Признаки эскалации. Формы эскалации конфликта. Признаки и разновидности эскалации конфликта

Инцидент - действие или бездействие субъектов, которое является поводом для выхода конфликта на новый уровень. Инцидент – явление кратковременное. Он может быть спровоцированным или стихийным.

Эскалация – использование сторонами конфликта все более жестких тактик, усиление напряженности конфликта целом.

Характеристики эскалации

Далее появляется большее количество объектов спорапереход от частных разногласий к общимвсе большая концентрация на противнике конфликта и все меньшая на предмете спораувеличение числа участников конфликта.

Модели эскалации


  1. Агрессивная модель

  1. Спиральная модель

  1. Модель структурных изменений
То же что и первых двух. Только вместо психологической реакции ставятся структурные изменения.

Стадии эскалации конфликта:


  1. Каждая сторона признает право другой на проблему, стороны придерживаются эстетических норм и настроены на решение проблем без силовых действий.

  2. Проблема уходит на второй план, начинается противоборство сторон, оппоненты становятся противниками.

  3. Первоначальная причина забыта, проблема не решается.

  4. Стадия поляризации сторон. Стороны не общаются, а лишь вербуют сторонников.

  5. Стадия осуществления насилия.
Факторы, влияющие на эскалацию:

  1. Осознанное расхождение интересов.

  2. Завышенные ожидания

  3. Низкая стабильность ситуации на это сильно влияет баланс сил, внешние условия, нормы)

  4. Средства сдерживания (создание угрозы)
Мертвая точка конфликта – стадия, когда прекращается эскалация. Действий по завершению конфликта от сторон нет, но одна (или обе) сторона не хочет продолжать конфликт (например, когда она исчерпала свои ресурсы или считает, что дальнейшие действия повлекут слишком большие затраты). На этой стадии формируется паритет сил. Открывается путь к процессу деэскалации.

Это может случиться на любой стадии развития конфликта. Дальше может или произойти деэскалация, или конфликт перейдет на «новый уровень» развития.

Деэскалация также может быть связана с возникновением новых взаимосвязей между сторонами (например, им придется работать вместе).

Также деэскалация может быть связана с разногласиями в одной из конфликтующих сторон.

Деэскалация приводит к завершению конфликта. Но после завершения он может начаться заново, если не удовлетворен хотя бы один из трех уровней каких-то претензий.

Функции


2. Оптимизация социальных связей

Усиление согласованности в достижении цели

Несогласованность этих действий

3. Диагностическая функция

Актуализируются противоречия

Протестные действия из-за актуализации противоречий

4. Инновационная функция

Выработка новых методов решений, организационные изменения

Рост сопротивления изменениям

Создание дополнительных препятствий в работе.

5. Коммуникационная функция

Развитие формальных и неформальных каналов коммуникаций

Ухудшение социально-психологического климата, возможность формирования враждебных взаимоотношений внутри групп.

6. Профилактическая функция (связана с институциализацией конфликта)

Создание норм, регулирующих взаимодействие и ослабляющих конфронтацию участников,

Через разработку норм в будущем может происходить замалчивание каких-либо противоречий.

Стратегии участников конфликта

Модель двойной заинтересованности (модель Томаса)

Уступка Сотрудничество
Rомпромисс

Уход Противоборство, принуждение



Х – уровень направленности на собственные интересы

У – уровень направленности на интересы других сторон

Люди идут на уступки (ось Х) если:

Они рассматривают конфликт с позитивной точки зрения,

Они боятся противника, боятся эскалации конфликта и т.д.

Они находились в нормальных отношениях до конфликта

В конфликте затронуты интересы группы

Люди идут на уступки (ось У) если:

Есть общий вид деятельности (его дела – мои дела)

Есть психологическая связь (ему хорошо, значит и мне хорошо)

Есть инструментальная заинтересованность (одна сторона обладает властью над другой).

Характеристика основных стратегий поведения

Стратегия принуждения (акулы) (выс-низ).

Жесткие тактики

Деструктивная модель, разрушение взаимодействий между сторонами

Активно используется властный ресурс

Правило: «Или все мое, или никому ничего!!!»

Стремление к доминированию

Характерна психологизация конфликта

Эта стратегия эффективна когда:

Речь идет о защите интересов дела (организации) от какой то конфликтной личности, от посягательств, когда есть угроза для его существования,

Имеет место жесткое противостояние.

Используются:

Угрозы (угрозы ничего не стоят, реализация не обязательна)

Стратегия ухода (избегания конфликта) (черепаха) (низ-низ).

Полная капитуляция, уступка всего.

Есть 2 варианта проявления:

Предмет конфликт не имеет существенного значения (для одного или для обоих),

Предмет спора имеет объективное значение, но она оценивает его как неважное (или переоценивается сила другой стороны).

При этой стратегии возможен рецидив конфликта.

Есть психологический тип людей, который часто выбирают эту стратегию (т.е. не вступают в конфликт). Это рефлексирующие интроверты (или черепахи).

Тактики:


- отступление без выдвижения встречных требований,

Промедление, запаздывание с принятием решения, выжидательная позиция (из-за психологического типа, т.к. часто черепахи ищут поддержку и информацию, консультируются и т.д.)

Возможен отказ от переговоров.

Стратегия уступки (медведь) (низ-выс)

Человек ориентирован на сглаживание конфликта. Он жертвует своими интересами ради сохранения взаимоотношений с противником. Достаточно решительно применяются тактики борьбы. Те, кто придерживаются этой стратегии могут достаточно жестко стоять на своей позиции. Она может быть доминирующей для человека в силу его психологических особенностей, она характерна для конформистов. Она может перейти в стратегию избегания конфликта.

Она также может быть целесообразна, если еще не до конца определен предмет спора.

Стратегия компромисса (лиса ) (сред-сред)

Девиз – ты мне, я тебе!

Уступки делаются в обмен на другие уступки.

Компромисс нельзя рассматривать как разрешение конфликта, снятие противоречия. Но, тем не менее, иногда он может исчерпать конфликтную ситуацию, если можно поделить предмет конфликта.

Компромисс может принимать активную (договора, обязательства) и пассивную (отказ от каких-либо действий по достижению взаимных уступок) форму. Это может быть эффективно, если необходимо выиграть время.

Компромисса можно достичь только если обе стороны адекватно, одинаково воспринимают предмет конфликта. Если нет, то может возникнуть мнимый компромисс (затишье перед бурей).

Такая стратегия возможна или если предмет явно делим, или в ситуации стандартных, повторяющихся конфликтов.

Стратегия сотрудничества (сова) (выс-выс).

Стратегия строится на балансе интересов и на межличностных отношениях между сторонами. Если предмет неделим и имеет большое значение для сторон, то при этой стратегии вряд ли можно применить эту стратегию.

Тактики: уход, уступка, компромисс, противоборство…

Такая стратегия возможна в нестандартных, творческих ситуациях при наличии кучи времени на переговорный процесс.


Тактики (для всех):

  1. Обольщение (воздействие на личность с помощью ее восхваления). Чем больше мы заинтересованы в этой стратегии, тем меньше ее успех.
­­ Лесть (лучше положительное высказывание в разговоре с третьим лицом с надеждой на передачу адресату)

Единство мнений (согласие с другой стороной по какому-либо вопросу, но не путем обмана, а выборочно. А еще лучше, демонстрировать несогласие с тем, с чем не согласен ваш противник, причем эффективнее не соглашаться с высказанным, а предвосхитить его высказывание).

Оказание услуг (лучше «тайное»).

Самопрезентация

Главное в этой тактике – чтобы другая сторона не угадала истинные намерения. Применяется при стратегиях компромисса, сотрудничества. Лучше не обманывать, а просто делать акцент на чем-либо.


  1. Искусство «взъерошивания перьев». Цель – сбить с толку, привести в смятение.
- Придерживаться другого темпа деятельности.

Заставить противника почувствовать себя некомпетентным и безответственным.

Применяется лисой, может быть совой…


  1. Скрытые укоры (заставить противника мучаться угрызениями совести).

  2. Убедительная аргументация:
- Попытка убедить другую сторону в своих законных основаниях на разрешения конфликта в свою пользу, доказать легитимность своих претензий.

Попытка убедить другую сторону, что снижение ее требований пойдет ей на пользу.

Применяется совой, лисой, медведь.


  1. Угроза. Она может спровоцировать эскалацию конфликта.
Характерна для акулы, частично для лисы и совы.

  1. Нерушимые обязательства
Даются обязательства сделать что-либо вне зависимости от действий другой стороны. Ответственность перекладывается на плечи другой стороны. Велик риск, что не пройдет.

Ненасильственное сопротивление.


Типология конфликтов

1. Связанные с развитием культуры (Смелзер):

Культурное запаздывание,

Чуждое влияние.

2. По сложности субъектов (тоже Смелзер):

Межиндивидуальные,

Между ассоциациями,

Внутри и межинституциональные,

Между секторами общества (разделение труда),

Межгосударственные,

Между культурами и типами культур.

3. Классификация Зайцева-Дойча:

Конфликт кооперации,

Конфликт конкуренции.

16 типов взаимодействия:



Социально-эмоциональные

Направленные на задачу

неформальные

формальные

неформальные

формальные

Конкуренции

Неравные

Хулиган - жертва

Эксперт - новичек

Власть - мятежники

Охрана - заключенные

Равные

Личные враги

Разводящаяся пара

Противники в неформальной игре

Бизнес-конкуренты

Кооперации

Неравные

Мать и ребенок

Полицейский - ребенок

профессор - выпускник

Руководитель- подчиненный

Равные

Влюбленные

Члены клуба

Коллеги

Члены рабочей группы

  1. По формам протекания:
- Насильственные,
- …,

Ненасильственные.


  1. Классификация с психологической точки зрения (тоже Дойч):
- Действительный конфликт (причина есть причина. Пример – зависимый конфликт),

Смещенный конфликт (причина конфликта переносится в другую сферу отношений),

Латентный конфликт (участники не сознают причин конфликтов),

Ложный конфликт (причин нет, но участники считают, что есть. Пример – попадание человека в другую культуру),

Патологический конфликт, конфликт взаимопонимания (на базе непонимания действий или слов оппонента, неверная интерпретация).

6. По типу субъектов:



В системе

Вне системы

Уровни субъектов

Личностный

Внутриличностный

Межличностный

Групповой

Внутригрупповой

Межгрупповой

Организационный

Внутриорганизационный

Межорганизационный

Государственный

Внутригос-й

Межгосуд-й

  1. По результатам конфликта:
- Конструктивно – разрешенный (нет основания для возникновения новой конфликтной ситуации),

Неконструктивно разрешенный.

8. По длительности протекания:

Кратковременные (предмет исчерпывается в процессе контактных взаимодействий),

Продолжительные,

Хронические.

9. По отношению к организации:

Позиционные (источник в рамках формальной структуры организации),

Межличностные (неформальные).

10. По началу (Шейнов):

Использование участниками конфликтогенов (т.е. чего-либо, что может привести к развитию конфликта). Использование одного конфликтогена может привести к развитию конфликта.

Формирование конфликтной ситуации

Типы конфликтогенов:

Прямое негативное отношение (угрозы, критика, обвинения, резкие приказы),

Проявление снисходительного отношения (демонстрация своего превосходства, утешение, упреки, навязывание своей точки зрения, оценки, суждения),

Хвастовство,

Нечестность/неискренность, обман, утаивание информации,

Нарушение разного рода норм морально-этического или организационного характера.

Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Признаки эскалации

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности . Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага . Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют :
- недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем);
- негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);
- представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу вредит нам, и наоборот);
- деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно). Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

Рост эмоционального напряжения . Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам . Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека» косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его, интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация . Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга научаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Применение насилия . Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего из аргументов - насилия.

По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные действия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я».

Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Поэтому интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М. Дойч).

Расширение границ конфликта . Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт Распространяется на более обширные территории. Происходит Расширение его временных и пространственных границ.

Увеличение числа участников . В ходе эскалации конфликта Может происходить «укрупнение » противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, Численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории «симметричного схизмогенеза » (Г. Бейтсон) Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают два варианта схизмогенеза - полнительный и симметричный . Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий, например, настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. В ходе взаимодействия все большая настойчивость одного субъекта может вести ко все большей уступчивости другого, и наоборот, и так до разрушения взаимоотношений. Симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. На поведение субъекта другой отвечает поведением той же направленности, но более интенсивным и т.д. Результатом также будет разрушение отношений.

Хотя Г. Бейтсон прямо не связывает симметричный схизмогенез с развитием конфликта, очевидно, что эскалация борьбы происходит именно по такому принципу. Из признания внешнего сходства сторон и «симметричности» развития взаимодействия не следует, что стороны в процессе борьбы преследуют одинаковые цели. Одна сторона может стремиться к изменению сложившегося соотношения позиций, придерживаться наступательной стратегии; другая - пытаться сохранить статус-кво и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Очевидно, что более интенсивные наступательные действия с большей вероятностью будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот.

Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности и угрозы. Теория эволюционной эпистемологии (Г. Вольмер, К. Лоренц) утверждает, что человек, не обладающий специальными органами, способствующими выживанию при нападении или защите (клыками, лапами, копытами и т.д.), выжил благодаря способностям мозга, которые позволяют лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. История развития мозга растягивается на сотни миллионов лет. Продольный разрез человеческого мозга по срединной линии показывает наличие очень древних молодых частей, совокупная деятельность которых определяет способ восприятия мира, а также управляет поведением человека. Архаические механизмы агрессивных и защитных действий по отношению к источнику угрозы в виде своеобразных программ заложены в глубинных слоях промежуточного мозга (он сформировался сотни миллионов лет назад). Они были необходимы для обеспечения выживания на первой, биологической фазе эволюции.

С начала культурной эволюции человека в противоположность агрессивным и защитным действиям развился интерес к неизвестному. Оценка неизвестного как угрожающего или интересного является продуктом взаимодействия архаических реакций промежуточного мозга и сравнительно недавно обретенных реакций конечного мозга (формировался в последние 3- 4 млн. лет). Если господствуют спонтанные страхи, то сигналы промежуточного мозга подчинят и вытеснят физиологически более слабые процессы конечного мозга. Поэтому сочувствие, терпимость, компромиссное поведение и другие положительные социальные приобретения могут быть не реализованы из-за чувства небезопасности, социального давления, страха и стрессов всех видов, возникающих во время угрозы.

По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону (рис. 19.2).

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва Для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной СТОРОНОЙ как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Все Надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем бес-водные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость, тогда как личность противника оказывается в центре внимания.

На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого ». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим, и поэтому отвергается.

На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

Описанная выше регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

Кое-что об идентификация

  • Тэшфел все когнитивные процессы выстраивает в це­почку, в которой идентификация предшествует дифферен­циации.
  • В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя релевантными группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе. У них «национальность для себя» может обозначаться не одним словом, а описа­тельно: «ближе к русской национальности», «скорее между русскими и украинцами» (из ответов жителей Полесья на вопрос об их национальности).

Эскалация конфликта

Конфликт- сложная ситуация, в которой есть несколько стадий.

Конфликт склонен к саморазростанию. Все время возникают дополнительные причины для его углубления. Возникают некие тренсформации:

Ø От мягких к жестким действиям- от разговоров к активным действиям.

Ø От меньшего к большему – появляются новые объекты спора.

Ø От частного к общему – «Вы все такие!»

Ø Вначале идет стремление к результату, но постепенно все сводится к стремлению победить противника, вплоть до нанесения ему ущерба.

Ø От участия немногих, к увеличению рядов- увеличении числа участников конфликта вплоть до массового.

(Конец 60-х начало 70-х- время больших социальных конфликтов, в которые было втянуто студенчество, как во Франции, так и в США)

Конфликт может быть урегулирован (решение проблемы, лежащей в основе), а может быть разрешен (устранение одной из сторон).

МОДЕЛИ эскалации конфликта

1. Модель агрессор- жертва.

Действует у участников конфликта, но каждая сторона ощущает себя жертвой.

Агрессор нападает- жертва защищается- агрессор усиливает давление….и т.д. – либо урегулирование, либо разрешение.

Такой тип действий характерен для политических конфликтов. Модель не достаточно естественна для полного объяснения. Трудно отличить агрессора от жертвы.

2. Модель спирали.

Движение конфликта происходит по спирали: Пик- Затишье- Новый виток.

Также можно представить линейно в виде волн.

Популярна у тех, кто рассматривает эскалацию конфликта как порочный круг действий и противодействий.

Враждебные действия одной стороны вызывают у другой стороны страх, фрустрацию, гнев и т.п.--> ответные действия.

Эта модель не столь односторонняя, как предыдущая, но она не намного лучше.



3. Модель структурных изменений.

Предыдущие две модели не могут объяснить, почему конфликт в ситуации затухания не затухает совсем, почему образуется новая волна.

Как психологически изменяются стороны во время конфликта?

Модель спирали (социологическая) изучает только временные состояния людей в конфликте – эмоции и гнев.

Базовые изменения в конфликте:

v Усиливается групповая сплоченность

v Меняются лидеры (более агрессивные)

v Более яркой и позитивной становится социальная идентичность

v Изменения в когнитивной сфере.

Когнитивные процессы и реальные МГО находятся в состоянии циркулярного взаимовлияния. Как изменяются когнитивные процессы?

Ø Категоризация à члены группы воспринимаются более похожими, чем они есть на самом деле. à деиндивидуализация членов своей и чужой группы! Этот эффект действует так, что облегчает принятие решения об агрессивных действиях. Деиндивидуализация облегчилась с появлением новых технологий, когда не надо лично взаимодействовать с представителями другой группы, которых ты убиваешь. à усиление возможности проявления агрессии к группе за счет отсутствия непосредственного взаимодействия.

Эксперимент: Волейболистки, 2 команды. 1- в костюмах, 2- кто в чем. Более агрессивной была группа 1.

Более агрессивна деиндивидуализированная группа, т.к. она воспринимает себя как группа, и знает, что другие тоже воспринимают ее как группу. à диффузия ответственности.

Д. Кемпбел - проверял на африканских племенах - чем больше одинаковых элементов в оформлении внешности, тем более агрессивно племя.

Ø Иллюзорная корреляция - два класса событий воспринимаются как связанные, хотя между ними либо нет связи, либо связь незначима. На этом строится множество негативных стереотипов. Проявляется в стереотипах о группах меньшинства у большинства, при редком взаимодействии и наличии у первых яркого отличия.

Ø Каждая группа в ситуации конфликта стремится дифференцироваться от другой группы и делает все, чтобы лишний раз их не сопоставить. Каждая страна старалась оставаться в системе своих взглядов.

Ø Сторон ищут «козлов отпущения», которых всегда можно найти с помощью механизма социальной каузальной атрибуции (атрибуции ответственности). У людей постоянно возникает желание искать ответственного за событие. Очень часто им становятся группы реального меньшинства. Если его не находят- некое правдоподобное меньшинство (например, агенты вражеских разведок). Если и этих не находят- придумывают фантастическое меньшинство (ведьмы в средневековье, после изгнания евреев за распространение чумы). Т.о. все это является специфическим типом атрибуций- атрибуции заговора, дающие простые объяснения для любых сложных явлений. Последствия для «козлов отпущения»- изгнание или смерть. Можно говорить об обесчеловесивании врагов. Делигитимизация по Б.Талю . Т.е. выведение за пределы человеческого рода и человеческих законов. Это облегчает действия по уничтожению!!!

Т.о. есть некий страх перед группами меньшинства. Почему возникает этот страх перед слабыми группами меньшинств?

С. Московиси выдвинул концепцию заговорщицкого мышления: Любое меньшинство стилем жизни, взглядами, религией и пр. нарушают нормы большинства. С точки зрения большинства меньшинство оказывается в неком превилигированном положении и могут делать что хотят. à они обладают некой таинственной силой, связанной с силой зла à заговорщицкие атрибуции, в которых проявляются фантастические атрибуции. Члены группы большинства проявляют чувства слабости. Ненависть и презрение к группам меньшинств дополняется завистью.

Проявляется в ситуациях кризисов и конфликтов. В нормальной и стабильной ситуации большинству нет необходимости искать виноватых. Тогда они оставляют атрибуцию заговора и не используют ее.

Московиси выделяет правую и левую, в политическом смысле слова, атрибуции. Правая- человек сам ответственен за все что с ним происходит (атрибуция ответственности). Левая- причины всех несчастий в условиях созданных обществом; система виновата! Левая особенно характерна для самих групп меньшинства. Способствует защите самооценки, но в то же время дает ощущение неподконтрольности своей жизни, что увеличивает эгоизм, агрессивность и тревожность.


Первоначально слово «стереотип» (твердый отпечаток) появилось в полиграфии для обозначения печатной формы – копии с типографского набора.

В каждом случае в качестве причин предлагались конк­ретные личностные качества – стереотипные, индивидуальные и антистереотипные для «типичного американца» и «типично­го советского человека», а также внешние обстоятельства.

Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем); негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред);

отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот);

деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом);

отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека. косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалации конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего из аргументов - насилия.

По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные действия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я» .

Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Поэтому интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М.Дойч).

Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории «симметричного схизмогенеза» (Г. Бейтсон). Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают два варианта схизмогенеза - дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий, например, настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. В ходе взаимодействия все большая настойчивость одного субъекта может вести ко все большей уступчивости другого, и наоборот, и так до разрушения взаимоотношений. Симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. На поведение субъекта другой отвечает поведением той же направленности, но более интенсивным и т.д. Результатом также будет разрушение отношений.

Хотя Г. Бейтсон прямо не связывает симметричный схизмогенез с развитием конфликта, очевидно, что эскалация борьбы происходит именно по такому принципу. Из признания внешнего сходства сторон и «симметричности» развития взаимодействия не следует, что стороны в процессе борьбы преследуют одинаковые цели . Одна сторона может стремиться к изменению сложившегося соотношения позиций, придерживаться наступательной стратегии; другая - пытаться сохранить статус-кво и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Очевидно, что более интенсивные наступательные действия с большей вероятностью будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот.

Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности и угрозы. Теория эволюционной эпистемологии (Г. Вольмер, К. Лоренц) утверждает, что человек, не обладающий специальными органами, способствующими выживанию при нападении или защите (клыками, лапами, копытами и т.д.), выжил благодаря способностям мозга, которые позволяют лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. История развития мозга растягивается на сотни миллионов лет. Продольный разрез человеческого мозга по срединной линии показывает наличие очень древних

и молодых частей, совокупная деятельность которых определяет способ восприятия мира, а также управляет поведением человека. Архаические механизмы агрессивных и защитных действий по отношению к источнику угрозы в виде своеобразных программ заложены в глубинных слоях промежуточного мозга (он сформировался сотни миллионов лет назад). Они были необходимы для обеспечения выживания на первой, биологической фазе эволюции.

С начала культурной эволюции человека в противоположность агрессивным и защитным действиям развился интерес к неизвестному. Оценка неизвестного как угрожающего или интересного является продуктом взаимодействия архаических реакций промежуточного мозга и сравнительно недавно обретенных реакций конечного мозга (формировался в последние 3-4 млн. лет). Если господствуют спонтанные страхи, то сигналы промежуточного мозга подчинят и вытеснят физиологически более слабые процессы конечного мозга. Поэтому сочувствие, терпимость, компромиссное поведение и другие положительные социальные приобретения могут быть не реализованы из-за чувства небезопасности, социального давления, страха и стрессов всех видов, возникающих во время угрозы.

По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики . Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону (рис. 2).

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем бесплодные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость, тогда как личность противника оказывается в центре внимания.

Рис. 2. Соответствие этапов эскалации конфликта уровням функционирования психики человека. Возрастные уровни эмоционального и социально-познавательного функционирования психики человека

На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим, и поэтому отвергается.

На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их, глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

Описанная выше регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

Текущая страница: 11 (всего у книги 16 страниц)

Шрифт:

100% +

61. Функции и барьеры коммуникаций

В ходе развития конфликтной ситуации коммуникации выполняют целый ряд функций, наиболее важной из которых является передача информации, содержания или смысла, что представляет собой семантическую (смысловую) сторону коммуникативного процесса. Именно это оказывает видимое влияние на поведение человека, определяя его действия и формируя определенное состояние. Специфика коммуникаций заключается в том, что они выступают в качестве инструментов взаимодействия психики общающихся между собой индивидов, выполняя три основные функции: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную, эмоционально-коммуникативную.

Информационно-коммуникативная функция реализуется в ходе передачи и приема информации:

1) получаемая и принимаемая информация приобретает соответствующее оформление, что является важным стимулом для творческого общения;

2) сглаживаются различия в информированности участников коммуникативного процесса;

3) появляется стремление понять точку зрения партнера по общению, сравнить с собственной, принять (или отвергнуть) ее;

4) предоставляется возможность получения новых результатов.

Регулятивно-коммуникативная функция применяется с целью влияния на поведение сторон в процессе коммуникации, что позволяет:

1) регулировать поведение всех участников;

2) координировать их действия;

3) управлять процессом общения с учетом индивидуальных характеристик участников.

Эмоционально-коммуникативная функция непосредственно связана с эмоциональным состоянием, вызываемым процессом общения, потребность в котором обусловлена необходимостью улучшить это состояние. Процесс общения может его качественно изменить: сблизить (или развести), взаимно усилить (или ослабить) эмоциональное состояний участников коммуникативного процесса. Это позволяет получить эмоциональную разрядку, или, напротив, повысить эмоциональную напряженность партнеров по общению.

При анализе коммуникационных барьеров следует учитывать такое естественное условие психологической активности личности, как явление автокоммуникации, представляющее собой процесс постоянного общения с самим собой, что может провоцировать возникновение внутриличностного конфликта. Механизм автокоммуникации непосредственно связан со стилем общения с окружающими, оказывающим влияние на выбор форм методов внутриличностного общения, которое в сложных жизненных ситуациях может утратить свою функцию.

Однако в большинстве случаев коммуникативные барьеры являются результатом разногласия в целях, что способствует обострению межличностных противоречий и становится причиной возникновения конфликта. Такие разногласия могут появиться вследствие насильственного навязывания партнеру по общению собственного видения сложившейся ситуации, что становится важным препятствием на пути достижения согласия и взаимопонимания.

Можно выделить три основные коммуникативные формы , препятствующие продуктивному общению партнеров друг с другом, которые стимулируют непонимание и вынуждают применять защитные механизмы.

1. Коммуникации, воспринимаемые партнером как требования, что лишает партнера по общению возможности самостоятельно сформировать свое мнение и соответствующую этому модель поведения. Требование это означает подчинение или сопротивление.

2. Коммуникации, воспринимаемые партнером по общению как суждение или диагноз, не поддающийся сомнению.

3. Коммуникации, которые не оставляют возможности сделать свободный выбор.

Кроме того, в качестве коммуникативных барьеров может выступать отсутствие навыков или незнание каналов получения необходимой информации и точного определения эффективных методов усвоения информации партнерами по общению.

62. Виды каналов коммуникации и проблема их выбора

Процесс коммуникации начинается с возникновения желания у одного из партнеров по общению высказать свою идею (точку зрения) или выразить появившееся чувство. Именно в этом и состоит смысл сообщения, посылаемого другому индивиду. Для того чтобы наиболее точно передать этот смысл, применяются разнообразные средства общения, посылаемые по разным каналам. Выбор канала напрямую зависит от типа символов, передаваемых отправителем.

К числу наиболее распространенных коммуникативных каналов относятся: передача речи и письменных материалов, современные электронные средства связи (в т. ч. локальные компьютерные сети, электронная почта, видеоматериалы, аудио– и видеоконференции). Выбранный канал должен в полной мере соответствовать физической передаче необходимых символов. Во всех других случаях обмен информацией может быть затруднен (малоэффективен) или даже невозможен. В случае необходимости передачи особо важной информации не следует ограничиваться одним каналом (даже самым удобным), а рекомендуется продублировать передаваемое сообщение. При этом отправитель сообщения должен установить соответствующую последовательность использования разных каналов связи и как можно более точно определить временные интервалы передачи сообщения.

Практика показывает, что параллельная передача информации в устной и письменной форме гораздо более эффективна, чем любая из них. Одновременное получение информации сразу по двум каналам формирует серьезное к ней отношение и позволяет более оперативно получить реакцию на переданное сообщение. Кроме того, при выборе подходящего коммуникативного канала следует учитывать особенности восприятия информации, присущие индивидам, связанные с разными органами чувств. В соответствии с этим различаются:

1) визуалы (ориентированные на зрительное восприятие), которым свойственна конкретность, жесткость, склонность к обвинительным заключениям;

2) аудиалы (ориентированные на слуховые образы, например, музыку, речь, звуки в природе);

3) кинестатики (основываются на соматосенсорике) воспринимают получаемую из внешней среды информацию через состояние своего тела (т. е. эмоционально ее переживают).

По способу передачи информации также выделяют три типа каналов :

1) прямой;

2) непрямой (или косвенный);

3) управляемый косвенный.

Прямой канал означает передачу сообщения в явном виде. Непрямой (или косвенный) означает передачу информации, относящейся к переданной по прямому каналу, для правильного понимания которой требуется приложить определенные усилия, поскольку она существует в неявном (завуалированном) виде. При этом необходима высокая степень доверия по отношению к отправителю, что исключает возможность передачи ложной информации и дополняет предварительно полученное сообщение. При отсутствии доверия к отправителю непрямой канал выполняет контрольную функцию, что позволяет оценить совпадение (или несовпадение) полученного ранее сообщения. Например, собеседник говорит что с удовольствием продолжит процесс общения, а сам непроизвольно бросает взгляд на часы.

Управляемый косвенный канал служит для передачи сообщения, которому отправитель хочет придать непреднамеренный характер, хотя это делается с определенными целями. Например, демонстрация прямого взгляда и уверенного тона в чрезвычайно сомнительной ситуации, что призвано убедить партнера по общению в истинности сообщаемой информации. В таких сомнительных ситуациях следует проанализировать язык тела, что может подсказать адресату реальное положение вещей и избежать серьезной опасности.

63. Эскалация и деэскалация конфликта

Термин эскалация , имеющий латинские корни (от лат. scala – «лестница»), означает резкое повышение интенсивности конфликтных действий оппонентов в процессе развертывания конфликтной ситуации. Эскалация конфликта, как правило, характеризуется следующими признаками :

1) ухудшением когнитивных способностей противоборствующих сторон, что проявляется в использовании более грубых и агрессивных методов нападения и обороны;

2) снижением возможности адекватного восприятия оппонента сразу обеими конфликтующими сторонами, разработка образа врага на основе акцентирования как реальных, так и мнимых негативных качеств и действий.

Признаками формирования образа врага можно считать:

1) появление недоверия в отношении всего, исходящего от оппонента (все его действия трактуются как заведомо вредные или лицемерные);

2) ситуацию, когда вина за все последствия конфликта полностью возлагается на противоположную сторону, которая должна нести ответственность за происходящее;

3) ожидание от оппонента исключительно отрицательных поступков, каждый из которых призван нанести непоправимый ущерб;

4) прямое отождествление противника со злом, поскольку он становится его реальным воплощением, в результате – призывы к уничтожению врага;

5) невозможность достижения любого компромисса (то, что может быть принято одной из сторон, может принести только вред противоположной и наоборот);

6) тенденцию к деиндивидуализации, означающую, что всякий, кто принадлежит к другой группе, автоматически переходит в разряд врагов;

7) полный отказ в проявлении сочувствия к противоположной стороне; основан на нежелании иметь ничего общего и проявлять понимание к положению противоборствующей стороны;

8) значительное повышение уровня эмоционального напряжения, возникающего в результате реагирования на возможные деструктивные последствия разворачивающегося конфликта (например, серьезный моральный или материальный ущерб). Это ухудшает степень управляемости, повышает сопротивляемость оппонента, что приводит к невозможности реализации интересов в полной мере;

9) переход оппонентов от логических аргументов к претензиям и прямым личным выпадам, каждый из которых воспринимается сторонами как личное оскорбление, несущее реальную угрозу снижения самооценке личности в глазах окружающих, т. е. наблюдается перевод конфликта из рациональной области на эмоциональное поле;

10) увеличение числа нарушаемых и защищаемых интересов обеими противоборствующими сторонами, сопровождающееся все большей их поляризацией (т. е. эскалация выступает как процесс углубления возникших противоречий, которые все больше удаляются друг от друга);

11) повсеместное применение насилия, когда агрессия возникает не только в случае реальной, но и потенциальной угрозы;

12) утрату изначального предмета возникновения конфликта;

13) расширение границ конфликта, формирование совокупности более глубоких противоречий, увеличение конфликтных зон;

14) вовлечение новых участников в поле конфликта, когда по мере своего развития он охватывает новые зоны.

Деэскалация конфликта представляет собой прямо противоположный процесс, когда сила конфликта постепенно уменьшается. В ходе деэскалации конфликта наблюдается снижение уровня эмоциональной напряженности у противоборствующих сторон, постепенное сближение позиций, значительно снижается степень агрессивности и интенсивности конфликтных действий участников, которые уже устали от конфликта. Все это приводит к появлению реальной надежды на конструктивное разрешение конфликта.

64. Основные закономерности и причины эскалации конфликта

Эскалация конфликта происходит, когда его участники следуют деструктивным моделям поведения. Она характеризуется усилением разрушительного воздействия сторон друг на друга (помехами, давлением, применением силы и т. д.). При эскалации конфликта действия одной стороны могут привести к ответным действиям другой, но уже многократно усиленным и в свою очередь вызывающим новые агрессивные контрдействия. Эскалация конфликта часто способствует усложнению сложившейся ситуации, что делает практически невозможным поиск правых и неправых сторон.

Из признания симметричности развития взаимодействия не следует, что стороны находятся в процессе борьбы в равном положении, преследуют сходные цели. Одна сторона может стремиться к изменению сложившегося соотношения и придерживаться главным образом наступательной стратегии; другая – пытаться сохранить прежнее положение и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Вместе с тем очевидно, что интенсивные наступательные действия будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот. Так происходит не только в политических (в т. ч. военных), но и в межличностных конфликтах.

Поэтому для успешного управления конфликтом следует овладеть навыками своевременного распознавания сигналов такой эскалации. Сигналами эскалации конфликта являются:

1) отношение к оппоненту как к врагу, все действия которого рассматриваются как посягательство на интересы противника;

2) отсутствие контролируемого внимания к противоборствующей стороне;

3) нежелание брать на себя ответственность одной или обеими конфликтующими сторонами;

4) снижение способности к открытой модели поведения, что препятствует раскрытию сторон друг перед другом;

5) снижение готовности принять точку зрения противоположной стороны;

6) уменьшение коммуникаций между противоборствующими сторонами, которым могут даже полностью прекратиться;

7) снижение восприятия аргументов противоположной стороны или их существенное искажение.

Одна из типичных и распространенных причин усиления и углубления конфликта – изменение тактики поведения, например переход в споре, обсуждении, дискуссии от аргументов к претензиям, личным выпадам, даже физическому воздействию. Многие формы межличностного взаимодействия являются не более чем когнитивными конфликтами (конфликтами разных точек зрения в научных дискуссиях), в которых можно одержать победу только на основе использования убедительных аргументов и логических построений. Тем не менее многие люди, отказываясь от логики, действуют при помощи давления, оскорбления, с позиции силы. Все это происходит потому, что первоначальный предмет разногласий в значительной мере утраивается, появляется новый, причем взаимоотношения сторон, складывающиеся в ходе конфликта, становятся самостоятельным его элементом.

Характер действий в конфликте определенным образом связан с типом и уровнем противоречивых интересов. С этой характеристикой связана и интенсивность конфликтных действий, поскольку каждое последующее интенсивное деструктивное действие задевает все более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта интересов может быть охарактеризована как процесс роста соответствующей позиции нарушаемых и защищаемых интересов, т. е. как ситуация развития противоречий. Как уже отмечалось, в конфликте интересов может произойти смена самого предмета. В качестве одного из наиболее типичных примеров можно назвать даже полную утрату предмета конфликта, когда стороны начинают забывать, что послужило причиной возникновения конфликта. Тем не менее оппоненты могут продолжать осуществлять резкие конфликтные действия по отношению друг к другу.

65. Модели эскалации конфликта

Совокупность враждебных действий, характеризуемая как конфликтное поведение противоборствующих сторон, предстает в реальной действительности как самая острая стадия конфликтных действий. Чаще всего, когда к этому процессу подходят упрощенно, именно данную стадию выдают собственно за сам конфликт, хотя на самом деле он начинается и завершается вовсе не ею. Конфликтное поведение, составляющее основное содержание эскалации, представляет собой осознанные действия участников конфликта, направленные на достижение собственных целей и противодействие осуществлению целей конкурента. Эскалация характеризуется развертыванием двух противоположных тенденций. Одна из них заключается в том, что происходит общая дестабилизация обстановки, а существующие противоречия, приведшие к возникновению потенциала напряженности и его перерастанию в реальную напряженность, обостряются до предела, выплескиваясь в форме необычайно острых эмоциональных всплесков, характерных для поведения враждующих сторон. Вторая тенденция характеризуется более интенсивным взаимодействием участников конфликта, что позволяет более адекватно оценивать позиции противодействующих сторон и степень остроты, масштабности самой объективно сложившейся конфликтной ситуации. Обе эти тенденции непрерывно взаимодействуют между собой, и если превалирует первая, то это ведет к усилению эскалации конфликта и его обострению, если же более сильной становится вторая, то при определенных условиях создаются предпосылки к затуханию и прекращению конфликтных действий.

Иногда в процессе конфликта полностью теряется его объект, тем не менее вследствие серьезного ущерба (как морального, так и материального), причиненного сторонами друг другу при осуществлении конфликтных действий. Это может послужить новым стимулом к эскалации напряженности и возникновению нового, еще более затяжного и жесткого конфликта. В некоторых случаях это может способствовать дальнейшему углублению противоречий между конфликтующими сторонами, смене ядра конфликта и его распространению на новые поля взаимодействия (генерализации конфликта).

Эскалация конфликта может привести к укрупнению сторон, т. е. присоединению к конфликтующим сторонам новых субъектов и увеличению общего числа участников конфликта. Трансформация межличностного конфликта в межгрупповой, увеличение числа участников конфликта, модификация конфликтующих социальных групп, приводит к изменению характера самого конфликта, обусловливает применение иных средств, как правило, более эффективных силовых методов.

Крайнее средство борьбы конфликтующих сторон – насилие – важнейший фактор и результат эскалации конфликта.

Существуют различные модели эскалации конфликта. Эскалация может быть непрерывной и волнообразной; крутой и вялой.

Непрерывная эскалация – это постоянно увеличивающаяся степень напряженности отношений конфликтующих сторон и силы осуществляемых ими конфликтных действий. При волнообразной эскалации напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями и временным улучшением отношений.

Схема эскалации может быть круто направлена вверх, достигая наиболее жестких и резких проявлений враждебности сторон друг к другу. В других случаях ритм эскалации может иметь достаточно вялый характер и сохраняться на таком уровне в течение длительного периода времени. Последняя ситуация характерна для хронических конфликтов, имеющих затяжной характер, который может остаться на стадии эскалации на долгие годы или даже десятилетия (международные или межэтнические конфликты).

66. Урегулирование конфликтов

Регулирование представляет собой наиболее рациональную форму воздействия на конфликт. При этом следует различать понятия «регулирование» и «разрешение», которое представляет собой процесс ликвидации основы конфликта: его предмета и причин. В процессе такой ликвидации происходит изменение конфликтантов. В отличие от разрешения регулирование состоит в идентификации отдельных элементов конфликта, которые подвергаются управленческому воздействию. В таком контексте регулирование представляет собой перенос конфликта на наиболее благоприятное поле, что позволяет использовать стандартные схемы конфликтного взаимодействия с целью наибольшего сближения позиций противоборствующих сторон, а также ограничить распространение конфликта, поддерживание его на приемлемом уровне.

Таким образом, регулирование направлено в первую очередь на смягчение или ослабление конфликтных взаимодействий противоборствующих сторон, его перенос на качественно иной уровень отношений. Поэтому проблема регулирования конфликта состоит в возможном ограничении его влияния на всю систему общественных отношений, позволяет контролировать его развитие и достаточно точно определять его возможные последствия. При этом следует отметить, что в той или иной форме элемент регулирования присущ любому конфликту. Это придает ему определенную форму, позволяющую в какой-то мере смягчить последствия эскалации конфликта, снизить уровень экономического, социального и нравственного ущерба для лиц, оказавшихся вовлеченными в конфликтное поле.

Регулирование конфликта по аналогии с процессом управления включает ряд этапов, начинающихся с идентификации конфликта. Идентификация конфликта представляет собой первоначальное действие, направленное на выявление его сущности и признания как реальности. При этом фиксация конфликта представляет собой сложную задачу, поскольку противоборствующие стороны могут маскировать свои конфликтные действия, полностью отрицая существование конфликтной ситуации. Поэтому признание наличия конфликта становится первым шагом на пути к его урегулированию.

Процесс урегулирования конфликта может рассматриваться как наиболее эффективный метод снижения напряженности и интенсивности конфликтного противостояния, позволяет ввести в конфликтное поле элементы управления. В настоящее время при регулировании конфликтов используются разнообразные технологии: коммуникативные, социально-психологические, организационные, информационные. Последние позволяют устранить из сложившегося информационного поля искаженные данные, касающиеся поведения и действий противоборствующих субъектов, ликвидировать имеющийся дефицит информации по спорным вопросам, что оказывает положительное воздействие на конфликтные взаимоотношения участников.

Важная роль в процессе урегулирования конфликта отводится коммуникационным технологиям, позволяющим наладить продуктивное взаимодействие между заинтересованными сторонами (как отдельными индивидами, так и группами в целом). Эффективная организация в процессе общения конфликтантов позволяет снизить влияние эмоционального фона, сформировать согласованные позиции и мнения. Использование организационных технологий наиболее оправдано для регулирования организационных конфликтов. В этом случае разрабатывается определенная система мер, включающая методы поощрения и наказания с целью на самом раннем этапе развития:

1) блокировать конфликтную ситуацию в том случае, если дальнейшее ее развитие может привести к возникновению деструктивного конфликта;

2) максимально использовать конструктивный потенциал конфликтной ситуации.