Вещественные источники. Источники по истории древней греции Источники по истории древней греции и рима

1. История древней Греции как часть античной истории.

2. Источники по истории древней Греции.

3. Историография древней Греции.

Географические границы. Когда говорится огеографическихграницах Древней Греции, до­вольно часто их сопоставляют с границами современного государства Греции. Однако географические рамки Древней Греции значительно от­личаются от рубежей современной Греческой Республики. В древности не существовало единого государства под названием Древняя Греция, и территория Греции включала области, которые населяли греки, где были расположены их города, колонии или государственные образования. Древняя Греция не имела строго фиксированной территории, и в разные исторические времена границы ее владений менялись. Во II тыс. до н.э. под Древней Грециейпонимались территория острова Крит, Кикладского архипелага и Пелопоннеса. После великой греческой колонизации в VIII-VI вв. до н.э. территория, населенная греками, расширилась за счет мно­гочисленных колоний в Сицилии, Южной Италии (эти области получили название «Великая Греция»), а также колоний по берегам Черного моря.

После походов Александра Македонского на Восток и завоевания им обширных земель могущественной империи Ахеменидов возникли элли­нистические государства приемников Александра Македонского, которые также рассматриваются как новые территории древнегреческого мира. Таким образом, в конце IV-II вв. до н.э. под Древней Грецией стали по­нимать обширную географическую зону, простирающуюся от Сицилии на западе до Индии на востоке, от берегов Аральского моря на севере до эллинистического Египта на юге. С падением эллинистических госу­дарств, их завоеванием Парфянским государством на востоке и Римской республикой на западе, территория Древней Греции стала сокращаться, а в I в. до н.э. она была включена в состав Римской державы на западе и частично Парфянской державы на востоке.

Изрезанность береговой линии в сочетании с гористостью рельефа (80% - горы) объясняют невозможность образования на Балканах централизованного государства: в каждой маленькой долине – обособленное государство, которое, в то же время, имеет связь со всей ойкуменой посредством моря.

Внутреннее «безобидное» море, каботажное плавание (летом), морская цивилизация в целом. Рыба – основа здорового рациона.

Удобные гавани в Аттике и их отсутствие на Пелопоннесе, а также обилие плодородной земли на Пелопоннесе и ее нехватка в Аттике объясняют различные векторы развития Афин и Спарты. Особенная изолированность Мессении: с трёх сторон – горы Парнон и Тайгет, с четвёртой - Истмский перешеек. Есть, конечно, и плодородные регионы – Фессалия, Аркадия, Беотия; здесь меньшая роль торговли, более медленное социальное развитие, поэтому общество более традиционно.

Почва каменистая, пшеница не растёт, зато виноград и олива – хорошо плодоносят. Хлеб дешевле купить, чем вырастить на месте, а есть и продукт для обмена. Отсюда – предпосылки для морской торговли (Египет, Италия, после Колонизации - Понт и более отдаленные области). Борьба за торговые пути – частая причина войн.

Есть полезные ископаемые (глина, мрамор, железо, медь, серебро, дерево), что способствовало развитию ремесел.

Хронологические рамки. Греция была заселена людьми с глубокой древности (VII тыс. до н.э). История Древней Греции изучает основы и генезис первичной государственности, становление и развитие эффективной экономики, социальных групп иклассов, которые выделились из единой родовой массы. Впервые эти признаки цивилизации появились во второйполовине III тыс. до н.э. на острове Крит и отдельных территориях Пелопоннеса. С этой датой связывается начало собственно истории цивилизации Греции, да и не только ее, но и всей Европы. Распространившись на обширных территориях, греческая цивилизация прошла длительный путь развития. Концом самостоятель­ной истории древнегреческой государственности считается падение по­следних эллинистических царств и завоевание их на востоке Парфией и на западе Римом. Завоевание Римом последнего эллинистического госу­дарства - птолемеевского Египта (во времена правления Клеопатры VII)- в 30-е г. до н.э. положило конец самостоятельной древнегреческой цивилизации. Именно этими событиями и завершается курс «Истории Древ­ней Греции». С этого времени история древнегреческих городов и госу­дарственных образований изучается как составная часть курса «История древнего Рима».

Периодизация древнегреческой истории. В целом история Древней Греции делится на три больших этапа:

I этап: раннеклассовые общества и первые государственные образования II тыс. до н.э.

2 этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры. Хронологические рамки этого этапа соответствуют XI-IV вв. до н.э.

3 этап: завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Временной отрезок, который занимает этот этап, соответствует 338 г. до н.э. - 30 г. до н.э.

В целом, становление древнегреческого общества началось с разло­жения родовых учреждений первобытного общества. На смену старым нормам поведения и мышления приходят новые формы взаимодействия между людьми как свободными гражданами. Родовой коллектив разделя­ется на различные социальные группы; развивается рациональное И эко­номически эффективное хозяйство, которое обеспечивает достаточно по­стоянный прибавочный продукт; складывается институт государственно­сти, регулирующий социальные связи и условия для преобразования мен­талитета первобытных людей в сторону рационального мышления; фор­мируются новые моральные и нравственные принципы поведения людей.



Процесс становления первых цивилизаций проходил параллельно на Крите и Балканской Греции. В научной литературеодин путь развития называется критским, а другой - ахейским.

Каждый из приведенных этапов, в свою очередь, делится на перио­ды. Для истории Крита, а соответственно и критского пути развития, выделяетсятри минойских периода:раннеминойский (ХХХ-ХХШ вв. до н.э.), среднеминойский или период «старых дворцов» (XXII-XVIIIвв. до н.э.), позднеминойскийили период «новых дворов» (XVII -XIIвв. до н.э.).

История материковой, или ахейской, Греции также делится на три периода, которые называются элладскими: раннеэлладский (ХХХ-ХХ1 вв. до н.э.), среднеэлладский (XX-XVII вв. до н.э.), позднеэлладский, или микенский (XVI-ХII вв. до н.э).

XII век в истории Ахейской Грецииознаменовался дорийским нашествием, которое привело к гибели классового общества ахейских госу­дарств. На территории Греции, включая и Крит, вновь к XI в. до н.э. уста­навливаются первобытнообщинные отношения, и греческое общество вновь находится на стадии разложения родоплеменных отношений.

Второй этапв истории Древней Греции носит название полисного этапа. Он также делится на три периода: предполисный, или гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII VI вв. до н.э.) и собственно полис­ный (V -IV вв. до н.э.).

Третий, эллинистический, этап в истории Древней Греции включает в себя три периода: восточные походы А. Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е г. IV в. до н.э. - 80-е г. III в. до н.э.); расцвет эллинистических (греко-восточных) обществ и государств (80-е г. III в. до н.э. - середина II в. до н.э.); кризис эллинистической системы государственности (сер. II в. до н.э. - 30-е годы I в. до н.э.).

Источники по истории Др. Греции.

Геродот и его "История". Цель труда Геродота заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности » (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан ».

Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.

Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить. «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.

Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).

Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.

Тенденциозность Геродота. Проафинская ориентация, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.

Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства.

"История" Фукидида как исторический источник .

Время жизни самого Фукидида точно неизвестно (456-396). Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (… не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.

Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции с начала и до войны, остальные 7 – по войне.

Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Исключительно объективен. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны. В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже с ним. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.

Причину войны Фукидид видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Использует отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты.

Источники по истории Древней Греции

ФАКТ И ИСТОЧНИК

Всякая историческая наука изучает свой предмет, исследуя исторические факты. Факт – отправная точка научного исследования, стремящегося восстановить исторические реалии прошлого. Исторические факты сохранены для нас историческими источниками, которые и используют ученые для реконструкции прошлого. Историческим источником являются все памятники прошлого, т. е. все сохранившиеся свидетельства, отражающие прошлую жизнь и деятельность человека. Исторический источник неизбежно вторичен по отношению к факту, о котором он свидетельствует. В частности, на объем информации и объективность письменного источника всегда влияет как материал, где он зафиксирован, так и позиция и личное отношение к событиям его составителя. Нередко это приводит к искажению информации, к тому, что многие привходящие обстоятельства скрывают историческую истину, и это не позволяет напрямую, без критического отбора использовать сведения, почерпнутые в историческом источнике.

Исторические источники различаются по содержанию свидетельств прошлого и характеру информации:

1) вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

2) письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

3) лингвистические источники – это данные древнегреческого языка (лексика, грамматический строй, ономастика, топонимика, идиомы и т. д.); многое о народе говорят его диалекты и койне (общегреческий язык);

4) фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

5) этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д., которые в виде пережитков сохранились в более поздних эпохах.

Однако источники по истории Древней Греции имеют ряд особенностей, что непосредственно отражается на возможности всесторонне и в полном объеме восстановить исторические реалии. Главная проблема антиковедения – это скудность источниковой базы (по сравнению с материалами по более поздним историческим периодам). Надо также отметить относительно небольшую роль в изучении античного мира этнографических источников, так как никто из современных исследователей не мог непосредственно наблюдать древнее общество. Однако данные этнографии могут использоваться как сравнительно-исторический материал при исследовании происхождения мифов, ритуалов, обычаев и т. д.

Кроме того, относительно ограниченный объем свидетельств прошлого неравномерно представлен как по различным эпохам и регионам, так и по видам источников. Это в полной мере относится к важнейшим для историка письменным источникам. Многие этапы древнегреческой истории протяженностью в несколько веков слабо отражены в письменных памятниках, дающих основную информацию о жизни общества в прошлом. Фактически ни одна эпоха древнегреческой истории не имеет полного и всестороннего освещения в источниках, а по отдельным весьма продолжительным периодам в руках историков имеются весьма скудные и фрагментарные свидетельства.

Генрих Шлиман

Кроме того, во многих дошедших до нас источниках информация по ряду вопросов представлена в весьма сложной или завуалированной форме. Поэтому анализ источника и интерпретация на их основе античной истории неизбежно вызывает неоднозначную и зачастую дискуссионную оценку объективных реалий и субъективных явлений в жизни общества Древней Греции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Третья глава. История Древней Греции Архаика С Вашего позволения начнем с древнейших философов. Вопрос 3.1В 624–546 годах до Рождества Христова в городе Милете жил философ Фалес. Его считают основателем ионической натурфилософии, с которой начинается история европейской

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась

автора Андреев Юрий Викторович

1. Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

2. Источники по истории архаической и классической Греции Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII–IV вв. до н. э. резко возрастает. С особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.Наиболее ранними

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

3. Источники по истории Греции эллинистического периода Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом, появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах, которые были обнаружены

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава II. Историография истории Древней Греции

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в. В конце XVIII - первой половине XIX в. история Древней Греции приобретает важное значение в европейской исторической науке. Этому способствовало несколько обстоятельств. Одно из них - достижения классической филологии и

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 1 Источники по истории Древней Греции ФАКТ И ИСТОЧНИК Всякая историческая наука изучает свой предмет, исследуя исторические факты. Факт – отправная точка научного исследования, стремящегося восстановить исторические реалии прошлого. Исторические факты

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 2 Основные этапы изучения истории Древней Греции СТАНОВЛЕНИЕ АНТИКОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ Изучение истории Древнего мира было начато еще историками Древней Греции и Древнего Рима. Начало этому положили знаменитый ученый V в. до н. э. Геродот, основатель исторической

Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Глава 10. Государство в Древней Греции

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Каковы источники древней русской истории? Летописи, своды, списки Полезно окунуться в терминологию, которой пользуются историки.Летопись - рукописное произведение, в котором повествование ведется по годам. Рассказ о событиях в летописи обычно начинался словами «в

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 12. Арии в Древней Греции Нет, мертвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье, Что тени их, незримые для глаз, В полночный час к нам ходят на свиданье… . . . . . . . . . . . . . . . Мы сказками предания зовем, Мы глухи днем, мы дня не понимаем; Но в сумраке мы сказками

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Природные условия Греции достаточно сложные. Горные цепи делят территорию страны на множество узких, изолированных и малоплодородных долин с выходом к морю, если не считать Лаконию, Беотию, Фессалию и на о. Эвбея. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех и др.), так и животный мир (медведи, волки), но особенно много ресурсов давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония), а также серебра, меди (Эвбея), золота (Фессалия), белого мрамора (Аттика)

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, для Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова характерным является определенная этническая однородность.

Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.

Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тыс. до н.э. В конце II тыс. до н.э. под напором дорийских племен, двигавшихся из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тыс. до н.э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в мало- азийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили большую часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), большую часть южных островов Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции.



Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, на острове Лесбос.

Однако ни ахейцы, ни дорийцы, ни эолийцы не являлись коренным населением Древней Греции. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность которых остается проблематичной. От них сохранились древнейшие непереводимые топонимы, оканчивающиеся на –”нф”: Коринф, Олинф, Тиринф и др., а также названия растений на –”нт”, “–с”: гиацинт, кипарис, нарцисс. Скорее всего, доэллинское население не было индоевропейским и находилось в родстве с племенами Малой Азии. Позднее, уже после появления эллинов, местные племена будут названы “лелеги”, “пеласги”, “карийцы”. Остатки этих догреческих племен проживали в Эгейском регионе и не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тыс. до н.э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители Южной Фракии.

Что касается источников по истории Эллады, то их насчитывается великое множество. На территории Греции, о-х Эгейского моря и ряде др. стран Средиземноморья археологами проводилась многочисленные раскопки, в результате которого было обнаружено огромное количество вещественных памятников.

До 70-х годов 19 в. была известна лишь история, начиная с 8 в до н.э. Немецкий археолог Генрих Шлиман и английский Артур Эванс проводили раскопки, в результате которых был обнаружен легендарный город Троя, и культура крито-микенской цивилизации. В 30-х гг. ХХ в. греческие и американские археологи открыли и изучили развалины большого дворца на юго-западном берегу Пелопоннеса, на месте древнего города Пилоса. Советские исследователи во второй половине XX в. активно исследовали места греческой колонизации в Северном Причерноморье.

В 70-х гг. Ж.И. Кусто исследовал развалины древнейших поселений, находящиеся на морском дне, близ берегов Крит и Сантории (др. Фера). Несколько позднее была исследована часть греческого города Фанагории, осевшая в море.

Что касается письменных источников, то они очень разнообразны. Подавляющее большинство надписей сделано на древнегреческом языке, особенно ценными считаются остраки – глиняные осколки. Но во время раскопок на о-ве Крит, а также Микенах и Пилосе были обнаружены линейные надписи 2 типов: А и Б. первое было написано на критском языке, а второе – на одном из диалектов древнегреческого языка.

Наиболее яркое представление о тех временах дают нам труды древнегреческих историков: «История» Геродота о греко-персидских войнах, «История» Фукидида о Пелопонесской войне (труд не закончен). Очень примечательны труды Павсания «Описание Эллады» (памятники старины, легенды, мифы). Свой вклад внес Ксенофонт, оставивший несколько исторических сочинений: «Греческая история», где он высказался против афинской демократии, «Воспоминания о Сократе», «Домострой», «О доходах». Историк Полибий написал «Всеобщую историю», из которой до нас дошла только 1/3. Еще один историк, Плутарх, отметился тем, что он применил анализ в «Сравнительных жизненных описаниях», где описывал сначала биографию знаменитого греческого деятеля, затем биографию похожего на него римского деятеля, в конце сравнивая этих лиц и говоря об их сходстве и различии. Свой вклад внесли драматурги, поэты, ораторы (особенно примечательны судебные речи Лисия, описывающие деятельность купцов IV в. до н. э.), поэмы (гомеровские «Илиада» и «Одиссея») и мифы.

В начале произведения, считавшиеся историческими, соединяли в себе несколько жанров: исторический, географический, этнографический; они включали также и мифы. Эти первые сочинения содержали описания известного тогда круга земель, отдельных областей греческого мира, родословные и очень кратко освещали события близкого им времени или не касались их. Авторы этих произведений назывались логографами (по-гречески «логос» - слово и «графо» - пишу), жившие в 6-5 вв. до н.э. В их сочинениях нет научно – критической оценки материала, но уже присутствует рациональный подход к объяснению отдельных событий мифологического времени. Представителями логографов являются Гекатей, написавший «Землеописание» и «Генеалогия», Гелланик, написавший сочинение по истории Афин и несколько «Генеалогий», Особенно много сведений содержится в произведениях географа Страбона. В своем труде «География» от говорит о жизни и истории различных стран, их природе.

Периодизация древнегреческой истории начинается с раннеминойского периода (XXX-XXIII вв. до н. э.). Здесь мы наблюдаем господство родовых отношений, зачатки ремесла и освоения металлов, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений. В среднеминойском периоде (XXII-XVIII вв. до н. э.) начинается возведение монументальных дворцов и появляются зачатки государственности и ранние формы письменности. Завершает развитие крито-микенской цивилизации позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). В этот период происходит расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, формирование оригинальной письменности, широкий размах торговой деятельности Крита в Эгейском море и активацию контактов с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами, которые в XII в. до н. э. окончательно уничтожают минойскую государственность наряду с дорийцами.

История Балканской Греции начинается с раннеэлладского периода (XXX-XXI вв до н. э.). Здесь господствуют родоплеменные отношения в среде догреческого населения. Появляются первые крупные поселения и протодворцовые комплексы. В среднеэлладском периоде (XX-XVII вв. до н. э.) начинается расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, у которых началось разложение родоплеменных отношений, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. В позднеэлладском периоде (XVI-XII вв. до н. э.) возникает раннеклассовое общество у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы.

В гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) господствуют родоплеменные отношения, трансформирующиеся в раннеклассовые, формируются уникальные предполисные общественные структуры.

В эпоху архаики (VIII-VI вв. до н. э.).формируются полисные структуры. Происходит Великая греческая колонизация, этническая консолидация эллинского общества, появляются тирании. Внедряется железо во все сферы производства, происходит экономический подъём, нарастают противоречия между элитами и массами. В эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) происходит расцвет экономики и культуры греческих полисов, отражается агрессия персидской сверхдержавы. Нарастает конфликт между торгово-ремесленными типами полисов с демократическим государственным устройством и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством. Происходит Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии

Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.


B распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика, речи ораторов, юридическиедокументы, письма, деловые документы и мн.

Др.), памятники материальной культуры, в основном добываемые при археологических раскопках (руины городов, остатки крепостных сооружений, общественных зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда, оружие, предметы повседневного обихода и т. n.), материал этнографических наблюдений (изучение древних обычаев, учреждений, обрядов), большое количество разнообразных надписей, монеты. Сведения о далеком прошлом можно почерпнуть с помощью анализа структуры словарного запаса древнегреческого языка и преданий устного народного творчества (записанных фольклорных материалов).

1. Источники по истории Крита иАхей- ской Греции Птысячелетия до н. э. Немногочисленные источники этого времени подразделяются натри основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения по истории II тысячелетия до н. э., сохранившиеся в произведениях греческих авторов более позднего времени.

Таблички, написанные письмом Б, были найдены при раскопках на КритеА. Эвансом в 1901 r., однако лишь в 1953 г. английский ученый M. Вентрис расшифровал непонятный язык надписей. B настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Они найдены в развалинах Кносса на Крите, при раскопках городов Пилоса, Микен, в Фивах, Тиринфе, но более всего (свыше 90% всех текстов) обнаружено в архивах Кносса и Пилоса. Подавляющее большинство табличек датируется XIV-XII вв. до н. э. Надписи очень кратки и представляют собой главным образом документы хозяйственной отчетности. B них содержатся сведения о сдаче земли в аренду, о количестве голов скота, о выдаче продовольствия работникам и обслуживающему персоналу; нередко это списки рабов и рабынь, занятых в тех или иных службах дворца, списки ремесленников и перечень сырьевых материалов при них; списки подлежащих мобилизации воинов и матросов, а также описи конфискованного имущества. Таблички дают информацию о функционировании дворцового хозяйства, о взаимоотношениях между дворцом и низшими административными единицами, об управлении государстйом в целом, что позволяет представить основные черты управления и экономики ахейских царств второй половины II тысячелетия до н. э.

Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся наглиняных пробках и бирках.

Археологические раскопки дают самые разнообразные сведения о материальной культуре. Наиболее важные находки были обнаружены при раскопках обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на о. Крит, в Микенах и Пилосе в Пелопоннесе. Многочисленные помещения, сложная планировка дворцов, включающая роскошные апартаменты, приемные залы, храмовые комнаты, ремесленные мастерские, хозяйственные кладовые, огромное количество различных предметов повседневного быта и разнообразное оружие дают представление о насыщенной и напряженной жизни этих центров крупнейших монархий II тысячелетия до н.

Большой интерес представляет открытие укрупненных поселений конца III тысячелетия до н. э. в Лерне (в северном Пелопоннесе) и в Рафине (в Аттике), где обнаружено бронзолитейное производство. Bo второй половине II тысячелетия до н. э. вокруг дворцов в Микенах, Пилосе, Афинах, Фивах появляются посады, в которых проживают ремесленный люд и торговцы.

Примерами сельских поселений, где проживала основная масса ахейского населения, являются поселения, раскопанные в Кораку (около Коринфа), в Зигуриес (около Микен), и некрополь одного из сельских поселений в Аттике в Спарте. Здесь найдены остатки скромных жилищ, сложных по планировке общественных зданий, помещения мегаронного типа. Внушительные размеры отдельных зданий, находки большого количества керамики, включая расписную, а также бронзовых и золотых изделий говорят о процессе имущественного расслоения в среде сельского населения второй половины II тысячелетия до н. э.

Некоторая информация об истории ахейских и критских царств содержится в поздней греческой традиции. B поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», составленных в IX-VIII вв. до н. э., сохранились не только живые воспоминания о недавнем прошлом, в частности о событиях Троянской войны, но и целые песни и сказания, сложенные в ахейскую эпоху. B поэмах верно отражено политическое положение в Греции накануне Троянской войны, в частности преобладание Микен, основные союзники и противники греков, сам ход Троянской войны и ее результаты. B поэмах Гомера передано много реалий ахейского времени: описание ряда бытовых предметов (например, кубка Нестора), типов оружия, устройства боевых колесниц, приемов боя и др.

B произведениях греческих авторов V- IV вв. до н. э. (Геродота, Фукидида, Аристотеля) и последующих столетий (Страбона, Плутарха, Павсания) сохранились отдельные смутные воспоминания о славном прошлом греков, о могуществе критского царя Миноса, создании им обширной державы, о высокой культуре того времени. Довольно разнообразный, хотя и очень сложный для изучения материал об истории и культуре, обычаях и религии греков II тысячелетия до н. э. содержится в многочисленных сказаниях и мифах греков о богах и героях: о славном афинском герое Тезее, освободившем Афины от жестокой власти критского царя Миноса, о великом Гераюте, который прислуживал трусливому царюТи- ринфа Эврисфею, о плавании греческих героев во главе с Ясоном на корабле «Арго» к далеким берегам Колхиды и др. Тщательное критическое исследование содержания этих сказаний и мифов позволяет отделить реальные факты от вымысла и пополнить наши знания об истории Греции II тысячелетия до н. э.

Небольшое количество данных, главным образом о внешнеполитическом положении критских и ахейских царств, содержится в древневосточных памятниках. B частности, некоторые хеттские надписи XIV-XIII вв. до н. э. упоминают о союзе хеттов с государством Аххийява, расположенном в западной части Малой Азии. Некоторые египетские вещи середины II тысячелетия до н. э. (скарабеи, амулеты, бусы, найдена даже диоритовая статуэтка египтянина с надписью его имени Усер) обнаружены на Крите. Крит (Кефтиу) упоминается в некоторых надписях фараона Тутмоса III как равноправный союзник могущественного египетского царства.

2. Источники по истории архаической и классической Греции. Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII-IV вв. до н. э. резко возрастает. C особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.

Наиболее ранними письменными источниками стали эпические поэмы, приписываемые слепому сказителю Гомеру, - «Илиада» и «Одиссея». Эти произведения, считающиеся лучшими образцами эпического жанра мировой литературы, были составлены на основе многочисленных сказаний, легенд, песен, устных народных преданий, восходящих еще к ахейскому времени. Однако обработка и сведение этих разнородных частей в единое художественное произведение произошло в IX-VIII вв. до н. э. He исключено, что эта работа могла принадлежать какому-то гениальному сказителю, известному нам под именем Гомера. Поэмы долгое время передавались устно, но в VII-Vl вв. до н. э. были записаны, причем окончательная редакция и запись поэм была проведена в Афинах при тиране Писистрате в середине VI в. до н. э.

Каждая поэма состоит из 24 книг. Сюжетом «Илиады» является один из эпизодов десятого года Троянской войны, а именно ссора в стане греков между командующим греческим войском царем Микен Агамемноном и Ахиллом, предводителем одного из фессалийских племен. Ha этом фоне Гомер дает обстоятельное описание военных действий греков и троянцев, устройства военного лагеря и вооружения, системы управления, внешнего вида городов, религиозных воззрений греков и троянцев, повседневного быта.

B поэме «Одиссея» рассказывается о приключениях царя Итаки Одиссея, возвращавшегося после разрушения Трои на родную Итаку. Боги подвергают Одиссея многочисленным испытаниям: он попадает к свирепому циклопу, проводит корабль мимо чудовищ Сциллы и Харибды, спасается от людоедов лестригонов, отклоняет чары волшебницы Кирки, превращающей людей в свиней, и т. д. Гомер показывает своего героя в разных ситуациях мирной жизни, что позволяет ему дать характеристику самых различных ее сторон: хозяйственные занятия, быт царского дворца и поместья, взаимоотношения между власть имущими и бедняками, обычаи, частности повседневного быта. Однако чтобы использовать данные гомеровских поэм для воссоздания отраженной в них исторической действительности, требуется самый внимательный и кропотливый анализ. Ведь каждая из поэм - прежде всего художественное произведение, в котором поэтический вымысел и историческая правда перемешаны самым причудливым образом. Ктомуже поэмы создавались и редактировались в течение нескольких столетий, и потому в них отразились разные хронологические пласты: жизнь и обычаи ахейских царств, общественные отношения так называемого гомеровского времени (XI-IX вв. до н. э.) и, наконец, время составления поэм (IX- VIII вв. до н. э.).

Ценные сведения о земледелии, тяжелом крестьянском труде и сельском быте можно получить из поэмы «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII- VII вв. до н. э.). Емуже принадлежитдругая поэма - «Теогония», где подробно описаны религиозные воззрения греков, происхождение богов, их генеалогия и взаимоотношения.

Для изучения социально-политической борьбы, развернувшейся в греческом обществе VII-VI вв. до н. э., важны данные, которые приводятся в политических элегиях греческих поэтов - Архилоха с Пароса, Солона из Афин, Феогнида из Мегар. Они реалистично описывают тяжелую долю бедняков, острую ненависть демоса к аристократии, говорят об изгнаниях и конфискациях, о жалкой жизни скитальцев вдали от родного города.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. B отличие от поэтов, в произведениях которых трудно отделить художественный вымысел от жизненной реальности, историки стремятся дать правдивую историю, подобратьдействительные факты. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480-400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. За недостатком данных они обращались к мифам, стремясь рационалистически истолковать содержащиеся там сведения. Критический анализ мифологической традиции, проведенный логографами, был довольно поверхностным, и потому многим приводимым ими фактам не стоит доверять.

Логографы не ограничивались лишь толкованием мифологической традиции. B свои произведения они включали вполне достоверные сведения географического и этнографического характера, добытые ими во время их путешествий по разным греческим городам и странам Восточного Средиземноморья. B трудах логографов миф и действительность слабо различались и это определило ограниченное значение их трудов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикар- насса (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Геродот родился в состоятельной семье, получил хорошее образование, принимал участие в политической борьбе в своем городе, был изгнан победившими противниками. Находясь в изгнании, Геродот много путешествовал, объездил почти все страны

Восточного Средиземноморья, включая Вавилонию и Египет, был он также в Великой Греции и в Причерноморье, например посетил Ольвию, где изучал историю и быт окружавших ее скифских племен. B зрелые юды Геродот жил в Афинах, был сторонником афинской демократии, дружил с ее вождем Периклом. Геродот был свидетелем блестящей эпохи греческой истории, эпохи быстрого экономического развития и культурного расцвета, наступившего после победы над огромной Персидской державой. Геродот стремился уяснить на конкретном материале, почему маленькая и слабая Греция смогла победить огромную и мощную Персидскую державу и почему в самой Греции Афины приобрели первостепенноезна- чение. По мнению Геродота, это не было случайностью. Труд Геродота посвящен истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз. Собственно истории самих войн посвящены пять последних книг (изложение доведено до 479 г. до н. э.), а в первых четырех книгах описана история отдельных стран, народов, городов Малой Азии, Вавилонии, Мидии, Египта, скифских племен, греческих городов Балканской Греции.

Геродот обращает внимание ца отбор и критический анализ собранных сведений: он объезжает места и города, о которых пишет, выспрашивает знающих людей, пользуется имеющимися записями и архивами, он хорошо знает предшествующих ему авторов, в частности логографов. Изложение событий у Геродота строго фактическое, хотя он прибегает иногда к мифологическим и сомнительным сведениям, пытаясь их рационалистически объяснить. Современные археологическиеданные подтверждают подавляющее большинство сведений Геродота. Огромный фактический материал по истории всего Восточного Средиземноморья, попытка его критического анализа, продуманная авторская концепция, уважение к культурным достижениям всех народов (а не только греков), высокие литературные достоинства сделали произведение Геродота выдающимся трудом в греческой и мировой историографии, источником ценнейшей информации по истории Ближнего Востока и Греции VII - начала V в. до н. э.

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида, сына Олора (около 460-400 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431 - 404 гг. до н. э.).

Фукидид получил прекрасное образование, занимал ответственные должности в Афинах, в том числе высшую военную должность стратега, т. e. хорошо знал механизм политических событий своего времени. Изгнанный из Афин за неудачное ведение войны в 424 г. до н. э., Фукидид поселился во Фракии и посвятил последние годы своей жизни работе над «Историей». Он имел достаточно средств и свободного времени, чтобы собрать и критически обработать огромный фактический материал по истории Пелопоннесской войны. Если Геродот иногда еще использовал некоторые легендарные сведения в своей истории, то Фукидид строго отбирает и тщательно проверяет факты, отбрасывая все сомнительные сведения. Критический метод работы с источниками стал выдающимся достижением античной историографии.

Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э. (сочинение осталось неоконченным). Однако Фукидид не ограничивается тщательной и подробной характеристикой военных действий. Он дает также описание внутренней жизни воюющих сторон, в том числе взаимоотношений разных групп населения и их столкновений, изменений в политическом строе.

Фукидид стал одним из первых греческих историков, который увидел в социальной борьбе важный фактор развития греческих полисов. Фукидид также с нео- бычайной силой показал, какие неисчислимые бедствия несет с собой война. Своей «Историей» он как бы призывал греков к мирному объединению, к отказу от такого разрушительного орудия, каким являются войны, подобные Пелопоннесской.

Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида-историк и публицист Ксенофонт из Афин (430-355 гг. до н. э.). Ксенофонт служил в наемниках у персидского царевича Кира, воевал в армии спартанцев, в том числе и против своего полиса, был изгнан из Афин и даже приговорен к смертной казни, жил долгое время в Пелопоннесе. B конце жизни он получил амнистию и был приглашен в Афины, но не воспользовался этим приглашением.

Опытный политик и военный, повидавший многое на своем веку, Ксенофонт оставил после себя много различных сочинений. B своей «Греческой истории» он продолжил труд Фукидида с событий 411 г. до н. э. и довел его до битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. Однако в отличие от Фукидида Ксенофонт не проводил такого тщательного анализа своего материала, в его труде много пропусков, умолчаний, есть неточности. Ценность историческоготруда Ксенофонта в том, что он писал о своем времени, сам был участником многих событий и знал факты из первых рук, хотя Ксенофонту недостает критического чутья Фукидида, к тому же в своем труде он старается всячески восхвалять Спарту и ее политику.

Ксенофонт написал и другие произведения: несколько сочинений на экономические темы (трактаты «Экономика», «О доходах»), публицистический трактат «О государственном устройстве лакедемонян», «Киропедия» («Воспитание Кира»), Ксенофонт развивает консервативные взгляды, идеализирует спартанскую олигархию, а в «Воспитании Кира» пытается даже обосновать плодотворность монархических идей через образ идеального правителя, каким показан основатель Персидского государства Кир. Очень ценные сведения о жизни и быте восточных областей Малой Азии, об организации наемной армии содержатся в труде Ксенофонта «Анабасис» (буквально «Восхождение»), рассказывающем об отступлении греческого наемного контингента, в котором находился и сам Ксенофонт, из Северной Вавилонии к южному берегу Черного моря. Сохранился также трактат «Воспоминания», в котором Ксенофонт излагает содержание бесед философа Сократа со своими учениками.

Написанные на различные темы сочинения Ксенофонта содержат самую разнообразную и ценную информацию о многих сторонах жизни греческого общества конца V - первой половины IV в. до н. э. Из других греческих историков IV в. до н. э. следует назвать Эфора и Феопомпа, однако их произведения сохранились лишь в небольших отрывках.

Одним из самых ранних образцов политической публицистики с яростным обличением своих политических противников - афинских демократов и всего государственного строя афинской демократии - является трактат неизвестного афинского олигарха середины 20-х годов IV в. до н. э., который условно называется псевдоксено- фонтовой Афинской политией (трактат найден среди сочинений Ксенофонта, но ему не принадлежит).

Множество сведений разнообразного характера содержится вдошедших до нашего времени многочисленных речах афинских ораторов IV в. до н. э. -Лисия, Исократа, Демосфена, Эсхина, Гиперида и др. Наиболее ранние из них речи Лисия относятся к концу V - началу IV в. до н. э., наиболее поздние принадлежат Гипериду и Динарху (20-e годы IV в. до н. э.). Ораторы составляли речи на разныетемы: политические обвинения или защита, разбор гражданских исков, дела о взяточничестве и казнокрадстве, о подкупах. Оратор в своих речах обвинял кого-то или вел защиту и в зависимости от этой задачи подбирал одни материалы и опускалдругие. Речи являются очень тенденциозными источниками, в которых подлинное положение вещей подвергнуто сознательному искажению, однако в речах содержится и большой материал самого различного характера: ораторы часто ссылаются на статьи законов, юридические постановления, цитируют статьи международных договоров, упоминают о наследствах и имуществах, о положении в обществе своих клиентов и множество других сведений. Ценность речей состоит в том, что они передают подлинную атмосферу непосредственной исторической действительности, являются живым документом эпохи.

B V-IV вв. до н. э. в Греции выходили различные произведения научного и философского характера, в которых нашла отражение многогранная жизнь греческих полисов. Знаменитым греческим философам Платону и Аристотелю принадлежат произведения самого разнообразного содержания, в которых нашли отражение как господствующие политические идеи, мировоззренческие концепции, научные представления, так и многие другие сведения об их времени.

Среди сочинений Платона (427-348 гг. до н. э.) наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» и «Законы», написанные в последний период его жизни. B них Платон, отталкиваясь от анализа социально-политических отношений середины IV в. до н. э., предлагает свой вариант переустройства греческого общества на новых, справедливых, по его мнению, началах.

Поражает своим многообразием творчество величайшего греческого мыслителя Аристотеля (384 -322). Ему принадлежат трактаты по логике и этике, риторике и поэтике, метеорологии и астрономии, зоологии и физике, которые являются содержательными источниками. Однако наиболее ценными трудами по истории греческого общества ГѴ в. до н. э. являются его сочинения о сущности и формах государства- «Политика», в которой он обобщил гигантский материал политической истории 158 различных греческих полисов, и специальный трактат о государственном устройстве Афин, одного из самых крупных греческих полисов с развитыми формами государственного управления, «Афинская полития». Тщательный критический анализ огромного фактического материала делает сочинения Аристотеля ценнейшим историческим источником.

Историческая действительность V-IV вв. до н. э. получила своеобразное отражение в произведениях художественной литературы, в трагедиях и комедиях, которые ставятся в театрах. Великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид (V в. до н. э.) брали сюжеты для своих трагедий из мифологических сказаний, но вкладывали в них идеи и представлейия своего времени, что делает их интересными источниками. Богатую информацию о внутреннем и внешнем положении Афин во время Пелопоннесской войны и в начале ГѴ в. до н. э. дают многочисленные комедии (сохранилось 11 комедий) Аристофана (445-ок. 385 гг. до н. э.). Рисуя в комическом плане афинскую жизнь, Аристофан затрагивает вопросы войны и мира, благополучие богатых и нищету бедняков, казнокрадство должностных лиц, бездарных полководцев, тяжелое положение союзников. Данные Аристофана показывают афинскую жизнь как бы с оборотной стороны и служат хорошим дополнением к сведениям Фукидида о греческом обществе во время Пелопоннесской войны.

Греческая история архаического и классического времени стала объектом изучения ряда историков и писателей эллинистического и римского времени. Безусловно, при изучении событий отдаленного прошлого историки зависели от имевшихся в их распоряжении источников, от политических тенденций своего времени, и потому достоверность сведений, приводимых ими, весьма различна. Наибольшую ценность представляют произведения Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) «Историческая библиотека», в сохранившихся частях которой излагается греческая история с 481 (подготовка похода Ксеркса на Грецию) по 302 г. до н. э. (подготовка битвы при Ипсе), многочисленные произведения Плутарха (I в. н. э.), уроженца беотийского города Xepo- неи, особенно биографии знаменитых политических деятелей Греции (Тезея, Ликурга, Солона, Фемистокла, Перикла, Алкивиада, Кимона, Никия и др.), труд Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады».

B комплексе исторических источников по истории Древней Греции столь же важное место занимают эпиграфические источники. Это надписи на камне (каменных плитах, стенах зданий, стелах, статуях и т. n.), керамике, металлическихпластинках. Надписи были разные-от нескольких букв до сотни строк. Однако больших надписей (в несколько десятков строк) немного, основная часть эпиграфического материала содержит текст в несколько строк.

Греки делали надписи довольно часто и по разным поводам: договоры с другими государствами, статьи законов, финансовые и другие отчеты, записи о расходах, продаже имущества, закладные, договоры об аренде, посвящения богам, строительные надписи, перечисление заслуг покойника и многое другое. Сам характер греческих надписей, таким образом, предполагает необычайно широкий объем самой разнообразной информации, знакомство с которой позволяет узнать о таких сторонах жизни, о которых молчат все другие источники. Надписи, как правило, современны упомянутым в них событиям, излагаютдостовер- ные факты, поскольку выставлялись для публичного обозрения.

Сведения, содержащиеся в надписях, кроме того, позволяют проверить данные, которые содержатся в трудах древнегреческих историков. Например, дошедшие до нас списки фороса, получаемого с афинских союзников, подтверждают широко известное положение Фукидида и других греческих авторов о жестокой эксплуатации союзников Афинами. Большая надпись о заключении II Афинского морского союза в 378 г. до н. э. подтверждает глубокое изменение характера отношений Афин и их союзников в IV в. до н. э.

Значение надписей как исторического источника еще и в том, что они найдены не только в Афинах, но и во многих других городах Греции, о которых авторы не сообщают никаких сведений. B настоящее время открыто свыше 200 тыс. надписей из всех уголков греческого мира. Они собраны, обработаны и изданы в виде многотомных собраний-корпусов. Наиболее полные собрания греческих надписей следующие: «Корпус греческих надписей», изданный А. Бёком и его учениками в 1825-1877 гг. (т. I-IV); «Надписи Греции», с 1878 г. изданы 15 томов. Надписи исторического содержания собраны английским эпиграфистом M. Тодом («Собрание греческих исторических надписей», 1946-1948. T. I-II).

Одними из древнейших греческих надписей являются дружественные договоры между пелопоннесскими городами Элидой и Гереей и между жителями двух небольших полисов в Элиде-анетян и метапийцев (VI в. до н. э.).

Большой интерес для историка представляют надписи законодательного характера. Так, надпись 409-408 гг. до н. э. из Афин содержала текст древнейшего афинского законодательства Драконта, восходящего к концу VII в. до н. э. Ha стенах одного из общественных зданий в критском городе Гортина обнаружен текст законов, который сохранился почти целиком и является одной из самых длинных греческих надписей (так называемая «Гортинская правда»). Примером пространных надписей, регулирующих отношения колонистов во вновь

выведенных колониях, может служить так называемая стела основателей греческой колонии Кирены об их взаимоотношениях с метрополией Ферой, надписи о разделе земель и наделении ими колонистов в двух локридских полисах (конец VI - начало V в. до н. э.).

Существует множество пространных надписей, регулирующихотношения между Афинами и их союзниками, например постановление афинского Народного собрания о статусе города Эрифр в союзе (60-e годы V в. до н. э.) и города Халкиды (445 г. до н. э.). Весьма содержательными являются надписи о законодательно установленных взносах разных городов 1 Афинского морского союза с 454 по 425 г. до н. э. K концу IV в. до н. э. относится очень важная надпись из Херсонеса (совр. Севастополь), так называемая Херсонесская присяга о государственном устройстве Херсонеса.

Благодаря успехам нумизматики в настоящее время возрастает значение монет как исторического источника. Найденные в очень большом количестве (ежегодно находят по нескольку тысяч монет), они представляют массовый материал, который может быть подвергнут статистической обработке. Изучение веса монет, имеющихся на них символов и знаков, надписей, состава монетных кладов, распределения монет позволяет получить сведения самого разнообразного характера (о денежном обращении, товарном производстве, о торговых и политических отношениях городов, о религиозных воззрениях, событиях культурной жизни и др.). Наиболее полными публикациями имеющихся монетных собраний являются каталоги Британского музея, атакже сводка всех кладов греческих монет, которая была предпринята Американским нумизматическим обществом в 1973 г.

Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества. Ha территории Греции, других стран Средиземноморья и Причерноморья работают ежегодно сотни археологических экспедиций, которые ведут крупномасштабные работы. Археологический материал самый разнообразный: открыты целые города (раскопки Олинфа, Херсонеса Таврического, Коринфа), общегреческие святилища (храмовые комплексы в честь Аполлона в Дельфах и на Делосе), знаменитый религиозно-спортивный комплекс в Олимпии (при раскопках 1876-1881 гг. обнаружены 130 скульптур, 1000 надписей, 6000 монет, несколько тысяч бронзовых вещей, не считая фундаментов многих зданий).

Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади -агоры, исследовании афинского Акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены сотни тысяч вещей различного назначения -орудия труда, оружие, предметы повседневного быта.

Постоянные археологические изыскания проводятся в греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань), Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других.

3. Источники по истории Греции эллинистического периода. Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом, появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах, которые были обнаружены при раскопках в Египте.

Из исторических сочинений, дающих связное изложение событий эллинистической истории с определенной авторской концепцией, с проверкой фактов, насколько она была тогда возможна, наибольшее значение имеют труды Полибия и Диодора. Полибий (200-118 гг. до н. э.) является одним из выдающихся греческих историков. B молодости он занимался активной

политической деятельностью в Ахейском союзе, после разгрома Македонии при Пид- не в 168 г. до н. э. он в качестве заложника был переведен в Рим и прожил там до своей смерти. B Риме Полибий сблизился с рядом крупных политических деятелей, в частности со Сципионом Эмилианом, и был в курсе всех государственных дел Римской республики, т. e. всего Средиземноморья. Полибий много путешествовал. Он был в Египте, Малой Азии, Римской Африке, Испании, объехал все атлантическое побережье Африки и Испании. Полибий был хорошо информированным историком, имел доступ в государственные архивы, встречался со многими очевидцами исторических событий. B его сочинении подробно излагается история греческого и римского мира с 220 по 146 г. до н. э., содержатся ценные сведения о государственныхфинан- cax, военном деле, социально-политических столкновениях, об устройстве многих государств. Автор развил в своем труде продуманную теорию исторического развития в виде повторяющихся циклов, в которых происходит естественное и закономерное перерождение основных государственных форм (монархии в аристократию, аристократии в демократию).

B «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), состоящей из 40 книг, полностью сохранились книги I - V, XVIII-XX, в которых кроме истории классической Греции (V-IV вв. до н. э.) подробно описаны борьба диадохов, история правления тирана Агафокла в Сицилии и другие события раннеэллинистической истории (до 30 г. до н. э.). Диодор пользовался достоверными источниками, и его фактический материал представляет большую ценность. Наряду с событиями военно-политическими Диодор освещает также экономическое положение воюющих сторон, например Египта и Родоса, кратко сообщает о социальных столкновениях.

Богатейшие сведения самого разнообразного содержания приведены в «Географии» Страбона (64/63 г. до н. э. - 23/24 г.

н. э.). Труд Страбона -не столько география в общепринятом смысле, сколько энциклопедическое руководство для практических нужд государственного управления. Поэтому Страбон самым тщательным образом описывает не только географическое положение, клймат, природные ресурсы, но и особенности хозяйственной жизни каждой области, государственное устройство, наиболее знаменательные политические события, достопримечательности культуры. Большая часть объемистого труда Страбона (12 книг из 17) посвящена описанию греческого мира. B книгах Страбона довольно много сведений, относящихся к архаическому и классическому времени, но наибольшая информация дана как раз по эллинистическому периоду греческой истории.

Большую ценность для раннеэллинистической истории представляют собой сочинения Плутарха, особенно его биографии крупнейших греческих и римских политических деятелей III-I вв. до н. э. Всего Плутарх дает описание биографий 9 выдающихся греков, в том числе Александра и Пирра. Плутарх дает жизнеописание как эллинистических царей, так и политических деятелей разных греческих полисов. Биографии Плутарха составлены на основе многочисленных, тщательно подобранных источников, многие из которых не дошли до нашего времени, и содержат богатейший материал по политической истории, религии и культуре раннеэллинистической эпохи. B целом биографии эллинистических деятелей написаны Плутархом с большей тщательностью и точностью, чем биографии греков архаического и классического периодов.

Уникальным по богатству материала для воссоздания истории культуры Греции всех эпох, включая архаическую, классическую и эллинистическую, является сочинение Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады». Труд Павсания состоит из 10 книг, каждая из которых посвящена культуре наиболее богатых историческими памятниками областей Балканской Греции. Павсаний подробно описываетхрамы, святилища, архитектурные комплексы, остатки построек, статуи, картины, включает в эти описания сказания и мифы, связанные с теми или иными памятниками. Точность его данных подтверждается археологическими раскопками. Важны и приводимые им исторические справки о тех памятниках, которые он описывает (биографии лиц, которым поставлены статуи, исторические обстоятельства их установки).

Эллинистическая история была объектом постоянного внимания историков римского периода, причем особый интерес возбуждала история царствования Филиппа II и его прославленного сына Александра Македонского. Наиболее известны «История Филиппа» Помпея Трога (конец I в. до н. э.) в 44 книгах (сочинение сохранилось в сокращении Юстина, автора II-III вв. н. э.), «ИсторияАлександра Македонского» Курция Руфа (I в. н. э.), «Анабасис Александра» Флавия Арриана (II в. н. э.). B этих произведениях подробно описаны подготовка, ход и результаты походов Александра Македонского, страны и области, через которые он проходил, его политика по отношению к завоеванным народам. B сочинении Помпея Трога кроме характеристики царствования Филиппа и Александра дана связная история большинстваэллинистиче- ских царств III--I вв. до н. э., причем последние источниковедческие изыскания подтверждают точность приводимых им фактов.

Аппиан, римский историк Il в. н. э., написал историю государства Селевкидов, Македонии Понтийского царства. B центре повествования главным образом события позднеэллинистической истории II-I вв. до н. э., завоевание эллинистических государств Римом, причем преимущественное внимание уделено описанию военно-политической истории.

Ценными источниками по различным аспектам жизни эллинистических обществ являются произведения научной и художественной литературы. Это прежде всего трактаты по экономике, в частности трактат, приписываемый Аристотелю (он носит название псевдоаристотелева «Экономика», конец ГѴ в. до н. э.), итрактат «Экономика», принадлежащий Филодему (I в. до н. э.). Большой интерес вызывают работы ученика Аристотеля Феофраста (370-288 гг. до н. э.). B трактате «О растениях» дано подробнейшее описание различных растений, в том числе культурных: зерновых, виноградных лоз, масличных и плодовых деревьев. Трактат «Характеры» представляет собой интересное исследование социально-психологических типов людей и их поведения в зависимости от образа жизни, общественного положения и степени зажиточности (недоверчивый, болтливый, спесивый, надменный человек и т. n.).

Из произведений художественной литературы в качестве содержательного источника повседневной жизни и быта конца IV-III вв. до н. э. важны бытовые комедии афинского драматурга Менандра (342- 292 гг. до н. э.), сборник небольших стихотворений Феокрита (III в. до н. э.), посвященных прославлению простой тихой жизни, далекой от треволнений мира, получивший название «Идиллии».

Многочисленны эпиграфические, нумизматические, археологические источники по истории эллинизма. Найдены десятки тысяч самых различных надписей практически из всех областей греческого мира самого разнообразного содержания-от законодательных акгов до ученических упражнений. Кроме общих сводов надписей, размещенных по областям, таких, как «Надписи Греции», в виде отдельных томов издаются отдельные категории надписей. Так, изданы сборники юридических надписей под редакцией Дареста, Осуллье и Рейнака (в 1891 -1904 гг.), тексты договоров различ - ных государств под редакцией Г. Шмитта (в 1969 r.), кроме уже упомянутого сборника надписей исторического содержания под редакцией Тода, также сборник исторических надписей под редакцией Моретти (в 1967-1975 гг.) и ряд других публикаций. Изданы подборки надписей некоторых регионов, например сборник греческих и латинских надписей Северного Причерноморья, подготовленный B.B. Латышевым в 1885-1916 rr., т. I, 11, IV. Непрерывно пополняется нумизматический материал, насчитывающий до нескольких сотен тысяч различных монет. Сотни археологических экспедиций многих стран мира ведут интенсивные и плодотворные раскопки различных центров эллинистических обществ.

Разные категории источниковдополня- ют друг друга. Так, например, история Гре- ко-Бактрийского царства в значительной степени известна на основе нумизматических материалов и данных археологических раскопок. Открытие таких интересных и богатых городов, как Дура-Европос на Евфрате и Ай-Ханум в Северном Афганистане (древнее название этого города неизвестно), расширили наши сведения по истории градостроительства, военной фортификации, городскому быту и экономике, социальным и политическим отношениям, культуре Ce- левкидского государства, хотя свидетельств об этих городах в литературных источниках практически нет.

Новой категорией источников для изучения эллинистической истории, особенно Египетского царства Птолемеев, являются многочисленные тексты на папирусах. K настоящему времени известно свыше 250 тыс. различных папирусных находок из

Египта, и их обработкой занимается особая научная дисциплина - папирология. Среди папирологических документов обнаружены целые исторические и художественные произведения, например трактат Аристотеля «Афинская полития»; историческое сочинение, описывающее греческую историю первой половины IV в. до н. э. (так называемый Оксиринхский историк), многие комедии Менандра, тексты Гомера и т. д. Содержание этого огромного собрания папирусов необычайно разнообразно: царские распоряжения, законы, литературные произведения, счета, хозяйственные договоры, брачные контракты, переписка, ученические упражнения, прошения, религиозные тексты, постановления различных собраний и т. д. Папирусы характеризуют внутреннюю жизнь птолемеевского Египта с такой полнотой, какой мы не имеем ни для одного эллинистического общества. B настоящее время египетские папирусы собраны и изданы многотомными сериями. Наиболее крупными являются многотомные собрания папирусов из Тебтюниса, Ок- сиринха, Гибелена, публикация архива Зенона и многие другие.

B целом многочисленные и разнообразные источники по истории различных периодов греческой истории позволяют показать основные направления развития древнегреческого общества - от начальных этапов формирования классового рабовладельческого общества и государства до завоевания греческих полисов и эллинистических государств Римом.

Все то, что непосредственно отражает исторический процесс и на основании чего создается представление о прошлом чел-ого общества, о его материальной и духовной жизни, будь то орудие труда, оружие, руины здания, надпись, - все это является историческими источниками.

Источники, как известно, делятся на письменные и вещественные.

  1. Источники вещественные .

На территории Греции, о-х Эгейского моря и ряде др. стран Средиземноморья сохранились остатки древнегреческих поселений. Они привлекают внимание исследователей. Во многих местах учеными – архиологоми проводились раскопки. В результате было собрано множество орудий труда, оружий, драгоценностей, произведений искусства. Эти вещественные памятники, играют очень большую роль в изучении др. Греции.

Сохранилось множество развалин древнегреческих зданий: крепостные стены, храмы, общественные здания, жилые дома и т.д.

Арх-ие памятники ценны тем, что они позволяют получать сведения о с/х и ремесле древности.

Арх-ие исследования 19 – 20 вв. открыли для исторической науки древнейший критский период истории др. Греции. До 70-х годов 19 в. была известна лишь история начиная с 8 – 4 вв до н.э. Архиолог Генрих Шлимен произвел раскопки, где по приданиям, находился город Троя.

Исследования были продолжены англ. Архиологом Эвансом, который произвел раскопки на о-ве Крит. Он открыл культуру населения Крита, сущ-ую в 3 – 2 тыс. до н.э.

С 30 гг греческие и америк-ие архиологи открыли и изучили развалины большого дворца на ю-з берегу Пелопоннеса, на месте древнего города Пилоса.

В 70-х гг. Ж.И. Кусто обследовал развалины древнейших поселений, находящиеся на морском дне, близ берегов Крит и Сантории (др. Фера).

Последствия арх-х раскопок:

Благодаря использованию арх-ого материала стало возможным написать обстоятельную историю греческой колонизации Северного Причерноморья и Боспорского царства;

Получила развитие и новая отрасль архиологии – подводная арх – ия;

Исследована часть греческого города Фанагории, осевшая в море.

2. Надписи, острака и папирусы .

Подавляющее большинство надписей на древнегреческом языке, но во время раскопок на о-ве Крит, а также Микенах и Пилосе были обнаружены надписи, сделанные особым письмом, которые получило название линейного. При детальном изучении оказалось, что оно 2 типов. По – видимому, оно написано на 2-х разных языках. Более древнее, найденное на Крите, называется линейное письмо А. Оно написано на языке древнейших обитателей Крита. Второе письмо, найденное не только на Крите, но и в Микенах и Пилосе, линейное письмо Б – написано на одном из древних диалектов греческого языка.

Иногда ценные материалы дают короткие надписи (записки) на глиняных горшках – остроках.

Кроме надписей на камнях и дереве, металле, важным источником являются папирусы. Они сохранились в засушенных местах и относятся к эпохе эллинизма и более позднему времени. Это и финансовые отчеты, и долговые расписки, и частные письма, и госуд-ые пост-ич и т.д. Кроме того, найдены папирусы, на которых написаны худ-ые произведения и исторические работы. Наиболее известной из работ – произведение Аристотеля «Афинская полития», считавшееся потерянным.

Постановления эллинистических правителей, документы фин-ой отчетности, указы являются ценнейшим источником по изучению экономики эллинистических гос-в, а также содержат сведения об их политическом строе и быте в 3 – 1 вв. до н.э.

3.Монеты.

Изучение монет дает большое кол-во сведений как по экономике, таки и по культуре и идеологии.

4. Источники письменные .

Данные источники разнообразны – это произведения греческих историков, драматургов, поэтов, речи ораторов, поэмы и мифы.

Гл. письменным источником по истории Греции являются произведения античных историков.

В начале произведения, считавшиеся историческими, соединяли в себе несколько жанров: исторический, географический, этнографический; они включали также и мифы. Эти первые сочинения содержали описания известного тогда круга земель, отдельных областей греческого мира, родословные и очень кратко освещали события близкого им времени или совсем не касались их. Авторы этих произведений назывались лотографами (по-гречески «логос» - слово и «графо» - пишу). Они жили в 6-5 вв. до н.э. В их сочинениях нет научно – критической оценки материала, но уже присутствует рациональный подход к объяснению отдельных событий мифологического времени. Представители лотографов:

А) Гекатей , написавший «Землеописание» и «Генеалогия» и

Б) Гелланик , написавший сочинение по истории Афин и несколько «Генеалогий»

Произведение исторического хар-ра:

В) Геродот «История», посвящена Греко – персидским войнам. Также Геродот описал те страны и народы, которые он посетил сам или о которых узнал что – либо, по его мнению, достойное упоминания.

Г) Фукидид «История», посвящена Пелопоннесской войне. Но труд закончить не удалось, т.к. автор умер.

Жанр исторической прозы получил распространение в 4 в. до н. э.

Д) Ксенофонт оставил несколько истор-х сочинений, одно из них – «Греческая история», продолжает сочинение Фукидида. Но в отличии от последнего Ксенофонт не был сторонником афинской демократии. Это произведение посвящено последним событиям Пелопоннесской войны. Но сочинение было слабо, т.к. проникнуто стремлением описать превосходство Спарты и ее государственного строя перед Афинами. Другие сочинения Ксенофонта – «Воспоминания о Сократе», «Домострой», «О доходах» и др. содержат важные сведения по внешнеполитической истории Греции, ее экономике, общ-но – политической и культурной жизни. Эти произведения легки и просты.

Е) Филисов Аристотель , произведение «Афинская полития». Он изучал политическое устройство государств того времени. Им было написано 158 политий, т.е. описаний политического устройства отдельных государств. До нас дошло только «Афинская полития».

Ж) историк Полибий написал «Всеобщую историю», из которой до нас дошла только 1/3 часть. Он изучил события, установил причинную связь явлений и был точен в своих описаниях. Он отобразил эпоху, когда Рим захватывал Средиземноморье, борьбу эллинистических государств с Римом.

И) Диодор Сицилицский. «Историческая библиотека»,

К) Плутарх «Сравнительные жизненные описания», где он описывал сначала биографию знаменитого греческого деятеля, затем биографию похожего на него римского деятеля. В конце он сравнивал этих лиц и говорил об их сходстве и различии.

Л) Кроме трудов известных историков, сохранились некоторые исторические произведения, авторы которых неизвестны . К их числу относится псевдоксенофонтова «Афинская полития». В этой книге дается критический разбор строя афинской рабовладельческой демократии. Автор «Политии» является противником афинской демократии. Он критикует ее с точки зрения аристократа или олигарха. Тем не менее он совершенно справедливо указывает на ряд темных сторон Афинского государства, как, например, его отношение к своим союзникам.

М) Гомер «Илиада» и «Одиссея»,

Н) большую роль играли речи ораторов. Речи были судебные и политические. Очень важны судебные речи Лисия , в которых характеризуется торговля, в особенности хлебом, и описывается деятельность купцов того времени.

О) труды античных географов. Особенно много сведений содержится в произведениях географа Страбона. В своем труде «География» от говорит о жизни и истории различных стран, их природе.

П) Павсаний в «Описании Эллады» изображает памятники старины, при этом производит различные легенды и сообщает о событиях, неизвестных из других источников.


Похожая информация.