Описание степи в повести «Тарас Бульба. Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба” Открытие нового знания


Черт вас возьми, степи, как вы хороши! В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами.














«…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…» «…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…»


«Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…» «Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…»




Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Урок литературы в 6 классе на тему:
«БРАННОЕ, ТРУДНОЕ ВРЕМЯ...»
СТЕПЬ КАК ОБРАЗ РОДИНЫ В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ
Цели
1) Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление.
2) Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям.
3) Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.
Задачи:
1) формирование нравственного сознания
2) воспитание и развитие нравственных чувств
3) выработка умений и привычек нравственного поведения
Используемые методы:
1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);
2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);
3. Этические беседы
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент.
2. Обращение к домашнему заданию.
Рассказ об истории создания повести и исторической основе произведения. Чтение эпизода встре¬чи Тараса с сыновьями по ролям.
3. . Анализ первой главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?
Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной гли¬ною...» до слов «...и потому, что не в обычае было позволять школярам ез¬дить верхом».
Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; раз¬личные предметы на стенах, по полкам и углам - о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.
Какие приметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?
Выразительное чтение эпизода от слов «В самом деле, она была жал¬ка...» до слов «...в этом сборище безженных рыцарей, на которых раз¬гульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».
Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, родному дому.
Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!» до слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».
Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?
Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поедин¬ку - достоинство первостепенное («...что за человек ты в кулаке!»).
Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?
Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика. Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его («Что ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет «мазунчиком».
Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?
Продолжите ряд слов: волнение, страх...
Как раскрывается характер Андрия в эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?
Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.
Сопоставление иллюстрации Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П.П. Соколова «Возвращение из бурсы».
На рисунке Т. Г. Шевченко Тарас добродушно-ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен; он и внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П.П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия со страхом и укоризной глядя на мужа.
Встреча отца с сыновьями характерна для того «бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине», и является как бы своеобразной прелюдией к произведению.
В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?
Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.
Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?
Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.
Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтоб «играла и шипела, как бешеная»?
Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и вы¬пить - один из признаков героя-богатыря.
Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?
Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников...» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».
Лексическая работа
Какое значение приобретает в данной характеристике слово коренной?
Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждался в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.
Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?
Выразительное чтение эпизода: «Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился, ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».
Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать и общем деле.
Какова авторская позиция по отношению к братьям?
Выразительное чтение эпизода от слов «Бурсаки вдруг преобрази¬лись...» до слов «...они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».
Автор любуется своими героями, никому из них не отдавая своего пред¬почтения.
Как отзываются герои на слезы матери?
Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то неж¬ности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мяг¬че, сердечнее Остапа.
Обращение к домашнему заданию. Зачитываются предложения, в кото¬рых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.
«Одна бедная мать не спала».
«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».
«И слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрас¬ное лицо».
«Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сво¬дила с них глаз своих и не думала о сне».
«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку...»
«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».
«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, наделила им, рыдая, на шею».
«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».
«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота...»
Назовите глаголы, передающие переживания матери в первой главе по¬вести. Охарактеризуйте чувства героини
Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота...
Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бед¬ная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных пред; чувствий, но остановить беду не в ее силах. Законы того времени не по¬зволяли женщине перечить мужу.
4. Степь как образ родины в повести Гоголя.
Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.
Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.
Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое простран¬ство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно) темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».
Запахи и звуки степи. «Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков станови лось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озер! крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе... Весь их треск, свис стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».
Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лес вытаптывали их. <...> Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вы тянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвиж¬но устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем...»
Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; из¬редка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхуш¬кам травы и чуть дотрагивался до щек. <...> На них прямо глядели ночные звезды. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».
Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от гори¬зонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, нако¬нец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Дне¬пра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в средину его острова вытесня¬ли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений».
Итоги работы
Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное мно¬жество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая вол¬нообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.
Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности - «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных циетов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие зву¬ков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.
Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров ге¬роев и величественной картиной степи?
Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыно¬вей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и ка¬шки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.
В каких словах передано отношение автора к степи?
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не мо¬гло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».
Какие чувства испытывает автор?
Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автор
Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
Только ли красота природы вызывает эти чувства?
И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удиви тельное место на земле - милая сердцу родина, вызывает восторг автор и его героев. Степь - обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.
Степь - мать для героев повести Н.В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери.
Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.
5. Итоги урока.
Можно ли считать Тараса с сыновьями и других запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу?
Тарас с сыновьями и другие герои повести Н.В. Гоголя - люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независи¬мость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм - основные качеств характера героев.
В чем источник силы героев?
Источник силы - родные места, степь, родина, взрастившая эти богатыр¬ские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.
6. Домашнее задание.
Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характер героев.

Касперова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РО "Орловский казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: пос.Орловский, Орловский район
Наименование материала: Разработка урока по литературе
Тема: Урок– путешествие в творческую мастерскую писателя. «Образ степи как образ Родины в повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба».
Дата публикации: 28.06.2018
Раздел: среднее образование

Урок- путешествие в творческую мастерскую писателя.

Тема: «Образ степи как образ Родины в повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба».

Цель урока:

Создать условия для восприятия учащимися повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» через

края, малой родины в жизни человека.

Задачи урока:

I. Предметные результаты:

- формировать навык исследовательской работы с текстом, систематизировать и закреплять

анализировать

текст, умение

выделять

находить

изобразительно-

выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа степи;

II. Метапредметные результаты:

1.Познавательные УУД:

Развивать умение высказывать свои предположения; ориентироваться в тексте;

формировать

сравнивать,

анализировать,

обобщать

информацию,

проводить

аналогии и делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

Формировать умение концентрировать внимание;самостоятельно формулировать тему и

цели урока; умение планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию,

коррекцию своей деятельности.

3. Коммуникативные УУД:

Формировать умение работать в группе, в паре;

Развивать умение строить монологическое высказывание, участвовать в дискуссии и

III. Личностные результаты:

Формировать положительную мотивацию к уроку литературы;

Воспитывать любовь к природе, Родине

Формы работы: коллективные, групповые, работа в парах, индивидуальные.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»,

аудиозаписи, слова песни М.Бернеса «С чего начинается Родина», раздаточный материал.

Ход урока:

Любовь к родной природе-

один из важнейших признаков любви к своей стране…

К.Паустовский.

Орг. Момент. (Слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Поприветствуйте друг друга, пожелайте

удачи на уроке. Сегодня мы с вами снова отправимся в мастерскую Н.В. Гоголя. Работать

будем в книжечках, которые у каждого на столе, и в конце урока попробуем оценить

результат своей работы.

Мотивация. (Слайд 2)

Звучит песня «С чего начинается Родина»

(Слова у детей разложены на столах)

Учитель: Вы прослушали песню Марка Наумовича Бернеса, одного из любимых

советских исполнителей. Ребята, а с чего для вас начинается Родина? (Слайд 3-4)

Попробуйте подобрать существительные, которые ассоциируются со словом Родина.

А почему вы поставили в один ряд слова Родина и природа? Что их объединяет?

(Природа родной стороны, малая Родина)(Слайд 5)

Обратимся к эпиграфу, объясните его смысл на уровне первичного восприятия.

(ответы детей)

Мы с вами изучили произведение « Тарас Бульба».

Скажите, какая взаимосвязь между понятиями Родина и природа в повести Н.В.Гоголя?

Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос.

В течение урока постараемся на него ответить, и в конце сформулируем тему урока.

Постановка учебной задачи

Родители

Для этого мы будем работать с отрывками из текста произведения, описаниями картин

природы, какие задачи вы для себя поставите?

-Анализировать текст, находить изобразительно-выразительные средства, определять

их роль

-Выявить взаимосвязь между понятиями: природа – человек - Родина

-Ответить на проблемный вопрос

-Определить для себя значение понятий: природа – человек - Родина

(Слайд 6)

4. Актуализация знаний.

Домы вы повторили определение пейзажа.

Какие функции может выполнять пейзаж в произведении? (Найдите подтверждения в

1.Служить красивым фоном (описание степи)

2.Определять временные рамки (Степь – лето, июльская ночь)

3.Передавать внутреннее состояние героев (поездка «птицы пели вразлад», «огороды

заброшенные», «острые звезды», «душная ночь» В лугах и степях горюет Тарас Бульба

5. Открытие нового знания.

Какой образ природы в произведении Гоголя является наиболее ярким? (Степь)–

Что такое степь? Дайте определение этого слова.

(Степь - это безлесное пространство, умеренного пояса с преобладающей травянистой

растительностью.)(Слайд 7)

Вы даете определение понятия, характерное для учебного предмета «география». Каким

стилем написаны определения в учебниках? (научным)

Представьте, что вы оказались в нашей степи, какие чувства вы испытываете, что вам

хочется делать? (бежать с раскинутыми руками, кружиться, радоваться).

Подберите эпитеты к слову степь. (бесконечная, раздольная, привольная, бескрайняя,

необъятная, широкая)

(Слайд 8)

Для русского народа степь всегда была символом свободы, «вольной» жизни. Именно

стремление к вольной жизни привело на просторы наших заветинских степей первых

поселенцев. Степь воспевалась в народных песнях, о ней слагались полные лиризма стихи.

Небольшое сообщение учащегося. «Образ степи в устном народном творчестве».

Обратимся к тексту Н.В.Гоголя. Наша задача раскрыть поэтический образ степи и

работать мы будем с художественным стилем. А в чём его отличие от других стилей речи?

(эмоциональность, образность, наличие изобразительно-выразительных средств).

Во второй главе три описания степи. Какие? (Степь днём, вечером и ночью.)

В какое время суток степь более привлекательна для казаков, для автора, для вас? Чтобы

ответить на этот вопрос, мы понаблюдаем над тем, какие средства языка использует автор,

чтобы создать желаемый образ.

Работать будем в группах; посмотрите на стикер на спинке стула и найдите по цвету свою

группу (3 цвета: синий, красный, зелёный)

У вас на столах описание степи. Вы должны будете выразительно прочитать отрывок и

проанализировать его по следующему плану, записав данные в таблицу, которая есть в

ваших книжечках:

1)Ключевые слова отрывка, их характеристика.

2)Изобразительно-выразительные средства языка. Определить их роль в тексте.

3) Звуковые и цветовые образы данных отрывков.

4) Сделайте вывод в 2-3 предложениях, какой предстает степь в данном отрывке.

Каждая группа работает с определённым пейзажем. (Время 5 мин.)

Степь днём

Степь вечером

Степь ночью

свет, солнце, океан,

миллионы цветов,

теплотворный,

живительный, чайка

Последний отблеск,

цветок, травка, ветерок,

музыка, амбра, благовоние,

обольстительный

ночные, звёзды,

бесчисленный мир

насекомых, зарево, всё,

убаюкивало, вдруг

Метафоры: сердца

встрепенулись, волнах

воздуха, чайка купалась

сравнения: сердца их

встрепенулись, как птицы,

кони скрывавшиеся в них,

как в лесу, кашка

зонтикообразными

шапками пестрела на

поверхности

эпитеты: “живительный,

теплотворный свет”

олицетворения: сквозят

волошки, выскакивал дрок,

колос наливался, крик

отдавался

Метафоры: степь

курилась благовонием, вся

музыка, звучащая днём,

утихла и сменялась

сравнения: отдавался, как

серебро, как будто

исполинской кистью

наляпаны были широкие

полосы из розового золота;

как морские волны;

олицетворение: ветерок

дотрагивался до щёк;

обольстительный,

уединённый

метафора: усеянною

блестящими искрами

святящихся червей,

красные платки

олицетворение: глядели

звёзды, всё убаюкивало,

дремлющий звук

эпитет: серебряно -

Цвет: золотой, зелёный,

голубой, синий, лиловый,

жёлтый. Все цвета яркие,

жизнеутверждающие.

диких гусей.

Цвет: тёмно-зелёный,

изголуба-тёмный, розовое

Звуки: свист сусликов,

трещание, крик лебедя.

Цвет: серебряно –

розовый, красный.

треск, свист,

стрекотанье.

Слово первой группе. Прочитайте выразительно отрывок.

Что значит «теплотворный»? – «творящий тепло», «живительный» - укрепляющий,

дающий жизненные силы.

Как еще Гоголь одушевляет степь? (Обращается: Черт вас возьми, степи, как вы хороши!)

Как подействовала степь на казаков? (их сердца встрепенулись, как птицы).

Вывод: Н.В. Гоголь с любовью описывает степь, ее красоту и просторы. Он с

восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь. У него все словно

нарисовано, каждый цветок, каждая птица. Краски очень яркие, жизнеутверждающие.

На данный момент писателю важнее создать зрительный образ. Кажется, словно видишь

перед собой большую картину.

А какой вид искусства напоминает этот пейзаж? («живопись»; «картину художника-

живописца»)

(Слайд 9)

Перед вами картины известных и малоизвестных художников Васнецова, И.Куинджи,

Ю.А.Махотина, Пивторака. Какую из картин вы бы подобрали в качестве иллюстрации к

нашему пейзажу.

Читаем второй отрывок. Слово второй группе.

Как вы понимаете слово «обольстительный» ? Попробуйте составить синонимический

(Привлекательный, восхитительный, притягательный, обворожительный, чарующий.)

Вывод: В описании вечерней степи на первый план выходит музыка.. Здесь все сказочно и

не менее прекрасно, необыкновенно и таинственно. Автор словно подчёркивает: степь и

вечером не менее великолепна и фантастична.

Действительно,здесь важна не сама картина, а впечатление от нее.

И наконец, третий отрывок.

Какое слово чаще всего встречается в этом отрывке? (Весь, весь, всё). К какой части речи

оно относится?

(Определительное местоимение. Оно помогает объять необъятное. Оно сразу объединяет

всё в единое целое.

Вывод: Темнота «размыла» краски, сделав степь живым организмом, живым существом.

Степь и ночью так же сильно воздействует на человека, затрагивая самые сокровенные

струны его души и сердца, самые сокровенные чувства.Степь «держит» человека в

состоянии постоянного удивления, восторга, восхищения, очарования. Степь живая.

Гоголь добавляет в описание таинственности и тревожности.

6. Первичное закрепление.

Что мы увидели?

Какая общая мысль объединяет все три гоголевских описания? Найдите эти слова в тексте.

– Ничего в природе не могло быть лучше.

В какое время суток степь более привлекательна для казаков, для автора, для вас?

времени суток своя, особая прелесть., и он создает великолепную, дорогую и милую для

каждого сердца картину.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по тексту-образцу.

Художник изображает красоту природы при помощи краски, ракурса, света.

У композитора это ритм, мелодия, а при помощи чего писатель создает красоту? (Слово,

изобразительные средства).

Давайте попробуем себя в роли писателей. Перед вами клоуз текст (открытый, с

пропущенными словами). Вам нужно подобрать пропущенные эпитеты, чтобы получилось

описание нашей донской степи. Чтобы быть успешнее, работайте в парах.

(Слайд 10) Сравните свой текст с отрывком из произведения В.А.Закруткина. Все ли

солоноватыми западинами степь. В степи горьковатый душок прогретой палящим

солнцем полыни, колыхание серебристого ковыля, темные накрапы жесткой верблюжьей

колючки. Замаячит на горизонте табун рыжих коней, пропылит вдоль ложбины овечья

отара, лениво взлетит с неприметной высотки ржаво-кофейный подорлик, - и снова

никого, только горячий воздух и тишина.

Милая сердцу земля донская! Преображенный, <…..>благодатный казачий край,

край хлеборобов, пастухов, воинов! Сколько песен о тебе сложено, сколько сказаний,

сколько легенд!

(В.А.Закруткин «О неувядаемом»)

Наша родная донская степь так же живописна, как описанная Н.В.Гоголем? (В нашей

заветинской - более скудная растительность, летом высохшая, похожая на пустыню)

За что же вы любите нашу степь? (Малая родина, отчий дом, родная сторона, связь с

детством)

(Презентация «Заветный край»)

И наша степь тоже может быть красивой. Нужно только уметь увидеть эту красоту.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сопоставьте описание хутора при прощании с ним казаков и степи. Только ли грустным

настроением казаков во время отъезда объясняется разница двух описаний?

Остап и Андрий понимают, что прощаются с отчим домом, детством. Им жаль мать,

но и радостно от осознания наступившей свободы.

Почему степь является самым лучшим местом в жизни казака?

Что вместил в это понятие Гоголь? (Это тоже родная сторона, связь с детством)

(Слайд 11)

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Что нового вы можете добавить к первому

восприятию?

Объединены ли понятия родина и природа в повести Гоголя?

Вывод :

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. Как

мать принимает она их в свои нежные объятия, чтобы укрыть, утешить, передать

жизненную энергию. Ради нее казаки совершают свои подвиги и, если надо, умрут,

защищая ее. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной

земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами.

Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их

героизма.

Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока. «Образ степи как образ Родины в

повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба».

(Слайд 12)

Закрепим наши знания: составим синквейн с любым из слов:

(Слайд 13)

Вернемся к задачам нашего урока: все ли получилось?

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

(Слайд 14)

9. Рефлексия . (Выявить эмоциональное состояние и настроение учащихся.)

Обобщим изученный материал, ответив на следующие вопросы:

1) Что я узнал на уроке…..

2) Мне понравилось на уроке…

3) Я бы хотел узнать…

(Слайд 15)

10 .Домашнее задание: (На выбор)

1.Опишите словами картину «Степь днём» (по отрывку из произведения Н.В.Гоголя).

2. Напишите сочинение – рассуждение «За что я люблю свой степной край».

3.Нарисуйте иллюстрацию к книге.

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Тест по произведению