Что осуждал в себе робинзон крузо. Школьная энциклопедия. Все эти черты коммерсанта, плантатора, дельца и пуританина дают нам понять, каков был тип английского буржуа, современника Дефо. Перед нами восстанавливается историческая картина деятельности молод

Цель: Доказать, что роман о Робинзоне Крузо – гимн Человеку.

To be or not to be?

  • реалистический роман
  • психологический роман
  • авантюрно-приключенческий жанр
  • прототип

1. Вступительное слово учителя. (Звучит аудиозапись “Голос моря”)

Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.

Тема нашего урока “Даниэль Дефо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка”

Цель нашего разговора о книге – понять: верно ли, что роман “Робинзон Крузо”, как утверждают исследователи, это гимн Человеку?

В центре нашего внимания сегодня – роман, которому исполнилось 286 лет. Вы говорили, что книга прочитана вами с огромным интересом. И мы постараемся понять, чем привлекает роман, который отделяют от наших дней почти три столетия.

Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?

2. Д. Дефо: писатель и его эпоха

3. Создание романа

Мы неоднократно говорили с вами о жизнеподобии и вымысле в литературе. Роман Дефо вполне может пополнить наши знания – у книги богатая предыстория.

Роман отражает современную Дефо эпоху усиления колониальной экспансии Англии, эпоху географических открытий, когда на карте мира было множество “белых пятен”, когда многие мореплаватели находились в путешествиях годы.

Это реалистический роман , относящийся к авантюрно-приключенческому жан ру, весьма популярному в Англии того времени.

Давайте выслушаем сообщение о создании романа, его жизненной основе.

Сообщение ученика о создании романа и прототипах героя*

Слово учителя.

Итак, прототипом образа Робинзона стал английский моряк Селькирк. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.

Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Когда уже немолодой Робинзон со значительными средствами, опытом и обширными деловыми планами высаживается на родном берегу, в Лондоне уже действует 28-летний Дефо, купец с образованием, кормилец обширного семейства, вольный гражданин города Лондона, глава небольшой церковной общины, публичный оратор, рискующий как в политических играх, так и на скачках и петушиных боях..

Вы уже кое-что знаете о Даниэле Дефо. Как вы думаете, какие черты его личности позволяют утверждать: писатель является одним из прототипов своего героя?

(Любовь к жизни и упорство в преодолении препятствий)

Реальные факты легли в основу романа, у героя книги есть реальные прототипы. Но Дефо был писателем. То есть он творчески осмыслил поразившие его факты:

Если Селькирк провел на острове 4 года и 5 месяцев, то Робинзон – 28. Автор сознательно поставил своего героя в тяжелейшие условия. Причем его герой после всех испытаний остался цивилизованным человеком.

Дефо перенес место действия из Тихого океана в Атлантический, в устье реки Ориноко. Координаты острова, названные писателем, совпадают с координатами острова Тобаго. Дефо избрал этот район потому, что он был достаточно подробно описан в тогдашней литературе. Сам писатель здесь никогда не бывал. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна. Ведь почти все, описанное в романе, ограничено пространством. И необходима была полная точность деталей: климат, флора и фауна, рельеф острова.

Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стал завоевывать сердца читателей во всем мире.

Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. При жизни Дефо роман выдержал 17 изданий. Книги продавались по 5 шиллингов - деньги немалые. Но раскупался роман быстро.

Мастерство писателя победило: люди, читая книгу, искренне верили в “удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”.

4. Причины огромного успеха романа.

Роман “Робинзон Крузо” был необычайно популярен. Попробуйте объяснить его популярность. В чем видите вы ее причины?

Современники верили в подлинность описанного, т.к. рассказ ведется от 1 лица

Сюжет крайне увлекателен, в основе его – авантюра

Впервые в английской литературе героем стал рядовой английский буржуа – предприимчивый, смелый, энергичный. И при этом – совершенно заурядный, обычный человек.

5. Работа переводчика

- В 1764 году появился первый русский перевод романа. Как работает переводчик? Труден ли его хлеб?

Что надо знать и уметь переводчику?

Ответить на эти вопросы смогут ребята, переводившие фрагменты романа с английского языка на русский.

С какими трудностями вы встретились? / Английский язык претерпел значительные изменения с момента написания романа/.

- Прочитайте получившийся у вас текст.

Выступление группы переводчиков.

6. Герой романа и его судьба. /Беседа с использованием текста романа/.

(Звучит аудиозапись: шторм на море)

Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек…

Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/

- Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/.

А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/.

Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/.

Что прежде всего было взято с корабля?

- “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.

- Докажите примерами упорство этого человека

Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?

/Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д.. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию/.

Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? /Трудолюбие/.

7. Психологизм романа

“Жизнь и необычайные приключения “Робинзона Крузо” можно назвать одним из первых психологических романов. Грусть, отчаяние, тоска, уныние – все испытал Робинзон. И поддайся он этим чувствам – не было бы его возвращения.. Но он так сильно хотел жить, что сумел взять себя в руки. Он работал и работал, а по вечерам, пока не кончились чернила, делал записи.

- Сюжет романа осложнён страничками дневника Робинзона. Какова цель ведения этого дневника?

/Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником/.

Особое внимание привлекает сочиненное им стихотворение о Добре и Зле. Какова роль этих строк?

/Даже находясь в критической ситуации, надо уметь находить положительное, хорошее в том, что с тобой происходит. Надо стараться не предаваться унынию, а действовать, понимая, что могло быть и хуже, что жизнь продолжается/.

Выступление ученицы: Самооценка и самоанализ в дневниках Робинзона Крузо.

Ведь Д. Дефо не просто родоначальник европейского романа. Он – родоначальник романа психологического.

Как вы понимаете выражение “психологический роман”? Докажите примерами из текста, что Робинзон постоянно осмысливает свои поступки, мысли, желания.

Многие исследователи творчества Дефо утверждают, что Робинзон – натура противоречивая: в нем смешались самые разные черты, как добрые, так и дурные. Подумав, я решила согласиться с этим утверждением. А что думаете вы? Есть ли противоречия в характере Робинзона?

Заполнение таблицы:

Отрицательное в Робинзоне:

История с Ксури. Робинзон еще не умеет думать о других, не умеет сопереживать и нести ответственность за жизнь другого.

Первое слово, выученное Пятницей, – Господин /не друг, не товарищ/

“Я – царь и хозяин этой земли. Права мои на нее бесспорны”.

Положительное в герое:

“Мне суждено было самому быть виновником всех моих несчастий”

“Однако бесполезно было сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить”

-Какие же качества сочетаются в герое романа?

/Дружелюбие – и снобизм; доброта – и высокомерие; склонность к власти – и склонность к покаянию, хозяйственность - и купеческая расчетливость: он скрупулезно подсчитывает количество убитых дикарей/

А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный?

(Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра).

Ученики высказывают свое мнение

Среди нас есть человек, который знает Робинзона куда лучше нас. Это его верный слуга Пятница.

Инсценированный рассказ Пятницы от первого лица

Скажи, Пятница: твой господин - хороший человек?

А теперь давайте послушаем самого мистера Робинзона.

Инсценированный рассказ Робинзона от первого лица

  • Идут годы, полные труда, неимоверных усилий – и Робинзон становится мудрее, многое понимает иначе.

А что именно?

  1. Он начал верить в Бога
  2. “Я научился больше смотреть на светлые, чем на темные стороны моего положения”
  3. “Я был сыт, потребности мои были удовлетворены – для чего же мне было все остальное?” Т.е. человеку не так уж много и надо для счастья.

8. Сюжет и композиция романа

Как построен роман? Что считаете вы важнейшими звеньями сюжетной линии, раскрывающими характер героя?

  • Можете ли вы определить такие важнейшие элементы сюжета как завязка, кульминация и развязка?
  • А почему мы не говорим о художественно-выразительных средствах: эпитетах, метафорах, сравнениях? /Мы читали роман в переводе/
  • А почему я не спрашиваю вас о роли пейзажа в романе, в раскрытии образа героя? (Он – купец, прагматик, он лишь использует природу)

Читая книгу, я обратила внимание на слова: “Во всяком зле можно найти добро, стоит только подумать, что могло случиться хуже”.

  • А на что обратили внимание вы?

/Чтение вызвавших интерес строк/

А как вы понимаете знаменитую шекспировскую фразу, выбранную в качестве эпиграфа?

9. Подведение итогов

Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?

Современна ли эта книга?

Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения.

10. Заключительное слово учителя.

В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.

Домашнее задание: Написать сочинение “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо” или Письмо господину Робинзону Крузо.

Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» стал поистине новаторским произведением своего времени. Не только его жанровая особенность, реалистические тенденции, естественная манера повествования и ярко выраженная социальная обобщенность делают его таковым. То главное, чего достиг Дефо – это создание романа нового типа, того, что сейчас подразумеваем мы, говоря об этом литературном понятии. Любители английского, вероятно, знают, что в языке существуют два слова – «romance» и «novel». Так вот, первый термин обозначает тот роман, что существовал вплоть до 18 века, художественный текст, включающий различные фантастические элементы – ведьм, сказочные превращения, колдовство, клады и т.д. Роман же нового времени – «novel» – подразумевает в точности обратное: естественность происходящего, внимание к деталям быта, ориентация на достоверность. Последнее удалось писателю как нельзя лучше. Читатели действительно верили в правдивость всего написанного, а особенно яростные поклонники даже писали письма Робинзону Крузо, на которые с удовольствием отвечал сам Дефо, не желая снимать пелену с глаз воодушевленных фанатов.

Книга повествует о жизни Робинзона Крузо, начиная с восемнадцатилетнего возраста. Именно тогда он покидает родительский дом и отправляется навстречу приключениям. Еще до того, как попасть на необитаемый остров, он переживает немало злоключений: он дважды попадает в шторм, оказывается в плену и два года терпит положение раба, а после того, как судьба вроде бы показала свою благосклонность к путешественнику, одарила его умеренным достатком и прибыльным делом, герой бросается в новую авантюру. И на этот раз, уже остается в одиночестве на необитаемом острове, жизнь на котором и составляет основную и важнейшую часть повествования.

История создания

Считается, что идею создания романа Дефо позаимствовал из реально произошедшего случая с одним моряком – Александром Селькирком. Источником этой истории, скорее всего, было одно из двух: либо книга Вудса Роджерса «Плавание вокруг света», либо очерк Ричарда Стила, напечатанный в журнале «Англичанин». А произошло вот что: между моряком Александром Селькирком и капитаном корабля вспыхнула ссора, в результате чего первый был высажен на необитаемом острове. Ему выдали необходимый на первое время запас провианта и оружия и высадили на острове Хуан Фернандес (Juan Fernández), где он прожил в одиночестве около четырех с лишним лет, пока его не заметило проходившее мимо судно и не доставило в лоно цивилизации. За это время моряк полностью потерял навыки человеческого быта и общения; ему потребовалось время на адаптацию к прошлым условиям жизни. Дефо немало изменил в истории Робинзона Крузо: его затерянный остров переместился из Тихого океана в Атлантический, срок проживания героя на острове увеличился с четырех до двадцати восьми лет, при этом он не одичал, а напротив смог организовать свой цивилизованный быт в условиях девственно дикой природы. Робинзон считал себя его мэром, установил строгие законы и порядки, научился охоте, рыбной ловле, земледелию, плетению корзин, выпеканию хлеба, сыроделию и даже выделке глиняной посуды.

Из романа становится понятно, что на идейный мир произведения также повлияла философия Джона Локка: все основы созданной Робинзоном колонии выглядят как переложение идей философа о правлении. Интересно, что в трудах Локка уже была использована тема острова, находящегося вне какой-либо связи с остальным миром. Помимо этого, именно сентенциями этого мыслителя, скорее всего, навязаны и убеждения автора о важной роли труда в жизни человека, о его влиянии на историю развития общества, ведь только упорный и тяжелый труд помог герою создать подобие цивилизации в условиях дикой природы и сохранить цивилизованность самому.

Жизнь Робинзона Крузо

Робинзон – один из трех сыновей в семье. Старший брат главного героя погиб на войне во Фландрии, средний пропал без вести, поэтому за будущее младшего родители переживали втройне. Тем не менее, образования ему никакого не дали, с детства его занимали в основном только мечты о морских приключениях. Отец уговаривал его жить размеренно, соблюдать «золотую середину», иметь надежный честный заработок. Однако отпрыск не смог выкинуть из головы детские фантазии, страсть к приключениям и в восемнадцать лет, против воли родителей, отправился на корабле в Лондон. Так начались его странствия.

В первый же день на море случился шторм, изрядно напугавший юного авантюриста и заставивший задуматься о небезопасности предпринятого путешествия и о возвращении домой. Однако после окончания бури и обыкновенной попойки сомнения улеглись, и герой решил отправляться дальше. Это событие стало предвестником всех его будущих злоключений.

Робинзон, даже будучи уже взрослым человеком, никогда не упускал случая пуститься в новую авантюру. Так, неплохо устроившись в Бразилии, имея свою весьма доходную плантацию, приобретя друзей и хороших соседей, как раз достигнув той самой «золотой середины», о которой когда-то говорил ему отец, он соглашается на новое дело: доплыть до берегов Гвинеи и тайно приобрести там рабов для увеличения плантаций. Он и команда, всего 17 человек, отправляются в путь, в роковую для героя дату – первое сентября. Когда-то первого сентября он также отплыл на корабле из дома, после чего потерпел немало бедствий: два шторма, пленение турецким корсаром, два года рабства и тяжелый побег. Теперь его ждало более серьезное испытание. Корабль снова попал в шторм и разбился, погибла вся его команда, а Робинзон оказался один на необитаемом острове.

Философия в романе

Философский тезис, на котором строится роман, – человек – разумное социальное животное. Поэтому и жизнь Робинзона на острове строится по законам цивилизации. У героя продуман четкий распорядок дня: начиналось все с чтения Священного Писания, потом охота, сортировка и приготовление убитой дичи. В оставшееся время он мастерил различные бытовые предметы, что-то строил или же отдыхал.

Кстати, именно Библия, взятая им с потонувшего корабля вместе с другими предметами первой необходимости, помогли ему постепенно смириться со своей горькой участью одинокой жизни на необитаемом острове, а после даже признать, что он еще тот счастливчик, ведь все его товарищи погибли, а ему была дарована жизнь. И за двадцать восемь лет в изоляции он не только приобрел, как оказалось, столь нужные навыки охоты, земледелия, различных ремесел, но и претерпел серьезные внутренние изменения, встал на путь духовного развития, пришел к Богу и религии. Однако его религиозность практическая (в одном из эпизодов он распределяет все случившиеся в два столбика – «добро» и «зло»; в колонке «добро» оказалось на один пункт больше, что и убедило Робинзона в том, что Бог – хороший, Он дал ему больше, чем взял) – явление в 18 века.

Среди просветителей, кем и являлся Дефо, был распространен деизм – рациональная религия, опирающаяся на доводы разума. Неудивительно, что и его герой, сам того не подозревая, воплощает просветительскую философию. Так, в своей колонии Робинзон дает равные права испанцам и англичанам, исповедует веротерпимость: сам он считает себя протестантом, Пятница, по роману, – новообращенный христианин, испанец – католик, а отец Пятницы – язычник, к тому же еще и людоед. И всем им приходится жить вместе, однако никаких конфликтов на религиозной почве не происходит. У героев есть общая цель – выбраться с острова – и ради этого они трудятся, не обращая внимания на конфессиональные различия. Труд стает в центре всего, он и является смыслом человеческой жизни.

Интересно, что история Робинзона Крузо имеет притчевое начало – один из любимых мотивов английских романистов. «Притча о блудном сыне» положена в основу произведения. В ней, как известно, герой возвратился домой, покаялся в грехах перед отцом и был прощен. Дефо изменил смысл притчи: Робинзон, как и «блудный сын», покинувший отчий дом, вышел победителем – благополучный исход обеспечили ему его труд и опыт.

Образ главного героя

Образ Робинзона нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Он естественен, а поэтому очень реалистичен. Юношеская безрассудность, толкающая его на все новые и новые авантюры, как в конце романа говорит сам герой, осталась с ним и в зрелом возрасте, он не прекратил свои морские путешествия. Эта безрассудность совершенно противоречит практическому уму мужчины, привыкшему на острове продумывать в деталях любую мелочь, предвидеть каждую опасность. Так, его однажды глубоко поражает то единственное, чего он не смог предвидеть – возможность землетрясения. Когда оно случилось, он понял, что обвал при землетрясении мог бы запросто засыпать его жилище и самого Робинзона, находящегося в нем. Это открытие заставило его не на шутку перепугаться и как можно быстрее перенести дом в другое, безопасное место.

Его практичность проявляется, главным образом, в умении добывать средства к существованию. На острове это его настойчивые поездки за припасами к затонувшему кораблю, изготовление бытовых предметов, приспособление ко всему тому, что мог дать ему остров. Вне острова это его доходная плантация в Бразилии, умение добыть деньги, строгий счет которым он всегда вел. Даже во время вылазки на затонувшее судно он, несмотря на то, что понимал абсолютную бесполезность денег там, на острове, все же забрал их с собой.

К его положительным качествам можно отнести хозяйственность, рассудительность, предусмотрительность, находчивость, терпение (сделать что-то на острове для хозяйства было чрезвычайно сложно и занимало это немало времени), трудолюбие. Из отрицательных, возможно, безрассудство и порывистость, в некоторой степени равнодушие (например, к своим родителям или к людям, оставшимся на острове, о которых он особо не вспоминает, когда появляется возможность покинуть его). Однако все это можно представить и по-другому: практичность может показаться излишней, а если прибавить внимание героя к денежной стороне вопроса, то его можно назвать меркантильным; безрассудство, да и равнодушие в данном случае, могут говорить о романтической натуре Робинзона. В характере и манере поведения героя нет однозначности, но это и делает его реалистичным и, отчасти объясняет, почему многие читатели верили в то, что это реальная личность.

Образ Пятницы

Помимо Робинзона, интересен образ его слуги Пятницы. Он дикарь и людоед по рождению, спасенный Робинзоном от верной смерти (его, к слову, тоже должны были съесть его же соплеменники). За это дикарь обещал преданно служить своему спасителю. В отличие от главного героя, он никогда не видел цивилизованного общества и до встречи с иноверцем жил по законам природы, по законам своего племени. Он — «естественный» человек, и на его примере автор показал, как цивилизация влияет на индивида. По мнению писателя, именно она естественна.

Пятница совершенствуется за весьма короткое время: он довольно быстро изучает английский, перестает следовать обычаям его соплеменников-людоедов, учится стрелять из ружья, становится христианином и т.д. При этом он обладает прекрасными качествами: он верный, добрый, пытливый, сообразительный, рассудительный, не лишен простых человеческих чувств, таких как любовь к отцу.

Жанр

С одной стороны, роман «Робинзон Крузо» принадлежит к литературе путешествий, так популярной в Англии того времени. С другой стороны, есть явно притчевое начало или традиция аллегорической повести, где на протяжении повествования прослеживается духовное развитие человека, а на примере простых, житейских подробностей раскрывается глубокий нравственный смысл. Произведение Дефо часто называют философской повестью. Источники создания этой книги весьма разнообразны, а сам роман и по содержанию, и по форме являлся произведением глубоко новаторским. С уверенностью можно сказать одно – столь оригинальная литература имела множество почитателей, поклонников, и, соответственно, подражателей. Похожие работы стали выделять в особый жанр «робинзонады», справедливо названный в честь покорителя необитаемого острова.

Чему учит книга?

В первую очередь, конечно, умению трудиться. Робинзон прожил на необитаемом острове двадцать восемь лет, но он не стал дикарем, не потерял признаки цивилизованного человека, и все это благодаря труду. Именно сознательная созидательная деятельность отличает человека от дикаря, благодаря ей герой держался на плаву и с достоинством выдержал все испытания.

Помимо этого, несомненно, на примере Робинзона показано, как важно иметь терпение, как необходимо учиться новому и постигать то, чего раньше никогда не касался. А развитие новых навыков и способностей рождает в человеке рассудительность и здравый ум, так пригодившийся герою на необитаемом острове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(Смотреть анализ произведения в тетради)

XVIII век привносит в литературу Европы новое миропонимание. Литература вступает в эпоху просвещения, когда идеология феодализма отходит на второй план, а главной идейной основой просветителей становится культ универсального разума.

Несмотря на торжество нового принципа миросозерцания и мировоззрения, находились личности, которые представляли их с разными оттенками. Одни утверждали, что человека непосредственно формирует Среда обитания, но прогрессом безусловно движет разум. Эта часть просветителей считала, что мнение правит миром, а поэтому людям нужно прививать понимание определенных истин, просвещать их. Таким образом, просвещение считалось двигателем исторического прогресса.

Другие придерживались концепции естественного человека и «человеку историческому», зараженному пороками и предрассудками цивилизации, противопоставляли «человека природного», наделенного добродетельными природными качествами.

Таким образом, Просвещение XVIII века не было выразителем единой идеи. Тут и там возникновала полемика между выразителями различных точек зрения. Наш интерес представляет полемика Д. Дефо и Дж. Свифта.

Д. Дефо в начале своего романа «Приключения Робинзона Крузо», показывает нам героя в мире цивилизации. Причем герой не хочет принимать условностей общества, он отказывается от карьеры юриста и на доводы отца (о его возможной беспроблемной жизни в качестве гражданина со среднем достатком) он отвечает желанием путешествовать. Его стремление к природной стихии - морю, осуществляются. Он, соблазненный вожможностью бесплатно проехать на корабле, отправляется в море. Море – природная стихия. И, в первый раз оказавшись на «природном» фоне, Робинзон не способен ему противостоять. ОН, как человек цивилизации, не может вникнуть в борьбу моряков со стихией за собственную жизнь, а стихия, как природное начало, не терпит «цивилизованного» Робинзона. Это подтверждается и вторым штормом, в который он попал. Неблагодарность родителям, легкомыслие, корысть не совместимы с естественным состоянием, к которому стремился Робинзон, уходя их дома.

В результате злоключений герой оказывается полностью оторванным от цивилизации на необитаемом острове (если не считать ее элементами вещи, привезенные им с затонувшего корабля). Здесь Дефо, опирась на концепцию естественного человека, преследует цель показать человека в его естественной природной среде.

И, действительно, герой, вначале совсем отчаявшийся, постепенно сближается с природой. В начале романа он признавался, что на любое дело у него никогда не хватит терпения. Теперь же, благодаря своим умственным способностям и подсказкам природы, он терпеливо выполнял каждое дело. После грозы, боясь взрыва пороха, он углубил пещеру, после землятресея, боясь быть заживо погребенным, – укрепил жилище, боясь заболеть от дождей и жары – смастерил одежду. Действия героя подчинялись лишь страху и необходимости. Он не испытывал ни зависти, ни корыстолюбия, ни алчности, он испытывал лишь страхи. После самого «страшного» страха – боязни смерти, он обращается к вере. И, читая Библию, он осознает свою неправедную жизнь, находит успокоение.


Вот, казалось бы, перед нами предстала идиллия воспитания человека природой. Но не каждый человек попадая в естественные условия развития сможет достичь прогресса. Ведь дикари, время от времени посещавшие остров Отчаянья, тоже жили в естественных условиях. Однако, герой не считал их людьми за варварскую привычку поедать себе подобных. Но вскоре, познакомивщись со спасенным им дикарем, убедился, что добродетельных качеств у него даже больше, чем у какого-либо человека из цивилизованного общества. Робинзону удалось наставить Пятницу на путь истинного прогресса. Он «просвещал» его, вводя в мир религии. А конца у этого реферата нет. Но самое главное сказать, что человек, попадая в «естественные» условия, становится лучше.

Главное содержание романа - жизнь Робинзона на необитаемом острове. Основная тема романа - борьба человека с природой. Но она происходит в такой необычайной обстановке, что каждый самый прозаический факт - изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды - воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Производительная деятельность Робинзона отличает его от шотландского матроса Александра Селкирка, который постепенно забыл все навыки цивилизованного человека и впал в полудикое состояние.

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Робинзон, говорит Энгельс, - это «настоящий буржуа», типичный английский купец и делец XVIII века. Энгельс отмечает, что, оказавшись на необитаемом острове, он «тотчас же, как истый англичанин, начинает вести учет самому себе». Он отлично знает цену всем вещам, из всего умеет извлечь прибыль, мечтает разбогатеть, подчиняет соображениям выгоды свои чувства. Очутившись на острове, он осознает себя его владельцем. При всей его гуманности и уважении к человеческому достоинству дикарей он смотрит на Пятницу как на своего раба, и рабство кажется ему естественным и необходимым. Чувствуя себя собственником, Робинзон с людьми, которые впоследствии попали на его остров, ведет себя как хозяин положения и требует от них повиновения своей воле. При этом он не очень верит клятвам раскаявшихся мятежников с корабля и добивается их покорности, возбуждая в них страх перед виселицей, которая ждет их на родине.Дефо критикует одну из главных доктрин пуританства о существовании зла. Все эти черты коммерсанта, плантатора, дельца и пуританина дают нам понять, каков был тип английского буржуа, современника Дефо. Перед нами восстанавливается историческая картина деятельности молодой английской буржуазии XVIII века.

Но Робинзон - образ двойственный. Помимо черт буржуа и накопителя, у него есть замечательные человеческие качества. Он мужествен. Он побеждает страх, такой понятный в его положении, призывая на помощь разум и волю. Разум помогает ему понять, что все кажущееся ему чудом или действием божьей воли на самом деле - естественное явление. Так было, когда он увидел хлебные злаки, выросшие на том месте, где он высыпал зерно. Судьба была к Робинзону милостива и позволила ему на необитаемом острове воспользоваться достижениями цивилизации: с корабля он привез инструменты, хозяйственный инвентарь и запасы продовольствия. Но дальновидный Робинзон хочет обеспечить себя и на старости лет, так как боится, что проживет всю жизнь в одиночестве. Ему приходится осваивать опыт охотника, зверолова, пастуха, земледельца, строителя, ремесленника-кустаря, и он с удивительной энергией овладевает навыками всех этих профессий, проявляя подлинно творческое отношение к труду.

Таким образом, как «естественный» человек, Робинзон Крузо не «одичал» на необитаемом острове, не поддался отчаянию, а создал вполне нормальные условия для своей жизни.

Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» был важнейшим вкладом Дефо в литературу. Очень хорошо понимавший своих современников, Дефо знал, как велик и закономерен их интерес к путешествиям. Англия, быстро превращавшаяся в буржуазное государство, вела колониальную политику, захватывая и осваивая новые территории. Снаряжались торговые корабли во все страны мира. На морях и океанах купцы вели себя, как пираты, и безнаказанно грабили иностранные корабли, становились хозяевами несметных богатств. Часто приходили известия о том, что открыты новые земли то в одной, то в другой части света. Все это горячило воображение, сулило отважным необыкновенные удачи и неожиданное обогащение, рождало страсть к путешествиям. Люди зачитывались изданиями путевых дневников и записками путешественников. Литература, в которой действовали вымышленные герои, читателей больше не привлекала: они хотели знать правду о жизни, настоящую и неприкрашенную, знать ее от живых, не выдуманных писателями людей.

Дефо выдал свой роман за подлинные записки «моряка из Йорка», а себя - всего лишь за их скромного издателя. Вымысел был принят за правду, и это произошло тем более легко, что современникам Дефо, да и ему самому, случалось видеть людей, проведших по нескольку лет на необитаемых островах. Одним из таких людей был Александр Селкирк, шотландский матрос. За непокорность капитану корабля его, по обычаю того времени, высадили на необитаемый остров Хуан Фернандец в Тихом океане. Случай с Селкнрком был описан в одном из журналов и в записках того капитана, который через четыре с лишним года нашел Селкирка и привез его на своем корабле в Англию. Селкирк одичал и почти позабыл родной язык.

История Селкирка несомненно повлияла на возникновение замысла «Робинзона Крузо». На остров Робинзона, который Дефо поместил недалеко от Вест-Индии, близ устья реки Ориноко, писатель даже перенес часть той флоры и фауны, которая была на острове Хуан Фернандец и совсем не могла существовать там, где жил Робинзон. Уличить Дефо в ошибке никто не мог - эта часть земли была еще мало исследована.

Даже тогда, когда читатели узнали, что «Приключения Робинзона Крузо» - плод творческого воображения писателя, их интерес к роману не угас. И сейчас мы взволнованно следим за жизнью Робинзона. Вот его, юношу, влечет к морю, и никакие испытания и препятствия не могут излечить его от этой страсти. Вот его захватывают пираты в рабство, и через несколько лет он бежит с мальчиком Ксури. Вот Робинзон - хозяин бразильской плантации. Как крепнет о нем желание нажить богатство! Вот новое страшное испытание в самый разгар успеха - буря и кораблекрушение; радость спасения и сменивший ее ужас перед одиночеством на необитаемом острове. Как просто и вместе с тем увлекательно обо всем рассказано. И как простые детали и подробности создают картину, полную драматизма! Вспомним, например, такой случай. Робинзон, спасшись, ищет своих спутников и находит три шляпы, одну фуражку и два непарных башмака. Простое перечисление выброшенных на берег вещей красноречиво рассказывает о человеческой трагедии, о том, что людей, которым принадлежали «непарные башмаки», уже нет на свете.

Главное содержание романа - жизнь Робинзона на необитаемом острове. Основная тема романа - борьба человека с природой. Но она происходит в такой необычайной обстановке, что каждый самый прозаический факт - изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды - воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Производительная деятельность Робинзона отличает его от шотландского матроса Александра Селкирка, который постепенно забыл все навыки цивилизованного человека и впал в полудикое состояние.

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Вот почему так поверили в Робинзона первые читатели книги. Вся жизнь Робинзона на острове доказывает, как много может сделать обыкновенный человек, как безграничны его возможности.

«Робинзон Крузо» - книга для всех возрастов. Юных читателей увлекает история героя. Взрослые, кроме того, заинтересовываются всеми философскими и экономическими проблемами, которые о ней подняты.

«Робинзона Крузо» часто цитировали Маркс и Энгельс в своих исследованиях экономики капиталистического общества.

Классики марксизма увидели, что и сам Робинзон и его деятельность имеют не только общечеловеческое значение, но и содержат типически буржуазные черты. Робинзон, говорит Энгельс, - это «настоящий буржуа», типичный английский купец и делец XVIII века. Энгельс отмечает, что, оказавшись на необитаемом острове, он «тотчас же, как истый англичанин, начинает вести учет самому себе». Он отлично знает цену всем вещам, из всего умеет извлечь прибыль, мечтает разбогатеть, подчиняет соображениям выгоды свои чувства. Очутившись на острове, он осознает себя его владельцем. При всей его гуманности и уважении к человеческому достоинству дикарей он смотрит на Пятницу как на своего раба, и рабство кажется ему естественным и необходимым. Чувствуя себя собственником, Робинзон с людьми, которые впоследствии попали на его остров, ведет себя как хозяин положения и требует от них повиновения своей воле. При этом он не очень верит клятвам раскаявшихся мятежников с корабля и добивается их покорности, возбуждая в них страх перед виселицей, которая ждет их на родине.

Как истинный буржуа, Робинзон твердо держится пуританской религии. Интересны споры Робинзона и Пятницы о религии, в которых «естественный человек» Пятница без труда опровергает богословские доводы Робинзона, взявшегося обращать его в христианство, и подвергает сомнению существование дьявола. Так Дефо критикует одну из главных доктрин пуританства о существовании зла.

Все эти черты коммерсанта, плантатора, дельца и пуританина дают нам понять, каков был тип английского буржуа, современника Дефо. Перед нами восстанавливается историческая картина деятельности молодой английской буржуазии XVIII века.

Но Робинзон - образ двойственный. Помимо черт буржуа и накопителя, у него есть замечательные человеческие качества. Он мужествен. Он побеждает страх, такой понятный в его положении, призывая на помощь разум и волю. Разум помогает ему понять, что все кажущееся ему чудом или действием божьей воли на самом деле - естественное явление. Так было, когда он увидел хлебные злаки, выросшие на том месте, где он высыпал зерно. Судьба была к Робинзону милостива и позволила ему на необитаемом острове воспользоваться достижениями цивилизации: с корабля он привез инструменты, хозяйственный инвентарь и запасы продовольствия. Но дальновидный Робинзон хочет обеспечить себя и на старости лет, так как боится, что проживет всю жизнь в одиночестве. Ему приходится осваивать опыт охотника, зверолова, пастуха, земледельца, строителя, ремесленника-кустаря, и он с удивительной энергией овладевает навыками всех этих профессий, проявляя подлинно творческое отношение к труду. Корнилова Е.Даниэль Дефо и его роман «Приключения Робинзона Крузо» // Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим. - М.: Металлургия, 1982. - С.319.

Таким образом, как «естественный» человек, Робинзон Крузо не «одичал» на необитаемом острове, не поддался отчаянию, а создал вполне нормальные условия для своей жизни.