Урок по литературе "японские хокку". Презентация и урок по литературе "Японские хокку" (7 класс) Вступительное слово учителя

План – конспект урока в 7 классе по теме «Японские хокку»

Цели урока : 1. Познакомить обучающихся с японской поэзией.

2. Развивать навыки связной речи.

3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: проектор

Тип урока: первичного усвоения знаний

План урока:

    Организационный моме нт .

    Изучение новой темы.

    Закрепление изученного материала.

    Подведение итогов. Дом. задание.

1.Организационный момент . Я приглашаю вас в путешествие в Страну восходящего солнца- Японию. Тема нашего занятия – “Японские хокку”. Мы познакомимся с этим загадочным жанром японской поэзии, будем учиться понимать хокку, опираясь на знания о японской культуре.

2. Изучение новой темы.

Японская легенда гласит: “ Божественная пара отправилась на небесный мост,окунула в воду копье, украшенное драгоценными камнями, поболтала копьем в воде, а когда вытащила его на поверхность, капли вместе с камнями стали падать в воду, образуя острова, на которых разместилась таинственная страна”. Действительно, Япония - это страна, таящая в себе множество тайн и загадок для нас - европейцев.

А помочь вам побольше узнать об этой стране нам поможет кроссворд.

1. Это природное явление японцы называют “большой ветер” - тайфун.

2. Искусство складывания фигурок из бумаги -оригами

3. Города, на которые в 1945 году были сброшены атомные бомбы - Х иросима и Нагасаки

4. Национальный вид спорта, возникший 2000 лет назад. - сумо

Какое слово появилось в центре? - “Нихон”,

что в переводе означает "Начало Солнца", так японцы сами называют свою страну.

Сейчас мы с вами познакомились со, своего рода, визитной карточкой Японии - это страна, которая встречала все на своем пути: и время расцвета, и время падения, выпадали на ее долю минуты радости и минуты сильнейшей боли. Япония - удивительная страна, вобравшая в свою культуру лучшее из других культур и в тоже время остающаяся страной самобытной, сохранившей свои собственные, свойственные только ей традиции. Это очень разносторонняя страна с богатейшей историей и культурой, одной из сторон которой является удивительная поэзия, такая же загадочная, как и сама Япония.

Рассказ о хокку. И сегодня мы будем говорить о Хокку или,по-другому, хайку. Возникновение этого жанра поэзии связано с развитием в 16 веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Народ любил и охотно создавал короткие песни – сжатые формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: одной из которых является трехстишие – хокку. В 17 веке произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую . Что же такое хокку? Это лирическое сочинение в форме трехстишия, смысл которого состоит в попытке поймать момент быстротекущей жизни. Японские хокку, как правило, изображают жизнь природы и человека . «Остановись мгновенье, ты прекрасно!», - восклицал Фауст . XX век подарил миру замечательный способ фиксации мгновения - фотографию, с помощью которой можно остановить неумолимое течение реки времени. Японские хокку напоминают моментальную фотографию в поэзии. Они позволяют зафиксировать неуловимый момент, выразить в словах мимолётное настроение.

Послушайте!

Ливень вечерний –
На землю спешат муравьи
По стволам бамбука.

Звезды в небесах.
О, какие крупные!
О, как высоко!”

Давайте попробуем выявить отличительные особенности хокку:

1.---Разделите хокку на слоги. По какому принципу они строятся? Сколько слогов в 1 , 2, 3 строках каждого стих-ния? Сколько всего слогов?

    5 слогов 1. 5 слогов

    7 слогов 2. 8 слогов

    5 слогов, всего 17 слогов 3. 5 слогов

--По какому принципу они строятся?

в 1 стр. - 5 слогов, во 2 - 7 слогов, в 3 --5 слогов. Всего должно быть 17 слогов.

Это объясняется заданным форматом написания хокку , в силу своеобразности японского языка, имеет определённое значение, но не имеет особой важности при переводе из-за невозможности сохранить иероглифическое написание.

---В чем еще особенность этих стихотворений?

отсутствует рифма.

Да присутствует ритм, он появляется благодаря подобному построению, а вот рифма, действительно, отсутствует. Главная же роль отводится ключевым словам, которые порождают ряд ассоциаций, благодаря которым становится возможным постичь смысл хокку.

Таковы особенности хокку.

Имея полученные сейчас знания, давайте обратимся к анализу хокку.

3.Я предлагаю вам познакомиться со следующим стихотворением, автором которого является древний японский поэт Исса Кобаяси. Послушайте !

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - но все же...

---Какие слова, на ваш взгляд, несут основную смысловую нагрузку ? - жизнь; - роса; капелька.

-- Почему? - на них падает логическое ударение.

---Понять смысл этого прекрасного произведения нам поможет воображение . Продолжите словесный ряд при помощи ассоциаций. С чем у вас ассоциируется слово "Роса"? -капля ; -дождь; - вода.

--- А что такое вода для человека ? - то, без чего не может прожить человек.

--Что значит "капелька росы "? - что -то маленькое, часть чего -то большого.

--- --То есть, ткапелька росы - это маленькая часть чего-то большого, большой воды. А с чем сравнивается в этом хокку капелька росы ? - с жизнью человека.

--- Какой художественное средство лежит в основе этого стих -ния ? - метафора, жизнь сравнивается с каплей росы, а роса есть не что иное, как вода.

Получается, что жизнь - это всего лишь капля, которая по сравнению с масштабами вселенной ничтожно мала, но обойтись без нее невозможно, так же, как и без воды.

--Как вы поняли, что такое жизнь по мнению автора? - это маленькая часть чего -то большого, но очень важная часть.

Также понять смысл этого произведения нам поможет синтаксис. Давайте проанализируем структуру хокку. Что представляет собой 1 часть? - простое предложение.

--А вторая часть? - ССП, части связаны при помощи союза "но".

--Это какой союз? На что он указывает? он противительный, указывает на пртивопоставление. Жизнь лишь капля, но необходимая человеку.

--Как вы думаете, с какой целью использовано умолчание? - автор предлагает самим дать ответ на вопрос: а что же такое жизнь?

--- Давайте сделаем вывод. В чем смысл этого хокку? - Жизнь лишь капелька, лишь мгновение, но она бесценна, и поэтому ею надо дорожить.

А какие высказывания. пословицы, поговорки или слова из песен о жизни вы знаете в русском или башкирском языках? ( Жизнь пройти - не поле перейти; Есть только миг... Именно он называется жизнь; Жизнь невозможно повернуть назад).

4.Подведение итогов . Хокку отражают всю глубину и богатство японской культуры.. С помощью этих стихов можно многое рассказать о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир.. Самое главное, чтобы понять стихотворение хокку, не нужно долго думать, стихи словно льются из подсознания. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…

На уроке учащиеся познакомятся с культурой Японии и оригинальным жанром японской поэзии «хокку»; на примерах поэтических миниатюр Басё и Кобаяси научатся определять тему, находить ключевые образы трехстиший и попытаются понять философскую глубину подтекста этих произведений.

Тема: Зарубежная литература XIX века

Урок: Японские трёхстишья (хокку)

Рис. 1. Название Японии. Иероглифы ()

«Путь гор» - таково одно из толкований древнего имени этой страны - Ямато. Действительно, Япония - это, прежде всего, страна гор. Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца.

Сами жители записывают имя родины двумя иероглифами. Один из них означает «солнце», другой - «корень, основа» (рис. 1). Именно здесь рождается новый день. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь.

Весь мир давно признал: у японцев существует культ красоты. Когда-то предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Именно поэтому многие праздники и символы Японии связаны с природой.

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы огику . Им посвящен осенний Праздник Хризантем. Этот цветок изображен на гербе страны, на монетах и ордене Хризантемы - высшей награде Японии.

Символом японца является бамбук . Склонившийся под тяжестью снега бамбук символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

С конца марта японцы с нетерпением ждут, когда зацветет японская вишня - сакура. Японцы любуются сакурой уже много веков, собираясь в ее пышных бело-розовых садах. Эта традиция называется ханами. Цветение сакуры в Японии считается символом обновления , потому что лепестки не знают увядания: свежими они опадают на землю.

Осенью в Японии проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.

Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения.

Одним из самых распространенных жанров японской поэзии является хайку (хокку), появившийся в Х V ІІ-Х V ІІІ вв.

Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.

Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку - пятисложные, а второй стих хокку - семисложный. Всего в хокку 17 слогов.

Это лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Многие хокку строятся на приеме, который называется со-сложением : имеются два объекта, и хокку представляет динамику их отношений.

Пример №1.

Старый пруд.

Лягушка прыгает.

Всплеск воды.

Тема - философский взгляд на природу;

Два объекта - пруд и лягушка.

В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы» . Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа.

Мастера японской поэзии были лаконичны . Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

В хокку есть недосказанность , намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования, и подтекст.

Основные черты хокку:

1. Лаконичность (3 строки);

2. Внимание к деталям;

3. Недосказанность, подтекст.

Рис. 2. Мацуо Басё ()

Басё — философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Его жизненный путь необычен.

Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, Мацуо Басё (рис. 2) с детских лет был товарищем в играх княжеского сына. После ранней смерти своего молодого господина Мацуо ушел в город, принял постриг, освободившись этим от службы своему феодалу. Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава, близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии. После того как сгорела его хижина, он начинает многолетние странствия, во время которых и умирает.

Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он читал, что она облагораживает и возвышает человека.

Пример №2.

Гляжу - опавший лист Опять взлетел на ветку: То бабочка была. Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема -

Образы - лист - бабочка ;

Состояние - опавший - взлетел (смерть - жизнь);

Недосказанность (подтекст): Может быть, глядя на бабочку поэт мечтает о вечной жизни и возможности возрождения.

Пример №3.

Ночная тишина.

Лишь за картиной на стене

Звенит -звенит сверчок.

Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема - философское восприятие природы;

Образы: ночь - сверчок;

Состояние: тишина - звон

Недосказанность (подтекст): ночью поэт не спит, что-то его тревожит. Интересно: переживания приятные или не очень?

Рис. 3. Кобаяси Исса ()

Еще один известный японский поэт - Исса Кобаяси (рис. 3) (1763-1827)

Сын крестьянина, Исса рано лишился матери. Новый брак отца не принес счастья никому. На фоне неблагоприятной обстановки в семье в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию.

Жизнь поэта была трагична. Всю жизнь он боролся с нищетой. Его любимый ребенок умер. Поэт рассказал о своей судьбе в стихах, полных щемящей боли.

Его поэзия говорит о любви к людям, и не только к людям, но и ко всем маленьким существам, беспомощным и обиженным.

Исса был последним крупным поэтом феодальной Японии. Он оставил после себя около 20 000 хокку.

Пример № 3.

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же ...

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (смысл жизни);

Образы - жизнь - росинка;

Состояние выражено через частицы - пусть, все же;

Идея - жизнь каждого человека коротка по сравнению с вечностью, однако и ее прожить стоит достойно. Надо добавить, что стихотворение было написано в тоске об умершем ребенке.

Пример № 4.

Тихо, тихо ползи

Улитка по склону Фудзи,

Вверх , до самых высот!

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (через наблюдение за природой);

Образы - улитка - священная гора Фудзи;

Состояние: тихо ползет вверх;

Идея: смысл жизни в медленном и трудном приближении к истине.

«Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. Можно от скуки напиться, можно почитать детективный роман, можно написать хокку… автор если и не возвысился, его сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа», - писал Илья Эренбург.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Японика ().
  5. Мир стихов ().

Домашнее задание

Прочитайте и проанализируйте хокку.

1. Долгий день напролет

Поет - и не напоется

Жаворонок весной.

2. Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет осенний дождь.

1. По дороге не ссорьтесь,

Помогайте друг другу, как братья,

Перелетные птицы!

2. Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Урок литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе

Тема урока: "Японская поэзия. Хокку. Рисование в технике суйбокуга»

Цели урока: знакомство с японской поэзией и живописью

Формирование у учащихся универсальные учебные действия;

Личностные УУД: - воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах;

Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов и произведений живописи;

Регулятивные УУД : - менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; - ориентироваться в принятой системе учебных знаков; - оценивать результаты работы;

Познавательные УУД: - познакомить детей с жанром японского поэтического творчества хокку; японской живописью суйбокуга; - ориентироваться в содержании учебника;- находить в тексте ответ на заданный вопрос; - обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; - осознавать смысл незнакомых слов из контекста и иллюстрации учебника; - представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать умение работать в парах.

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, японская инструментальная музыка, аудиозапись чтения хокку на русском языке.

I . Организационный этап.

II . Подготовка к активному усвоению новых знаний.

1) Вступительное слово учителя.

Друзья! Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие.

Из всех необычных стран эта, пожалуй, самая необычная.

Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят сырой. Здесь никогда не отмечают свой день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо.

Как вы думаете, что же это за страна?

Да, это Япония.

Давайте узнаем, что интересного есть в Японии.

У вас на листе прикреплены цветные стикеры. Прочитайте, что написано внутри, расскажите друг другу, что вы узнали об этой стране (сначала соседу по парте, некоторые можно озвучить вслух):

Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.

Япония-страна восходящего солнца, она расположена на востоке.

Она расположена на островах; столица Японии город Токио.

Япония знамения такими увлечениямикак бонсай - выращивание карликовых деревьев, бонсэки - разведение мини-садов, оригами - мастерство складывания фигурок из бумаги.

В 7-8 веках здесь появилось военное сословие самураи . Люди, принадлежащие к этому сословию, бесстрашно бросались на врагов и с улыбкой встречали смерть.

Символом японца является бамбук. Он символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

Осенью проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.

Все девочки учатся искусству составления букетов икебана;

В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор.

Японцы видят красоту и в самых обычных вещах.

Японцы - вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей

В Японии очень часты землетрясения .

Самая высокая и красивая гора - Фудзияма , или Фудзи

Там в гости не ходят без приглашения. Даже к родственниками.

На новогодний праздник дарят ярко-красных кукол Дарума.

В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.

В этой стране распространены также икэбана - традиционное искусство составления букетов.

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы . Им посвящен осенний Праздник Хризантемы.

Дети в Японии очень любознательные, они любят изобретать. До 6 лет им все разрешается, а потом их воспитывают очень строго.

Лишь одна шестая часть земли досталась ее жителям, все остальное - горы, покрытые лесами.

Говоря «я», мы указываем на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу.

Итак, добро пожаловать в Японию.

III . Работа над новой темой.

Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения.

ПОСЛУШАЙТЕ ЭТИ СТИХИ. (Аудиозапись чтения хокку)

Вы узнали эти стихи? Как они называются?

Сегодня на уроке нам предстоит открыть для себя необычный мир японской поэзии. Одним из самых распространенных видов стихосложения являются японские стихи - хокку (хайку ), появившиеся в 17 - 18 вв.

Ребята, сформилируйте и запишете на листе тему урока.

Тема урока : « Японская поэзия. Хокку »

Расскажите, о чем бы вы хотели узнать сегодня и чему научиться на уроке? (Ответы детей)

Весь мир давно признал, что у японцев существует культ красоты. Когда- то давно предки современных японцев верили, что каждый элемент природы имеет душу.

Давайте еще раз посмотрим на эти трехстишия и постараемся открыть некоторые их секреты.

РАБОТА С ПЕЧАТНЫМИ ЛИСТАМИ.

      Прочитайте 1 задание. Что нужно выполнить?

Секреты хокку :

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

М. Цветаева

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

(В хокку 3 строки и нет рифмы или Это трехстишие, стихи не рифмуются ).

      Теперь попробуем определить структуру хокку. Это задание 2.

Прочитайте математическое выражение (5+7+5=17). Это еще один секрет хокку, но только его можно разгадать в тексте, написанном на японском языке.

Мы с вами не владеем японским языком, но можем сравнить фонетическую транскрипцию оригинала с переводом. Посмотрите на таблицу:

Поработайте в парах с оригиналом, обсудите возможные варианты решения. (Ответы детей)

Подсказка:

Сосчитайте строки. (3)

Разделите слова на слоги (или посчитайте гласные). (5+7+5)

Увидим, что в оригинале трехстишие соответвтвует схеме 5+7+5

При переводе количество слогов может меняться. Сосчитайте их.(3+6+3)

Однако суть передается верно.

3) Чтобы понять следующий секрет этих стихов, нам придется обратиться к учебнику «Литературного чтения» (автор В.Ю. Свиридова,4 класс, часть 2, стр.98) + Электронный учебник (www .cm .ru )

Давайте прочтем еще несколько хокку японских поэтов и подумаем над их образами.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ.

После чтения, детьми дается ответ на вопрос:

Какая тема объединяет эти трехстишия? ______________________ (тема природы).

Если дети затрудняются с ответом, то можно задать наводящий вопрос о том, чем всегда восхищались японцы? (природой)

И не просто природой, а в центре хокку один художественный образ, непременно адресованный к какому-то из четырех времен года , плюс определенное настроение.

ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ стихов и определение времен года и настроения.

Отсюда, оттуда –

Отовсюду они хороши,

Алые клёны. (Бусон)

Время года – осень, подсказка – алые клён, настроение -восхищение.

Видели всё на свете

Мои глаза – и вернулись

К вас, белые хризантемы… (Иссё)

Время года – осень, подсказка – белые хризантемы, настроение -грусть.

Камнем бросьте в меня!

Ветку цветущей вишни

Я сейчас обломил. (Кикаку)

Время года – весна, подсказка – цветущая вишня, настроение - негодование.

Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч! (Кёрай)

Время года – весна, подсказка – цветущая вишня, настроение -удивление.

        Чтобы открыть все секреты японских стихов одного урока очень мало. Поэтому мне очень хочется, чтобы вы дома самостоятельно поработали с Электронным учебником стр.98. Задание «Прочитай вместе со взрослыми»

Познакомьте своих родителей, друзей с хокку, расскажите, что интересного узнали сегодня на уроке.

ФИЗМИНУТКА Игра «Японская школа»

Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

IV . Рисование в стиле суйбокуга. Презентация.

1) Вступление

Что нужно уметь человеку, чтобы видеть красоту вокруг себя? (уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в неброских признаках)

Мастера японской поэзии призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

И поэту, и живописцу в Японии присуще одно и то же понимание природы, но, выделяя в природе одни и те же моменты, они подчеркивали своё отношение к ним.

2) Показ слайдов и рассказ учителя (1-5)

Горные пейзажи Японии, её туманные острова, необыкновенно красивая природа не могут не волновать. Если мы посмотрим произведения мастеров японской живописи, то отметим какую-то необыкновенную силу завораживающего таинства природы. Все не просто изображено, а передано как драгоценность и неповторимость.

Любимые мотивы - горы и воды, цветы и птицы, травы и насекомые. Монохромная или слегка тонированная гамма туши и минеральных водяных красок позволяет создать необыкновенно поэтический, философского содержания пейзаж, в котором художник давал простор своей фантазии.

3) Знакомство со стилем суйбокуга (слайд 6-10).

Живопись тушью (суйбокуга, или суми-э) - китайский стиль, заимствованный японскими художниками в XIV веке. Постепенно адаптируясь к японским вкусам, суйбокуга превратилась в конце XV века в основное направление японской живописи.

Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали "цветами" туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью.

4) Рисование тушью картины (слайд 11-16)

5) Выставка работ.

V . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнали? Что вас удивило? Взволновало?

Наш урок заканчивается. Я благодарю вас за работу, думаю, что ваши творческие работы заслуживают наивысшей оценки.

Закрасьте на шкале трудности соответствующий кружок. Кому было очень трудно? Кому очень легко? Поставьте флажок на покорённой вершине гор творчества. Кто поставил на самую высокую вершину? Почему?

2 вариант

Взгляните: Это ветка сакуры. Но на ней нет цветов. Цветы лежат у вас на столах. Если вы довольны сегодняшним уроком, если он оставил какой-то след в вашей душе, прикрепите цветы к этой ветке. Пусть произойдет чудо, и она расцветет на ваших глазах.

VI . Организация домашнего задания.

По выбору: найти и принести на урок хокку других японских поэтов или попробовать сочинить своё хокку на любую тему. Изобразить созданный поэтом (или вами) образ рисунком.

Литература.

    Бабочки полет: японские трехстишия. М.: Лабиринт Пресс, 2002.

    Барчева Т.Ф. В стране восходящего солнца // Читаем, учимся, играем. -2003. - № 4.

    Басё. Лирика. Минск: Харвест, 2008.

    Владимирова Н. Путешествие в страну восходящего солнца // Литература. - 2004. - № 45.

    Гордеева И.П. Цветение сливы // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 6.

    Дегтяренко Н.М. Здравствуй, Япония! // Читаем, учимся, играем.- 2003. - №

    Детская энциклопедия. 2001. - № 10.

    Каратеева Т. Поэзия Востока // Литература.- 2002. - № 42.

    Ковальская М.В. Страна восходящего солнца // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6.

    Картинки, плывущие мимо // Эскиз. - 2005. - № 8.

    Малютин Н. Неужели японцы думают по-другому? Да! // Всемирный следопыт. - 2001. - № 3.

    Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. / Гл. ред. М.Аксенова. М. Аванта +. 2003.

Приложение 1.

Рабочий лист ребенка

Ф.И. ____________________________________

Тема урока : __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Секреты хокку :

    Расставь рифму в стихах. Сравни их. Сделай вывод.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

М. Цветаева

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

Вывод: ___________________________________________________

    5+7+5=17

    Работа с учебником «Литературное чтение», автор В.Ю.Свиридова, стр. 98. Прочитайте хокку и ответьте на вопрос.

Какая тема объединяет эти трехстишия? _________________________

Приложение 2.

Японские трехстишия - хокку

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу

Долгий день напролет
Поет - и не напоется
Жаворонок весной.
Мацуо Басё

Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
Мацуо Басё

Утка прижалась к земле.
Платьем из крыльев прикрыла
Голые ноги свои:
Мацуо Басё

Ночная тишина.
Лишь за картиной на стене
Звенит-звенит сверчок.
Мацуо Басё

Тихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса

Видели все на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Косуги Иссе

По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!
Кобаяси Исса

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Кобаяси Исса

Вишни в весеннем расцвете.
Но я - о горе! - бессилен открыть
Мешок, где спрятаны песни.
Мацуо Басе

О ветер со склона Фудзи!
Принес бы на веере в город тебя,
Как драгоценный подарок.
Мацуо Басё

    Гости в классе у нас!

Приходите еще…. (Мы вам так рады!


Государственные атрибуты Японский флаг, называется Хиномару. Япония –Страна восходящего солнца, поэтому на флаге изображено солнце. Государственный гимн Японии, Кимагае, был сложен на музыку примерно сто лет назад, но его словам уже порядка 1000 лет. Правь, император. Тысячу, восемь ли тысяч, Поколении, пока Мох не украсит скалы, Выросшие из щебня. Герб Японии Хризантема главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ.


Глава государства император Согласно Конституции Японии император является символом государства и единства нации. Он не имеет полномочий влиять на решение правительства. Император Акихито – 125-й правящий император (тэнно) Японии (вступил на престол в 1989г.)









Икебана – «жизнь цветов» В композиции присутствуют три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад, восходит к древнему буддийскому ритуалу возложения подношений в храмах.




Искусство Э-Ута - картина-стихи, традиционный жанр искусства Японии. Основное правило жанра – что рисуется, то не пишется; что написано, не изображается. Главное здесь - следовать духу стихотворения. Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке - Это ее душа.


Хокку (хайку)– лирическое стихотворение о природе. Отличается краткостью и своеобразной поэтикой, состоит из 3 строк, содержит 17 слогов (с внутренним делением на три неравные части по числу слогов 5 – 7 – 5). В хокку всегда есть какая-то недоговоренность, мудрость, философская мысль. ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ










Хокку (хайку) – лирическое стихотворение о нерасторжимом единстве природы и человека. Отличается краткостью и своеобразной поэтикой. Рифмы в хокку нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия – предмет большой заботы японских поэтов. ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ








Только дохнёт ветерок С ветки на ветку ивы Кобаяси Исса Качается, качается На листе банана ………………………. Кикаку




Бабочки полет Будит тихую поляну Мацуо Басё Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела… ……………………………………. Мацуо Басё
























Домашнее задание А. Подготовить выразительное чтение понравившихся хокку, объяснить их содержание (с). В. Продолжить работу с текстами на листах для творческой работы. С. Попробуйте сочинить собственные хокку, передать в них свое настроение, свое отношение к природе, к жизни (подобрав к ним иллюстрации или нарисовать рисунок).


Источники Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «АВКО» Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. В 2 ч. М: "Просвещение", 2009 г
Ресурсы Интернета: aa.jpg aa.jpg 02/ _1pion.jpg 02/ _1pion.jpg fotki.yandex.ru/get/6103/ c/0_7f13a_3c992e3a_XL fotki.yandex.ru/get/6103/ c/0_7f13a_3c992e3a_XL Just_out_of_log_hole.jpg Just_out_of_log_hole.jpg

ФИО: Иванчук Елена Викторовна

Место работы: МКОУ «Тарминская СОШ», Братский район

Должность: учитель русского языка и литературы

Урок литературы

7 класс

тема:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.

ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ

Разработала учитель I категории

МКОУ «Тарминская СОШ»

Иванчук Елена Викторовна


2013 г.

Тип урока: урок освоения новых знаний



Цели урока

Образовательные:

Познакомиться с японской национальной культурой и традициями;

Выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.

Развивающие:

Формировать умение анализировать хокку;

Продолжить работу по развитию культуры речи школьников;

Работать над выразительным чтением;

Учить видеть поэзию в обыденном;

Научить создавать художественные образы.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к прекрасному;

Прививать бережное и внимательное отношение к природе;

Задачи:

1.Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.

2.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.

Методические цели:
  • совершенствовать умение анализировать лирическое произведение

    способствовать формированию полного представления о создании хокку в Японии создать ситуацию для раскрытия творческих способностей учащихся.
Дидактические цели урока:
    определить поэтические идеи хокку познакомиться с жизнью и творчеством Мацуо Басе продолжить развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока:

I . Организационное начало урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю совершить небольшое путешествие. Япония – удивительная страна с неповторимыми особенностями быта. Знакомство с ее культурными традициями поможет нам глубже и тоньше понять природу, увидеть поэзию в простых вещах, научиться создавать художественный образ. Тема нашего урока: « Путешествие в Страну Восходящего Солнца. Японские трехстишия хокку».

Что нового мы должны сегодня узнать на уроке? (Целеполагание.) Что вы можете рассказать о Японии? (подготовленный ученик предоставляет дополнительную информацию:

Флаг Японии (репродукция);

Символом Японии является ветка цветущей сакуры. Во время цветения садов сакуры огромное количество не только японцев, но и туристов из многих стран стремятся побывать в садах, где цветет сакура. Это необычайно красивое зрелище. Весной в определенный, особый день в четыре часа утра все японцы приходят в сад к дереву сакуры – дикой вишни, чтобы увидеть, как медленно, постепенно вслед за солнечным лучом раскроются прекрасные цветы вишни и окрасят это утро розовым цветом. Каждый человек стоит под огромным и великим небом, наблюдая изумительное цветение сакуры, и думает: «Как прекрасна Земля! Какое это счастье, что я живу на этом свете! Но как все быстро проходит… Облетят лепестки вишни…»

Верно, вишен цветы

Окраску свою подарили

Как нежно они звучат

На весеннем рассвете!

(репродукция);

Япония – страна со своей многовековой культурой и традициями, например, в Японии до сих пор существует театр кабуки, в котором все роли исполняют только мужчины. (репродукция);

Япония – страна со своей историей, языком, мироощущением, со своим искусством, с особым образом жизни.

II . Актуализация знаний учащихся.

Ученик 1: По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влечет в себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с Японией, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Например, только в Японии возможна такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье:

Мне звонили?

Да.

Кто?

Никто.

Иначе администратор-японец ответить не мог: сказать сразу, что никто не звонил - это серьезно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны.

Эта ситуация дает нам ключ к пониманию японского этикета.

Ученик 2: Всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они неправы; быть внимательным к людям и окружающей природе. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи:

Первый снег под утро.

Он едва-едва пригнул

Лепестки нарцисса.

Ученик 3: Необычно в Японии все. И природа в Японии по-особому сурова, но прекрасна. Гигантские волны тайфунов сметают все на своем пути; пожары безжалостно губят легкие домики; практически ежедневные толчки землетрясений дали Японии второе название – страна огнедышащих гор. Близость опасности, смерти породила идеал японского характера – это невозмутимость, умение запрятать глубоко внутрь обиду, страх, гнев, раздражение и даже…радость. В скорбных стихах лишь намек на истинную силу горя.

Поник головой до земли.-

Словно весь мир опрокинут вверх дном,-

Придавленный снегом бамбук.

Басе. (Отцу, потерявшему сына)

Ученик 4: В Японии чтят и древние традиции. В этой стране не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни, осенью – огненно-красной листвой горных кленов.

Ученик 5: А еще у японцев принято любоваться самой красивой в году луной. Одно из лучших мест для этого – храм Дайгаку-дзи в Киото. Уже в половине шестого вечера, до наступления темноты, из-за горы за озером поднимается неправдоподобно большая, круглая, выкованная из неровного золота луна.

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень.

Белеет свежий срез.

III . Новый материал. Учитель: Спасибо, ребята. Стремление жить в согласии с природой – главная черта японского искусства. Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй, югэн.

Саби – это красота и естественность.

Ваби – это прелесть обычного, красота простоты.

Если спросишь японца, что такое сибуй, он ответит: «То, что человек с хорошим вкусом назовет красивым». Тайна искусства состоит в том, чтобы любоваться невидимым. Югэн – это прелесть недоговоренности, намека. Поэтому больше всего способно рассказать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца. Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?

Таковы хокку – стихотворения из одного поэтического образа. Эта форма несет в себе бездонный подтекст.

Дома вы самостоятельно читали статью «Японские трехстишия», ответьте на вопросы:

В чем особенность хокку или хайку?

О чем чаще всего хокку?

Почему от читателя требуется работа воображения?

Почему хокку вдохновляли художников?

III . Осмысление и освоение текстов(чтение-восприятие, чтение-анализ, чтение-интерпретеция)

Давайте обратимся к напечатанным хокку.

Чем непривычны стихи?

Какова их особенность?

Удивительное дело: когда вчитаешься в японские трехстишья, понимаешь всю их прелесть, и другие стихи кажутся многословными.

Сравните стихотворения японского автора и европейского, отметьте, что в них общего и в чем отличие:

В книге засохший цветок,

Положенный кем-то когда-то.\

Всё прошло.

***

Цветок засохших, безуханный,

Забытый в книге вижу я.

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукой?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Что можете сказать об этих стихотворениях?

Перечитаем еще раз хокку:

В книге засохший цветок,

Положенный кем-то когда-то.\

Всё прошло.

Первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.

Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.

должны домыслить, дорисовать в воображении. Хокку стали популярными в Японии в 16 – 17 веках. Каждое стихотворение организовано по определенным законам: в каждом – только три строки из семнадцати слогов (5 – 7 – 5 слогов). Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовет нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.

IV . Монологический рассказ о жизни и творчестве поэта.

Ученик 1: рассказ о жизни и творчестве Мацуо Басе (1644-1694)

Самым известным и любимым поэтом японцы считают Мацуо Басё (1644-1694). Познакомимся поближе с этим поэтом, который прожил всего 50 лет.

Басе знаменит своими странствиями. Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но образованного самурая.

Басё было 28 лет, когда в 1672г. он отправился в крупнейший город Эдо - Токио. Его отговаривали от этого безрассудного поступка. Уходя, он прикрепил к воротам своего дуга листок со стихами:

Облачная гряда
Легла меж друзьями…Простились
Перелётные птицы навек.

Жизнь Басё в Эдо складывалась очень трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, которые были так же бедны, как и он сам. Один ученик уговорил своего отца подарить басе крохотную хижину у пруда. Возле этого убого домика он посадил саженцы банановой пальмы, что по-японски произносится – Басе, отсюда и псевдоним. О своей хижине он пищет:

Как стонет от ветра банан Как падают капли в кадку, Я слышу всю ночь напролет.

Его называют Первым Великим Мастером Хокку. Кажется, что хокку – это детские наивные стихи, но на самом деле - за ними упорный труд поэта и древние традиции Востока.

Учитель: В Японии каждый образованный человек должен владеть как мастерством каллиграфии, так и стихосложения. С 16 века и до сих пор в середине января в Японии устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Мы тоже попытаемся посоперничать между собой в сочинении хокку. (проводится анализ придуманных учащимися хокку:

1) Солнца яркий луч

Пробирается сквозь чащу.

Надежда есть.

2) О, проснись! Пробудись,

Новый день!

Птицы поют в вышине!

3)Уходит тихо день

В реку и океан

И не возвращается обратно…

4) Над синим морем

Птица кричит одиноко,

Не думай о прошлом…

5) Звездное небо.

Смотри и любуйся

Думая о вечном…

Какие картины возникают в воображении при чтении хокку?

Каким настроением проникнуто каждое из них?

- О чем заставило вас задуматься?

Сложно ли вам было сочинять хокку?

О чем философствует автор хокку:

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же...?


Учитель: Японская поэзия поражает своей емкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять. Каждый понимает хокку по-своему, соответственно своими чувствами и переживаниями в данный момент.

Мы познакомились с основными правилами написания хокку.


V . Творческая работа. Самостоятельная работа.
Учитель: Ребята, вы принесли краски и бумагу. На партах у каждого из вас лежат хокку. Прочитайте их, выберите одно или два, которое вам больше понравилось, и передайте свои эмоции через рисунок.
Лед растаял в пруду, Опустели поля - И снова зажили дружно Только где-то вдали маячат Вода с водою. Хохолки журавлей… Ночной снегопад На солнцепеке Окончился – как засверкали Прикоснулся к камню рукой - Дома, деревья! Как он прохладен. Бежит ручеек, На утренней бледней заре И его быстрые воды Мальки – не длиннее вершка - Уносят твою печаль. Белеют на берегу.

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик

На праздник приглашен.


VI . Подведение итогов самостоятельной творческой работы:

Какие хокку выбрали и что нарисовали?

Конечно, в поэзию Японии нужно вчитываться, необходим определенный душевный настрой, важно уметь фантазировать, домысливать. Душа Японии сто / ит того, чтобы попытаться понять ее.

VII . Подведение итогов урока (вновь обратиться к целям урока).

Выставление оценок за урок.

Рефлексия.

VIII . Заключительное слово учителя.

Заключительные слова учителя: Вдумаемся в такие слова:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое; Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное; Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.