Василий Татищев и его вклад в науку. Корабль "Василий Татищев". Государственный деятель василий никитич татищев Очевидцем каких событий был татищев

Василий Татищев - это имя, скорей всего, на слуху у образованного человека. Но вот четко сформулировать, с чем оно связано и что собой символизирует, может не каждый. А дело в том, что сегодня разведывательный корабль «Василий Татищев» русского военного флота бороздит океан и нередко попадает в средства массовой информации. Но есть ведь причина, почему славные конструкторы выбрали именно это имя. А вот и неспроста! И человек это был незаурядный, а для ценителей истории - настоящий символ. Да и корабль Балтийского флота «Василий Татищев» имеет не меньше незаурядностей.

Что мы знаем о корабле?

Строительство корабля было произведено не так давно, в 80-е годы ХХ века. И сегодня ему еще нет и тридцати лет, потому что на воду он был спущен в ноябре 1987 года. 27 числа судостроительная верфь в городе Гданьске спустила на воду корабль связи «ССВ - 231». Почти через год на этом судне приказом командующего Дважды Краснознамённого Балтийского флота был поднят флаг СССР. Это и был в недалеком будущем «Василий Татищев». Корабль с распадом страны своего предназначения не поменял, но вот в 1998 году командованием среднего разведывательного корабля был заключен договор с руководством АО "Куйбышевазот" в г. Тольятти о шефских связях. И это было судьбоносным решением. Так как через два года произошло переименование судна в ССВ "Василий Татищев" благодаря настойчивости мэра города Тольятти, основателем которого считается именно эта историческая личность. Имея столь недолгую историю, разведывательный корабль Балтийского флота «Василий Татищев» все же успел побывать в 22 походах по маршруту через Атлантический океан, Балтийское и Северное, а также Средиземное моря. Согласно публичным данным, его «пробег» составляет 340 тысяч А вот срок в пути - в общей сложности всего три года, поскольку водоизмещение судна - 3,4 тонны, без надобности гонять его не станут. Чем еще может удивить «Василий Татищев»? Корабль является одним из восьми судов, сооруженных по проекту 864 «Меридиан» еще в Советском Союзе. Но и поныне является венцом военного кораблестроительства, предназначенным для получения любой информации посредством перехвата радиопереговоров.

«Василий Татищев» - корабль со славной историей

В мире постоянно происходит противостояние различного рода сил и перераспределение сфер влияния. Во все времена шпионы в этой игре предоставляли очень мощную помощь и отыгрывали иногда решающую роль. В наш компьютерный век электронные шпионы пришли на смену людям, а системы радиоэлектронной разведки - на смену внедренным разведчикам. Такие системы различны - от самых крошечных видов аппаратуры до самолетов и судов. Именно такой системой сбора разведданных и является разведывательный корабль Балтийского флота «Василий Татищев». За последнее время наиболее ярко корабль показал себя в поддержке самолетов и других разведывательных групп России в Сирии. Он вышел из Балтийского моря, постоянного своего места пребывания, и по данным некоторых источников средств массовой информации был направлен к берегам Сирии в восточную часть Средиземного моря. Основной задачей экипажа являлось отслеживание ситуации в эфире не только Сирии, но и ближайших стран-соседей. Территориальные воды и свободная зона, судя по всему, также не являлись исключением. Разведывательный корабль «Василий Татищев» не впервые покидает Балтику. Есть свидетельства, что также была под наблюдением этого разведчика. Поэтому вряд ли можно поверить, что столь славный и большой корабль перемещается из Балтийского моря на большие расстояния просто в прогулочных или общих информационных целях. Корабль способен восполнить отсутствие или потерю наземных баз при необходимости очень активного их использования. Всегда будут впечатлять такие сооружения инженерной мысли, как корабль «Василий Татищев». Фото, представленное ниже, абсолютно не отличается эксклюзивностью. Но вот увидев его не в Балтийских широтах, весь мир может только насторожиться.

Вернемся к исторической личности

Яркое начало развития наук еще в царской России, как и в Европе, связано с небольшим количеством имен. Но люди эти воплощали собой настоящий гений, интересовались различными направлениями и оставили после себя громадное количество неоценимого материала, что сегодня такому объему может позавидовать если не целый институт, то кафедра точно. В одном ряду со всем известным именем М.В. Ломоносова стоит и личность Василия Никитича Татищева. Он был по виду деятельности чиновником-администратором при Петре I. По образованию - инженером. А вот по роду увлечений - историком, экономистом, географом, просветителем, поборником книгопечатанья и общего образования населения.

Такое острое понимание, где и в чем будущее страны, уже в начале XVIII века сконцентрировало внимание на важных вопросах, которые, к сожалению, еще не скоро начали решаться. Да и собой Василий Татищев жертвовал немало. Но не могли оценить его современники, не могли не вызвать его действия завести и доносов, не могла власть оценить по достоинству и применить столь продвинутые и опережающие время идеи. Хотя именно с таких личностей начинается прогресс в истории.

Несколько строк из биографии

Татищев Василий Никитич, вклад в историю которого просто бесценен, родился 19 апреля 1686 года. Образование получил в Москве, окончив Артиллерийскую и Инженерную школы. Карьеру при Петре I начал как военный, участвуя в Северной войне в начале XVIII века. Уже в конце войны Татищев начинает составлять географические карты, на всю жизнь увлекшись при этом как историей, так и географией. Продолжив свою карьеру на гражданской службе, Татищев получает направление на Урал как управитель казенными заводами. Потом возглавлял некоторое время Монетную контору. Кроме этого, был еще начальником Калмыцкой и Оренбургской комиссий. В общей сложности государственным служащим Василий Татищев пробыл 42 года, завершив свою карьеру в 1745 году, за пять лет до своей кончины. Будучи смещенным со своего поста астраханского губернатора, Василий Никитич был сослан в Подмосковье, в имение Болдино. Здесь в спокойной обстановке он дописывает свою «Историю Российскую», материалы к которой он собирал всю свою жизнь. Но давайте все по-порядку и более подробно.

Где бы не находился гений и чем бы он ни занимался, его талант и творчество всегда будет находить воплощение в делах и поступках. Так, дважды возглавив уральские заводы, инженер по образованию оба раза пытался реорганизовывать добывающую отрасль и разворачивал масштабные проекты. До Москвы отсюда было далеко, но вопросы решать надо именно с ней. Доставка корреспонденции в то время забирала долгие месяцы, что никак не могло удовлетворить энергичного и серьезно настроенного деятеля. Татищев разработал и даже начал внедрять в жизнь почту нового типа, совершенно чуждого России. А вклад Василия Татищева в открытие школ и организацию образования широких слоев населения просто нельзя не переоценить. Он успевает также заниматься обустройством ярмарок и богаделен. В связи со своим родом деятельности, начальник заводов не мог не влиять на создание горных законов. Также он внедряется в разработку новых ремесел. Как администратор высшего звена, Василий Татищев исполняет не только прямые обязанности, но берет на себя функции воеводы, судьи и даже губернатора. А знаете ли вы, кто был основателем Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми? Вот именно - Василий Никитич Татищев.

Урал во времена Петра I начинает очень активно осваиваться. Вырубка лесов была настолько варварской, безграмотной, жестокой, что за последующие 50 лет такого отношения на Урале просто не осталось бы ни одного дерева. А восстановить такой лес без помощи человека и за столь короткое время просто невозможно. Видно экологические проблемы всегда шли следом за человеком и прогрессом. Возможно, благодарность потомков за все должна быть именно такому неравнодушному и внимательному человеку, как Василий Никитич Татищев, что открыл глаза чиновников и власти на экологические проблемы уже в XVIII веке и разрабатывал проект управления горным хозяйством. В обязанности начальника вложил пункт о необходимости сохранения лесов. Больше того, согласно изданному указу, строго-настрого запрещалась и каралась смертью вырубка леса в окрестностях только что возникшего города - Екатеринбурга. Именно в этом городе есть уникальный памятник, где Петр I, самодержец и гроза русской истории, гордо восстает рука об руку со своим младшим сподвижником - Василием Татищевым.

Увлечения, ставшие наукой

О своих увлечениях историей и географией Василий Татищев не забывал и направлял на их развитие любые возможности, которые предоставляла ему жизнь чиновника и путешествия по стране. Любые исторические письменные источники, а также первые русские карты Урала и Сибири незаурядный историк и картограф коллекционирует. И в силу возможностей делает копии с таких материалов и распространяет в полезном направлении. Карты он рассылает геодезистам для составления новых карт. Параллельно организовывает поиск полезных ископаемых, собирает лично образцы руды, заставляя, кроме всего прочего, описывать и производить чертежи самих месторождений. Натолько широкий поток информации позволил Татищеву собирать обширный и разнообразный научный материал. Организатор такой работы смог увековечить и сохранить бесчисленные сведения по сибирской географии и археологии, но вместе с тем и по истории, этнографии и даже лингвистике. Каждую деловую поездку ученый совмещал с научными изысканиями, иногда даже научными экспедициями. Он изучал язык, быт и обычаи местного населения, природу и окружающую среду, собирая целые коллекции минералов и растений. Он очень внимательно осмотрел Кунгурскую пещеру и интересовался минеральными источниками. С таким объемом работы и с такими организаторскими способностями мало кто может сравниться.

Передовое мышление Татищева

Всем известно, что люди, заботящиеся о будущем, всегда мыслят широко и основательно. Таких личностей всегда заботит больше не проблема а важные и глобальные вопросы. Василий Татищев, что открыл возможность для понимания Сибири, увлеченный историей и наукой, в первую очередь думал как раз о потомках и их будущем. Разве большой премудростью является понимание того, что, развивая науку, производство, строительство, военное дело, нужны специалисты, чтобы это все воплощать и поддерживать? А прививать нужные качества и растить людей, знающих свое дело, нужно с самого детства.

Уже в первые годы своего управления на Урале Татищев открывает школы по обучению геометрии и горному делу. Школы были общедоступными, но требовали уже знания грамоты. этого была возложена обязанность на земских исправников. Чтобы те подготовили в каждой слободе помещение для школы, где церковнослужители могли обучать хотя бы по десять крестьян чтению и письму. Позже в Екатеринбурге была открыта горнозаводская школа, позволявшая сочетать теоретическое обучение с практическим применением знаний на заводе. Это было новшеством даже для Европы. Но такого масштаба просветительного подхода не разделял в полной мере с Татищевым даже Петр I.

Отношения Татищева и Петра I

Василий Никитич был очень эмоциональным и необычным человеком. Он мыслил нестандартно и довольно широко. К оригинальным мыслям своего сподвижника самодержец прислушивался, но иногда суждения ученого выходили за грани позволенного. Уж больно они были свободны, а сам служитель царя не боялся вступать в спор с владыкой.

Зная характер Петра I, вряд ли ему это было по душе. Так Василий Татищев настаивал, например, на том, что приоритетным в образовании должно быть открытие простых школ. Ведь это просто необходимо для подготовки сначала учащихся первой ступени, чтобы потом иметь возможность и человеческие ресурсы осваивать науки уже в академии. Потому что в противном случае просто не будет кого учить, когда по приглашению царя приедут профессора из Германии и Швеции. Тогда наука приедет в Россию заниматься сама собой, а вот обучать будет попросту некого. К сожалению, Петро I к советам Татищева не прислушался, а ситуация в дальнейшем именно так и сложилась. Биография Василия Татищева, кроме всего, прочего пестрит еще и недоброжелателями. Их при дворе можно было найти немало. Они с успехом нашептывали царю о проступках далекого уральского незаурядного чиновника, о чем сам виновник мог вовсе и не подозревать. Широта мысли последнего, идеализм и принципиальность всегда пугали противников. Да и как можно было не бояться таких заоблачных фантазий, да еще и с таким влиянием на государя? Это объясняет постоянные обвинения, преследования и судебные разбирательства. И хотя заканчивалось все это оправданием Татищева, но спокойно жить и трудиться не давало, постоянно отвлекая от дел и отнимая время. Но как бы там ни было, а Петро I все-таки поддерживал и поощрял дела Татищева.

Татищев в Европе

Смерть Петра I застала Василия Татищева в Швеции, где исполнительный чиновник выполнял поручение царя. Но после смены власти наш герой остался совершенно без поддержки и без денег, чтобы даже было за что вернуться на родину. Но Василий Татищев особо из-за этого не огорчился. Он обзнакомился с научной элитой Швеции, вычитал и откорректировал все статьи о России в словаре Гибнера «Лексикон…». Научная работа не замирала у него ни на минуту. написал на латинском языке и опубликовал в Швеции статью об обнаруженных в Кунгурской пещере костях мамонта. Он тесно общался с академиками, особенно интересовался шведской экономикой. Его интерес был практичным, чтобы в дальнейшем можно было использовать эти знания в России. Именно благодаря Татищеву шведская поэтесса Софья Бреннер написала поэму о Петре I по составленному Татищевым краткому описанию великих дел царя.

Завершение карьеры и последние годы жизни

Вернувшись домой, Василий Татищев уже не смог обрести былого положения и влияния. Императрица переводит его все время с места на место, с каждым разом отдаляя от столицы. Но на каждом новом месте Татищев успешно осваивался и даже начинал воплощать реформы подвластной ему сферы. Так, например, в Московской монетной конторе он предложил реформу тогдашней российской монетной системы. Позже его бросали на урегулирования конфликтов с казахскими племенами, калмыками и даже направляли на башкирский мятеж. А доносы все продолжают лететь в столицу, и по настоянию Сената в 1745 году императрица издает указ об освобождении Татищева от занимаемой должности, а также налагает на него запрет приезжать в Петербург и покидать свои деревни. Так Татищев, уже ослабленный болезнями, попадает под домашний арест и поселяется в своем подмосковном имении. Но настоящий гений никогда не успокаивается и не отчаивается. Болдино становится похожим на филиал Академии наук. До последнего оставался активным и неисправимым Татищев Василий Никитич. Основные труды и достижения этого периода были определены в издании «Истории Российской», его собственного написания, а также в подготовке к изданию с комментариями Татищева книги «Судебник Ивана Грозного».

Кроме этого, в академию были поданы заметки ученого о затмении Солнца и Луны, предложение к изданию азбуки с фигурами и прописями, а также замечания для исправления русского алфавита. Продолжает ученый размышлять и о веротерпимости, что нередко злило высшие круги власти. Также мыслитель анализирует и вносит свои предложения для усовершенствования законодательства России, руководствуясь главным образом убеждением в том, что людям больше всего свойственно заботиться лишь о себе, не вспоминая о других. А о целом благе и вовсе не пристало беспокоиться простым людям. Также и к реформации экономики были сделаны предложения и проекты.

Несмотря на превратности судьбы, Василий Татищев никогда не расставался с оптимизмом и активной деятельностью. Не получая взамен ничего, он отдает вдвое больше, чем это даже требовалось. Никогда не уставая и не жалуясь ни на что. Но ведь карьера так и не удалась, семейной жизни как таковой и не было, друзей очень мало, а врагов - пруд пруди. Как и любой другой гений, Татищев перегнал свое время. Но он не покорно ждал, а выступал зачинщиком и страстным служителем всего, что совершенно не было воспринято современниками, но в результате стало реальностью. Хоть сам Татищев плодов своих трудов и не увидел, но без него эти свершения пришли бы в Россию еще с большим опозданием. Побольше бы сейчас таких людей и поменьше бы им палок в колеса.

Родился 19 апреля 1686 г., умер 15 июля 1750 г., сын стольника Никиты Алексеевича, принадлежал к древнему русскому аристократическому, но "захудалому" роду, происходившему от князей Смоленских. Татищевы были в родстве с Салтыковыми, и… … Большая биографическая энциклопедия

Татищев, Василий Никитич - Василий Никитич Татищев. ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686 1750), российский историк, государственный деятель. В 1720 22 и 1734 37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741 45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русский государственный деятель, историк. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700 21,… … Большая советская энциклопедия

Татищев (Василий Никитич) известный русский историк, родился 16 апреля 1686 года в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском уезде; учился в московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Брюса, участвовал во взятии… … Биографический словарь

- (1686 1750) российский историк, государственный деятель. В 1720 22 и 1734 37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741 45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, История Российская с самых древнейших времен (кн. 1 5,… … Большой Энциклопедический словарь

- (1686 1750), историк, государственный деятель. В 1720 22 и 1734 37 управлял казёнными заводами на Урале. В 1741 45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, «История Российская с самых древнейших времён» (кн. 1 5,… … Энциклопедический словарь

- (29.4.1686, Псковский у. 27.7.1750, с. Болдино под Москвой), гос. деятель, ученый энциклопедист, первый рус. историк. Орг. горн. дела на У., один из осн лей Екат. На У. в 1720 1723 и 1734 1739. Из моск. мелкопоместных дворян. Учился в Моск.… … Екатеринбург (энциклопедия)

ТАТИЩЕВ Василий Никитич - (19.(29).04.1686, ок. Пскова 15(26).07.1750, с. Болдино, ныне в Солнечногорском р не Московской обл.) историк, государственный и общественный деятель. Сподвижник Петра I, организатор горного дела на Урале, в 1741–1745 гг. астраханский… … Русская Философия. Энциклопедия

- (1686, Псков? — 1750, Болдино, ныне), историк, географ, экономист, государственный деятель. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700—21, выполнял различные военные и дипломатические поручения … Москва (энциклопедия)

Известный русский историк, род. 16 апреля 1686 г. в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском у.; учился в Московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Брюса, участвовал во взятии Нарвы (1705), в Полтавской битве и в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • История Российская с самых древнейших времен. Комплект в 7-ми томах , Татищев Василий Никитич. В настоящее издание вошла "История Российская" известного русского ученого и мыслителя Василия Никитича Татищева (1686-1750). Татищев по праву считается основателем русской исторической…
  • Василий Никитич Татищев. Жизнь его с 1722 до 1734 гг. , Н. Чупин. Издание конца XIX - начала ХХ века. Без титульное издание. Сохранность хорошая. Временные пятна, потеки. Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - известный российский историк, географ,…

Василий Никитич Татищев родился 19 (29 по нов. стилю) апреля 1686 года в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева, в Псковском уезде.

Окончил Московскую артиллерийско-инженерную школу под руководством президента Берг- и мануфактур-коллегии Брюса, где проявил склонность к математике, географии, горному делу.

С 18 лет, с 1704 по 1717 гг., принимал участие в Северной войне со шведами, участвовал во взятии Нарвы (1705 г.) и в Полтавской битве, выполнял различные военно-дипломатические поручения Петра I. Бывая за границей, Татищев закупал большое количество книг по всем областям знаний и привозил их в Россию.

9 марта 1720 г. Петр I дает капитану-поручику артиллерии В.Н. Татищеву указ за подписью членов Берг-коллегии, в котором ему было велено ехать в Сибирь для строительства новых заводов и поиска полезных ископаемых. Осмотрев берега Камы, Татищев нашел место около деревни Егошихи удобным для строительства медеплавильного завода. Хотя Татищев пробыл здесь всего несколько месяцев, его по праву можно назвать родоначальником Егошихинского завода и поселка – предшественника города Перми. Здесь он сделал некоторые распоряжения относительно построек, сам снял план местности и составил проект укреплений при Егошихинском заводе, ездил осматривать рудники. Большое значение Егошихинскому заводу придавало то, что здесь находилось Пермское горное начальство (Берг-амт), заведовавшее казенными Пермскими заводами и многими окрестными частными заводами.

В то время один из старейших заводов на Урале – Невьянский – находился в руках Демидова. Он переманивал к себе лучших мастеров и рабочих с казенных заводов, не платил никаких налогов, самовольно рубил лес. Это не могло понравиться Татищеву, который считал, что у казенных заводов должны быть преимущества перед частными. Должность управляющего Уральскими казенными заводами давала Татищеву право вмешиваться в дела частных заводов, чем он нередко пользовался. Это, в свою очередь вызвало недовольство Демидова, который подал на Татищева жалобу Петру I. Император поручил Вильгельму де Геннину произвести следствие. Несмотря на то, что де Геннин рассудил дело в пользу Татищева, в 1722 г. Василия Никитича отзывают в Москву, вместо него управляющим Уральскими казенными заводами был назначен генерал-майор от артиллерии Вильгельм де Геннин, одобривший почти все проекты Татищева по постройке новых заводов.

В 1724 г. В.Н. Татищев, произведенный в чин полковника от артиллерии, командируется в Швецию для изучения горного дела и приглашения ученых в задуманную Петром I Академию наук. При Екатерине I и в последующее царствование Татищев занимает скромное место члена монетной конторы и выдвигается на политическом поприще при воцарении Анны Иоанновны.

С 1734 по 1737 гг. жизнь Татищева вновь связана с Уралом, он назначается начальником Уральских горных заводов. За время, проведенное Татищевым на Урале в этой должности, им было построено 40 новых заводов (в том числе Висимский медеплавильный, Екатеринбургский, Верх-Исетский, Кушвинский, Мотовилихинский медеплавильный и др.) и намечены места для строительства еще 36 заводов, построенных позднее. Открытые Татищевым при заводах словесные и арифметические школы были основными поставщиками кадров для горнозаводской промышленности Западного Урала. В этих школах обучали горному и заводскому делу, механике, латинскому и немецкому языкам. Лучших учеников Татищев отправлял для обучения в Академию наук.

Огромной заслугой Татищева была проделанная им работа по поиску месторождений полезных ископаемых. В Екатеринбурге он создал единый центр управления горнозаводской промышленностью на территории Прикамья, Урала, Сибири до горного Алтая. В.Н. Татищев первым на Урале составил инструкцию по охране лесов и требовал ее неукоснительного исполнения. Он первым в начале XVIII века объяснил карстовые явления, указал на происхождение каменного угля из древесных пород, пояснил на примере Кунгурской ледяной пещеры деятельность подземных вод. К сожалению, его научные труды по горнозаводскому делу, метеорологии, геологии не сохранились. Татищев собрал большую коллекцию минералов, окаменелостей, растений, скелетов животных и рыб, положив начало созданию музеев при Академии наук.

Несмотря на желание Татищева жить в мире с частными владельцами заводов, в Петербург вновь пошли жалобы на него от главных заводчиков – Строгановых и Демидова. Строгановы жаловались, что Татищев заставляет прокладывать дорогу, в которой нет никакой надобности, потому что «летом ездят водою, а зимой – по льду». Демидов жаловался, что Татищев берет у него даром материал для казенных построек, берет на казенные заводы его мастеров и рабочих. Сам Татищев считал, что причиной его отставки с должности начальника Уральских горных заводов, было желание Бирона завладеть доходом, которые казна получала от Горных заводов. Бирон уничтожил Берг-коллегию и предоставил барону Шембергу полную власть над всеми горными делами. Вследствие этого положение Татищева стало еще более шатким, учитывая его натянутые отношения с Никитой Демидовым и Строгановыми.

В 1737 г. Татищев в чине тайного советника переведен в Оренбургскую экспедицию для устройства Башкирского края. В 1740 г. он по указу Бирона был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к лишению чинов. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т.п. В этот тяжелый для него период Татищев пишет свое «Предсмертное увещание сыну». Но приговор не привели в исполнение, так как был арестован Бирон. Падение Бирона вновь выдвинуло Татищева – он назначается в Царицын, управлять Астраханской губернией.

С 1741 по 1745 гг. В.Н. Татищев был Астраханским губернатором. Вот как отзывались о нем современники, знавшие Василия Никитича в этот период его жизни: «Он говорил по-немецки, имел большую библиотеку отличнейших книг, и был в философии, математике, а особенно в истории весьма сведущ. Российскую историю он писал в очень большой книге, которая по его кончине досталась Ивану Черкасову, который передал ее Ломоносову. Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей. Он был очень худ и нездоров, но в делах был весьма основателен и решителен, умел каждому дать полезный совет и помощь, а особенно купечеству, которое он в том крае восстановил».

На протяжении всей своей жизни, в какой бы должности он ни работал, Татищев не переставал собирать материалы по русской истории. Он постоянно заботился о развитии школ, распространении научных знаний в России, очищении родного языка. Татищев не любил обилия иностранных слов, вошедших в русский язык; он никак не хотел называть новый горный город Екатеринбургом, и всегда подписывал на своих письмах и донесениях «из Екатерининска».

Граф Брюс, под руководством которого служил Татищев, занимался составлением русской географии; сначала Василий Никитич только помогал Брюсу в этом деле, а потом (в 1719 г.) Петр I поручил ему сочинить «обстоятельную географию с ландкартами». Начав разбираться в этом вопросе, Татищев понял, что «без полной и верной истории нельзя успеть в составлении полной и верной географии – и вот он начинает заниматься русской историей, собирает летописи, делает выписки из немецких и польских исторических книг, потому что сам знает эти два языка; из книг же, написанных на языках ему неизвестных, заставляет переводить все относящееся к России». Татищев говорил, что причиной, побудившей его написать столь объемный труд, было «… желание воздать должное благодарение вечной славы и памяти достойному государю, его императорскому величеству Петру Великому за его высокую ко мне показанную милость, яко же ко славе и чести моего любезного отечества».

Он создал «Историю Российскую» – обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 г. с подробными комментариями, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Кроме того, Татищев составил первый русский энциклопедический словарь, занимался составлением географических карт. Некоторые его сочинения – «Лексикон сарматских, эстляндских и финских слов», «Жизнеописания царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича», «Перевод Кирхеровой хронологии татар и калмыков» не сохранились.

В.Н. Татищев был, безусловно, весьма разносторонней и яркой личностью. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин – юрист, историк, профессор Петербургского университета, организатор высших Бестужевских курсов 1878-1882 гг. высоко оценивал В.Н. Татищева как историка: «Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом; название это в значительной степени может быть применено и к первоначальнику русской исторической науки – Татищеву».

Профессор Казанского университета Д.А. Корсаков характеризует Татищева следующим образом: «Практичность во всем, и в делах и в воззрениях, полное отсутствие идеализма, мечтательности и глубокое понимание сущности вещей, находчивость, умение всегда ко всему приноровиться, необыкновенно здравое и меткое суждение обо всем и тонкая здравая логика – вот отличительные черты интеллектуального и нравственного образа Татищева… Будучи одушевляем высокими стремлениями общественного служения и умственного подвига на благо ближнему Татищев на практике, в жизни заявил себя самодурством и лихоимством. Достоинства Татищева составляют отличительные черты русского человека вообще; недостатки являются характеристическими чертами времени, в которое жил и действовал Татищев».

Источники:
Предсмертное увещание В.Н. Татищева сыну. СПб., 1886. / ФПИ № 257
Литература:
В.Н. Берх. Жизнеописание тайного советника Василия Никитича Татищева. / Горный журнал. – СПб. – 1828. – № 1.
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 19-20. М., 1963. / ФПИ № 12601
Татищев Василий Никитич, государственный деятель, историк. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 3679.
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А. Ефрона, Спб, 1901 / ФПИ № 692

Особое место в становлении дворянской историографии сыграли труды Василия Никитича Татищева (отца русской истории) . Он происходил из старинного дворянского рода Псковской губернии (Островский уезд). С юных лет он был в ближайшем окружении Петра, потом окончил Михайловское артиллерийское училище, потом завершил обучение в Германии, а затем снова на ходился на государственной службе в окружении Петра. В 1706 г. ему было поручено написать географию России . Татищев взялся, но понял, что географию невозможно написать без знания истории. Эту работу он закончить не успел, так как был послан инженером на Урал , где проявил себя администратором и отличным хозяйственником – разработал горный устав . Его поставили во главе экспедиции по устройству Оренбургского края, он считается основателем Оренбурга .

Вскоре он оказался в опале (период бироновщины) – отстранён от дел, выслан в подмосковное имение, где активно работал. Его назначили генерал-губернатором Астрахани (показал себя способным чиновником – наладил торговые обороты с Персией). В 1741 – снова в опале. Больше на государственную службу не вернулся. Занимался написанием исторических трудов. В 1745 г. он умер. После его смерти в его имении под Москвой случился пожар, уничтоживший большее количество рукописей.

Вклад Василия Никитича Татищева в историческую науку

Его взгляды: рационалист . Главный двигатель прогресса – просвещённый разум : «все деяния – от ума или от глупости». Он был прагматиком и практицистом (убеждал читателя в пользе знания истории). По политическим взглядам он был сторонником сильной монархической власти . Выделял несколько типов государств: демократическое, аристократическое, монархическое. Считал, что пригодна для России только монархия , тк как только она способна сохранить её величие. Главный его труд – История Российская с древнейших времён (всего 5 томов, изложение доведено до XVI века ) – труд был отправлен в академию наук (поэтому и сохранилась). Многие называли этот труд «татищевским летописным сводом» (в изложении материала он пошёл вслед за летописями). Авторские рассуждения в самом тексте не прослеживаются (есть только в примечаниях). Основное место у него занимает политическая история . Заслуга Татищева в том, что он уделял внимание и малым народам России (редко, кто это делал) – сарматам и пр. Большое место он уделял вспомогательным историческим дисциплинам – этнографии, хронологии . Его по праву считают основоположником ВИДов .

Кроме этого труда он написал ещё ряд произведений:

1) «Лексикон исторический, географический и политический» (опыт словаря, направлен в АН, где не печатался более 40 лет)

2) «Деяния Петра Великого»

АН (1725 г.) тоже внесла вклад в развитие науки, но там работали в основном иностранные учёные (немцы). Многие первоначально даже русского не знали – писали свои произведения на основе сведений иностранных источников, нерусских авторов. Их труды были с грубыми искажениями в политическом смысле.

Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - крупный русский государственный и военный деятель, ученый, первый русский историк.

Он родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье - далекие предки Татищева были "природными Рюриковичами". В 1693 году, в возрасте семи лет вместе со своим десятилетним братом Иваном он был взят стольником ко двору царицы Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана V Алексеевича, соправителя Петра I. В 1704 году Василий Никитич начал военную службу в драгунском полку, неоднократно участвовал в различных сражениях Северной войны, в том числе в Нарвской баталии, Полтавском сражении, Прутском походе. В 1712 году Татищев получил чин капитана и вскоре был отправлен за границу, как писали тогда "для присмотрения тамошняго военного обхождения". По возвращении, в 1716 году, его перевели в артиллерию, где он занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720 - 1722 гг. Татищев руководил государственными металлургическими заводами на Урале, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724 - 1726 гг. Василий Никитич изучал экономику и финансовое дело в Швеции, одновременно исполняя деликатное дипломатическое поручение Петра I, связанное с династическими вопросами. Вернувшись в Россию, 1727 - 1733 гг. Татищев возглавлял Московскую Монетную контору. В эти же годы он принимал активное участие в политической жизни страны, участвовал в событиях 1730 года, когда состоялась неудачная попытка ограничить российское самодержавие (Татищев был автором одного из конституционных проектов). В 1734 - 1737 гг. Татищев вновь руководил уральскими горными заводами, и в этот период горная промышленность России переживает пору своего подъема. Но усевшийся у императорского трона временщик Карл Бирон добился удаления Татищева с Урала, потому что Василий Никитич всячески препятствовал разграблению казенных заводов. В 1737 - 1741 гг. Татищев находился во главе Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций. В 1741 - 1745 гг. - губернатор Астрахани. Все эти годы Татищев постепенно рос в чинах, и с 1737 года он - тайный советник (по военной шкале - генерал-поручик). Но в 1745 году по надуманному обвинению во взяточничестве его отстранили от должности и сослали в имение Болдино Московской губернии (ныне - в Солнечногорском районе Московской области), где Татищев и прожил последние годы жизни.

В.Н. Татищев - выдающийся русский ученый и мыслитель, проявивший свои таланты во многих областях. Он - основатель русской исторической науки. В течение тридцати лет (с 1719 по 1750 гг.) он работал над созданием первого фундаментального научного многотомного труда "История Российская". Татищев открыл для науки важнейшие документы - "Русскую Правду", "Судебник 1550 года", "Книгу Большого Чертежа" и др., нашел редчайшие летописи, сведения которых сохранились только в его "Истории", т.к. его архив сгорел во время пожара. Татищев - один из первых русских географов, создавший географическое описание Сибири, первым давший естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Василий Никитич - автор первого в России энциклопедического словаря "Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской". Кроме того, Татищев написал работы по экономике, политике, праву, геральдике, палеонтологии, горному делу, педагогике и др. Все работы Татищева, в том числе и "История Российская", были изданы уже после смерти автора.

Главное философское сочинение В.Н. Татищева - "Разговор дву приятелей о пользе наук и училищах". Это своего рода энциклопедия, в которой собраны все знания автора о мире: философские, исторические, политические, экономические, богословские и т.д. По форме "Разговор…" представляет собой диалог, в котором Татищев, как автор, отвечает на вопросы своего приятеля (всего - 121 вопрос и столько же ответов). Написанный в середине 30-х гг. XVIII в., "Разговор…" был впервые опубликован более чем через 140 лет - в 1887 году.

Как философ, Татищев попытался использовать самые современные тогда достижения западноевропейской науки, преломив их в соответствии с отечественным историческим опытом (наибольшее влияние на Татищева оказали учения голландского мыслителя Г. Гроция, немецких философов и юристов С. Пуфендорфа и Х. Вольфа). Именно потому он и оказался человеком, стоявшим у истоков зарождения многих новых тенденций в русской философской и общественно-политической жизни.

Впервые в истории российской общественной мысли Татищев рассматривал все проблемы с позиций философского деизма. Так, у Татищева прослеживается довольно сложное, противоречивое понимание сущности Бога, что проявилось в его определение понятия "естество" (натура), которое дается в работе "Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской". В этом определении Татищев выделяет три момента: под "естеством" разумеется: а) "иногда Бог и начало всех вещей в мире", б) "тварь в ее бытии", в) "состояние природное вещей в их внутреннем качестве, силе и действе, в котором духи и тела заключаются. И в сих двух сие слово ничто значит, как природу, по Премудрости Божией определенную, но некоторые, не зная свойства сего, часто приключения естеством, натурою и природою имянуют".

Прежде всего, необходимо обратить внимание на внутреннюю противоречивость этого определения. С одной стороны, Бог есть "начало всех вещей в мире", а с другой - Бог тоже входит в понятие "естество", наряду с "тварью" (животными). С одной стороны, природа определена Божией Премудростью, а с другой вещи, тела и даже "духи" находятся в неком всем им общем природном состоянии.

В этой-то противоречивости понимания существа взаимоотношений Бога с миром и заключается нечто новое в российской общественной мысли. Бог Татищева растворяется в природе, соединяется с "естеством". Поэтому татищевское определение "естества" - это деистическая попытка найти определение некой субстанции, даже "материи", как некого единого состояния всего живого, всех вещей и даже душ человеческих. Иначе говоря, Татищев стремится подняться до взгляда на природу, на окружающий мир, как на "единое целое". Впрочем, в других своих сочинениях, например, в завещании ("Духовной"), Василий Никитич демонстрирует более традиционное понимание идеи Господа.

В области вопросов познания, Татищев также стоит на деистических позициях - он разделяет богословское и научное познание. В свойственной для деистов манере, Татищев отказывается обсуждать богословские проблемы, ибо - это не предмет светской науки. Зато русский мыслитель настойчиво доказывает возможность познаваемости окружающего мира, человека, "естества" вообще с помощью науки.

Подобные убеждения приводили Татищева к новому осмыслению и сущности человека. Следуя гуманистической и рационалистической традиции, он считает, что человек - важнейший объект познания, а познание человека ведет к познанию мироздания вообще. Татищев писал о равноправном положении души и тела, о том, что в человеке "всё движение" происходит "согласное от души и тела". Именно поэтому Василий Никитич столько внимания в своих работах уделяет доказательству необходимости чувственного познания - только через познание тела человек может познать свою душу. Об этом же свидетельствует и известная татищевская классификация наук, когда науки разделяются на "духовные" - "богословие", и "телесные" - "филозофия". При этом сам Татищев призывает изучать, прежде всего "телесные науки", ибо с помощью "телесных" наук человек может познать "естественный закон".

Традиционно для науки XVII - XVIII вв. Татищев облекал свое деистическое мировоззрение в форму "естественного закона" или, иначе, в форму теории "естественного права". Что же это за "естественный закон"? В.Н. Татищев считал, что мир развивается по определенным законам - по Божественному, который изначально заложен Господом, и по "естественному", который вырабатывается в мире (природе и обществе) сам по себе. При этом Татищев не отрицал Божественный закон в пользу "естественного", но пытался, опять же деистически, совместить эти два закона.

В "Разговоре дву приятелей о пользе наук и училищах" он писал: основание "естественного закона" - "люби самаго себя с разумом", и оно вполне согласуется с основанием закона "письменного" (Библии) - "любить Бога и любить ближнего своего", и оба эти закона суть "Божественные".

Самым важным в этом рассуждении является то, что на первое место выходит разумная любовь к себе или, иначе, принцип "разумного эгоизма", в этом и заключается суть "естественного закона". В этом случае целью существования человека становится достижение "истинного благополучия, то есть спокойствия души и совести". Любовь к ближнему, даже любовь к Богу - только для собственного благополучия. Татищев писал: "И тако можно уразуметь, что в основании божественных, как естественнаго, так и письменнаго законов разности нет, следственно все состояние их едино и любовь к Богу, яко же и к ближнему должны мы изъявлять для собственного нашего настоящего и будущаго благополучия".

По сути дела Татищев впервые в истории общественной мысли в России объявил принцип "разумного эгоизма" универсальным критерием всей совокупности человеческих отношений.

И в тоже время, Татищев, в характерной для теоретиков естественного права манере, утверждает, что чувства и воля отдельного человека обязательно должны сдерживаться разумом. И хотя человек обязан во всем исходить из пользы для себя, однако делать это следует разумно, то есть соотносить свои желания с желаниями других людей и общества в целом. Важнейшей обязанностью человека Василий Никитич считал служению своему Отечеству. Известную идею "общей пользы", которая главенствовала в теоретических трактатах западноевропейских ученых, он трансформировал в идею "пользы Отечества".

В татищевском понимании "естественного закона" есть и еще одна примечательная для отечественной историко-философской традиции особенность. Дело в том, что в толковании "естественного закона" он подчеркивает необходимость любви - любить нужно себя самого, Бога, ближнего своего. В западноевропейских учениях того времени человеческие отношения рассматривались, в первую очередь, с позиции "разума" и сам "естественный закон" осмысливался исключительно через призму прав и обязанностей человека. Для Татищева же идея любви и идея "естественного закона" неразделимы. Видимо, он не мог воспринимать теорию естественного права как просто юридическую, отвлеченную от нравственных категорий. Для него было важно придать этой теории человеческое, нравственное звучание, что было вообще характерно для русской общественной мысли.

Важнейшей проблемой, которую поставили теоретики естественного права, была проблема условий существования человека в обществе. Ведь именно теория естественного права стала основой будущих идей правового общества, в котором должен править Закон. Уже в 30-е годы XVIII столетия В.Н. Татищев пришел к выводу: "Воля по естеству человеку толико нуждна и полезна, что ни едино благополучие ей сравняться не может и ничто ея достоино, ибо кто воли лишаем, тот купно всех благополучий лишается или приобрести и сохранить не благонадежен". Мысль Татищева необычна для России XVIII столетия, на протяжение которого рабское состояние крестьян как раз усиливается. Но Татищев не простой пропагандист свободы, воли. Задача, поставленная им перед собой, гораздо сложнее - найти разумное сочетание различных интересов, найти рациональный порядок в хаосе взаимодействия различных устремлений и желаний, чтобы обеспечить достижение "пользы Отечества". Поэтому он пишет, что "без разума употребляемое своевольство вредительно есть". А значит "воле человека положена узда неволи для его же пользы, да чрез то протчия благополучия в уравнении возможным иметь и в лучшем благополучии пребывать возможет". Следовательно, Татищев впервые в истории отечественной философской мысли говорит о том, что для обеспечения нормального общежития необходимо заключение "общественного договора" между разными категориями населения.

Приводя разные примеры "узды неволи", Татищев называет и крепостное право, как договор между холопом и господином. Однако уже в конце жизни он выражал серьезные сомнения в экономической эффективности и целесообразности крепостничества. Более того, он считал, что введение крепостного права в начале XVII века принесло большой вред России (вызвало Смуту) и призывал серьезно продумать вопрос о "восстановлении" бывшей когда-то на Руси вольности крестьян. И недаром именно ему принадлежат слова: "...Рабство и неволя противу закона христианского".

При анализе различных форм государственного устройства, Татищев впервые в истории отечественной мысли использует историко-географический подход. Этот подход выражался в том, что он размышлял над целесообразностью каждой из форм государственной организации общества, основываясь на конкретно-исторических и географических условиях жизни народа той или иной страны. Следуя традиции, идущей еще от Аристотеля, он выделял три основные формы политического правления - демократию, аристократию и монархию, - и признавал возможность существования любой из них, включая смешанные формы, например, конституционную монархию. По мнению Татищева, форма государства определяется конкретно-историческими и географическими условиями жизни народа данной страны. В одной из своих записок он писал: "Из сих разных правительств каждая область избирает, разсмотря, положение места, пространство владения и состояние людей, а не каждое всюду годно или каждой власти полезно". То же рассуждение встречаем в "Истории Российской": "Нуждно взирать на состояния и обстоятельства каждого сообсчества, яко на положение земель, пространство области и состояние народа". Таким образом, географические условия, размер территории, уровень просвещения народа - вот главные факторы, определяющие форму государства в той или иной стране. Интересно, что в данном случае видны черты схожести политических взглядов В.Н. Татищева и французского мыслителя Ш. Монтескье. Причем татищевская концепция формировалась совершенно самостоятельно, ведь, во-первых, Татищев не читал главного труда Монтескье "О духе законов", а во-вторых, написал свои политические произведения намного раньше Монтескье.

Свои теоретические рассуждения Татищев применял и в конкретной политической практике. Так он считал, что Россия - это великое государство и географически, и политически. В подобных великих государствах, по убеждению Татищева, не может быть ни демократии, ни аристократии, в доказательство чего он приводит многочисленные примеры вреда того и другого для России - Смуту, "Семибоярщину" и др. Поэтому "всяк благоразсудный видеть может, колико самовластное правительство у нас всех полезнее, а протчие опасны". Из-за обширности территорий, сложности географии и, главное, непросвещенности народа, В.Н. Татищев и считал, что для России наиболее приемлемым государственным строем является монархия.

Но дело в том, что Василий Никитич мыслил монархию в России не абсолютной и бесконтрольно самовластной, а, во-первых, просвещенной, и, во-вторых, ограниченной законом. Об этом ярко свидетельствует его проект ограниченной (конституционной) монархии, который был написан им в 1730 году. Конечно, проект не мог быть воплощен в жизнь, но он точно показывает, в каком направлении развивалась просветительская мысль в России.

Рационализм и деизм стали основой просветительских убеждений В.Н. Татищева. Именно он впервые в истории русской философии сформулировал идею "просвещения умов" ("всемирного умопросвясчения"), как главного двигателя исторического прогресса. Эта идея выражена в широко известной периодизации истории, основанной на этапах развития "всемирного умопросвясчения". Татищев определил три основных этапа в истории человечества. Первый этап - это "обретение письма", благодаря чему появились книги, были записаны законы, которые "людей на благое наставлять, от зла удерживать стали". Второй этап - "пришествие и учение Христово". Христос показал людям путь к моральному и духовному очищению от "злонравия" и "злочестия". Третий этап характеризуется появлением книгопечатания, что привело к широкому распространению книг, возможности основания большого числа учебных заведений, что, в свою очередь, дало толчок новому развитию наук. Ну а развитие науки двигает и саму историю.

Итак, как философ, Василий Никитич Татищев открыл новую страницу в истории русской философии - он стал первым русским просветителем. Как было показано, у Татищева просветительское решение вопросов о Боге (Татищев сторонник деизма), о цели "естественного закона" ("люби себя самаго с разумом"). По-просветительски он подходил к анализу социальных проблем (в частности, проблемы крепостного права), политического устройства общества и т.д.

И недаром, век спустя А.С. Пушкин написал о нем: "Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей".


© Все права защищены