, унизанное острыми камнями или кусками железа, каменная ручная мельница - таков ассортимент сельскохозяйственных орудий в подавляющем большинстве крестьянских хозяйств Ирака. Техника орошения не отличается от уже описанной в предыдущих главах.

Аграрные отношения в иракской деревне носят феодальный характер. Основная масса земель страны принадлежит немногим крупным землевладельцам. Чудовищное безземелье и малоземелье иракских феллахов уже не раз отмечалось в литературе. Так, например, орган Государственного департамента США отмечает, что «в Ираке имеется более 2 млн. безземельных крестьян, являющихся арендаторами»

Характеризуя существующие* в стране формы землевладения, иракский исследователь Джафар Хайят указывает, что «большая часть сельскохозяйственных земель, особенно на юге и в центре страны, оказалась во власти шейхов, ага, богатых городских семей, крупных помещиков. Земельные владения некоторых из них достигают более полумиллиона му- шаров... Пользуясь безземельем крестьян, крупные помещики превращают многих из них в феодальных рабов...» 2

Повсеместное распространение получила аренда на началах издольщины - не менее трех пятых урожая феллах отдает владельцу земли. Урожай делят на пять равных частей, именуемых кумат, или фардаги. Одна часть передается землевладельцу для уплаты правительственного- налога, две части идут в уплату за аренду, две остаются феллаху. Из своей доли феллах уплачивает еще посреднику между землевладельцем и крестьянином, доверенному лицу землевладельца - саркалу.

На юге, в районах финиковых плантаций, распространена форма эксплуатации, известная во всех арабских странах под названием мугараса. Крестьянин своими руками расчищает земельный участок, проводит каналы и обрабатывает засаженный им пальмами участок обычно в течение семи лет, до тех пор, пока пальмы не начнут плодоносить. В вознаграждение феллах в течение этих лет оставляет себе урожай посевов, сделанных им между саженцами. По истечении семи лет превращенный трудами феллаха в пальмовую плантацию пустырь переходит к землевладельцу, который, по обычаю, должен либо уплатить феллаху определенную сумму за каждую взращенную им пальму, либо передать в его собственность от четверти до половины всей плантации. Однако практически к окончанию семилетнего срока крестьянин оказывается настолько задолжавшим владельцу земли, что, как правило, ничего не получает.

Дополнительная эксплуатация крестьянства определяется феодальной монополией на средства орошения, так как периферийные каналы целиком или у входов находятся в руках помещиков.

Капиталистические отношения проникают в иракскую деревню очень медленно. Они получили некоторое развитие в районах, где для орошения применяются работающие на нефтяном топливе маханические насосы 1 , требующие применения наемной рабочей силы. В районах финиковых плантаций практикуется наем сезонных рабочих для сбора фиников; здесь особенно широко эксплуатируется женский и детский труд. О слабости развития капиталистических отношений свидетельствует, в частности, ничтожное количество сельскохозяйственных машин в иракской деревне; так, в 1949 г. в стране имелось 450 тракторов, в 1951 г.-662 2 . Все же на почве развития товарных культур и насосного орошения усиливается дифференциация крестьянства, происходит выделение кулацкой верхушки при обнищании основной массы крестьянства.

После окончания второй мировой войны, в период подъема национально-освободительного демократического движения, правительство Ирака, для того чтобы, с одной стороны, обмануть крестьянство, а с другой - насадить преданные правительству кулацкие хозяйства, сделало некоторые, более чем скромные шаги для разрешения аграрного вопроса. В 1945 г. был принят закон о распределении земли в районе Дуджейла, где на вновь орошенной при помощи механических насосов площади 30 тыс. га 1200 семейств получили земельные участки размером в 13 га. Позже было распределено 9 тыс. га между 360 семьями в районе Сулей- мания и 1 тыс. га между 250 семьями в районе Киркука 3 . Только 70% лиц, получивших землю в районе Дуджейла, были феллахами; остальные - это лица, отслужившие пять лет в полиции и армии или же «грамотные горожане». Получившие землю в районе Дуджейла и других районах обязывались: не заниматься посторонней работой, построить дом, засеять землю определенными культурами по указанию администрации. Вся производимая ими сельскохозяйственная продукция должна реализоваться через особый «кооператив», члены которого обязаны сделать крупные вступительные взносы.

Полукочевые и кочевые племена

Как уже отмечалось, около половины сельского населения Ирака составляют полукочевые и кочевые племена. В хозяйстве арабских полукочевников наряду с земледелием важную роль играет отгонное скотоводство, основную отрасль которого составляет разведение мелкого рогатого скота - овец и коз. В южном Ираке в большом количестве разводят буйволов. Верблюдоводством занимаются главным образом кочевые бедуинские племена. В 1949/50 г. в Ираке насчитывалось 7420 тыс. овец, около 2 млн. коз, 1062 тыс. голов крупного рогатого скота, 170 тыс. буйволов и около 300 тыс. верблюдов 4 .

В Ираке обитает более ста полукочевых арабских племен. Крупнейшие из них: мунтефик, хазаиль, фатла, джанабийин, зувайя, дулаим, акейдат на Евфрате; бени малик, абу мухаммед, бени лям, шаммар-рабиа, шаммар-тога, джабур, таий, убейд и азза на нижнем Тигре и в округе Диала. Наиболее крупные кочевые племена принадлежат к объединениям шаммар и аназа, кочующим также в Саудовской Аравии и Сирии.

В своем большинстве полукочевые и кочевые племена Ирака - выходцы с Аравийского полуострова. Процесс откочевки аравийских племен на территории Сирии и Ирака длился в течение веков и даже тысячелетий. Отдельные переселения аравийских племен, в частности шаммаров, на территорию Ирака происходили еще в XIX и даже в XX в. Кочевые племена Аравии, вторгаясь в пределы Ирака, постепенно оттесняли ранее переселившиеся сюда племена на север, захватывали их земли и переходили от кочевого верблюдоводства к полуоседлому овцеводству, совмещая его с возделыванием первоначально очень небольших участков земли.

Оседание кочевников на землю происходило медленно, проходя через ряд промежуточных стадий. Так г в начале XX в. русский исследователь А. Адамов писал, что переход на оседлость коснулся племен Арабского Ирака «пока лишь в сравнительно небольшой их части, чем объясняется подразделение каждого из них на четыре переходные ступени: 1) бедауи, или бедуины,- кочевники... 2) шауийэ - или рассеянные, разводящие крупный и мелкий скот, продолжающие кочевать со своими стадами, но ограничивающие свои передвижения небольшим приречным районом; 3) мач- дон, или обитатели болот и тростниковых зарослей, посвятившие себя буйволоводству и разведению риса, и 4) феллахи, или земледельцы, осевшие на обрабатываемых землях» г.

Переход кочевников и полукочевников к оседлости усилился после первой мировой войны в связи с кризисом кочевого скотоводства, причины которого охарактеризованы в предыдущих главах. Однако возникшая в эти годы тяга разоренных скотоводов к оседлому земледелию натолкнулась на отсутствие пригодных для этого земель. В свое время пастбищные территории племен были их коллективной собственностью, и обрабатываемые участки находились лишь в пользовании тех членов племени, которые их возделывали. За годы турецкого владычества вожди племен, шейхи, овладели большей частью плодородных земель и в ряде случаев, как, например, в племени мунтефик в южном Ираке, приобрели на -них право официальных владельцев. Тем самым шейхи превратились в крупных феодальных собственников. Английские оккупанты, проведя кадастри- зацию, закрепили большую часть пригодных для обработки земель за шейхами племен и английскими концессионными фирмами. Процесс захвата племенных земель еще более усилился с появлением в некоторых районах механических насосов, владельцам которых - феодалам и го- родским купцам - власти отдали отобранные у кочевников пастбищные территории.

В полукочевом и кочевом скотоводческом хозяйстве господствуют те же отношения феодальной издольщины, что и в земледелии. Сосредоточивая в своих руках владение стадами, пастбищами, оросительными сооружениями и орошенными землями, шейхи и разбогатевшие члены племен превратили рядовых соплеменников в своих пастухов и арендаторов- земледельцев. Кочевники, не имеющие скота или имеющие его в недостаточном количестве, вынуждены выпасать овец, коз, верблюдов, принадлежащих шейхам и городским купцам; за это они пользуются молочными продуктами или же получают небольшую часть приплода. Другие кочевники на аналогичных условиях издольной аренды садятся на землю, принадлежащую племенной знати или же городским купцам.

Сильные еще среди полукочевых племен Ирака пережитки патриархально-родовых отношений, с одной стороны, служат прикрытием феодальной эксплуатации, с другой-нередко эту эксплуатацию усиливают. Так, например, во многих племенах арабы должны делать своим феода- лам-шейхам особые «традиционные) 4 подношения для шейхского писца, для каведжи (слуги, подающего гостям кофе) и т. п.

Таким образом, положение основной массы арабов Ирака - оседлых и полуоседлых крестьян - характеризуется безземельем, массовым обнищанием, жестокой феодальной эксплуатацией. Господствующие классы Ирака всячески противятся демократическому разрешению аграрного вопроса, надеясь отдельными мелкими мероприятиями успокоить и обмануть народные массы.

Рыболовство и морские промыслы

Часть населения южного Ирака занята рыболовством, главным образом в болотистых протоках на Ш атт-эль-Арабе и на побережье Персидского залива. Рыбаки сами строят лодки, ставят запруды, плетут сети. Большинство рыболовов объединено в артели, во глав^ которых стоят старосты- шейха, получающие львиную долю улова; обычно члены артели, кроме того, закабалены городскими скупщиками. На побережье Персидского залива несколько десятков тысяч человек занято также ловлей жемчуга; организация этого промысла в основном та же, что и на восточном побережье Аравии.

Для рыбной ловли, а также для транспортных целей 1 на Евфрате и Тигре применяются лодки различных видов и размеров. Наиболее распространены лодки машхуф, займ и гуффа. Машхуф - узкая лодка с заостренными носом и кормой, сшитая из досок и покрытая снаружи асфальтом. Такая же, но более легкая лодка из связок тростника, носит название займ. На мелководье, в тростниковых зарослях и каналах, лодки передвигаются при помощи длинных бамбуковых шестов; в глубоких водах гребут короткими лопатообразными веслами. Своеобразна лодка гуффа, известная в Месопотамии с древних времен. Это круглое, похожее на корзину судно, 3-4 м в диаметре, с плоским дном и выгнутыми наружу стенками. Остов ее плетут из пальмовых листьев и покрывают сверху слоем асфальта. При транспортировке грузов в гуффу иногда впрягают лошадь. Наряду с лодками, главным образом для переезда на короткие расстояния и переправы через реку, широко распространены плоты келек, сделанные из надутых воздухом бурдюков и связок тростника.

Промышленность и рабочий класс

Несмотря на полуколониальное положение страны и многочисленные остатки феодализма, в Ираке за последние двадцать - двадцать пять лет выросла некоторая промышленность. В первую очередь это созданная иностранным капиталом крупная нефтедобывающая и частично нефтеобрабатывающая промышленность (имеется нефтеперегонный завод). Другие отрасли промышленности представлены первичной переработкой сырья, производством некоторых предметов питания и товаров широкого потребления. В Ираке насчитывается 30 кирпичных заводов, 8 табачных и 5 обувных фабрик, 3 хлопкоочистительных, 11 хлопкопрядильных и 9 мыловаренных предприятий, около тысячи мельниц и т. п. Полностью отсутствуют машиностроение и химическая промышленность, не получила раз- вития текстильная промышленность, хотя Ирак располагает своим сырьем - хлопком и шерстью. В иракской промышленности преобладает ручной труд. Многие предприятия, по существу, представляют собою крупные ремесленные мастерские. Немало и мелких ремесленных мастерских, являющихся одновременно лавками и обычно расположенных на базарах. Наиболее распространенные ремесла - производство шелковых, бумажных и шерстяных тканей, гончарство, выделка медной посуды и кожаных изделий, строительство лодок, производство дешевой парфюмерии и дешевых ювелирных изделий. Этими же ремеслами довольно широко занимаются и сельские жители.

По имеющимся данным, в различных сферах хозяйства и управления (кроме сельского хозяйства) занято 450 тыс. человек, в том числе торговцев - 110 тыс., государственных чиновников и служащих частных предприятий - 125 тыс., ремесленников - 45 тыс., рабочих - 60 тыс. (в нефтяной промышленности 14 тыс.) 1 . Если к этому числу добавить рабочих железнодорожного и речного транспорта, портовых грузчиков, упаковщиков и т. п., то общая численность рабочих превысит 100 тыс.

Эта цифра значительно увеличится, если присоединить сюда многотысячную армию безземельных крестьян, бежавших в города, особенно в Багдад и Басру, а также безработных горожан и перебивающихся случайными заработками поденщиков.

В печать редко попадают сведения, характеризующие положение рабочего класса, но и то немногое, что имеется, свидетельствует о жестокой эксплуатации пролетариата. В 1936 г., после целого ряда забастовок в различных отраслях промышленности, в Ираке был принят закон об охране труда, содержащий статьи о восьмичасовом рабочем дне, равной оплате женского и мужского труда, социальном страховании и т. п.; в тоже время закон допускает труд малолетних. Вынужденное сделать уступку рабочему классу, правительство всячески ограничило сферу применения закона, распространяя его лишь на предприятия, где занято более десятр рабочих. Закон формально введен в действие лишь с 1942 г., но фактически не выполняется владельцами предприятий и в настоящее время. Требование, чтобы закон 1936 г. применялся на практике, остается неизменным при всех рабочих забастовках и демонстрациях. Правительство ограничило право создания профсоюзов, поставив их под контроль министерства внутренних дел. Политическая деятельность профсоюзов преследуется, рабочим организациям разрешено заниматься лишь бытовыми вопросами.

Арабы это - семитский народ, их родственники евреи, ассирийцы, финикийцы. Своим предком они считают Измаила - сына Авраама (общий предок евреев и арабов). География его расселения: Средиземное море, полуостров Малая Азия, Красное море Персия, Персидский залив, Аравийское море.

Большая часть - Аравийская пустыня, где живут бедуины - кочевники-скотоводы. Юго-западное и западное побережье - Йемен и Хиджаз - оазисы - самые развитые части, где процветали оседлое земледелие, торговля (через них лежал торговый путь из Византии в Африку и Индию.

Общественный строй и верования арабов

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. У них существовала знать - шейхи и Саид, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Шейхов выбирали, их власть была ограничена советом родовой знати. Действует принцип кровной мести. Следовательно, общественный строй определяется как переходный от первобытно-общинного к раннефеодальному с пережитками родовых отношений.

Верования - языческие. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии в них не существовало. Из почитаемых были бог войны и плодородия Астар, Богиня луны Син, Богиня-мать Лат. Олицетворениями своих богов арабы считали рукотворных каменных идолов и природные каменные столбы.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города - Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки - Каабу (В переводе с арабского "Куб"), в стену которого было вмурован черный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.

Цель : рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов, сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий; развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника; продолжить формирование у учащихся чувства уважения к культуре других народов; религиозной терпимости, толерантности.

Оборудование: учебник И.М.Лихтей «История Средних веков», карта « Арабский халифат в VII-XI веках вв.», компьютерная презентация «Арабский халифат.»

Тип урока : изучения новых знаний

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы, бедуины, феллахи, Кааба, намаз, закят, шахада, мечеть, минарет.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний уч-ся

Рассматривание картинок с изображением арабов – как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? Кто такие арабы?

III Мотивация учебной деятельности

Слайд 1. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Слайд 2 . На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.

IV Изучение нового материала

1 . Природа и занятия жителей Аравийского полуострова.

Рассказ учителя

Слайд 3. Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного

Слайд 4. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Слайд 5. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляли ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз шёл на топливо, и даже моча при недостатке воды использовалась для умывания.

Верблюд лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня.

Слайд 6. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Одним из крупнейших – город Мекка.

Итак, – Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения? (учащиеся отвечают на вопрос).+ составление и заполнение схемы



Разложение родового строя у арабов

Слайд 7. Бедуины жили племенами и родами. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между соплеменниками. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников. Племена росли численно, и им становилось тесно на прежних пастбищах. Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки. Племена начинали воевать между собой. И эти войны длились иногда десятилетиями.

Из-за чего воевали племена?

Из-за лучших пастбищ.

Обычай кровной мести.

Каждое племя поклонялось своим божествам.

Метод «Мозговой штурм» - Что могло прекратить постоянные войны?

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

Прекращение вражды племён между собой.

Борьба с внешними врагами.

Упадок торговли.

Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.

2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед.

Слайд 8. Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда. Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда

Сообщение учащегося о пророке Мухаммеде

Запись в тетрадь – пророк Мухаммед (570-632)

Слайд 9. 610г. - начало проповедей

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть.

Слайд 10. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

Слайд 11. -Что способствовало объединению арабов?

А у нас в Украине есть мусульмане?

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.

Основы мусульманского вероучения

Слайд 12. Мысли, пророчества Мухаммеда были записаны в священную книгу мусульман – Коран. Запись в тетради новых слов: Коран

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги, суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айят», т. е. чудо.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран не переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку.

В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за шесть дней. Создав живые существа, Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день– у мусульман это пятница – считается днем отдыха. Сунна - запись высказываний (хадисов) пророка Мухаммед

Слайд 13. Первая из сур Корана – аль Фатиха выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш». – видеофрагмент

Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - признак жестокого сердца.

6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приветливость к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммеда?

«Пять столпов» ислама

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей.

Работа в микрогруппах

Игра « Восстанови предложение» - необходимо восстановит правильный порядок слов в предложения - и записать его.(слова на карточках в разброс)

1)Шахада – верить в существование единого бога – Аллаха и Мухаммеда – пророка его.

***Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Божий». Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения)

2)Намаз – пять раз в день выполнять обязательную молитву; (утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца, и перед сном).

3) Рамазан – раз в год придерживаться обязательного поста - от рассвета до заката; (9 месяц по мусульманскому лунному календарю) течение одного месяца в году.

4)Закят – милостыня и специальный налог в пользу бедных (1/5 прибыли)

5)Хадж –один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. (На территории Саудовской Аравии).

Слайд 14 проверка задания

Работа с историческим документом

Джихад – священная война против неверных – еще одна обязанность мусульман

Слайд 15. обычаи и нравы мусульман

3. Арабский халифат .

Рассказ учителя

Слайд 16. После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

Слайд 17. Постановка проблемного вопроса - Почему завоевания арабов были успешными?

Работа с историческими документами ( прочитать – сделать выводы о причинах военных успехов арабов)

А)отрывок из сочинения Ибн Исхака о начале завоеваний арабов

«Говорят, что Абу Бекр, первый праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммада, решил послать войска в Сирию.Он призвал жителей Мекки и всех арабов Таифа, Нежда, Йемена, Хиджаза отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал им богатую добычу. И поспешили к нему люди, - одни, чтобы заслужить благоволение Аллаха, другие – желая получить земные блага»

Б) Войско арабов в VI-VIII веках состояло из отдельных племенных и родовых отрядов.

Конница в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте - приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб. Для ускорения переброски пехоты обычно использовались верблюды или лошади. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество, командование широко применяло принцип внезапности.

Верблюды использовались не только для ускорения марша пехоты, но и для ведения боя. Для этого всадники на верблюдах вооружались длинными копьями.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница. С IX века она начинает делиться на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, палицы, боевые топоры и защитное вооружение - более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками и длинными тонкими дротиками.


Слайд 18. завоевания арабов – видеофрагмент

Задание – запомнить страны, захваченные арабскими завоевателями.

Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Слайд 19 битва при Пуатье – решение хронологической задачи- Если у европейцев эта битва произошла в 732г, в каком году у арабов?

Слайд 20. Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов

Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию - до 160 000 воинов, а для собственной защиты - дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам.

Эмиры - Наместники халифов

Слайд 21. В 750 г. К власти пришла династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 - 1258гг.- воцарение династии Аббасидов.

Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

Слайд 22. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. – одна из причин распада. А другие?

Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

4.Культура арабского халифата.

Слайд 23. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка.

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

Слайд 24 . «Важнейшее украшение человека - знание», - говорит арабская пословица. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы - медресе., в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги.

Слайд 25. Развитие научных знаний - просмотр видеофрагмента

Сравните уровень развития науки в Западной Европе и странах халифата?

Слайд 26, 27. Интересно, что до наших дней дошла задача аль-Бируни. С течением времени её содержание несколько изменялось, вот как звучит эта задача сейчас. Предлагаю решить ее вам.

Слайд 28. Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается "Тысяча и одна ночь", вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос "Шахнаме " ("Книга царей"), в котором описываются деяния персидских шахов. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

Слайд 29 .Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворце халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

V Закрепление изученного материала

Слайд 31. – графический диктант


  • Большая часть Аравийского полуострова – пустыня. (Да)

  • Северные арабы занимались земледелием. (Нет)

  • Основатель ислама – Мухаммед. (Да)

  • Священная книга мусульман – Сунна. (Нет)

  • «Правоверные» – так называли христиан. (Нет)

  • Халифы – «Заместители Пророка». (Да)

  • Халиф Гарун ар-Рашид – только герой сказок «Тысяча и одна ночь». (Нет)

  • Арабы достигли выдающихся успехов в науке. (Да)

  • Арабески – умение красиво писать буквы. (Нет)

  • Минарет – город, в котором родился Мухаммед. (Нет)

  • Мусульмане – люди, исповедующие ислам (Да)
VI Итог урока

Решение проблемного вопроса урока

Можно ли утверждать, что ислам способствовал объединению арабских племен (по методу «Пресс»)

VII Дом. задание Слайд 32.

§11 (пересказ), письменно: «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман».

1. Природа и занятия населения Аравийского полуострова. 2. Причины образования единого арабского государства. 3. Мухаммед – основатель ислама. 4. Арабские завоевания. 5. Арабский халифат и его распад. 6. Культура стран халифата. 2/1/2018 2

«СЧАСТЛИВАЯ» АРАВИЯ ОСЕДЛЫЕ АРАБЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Один из оазисов Омана ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ САХАРНЫЙ ТРОСТНИК ХЛОПЧАТНИК

Население - арабы Полуостров - Аравийский Климат - сухой и жаркий Занятия - скотоводство (бедуины), земледелие (оазисы, юг и запад) Самый крупный город - Мекка. Караваны - Индия, Иран, Византия. Ежегодные ярмарки Верования до принятия ислама – язычество.

НЕРАВЕНСТВО. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ НЕОБХОДИМОСТЬ ОТПОРА ВНЕШНИМ ВРАГАМ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗАХВАТУ БОГАТСТВ СОСЕДНИХ СТРАН МЕЖПЛЕМЕННАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ РОЗНЬ

610 г. – НАЧАЛО ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУХАММЕДА 622 г. – ПЕРЕСЕЛЕНИЕ МУХАМЕДА ИЗ МЕККИ В МЕДИНУ. НАЧАЛО МУСУЛЬМАНСКОГО ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ (ХИДЖРА) 630 г. – ЗАХВАТ МУСУЛЬМАНАМИ МЕККИ. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

ВЕРИТЬ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ЕДИНЫЙ СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ БОГ – АЛЛАХ, А МУХАММЕД – ПРОРОК ЕГО МОЛИТЬСЯ ПЯТЬ РАЗ В ДЕНЬ МОЛИТВА (СОВЕРШАТЬ НАМАЗ) ЖЕРТВОВАТЬ ПЯТУЮ ЧАСТЬ ДОХОДА ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА МИЛОСТЫНЮ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ МЕСЯЦ ПОСТ В ГОДУ С РАССВЕТА ДО ЗАКАТА ХОТЯ БЫ РАЗ В ЖИЗНИ ХАДЖ В ПАЛОМНИЧЕСТВО СВЯТЫЕ МЕСТА (МЕККУ, МЕДИНУ)

ШАРИАТ – ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ Изучение Корана в медресе ЗАПРЕТ НЕ УБИВАЙ РОСТОВЩИЧЕСТВА ПООЩРЕНИЕ НЕ КРАДИ НЕ ЛГИ ТОРГОВЛИ ОСУЖДЕНИЕ ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ВОРОВСТВА УВАЖАЙ ЗАПРЕТ ВИНА, РОДИТЕЛЕЙ АЗАРТНЫХ ИГР

БОРЬБА СО СВОИМИ СТРАСТЯМИ УСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ПОСТОЯННОЕ УСЕРДИЕ В ДЕЛЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА ВЕДЕНИЕ ВОЙНЫ С АГРЕССОРАМИ ВО ИМЯ АЛЛАХА

МЕСТО ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОЛИТВЫ МЕСТО ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЙ И ОБСУЖДЕНИЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ МЕСТО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

СУННИТЫ ШИИТЫ считают законными считают, что власть в преемниками общине должна Мухаммеда первых принадлежать четырёх халифов - Абу исключительно его Бакра, Умара, Усмана и потомкам (детям Али, Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его признают, наряду с двоюродного брата) Кораном, предания (сунну) о пророке Мухаммеде

После смерти пророка в 632 г. арабы выбирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получили титул халифов – заместителей пророка. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть.

Арабская вязь Арабы поселились во многих завоёванных землях, смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал всё большее распространение. В распространении арабского языка среди покорённых народов большую роль сыграл Коран, переводить который с арабского было строго запрещено.

Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов Завоеватели долгое время не закрывали на завоёванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять свои религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налогами должны были содержать за свой счёт армию.

Жители завоёванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой, ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. От налогов освобождались только те, кто переходил в ислам. Поэтому постепенно многие становились мусульманами.

Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палестина, стали исламскими, их жители стали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки.

НАУКА Харун ар-Рашид В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом Мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.

НАУКА Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу.

НАУКА В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

НАУКА Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

НАУКА В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая» . Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия.

НАУКА Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980 - 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов.

ЛИТЕРАТУРА Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях.

ЛИТЕРАТУРА Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь» , вобравший в себя предания и легенды многих народов.

ЛИТЕРАТУРА Фирдоуси читает поэму «Шахнаме» Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934- 1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

ИСКУССТВО Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде. Дворец Альгамбра

ИСКУССТВО В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

ИСКУССТВО По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана

ИСКУССТВО Около мечети возводили один или несколько минаретов высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

ИСКУССТВО Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

1. Как возник ислам и в чём состоят основы его учения? 2. В чём состояли причины арабских завоеваний и последствия образования Арабского халифата? 3. Найдите на карте территории, завоёванные арабами. 4. Почему распался Арабский халифат? 5. В чём проявился расцвет арабской культуры? Какие культурные достижения позаимствовала у арабов Западная Европа?

Североаравийские племена и государственные образования . На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).

Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.

В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).

Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.

Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.

Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.

Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.