Ветвление и последовательная детализация алгоритма — Гипермаркет знаний. Как составить план урока: пошаговая инструкция Метод пошаговой детализации план урока

>>Информатика: Ветвление и последовательная детализация алгоритма

§ 31. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

Основные темы параграфа:

♦ команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двухшаговой детализацией.

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

если впереди край
то поворот
кв


если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Коротко о главном

Команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Если <условие> истинно, то выполняются команды, составляющие <серию 1>, если ложно, то - <серию 2>.

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Если условие истинно, то выполняется <серия>, если ложно, то сразу происходит переход к следующей команде алгоритма.

Сложные алгоритмы удобно строить путем пошаговой детализации.

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

Чему вы должны научиться, изучив главу 5

Освоить программное управление одним из учебных графических исполнителей.
Составлять линейные программы.
Составлять циклические программы.
Составлять программы, содержащие ветвления.
Описывать и использовать вспомогательные алгоритмы (подпрограммы).
Применять метод последовательной детализации.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Вся информатика онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по информатике, домашняя работа , вопросы и ответы, рефераты по информатике 9 класс , планы уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Цели:

  • Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод пошаговой детализации алгоритма, исполнителем Чертежник;
  • формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами;
  • закрепление навыков по составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами, работы в группе;

Задачи:

  • учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм, пошаговая детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов, допустимых действий исполнителя Чертежник;
  • развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint. (Приложение)

Обозначения, принятые в конспекте

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы

Многие из вас были в летнем лагере отдыха. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себя в качестве дежурного по лагерю отряда и более конкретно – дежурного по столовой. Нам как исполнителям необходим алгоритм дежурства по лагерю. Давайте попробуем его составить.

В результате диалога на доске возникает алгоритм :


Алгоритм:
  1. Прийти в столовую в 7.30.
  2. Накрыть столы к завтраку.
  3. Дождаться пока все поедят.
  4. Убрать со столов посуду.
  5. Вытереть столы.
  6. Расставить стулья.
  7. Уйти.
  8. Прийти в столовую к 11.30.
  9. Накрыть столы к обеду.
  10. Дождаться пока все поедят.
  11. Убрать со столов посуду.
  12. Вытереть столы.
  13. Расставить стулья.
  14. Уйти.
  15. Прийти в столовую к 17.30.
  16. Накрыть столы к ужину.
  17. Дождаться пока все поедят.
  18. Убрать со столов посуду.
  19. Вытереть столы.
  20. Расставить стулья.
  21. Уйти.
Какую особенность в этом алгоритме можно отметить?

(Отмечают повторение команд 2-7, 9-14, 16-21.)

Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока: «Вспомогательные алгоритмы».

Сегодня мы познакомимся с понятием «вспомогательный алгоритм», рассмотрим правила оформления вспомогательных алгоритмов.

Вопросы урока:

  • Какие алгоритмы называют вспомогательными?
  • Как оформляются такие алгоритмические структуры?

III. Объяснение нового материала.

Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Дежурный. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:

Алгоритм, который мы получили будет называться основным , а алгоритм Дежурный будет являться вспомогательным.



Алгоритм Дежурный Алгоритм Основной
  1. Накрыть столы к обеду.
  2. Дождаться пока все поедят.
  3. Убрать со столов посуду.
  4. Вытереть столы.
  5. Расставить стулья.
  6. Уйти.
  1. Прийти в столовую в 7.30
  2. Выполнить алгоритм Дежурный
  3. Прийти в столовую к 11.30.
  4. Выполнить алгоритм Дежурный
  5. Прийти в столовую к 17.30.
  6. Выполнить алгоритм Дежурный

Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов.



IV. Закрепление

У исполнителя Чертежник допустимые действия:

Задача. Составьте алгоритм построения изображения Чертежником: Сделать шаг
Повернуть налево
Сделать шаг

Основной алгоритм:
Выполнить алгоритм Ступенька
Повернуть налево
Выполнить алгоритм Ступенька

Способ разбиения сложной задачи на несколько простых задач называется последовательной детализацией алгоритма.

V. Итог урока.

Анализ, контроль, выставление оценок.

Цели:

Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,

Задачи:

  • учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
  • развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Черепаха» - графический учебный исполнитель. « Черепаха» - графический учебный исполнитель.

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Е Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.

1 = Н Точность. Свойство алгоритма. Точность алгоритма означает, что каждая команда должна пониматься однозначно

Алгоритм: 1.Сесть в лодку двум туристам 2.Переплыть 3.Высадить одного туриста 4.Переплыть 5.Сесть в лодку одному туристу 6.Переплыть 7.Высадить одного туриста 8.Переплыть 9.Сесть в лодку одному туристу 10.Переплыть 11.Высадиться всем туристам

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

Цель урока: формирование у учащихся понятий вспомогательный алгоритм, подпрограмма (процедура) ; умений практического применения этих понятий в среде графического учебного исполнителя. Обучающи е: знать понятия: вспомогательный алгоритм, подпрограмма (процедура) ; уметь строить алгоритмы с использованием процедуры в среде учебного исполнителя Черепашка; Развивающи е: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции; Воспитательные: формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки. Задачи урока:

Основной Алгоритм алгоритм: Переправа: Сесть в лодку двум туристам Выполнить алгоритм Переправа Выполнить алгоритм Переправа Переплыть Высадиться всем туристам. Переплыть Высадить одного туриста Переплыть Сесть в лодку одному туристу

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи. Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов (должен иметь свое имя). Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.

Основная программа: «Число 1717» нач сделай ЕДИНИЦА сделай СЕМЬ сделай ЕДИНИЦА сделай СЕМЬ кон

Описание вспомогательного алгоритма (процедуры) Определение процедуры в программе называется ее описанием. Формат описания процедуры: процедура нач кон

Процедура ЕДИНИЦА выучи единица { вперёд 100 налево 120 вперёд 30 назад 30 налево 60 вперёд 100 налево 90 перо_подними вперёд 40 налево 90 перо_опусти } Процедура СЕМЬ выучи семь { вперёд 100 налево 90 вперёд 30 налево 90 вперёд 5 назад 5 направо 90 назад 30 налево 90 вперёд 100 налево 90 перо_подними вперёд 40 налево 90 перо_опусти } единица семь единица семь

Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом, или программированием снизу вверх. Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами. Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации, или программированием сверху вниз. . Последовательная детализация, сборочный метод

Домашнее задание: Выучить конспект. параграф 5, № 7 стр.32 (рисунки1,2,6).

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

Цели:

Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,

Задачи:

  • учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
  • развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Тип урока : урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный урок (лекция и практика).

Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint .

Структура урока:

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Групповая форма работы.

III. Теоретическая часть

Постановка проблемной ситуации. Объяснение с помощью презентации.

IV. Закрепление знаний Практическое задание.

V. Итог урока Рефлексия.

VI. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми. Проверка домашнего задания.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Учитель : мы продолжаем работать с учебным исполнителем «Черепаха». И прежде чем мы будем решать новые задачи, давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках. Для этого я вам раздам листы, на которых нарисованы ребусы. Ваша задача в парах разгадать свой ребус и написать определение к получившемуся слову.

Выполнение 2 минуты.

Учитель : Давайте проверим, что получилось. (Учащиеся говорят свои ответы, учитель параллельно демонстрирует на экране ребусы).

Черепаха – графический учебный исполнитель.

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Точность. Свойство алгоритма.

Точность алгоритма означает, что каждая команда должна пониматься однозначно.

Какие свойства алгоритмов вы знаете еще (ответы учащихся)

Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы

Давайте попробуем представить себе, как мы с вами совершим поход к реке. Нам предстоит переплыть реку на лодке. Необходим алгоритм переправы через реку, учитывая, что в лодку помещаются только два человека. Давайте попробуем его составить.

Вот ты (ученик) проговаривай команд, а я буду показывать вам на доске.

Алгоритм:

  1. Сесть в лодку двум туристам
  2. Переплыть
  3. Высадить одного туриста
  4. Переплыть
  5. Сесть в лодку одному туристу
  6. Переплыть
  7. Высадить одного туриста
  8. Переплыть
  9. Сесть в лодку одному туристу
  10. Переплыть
  11. Высадиться всем туристам

Какую особенность в этом алгоритме вы можете отметить?

(Учащиеся отмечают повторение команд 2-9 .)

Давайте подумаем, какой недостаток этого алгоритма.

(Потрачено много времени на написание повторяющихся команд )

Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока:

(Учащиеся записывают в тетради число и тему урока )

«Вспомогательные алгоритмы». Итак, кто сможет сказать, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке (ответы учащихся)

Сегодня мы узнаем, какие алгоритмы называются вспомогательными и как оформляются такие алгоритмические структуры.

III. Объяснение нового материала.

Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Переправа. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:

Алгоритм, который мы получили будет называться основным , а алгоритм Переправа будет являться вспомогательным.

Учащиеся записывают в тетради

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой

Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов (должен иметь свое имя).

Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.

IV. Закрепление

Составим алгоритм написания числа 1717 для исполнителя «Черепашка». В языке программирования Лого ключевым словом, обозначающим начало подпрограммы, является, выучи.

Учащиеся за компьютерами пишут подпрограммы для число один и семь, и сверяют написанное с программой на экране.

Здесь главная программа - это команда сброс и все что идет после закрывающей фигурной скобки. От команды выучи и до закрывающей скобки включительно - это подпрограмма.

Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом , или программированием снизу вверх .

Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации , или программированием сверху вниз .

Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Упражнения для рук и плечевого пояса:

1. Поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6 – 8 раз. Расслабить плечи.

2. Руки согнуть перед грудью. На счет 1 – 2 – пружинящие рывки назад согнутыми руками, на счет 3 – 4 – то же, но прямыми. Повторить 4 – 6 раз. Расслабить плечи.

Упражнения для туловища и ног:

1. На счет 1-2-шаг влево, руки к плечам, прогнуться. На счет 3 – 4 – то же, но в другую сторону. Повторить 3 - 4 раза.

2. Ноги врозь, руки за голову. На счет 1 – резкий поворот налево, на счет 2 – направо. Повторить 3 - 4 раза.

Гимнастика для глаз:

1. Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10 – 15 секунд).

2. Откройте глаза и посмотрите вдаль перед собой (2 – 3 секунды). Переведите взгляд на кончик НОСА (3 – 5 секунд). Повторите 2 раза.

Практическое задание

Написать с использованием процедур программу вывода на экран число 333

  1. Итог урока

1. Какие вопросы были поставлены перед нами?

2. Получены ли ответы на поставленные вопросы?

Рефлексия

Облако "тегов", которые необходимо дополнить. сегодня я узнал...

  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

Оценивание работы учеников на уроке.

  1. Домашнее задание

Выучить конспект.

параграф 5, № 7 стр.32 (рисунки1,2).


Тип урока: урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок (лекция и практика). Цели урока: Общеобразовательные:

сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

сформировать навыки разработки алгоритмов с ветвлением в ГРИС «Стрелочка»;

Развивающие:

развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

воспитание познавательного интереса школьников

Структура урока:

I .Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II

Письменный опрос 2 варианта работ

III

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Объяснение с помощью презентации «Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя Стрелочка».

IV

V . Итог урока (2 мин.)

VI . Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I .Организационный момент

Тема урока: “ Ветвление и последовательная детализация

Основные темы параграфа:

команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двух шаговой детализацией.
(слайд 2)

II . Актуализация знаний (5 мин.)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 1

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:

2. Циклический алгоритм это:


    нц
    шаг
    кц

    пока впереди не край, повторять
    нц
    шаг
    поворот
    кц

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

4. Тело цикла – это:

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 2

1.В какой из фигур выполняется процедура:

2. Цикл - это:

  1. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

    графический способ описания алгоритма

    это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу:

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

нц

шаг

поворот

кц

    пока впереди не край, повторять

нц

шаг

кц

4. Блок-схема – это:

    последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5. Написать программу зацикливание алгоритма.

III . Теоретическая часть (20 мин.)

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край
то поворот
кв

(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо. слайд 5)

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу.

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон (слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

(слайд 9)

IV . Закрепление знаний (15 мин.)

Проработка алгоритма «Орнамент»

V . Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VI . Домашнее задание (1 мин.)

§31, вопросы. Готовится к контрольной работе (слайд 10)

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.


Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Попова О.А.
Тема Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)
Цели
Образовательные:
Формирование умения передавать содержание рассказа по плану
Формирование УУД:
- Личностные УУД: Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка.
- Регулятивные УУД: Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять.
- Познавательные УУД: Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. - Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.
- Коммуникативные УУД: Пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.
Планируемый результат Предметные:
- Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.

- Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия План текста, тема, главная мысль
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2
Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнение типа урока;
- уточнение тематических рамок. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует
уточняет тематические рамки. Психологический настрой на урок Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Организует формулирование темы урока учащимися
Организует постановку цели урока учащимися - Прочитайте тему нашего урока. Предположите, что нам предстоит сегодня выполнять на уроке.
Проверка домашнего задания
Строить предложения при ответе на вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (18 мин)
Цели: работа над содержанием текста изложения, знакомство с составлением ПЛАНА; Сравнивают слова заголовка по значению и строению, выявляют сходство и различие. Читают и коллективно анализируют тексты с точки зрения темы, главной мысли, построения, использованных языковых средств. Озаглавливают тексты и его части; осмысливают понятие «план», анализируют готовые образцы планов и составляют свои.. Наблюдают за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов. Соотносят тексты и иллюстрации, дополняют (при наличии задания) тексты своими суждениями.
Воспроизводят повествовательные тексты, накапливают опыт построения таких текстов, обсуждают способ действия при составлении плана; учатся пользоваться разными формами глаголов; пишут изложения, целенаправленно перечитывают их, ищут возможности для улучшения, редактируют их. Применяют весь комплекс орфографических умений.
Актуализирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
Организует работу над заданием по инструкции
Введение понятия «анализ слова как части речи»
Актуализация опорных знаний
Задание 392 – Запишите в тетради заголовок.
– Чем глаголы, употребленные в теме, похожи по строению?
– Чем они отличаются?
– Объясните различие в их значении.
– Почему употреблено в заголовке слово «снова»?
– Подберите к нему синоним.
Задание 393 – (Первый раз текст читает учитель.)
– Вы догадались, что сделал зверек?
– Откройте учебники на с.22 и рассмотрите рисунок.
– Что же сделал хомячок?
– Какими словами можно выразить свое отношение к хомяку? (Восхищение, удивление.)
– Можно ли таким предложением закончить рассказ?
– Какой знак в конце предложения поставили?
– Прочитайте возможные варианты предложений для передачи восхищения, удивления.
– Как можно озаглавить рассказ?
Физминутка
Задание 394 – – Из скольких частей состоит текст?
– Как они отделены?
– О чем в них говорится?
– Выделите в тексте слова, которыми можно назвать то главное, о чем рассказывают части.
– Если мы запишем эти слова в столбик под номерами, у нас получится план:
1) Птичье гнездо.
2) Как быть?
3) Находка.
4) Догадался!
- Как вы считаете, чем план может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа?
Задание 395 – работа по содержанию текста - Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.
- Письменно пересказывать текст и создавать небольшие тексты повествовательного характера на основе разных источников; после записи улучшать текст.
- Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи. Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств. (Коммуникативные УУД)
Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)
IV. Контролирующее задание (15 мин)
Цель: написание текста изложения; работа по памяткамТ, Р Строят ответы на вопросы, выполняют указанные в задании действия Организует работу над заданием в парах
Координирует действия учащихся в случае затруднений. Задание 396 – Прочитайте строки задания. Уточним, что такое план.
Действовать по памятке «Текст», «Редактор» Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. Выполняют самооценку работы, вносят исправления.
Сдают тетради на проверку.
Записывают домашнее задание. Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию. – Какие новые действия вы будете выполнять, пользуясь памяткамиТ, Р?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Дома: Задание 398 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).