Подхода в учреждениях дополнительного образования. Система дополнительного образования. Принцип доступности обучения

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, представлены варианты планирования учебного занятия, перечень необходимых документов. Раскрыта сущность базовых понятий содержания дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. Н. КАЙБУЛАЕВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по

ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Евпатория, 2015

Л. Н. КАЙБУЛАЕВА

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Евпатория: 2015. - 28 с.

Настоящий методический материал разработан на основе государственных образовательных стандартов педагогического образования с учетом региональных особенностей Крымского округа.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, представлены варианты планирования учебного занятия, перечень необходимых документов. Раскрыта сущность базовых понятий содержания дополнительного образования.

© Кайбулаева Л. Н.

ВВЕДЕНИЕ

Учреждения дополнительного образования детей (УДОД) относятся к категории воспитательных организаций, то есть специально создаваемым обществом и государством организациям, основной функцией которых является целенаправленное и планомерное создание условий для развития детей.

Будучи институтом социального воспитания, УДОД с одной стороны предназначены для обеспечения равных возможностей для воспитания всех членов общества, а с другой стороны - для реализации каждым своих потенциальных возможностей.

Для реализации поставленных целей учреждению дополнительного образования необходимо всесторонне рассмотреть условия и факторы создания эффективной и качественной системы обучения детей. Организация учебно-воспитательного процесса требует тщательной и глубокой подготовки с одной стороны - администрации учреждения, с другой - педагогического коллектива.

Многие педагоги дополнительного образования не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное становление в сфере педагогического труда начинается одновременно с их реализацией в самостоятельной практической деятельности.

Для устранения проблемы нехватки опыта педагогического коллектива в использовании педагогических методов и технологий создано настоящее методическое пособие.

Таким образом, целью настоящего методического пособия является предоставление научной и практической информации по вопросам организации образовательного процесса в кружках и клубах по месту жительства.

В пособии отражены сущность деятельности УДОД, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, представлены варианты планирования учебного занятия, перечень необходимых документов. Раскрыта сущность базовых понятий содержания дополнительного образования.

Методическая разработка может быть использована руководителями кружков, педагогом-организатором, управленческим аппаратом учреждения дополнительного образования детей.

Ι . ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

КАК ЧАСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1. Понятие и сущность дополнительного образования детей

Учреждение дополнительного образования детей - это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

В более широком смысле целью учреждения дополнительного образования детей является создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребенка, воспитание свободной, интеллектуально развитой, духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к успешной самореализации в условиях современного общества.

Задачи УДОД :

Обучения: расширение кругозора и улучшение знаний обучающихся в различных образовательных областях за рамками общеобразовательных программ; приобщение обучающихся к достижениям современной науки, культуры и спорта.

Развития: развитие умений, навыков и творческого потенциала обучающихся в избранных видах деятельности, формирование мотивации к познанию и самообразованию, мотивация осознанного выбора сферы деятельности.

Воспитания: формирование представлений об общечеловеческих, нравственных ценностях, развитие навыков общей культуры, воспитание доброты, любви, уважения, патриотизма, таких качеств характера, как трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, стремление к успешной личностной и социальной самореализации.

Призваны всегда обеспечивать связь между закономерностями учебного процесса и задачами, стоящими в дополнительном образовании.

В дидактике принципы дополнительного образования анализируются как подсказки, указания, сосредотачивающие педагогическое занятие и учебный процесс, как метод достижения педагогических целей с учетом этапов учебного процесса в дополнительном образовании.

Таблица 1

Принципы дополнительного образования

Принцип ДО

Принцип целостности

Способствует организации собственно образовательного процесса и его содержания как непрерывно развивающейся деятельности обучающегося по освоению определенной области культуры.

Принцип комплексности

Способствует проявлению интегративных качеств образовательного процесса и раскрывается в особой организации деятельности на основе интегрирования содержания и форм образовательного процесса, взаимосвязи предметных областей, взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Принцип преемственности

Способствует: обеспечению логики построения образования между разными группами.

Принцип многоуровневой системы

Способствует выстраиванию логики образовательного пространства по этапам (ступеням) с учетом целесообразных функций каждой ступени и с прогнозированием результатов.

Принцип ранней профориентации

Способствует ускорению процесса социокультурной адаптации детей и юношества.

Принцип открытости

С одной стороны, способствует приему вУДОД всех детей, а, с другой, создает основу взаимодействия общего, дополнительного и специального образования, расширяет возможности поступления, выхода и перехода на различные ступени дополнительного образования детей.

Принцип вариативности

Обеспечивает свободу выбора индивидуальной траектории образования на основе разработки различных вариантов образовательных программ, модулей, технологий, дифференцированных по содержанию в зависимости от возраста, исходного уровня развития, индивидуальных особенностей, специальных способностей, интересов и потребностей детей и подростков.

1.3. Режим работы учреждения дополнительного образования

Учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Структура учебного года:

Комплектование групп осуществляется до 02 сентября (во второй и последующие годы работы).

В каникулярные, выходные и праздничные дни УДОД работает по отдельному плану, утвержденному директором.

Продолжительность одного занятия определяется учебными планами и программами с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки для различных категорий и составляет для обучающихся и воспитанников:

в возрасте от 6 до 7 лет – 35 минут;

В возрасте 8-18 лет – 45 минут.

Перерыв между занятиями – 15 минут.

Творческие объединения классифицируются по двум уровням:

Начальный – творческие объединения, деятельность которых направлена на общее развитие обучающихся и воспитанников, выявление их способностей и дарований, привитие интереса к творческой деятельности.

Основной – творческие объединения по интересам обучающихся и воспитанников, предоставляющие знания, практические умения и навыки, удовлетворяющие потребность в профессиональном самоопределении.

В соответствии с уровнем классификации определяется цель и перспектива деятельности кружков, групп и творческих объединений, их численный состав.

Средняя наполняемость составляет, как правило, 10-15 человек обучающихся и воспитанников, но не более 25 человек.

Наполняемость групп устанавливается директором в зависимости от профиля, учебных планов, программ и возможностей организации учебно-воспитательного процесса.

1.4. Сравнительный анализ деятельности учреждения образования и учреждения дополнительного образования

В сфере школьной системы образование выступает как универсальный способ трансляции исторического опыта, общий механизм социального наследования. Здесь главными видами деятельности является обучение и воспитание.

В сфере дополнительного образования образование выступает как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, способного к самообразованию и саморазвитию.

В сфере дополнительного образования образование главным процессом является развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности, а главной деятельностью выступает педагогическая поддержка.

Таблица 2

Анализ главных ориентаций основного и дополнительного образования

Основное образование

(школа)

Дополнительное образование

(кружки, студии, секции)

ориентировано на

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности

Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самостоятельности детей

Усвоение предметных знаний и способов их употребления

Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь средство обучения

Освоение возрастно-нормативного пространства

Построение пространства саморазвития

Социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности

Типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития

Поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития

Общечеловеческий опыт познания

Личностный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

1.5. Перечень основных нормативно-правовых документов

Международные документы

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
  3. Декларация прав ребенка 1959г.

Федеративные документы

  1. №11-ФКЗ

ΙΙ . ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Понятие «педагог дополнительного образования»

Сам термин «педагог дополнительного образования» начал активно употребляться после 1992 года, когда Закон РФ «Об образовании» изменил статус работников внешкольных учреждений. И если раньше они были руководителями кружков и студий, тренерами в спортивных секциях, то вышеназванный закон рассматривает уже сотрудников системы дополнительного образования детей как педагогов.

Это человек, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров.

Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени.

Выделяются следующие составляющие педагогической деятельности:

  1. Комплектация состава воспитанников учебной группы, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения.
  2. Обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической целесообразности.
  3. Обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников.
  4. Составление рабочей документации. Обеспечение ее соблюдения.
  5. Выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
  6. Поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии.
  7. Организация участия воспитанников в массовых мероприятиях.
  8. Оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
  9. При проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  10. Участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации.

2.2. Педагогическое мастерство и профессионализм

Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство включает в себя четыре компонента:

  1. Гуманистическую направленность, то есть интересы, ценности, идеалы.
  2. Профессиональное знание, то есть знание предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии.
  3. Педагогические способности, то есть коммуникативность , динамизм, эмоциональную устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность .
  4. Педагогическую технику - умение управлять собой, умение взаимодействовать.

В структуру профессионального мастерства следует включить такие качества:

  1. Устойчивость мотивации педагогической деятельности;
  2. Поисково-исследовательские способности;
  3. Установки на саморазвитие (самосовершенствование) в педагогической деятельности;
  4. Опыт инновационного проектирования педагогической деятельности;
  5. Наличие индивидуального педагогического стиля.

Высшего уровня мастерства достигают только те педагоги, которые способны грамотно анализировать и организовывать собственную деятельность, свое взаимодействие с коллегами и с детьми.

Важным моментом для совершенствования профессионального мастерства педагога дополнительного образования является коммуникативную компетентность .

Коммуникативной деятельности педагога - это деятельность общения, с помощью которой педагог передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью обучающихся, регулирует взаимоотношения между детьми.

Близким по смыслу к педагогическому мастерству является понятие педагогического профессионализма .

В педагогический профессионализм включаются следующие компоненты:

  1. Общекультурный (уровень общей культуры педагога).
  2. Психолого-педагогический.
  3. Предметно-технологический.

2.3. Педагогическое искусство и творчество

Педагогическое искусство - это совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого - педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

Существенной стороной педагогического искусства является творчество педагога, которое представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию «педагогической» действительности, в центре которой стоит ребенок.

При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется таким показателями как:

  1. Систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных педагогических знаний.
  2. Создание оригинальных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции в конкретный момент деятельности.

Профессиональное творчество - нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

В учреждениях дополнительного образования детей профессиональное творчество, в отличие от школьной системы образования, стимулируется правом педагога свободного выбора ритма, уровня, результата образовательной деятельности.

Но творчество рассматривается не только как процесс создания нового, но и как совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс. К таким индивидуально-психологическим свойствам относят интуицию, воображение, самокритичность, трудолюбие, способность к рефлексии, гибкость мышления и т.д.

2.4. Перечень рабочей документации педагога дополнительного образования

Педагог дополнительного образования детей в системе программно-методической документации должен иметь:

  1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы.
  2. Образовательная программа кружка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. План работы на год.
  5. План работы на месяц.
  1. План работы на каникулярный период (летней дневной тематической площадки).
  2. Журнал учёта работы педагога.
  3. Планы-конспекты занятий.
  4. Отчет о проделанной работе за месяц.
  5. Анализ работы кружка за полугодие.
  6. Анализ работы кружка за год.
  7. Карточка кружка (с анкетными данными педагога).
  8. График работы кружка.
  9. Социальный паспорт кружка.
  10. Индивидуальные карточки детей.
  11. Списки обучающихся кружка.
  12. Заявления родителей на поступление ребенка в кружок.
  13. Медицинские справки обучающихся о состоянии здоровья.
  14. Разрешение родителей на публикацию данных детей.
  15. Документация при выездах обучающихся.
  16. Журнал текущего и целевого инструктажа.
  17. Копии грамот, дипломов, фотографии кубков и наград воспитанников.
  18. Портфолио руководителя кружка (информация о приобретенном опыте и достижениях педагога).
  19. Копилка методических разработок.
  20. Протоколы родительских собраний.
  21. Оценочный лист педагога.

ΙΙΙ . ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1.Понятие «учебное занятие»

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Занятие в УДОД - это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников.

3.2. Формулирование целей образовательного процесса

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Цель обучения - это системообразующий компонент процесса обучения, от поставленной цели зависит выбор остальных компонентов процесса, их согласование между собой, установление таких связей, которые обеспечивают целостность и оптимальность самого процесса и его результатов. Поэтому роль целей в обучении достаточно велика.

Цель обучения определяется в педагогике на основе общего понимания ее как идеального образа желаемого, мысленной модели чего-либо. Это есть предполагаемый результат образования.

Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов.

Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты - это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности.

Государственные стандарты – ГОСТы - входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно. В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение.

Цель обучения необходимо конкретизировать как минимум по трем уровням:

  1. уровень усвоения знаний ;
  2. уровень овладения способами деятельности и умениями применения их в сходной ситуации (по образцу);
  3. уровень проявления и применения навыков в новой, неизвестной ситуации.

Требования к формулированию целей:

а) четко сформулированной;

б) понятной;

в) достижимой;

г) проверяемой:

Таблица 3

Примеры формулирования целей занятия

Обучающие (дидактические) цели

Развивающие цели

Воспитывающие цели

1 уровень усвоения – уровень ознакомления с материалом.

1. Познакомить с ____.

2. Дать понятие _____.

2 уровень - это уровень знаний, пересказа.

1. Изучить ____.

2. Повторить____.

3. Написать____.

4. Зарисовать____.

5. Закрепить____.

6. Обеспечить____.

7. Сформулировать____.

8. Проконтролировать___.

9. Подготовить____.

10. Сообщить____.

3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые дети выполняют в основном на практических занятиях.

1. Способствовать овладению техникой____.

2. Стремиться к выработке навыка работы.

3. Способствовать отработке навыка____.

4. Систематизировать знания по теме____.

5. Выделить____.

6. Обобщить____.

  1. Способствовать развитию логического мышления.
  2. Развивать память.
  3. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод.
  4. Развивать умение выделить главные свойства____.
  5. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
  6. Развивать умение составлять план и пользоваться им.
  7. Развивать умение составлять факты и события.
  8. Развивать наблюдательность.
  9. Развивать внимание.

Примечание: Воспитывающие цели имеют долгосрочный характер. Достижение цели растягивается во времени.

  1. Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью.
  2. Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за сохранение тайны;
  3. Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, умение управлять эмоциями.

Примечание: Умение формулировать цели является одним из критериев мастерства педагога.

3.3. Постановка задач учебного занятия

Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

Таблица 4

Примеры формулирования задач занятия

Задачи обучения

Задачи развития

Воспитательные задачи

Знания, умения и навыки

Познавательные способности, которые можно развивать конкретно

Мировоззренческий вывод, к которому можно подвести

  1. проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____;
  2. обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия____;
  3. сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу____;
  1. для решения задач развития умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия____;
  2. для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия____;
  3. обеспечивая развитие речи обучающихся____;
  4. формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний____;
  5. для развития у детей познавательного интереса_;
  6. в целях развития интеллектуальных способностей, переноса знаний и умений в новые ситуации___.
  1. содействовать формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____;
  2. в целях решения задач трудового обучения и воспитания_____;
  3. осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов патриотизма, гуманизма, этических норм поведения____;
  4. для решения задач эстетического воспитания____;
  5. для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, профилактики утомления;
  6. формировать гуманное отношение к природе.

Примечание: Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.

3.4. Структура учебного занятия

Структуру учебного занятия как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного.

Структура может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Примечание: Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Примечание: Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Таблица 5

Структура учебного занятия представляется следующим образом

Задача этапа

1 этап. Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап. Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап. Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап. Основной

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме.

Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап. Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап. Итоговый

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап. Рефлективный

Мобилизация детей на самооценку.

Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап. Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

3.5.

Проблема методов обучения в дополнительном образовании является одной из важных проблем дидактики. В зависимости от решения этой проблемы находятся сам учебный процесс, работа руководителя кружка и обучаемых, а соответственно, и результат обучения в дополнительном образовании.

Слово «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает способ достижения истины.

В педагогике нет единого мнения относительно роли и определения понятия методы обучения в дополнительном образовании.

Методы обучения - это способы образовательной деятельности педагогического работника и организации учебно-познавательной работы обучающихся по выполнению разнообразных педагогических задач (И.А.Филатов).

А.С. Бадулин считает, что методы обучения в дополнительном образовании называют способ систематизированной деятельности преподавателя и обучаемых, обращенной на достижение целей образования.

К.П. Ильина понимает методы обучения в дополнительном образовании как способ организации познавательной деятельности учащихся.

Р.О. Битнер и С.П. Самокатов предложили несколько методов обучения в дополнительном образовании, причем в каждом из следующих уровень активности и самостоятельности в работе обучаемых возрастает.

Таблица 6

Методы обучения

Метод

Объяснительно-иллюстративный метод

Обучающиеся приобретают знания на учебных занятиях, из учебно-методических источников, через наглядное пособие в «готовом» (законченном) виде. Воспринимая и перерабатывая факты, оценки, заключения, обучаемые остаются в пределах воспроизводящего мышления. Этот метод наиболее часто употребляется для передачи огромного потока знаний.

Репродуктивный метод

Он включает применение освоенного на основе образца или примера. Работа обучаемых в учреждении дополнительного образования детей носит последовательный характер, т.е. выполняется по правилам в похожих ситуациях, в похожем микросоциуме с предложенным примером.

Метод проблемного изложения

Используя самые многообразные средства, педагог, прежде чем давать информацию, обозначает проблему, ставит познавательную задачу, а потом, раскрывая систему доказательств, сравнивая взгляды, подходы, поясняет способ выполнения поставленной задачи. Обучающиеся, в данном случае, являются свидетелями научного поиска. Такой подход широко использовался раньше, и в настоящее время.

Частично-поисковый метод

Состоит в обеспечении активного поиска решения ранее выдвинутых в образовании познавательных задач, или под руководством педагога. Процесс исследования становится продуктивным, но при этом постепенно проверяется преподавателем или самими обучающимися на основе работы с программами (так же и компьютерными) и учебными пособиями.

Исследовательский метод

После переработки информации, постановки проблем и задач дети сами изучают различные источники информации, проводят наблюдения и выполняют различные действия поискового характера. Интерактивность, самостоятельность, активный поиск наблюдаются в исследовательской деятельности в полном объеме.

3.6. Методы, средства и принципы воспитания

Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребёнка, его сознания и приёмов поведения.

Классификация Ю.К. Бабанского, выделившего 3 группы методов по их месту в процессе воспитания:

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

- методы стимулирования поведения и деятельности : поощрение (выражение положительной оценки) и наказание (осуждение действий и поступков).

Принципы воспитания - это общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы.

Таблица 7

В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания

Принцип воспитания

Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.

Воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.

Принцип целостности и единства всех компонентов

В воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.

Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников.

Педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию.

Принцип уважения к личности ребёнка-сочетание с требовательностью

Воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Принцип опоры на положительное в личности ребёнка .

При организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив .

Воспитание в группе в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, индивидуальные различия детей.

Принцип единства действий и требований к ребёнку в семье, образовательном учреждении, социуме .

Педагогу необходимо установить тесный контакт с семьёй и договориться о согласованных действиях. Кроме этого, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение и в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).

Средства воспитания - это источники формирования личности.

К средствам воспитания относятся:

Различные виды деятельности (трудовая, игровая и т.д.);

Вещи и предметы;

Спортивные снаряды;

Произведения и явления духовной и материальной культуры;

Конкретные мероприятия и формы работы.

3.7. Формы организации деятельности обучающихся на занятии

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

Понятие формы организации обучения отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Форма обучения связана с внутренней, содержательной стороной процесса обучения: одна и та же форма может применяться в различных методах обучения и наоборот.

Таблица 8

Традиционные формы организации деятельности

Форма занятия

Конференция

Обсуждение и решение каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Экспедиция

Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Фронтальная беседа

Специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу.

Таблица 9

Нетрадиционные формы организации деятельности

Форма занятия

Презентация

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни

Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

Линейка

Торжественная церемония. Формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.

Спектакль

Представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.

Концерт

Представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).

Представление-соревнование

Конкурсная программа на сцене или на площадке, представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

Диспут

Специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

Ярмарка

Развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

Субботник (трудовая акция)

Ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.

Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.)

Специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо

Подготовка к представлению

Специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п.

Игра-путешествие

Может предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами

Парад (карнавальное шествие)

Ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п.

Форма как внешняя сторона организации учебного процесса зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников учебного процесса и других его элементов.

3.8. Формы педагогического контроля учебной деятельности детей

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.

Специфика деятельности в дополнительном образовании предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля.

Частично решить проблему педагогического контроля может методика коллективной творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

Таблица 10

Формы педагогического контроля учебной деятельности детей

Для обучающихся

начального уровня обучения

Для обучающихся

основного уровня обучения

Беседа.

Игра.

Интеллектуальная игра.

Конкурс.

Контрольная работа.

Концерт.

Кроссворд.

Олимпиада.

Путешествие.

Соревнование.

Тестирование.

Устный журнал

Выставка.

Выпускной ринг.

Доклад.

Диспут.

Интеллектуальная игра.

Зачет.

Защита творческих работ и проектов.

Защита творческих проектов.

Конкурс.

Конкурс творческих работ.

Консультация «Тридцать вопросов к педагогу».

Концерт.

Конференция.

Кроссворд.

«Мозговой штурм».

Олимпиада.

Реферат.

Собеседование.

Соревнование.

Сдача спортивных и туристских нормативов.

Тематический альбом.

Тестирование (тест различий, тест опознания, тест на завершение, тест-задача с выбором ответа).

Экзамен

Защита реферата.

Примечание: Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов, грамотного выбора форм.

3.9. Анализ деятельности творческого объединения (кружка, клуба, студии)

Анализ – необходимая часть работы педагога для отслеживания конкретных результатов на пути продвижения к цели, стоящей перед объединением.

Анализировать и корректировать свою работу необходимо постоянно по мере выполнения задач, стоящих перед объединением. При этом анализ работы – это не просто перечень сделанного за год. Педагог должен задать себе несколько вопросов и найти на них ответы: Что было сделано за год? Что не получалось и почему?

Анализ позволяет выделить проблемы, которые необходимо решить. Проблема – это разница между намеченным и реальным положением дел. А разрешение любой проблемы заключается в том, чтобы существующее сегодня положение дел приблизить к идеальному, обозначенному в целях работы объединения.

Пример оформления анализа кружка за год

Отчет оформляется на листах формата А-4, в распечатанном виде или написанный от руки аккуратным, разборчивым почерком. Количество листов в отчете произвольное, зависит от сути изложенного материала.

На титульном лист е отражаются название учреждения образования (полностью), название кружка, название документа, данные руководителя кружка.

На втором и последующих листах заполняется информация по схеме:

1. Количественные данные

В 20__-20__ учебном году в кружке «__» было ___ групп, с общим количеством ___ человек, возраст с ___по ___лет, мальчиков ___, девочек ___. Социально-незащищенных ____человек.

Сохранность контингента____%

2. Образовательная работа

Цель.

Задачи. Какие удалось решить.

Результаты, по котором можно судить о достижении поставленных целей.

Задачи, которые не реализовались. Причины.

Способы и формы контроля обучения.

Программа выполнена полностью, частично и указать причины (текучесть детей в кружке и почему: сложность или другие причины).

Изменения, которые необходимо внести в программу кружка. Почему.

Достижения обучающихся.

3. Воспитательная работа в кружке (информационные часы, вечера, беседы, экскурсии, походы).

Массовая работа (участие в празднике, организованном образовательным учреждением, в городских и республиканских мероприятиях).

Таблица 11

4. Методическая работа (наглядные пособия для учебно-воспитательного процесса, открытые уроки, методические объединения, семинары, методические разработки и т.д.)

5. Работа с родителями (виды и сроки работ):

Какие вопросы обсуждались на родительских собраниях.

Совместные мероприятия, проведенные с родителями и детьми.

Какие вопросы решает родительский комитет.

Назовите самых активных родителей (ФИО)

6. Повышение квалификации: виды (курсы, семинары, конференции, самостоятельная работа и др.) и сроки.

7. Согласно учебной программе и годовому плану работу кружка считать выполненной в полном/неполном объеме.

Дата_________ ФИО_______ Подпись________

Ι V. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Методическое обеспечение учебного процесса в дополнительном образовании детей

Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образовательного процесса.

Большинство методических материалов, используемых педагогами дополнительного образования, являются их авторскими материалами, так как индивидуальность образовательной программы требует специфического методического обеспечения.

Виды методического обеспечения:

1.Естественные или натуральные (гербарии, образцы горных пород, живые объекты, машины и их части, археологические находки и т.п.).

2. Объёмные (действующие модели механизмов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов).

3. Схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, географические карты и др.).

4. Картинные и картинно-динамические экземпляры (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты и др.).

5. Звуковые (аудиозаписи, радиопередачи).

6. Смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.).

7. Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и др.).

8. Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребёнка и т.д.).

Для полноценного выполнения своей дидактической роли методические пособия должны отвечать следующим требованиям:

  1. должны быть безупречными в научном отношении;
  2. должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;
  1. должны отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность изучаемого процесса, явления;
  2. должны соответствовать возрастным особенностям детей;
  3. должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям.

4.2. Учебный кабинет как особая образовательная среда

При организации учебного процесса в объединениях учреждения дополнительного образования детей необходимо, прежде всего, создать в учебном кабинете неформальную и удобную для занятий обстановку.

Организация пространства учебного кабинета.

Мебель.

  1. Должна максимально отличаться от той, которую дети видят в школе.
  2. Расположение мебели в кабинете меньше всего должно напоминать ребятам школьный класс.
  3. Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому ребёнку для индивидуальной работы с ним в течение занятий, а каждый воспитанник мог без помех подойти к преподавателю.

Оборудование, пособия и другие, используемые на занятиях материалы.

  1. Рациональное расположение оборудования в соответствии с техническими и санитарно-гигиеническими требованиями, всё лишнее убрать в шкаф или подсобное помещение.
  2. Рабочее состояние необходимых технических средств должно быть исправно.

Оформление кабинета.

  1. Наличие информации для детей и родителей о детском объединении, размещённой на входной двери либо рядом с ней. Информация должна содержать полное название детского объединения; ФИО полностью педагога; расписание работы детского объединения (дни и часы занятий).

2.Наличие информационного стенда в кабинете. Содержание информационного стенда: списки учащихся по группам (в начале учебного года); расписание занятий по группам; правила для учащихся и родителей; информация о последних достижениях детского коллектива и его отдельных воспитанников.

3. Наличие учебных материалов. М атериалы по направлению кружка и общеразвивающего характера(информация о смежных видах деятельности).

При оформлении кабинета следует также предусматривать место для учебных выставок детских творческих работ. Особое внимание необходимо уделить эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, соблюдению единого стиля.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. - М., 2001.
  2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС, 2001.
  3. Василина Е.Ш. Блог социального педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mybloginfo.ru , свободный. - Загл. с экрана.
  1. Ваш психолог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vashpsixolog.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004.
  3. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://impisr.edunsk.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  6. Конституция Российской Федерации от 21.07.2014г., №11-ФКЗ
  7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2009.
  8. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
  9. Симонов В.М. Педагогика: Краткий курс лекций. - Волгоград: Учитель, 2005.
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., № 273-ФЗ
  11. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г., №124-ФЗ
  12. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. - №1. - 2000.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

Ι . ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ЧАСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА………………….

1.1. Понятие и сущность дополнительного образования детей…………..

1.2. Принципы деятельности учреждения дополнительного образования

1.3. Режим работы учреждения дополнительного образования…………..

1.4. Сравнительный анализ деятельности учреждения образования и учреждения дополнительного образования…………………………………

1.5. Перечень основных нормативно-правовых документов………………

ΙΙ . ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……

2.1. Понятие «педагог дополнительного образования»……………………

2.2. Педагогическое мастерство и профессионализм………………………

2.3. Педагогическое искусство и творчество……………………………….

2.4. Перечень рабочей документации педагога дополнительного образования……………………………………………………………………

ΙΙΙ . ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………

3.1. Понятие «учебное занятие» ……………………………………………..

3.2. Формулирование целей образовательного процесса…………………

3.3. Постановка задач учебного занятия…………………………………….

3.4. Структура учебного занятия…………………………………………….

3.5. Методы обучения в дополнительном образовании ………………….

3.6. Методы, средства и принципы воспитания…………………………….

18

3.7. Формы организации деятельности обучающихся на занятии……….

20

3.8. Формы педагогического контроля учебной деятельности детей…….

22

3.9. Анализ деятельности творческого объединения (кружка, клуба, студии)…………………………………………………………………………

23

Ι V. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………….

25

4.1. Методическое обеспечение учебного процесса в дополнительном образовании детей…………………………………………………………….

25

4.2. Учебный кабинет как особая образовательная среда………………..

26

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………

27


Ластовка Лариса Васильевна
Должность: заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Дата публикации: 14.12.2015

Текстовая часть публикации

 Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.
 Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .  Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .

Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  . 
Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  .
 Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей  Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
 1.Общестратегические 
принцип

развития

принцип

гуманизации

принцип

демократизации

принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.  1.Общестратегические 
принцип

развития
(детей, педагогов, образовательной среды, учреждения); 
принцип

гуманизации
– в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры; 
принцип

демократизации
– предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе; 
принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня. 
2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
 3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.  3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.


  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д. 
4. Ориентация педагогов на непрерывность

своего собственного образования и развития.
  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д.
 Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности:  учебные занятия,  лекции,  семинары,  конференции,  экскурсии,  турпоходы,  учебные игры и т.п.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально- педагогические.
 К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.  К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку 
Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку

Социально-педагогические функции
– воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация. 
Образовательный процесс в учреждении

дополнительного образования строится в

соответствии со спецификой его






др.;





К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и

дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов

деятельности: теоретический, практический,

исследовательский, опытный, познавательный,

творческий, производственный, самообразовательный и

др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной

направленностью деятельности; возможность

индивидуальной работы с одаренными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных,

комплексных образовательных программ.




время;



характер;



интеллектуального развития).

К организационным особенностям

образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы

время;

обучение организуется на добровольных началах

всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный

характер;

детям предоставляется возможность сочетать

различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в

другую (по тематике, возрасту, уровню

интеллектуального развития).

 Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.  Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

Шевелева Ксения Павловна

Каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему. А задача взрослых вовремя заметить это, направить в нужное русло индивидуальную одарённость детей. К этому и призвано дополнительное образование учащихся в школе. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: -создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности; -многообразие видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, потребности и склонности ребёнка; -безотметочная деятельность (ориентированность на процесс, а не на результат в виде оценки деятельности); -живое общение со сверстниками - единомышленниками и взрослыми-наставниками; -ответственность за себя и за коллектив; -личностно-ориентированный подход, создание для каждого ребёнка «ситуаций успеха»; -смена деятельности. У ребёнка появляется возможность переключиться от учёбы на интересный для него и увлекательный вид деятельности; -создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; - признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы¬боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде¬лении; · -применение таких средств определения результативно¬сти продвижения ребенка в границах избранной им до¬полнительной образовательной программы (вида дея¬тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова¬ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. Основополагающей в жизни человека является система привязанностей. Самая первая и основная привязанность к родителям с самых первых мгновений жизни. Это происходит на уровне инстинктов. Когда же ребенок приходит в новый коллектив и проводит там половину своей жизни без своих родителей, ему необходимо найти поддержку со стороны взрослых, работников школы. Конечно же это учитель, а во время внеурочной деятельности - это руководитель кружка, факультатива или секции. Как же важно найти в лице педагога понимающего друга, грамотного руководителя, надёжного единомышленника, который поможет выстроить гармоничные отношения с ребенком. Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание педагогом основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. «Важнейшая черта современного развития - его направленность на то, чтобы готовить детей не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Главным аспектом личностно-ориентированного занятия является выбор оптимального для данного занятия стиля общения, организация сотрудничества. Инновационными, следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог - партнер). Когда для ребёнка создаются определенные условия для активной и инициативной позиции во внеурочной деятельности»* Немаловажное значение имеет и роль родителей в дополнительном образовании ребёнка. Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей: 1. Групповые формы: . Дни открытых дверей. . Конференция. . Родительское собрание. . Творческие мастерские. . Государственно-общественные формы работы. . Совместная игровая деятельность. 2. Индивидуальные формы: . Анкетирование, диагностика. . Посещение семьи на дому. . Индивидуальная консультация (беседа). . Просветительская работа. Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессио¬нальные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духов¬ном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей. *Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.
Вернуться назад на

Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождающемся повышением образовательного уровня. Такое определение дано в Федеральном законе РФ. Там сформулированы основные положения учебно-воспитательной деятельности в стране.

Дополнительное образование входит в систему, где непрерывный учебный процесс состоит из следующих уровней образования:

Дошкольного;
Начального;
Основного;
Общего среднего;
Среднего профессионального;
Высшего.

Портал дополнительного образования призван поведать о том, на что направлена эта форма педагогической деятельности, а именно на:

1. Развитие творческой составляющей учащихся;
2. Удовлетворение личностных потребностей во всех видах развития – от спортивного до интеллектуального;
3. Формирование здорового человека, знающего все про безопасный образ жизни;
4. Укрепление физического и нравственного здоровья;
5. Выявление, поддержку и развитие талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности;
6. Профессиональное обучение и ориентацию;
7. Создание условий для непрерывного индивидуального развития;
8. Самоопределение;
9. Выбор будущей профессии или вида творчества.

Эти функции дополнительного образования, а в общей сложности 44 тысячи учебных внешкольных программ внедряются в подведомственных структурах организаций общего и профессионального обучения, а еще в творческих мастерских, объединениях, студиях, секциях и других местах.

Направления дополнительного образования охватывают все составляющие творческого, спортивного, культурного и соцобучения, точнее:

Техническое;
Художественное;
Краеведческое;
Спортивное;
Туристическое;
Естественнонаучное;
Социальное;
Физкультурное;
Педагогическое.

Дополнительное образование является уровнем, но с другой стороны составной частью цельного учебного процесса. По сути, образование мотивировано, поскольку позволяет учащемуся приобрести устойчивую необходимость познания, внутреннего развития и творчества, а в будущем реализовать себя по максимуму, самоопределиться и выразиться как личность. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, осуществляемый при помощи специальных дополнительных программ.

Происхождение термина «дополнительное образование» в России связано с принятием закона «Об образовании». Минобрнауки РФ занято реализацией программ дополнительного образования детей и взрослых, что помогает детям в дальнейшей жизни определиться с выбором профессии, а родителям способствовать осуществлению задуманного своими чадами. Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей, учителей всех уровней и педагогов дополнительного обучения в стране реализуются и подвиды дополнительного образования. Так, например, естественнонаучное направление включает эколого-биологическую составляющую, робототехника стала частью технического творчества. Социально-педагогическая направленность дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с детскими группами, в которых присутствуют малыши, нуждающиеся в особом уходе, или, наоборот, талантливые и одаренные дети.