Характеристика исторической личности яков 2 стюарт. Яков II — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Свержение и эмиграция

ЯКОВ II (James II) (1633–1701), в 1685–1688 король Англии, Ирландии и (как Яков VII) Шотландии, последний английский монарх из династии Стюартов по прямой мужской линии. Сын короля Карла I и Генриетты-Марии, младший брат будущего Карла II, Яков родился в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне 14 октября 1633, получив в январе 1634 титул герцога Йоркского.

После сдачи Оксфорда в 1646 он попал в плен к парламентским войскам, но в 1648 ему удалось бежать. Вначале Яков находился в Гааге, а в 1649 воссоединился в Париже с матерью. В 1652 Яков вступил во французскую армию, но в 1657 был вынужден перейти на службу к испанцам, поскольку этого потребовал брат Карл, заключивший союз с Испанией. Яков командовал английским контингентом, стойко сражавшимся с французами и не сдавшим свои позиции в т.н. Битве на дюнах (близ Дюнкерка) 14 июня 1658.

Он вернулся в Англию в 1660, когда произошла Реставрация, вместе с взошедшим на престол братом Карлом II и был назначен лордом-адмиралом. На этом посту Яков проявил большое усердие и искреннее желание улучшить состояние военно-морского флота. Он оказался также и хорошим флотоводцем, о чем свидетельствуют его победы над голландцами при Лоустофте в 1665 и в Саутволд-Бэй в 1672. Новый Амстердам, который англичане отобрали у голландцев в 1664, был назван в его честь Нью-Йорком.

В 1660 Яков женился на Анне Хайд, дочери графа Кларендона. Незадолго до своей смерти в 1671 она перешла в католицизм, что, вероятно ускорило обращение в католицизм самого Якова, о чем он открыто объявил в 1672. Яков был сторонником тесного союза с католической Францией и естественно одобрил Декларацию о веротерпимости, изданную Карлом в 1672. В 1673, в соответствии с Тест-актом (Test Act, закон о присяге в отречении от признания папской власти и догмата пресуществления), был вынужден оставить все свои государственные должности. Истерия, которую вызвал в обществе мнимый «Папистский заговор», сделала положение Якова в Англии очень непростым, и хотя он удалился в Нидерланды, палата общин приняла в 1679 т.н. «Законопроект об отстранении», который должен был не допустить его восхождения на трон. Однако этот законопроект был отвергнут палатой лордов, и когда в 1685 Карл умер, Яков стал королем (как Яков II) при парламенте, который был готов сотрудничать с ним во всех вопросах, кроме одного: послабления для католиков и допуск их на государственные должности.

Однако Яков, искренний, но упрямый и прямолинейный по характеру, решил покровительствовать католикам всеми средствами, находившимися в его распоряжении. Репрессивная политика и рождение сына (Якова Стюарта) второй женой Якова, католичкой Марией Моденской, после чего многие стали опасаться, что английская корона перейдет к католической династии, ускорили приглашение, направленное группой заговорщиков его зятю, Вильгельму Оранскому, прибыть в Англию и управлять ею в качестве короля. Вильгельму как будущему королю симпатизировали немногие, но своим нежеланием отказаться от покровительства католикам Яков упустил шанс примирить с собой английскую знать и был вынужден бежать во Францию.

При поддержке Франции он попытался вернуть себе трон, высадившись в Ирландии и опершись на здешних католиков, но потерпел поражение на реке Бойне 1 июля 1690. Людовик XIV отвел Якову резиденцию в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа, где он и оставался до своей смерти 6 сентября 1701. Мария и Анна, дочери Якова от первой жены (обе они были по настоянию брата Карла воспитаны как протестанты), стали королевами Англии, первая правила совместно с мужем Вильгельмом III. Его сын Яков (Джеймс Стюарт), претендовавший на престол как Яков III, известен в истории как Старый Претендент.

(James II) (1633–1701), в 1685–1688 король Англии, Ирландии и (как Яков VII) Шотландии, последний английский монарх из династии Стюартов по прямой мужской линии. Сын короля Карла I и Генриетты-Марии, младший брат будущего Карла II, Яков родился в Сент-Джеймсском дворце в 14 октября 1633, получив в январе 1634 титул герцога Йоркского. После сдачи в 1646 он попал в плен к парламентским войскам, но в 1648 ему удалось бежать. Вначале Яков находился в Гааге, а в 1649 воссоединился в Париже с матерью. В 1652 Яков вступил во французскую армию, но в 1657 был вынужден перейти на службу к испанцам, поскольку этого потребовал брат Карл, заключивший союз с Испанией. Яков командовал английским контингентом, стойко сражавшимся с французами и не сдавшим свои позиции в т.н. Битве на дюнах (близ Дюнкерка) 14 июня 1658. Он вернулся в Англию в 1660, когда произошла Реставрация, вместе с взошедшим на престол братом Карлом II и был назначен лордом-адмиралом. На этом посту Яков проявил большое усердие и искреннее желание улучшить состояние военно-морского флота. Он оказался также и хорошим флотоводцем, о чем свидетельствуют его победы над голландцами при Лоустофте в 1665 и в Саутволд-Бэй в 1672. Новый Амстердам, который англичане отобрали у голландцев в 1664, был назван в его честь Нью-Йорком. В 1660 Яков женился на Анне Хайд, дочери графа Кларендона. Незадолго до своей смерти в 1671 она перешла в католицизм, что, вероятно ускорило обращение в католицизм самого Якова, о чем он открыто объявил в 1672. Яков был сторонником тесного союза с католической Францией и естественно одобрил Декларацию о веротерпимости, изданную Карлом в 1672. В 1673, в соответствии с Тест-актом (Test Act, закон о присяге в отречении от признания папской власти и догмата пресуществления), был вынужден оставить все свои государственные должности. Истерия, которую вызвал в обществе мнимый «Папистский заговор», сделала положение Якова в Англии очень непростым, и хотя он удалился в Нидерланды, палата общин приняла в 1679 т.н. «Законопроект об отстранении», который должен был не допустить его восхождения на трон. Однако этот законопроект был отвергнут палатой лордов, и когда в 1685 Карл умер, Яков стал королем (как Яков II) при парламенте, который был готов сотрудничать с ним во всех вопросах, кроме одного: послабления для католиков и допуск их на государственные должности. Однако Яков, искренний, но упрямый и прямолинейный по характеру, решил покровительствовать католикам всеми средствами, находившимися в его распоряжении. Репрессивная политика и рождение сына (Якова Стюарта) второй женой Якова, католичкой Марией Моденской, после чего многие стали опасаться, что английская корона перейдет к католической династии, ускорили приглашение, направленное группой заговорщиков его зятю, Вильгельму Оранскому, прибыть в Англию и управлять ею в качестве короля. Вильгельму как будущему королю симпатизировали немногие, но своим нежеланием отказаться от покровительства католикам Яков упустил шанс примирить с собой английскую знать и был вынужден бежать во Францию. При поддержке Франции он попытался вернуть себе трон, высадившись в Ирландии и опершись на здешних католиков, но потерпел поражение на реке Бойне 1 июля 1690. Людовик XIV отвел Якову резиденцию в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа, где он и оставался до своей смерти 6 сентября 1701. Мария и Анна, дочери Якова от первой жены (обе они были по настоянию брата Карла воспитаны как протестанты), стали королевами Англии, первая правила совместно с мужем Вильгельмом III. Его сын Яков (Джеймс Стюарт), претендовавший на престол как Яков III, известен в истории как Старый Претендент.

Итак, в 1662 году Карл II Стюарт женился на Екатерине, инфанте Португалии. Брак этот оказался бездетным, ввиду чего после смерти Карла II его трон унаследовал его единственный брат, герцог Йоркский, взошедший на престол Великобритании под именем Якова II.

На свою беду Яков II, убежденный католик, был человеком, всецело преданным интересам римско-католической церкви (папства), и все усилия Карла II, направленные на то, чтобы заставить его изменить свои убеждения, ни к чему не привели. В свою очередь, английский парламент прилагал все силы, чтобы убедить Карла II в необходимости изменить последнюю волю и лишить брата права престолонаследия на том основании, что король-католик столь же неприемлем для Великобритании, как король, исповедующий протестантизм, для Франции или Испании.

Однако Карл II, души не чаявший в брате и всеми способами старавшийся оттянуть решение вопроса, весьма в этом преуспел и спокойно умер, так и не дав согласия на подобный акт. Поэтому никто не смог противиться провозглашению Якова II королем и восшествию его на престол Великобритании.

Мечтая о возвращении папства, Яков II назначил профессора-паписта в Оксфорд, открыто принимал папского легата, уговорил несколько своих папистов принять католичество, а также намеревался отменить меры, направленные против папистов, иными словами совершал действия, вызывавшие недовольство и ропот в народе. Следует заметить, что в период изгнания у Карла II родился сын, которого назвали Яковом и дали титул герцога Монмаутского. Этот Яков, возражая против того, чтобы его считали бастардом или внебрачным сыном, ввиду обещания Карла II жениться на его матери, претендовал на английский престол. Собрав незначительные силы, в 1685 году он высадился на западном побережье Англии и провозгласил себя королем. Потерпев, однако, поражение при первом же столкновении с королевскими войсками, он был взят в плен, доставлен в Тауэр и через несколько дней публично обезглавлен на Тауэр-хилл, что весьма способствовало укреплению позиций короля, готового с еще большей твердостью проводить в жизнь политику римско-католической церкви.

Жена Якова II, королева Мария, из рода Модена, долгое время не радовала его появлением наследника. Наконец, 10 июня 1688 года королева благополучно разрешилась принцем, которого король назвал Яковом, пожаловав ему титул принца Уэльского. Король оповестил о радостном событии всех власть, имущих в соседних государствах, вызвав ликование у папистов, полагавших, что не за горами то время, когда Великобритания вновь вернется в лоно католической церкви. Нескончаемый поток поздравлений, адресованных королевской чете, на первый взгляд, обнадеживал: казалось, все англичане с радостью рассматривают новорожденного принца в качестве своего будущего повелителя. В действительности же распространялись самые гнусные фальшивки, содержавшие домыслы о столь запоздалом появлении принца на свет. С целью пресечения подобных кривотолков 27 октября 1688 года король велел явиться всем придворным, находившимся во время родов во дворце, чтобы удостоверить факт рождения сына, которого он, Яков II, считает своим законным наследником.

От первого брака у короля было две дочери, воспитанные в традициях англиканской церкви. Старшая, Мария, 1662 года рождения, в 1677 году вышла замуж за Вильгельма, принца Оранского, а младшая, Анна, 1664 года рождения, в 1683 году – за Георга, принца Датского. Вильгельм, принц Оранский, 1650 года рождения, сын Марии, дочери обезглавленного короля Карла I, с полным правом мог претендовать на английский престол, поэтому некоторые лорды и князья церкви, вступив с ним в тайные переговоры, передали ему известие об угрожающей Англии опасности вновь подпасть под влияние Папы Римского, выражая при этом недвусмысленную озабоченность по поводу незаконного лишения Вильгельма наследных прав на Британскую корону. Вильгельм Оранский, мгновенно поняв, к чему они клонят, обратился за помощью к объединенным провинциям Нидерландов, тут же снарядивших ему военный флот, и уже в ноябре 1688 года принц отбыл из голландской гавани, изначально держа курс на север, чтобы направить лазутчиков по ложному следу, и лишь затем повернул к западу, по направлению к проливу. Некоторое время флотилия двигалась вдоль английского побережья в том же направлении, при этом из всех английских портов в Лондоне постоянно отправлялись депеши с сообщениями о прохождении голландского флота. Попасть в город, минуя большой Лондонский мост, курьеры никак не могли, в связи с чем мост ломился как от курьеров, следовавших почти друг за другом, так и от любопытных горожан, жадных до новостей. Размеры флотилии Вильгельма Оранского без труда убедили лондонцев в бессмысленности всякого сопротивления со стороны Якова II, ввиду чего они решили приложить все силы к тому, чтобы не допустить вооруженного конфликта. Аналогичная работа велась и в армии короля Якова, где было принято решение об отказе содействовать ему в борьбе с принцем, высадившимся на западе Англии и прямым маршем направившимся в сторону Лондона. Покинутый всеми, Яков второй отослал во Францию королеву с шестимесячным ребенком, а затем и сам отправился вслед за ними.

Бегство короля дало повод парламенту объявить, что король отрекся от престола, и 13 февраля 1689 года принц Оранский был провозглашен королем Великобритании под именем Вильгельма III. Народ не скрывал своей радости. В городе полыхали костры, на которых ликующая толпа с диким злорадством жгла изображения Папы римского и иезуита Петерсена, духовника и советника Якова II. Нострадамус упоминает об этом в 80-м катрене 3-й центурии:

«Недостойный будет изгнан с английского престола,
Его советник будет из злорадства брошен в огонь:
Его сторонники будут действовать так ловко,
Что Бастард будет наполовину утвержден».

Что касается выражения «Недостойный» (так Нострадамус называет короля Якова II), следует обратить внимание на то, что данное выражение имеет место в первых, вышедших во Франции, изданиях центурий, однако в более поздних и, особенно тех, которые выходили в Англии, вместо «Недостойный» появилось выражение «Достойный». Кстати сказать, стихотворный размер допускает и то, и другое, согласно оценке короля разными сторонами: достойнейший из Всех претендентов на престол, с точки зрения папистов, Яков II оставался недостойным для протестантов.

Обратимся к 89-му катрену 4-й центурии:

«Вооруженное ополчение Лондона вступило в тайный сговор
В ходе обмена мнениями на мосту по поводу предприятия, готовящегося против их короля,
Его сателлиты вкусят смерти,
Будет избран другой король, белокурый, родом из Фризии».

Родившийся 14 ноября 1650 года в Гааге, король Вильгельм был родом из провинции, называемой Голландией, или Западной Фризией. В юности у него могли быть светлые волосы, однако возможна и аллюзия на его имя (Гийом по-французски пишется «Guillaume»). Что же касается несчастных спутников короля Якова II, то всем, ставшим в угоду ему папистами, пришлось, последовав его печальному примеру, покинуть Англию и эмигрировать в Ирландию, где в итоге кровопролитной войны они были окончательно сломлены королем Вильгельмом, причем, большинству из них это стоило жизни. Якову II удалось спастись и на этот раз; он отправился во Францию, где и скончался в сентябре 1701 года. А через полгода, 8 марта 1702 года, вслед за ним в мир иной отошел и король Вильгельм. Таким образом, из протестантских потомков обезглавленного короля Карла I в живых не осталось никого, за исключением принцессы Анны, бывшей в то время замужем за Георгом, принцем Датским, которая и была тотчас же провозглашена королевой Великобритании.
Ее единственный сын Вильгельм, герцог Глочестер, подававший самые блестящие надежды, к всеобщему удивлению, скоропостижно скончался на одиннадцатом году жизни 30 июля 1700 года, т.е. за три года до этого события. Смерть сына побудила здравствующего тогда короля Вильгельма проявить похвальную заботу о сохранении права престолонаследия за протестантской линией династии Стюартов, навсегда исключив из оного папистов. Так, 22 марта 1701 года парламент издал закон, согласно которому в случае угасания линии Карла и протестантской линии короля Якова I, в случае отсутствия прямых наследников Вильгельма и Анны, престол Великобритании наследуют представители линии Елизаветы в лице тогда еще здравствовавшей дочери Елизаветы, Софьи, курфюрстины Брауншвейгской, Люнебургской и Ганноверской со всеми ее потомками, рассматриваемыми в качестве ближайших и законных наследников Британской короны.

Таким образом, эта регламентируемая законом преемственность по протестантской линии впоследствии была еще раз подтверждена
парламентом в период правления королевы Анны, в частности, в 1707 году, когда Англия и Шотландия торжественно преобразовались в единое государство с единым парламентом, принятый порядок наследования был законодательно закреплен за курфюрстиной Софьей и ее прямыми потомками. Обратите внимание, что курфюрстина Софья, внучка короля Якова I и мать короля Георга I, умершая в мае 1714 года на восемьдесят четвертом году жизни, незадолго до смерти королевы Анны, родилась 13 октября 1630 года в Гааге (Голландия или Западная Фризия), иными словами там же, где и король Вильгельм, фризландец по рождению. Таким образом, предсказание Нострадамуса исполнилось дважды: первый раз в лице короля, а второй – в лице того, кого он назначил своим наследником.
Заметьте, Англия – страна, где право престолонаследия регламентируется наследным правом, – дважды оказывалась в состоянии такого кризиса, что парламент, не видя иного выхода, был вынужден принять решение о законодательном закреплении права на Британскую корону (с указанием конкретного лица) за протестантской линией, поставив в качестве основного условия конфессиональную принадлежность.

2:1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
В свете Божьей славы - Христос отдал свою жизнь без лицеприятия за всех - богатых и бедных, авторитетных и не очень, не глядя на положение в мире или в народе Божием, на благосостояние или этническую принадлежность, на образование или внешние данные и т.д. Пред Богом - мы все равны, и кто подражает Христу - тот так же, как и он должен думать.

А потому поведение верующего христианина не должно зависеть от того, КАКОЕ ЛИЦО стоит перед ним и КТО наблюдает его поведение. Верующий человек должен ВСЕГДА вести себя одинаково правильно и по Божьим принципам со всеми независимо от их веса в обществе – в согласии со своими убеждениями.

2:2,3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
Н о может быть и явление лицеприятия в собрании: поведение христианина может попасть в сильную зависимость от того, КТО его видит. Пред кем-то он будет заискивать – как правило, пред влиятельными в Церкви или богатыми лицами, от которых можно в перспективе за свою услужливость что-то получить для себя лично. А теми лицами, с кого взять нечего – он может и пренебречь и даже унизить. Это неправильно.

2:4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Е сли кто заметит такое явление в себе - нужно немедленно с ним бороться, чтобы не оказаться в роли судей, оценивающих по своим меркам приходящих в собрание. ВСЕ приходящие в собрание - привлечены Богом, значит ВСЕ достойны доброго к себе отношения.

2:5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
тем более, что Бог оценивает бедность иначе: бедные с точки зрения мира – оказались богаты верою и будущим наследством в Царстве Бога потому, что возлюбили Бога и приняли Его Христа. Его наследство – побольше золота и серебра будет, значит, ЕГО бедные – богаче миллиардеров мира.

2:6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? так что смотрите - ПРЕЖДЕ, чем начать угождать лицу богатому и презирать лицо нищего - не просчитайтесь в выборе того, пред кем заискивать (утрируем немножко) . А лучше – вообще оставьте эти мирские привычки заискивать пред сильными мира сего – всё равно ведь Бог даст вам больше, чем любой из них. А они – заискивающих и сами презирают, хотя и любят, чтобы пред ними пресмыкались и раболепствовали. К тому же, именно богатые и авторитетные - христианам проблемы по жизни и создают. Не забывайте об этом и будет легко дышать к ним ровно.

2:7
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
ещё вспоминайте, что эти самые богатые поносят имя Христово – образ жизни христианина, при котором богатые не могут иметь возможности достичь высот Маммоны, стало быть, и образ жизни христианский - они принять не могут. Ну и в оправдание для себя - этот путь им проще поносить, чем принять. Воспоминание об этом - тоже охлаждает желание заискивать пред ними.

Богатый, впрочем – не обязательно означает бесчинный. Просто в мире сатаны система приобретения богатства устроена так, что для добывания богатства и успешного ведения бизнеса во многих странах зачастую нужно удерживать плату работников или самому проделывать незаконные действия, или нанять кого то из мирских, чтобы проделывать нечестие его руками, самому при этом по букве оставаясь чистым. Поэтому у богатого

века сего - гораздо меньше шансов принять путь Христов, путь самоотречения и мало комфортного существования.

Но ещё не помешает помнить и о лицеприятии к духовно «богатым»: раболепствовать и лицеприятствовать пред теми, кто считает себя богатым в духовных познаниях - также не стоит, ибо в современных собраниях верующих, к сожалению, и такой вид лицеприятия встречается.

2:8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете
Закон ЦАРСКИЙ - в том, чтобы возлюбить ближнего как самого себя независимо от того, выгодный ли пред тобой ближний или не очень.

2:9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
а если любить исключительно по выгоде с лицеприятием – то этот закон любви по-царски – нарушаем и превращаемся в преступников за такую малость, ибо Иисус не выбирал, кто достоин его любви, а кто - нет, умирая за ВСЕХ вообще.Ну а с преступниками, понятно, возиться никто не станет.

2:10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем
если из перечня в 100 пунктов нарушить хотя бы один – всё, в исполнителя ВСЕГО закона – не впишемся. Разницы нет – один ли пункт или 90 не исполнил – всё равно НАРУШИТЕЛЬ закона.

Не может Христианин произвольно выбирать для себя, что он будет исполнять из заповедей Божьих, а что - нет. И для того, чтобы попасться в сети сатаны - не обязательно быть нечестивцем во всём, достаточно в чем то одном выбрать путь непослушания Богу.

Можно представить себе дорогу, на которой водители сами на выбор решили по одному всего лишь правилу не соблюдать, а в остальном - ездить по правилам. Один решил на красный свет ездить, другой - по встречной полосе, третий - на поворотах не сигналить и т.д. Что будет твориться на дороге в таком случае? Приведёт ли эта дорога кого-нибудь в рай?

Вот так и народ Божий: что из него при таком варианте выборочного исполнения заповедей Бога получится? Легко и приятно будет жить в нём? Нет, живи среди него и бойся, ибо не знаешь, какой закон Бога брат или сестра в сердце своем выберут для непослушания и как он на тебе отразится.

2:11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона
Ибо все пункты закона установлены ОДНИМ АВТОРОМ. И ни одним из них пренебрегать нельзя. Если я не прелюбодействую, но убью кого-нибудь - я по - любому буду ВИНОВНОЙ пред Законодателем

2:12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
а потому, мы должны вести себя так и говорить между собой с таким расчётом, что за каждый свой поступок и слово – будем судимы судом свободы: если вы сами в свободе воли выбрали исполнения Царского закона любви к ближнему, то и несите ответственность за свой выбор поступать правильно по собственному выбору.

2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Апостол Иаков сказал, что если усердный в труде для Бога христианин не оказал милости кому-то – то и он будет судим Богом не по милости: милосердие в христианине должно быть больше желания осудить кого-то и потребовать наказания (милость превозносится над судом).
Насколько мы готовы прощать тех, кто обидел нас? Насколько мы милосердно стараемся поступать с ближними нашими? Поступаем ли так, как, например самарянин, который не по пунктам закона раненому иудею помог, но по милосердию своему - когда священник и левит такого пункта в законе не нашли?

Если мы, пребывая в законе Царском, считаем, что не нужно оказывать милость ближнему, то и к нам на суде по этому же закону милость можно будет и не оказывать - по нашему же представлению об этом законе. Всё просто.

2:14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Вера в то, что дела пути Божьего – все правильные, но не подтверждённая этими делами – бесполезна. Если вы не делаете дел своей веры – то как же можете верить в то, что их делать необходимо? Это невозможно

2:15,16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
Видимо, может быть с нами и так: пообещав сделать что-нибудь для соверующего, мы уже «умиротворяемся» (думаем, ну я же захотел помочь, значит, это хорошо), и бывает, что спустя какое - то время сделать то, что мы пообещали - уже напрягает. В таком случае продолжать успокаивать себя мыслью, что «я же хотел помочь» - это просто самообман, одни лишь желания помочь - «не засчитываются»
Если мы голодного не накормим, а нагого не оденем, ограничиваясь лишь своим сочувствием им на словах – ну кто поверит нам, что мы действительно верим в то, что милость оказывать - необходимо? Никто. И пользы нам от ТАКОЙ странной милости, не проявленной на деле – от Бога не будет никакой.

2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
если вера не подтверждается живыми делами – она мертва, то есть ПО ФАКТУ мы – неверующие. Даже если считаем себя верующими и в собрании Божьем числимся..

2:18 Но кто-нибудь скажет: У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне свою
веру без дел, а я покажу тебе свою веру своими делами

Иаков призывает задуматься христиан над тем, чтобы вера имела возможность подтверждаться и делами Божьими. Зачем? Затем, что сама по себе вера - ещё не гарантия тому, что дела будут совершаться непременно праведные. Показывает это Иаков на примере веры дьявола.

2:19,20 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
например, ты веруешь в то, что есть один Бог – молодец, это замечательно. НО!!! И бесы веруют, и даже трепещут пред Богом. ЧТО ПОЛЬЗЫ в их ТАКОЙ сильной вере? Если они ничего для Бога не делают? Так как – может ли вера в Бога - без дел для Него быть? Может. Но только у дьявола и иже с ним.

2:21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
а вот пример дел в связи с сильной верой в Бога: Авраам веру свою в то, что Бог даст ему семя и размножит его – делом подкрепил и своего единственного Исаака в жертву Богу принести согласился без разговоров. Хотя, казалось бы – где логика? Откуда - размножение семени Авраама, если оно на костре сожжено будет? Авраам просто верил в то, что Бог силён и из мёртвых его воскресить –Евр.11:19. Потому и согласился сделать для Бога - по слову Его. Хотя и нелегко было такое решение принимать.

2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Видно ли различие между просто верующим дьяволом и Авраамом, доверяющим Богу в абсолюте (полностью, в совершенстве)? Видно, несомненно? Между тем, чтобы верить в Бога и тем, чтобы верить Богу - огромная разница: в существование Бога верят многие, но лишь единицы верят Ему и слову Его.

2:23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
в результате веры, подкреплённой праведными делами – исполнилось слово Писания о том, что Авраам другом Божиим за полное доверие Ему – наречён.

2:24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
вот и выходит, что праведный не только верит в Иегову, но и дела по вере своей - праведные делает. С одной верой - праведником стать невозможно – дьявол с бесами хоть и верят в Бога, но неправедными являются.

Так что вариант «домашнего» христианства - не подходит для Божьего служителя. Ибо наипаче своим по вере мы помогать должны. Но как это возможно, если сидеть дома и не общаться с ними?

2:25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
пример Раави - тоже пример праведного, ибо веру свою в Бога – делами подкрепила, отпустив служителей Его и доверившись на слово служителям Божиим.

2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
А потому невозможно отделять веру от дел. Как тело без духа жизни мертво и нет от него никакой пользы человеку, так и вера без дел веры – мертва. И от такой веры человеку – пользы никакой.