Нинель кулагина предсказания. Парапсихолог нинель кулагина и ее удивительный дар. Способности Кулагиной были подтверждены научными экспериментами

30 лет назад, 17 февраля 1988 г. ушел из жизни ярчайший представитель русского рока, музыкант и поэт Александр Башлачев. Обстоятельства его гибели были настолько странными, что до сих пор вызывают множество споров о причинах его преждевременного ухода.

Говорят, его тоже настигло «проклятие клуба 27» – многие рок-звезды не могли перейти этот возрастной рубеж. Действительно ли 27 лет – критический период для тех, кто посвятил свою жизнь рок-музыке?

Музыкант Александр Башлачев

Музыкант Александр Башлачев

В тот день Александр Башлачев находился в своей квартире на проспекте Кузнецова в Ленинграде не один – с ним были друзья. Накануне вечером там состоялась бурная вечеринка с большим количеством вина. Однако Башлачев не пил – утром он собирался с друзьями оправиться в баню. Ночью звонил своей гражданской жене Насте Рахлиной, которая тогда находилась в Москве, узнавал о самочувствии – она была беременна. А утром он выпал из окна на девятом этаже и разбился насмерть. Никто не мог поверить в то, что он сделал это добровольно. Ходили слухи о том, что Башлачев страдал шизофренией либо алкогольной или же наркотической зависимостью. Н. Рахлина утверждает: «Все это неправда. Сашка действительно несколько раз курил анашу, но никогда не покупал ее сам. А пьянел от одного стакана вина… Сашкино решение уйти из жизни не было внезапным. Мы не встраивались в быт. У нас не получалось… иметь квартиру и магазин под боком. Не получалось заработать деньги. Он больше не мог жить на улице. Это был замкнутый круг, пробить который мы не сумели…».

Роберт Джонсон – первый участник *Клуба 27*

Александр Башлачев действительно был одним из многих известных рок-музыкантов, которые ушли из жизни в 27 лет при загадочных обстоятельствах. История «Клуба 27» началась в 1938 г., когда скончался 27-летний музыкант Роберт Джонсон – его отравил ревнивый муж его любовницы. Спустя время многие стали обращать внимание на закономерность: рок-музыканты часто уходят из жизни именно в этом возрасте. На данный момент в этом списке, условно названном «Клубом 27», значится 48 музыкантов. Шестеро из них были всемирно известны. Так, основатель «The Rolling Stones» Брайан Джонс в июле 1969 г., через месяц после разрыва с группой утонул в собственном бассейне. Музыкант страдал от алкогольной и наркотической зависимости. Врачи констатировали «смерть по неосторожности».

Брайан Джонс | Фото: topnews.ru и cosmo.ru

В сентябре 1970 г. не стало Джими Хендрикса, который захлебнулся рвотными массами после передозировки снотворного, которое смешалось с принятым ранее амфетамином. Позже появилась версия о том, что он был убит «по заказу» своего менеджера, с которым собирался расторгнуть контракт, но подтверждений это не нашло.

Джими Хендрикс | Фото: cosmo.ru

Меньше чем через месяц вслед за Хендриксом скончалась королева рок-н-ролла Дженис Джоплин. Причиной ее смерти стала передозировка наркотиков. Однако ни в номере отеля, ни в личных вещах запрещенных препаратов найдено не было, что заставило многих говорить о преднамеренном убийстве или же суициде. Однако эти версии не подтвердились.

Дженис Джоплин | Фото: topnews.ru

Летом следующего года ушел из жизни лидер группы «The Doors» Джим Моррисон. По официальной версии, он умер от сердечного приступа, но среди предположений называли передозировку героином, самоубийство и даже инсценировку убийства ФБР в ходе борьбы с движением хиппи.

Джим Моррисон | Фото: topnews.ru

В апреле 1994 г. лидер группы «Нирвана» Курт Кобейн покончил с собой под действием героина. Долгое время он страдал наркотической зависимостью и маниакально-депрессивным расстройством психики, что и привело к трагическому финалу – музыкант выстрелил себе в рот из ружья. Версия о заказном убийстве не нашла подтверждения.

Курт Кобейн | Фото: kinodir.ru

Музыкант, ушедший из жизни в 27 лет | Фото: kinodir.ru

Новая волна интереса к «Клубу 27» поднялась после смерти Эми Уайнхаус в 2011 г. Певица не дожила 2-х месяцев до своего 28-летия. Она длительное время страдала от тяжелой алкогольной и наркотической зависимости, неоднократные курсы реабилитации не давали эффекта. Одна из ведущих британских исполнительниц 2000-х гг., обладательница 5 премий «Грэмми» была найдена мертвой в своей квартире в Лондоне. Причиной смерти стал сердечный приступ, вызванный алкогольным отравлением.

Эми Уайнхаус

Помимо этих 6 известных во всем мире рок-звезд, было еще 42 не таких популярных музыканта, которые тоже погибли в 27-летнем возрасте. Это стало причиной возникновения слухов о проклятии, якобы преследующем рок-музыкантов. Они усилились, когда в течение всего 2-х лет погибли знаменитые на весь мир музыканты: Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Джим Моррисон. В начале 2000-х гг. появилась женщина, утверждавшая, что она состояла в тайном «Клубе 27», представители которого якобы занимались сатанизмом и заключили договор с дьяволом, чтобы получить славу, богатство и талант. Конечно, ее слова никто не воспринял всерьез, однако о проклятии говорить продолжали.

Этой закономерностью интересовались многие исследователи. Чарльз Р. Кросс писал: «Число музыкантов, погибших в возрасте 27 лет, примечательно с любой точки зрения. Люди постоянно умирают, причем в любом возрасте. Но статистика отмечает всплеск смертей музыкантов именно в возрасте 27 лет».

Психологи уверены: никакого проклятия не существует. Большинство погибших музыкантов злоупотребляли наркотиками и алкоголем. Кроме того, люди творческих профессий отличаются подвижной психикой и склонны к депрессиям. Социологи изучили биографии 1046 музыкантов, которые занимали вершины британского хит-парада в период с 1956 по 2007 гг., и выяснили: в 27 лет смерть наступает не чаще, чем в любом другом возрасте. Но рок-музыканты действительно часто не доживают до 40-летнего возраста в силу вредных привычек.

Нинель Кулагина: разгадка феномена


Из книги Александра Тараторина "Невыдуманная история экстрасенсов в России" : ...ручеек нашей истории начался в Петербурге-Ленинграде. Жила там удивительная женщина, Нелли Сергеевна Кулагина. Двигала руками предметы. Уставала после сеансов, краснела, давление повышалось. Заснимали ее на кинопленку, пытались разгадать, как она это делает, но тщетно...

Из интервью с академиком Ю. Б. Кобзаревым, "Экстрасенсы - миф или реальность?" - "Знак вопроса" 10/89:
...случай, испортивший нам настроение, как раз и произошел во время опытов с лазером. Один из молодых наблюдателей заявил (и следом еще один или два участника присоединились к нему), что он видит ниточку и даже небольшой предмет, привязанный к ней и опускаемый Кулагиной в цилиндр через отверстие в его стенке. Я не верю, что Нинель Сергеевна пыталась обмануть экспериментаторов. Ей этого не нужно было! Еще один опыт с поразительным результатом мало что добавлял к тому, что было уже с полной достоверностью установлено. Вместе с тем я не ставлю под сомнение честность экспериментаторов, видевших ниточку.
Да, ниточку они видели, но ниточки не было! Известно, что индийские факиры способны вызывать у довольно больших групп людей удивительные, противоестественные видения. Известны случаи массовых галлюцинаций у молящихся в церкви. Я сам однажды пережил зрительную галлюцинацию, внушенную мне врачом-гипнотизером. Свернув в комочек рубль, он заставил меня увидеть сторублевую купюру, быстро развернув комочек и вновь свернув. Были и другие случаи, убедившие меня в том, что и видеть, и слышать можно то, чего на самом деле нет... Произошло самовнушение, и экспериментаторы увидели ниточки, так как считали, что без них обойтись было невозможно...

В качестве комментариев к вышеприведенным выдержкам, на вопросы отвечает Алексей Михайлович Иваницкий, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской Академии Наук, доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН. Он еще в 60-х годах участвовал в исследованиях способностей Н. С. Кулагиной.

Клуб Скептиков: В газете "Новые Известия" за 28 июля 2006 упоминается Ваш рассказ:
"В одной из ведущих психи атрических клиник страны в конце 60-х нами исследовались лица, якобы обладающие телекинезом, то есть способностью мысленно передвигать предметы. Одна женщина при всех двигала по столу колпачок от ручки. Сколько бы мы экспериментов ни ставили, она все равно двигала. Этот факт попал тогда даже в прессу. Однако, присмотревшись, мы определили по кинопленке, что женщина незаметно бросала на стол заранее приготовленную тонкую капроновую нить , на которой были закручены узелки. Один из концов нити был закреплен на животе. Умело двигая им, она немного перемещала по столу и колпачок. С тех пор всякие эксперименты по обнаружению телекинеза, телепатии и других сверхъестественных способностей вызывают у меня лишь скепсис."
Скажите, пожалуйста, как звали эту женщину?

Алексей Михайлович Иваницкий: Нинель Кулагина.

КС: Только ли по кинопленке вы определили, что Нинель Кулагина занималась мист ификацией?

АМИ: Нет, конечно. Во время смены белья (в психи атрической клинике, где она лежала) на поясе ее халата мы нашли капроновые нити с закрученными на них узелками.

КС: Как реагировала Кулагина, когда вы нашли у нее нити?

АМИ: Давала детское объяснение: "обычно я могу, а сейчас устала, а вы просите: подвинь колпачок, а как я подвину?"

КС: Попадалась информация о "тончайших синтетических нитях, невидимых невооруженным глазом, с оборонного завода". Где Нинель Кулагина добывала свои нити?

АМИ: Нити она вытягивала из лент, которыми повязывают бант девочкам. Какие там оборонные предприятия... Нити были видны, если присмотреться.

КС: Ставили ли вы ее в условия, в которых она не могла фокусничать?

АМИ: Без ниток она и не пыталась что-либо сделать, говоря: "вы же сами теперь все знаете".

КС: Показывала ли Нинель Кулагина другие феномены?

АМИ: Она еще двигала стрелку компаса. Причем на пальце у нее была повязка - говорила, что повредила палец. Мы попросили ее повязку снять - оказалось, что под бинтом спрятана магнитная стрелка от компаса. Короче, трюки были настолько примитивные, что и говорить не о чем.

КС: Михаил Буянов, знаменитый психотерапевт, в интервью "Комсомольской Правде" за 18 января 2007 опровергал способности Мессинга, Гануссена, Ванги и Джуны, но про Кулагину на удивление сказал вот что:
"Однажды я наблюдал, как известный уникум Нинель Кулагина двигала стрелку компаса. Но как она это делала, до сих пор никто не разобрался. Скептики говорят, что между пальцами она держала маленькие магнитики. Но ее способности проверяли известные ученые и на фокусничестве ее ни разу не поймали." АМИ: Как раз поймали.

КС: Исследовали ли вы еще каких-нибудь людей с экстрасенсорными способностями?

АМИ: Мы изучали еще Джуну Давиташвили, но никаких экстрасенсорных способностей у нее не нашли. Но мне показалось, что Джуна искренне верила в свои необыкновенные возможности. Она весьма охотно шла на их демонстрацию, но почему-то ничего не получалось.

КС: Смотрели ли вы передачу "Битва экстрасенсов"?

АМИ: Нет, не смотрел. И не стоит доверять сообщениям об экстрасенсах, в основе которых не лежат научно контролируемые испытания. Никогда еще ни одно научно контролируемое испытание не показало наличия у людей каких-либо паранормальных способностей.

Цитата скорректирована А. М. Иваницким - в газете вместо нити было неверно написано "волос".

Беседовал Михаил Лейтус
© Клуб Скептиков, 2007

В наши дни о Нинель Кулагиной одни пишут, как об обыкновенной аферистке, другие -- как о «великом экстрасенсе», претерпевшем гонения от официальной науки. Так кто же она на самом деле и в чем заключается тайна этой женщины?

Проверка способностей

Кадры черно-белого документального фильма запечатлели женщину с прической в стиле семидесятых годов прошлого века. Она силится что-то сделать руками, поводит ладонями над компасом. Красивый, хорошо поставленный голос за кадром поясняет, что это – Нинель Кулагина, женщина, обладающая уникальными способностями к телекинезу. Она пытается повернуть стрелку на компасе. Сначала у нее не получается, и диктор поясняет, что Нинель отвлекает шум камеры, присутствие незнакомых людей. Но вот стрелка начинает послушно поворачиваться вслед за ладонью Кулагиной, а вслед за этим и компас двигается по столу сам собой, подчиняясь движению ее рук. Голос за кадром тем временем сообщает, что Нинель удалось еще и подвинуть графин, и другие предметы, помещенные под кубический ящик из прозрачного оргстекла.

«Феномен Кулагиной»

Это имя – Нинель Кулагина – лет пятьдесят назад хорошо знали в СССР, да и не только в СССР все, кто интересовался разными паранормальными явлениями, такими как телекинез, телепатия. Тогда все это было очень в моде. Понятно, что куда там Нинель Кулагиной до современных «уникумов», собирающих залы и выходящих на телевизионные «битвы экстрасенсов», но для своего времени это была очень известная дама. Он ней писали научные журналы, делали научно-популярны е передачи, и для исследования «феномена Кулагиной» была создана целая лаборатория радиоэлектронных методов исследования биологических объектов.

Серьезный советский ученый в области радиотехники и радиофизики Ю. Б. Кобзарев утверждал, что были зафиксированы следующие феномены, связанные с Кулагиной: перемещение небольших предметов, таких, как кусочек сахара или колпачок от ручки; вращение стрелки компаса; рассеивание руками (!) луча лазера; изменение кислотности (pH) воды. Наконец, Кулагина по мнению наблюдавших ее авторитетов, могла вызвать ожог кожи, просто прикоснувшись рукой к человеку и засветить фотопленку в закрытом пакете.

Кобзарев утверждал, что вокруг рук Кулагиной существует сильное электрическое поле, и это было зафиксировано исследованиями, проведенными в Институте радиотехники и электроники. Больше того, почтенный ученый утверждал так же, что микрофон, установленный у ее рук, фиксировал ультразвуковые импульсы.

Сотрудник лаборатории А. Тараторин, изучавшей Кулагину, сообщал, что: «из ладони у нее выпрыскивается мелкими капельками гистамин, возможно через потовые железы. Выпрыскиваясь, он образует заряженный аэрозоль, что и объясняет все наблюдаемые эффекты. Выпрыскиваемые капельки вызывали щелчки в микрофоне, они меняли диэлектрическую постоянную среды, рассеивая луч лазера, разъедая кожу (знаменитый «ожог»), наконец, они «садились» на объект, заряжая его».

Двадцать лет «феномен Кулагиной» изучался учеными, фильм о ней был сделан по заказу японского телевидения, и двадцать лет не утихали споры о природе ее необычайных способностей.

Впрочем, и тогда и сейчас остаются люди, которые не желают относиться серьезно к способностям этой женщины. Фокусники и скептики уверяют, что все чудеса Кулагиной не более, чем ловкие трюки, которые сможет воспроизвести любой цирковой фокусник.

Шарлатанка или уникум?

Есть свидетельства людей, которые прямо ловили Кулагину на мошенничестве. Так, комиссия всесоюзного научно-исследова тельского института метрологии имени Менделеева под председательство м доктора технических наук С. В. Горбацевича зафиксировала, что Кулагина отказалась от предложения повторить опыт по передвижению предметов «силой мысли» в герметически закрытом стеклянном сосуде. На квартиру Кулагиной выезжали начальник лаборатории магнитных измерений ВНИИМ Студенцов и старший инженер Скрынников. Они сделали вывод о том, что под одеждой у Кулагиной был магнитный диполь, и когда ее просили сидеть неподвижно, не двигая талией и бедрами, стрелка компаса отклоняться перестала. Кроме того, Кулагина настаивала на том, чтобы передвинуть именно тот предмет, на который она укажет сама, например, коробку от сигарет. Передвинуть принесенный испытателями предмет она отказалась. Наконец, находятся свидетельства о том, что Кулагина двигала предметы при помощи тонкой нити или волоса, и стоило свидетелям опыта установить «зрительный контакт» с ее рукой, как движение предметов прекращалось.

Поскольку, как видно, Кулагина не провела ни одного опыта в чистых лабораторных условиях, а демонстрировала свои способности у себя на квартире или в гостиничных номерах, о том, что ее дар был научно зафиксирован, говорить не приходится.

Заподозрить не очень молодую женщину в шарлатанстве, в том, что она сознательно 20 лет водила за нос серьезных ученых, довольно сложно. Зачем бы? В наши дни это было бы вполне объяснимо, экстрасенсы недурно зарабатывают, но тогда?

С другой стороны, аферисткой Нинель Кулагина была еще до того, как стала «уникальным для науки явлением». В 1966 году она была осуждена за мошенничество Кировским народным судом Ленинграда. Она представлялась человеком, который может помочь в приобретении мебели с черного хода. И заработала на этом более семи тысяч рублей.

Мартин Гарднер – американский математик и популяризатор науки, один из основателей Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях называл Кулагину «прелестной. Пухлой, темноглазой маленькой шарлатанкой», которая к тому же дважды была поймана на использовании уловок при опытах телекинеза.

Тем не менее, ей верили, о ней писали и пишут до сих пор, и есть люди, которые возводят ее едва ли не ранг мученицы от экстрасенсорики.

Нинель Кулагина

Но, безусловно, самой известной в мире обладательницей дара психокинеза (если не брать в расчет различных шоуменов, к которым есть ряд вопросов) стала уроженка Ленинграда Нинель Кулагина. В апреле 1942 года шестнадцатилетняя Нинель ушла добровольцем на фронт, где получила ранение в живот, перенесла пять операций и была награждена орденом и медалями. О своих способностях Нинель знала давно, но обнародовать такое «мракобесие», идущее вразрез с материалистической линией партии, она решилась только в оттепельные шестидесятые годы и обратилась в Ленинградский институт метрологии.

Там она продемонстрировала, что может без помощи рук передвигать по столу спички, подвешивать в воздухе шарик для пинг-понга, раскачивать маятник, находящийся под стеклянным колпаком и тому подобное.

После нескольких экспериментов восхищенные ученые отвезли Кулагину в Москву для продолжения исследований. Там после ряда опытов было решено, что «эксперименты были проведены некорректно» и верить их результатам нельзя. Кулагину объявили мошенницей. Неизвестно, кто помешал московским академикам провести «корректные» эксперименты. Видимо, полученный результат настолько испугал их, что они, вопреки всем научным практикам, просто решили «забыть» про феномен.

В прессе появился ряд статей, обвиняющих Кулагину в мошенничестве, что в советские времена было равносильно приговору суда. Но через несколько лет судьба свела Кулагину с академиком Юрием Борисовичем Кобзаревым, Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинской премии. Внимательно изучив ее феномен, он продемонстрировал необычные способности женщины нескольким академикам и профессору Юрию Гуляеву, заместителю директора Института радиотехники и электроники АН СССР. Итогом этой встречи стал бланк института с резюме: «Демонстрируемое Н. С. Кулагиной явление представляет колоссальный интерес для науки. Его изучение может привести к фундаментальным открытиям, не уступающим по своему значению теории относительности и квантовой механике». Это была своего рода охранная грамота.

Умерла Кулагина в 1990 году, но вокруг ее феномена до сих пор не угасают споры. Например, член-корреспондент РАН А. М. Иваницкий считает, что во время демонстрации перемещения предметов Нинель Кулагина в некоторых случаях пользовалась тонкими нитями. Вторит ему и известный советский иллюзионист Юрий Горный: «…она (Кулагина) применяла сильные магниты и тонкие нити, незаметные для наблюдателя. Иногда делала это изощренно. Например, просила спички накрыть стаканом, а они все равно двигались, изменяя направление, которое она задавала. В спички предварительно загонялись тонкие стальные иглы, на которые осуществлялось воздействие с помощью магнитов, расположенных у нее в обуви и в области живота».

Понятно, что применение магнитов и нитей так и не было никем доказано, и более того, поверить в это даже сложнее, чем в сам удивительный феномен.

Кулагина демонстрировала свои способности не только множеству советских и зарубежных ученых, но и ряду западных журналистов, которые «съели собаку» на подобных трюках и вряд ли могли их не заметить. К тому же многое из того, что демонстрировала Кулагина, невозможно объяснить простейшими мошенническими техниками. Например, движение пластикового шарика в закрытом сосуде, или перемещение стеклянной рюмки под стеклянным колпаком. Те же спички перед тем, как Кулагина начинала на них воздействовать, проходили тщательный осмотр. Сложно объяснить и то, каким образом Кулагина «засвечивала» на расстоянии фотобумагу или остановила и потом запустила сердце подопытной лягушки. Тем более что приглашенный как эксперт иллюзионист Амаяк Акопян заявил, что не представляет, как можно повторить некоторые «фокусы» Кулагиной, например, рассеивание лазерного луча.

Кулагина, скорее всего, и в самом деле, обладала уникальными способностями, но партийная идеология и закоснелость научного мышления не позволили провести полное исследование этого феномена. Ученых слишком напугали результаты, которые они успели получить, изучая способности Кулагиной. Кулагина воздействовала на предметы с помощью ультразвука и электрических полей. Каким образом ее организм мог вырабатывать эти энергии, мы, похоже, уже никогда не узнаем.

20.07.2014 12:53

Для телекинеза необходима благоприятная психологическая обстановка, рабочий настрой испытуемой.

Когда Нинель Сергеевна Кулагина по собственной инициативе демонстрировала наблюдателям эффект, показы проходили весьма успешно. При этом не происходило ни перенапряжения, ни учащения сердцебиения и дыхания. Не замечалась усталость. Опыты проводились легко, как бы играючи. Длительность демонстраций была значительной, достигала нескольких часов.

Важное значение также имеет настроение окружающих. Открытый интерес, искреннее, доверительное и сочувственное отношение, атмосфера дружеского участия - залог успеха.

Когда инициатива исходила не от Нинель Кулагиной, она попадала в непривычную обстановку, присутствовали незнакомые люди - той легкости уже не было. Официальная атмосфера, чужие лица, незнакомые предметы, иные,чем обычно, условия освещения и т. д. - все это осложняло ход эксперимента. Внутренняя подготовка, психологический и физический настрой происходили сложнее, требовали порой нескольких часов.Возрастало возбуждение, учащался пульс и т. д. В момент телекинеза его частота доходила до 220-240 ударов в минуту... В таком состоянии она переставала различать предметы, не замечала их перемещения. В этих случаях быстро наступала усталость.

Предельное напряжение, в момент которого происходил телекинез, продолжалось обычно 8-10 секунд. Иногда до 15-20 секунд. После проведения подряд серии перемещений необходим короткий перерыв и отдых. Ход эксперимента значительно усложнялся, когда кем-либо из присутствовавших в явной или скрытой форме высказывалось недоверие к Н.С., проявлялся скептицизм.

Часто бывало так,что, несмотря на кажущееся общее благоприятное отношение собравшихся,при настойчивом желании Нинель Сергеевны показать свой дар, предметы не повиновались. В этих случаях она безошибочно указывала на одного или двух присутствующих, которые своим замаскированным недоверием,скрытым скептицизмом, по ее словам, мешали ей. После того как такие лица временно покидали помещение, где проходили опыты,восстанавливалась обстановка доверия. Опыт продолжался, и эффект достигался быстро. Когда все убеждались в реальности эффекта,присутствие скептически настроенных лиц уже не влияло на дальнейший ход опыта, работоспособность Нинель Кулагиной.

Если опыты с перерывами проходили весь день, Нинель Сергеевна испытывала значительную усталость, возникала боль в позвоночнике, в затылке.

Во рту ощущался привкус железа или меди, появлялась сильная жажда. Случались головокружение и рвота. Через час-полтора состояние улучшалось. Боль в голове и в позвоночнике ослабевала. Появлялся аппетит. За час относительно напряженных опытов потеря в весе составляла в среднем500-700 граммов. Увеличивался сахар в крови.

Длительные перерывы,отсутствие систематической тренировки резко отрицательно сказывались на результатах, на самочувствии. Восстановление "спортивной формы" достигалось примерно за месяц тренировок.

Эксперименты по телекинезу не удавались во время гроз.

Теперь о предметах,используемых для телекинеза.

Материал, из которых они сделаны, практически не влияет на эффект. Нами использовались изделия из алюминия, меди, стали, бронзы, золота, серебра, стекла,различных пластмасс, оргстекла, керамики, фарфора, дерева, бумаги,тканей, органические вещества (хлеб, сахар и пр.), а также вода.

Форма, вес, размеры имеют значение. Объекты цилиндрические, удлиненные, установленные вертикально легче поддаются воздействию. Расположенные горизонтально,вдоль продольной оси, переместить труднее. Детские шары, резиновые мячи, деревянные шарики диаметром 3-5 сантиметров, пластмассовые мячи для настольного тенниса и другие перемещаются без качения, вращения.

Мы брали для опытов обычно предметы обихода небольших размеров и веса - спички, коробки,папиросы, различные пластмассовые и металлические футляры от парфюмерии, рюмки, стаканы, игрушки, листы бумаги, картона, куски сахара, конфеты, небольшие куски хлеба, фрукты и т.п. Вес их составлял от единиц до сотен граммов. Самый массивный предмет,переместить который удалось несколько раз на расстояние около 10сантиметров, был стеклянный графин весом 380 граммов.

В семейной обстановке во время беседы однажды неожиданно лопнула ваза с цветами,стоявшая на столе. Другой раз во время эксперимента рюмка,перевернутая и поставленная на стол, раскололась: от нее с характерным резким звуком отскочила ножка. Других случаев, связанных с изменением формы и внешнего вида предметов, не было.

При воздействии на жидкость - каплю чернил на бумаге - форма ее изменялась. След капли(в сторону движения) резко сужался и на расстоянии двух-трех сантиметров переходил в тонкую, как волос, линию, обрывавшуюся в пяти-шести сантиметрах.

Сыпучие материалы -мелкие опилки из алюминия, железа, эбонита, расположенные на листе бумаги в виде круга, - неравномерно по длине окружности перемещались как с периферии к центру, так и наоборот.

По субъективной оценке Нинель Сергеевны перемещать предметы плоские, сыпучие или, как в опыте с каплей чернил, жидкие, ей тяжелее.

Теперь о физических условиях эффекта.

Маршрут движения предметов зависит от желания Н.С., условий, которые оговариваются при опытах. Ей в принципе все равно, куда их двигать, то ли к себе, то ли от себя. Однако следует отметить ряд обстоятельств.

Первое время Нинель Сергеевна перемещала предметы от себя. При движении они как бы скакали, делали рывки, в одно и то же время преодолевая разное по длине пространство.

Некоторые наблюдатели высказали предположение, что на легкие предметы оказывает воздействие поток воздуха при выдохе, поэтому и происходит перемещение от себя.

В связи с этим испытуемая решила изменить направление телекинеза и,потренировавшись, начала их двигать к себе.

Большинство опытов проводилось именно так. Она заметила, что перемещать к себе даже легче. Предметы движутся энергичнее, быстрее и как бы сами стремятся к источнику напряжения. Если, сидя за столом, Нинель Сергеевна поворачивалась, отклонялась в ту или иную сторону, то предметы устремлялись в том же направлении, как бы стремясь ее догнать.

Реже, но весьма устойчиво выполнялись боковые перемещения - вправо или влево. Смена направлений требовала какой-то внутренней перестройки. Не всегда она Н.С. удавалась.

Неоднократно проводились опыты перемещения двух, трех и более предметов одновременно в разных направлениях. Какой-либо установившейся последовательности в начале и окончании движения предметов замечено не было. Объекты то вдруг расходились одновременно, то перемещались поочередно. Продолжительность движения была различной. По желанию Нинель Сергеевны самопроизвольно, наряду с прямолинейным происходило поступательное и вращательное движение вокруг вертикальной оси.

Выполнялось задание- переместить объект по заданной траектории. Например, из фигуры"звезда", выложенной спичками, дальняя палочка перемещалась по маршруту "направо и к себе" или "налево и к себе".Из фигуры, выложенной из спичек, могла быть выбрана любая палочка,которая перемещалась по заданному маршруту. Обычно положение остальных спичек не менялось.

На какое расстояние распространяется силовое поле Нинель Кулагиной? В начале своих упражнений она воздействовала на предметы, отстоявшие от нее на два метра, ей удавалось переместить их с края на край стола.

С увеличением расстояния возрастали усилия. Поскольку каких-либо конкретных задач по изучению характера и скорости распространения в пространстве этого вида "силового поля" не ставилось, опыты стали проводить в пятидесятисантиметровой зоне. Усилий потребовалось меньше, а эффект проявлялся быстрее.

Сначала Нинель Сергеевна добивалась эффекта без движения рук, при относительном покое. Она предельно напрягала мышцы, иногда невольно опиралась на кромку стола, убирая руки под его крышку. У наблюдавших нередко возникало подозрение, что она использовала какие-то невидимые нити...Однажды мы заметили, что уже после того, как предмет остановился,одно поднесение к нему руки вновь вызывало перемещение. Вот тогда решила включить в эксперимент руки. Это значительно ускорило появление эффекта, снизило усилия. Положение рук над предметом, как казалось нам, должно было снимать какие-либо подозрения относительно чистоты опыта, а это создавало лучшую психологическую обстановку.Включение рук в эксперимент позволило полностью отвергнуть некоторые высказывавшиеся соображения о роли глаз, "особого взгляда",головы и т. п.

Начались опыты при плотно завязанных глазах. Эффект нисколько не изменился, а выполнять упражнения стало легче. Хотя Нинель Сергеевна не видела объекта, она верно говорила о начале или конце его движения, направлении и местоположении.

Большинство упражнений проводилось лицом к предметам. Иногда испытуемая располагалась затылком к ним с открытыми или плотно завязанными глазами. Руки, естественно, в опыте не использовались, но эффект все равно достигался, хотя и с несколько б`ольшим напряжением.

Иногда Нинель Сергеевна наклоняла голову ниже крышки стола, приседая, и в таком положении двигала объекты, которые находились в полуметре от кромки стола. Обычно упражнения выполнялись сидя, однако и стоя она могла добиться того же результата.

Раз десять объект перемещался спонтанно неожиданно для самой Нинель Сергеевны. Мы эти случаи относим к странному эффекту - "последействия". Суть его заключается в том, что после остановки предмет иногда мгновенно стремительно перемещался вновь на три - пять сантиметров к руке,протянутой к нему кем-либо из наблюдавших или самой испытуемой. Как правило, рывок происходил неожиданно и даже пугал наблюдателей.

Эффект"последействия", казалось бы, просто объяснить элементарным притяжением двух предметов, заряженных разноименными электрическими зарядами. Однако практика показывает, что это не совсем так. С помощью электроскопов, электрометров и других приборов установлено:во время телекинеза ни на поверхности тела испытуемой, ни на поверхности объекта электрический потенциал не изменялся. Более того,в ряде опытов было установлено, что электрический потенциал вблизи тела Н.С. был на четверть меньше, чем у любого из присутствовавших в лаборатории.

В момент начала движения пространство между рукой Кулагиной и предметом становится электропроводным! Это подтверждено простым опытом с использованием электрической схемы, составленной из элемента питания постоянного тока (батарейки) и измерительного прибора. В другом опыте Кулагина через воздушное пространство снимала электрический заряд с поверхности куба из оргстекла.

Несколько замечаний об экранах. Какова их роль в телекинезе? Чтобы исключить всякие подозрения в фокусах и мошенничестве, мы часто накрывали объекты защитным колпаком, помещали в закрытые сосуды.

В качестве преграды,экрана использовались листы бумаги, картона, фанеры, оргстекла и жести, эбонита, щиты из дерева. Применялись колпаки, коробки, сосуды,прозрачные и непрозрачные материалы из стекла, оргстекла, свинцового стекла, жести.

Неоднократно на пути объекта кем-либо из присутствующих устанавливалась ладонь. Предмет упирался в ладонь и замирал. Однако никаких других ощущений, кроме прикосновения, не замечалось.

При непрозрачном экране, когда Нинель Сергеевна не могла видеть объект, характер его движения был обычным. Она безошибочно определяла начало телекинеза,остановку предмета, а также направление его перемещения.

Когда предметы накрывались колпаками до начала опыта, Нинель Сергеевна затрачивала больше усилий и времени, чем обычно при отсутствии такого экрана.Однако характер движения и в этом случае не менялся. Неоднократно объект накрывался в момент движения. При этой процедуре не происходило ни остановки, ни замедления, ни изменения направления...

Несколько раз использовались закрытые герметизированные сосуды. Эффект телекинеза был достигнут в двух случаях: в длинной стеклянной запаянной колбе однажды удалось переместить плавающий в воде шарик. В другой раз -воздушный пузырь.

Переместить предметы, находившиеся в сосудах под частичным вакуумом, не удавалось.

В одном из опытов колпак из свинцового стекла накрыл металлическую подставку и объекты из стекла, алюминия, дерева и бумаги. Колпак и подставка были надежно заземлены. Также заземлили с помощью металлических браслетов обе руки Кулагиной. И тем не менее все, что оказалось под колпаком, поехало.

В другой раз под стакан поставили на попа папиросу. Во время телекинеза сначала папироса переместилась от дальней стенки к ближней, а затем в том же направлении стронулся стакан. При этом папироса оставалась неподвижной.

Небольшие предметы перемещались по траектории, проходившей вблизи полюсов сильного постоянного магнита. Этот магнит удерживал стальные изделия весом в 5и более килограммов.

Следует упомянуть об уникальном упражнении, которое годится в "копилку для раздумий".Легкая металлическая крышка из жести устанавливалась на предельно близком расстоянии от небольшого подковообразного магнита, но так,что-бы не возникало притяжения. Первым делом Кулагина притягивала к себе крышку. Затем предметы менялись местами и Н.С. притягивала к себе один магнит, а крышка при этом не трогалась. Далее ставилась задача переместить сразу и крышку и магнит как в связке. И эту задачу выполнить удавалось.

Оба объекта, не стыкуясь, двигались сантиметров пять-шесть, после чего, как правило,крышка притягивалась к магниту.

Опыты выполнялись как на гладкой полированной поверхности, так и на ворсистой,грубошерстной ткани. Ворс ощетинивался, приподнимался еще до начала движения объекта. А сам предмет как бы скользил по ворсинкам, чуть приподнявшись над ним.

Расскажу, как вел себя при опытах электроскоп: никаких реакций он никогда не давал. Ни разу не удалось Кулагиной ни зарядить энергией электроскоп, то есть добиться, чтобы его лепестки разошлись, ни разрядить, чтобы лепестки опали.

Многие видели, как реагируют кусочки бумаги на электрически заряженную эбонитовую палочку. При телекинезе картина иная: мелкие кусочки бумаги движутся не порознь, а кучно, все вместе. Затем эта кучка мелких кусочков вытягивается, образуя некое подобие клина, устремленного вперед.Некоторые кусочки бумаги, перемещаясь, как бы приподнимаются и скользят по нижележащим, передвигаясь быстрее. Отдельные листки при этом движутся вокруг вертикальной оси. Некоторые из них разворачивались более чем на 90°.

Удавалось неоднократно получать висящую в воздухе "гирлянду" из бумаги между разведенными на пятнадцать - двадцать сантиметров ладонями рук.

Перемещались объекты, плававшие на поверхности воды. При этом усилий Н.С.требовалось меньше, чем при обычных "сухопутных"экспериментах.

Предметы также погружались в воду. Прозрачный сосуд заполнялся соленой водой большой концентрации, при этом сырое яйцо, опущенное в воду, не тонуло,находилось во взвешенном состоянии, держалось у дна. Затем в этот же сосуд погружалось еще одно или два сырых яйца. Во время телекинеза яйца то сходились вместе, перемещаясь навстречу друг другу, то разводились в стороны, то двигались в одном направлении и т. д.

Остановлюсь подробнее на одном опыте, когда в сосуд с водой погружался ареометр.

Его выполнили английские ученые весной 1973 года в Ленинграде. Биофизики Херберт и Кассирер привезли с собой разные приборы: электрометр, радиометры Крукса, ареометр, который погружался в цилиндрический сосуд с водой емкостью около литра. Затем сосуд с погруженным ареометром устанавливался в металлическую банку. Она заземлялась, выполняя роль экрана.

Перед началом показа один из английских ученых несколько раз обошел вокруг Кулагиной,чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо нитей для имитации телекинеза. Эта процедура была проделана одновременно с тщательным осмотром стола, за которым сидела испытуемая. Если учесть, что опыт проводился в номере гостиницы, где жили наши гости, и то, что Нинель Сергеевна появилась в нем незадолго до начала эксперимента, то станет ясно, с каким запасом сомнения приехали английские ученые.

Опыт с ареометром ставился ими в предположении, что Кулагина сумеет изменить только его вертикальное положение. Однако она переместила ареометр в горизонтальном направлении от дальней кромки сосуда к ближней и наоборот, повторив движение дважды при строго вертикальном положении прибора.

Наблюдателей особо поразило, что ареометр в момент телекинеза сохранял строго вертикальное положение. Обычно переместить его, не наклонив,прикоснувшись к верхней, выступающей из воды, части ареометра, не удается.

Этот парадоксальный результат полностью снял у английских ученых какие-либо подозрения в отношении честности испытуемой.

Вот что пишет Б.Херберт об этом опыте в журнале "Пара-физика" (Лондон,1973. Т.7. Вып. 3):

"Измерить силы,действующие на ареометр, оказалось не так просто. Все присутствовавшие день назад безуспешно пытались привести его в движение, положив руки на металлический корпус банки, выполнявшей роль экрана. Теперь я обнаружил, что плавающий в солевом растворе ареометр очень трудно сдвинуть даже нормальными средствами так, чтобы он оставался в вертикальном положении, как это сделала Кулагина.Из-за низко расположенного центра тяжести и вязкости раствора инструмент обладает значительной стабильностью, и даже при открытом,близко расположенном окне при порывах ветра он только подпрыгивал вверх и вниз, но не плыл через стеклянный сосуд.

Это был прибор,специально приспособленный для демонстрации телекинеза. Когда усиленно дуешь на него с расстояния в фут, он пытается колебаться,как маятник, и только с трудом передвигается на сантиметр-другой.Кулагина же сидела на расстоянии 3-4 футов, ее рот был все время плотно закрыт. Сильно ударив по столу и толкнув ножку стола, я не смог изменить его положения.

Стекло и солевой раствор действовали как электрический щит; даже без металлического корпуса банки электрический заряд, полученный в результате трения о стекло, не может произвести движения, а если бы заряд был расположен выше стенок сосуда, то верхняя часть ареометра длиной 4,5 сантиметра(общая длина 20 сантиметров), находящаяся вне жидкости, была бы притянута и опять было бы маятникообразное движение. Этот заряд также вызвал бы значительное отклонение электростатического счетчика(электрометра. - В.К. ), в то время как не было замечено никаких отклонений во время эксперимента Кулагиной.

В колбообразном основании ареометра находился порошок свинца - это понижало центр тяжести.

Нам не удалось никакими средствами заставить ареометр двигаться по жидкости строго в вертикальном положении.

Из-за неправильной формы колбы оказалось трудным оценить положение центра плавучести.

Легко вычислить, что восстанавливающий момент, не дающий ареометру наклоняться,присутствует для любого угла наклона.

По возвращении в Англию с этим инструментом я произвел дальнейшие обстоятельные измерения в моей лаборатории для проверки расчетов и обнаружил, что для изменения положения ареометра необходим угол наклона в 6°. Из этих данных простым вычислением можно найти, что минимальная сила,необходимая для приведения ареометра в движение по поверхности,превосходит 150 дин. Масса ареометра равна 26 граммам.

Но для того чтобы продуцировать движение без качания или подпрыгивания, центр действия телекинетических сил должен быть, по-видимому, гораздо ниже, внутри самой жидкости.

Поместив свой рот на расстоянии только одного дюйма от ареометра и дуя на него изо всех сил, я смог его сильно качнуть и сдвинуть на 2 сантиметра; но была,однако, заметная тенденция в его движении идти по кругу,параллельному краю сосуда, а не по диаметру".

В заключение статьи д-р Б, Херберт, в частности, пишет:

"В моих лекциях студентам университета в Швейцарии меня постоянно спрашивали, почему я не измерил телекинетическую силу; сейчас я с радостью могу сообщить, что мы были первыми исследователями на Западе, которым это удалось сделать".

Наконец, Нинель Кулагина от телекинеза перешла к левитации, она научилась удерживать на весу без опоры небольшие легкие предметы: пустые спичечные и бумажные коробки от канцелярских скрепок, небольшие пластмассовые капсулы от лекарств, шарики от пинг-понга... Эффект левитации удалось удачно сфотографировать в 1968 году фотографу-профессионалу Владимиру Богатыреву. На его фотографии четко виден шарик, зависший между ладонями. Снимок этот впервые увидел свет лишь через двадцать лет в"Московской правде" в публикации Льва Колодного. Он же 17марта 1968 года в этой газете обнародовал сообщение о телекинетических способностях Нинель Кулагиной, вслед затем перепечатанное многими средствами массовой информации во всем мире.