Профессиональная направленность учащихся на уроке химии. Сценарий урока с элементами профессиональной ориентации по химии «Качественные реакции. Критерии само-взаимооценки работы в группе

, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: профориентация , профессии

В настоящий момент ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность – важнейшая государственная задача и педагогическая проблема.

Это отражается в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.

В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации обучающихся. Эффективность, как педагогической, так и профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление обучающихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии в 9-м классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия и т.д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации именно девятые классы, так как после их окончания многие обучающиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

Для расширения кругозора девятиклассников была проведена интеллектуальная игра «Счастливый случай» по теме «Азот и фосфор-элементы жизни».

Целью данной игры являлось обобщение знаний о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Задачи, которые ставились в ходе урока-игры:

1) развить практические умения определять вещества по качественным реакциям;

2) расширить знания обучающихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека;

3) сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы;

4) получить сведения о профессиях, связанных с химией.

На подготовительном этапе обучающиеся по группам готовили творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). Работали с различными источниками информации. Соответственно, были отработаны навыки поиска необходимой информации, и её переработки, умение систематизировать и обобщать найденный материал.

И во время I этапа, который назывался «Гонка за лидером» группы представляли творческие отчёты. Некоторые отчеты были представлены в виде презентаций, например, «Так ли уж безжизненен азот?», «Военная и мирная жизнь нитратов» и т.д. Ответственный – “лидер” группы.

На основе полученных знаний был предложен групповой тест. Ребята обсуждали ответы на вопросы, обменивались мнениями. В результате игроки учились слушать друг друга, учились брать ответственность за принятые решения, развивали коммуникационные умения. Подобная работа способствует развитию кругозора и, следовательно, формирует у обучающихся универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные.

II этап «Заморочки из бочки». Каждая группа отвечала на один занимательный вопрос, который вытягивала из бочонка, отсюда и название.

III этап «Тёмная лошадка». Было предложено задание на практическое определение в пронумерованных пробирках натриевых солей соляной, серной и азотной кислот. И нужно было составить соответствующие уравнения реакций.

V этап – «Химия в профессиях». Обсуждение профессий, связанных с химией: учитель, технолог, эколог. Нужно было представить не менее пяти аргументов в пользу одной из этих профессий.

Во время проведения игры обучающиеся провели огромную работу по обобщению знаний о веществах, их свойствах, с удовольствием показывали демонстрационные опыты, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы. Серьезно отнеслись к обсуждению профессий. Расширенное представление о профессиях, связанных с химией, повысило интерес к выбору будущей специальности, связанной с данным предметом. Ребята были активны и заинтересованы, получили новые знания.

Подготовка и проведение предметной недели проведение школьной олимпиады конкурс стенгазет по химии посещение музея Казанской химической школы экскурсия в минералогический музей КГУ выступления десятиклассников перед семиклассниками об истории и роли химии показ опытов.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Внеклассная работа по химии как путь формирования

интереса к предмету и способ профориентации учащихся

О.Н. Романова, учитель химии гимназии № 28,

канд. хим. наук,

Внеклассная работа по предмету – составная часть учебно-воспитательной работы школы. Она предоставляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся, углубления и расширения их знаний, развития у них интереса и творческого подхода к изучаемым предметам. Через систему индивидуальных заданий школьники учатся работать с научной, научно-популярной и справочной литературой, анализировать факты и гипотезы, систематизировать собранный материал, представлять его графически, выступать публично. Все это служит подготовкой для дальнейшей учебы в вузах.

Внеклассная работа учащихся по химии в гимназии №28 традиционно включает следующие разделы:

1). Подготовка и проведение предметной недели

  • проведение школьной олимпиады
  • конкурс стенгазет по химии
  • посещение музея Казанской химической школы
  • экскурсия в минералогический музей КГУ
  • выступления десятиклассников перед семиклассниками об истории и роли химии, показ опытов

2). Работа Физико-химического Клуба «Спектр»

Программа работы Клуба раскрывает содержание интегрированного курса физики и химии, проводящегося во внеурочное время для учащихся 10-11 классов. Она рассчитана на 43 часа (1 раз в месяц в течение 2 лет) и ставит своей целью раскрытие ведущих идей физической и химической наук и их отдельных положений, важных в познавательном, мировоззренческом и прикладных аспектах: зависимость физических и химических свойств веществ от их строения, материального единства органических и неорганических веществ. Содержание программы позволяет развивать идеи, заложенные в базовых курсах химии и физики, и дополнять их новыми, что существенно повышает потенциал обучения.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

1. На базе школьных знаний учащихся по химии и физике расширить и углубить их знания по ключевым вопросам этих наук с опорой на самостоятельное добывание знаний.

2. Совершенствование на конкретном материале умений сравнивать, вычленять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно и доказательно излагать проработанный материал.

3. Раскрытие гуманистической роли естественных наук в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: защите окружающей среды, рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами.

4. Содействие формированию научного мировоззрения, творческих задатков, экологической культуры, гуманистических черт личности.

Форма проведения занятий-заседаний Клуба:

На первых занятиях члены Клуба знакомятся с программой, предложенной учителями, и выбирают темы, которые они будут готовить по предложенному плану, изучая литературу, консультируясь с учителями и, если возможно, с родителями и учеными. Учащиеся должны подготовить не только фактический материал по теме, но и вопросы, и расчетные задачи для членов Клуба, которые, в свою очередь, должны приходить на занятия, освежив свои знания по заявленной теме. Учащиеся оформляют свои работы, указывая литературные источники, чтобы остальные ребята могли бы прочитать их позднее.

В 2001 году Программы Клуба была отмечена Дипломом второй степени на Республиканском конкурсе Авторских программ. По материалам работы Клуба опубликовано 2 статьи в журнале «Химия в школе»: Физико-химический альманах «История создания теории строения атома» и «Эти удивительные жидкие кристаллы». Статья «Водородный двигатель – миф или реальность» выйдет в 2008 году.

3). Подготовка к Поволжской научной конференции им. Лобачевского

К этой деятельности привлекаются наиболее подготовленные ученики. Работа по подготовке включает в себя все этапы исследовательской работы:

  • Определение области, объекта и предмета исследования и выбор темы, проблемы и оценка актуальности исследования.
  • Изучение научной литературы.
  • Выдвижение гипотезы
  • Формулировка цели и задач исследования
  • Определение методов исследования
  • Проведение эксперимента
  • Оформление работы и тезисов
  • Защита результатов исследования на конференции

На конференции им. Лобачевского успешно выступили :

Круглова Лена «Водородный двигатель»

Онищенко Аня «Краунэфиры» (Диплом 2 степени)

Андрияшин Виталий «Нанотехнологии» (Диплом 3 степени)

Нагаев Артур «Природные цеолиты: определение состава и применение для устранения жесткости воды » (Диплом 3 степени)

Трифонов Дима «Определение содержания метанола в спиртах с помощью пьезоэлектрического сенсора на основе кварцевых микровесов» (Поощрительный диплом)

4). Подготовка к районной научной конференции «Шаг в науку»

Выступление на этой конференции имеет и самостоятельное значение, и служит подготовкой к Поволжской конференции им. Лобачевского.

В 2008 году ученики гимназии были отмечены Дипломами Первой степени: 1) В секции «Органическая химия» Трифонов Дима за работу «Определение содержания метанола в спиртах с помощью пьезоэлектрического сенсора»

2). В секции «Неорганическая химия» Галиуллин Ильфат за работу «Мониторинг жесткости воды»

5). Проблемный кружок «Вторичная переработка материалов – путь сохранения сырья и энергии».

С 2005 года в гимназии изучается вышеназванный элективный курс, разработанный мною для 11 класса. Необходимость введения этого элективного курса вызвана тем, что в связи с истощением природных ресурсов, острыми экологическими и энергетическими проблемами вопросы вторичной переработки материалов становятся все более актуальными. Разработанный элективный курс нацелен на ознакомление учащихся с этими важными проблемами. Ознакомившись в начале курса с вопросами важности вторичной переработки материалов и осознав ее необходимость, школьники под руководством учителя систематизируют ранее полученные знания, получают новые сведения о материи и энергии, их свойствах, законах их существования и превращения, о способах разделения смесей и идентификации различных веществ, проводят практические работы и знакомятся со справочной литературой.

Курс также помогает в подготовке к ЕГЭ по химии по таким разделам как «Тепловой эффект химических реакций», «Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с веществами», «Методы исследования объектов, изучаемых в химии», «Общие химические принципы химического производства. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды», «Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений».

Настоящий курс предусматривает различные формы организации деятельности учащихся: лекции, фронтальные беседы, семинары, решение расчетных задач, выполнение эксперимента, экскурсию, работа со справочной литературой, подготовка сообщений и выступления перед одноклассниками.

План работы кружка

Часы

1. Введение. Задачи курса

2. Материя. Вещества. Свойства веществ.

Методы идентификации веществ.

3. Кинетическая, потенциальная и внутренняя энергия.

4. Масса – форма энергии. Уравнение Энштейна.

Закон сохранения энергии.

5. Экзо - и эндотермические процессы. Вторичная переработка материалов и энергетические затраты.

6. Гомогенные и гетерогенные смеси.

Методы разделения смесей. Семинар.

7. Практические работы. Правила техники безопасности

8. Экскурсия в лабораторию

9. Маркировка пластмассовых изделий

10. Заключение

6). Организация подготовки к олимпиадам по химии

Самое большое наслаждение для меня – работа с одаренными детьми. Как трудно восьмиклассникам погружаться в этот незнакомый мир веществ и формул. Какую радость и восторг испытывают они, когда у них начинает получаться! Какое удовлетворение испытывают ребята от заслуженной победы! А какое удовольствие испытываю я, беседуя со старшеклассниками, с которыми мы прошли такой непростой путь, как радуюсь их нестандартным решениям.

По итогам школьной олимпиады и выполнению творческих заданий в течение года отбираются ученики для занятия на факультативах. Я имею авторский банк задач и заданий для подготовки к олимпиадам разных уровней.

За годы работы в школе 92 моих ученика стали призерами химических олимпиад разных уровней, а выпускник 1997 года Аширов Роман был победителем и призером Всероссийских олимпиад в 1995, 1996 и 1997 годах. Всего же мои ученики на Всероссийской олимпиаде по химии в разные годы занимали 7 призовых мест, на Республиканской олимпиаде 8 призовых мест, призерами городских олимпиад становились 17 учащихся.

Диплом призера Открытой Олимпиады КГУ дает учащимся право на получения оценки «отлично» по химии и освобождает от вступительных экзаменов. Именно так в разные годы 12 выпускников гимназии поступили на химфак КГУ.

7). Работа по системе «Школа – КГУ»

С 1989 года наша гимназия сотрудничает химическим факультетом КГУ на основе заключенного договора. Наши ученики занимаются на кафедрах университета по программе, разработанной мною и доцентом З.А. Сапрыкиной в 1988 году и утвержденной методической комиссией химфака.

Ученики нашей гимназии, особенно те из них, которые занимались на факультативе по подготовке к химическим олимпиадам или в Клубе «Спектр», часто выбирают профессии, связанные с химией. Они продолжают учебу на химическом факультете КГУ или к КХТУ. 18 наших выпускников стали кандидатами химических наук , они работают в научно-исследовательских институтах и вузах города, приглашают меня на защиту диссертаций. Они частые гости в родной гимназии – являются членами жюри предметных конкурсов, экспертами Клуба «Спектр», выступают с сообщениями во время предметных недель. Аспирант кафедры физической химии КГУ Герасимов Александр, выпускник гимназии 2000 года, помогал мне в 2008 году готовить к Конференции Лобачевского ученика 11 класса Трифонова Диму.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11021. Опытно-экспериментальная работа по развитию формирования волевых качеств учащихся средствами информационных технологий 189.57 KB
С учётом выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы возможности информационных технологий в развитии познавательной активности обучающихся. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка дидактических возможностей информационных технологий в развитии познавательной активности школьников. Объект исследования процесс развития познавательной активности младших школьников. Предмет исследования информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.
6413. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению 159.33 KB
Выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации; определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках; разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе...
17543. Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников 76.77 KB
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науки - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы)- это важнейший путь включения детей в учебную работу
11258. Профессионально-ориентированный тренинг общения как способ формирования коммуникативной компетентности личности 7.45 KB
Особенно актуально данная задача стоит в плане профессиональной подготовки менеджеров в сфере сервиса и туризма для которых высокая коммуникативная компетентность есть такая же неотъемлемая часть профессии как и специальные навыки и умения. Объектами профессиональной деятельности менеджера по сервису и туризму является удовлетворение потребностей человека...
11271. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 11.86 KB
Мне хотелось бы поделиться своим опытом в формировании коммуникативных действий при изучении обществознания. Например при изучении проблемы Деньги и дети шестиклассники рассуждают о том как где и с какого возраста можно заработать деньги а учитель подводит их к мысли что по большому счёту деньги им особо – то и не нужны И что делать с большой суммой денег они тоже не знают...
11517. Изучение влияния занятий физическими упражнениями, как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся 1-4 классов 102.87 KB
Что среди проблем решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий центральное место занимает проблема здоровья детей без решения которой у молодого государства как Республика Казахстан нет будущего. Очевидным является также утверждение о том что в сложной системе факторов влияющих на состояние здоровья существенную роль играет оптимальный ярус двигательной активности а так же стиль жизни современных школьников в частности учащихся...
19096. Формирование интереса к классической музыке во внеклассной работе 187.02 KB
Теоретические основы формирования у подростков интереса к классической музыке. Особенности игры на классической гитаре. Формирование интереса к классической музыке во внеклассной работе. Развитие интереса к классической музыке у школьников.
1353. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ 274.91 KB
Здоровье в нашем понимании рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты.
9847. Разработка программного и информационного обеспечения электронного учебно-методического комплекса по предмету информатика на примере 9 класса 357.71 KB
Изучение языков программирования – сложный процесс. При изучении используется множество различной литературы в виде книг, справочников, а также используется информация из Интернета, которая может не соответствовать требованиям пользователя. Поэтому для быстрого и качественного доступа к нужной информации по данной дисциплине создается «Электронное пособие по работе с программой Turbo Pascal 7.0»
4734. Физические методы исследования в химии 15.98 KB
Развитие всех разделов химии – неорганической, аналитической, физической, органической, биологической, химической технологии и т.д. – на современном этапе развития химической науки невозможно без использования физических методов исследования, поскольку чисто химические методы анализа и исследования себя практически исчерпали.

В помощь учителю химии

Я хочу стать химиком! - так ответил гимназист Юстус Либих (он родился в 1803 г.) на вопрос директора гимназии о выборе будущей профессии. Это вызвало смех присутствующих при разговоре учителей и гимназистов. Дело в том, что в начале 19 века в большинстве стран к такой профессии не относились серьезно.

Цель урока:

Профессиональная ориентация учащихся старших классов;

Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;

Привлечение внимания молодежи к изучению предмета.

Оборудование: компьютерная презентация «Мир профессий глазами химика»

Ход урока

1.Вступительное слово учителя о роли химии в современном обществе

Жизнь современного человека невозможна без химии, более того значение химии в жизни человека трудно переоценить. Знаете ли вы, что на нашей планете не все люди едят досыта? Есть страны, где от постоянного недоедания дети плохо развиваются, болеют, а многие погибают от голода. Одним из способов решения данной проблемы является развитие сельского хозяйства. Химия - это удобрения, химия - это охрана полей: инсектициды - яды против вредных животных; гербициды - яды для уничтожения сорняков, вещества для отпугивания вредителей (феромоны, гормоны насекомых). Химия - это физиологически активные вещества, управляющие ростом и развитием растений, ускоряющие созревание, увеличивающие массу плодов. Химия - это различные биологические добавки в корм сельскохозяйственных животных. Использование химических методов в сельском хозяйстве привело к возникновению ряда смежных наук, например, агрохимии и биотехнологии, достижения которых в настоящее время широко применяются в производстве сельскохозяйственной продукции. Историки культуры обозначают эпохи по главному материалу: век каменный, век бронзовый, век железный. Сейчас наступила эра синтетических материалов. Металл не уйдет из нашей жизни. Современные металлические изделия могут быть в десятки раз прочнее, если бы в них не было микроскопических дефектов. Современная техника заказывает материалы все более и более совершенные: сверхпроводящие, сверхлегкие, сверхпрочные, сверхогнеупорные. В идеале, получив от инженеров заказ на материал с перечнем необходимых свойств, химик будет материал проектировать, рассчитывать формулу, создавать технологию его производства. Все новые и новые свойства открываются у бетона, керамики, стекла. Большое будущее за нано технологиями, благодаря которым уже созданы: фуллерены (это молекулярные соединения, представляющие собой многогранники с замкнутой структурой. Используются для получения сверхпроводников, фоторезисторов, в качестве добавок для роста алмазных пленок), графен (это модификация углерода, в которой плоскость толщиной в один атом имеет структуру кристаллической решетки. Используется в современной электронике при изготовлении баллистических транзисторов и других электродеталей); магнитная жидкость (Внешне она похоже на черный, непрозрачный, густоватый растворю При воздействии магнитного поля она притягивается к магниту. Применяется магнитная жидкость, например, в машиностроении при производстве дорогих автомобилей, для уменьшения трения между вращающимися деталями).Химическая и нефтехимическая промышленность являются важнейшими отраслями, без которых невозможно функционирование экономики. В настоящее время химическая промышленность выпускает несколько десятков тысяч наименований продукции. Важную роль играют химические продукты и процессы в энергетике, которая использует энергию химических реакций. В качестве энергоносителей используются многие продукты переработки нефти (бензин, керосин, мазут), каменный и бурый уголь, сланец и торф. Перспективным экологически чистым источником энергии является вода. Так как природные запасы нефти уменьшаются, вырабатывается синтетическое топливо путем химической переработки различного природного сырья и отходов производства. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись. С химией связано развитие таких отраслей промышленности как металлургия, машиностроение, транспорт, производство строительных материалов, электроника, легкая, пищевая промышленность и другие. Мы используем духи, туалетную воду, моющие средства, производство которых немыслимо без химии. Вода - самая удивительная на свете жидкость, основа жизни на Земле. В целом пресной воды в мире достаточно. Но она распределена на планете неравномерно. Отсюда возникает дефицит пресной воды. Каждый год в реки всего мира сбрасывается около 450 миллиардов кубометров бытовых и промышленных отходов. Одна их задач химии - очистка загрязненной пресной воды и опреснение соленой воды. Во всем мире накоплено огромное количество химического оружия. И даже, если оно не используется, места его хранения являются «бомбой замедленного действия». Синтетические материалы, отслужившие свой век тоже зачастую загрязняют окружающую среду. Разработка способов утилизации химического оружия, использованных материалов относится к задачам химии. Кроме того, постоянно исследуются механизмы превращений химических веществ в организмах и на основе полученных знаний ведется поиск лекарственных веществ. Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности, потому что основную часть всех лекарственных препаратов получают синтетическим путем. Молекулярная фармакология изучает поведение молекул лекарственных веществ внутри клетки, транспорт этих молекул через мембраны и т.д. Еще одной задачей химии является поиск новых материалов, способных заменить живую ткань, необходимых при протезировании. Химики разработали врачам сотни разнообразных вариантов новых материалов. Кроме множества лекарств, в повседневной жизни появляются новые продукты питания, совершенствуются технологии сохранения продуктов. Производятся новые косметические препараты, позволяющие человеку быть здоровым и красивым, защищающие его от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Химия - это наука настоящего времени, а также могучее орудие прогресса.

2. Беседа с учащимися.

Какие вы знаете профессии, предусматривающие химические знания?

Что вы хотите узнать об этих профессиях?

Что узнали?

Врач, фармацевт, лаборант-аналитик, эколог, агроном, строитель, ветеринар, кулинар, энергетик, художник, материаловед, генный инженер

Чем конкретно занимается специалист?

Есть ли ограничения со стороны здоровья?

Востребована ли профессия в настоящее время?

Можно ли найти работу по специальности в нашем регионе?

На какую заработную плату может рассчитывать молодой специалист?

3. Знакомство с профессиями.

Профессия фармацевта.

Фармацевт — это специалист в области изготовления, исследования и продажи лекарств. Это второй человек после врача, к которому мы обращаемся, когда у нас проблемы со здоровьем. Фармацевт должен знать, какой препарат как действует, какие существуют противопоказания к применению.Большинство фармацевтов работает в аптеках, в занимающихся продажей лекарственных препаратов оптовых фирмах, на предприятиях по производству лекарственных препаратов, в лабораториях. Работающий в аптеке фармацевт принимает и проверяет рецепты, выдает на их основании лекарственные препараты, консультирует посетителей аптеки в части правильного и безопасного приема лекарств, ведет учет рецептов, следит за запасами товаров, а также занимается решением жалоб посетителей аптеки, касающихся выдачи лекарственных препаратов, выдаваемых на основании рецептов. Он должен уметь оценить достаточно ли больному только лекарства, которое можно получить без рецепта в отделе ручной продажи или же ему все же следует обратиться к врачу. Работа фармацевта очень ответственная. Ошибка в приготовлении лекарственного препарата или иногда даже выдача лекарства в отделе ручной продажи может вызвать серьезные нарушения здоровья пациента или даже его смерть.У работающих в аптеке фармацевтов, в основном, 40-часовая рабочая неделя и конкретное рабочее время. В больничных аптеках, на предприятиях оптовой торговли и в представительствах фармацевтических фирм работают, в основном, в одну смену, конец недели свободен. В городах и торговых центрах, где аптеки открыты дольше, работа ведется посменно, и рабочее время фармацевта может выпасть на конец недели или на государственные праздники. Аптекарь, работающий в небольшом городке или на селе, может находиться на службе вплоть до 24 часов, так как в небольшом месте помощь и консультация аптекаря часто может потребоваться и в нерабочее время. В такой аптеке знают о жизни и болезнях всех ее посетителей и членов их семей. Рабочая среда фармацевта, работающего в аптеке, должна быть чистой. Фармацевты, работающие в аптеке, обслуживают клиентов, в основном, стоя, по этой причине большая нагрузка приходится на ноги, что грозит варикозным расширением вен. Фармацевты, которые каждый день соприкасаются с различными касающимися здоровья клиентов проблемами, должны беречь себя от инфекционных заболеваний. Фармацевт должен знать лекарственные препараты, их составные части, технологии их приготовления и производства, основное, сопутствующее и побочное действие, а также их использование с целью предупреждения заболевания и в ходе лечения. Он должен уметь оценивать качество лекарственных препаратов (физическими и химическими методами). Также он должен знать растительные препараты, их действующие вещества и принципы использования.
Очень важным будет умение общаться, так как в своей работе фармацевт соприкасается с людьми разного социального, культурного и религиозного уровня, а также разных потребностей (глухие, слепые, ослабленные, неадекватные). Важными будут разумность, точность, способность переносить напряжение, чувство эмпатии и ответственность. Для фармацевта высшая награда, когда «спасибо» говорит больной. Желающие выучиться на фармацевта должны во время учебы в общеобразовательной школе обращать внимание на химию, биологию, иностранный язык.

Профессия лаборанта .

Лаборанты делают лабораторные анализы. Они работают в научных учреждениях, в лабораториях службы охраны здоровья, в департаменте лекарственных препаратов, в учреждениях охраны окружающей среды, на промышленных предприятиях. Анализы необходимо делать для того, чтобы установить состав различных веществ и их соответствие требованиям, установленным государственными документами. Значительная часть работы лаборанта связана с такими анализами, следование результатам которых помогает предотвратить опасность для здоровья людей (в том числе и показатели окружающей среды, например, шум, загрязнение воздуха, анализы чистоты воды). При проведении анализов лаборанты используют соответствующие реактивы, оборудование и соответствующие методы анализа в зависимости от того, проводится ли анализ крови, воды, пищевых продуктов, составных частей лекарственных или косметических препаратов.Анализы бывают разной сложности. Постоянно совершенствуются существующие методы анализа и разрабатываются новые. Лаборанты работают в лабораториях, где существует четкий порядок, неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности. Работа, в основном, индивидуальная. Рабочее время с понедельника до пятницы с 8 до 17 часов, в исключительных ситуациях работу приходится выполнять в выходные дни. В лаборатории носят белый халат. При проведении простых химических анализов используют пипетки, мензурки и весы, а при более сложных анализах - новые современные средства труда - спектрометры, хроматографы, автоматические микропипетки и т.д. Все чаще используется сложное программируемое оборудование, компьютерная техника (моделируются новые вещества, прогнозируются их свойства и реакции). Профессия лаборанта предполагает наличие знаний из области химии, знания лабораторного оборудования, умения пользоваться компьютером, точности, умения работать самостоятельно, решать проблемы и разумно распределять свое время. Для лабораторной работы подходят спокойные, уравновешенные люди, умеющие концентрировать внимание. При работе с химикатами может обостриться астма и появиться другие аллергические заболевания.Лаборанты постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, посещая конференции и семинары. Чем более компетентен лаборант, тем больше у него возможностей найти работу и развиваться. Количество навыков обычно оказывает влияние и на размер заработной платы.
Возможности найти работу достаточно хорошие. Лаборатории, где требуются лаборанты, есть в научных учреждениях, в учреждениях государственного надзора, медицины, охраны окружающей среды и т.д.

Профессия генного инженера.

Химики второй половины XX века очень активно занимались исследованиями живой природы. И в начале 50х годов, когда Дж.Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуру ДНК, возникла молекулярная биология. Это позволило начать изучение путей хранения и реализации наследственной информации. Крупнейшие достижения молекулярной биологии открытие генетического кода, механизма биосинтеза белков в рибосомах, основы функционирования переносчика кислорода гемоглобина. Следующим шагом на этом пути явилось возникновение молекулярной генетики, которая изучает механизмы работы единиц наследственной информации генов, на молекулярном уровне.Практическим приложением молекулярной генетики явилась разработка методов генной инженерии и генотерапии, которые позволяют модифицировать наследственную информацию, хранящуюся в живой клетке, таким образом, что необходимые вещества будут синтезироваться внутри самой клетки, что позволяет получать биотехнологическим путем множество ценных соединений, а также нормализовать баланс веществ, нарушившийся во время болезни. Например, генные инженеры вывели бананы, вырабатывающие вакцину против полиомиелита, и картофель, защищающий от гепатита. Генные инженеры учатся улучшать породу животных, использовать их для промышленного производства белков и выращивания человеческих органов и тканей для трансплантации. Суть генной инженерии рассечение молекулы ДНК на отдельные фрагменты, что достигается с помощью ферментов и химических реагентов, с последующим соединением. Генный инженер — одна из самых перспективных профессий на сегодняшний день. Специалисты востребованы в России и за рубежом. Генный инженер — это специалист, конструирующий новые, не существующие в природе, сочетания генов. Он изучает свойства и признаки генов, их структуру. На основе полученных знаний создает новые виды растений и животных. Генные инженеры — профессия ответственная. Они работают во благо общества. Например, трудами этих специалистов стало возможным выращивать человеческие органы и ткани для трансплантации. Человек, желающий получить данную профессию должен обладать аналитическими способностями, терпением, усидчивостью, внимательностью. Генные инженеры работают в лабораториях научно-исследовательских институтов. Многие генные инженеры становятся фермерами или агрономами. Они выращивают трансгенные растения и животных, а потом продают. Отношение к трансгенным продуктам неоднозначное. Кто-то считает их безвредными, а у кого-то они вызывают опасение. Поэтому необходимы длительные исследования о влиянии трансгенных продуктов на здоровье человека.Чтобы стать специалистом в этой области необходимо образование в области химии, биологии, медицины, физики.

Профессия нанотехнолог а.

Многие абитуриенты уже поняли, что экономика и менеджмент — далеко не самые престижные и уж точно не модные специальности . Все больше и больше начинают цениться специалисты, владеющие знаниями в области высоких технологий и современными способами коммуникации. Одной из таких профессий является профессия нанотехнолога. Он занимается одним из самых раскрученных инженерных направлений. В нанотехнологиях есть несколько направлений: изготовление электронных схем с активными элементами, по размерам идентичными молекулам и атомам; разработка и изготовление наномашин, т. е. механизмов и роботов размером с молекулу; непосредственная манипуляция атомами и молекулами и сборка из них всего, что угодно. Нанотехнология — междисциплинарная наука. Тем, кто намерен ею заниматься, нужна база по математике, физике, отличные знания информатики, химии и биологии, а также знания английского языка. Специальные знания зависят от конкретного направления, которым вы намерены заниматься. По данным европейских исследователей в 2010-2015 гг. для отрасли нанотехнологий понадобятся более 2 млн специалистов по всему миру. В России нанотехнологии энергично поддерживаются и финансируются государством. Например, внутри Курчатовского института создан «Центр конвергентных нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий», полного аналога в мире которому пока нет. Подготовка магистров в области нанотехнологий реализуется в МИСиС

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. В связи с этим одной из целей работы учителя должна быть оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно – ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности. Главным такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы - профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками.

Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Большое значение имеют игровые методы - профориентационные ролевые игры и упражнения. Приведу пример экспресс-анализа, который можно использовать для учащихся разного возраста.

Экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрите, что у вас получилось.

ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составная часть этого процесса, поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя - увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д.

Приведу примеры, как можно при изучении программного материала ознакомить учащихся с рядом профессий.

В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера . С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

Во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.

При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.

В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:

– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.

В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.

При организации данных форм работы руководствуюсь принципом:

"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь".

(Известная китайская мудрость)

1. Условно можно выделить следующие возрастные этапы социально-профессионального самоопределения школьников:

первый - 1-4-й классы - пропедевтический. На этом этапе у младших школьников происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанных на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной, трудовой деятельности;

второй - 5-7-й классы - поисково-зондирующий. Здесь формируется профессиональная направленность подростков, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности;

третий - 8-9-й классы. Это период развития профессионального самосознания школьников: сформированности у них личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и собственными реальными возможностями. Для этого учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями по научным основам выбора профессии, которые приобретаются в процессе изучения специальных курсов;

четвертый - 10-11-й классы. Здесь уточняется социально-профессиональный статус учащихся в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Внимание сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии. Целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников (не только формирование профессиональных знаний и умений, но и освоение норм, ценностей конкретного трудового коллектива).

2. Классификация Е.А. Климова по пяти типам профессиям:

"Человек – природа": лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, выполнение работ на уроке сельскохозяйственного труда, в юннатских кружках, работа на приусадебном участке, в саду, в огороде, уход за животными.

"Человек – техника": лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

Бетонщик, водитель, газоэлектросварщик, каменщик, маляр-штукатур, слесарь, электрик, столяр, плотник, механик, инженер, испытатель, конструктор, проектировщик, контролер, технолог.

"Человек – человек": разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно – организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

Агент, артист, массажист, милиционер, няня, официант, продавец, социальный работник, воспитатель, врач, менеджер, психолог, тренер, учитель, экскурсовод, юрист.

"Человек – знаковая система": выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, выписок дневников, коллекционирование, упорядоченное накопление разного рода сведений (вырезок из газет, выписок картотек), перевод с одного языка на другой, выпол-нение вычислений, подсчётов, чертежей, схем.

Кассир, оператор ПЭВМ, печатник, чертежник, штурман, радист, геодезист, переводчик, программист, товаровед, экономист, редактор.

"Человек – художественный образ": разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях.

Закройщик, мозаичник, парикмахер, повар-кондитер, фотограф, цветовод-декоратор, столяр-краснодеревщик, диктор теле- и радио, актер, архитектор, музыкант, хореограф, художник, юрист, писатель, режиссер, модельер

3. Медицинские противопоказания при выборе некоторых профессий:

Агроном.

Родственные профессии.
Овощевод, Озеленитель, Садовод.

Врач травматолог-ортопед.
Выраженных медицинских противопоказаний не имеет.
Родственные профессии.
Врач терапевт, врач хирург, врач физиотерапевт.

Преподаватель в системе специального образования.
Работа не рекомендуется людям, имеющим выраженные сердечно-сосудистые заболевания, выраженные заболевания органов зрения и слуха; противопоказана, людям, страдающим инфекционными заболеваниями.
Родственные профессии.
Преподаватель в колледжах, преподаватель в средней школе, преподаватель в начальной школе.

Программист.
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями органов зрения; противопоказана больным эпилепсией, с нарушениями функции щитовидной железы, и страдающими болезнями крови.
Родственные профессии.
Математик, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, секретарь-машинистка.

Фельдшер.
Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы, отклонениями в психике, имеющим аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения, снижение зрения и являющимся бактерио– и вирусоносителями.
Родственные профессии.
Фельдшер-лаборант, медицинская сестра, врач санитарный.

Юрисконсульт (Юрист, Цивилист).
Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нервные расстройства.
Родственные профессии.
Бухгалтер-эксперт, нотариус, арбитр.

Профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями, способностями учащихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей. В тоже время, работая с больными детьми, учителю надо постоянно помнить об ограничениях в выборе той или иной профессии в связи с конкретным заболеванием и рекомендовать ученику ту специальность, которая ему возможна.

Эта целенаправленная индивидуальная работа с учеником имеет большое государственное значение и, конечно, оказывает помощь выпускнику. Успех такой работы – в правильном выборе старшеклассником специальности, а значит и в максимальной отдаче государству. А это одна из немаловажных целей, которые ставит перед школой общество, в гармоничном воспитании человека.