Установка формируется под воздействием следующих факторов. Психологическая структура установок и динамика их изменений под влиянием пропаганды. Процесс формирования личности

Предыдущее изложение было связано, прежде всего, с психологическими проблемами оптимизации пропаганди­стской коммуникации с точки зрения ее успешности. Ус­пешное пропагандистское действие приводит к соответ­ствующим изменениям в установках и поведении челове­ка, формирует его определенное отношение к явлениям окружаюшего мира. В последнее время все чаше обращаются к вопросу об успешности пропаганды с учетом ее влияний на систему установок людей, в основном идей­но-политических.

Пробуемая установка исследуется рядом общественных наук, ибо большая часть установок формируется в про­цессе воспитания человека в обществе. В этом смысле поли­тическая пропаганда является специфической воспитатель­ной деятельностью, направленной, прежде всего на разви­тие сознания и общественно-политических установок.

Установка - это некоторые состоящие готовности со­знания к реагированию на определенную ситуацию. Г, Ол-порт, один из представителей концепции установки, определяет ее как «умственное и нервное состояние го­товности, возникшее на основании опыта и оказываю­щее направляющее и динамическое влияние па поведение человека, которое возникает как реакция на все явления и примеры, входящие в сферу его жизнедеятельности*.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ИДЕЙНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

В ряду имеющихся теорий установки наиболее полной с психологической точки зрения является познаватель­ная концепция установки, разработанная Д. Кречем, Р. Крачфилдом и Е. Бэллэчи в совместной работе «Индивид в обществе». Подчеркивая особое значение готовности к действию, направленному на предмет установки, авторы полагают, что эту готовность не следует отождествлять с реальным действием, осуществление которого зависит от многих внешних факторов. Даже вполне определенная го­товность может не выразиться в действии под влиянием каких-либо внутренних или внешних ограничений. Тем не менее действие л этом случае тесно связано с установ­кой, что, несомненно, облегчает определение установки как таковой.

Несмотря на существенные различия между всеми упо­мянутыми определениями, установки имеют некотооые общие черты:

всегда существует некоторый предмет, к которому они относятся;

они связаны с некоторыми познавательными процесса­ми, такими, например, как наблюдение и воображение;

они связаны также с определенными эмоциональны­ми состояниями, выражающими специфическое отноше­ние к некоторым лицам, предметам или явлениям;

в них проявляются мотивационные элементы, а порой и сами установки выступают как мотивы к действию.

Перечисленные свойства и структурные элементы ус­тановок позволяют выделить их среди других психологи­ческих явлений?



Наиболее характерной чертой установок является их связь с предметом, вызывающим определенные реакции. Что же касается других постоянных свойств установок, то они являются психологическими компонентами и бу­дут рассмотрены в процессе дальнейшего изложения.

Рассмотрение проблемы установки дает нам основание предложить следующее понимание этого термина, отве­чающее целям настоящей работы. Установка - это сфор­мированная под воздействием пропаганды, воспитания и опыта относительно устойчивая организация знании, чувств и мотивов, вызывающая соответствующее отно­шение человека к идейным, политическим и общественным явлениям окружающей его действительности, выражаю­щееся в действии (в широком смысле слова).

Установки, таким образом, являются универсальным «поведением» по отношению к окружающей человека дей­ствительности, в которой может существовать множество предметов и явлений, имеющих для человека особое зна­чение. Предметом установок может быть все, чти имеет или имело (в историческом смысле) какое-либо значение для удовлетворения человеческих потребностей. Множе­ство предметов и явлений, имеющих особое значение для человека, делает весьма трудным (а иногда лаже невоз­можным) нахождение научных критериев для классифи­кации установок. Тем не менее, попытка классифициро­вать установки, формирующиеся под влиянием пропа­ганды, представляется оправданной. Однако она может лишь проиллюстрировать проблему, но ни в коем случае не исчерпать ее.

Как уже отмечалось, установки формируются под воз­действием общества. В зависимости от содержания, каче­ства и направления этого воздействия образуются определенные группы установок, и в том числе сформирован­ные пол воздействием политической пропаганды. После­дние распадаются на три основные группы: идеологичес­кие, политические и общественные. Более мелкие сово­купности установок, подчиненные этим группам, одно­значно определить крайне трудно. Разумеется, классичес­кого, исчерпывающего разделения понятий произвести невозможно, поскольку как предметы установок, так и сами установки взаимно переплетаются.

Основными, доминирующими в сознании человека являются идеологические установки, связанные с разде­ляемой им идеологией 1 . Существует мнение, что идеоло­гия образует систему установок и убеждений, отличи­тельным свойством которой является то, что она образует основу и цель деятельности общественных классов, наци­ональных или каких-либо иных общественных групп и политических движений. Неидсологическими в этом смысле являются только факторы, либо вообше не влияющие на человеческую общественную практику, либо влияющие на практику человечества в целом, а не на отдельные и (подчас) противостоящие общественные группы. Идеоло­гические установки оказывают влияние на все другие груп­пы установок. Почти невозможно встретить человека, име­ющего положительные установки на идеологию и нега­тивные - на политику государства, направляемую этой идеологией.

Вторая группа установок, формируемых пропагандой, - это политические установки, то есть установки, выра­жающие устойчивый тип поведения и отношения граж­дан к внутренней и внешней политике государства. Эти установки могут быть сведены в относительно однород­ную группу, хотя отношение подчинения идеологии и политики сохраняется. С его точки зрения, политика - это практическая деятельность, направленная на осуще­ствление целей, определенных идеологией. Например, со­циализм, ликвидировав монополию эксплуататорских классов на проведение политики, вывел на арену поли­тической деятельности рабочих и крестьян и создал но­вый тип связи между этими классами и интеллигенцией.

ИДЕОЛОГИЯ

Присущая данному общественному классу совокупность идей и воззрений на мир и жизнь, сформированных в данных исторических условиях, отражающих социальное сознание этого класса и служащих для выражения и за­шиты его жизненных интересов,

ИДЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ

совокупность знаний об идеологии, эмоциональных отношений к основным принципам этой идеологии и практические действия на ее основе.

ОБЩЕСТВО

исторически сложившийся тип общности людей, зна­чительный в количественном и пространственном отно­шении. Члены общества связаны определенной формой социальных отношений, являющихся следствием систе­мы производственных отношений. Общество создает куль­турные ценности, образцы поведения и нормы деятель­ности.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

знание норм и образцов общественной деятельности и сопровождаемое соответствующими эмоциями поведение по отношению к этим нормам и образцам.

ПОЛИТИКА

искусство управления государством, сфера обществен­ной деятельности, связанной с завоеванием и удержани­ем власти определенным общественным классом, исполь­зование этой власти для решения внутригосударственных и международных проблем.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

отношение к основным нормам внутренней и между­народной политики государства и соответствующая дея­тельность на основе этого отношения.

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКИЕ УСТАНОВКИ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ДРУГИЕ УСТАНОВКИ

Наконец, третью группу установок составляют соци­альные установки, выражающие отношение личности к общественным нормам и стандартам, проявляющимся ц практике социального повеления данного человека. На формирование общественных норм явное влияние оказы­вает идеология. Социалистическое отношение к труду, например, основано на требованиях, вытекающих из иде­ологии социализма; это касается и социалистических меж­личностных отношений и т.д. Помимо основного отноше­ния между идеологией и обществом, социальные уста­новки выражают также отношения между политикой и обществом. Тесная связь между политикой и обществен­ными отношениями позволяет называть некоторые уста­новки социально-политическими.

Другие совокупности установок - патриотических, ин­тернационалистских, мировоззренческих и т.п., - фор­мируемые под влиянием политической пропаганды и со­держащие к известном смысле элементы всех трех опи­санных выше групп, вытекают из последних. Таким обра­зом, патриотические установки, имеющие определенную идеологическую обусловленность («социалистический пат­риотизм», например), обычно являются следствием опре­деленной политической ситуации. Наконец, эти установ­ки связаны с соблюдением норм поведения, признанных обществом (защита Родины, верность Отчизне, отноше­ние к государственным символам и т.п.). Подобным обра­зом можно охарактеризовать остальные совокупности ус­тановок (интернационалистских, этических, мировоззрен­ческих и др.), структура которых достаточна сложна. Так мы получаем сложную систему взаимодействия идейных и общественно-политических установок.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УСТАНОВОК

Установки являются относительно устойчивой струк­турой психики человека. Носителями определенных уста­новок являются конкретные люди, а не коллективы; люди со сходными установками объединяются в коллективы, которым присуще единство действий. Нет таких устано­вок, которые не существовали бы в чьем-либо конкрет­ном сознании. Например, какая-дибо мысль о каких-ни­будь ситуациях или предметах не является установкой до

тех пор, пока она не становится осознанным отношением определенных людей к этим ситуациям или предметам.

Любые установки, прежде всего, являются психически­ми структурами. В сущности, эти структуры складываются из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного, эмоционального и мотивационного.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВКИ

Иметь установку относительно какого-либо обществен­ного явления - значит обладать некоторым множеством сведений о нем; эти сведения могут различаться по объе­му и степени обоснованности, а в ряде случаев ограничи­ваться туманными представлениями о предмете или про­сто его названием (установки детей). Чем шире объем све­дений о данном предмете, тем больше возможность фор­мирования о нем устойчивых установок. Знание в извест­ном смысле обосновывает установки. Именно так следует понимать значение познавательного компонента установ­ки. Знание - даже неполное или искаженное - о предме­тах, явлениях и людях, а также об их свойствах и каче­ствах дает основания для формирования установок.

Полные и четкие установки возможны лишь при на­личии хорошо развитого познавательного компонента.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВКИ

Совокупность знаний о некотором явлении или пред­мете не может быть единственным фактором формирова­ния установки; в некоторых случаях первостепенное зна­чение приобретает эмоциональное отношение к предмету познания. В некоторых общественных и житейских ситуа­циях это отношение является основным фактором фор­мирования установок. Вообще говорят эмоциональное отно­шение человека к предмету установки является необходи­мым выражением его субъективной - положительной или отрицательной - оценки данного предмета или явления.

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВКИ

Любая установка может выступить в качестве мотива активной деятельности. Это существенный элемент самой структуры установки. Деятельность человека всегда обусловлена некоторыми мотивами. Отсюда следует, что толь­ко соответствующее сочетание познавательного, эмоцио­нального и мотивационного компонентов образует пол­ную структуру установки (рис. 6). Интеллектуальные и мотивами он ные компоненты сами по себе не образуют установки. Все составные элементы установок должны быть внутренне связаны. Эта внутренняя интеграция и опреде­ляет подлинную природу установок.

Таким образом, формирование соответствующих уста­новок требует воздействия на структуру личности в це­лом и на все составляющие ее элементы. Правильно орга­низованная работа по формированию установок должна быть обращена к личности, и прежде всего к ее интел­лекту, чувствам и стремлениям.

Описанная модель установок базируется на познава­тельной концепции, в соответствии с которой установки понимаются как взаимное соединение трех главных ком­понентов: познавательного, эмоционального и мотива­ционного.

Интеллектуальный компонент

Эмоциональный компонент

Мотиваиионпый компонент

УБЕЖДЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ

Актуальное повеление

Вербачьное поведение (мнение)

Любая установка характеризуется несколькими спе­цифическими чертами," которые.можно точно выделить и описать,ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УСТАНОВОК

Мы уже говорили, что всякая установка направлена на некоторый предмет, оказывающий влияние на се со­держание, то есть на одну из наиболее существенных ее характеристик. Поэтому установки всегда связывают их с отношением к этому предмету.

СФЕРА УСТАНОВОК

Сферой установок мы называем множество предме­тов, к которым эти взгляды относятся. Это множество может включать различное число предметов; чаще всего такие предметы объединяются в некоторые однородные группы. В этой связи установки можно расположить в за­висимости от возрастания их объема. Например, установ­ки на людей можно разделить на следующие:

установки на некоторых индивидов или отдельных лиц;

установки на небольшие социальные группы (напри­мер, на группу коллег);

установки на большие человеческие организации (на­род, класс и т. п.);

установки на человечество в целом.

Число предметов, входящих в объем этих установок, может расти от отношения к отдельному лицу до отноше­ния к наиболее полному множеству людей.

В социальной психологии существует также понятие сферы объекта установки, обозначающее количество свойств объекта, к которым данная установка относится. Дело в том, что объект (предмет) установки может иметь ограниченное число характеристик. Объем объекта уста­новки будет тем больше, чем больше черт данного объек­та булст в нее входить. По-видимому, множество черт предмета, охватываемое установкой, определяет ее на­правленность и устойчивость.

В дальнейшем для большей ясности мы сохраним пер­вое определение объема установки, имея в виду количе­ство предметов, связанных с данной установкой.

НАПРАВЛЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ УСТАНОВОК

При определении направленности установки следует учитывать положительный или отрицательный характер чувства, вызываемого предметом установки. С. Новак, ссы­лаясь на К. Левина, для обозначения качества чувств упот­ребляет термин «валентность» 1 . Представляется, однако, напомним, что усиление эмоций зависит от уровня знания о предмете установок и его значимости для человека, что термин « направленность установки» более понятен. Рассматривая направленность установки по отношению определенной ситуации, можно выделить три случая:

отсутствие направленности, когда человек не имеет никаких установок на некоторый предмет (0); положи­тельная направленность, когда установки имеют поло­жительную эмоциональную окраску (+); отрицательная направленность, когда установки имеют отрицательную эмоциональную окраску (-). Эмоциональная окраска мо­жет имеет различную интенсивность (в зависимости от силы чувств), которая и определяет устойчивость уста­новки. Ненависть в борьбе с неприятелем у разных людей может иметь разную степень устойчивости.

Две указанные выше взаимосвязанные характеристи­ки установок могут быть прослежены по шкале

Место какой-либо установки на такой шкале, а также определение ее направленности и устойчивости зависит от отношения к предмету установки. Очевидно, что пред­мет установки является некоторой целостностью, состав­ленный из многих характеристик: одна часть этих харак­теристик может быть оценена положительно, а другая часть - отрицательно. В сознании человека совокупность отри­цательного и положительного отношения к отдельным элементам предмета установки образует некоторое сред­нее или общее отношение. Психологический механизм возникновения этого общего отношения еще недостаточ­но изучен, хотя наблюдался эмпирически.

С, Новак обращает внимание на то, что при психоло­гической направленности установок одновременное упо­рядочение положительных и отрицательных установок не всегда оправданно. Могут существовать, например, двой­ственные установки, которые размешаются на шкале по обе стороны от нулевой точки.

Такая двойственность во внутренней структуре уста­новок не может не учитываться, а общая, суммарная ва­лентность не может выводиться из частных оценок. По тмнению С. Новака, «только тогда, когда путем опроса или констатации поведения мы убедимся в существова­нии некоторой общей валентности либо с помощью ана­лиза отдельных частных оценок придем к выводу о воз­можности ее существования... мы можем говорить о неко­торой валентности установки в целом по отношению к данному предмету».

Это положение, по-видимому, верно по отношению к установкам с большим объемом (например, на человече­ство в целом), а также по отношению к установкам на весьма сложный предмет (Родина, государство и т.п.); в противном случае общая валентность всегда возникает как простое суммирование эмоциональных отношений к от­дельным частям предмета установок.

СЛОЖНОСТЬ УСТАНОВОК

Не все установки достаточно сложны по своей психо­логической структуре и имеют развитые компоненты. При сравнении установок, свойственных тем или иным лю­дям, у одних наблюдается отсутствие некоторых компо­нентов, у других - чрезмерное развитие одних компо­нентов за счет недостаточного развития других. Типич­ным примером могут служить установки некоторых лю­дей на религию. В их установках нередко отсутствует ин­теллектуальный компонент, но чрезмерно развит эмоци­ональный.

По сложности установок их можно разбить на четыре основные группы:

установки, которые почти полностью сводятся к эмо­циональному отношению к предмету при отсутствии зна­ния о нем (отсутствие либо недостаточное развитие ин­теллектуального компонента);

установки, в которых определенному эмоционально­му отношению сопутствует более или менее развитое зна­ние о предмете при одновременном отсутствии четко вы­раженной предрасположенности к действию (мотиваци-онного компонента);

установки, в которых определенное эмоциональное отношение сочетается с готовностью к действию, однако имеет место недостаток знания или представления о предмете (интеллектуального компонента); установки, которые содержат все компоненты в раз­личных, более или менее расходящихся соотношениях (полные установки).

Неполный объем установок, таким образом, является результатом отсутствии интеллектуального или мотива-ционного компонентов; эмоциональный компонент при­сутствует в установках всегда.

Итак, в первой части курсовой работы было установлено, что под социальной установкой или аттитюдом понимается определенная благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах, а также в целенаправленном поведении. Другими словами аттитюд - это есть неосознаваемая готовность человека к определенному действию. Психологи при этом полагают, что всякое воздействие на индивида можно рассматривать с позиции теории установки. Когда данное воздействие обладает социальной природой, то тогда речь уже идет о социально-психологической природе установки. При этом постижение механизма действия установок облегчается уяснением действия принципа так называемой доминанты.

Исследователи в области психофизиологии утверждают, что человеческая деятельность во многом обусловливаться доминантой -- устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Она представляет собой то самое таинственное «нечто», что препятствует человеку или, наоборот, вынуждает его предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях. Психологи полагают, что доминанта в своем генезисе проходит три стадии. На первой стадии доминанта зарождается под воздействием внутренних химико-биологических процессов, с одной стороны, и внешних раздражителей -- с другой. Вторая стадия характеризуется тем, что из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», вследствие чего формируется условный рефлекс. Далее наступает третья стадия, которая устанавливает между доминантой и внешним раздражителем сильную связь, так что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее.

Во внешней среде всегда наличествуют определенные сигналы, на которые непременно реагирует соответствующая доминанта. При этом доминантный очаг характеризуется набором характерных для него свойств. Во-первых, это способностью, с одной стороны, как бы притягивать к себе различные внешние раздражители, а с другой -- подпитываться ими. Во-вторых, это заметная устойчивость доминантного очага во времени. В-третьих, доминанте свойственно ослабление, связанное с ее естественным разрешением. Ну и наконец, доминанты характеризуются господством одной из них в конкретный интервал времени различной продолжительности от минут до годов.

Многие исследователи уверены в том, что три основных фактора могут играть ключевую роль в определении важности установки. Первый фактор -- это собственные интересы: чем выше заинтересованность человека, тем важнее установка. Следующим ключевым фактором является -- социальная идентификация: чем сильнее группа, к которой принадлежит человек, придерживается данной установки, тем она важнее. В качестве третьего определяющего фактора выступает ценностная релевантность -- чем теснее установка связана с личными ценностями человека, тем выше ее важность. Таким образом, доминанта представляет собой объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. При этом человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

В литературе можно встретить различную возрастную периодичность в этапах формирования социальных установок. В частности, по мнению Ж. Годфруа, имеют место следующие периоды:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет - происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет - установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Анализ литературы показывает, что подавляющее большинство авторов, исследующих социальные установки, сходятся во мнении, что установки, сложившиеся на основе личного опыта, формируются в соответствии с принципом научения (Зимбардо Ф., Чалдини Р., Штрёбе В., Ляйппе М., Джоунас К., Маслач К., и другие). Конечно, многое, как уже было сказано, зависит от личностных особенностей человека. Но далеко не все, поскольку подавляющее большинство наших реакций, в том числе и установок, формируется в определенном, и прежде всего, социальном контексте. Это означает, что они формируются в соответствии с принципом классического обусловливания, открытого И. П. Павловым и Э. Торндайком.

В случае с научением в социальном контексте тоже происходит обусловливание, только оно гораздо сложнее, хотя в его основании все тот же классический принцип. Возьмем опять в качестве примера курение. Сам по себе табачный дым изначально безусловный стимул, вызывающий неприятное ощущение. Почему же тогда дети и подростки или взрослые люди из поколения в поколение вновь и вновь приобретают привычку курить? Вероятно, все дело в том, что наряду с безусловным стимулом здесь всегда имеет место воздействие другого или других, обусловленных стимулов. К их числу можно отнести влияние, так называемых, социальных моделей - старших, сверстников и т.д. В этом случае изначально неприятный стимул, вызывающий кашель, тошноту и головокружение и т.д. может сопровождаться одобрением, похвалой со стороны сверстников. Кроме того, согласно А. Бандуре, организм может сам себя подкреплять. Согласно этой теории А. Бандуры, люди научаются чему-либо, просто наблюдая за поведением других людей (социальных моделей). Установки, демонстрируемые или высказываемые социальными моделями, интернализуются наблюдателем. Заимствованные, приобретенные этим способом установки являются едва ли не более распространенными, чем установки, выработанные посредством прямого подкрепления. Говоря проще, курение у подростков может ассоциироваться со взрослостью (а значит, независимостью, высоким социальным статусом), мужественностью и даже с сексуальной привлекательностью, как например, в рекламе сигарет. Как видим, и в данном случае срабатывает принцип ассоциации, характерный для классического обусловливания. Появившаяся у человека привычка - плохая или хорошая, формирует у него впоследствии тип установки, названной А. Стаатсом, «обусловленно-оценочной реакцией на объект».

Другой способ формирования установок по принципу обуславливания с использованием ассоциаций с социальными стимулами также всем известен - это политическая или коммерческая реклама, в которой участвуют известные люди: спортсмены, артисты, политики и т.д., т.е. те, чей образ связывается с успехом, славой, богатством.

Таким образом, многие исследования показывают, что помимо личного опыта в формировании установок активно участвует социальное окружение человека. Прежде всего, это родители, сверстники, учителя, другие авторитетные лица. Причем, здесь срабатывает не только научение по принципу обуславливания и ассоциирования, но и викарное, а также оперантное, или инструментальное научение. У каждого из нас на протяжении жизни формируется множество установок в отношении самых различных проблем и объектов. Невзирая на то, что все установки имеют примерно одинаковую структуру и являются когнитивными схемами, помогающими индивиду адаптироваться и существовать в мире, источники и принципы их возникновения различаются. Наши установки могут возникать на основе личного опыта, а могут быть заимствованы у других людей, являющихся для нас референтными фигурами. Мы можем обладать уникальными индивидуальными взглядами и установками, но чаще мы интериоризируем, т.е. делаем своими установки тех групп, в которые входим - культурных, национальных, гендерных, социальных, профессиональных, возрастных и прочих.

Очевиден тот факт, что источники и способы формирования установок могут быть самыми разными. Личный опыт, окружающие люди, СМИ влияют на нас, являясь источниками наших установок. В то же время обуславливание, ассоциирование, инструментальное и социальное научение могут лежать в основе тех механизмов, посредством которых установки вырабатываются. Это является очень важным моментом, поскольку возможность выявления, а тем более, воздействия на установки, часто зависит от того, каким образом и откуда они у человека появились.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии........ .............................. .............. 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии…………………………………………………… …………... 11
1.3. Формирование и изменение социальных установок…………………... 15
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению...................... .............................. ..
2.1. Мотивация и установка………………………………………………….. 27
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………..
33
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 2.4. План мероприятий, формирующих мотивационную установку, направленную на положительное отношение к обучению в школе

ВВЕДЕНИЕ

Научная проблема исследования и общая характеристика работы: исследование посвящено изучению взаимосвязи сформированости социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
Актуальность исследования:
Социальная установка – устойчивые системы позитивных и негативных оценок, эмоциональных переживаний, определяющих поведение личности по отношению к социальным объектам. Это понятие занимает важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни 1 . При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает именно проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? 2
Проблема установки не нова в сфере научных исследований, но, по прежнему, актуальна. В последнее время школа все чаще сталкивается с проблемой слабой успеваемости учащихся. Современные психолого-педагогические исследования, направленные на изучение причин указанного феномена, ведутся в направлении совершенствования учебных программ, разработки индивидуального подхода при обучении школьников, а также создания развивающих программ для дошкольных учреждений, позволяющих подготовить детей к школе. Признавая несомненную важность реализуемых этими программами целей, необходимо отметить, что далеко не всегда освоение содержания этих программ позволяет ребенку подготовиться к обучению в школе. Важно не просто помочь ребенку овладеть конкретными умениями и навыками, в частности чтением, письмом, счетом, а сформировать у него мотивационную готовность к школьному обучению, «внутреннюю позицию школьника», т.е. социальную установку, направленную на положительное отношение к школьному обучению. Работа по данному направлению должна выступать и в качестве самостоятельной задачи при работе с дошкольниками. Актуальность нашей работы определяется проблемой поиска путей достижения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 53 комбинированного вида.
Предмет исследования: роль социальной установки в формировании мотивационной готовности к школе ребенка старшего дошкольного возраста и в успешности освоения программы детского сада.
Цель исследования: изучить взаимосвязь социальной установки личности дошкольника, направленной на необходимость получения знаний (мотивационной готовности) с успешностью освоения программы старшей группы детского сада и с общей готовностью к началу школьного обучения.
Гипотеза исследования :
1) если сформировать мотивационную готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения программы детского сада детьми старшего дошкольного возраста.
2) если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то повысится уровень их общей готовности к школьному обучению.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования, нами были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить научную психологическую литературу по данной теме.
2. Сформировать «внутреннюю позицию школьника» у детей старшего дошкольного возраста.
3. Сравнить мотивационную готовность к школе с успешностью обучения детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить влияние «внутренней позиции школьника» на общую готовность старших дошкольников к школьному обучению.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования :
1)психодиагностический – методика «Мотивационная готовность к школе» Немова Р.С.
-Экспериментальная беседа «Внутренняя позиция школьника»
Гуткиной Н.И.
- Методика «Сказка» Гуткиной Н.И.
- диагностика уровней освоения программы « Детство» по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, предметному миру;
- психолого – педагогическая диагностика готовности детей к началу школьного обучения (по Семаго М.М.)
2) метод сравнительного анализа;
3) интерпретационный метод.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии

      Исследование аттитюдов в западной социальной психологии
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В английском языке понятию «социальная установка» соответствует понятие «аттитюд», введенное в научный обиход У. Томасом и Ф. Знанецким (1920) 3 .
Необходимо рассмотреть этапы становления основных представлений о социальной установке, проанализировать проблему социальной установки в отечественной и зарубежной психологии.
Проблеме установки посвящено большое количество работ, критических обзоров, проведены многочисленные исследования. На особое место претендует школа Д.Н. Узнадзе, основные позиции которой будут рассмотрены позже.
Известно, что изучение установки началось с работ Л. Ланге, где он пытался исследовать время сенсорной и моторной реакции, а также его зависимость от установки испытуемого. Здесь установка видится как готовность, обусловленная прошлым опытом 4 .
В 1918-1920 гг. вышло 5-томное исследование У. И. Томаса и Ф. Знанецкого «Польские крестьяне в Европе и Америке». Благодаря этой работе понятие «установка» становится центральным в социальной психологии.
О том, что дело обстояло именно так, свидетельствует заявление известного гарвардского психолога Гордона Олпорта, который в 1935 году писал, что установки являются краеугольным камнем всего здания американской социальной психологии 5 .
Одну из задач исследования первичных групп польских крестьян Знанецкий
видел в том, чтобы определить лежащие в основе социального взаимодействия между людьми элементарные социальные установки. Он стремился установить причины и законы изменения этих установок 6 .
При этом ценности понимались У. И. Томасом и Ф. Знанецким как внешняя, объективная сторона установки. И это действительно так. Ведь ценности изначально социальны по своей природе. Индивид их усваивает, делает их своими ценностями, а не создает их сам. Такие социальные ценности как свобода, социальный статус, порядочность, милосердие, богатство, покой и т. д. становятся и индивидуальными ценностями лишь потому, что они сначала являются ценностями данного общества.
Таким образом, установка, по мнению Томаса и Знанецкого, свидетельствует об усвоении человеком той или иной социальной ценности, являясь, по сути, ее субъективным переживанием. Можно сказать и другими словами: установка есть субъективный, индивидуальный способ существования объективных социальных ценностей . Например, такая социальная ценность как свобода воспринимается, понимается и переживается каждым конкретным человеком по-своему. Следовательно, установки каждого индивида в отношении своей свободы будут его собственные. И в этом смысле установка выступает своеобразной формой связи между индивидом и обществом, являясь одновременно
и элементом психической структуры личности, и элементом системы социальных ценностей общества 7 .
Будучи одной из центральных областей исследования, социальная установка пережила вместе со всей социально-психологической наукой ее подъемы и спады. В исследовании аттитюдов в западной социальной психологии выделяют четыре периода. Первый период (1918–1940 гг.) отмечен теоретическими дискуссиями о содержании самого понятия, развитием техники измерения установки (начиная со шкалы Тёрстоуна, предложенной в 1928 г.). Использование шкал было необходимо и возможно потому, что аттитюды представляют собой латентное (скрытое) отношение к социальным ситуациям и объектам, судить о них можно по набору высказываний). Но оставалось не ясным, что измеряет шкала? Так как измерения строились на основе вербального самоотчета, возникли неясности с разведением понятий «аттитюд» - «мнение», «знание», «убеждение» и т.д. Разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как раскрытие функций аттитюда и как анализ его структуры.
Ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания - аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.
К концу данного периода был выделен один из отличительных признаков социальной установки – «интенсивность положительного или отрицательного аффекта относительно какого-либо психологического объекта». В 1931 г. Парк добавил еще два признака: латентность (т.е. недоступность для прямого наблюдения) и происхождение из опыта. В 1935 г. Г. Оллпорт, проделав огромную работу по обобщению имевшихся к тому времени определений, предложил свой вариант, до настоящего времени являющийся общепринятым: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан». (Шихирев П. Н., 1976) 8 . В этом определении основные признаки установки – ее предваряющее и регулятивное действие.
Второй этап (1940-1950 гг.) – период относительного спада в исследованиях социальной установки, который объясняется переключением интереса на динамику групповых процессов – область, стимулированную идеями К. Левина. Но именно в этот период в 1942 г. Смитом было предложено деление установки на три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Наиболее четко компоненты структуры определил несколько позже (1960 г.) Д. Кац: «Установка есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта, его символа или аспекта мира индивида как положительного или отрицательного . Мнение является вербальным выражением установки, но установки могут выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (чувство симпатии или антипатии), так и когнитивный (знания) элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами».), а также было установлено, что эта структура обладает определенной устойчивостью. Акцентируя внимание на этой стороне установки, Д. Кэмпбелл определяет ее как «синдром устойчивости реакции на социальные объекты».
Третий этап (середина 50-х – 60-е гг. XX в.) – период расцвета исследований установки. На это время приходятся исследования процесса ее изменения, выполненные школой К. Ховлэнда и известные как Йельские исследования. В них изучалась в основном связь между когнитивным и аффективным компонентами установки. В некоторых исследованиях Йельской группы было также показано, что можно изменить точку зрения испытуемых, давая им, например, «играть роль» своих оппонентов или даже заставляя механически повторять (т.е. путем чисто моторного закрепления) нужную коммуникатору идею.
В1957 г. с появлением теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера (положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс) 9 начались исследования связей когнитивных компонентов разных установок. В это же время появились функциональные теории (или теории функций установки в структуре индивидуального поведения) Смита с соавторами, Келмэна и Д. Каца, теории изменения установки Мак Гай-ра, Сарнова, была усовершенствована техника шкалирования, начали применяться психофизиологические методы измерения установки.
Четвертый этап 70-е годы XX в. – период явного застоя: итогом многочисленных усилий по изучению социальных установок явилось обилие противоречивых и несопоставимых фактов, отсутствие даже подобия общей теоретической основы, пестрая мозаика различных гипотез, обладающих скорее ретроспективной, нежели перспективной объясняюшей силой, разногласия по каждому из пунктов, содержащихся в «сводном» определении Г. Олпорта, наличие таких существенных пробелов, как недостаточное исследование взаимосвязи установки и реального поведения 10 .
Таким образом, в исследовании аттитюдов в западной социальной психологии выделяют четыре периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода - бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 40-50-е гг. (характерная черта - упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившиихся затруднений и тупиковых позиций); 3) 50-60-е гг. (характерная черта возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований); 4) 70-е гг. (характерная черта - явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) 11 .

1.2.Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии
В отечественной психологии изучение установки тесно связано с именами Узнадзе, Мясищева, Божович, Леонтьева.
В школе Дмитрия Николаевича Узнадзе(1887-1950) установка представлена как целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, обусловленное двумя факторами: потребностью субъекта и наличной ситуацией . «Мы видим, что установка создается не на основе наличия одной только потребности или одной только объективной ситуации: для того чтобы она возникла как установка к определенной активности, нужно, чтобы потребность совпала с наличием ситуации, включающей в себя условия для ее удовлетворения», писал Д.Н. Узнадзе. В случае повторения ситуации возникает фиксированная установка вместо ситуативной 12 . Установка в контексте теории Д.Н.Узнадзе более всего касается реализации простейших физиологических потребностей человека. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного 13 .
Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Основная методика строилась примерно следующим образом: испытуемому предъявлялась экспериментальная задача - например, его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше. Такая задача предъявлялась 10-15 раз, с тем, чтобы установка - готовность оценивать шары как больший и меньший- зафиксировалась. Затем в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; испытуемый же - в силу сформировавшейся готовности - оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого. В таких - на первый взгляд, простых - опытах было выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка - не частный психический процесс, он нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие: так, установка, созданная в гаптической («на ощупь») сфере при оценке величины шаров, проявляется в области зрительного восприятия, влияя на оценку величины кругов 14 .
Д.Н. Узнадзе понимал под установкой и социальные установки. Он отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.
Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе 15 .
Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973) известен своей концепцией отношений человека. Отношение - это система временных связей человека со всей действительностью или ее отдельными сторонами; предрасположенность к каким-то объектам, позволяющим ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.

Характеризуя позиции теории отношений В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломов отмечал, что им разработана психологическая концепция субъективных отношений личности. Понятие «субъективные отношения личности» близко по содержанию к понятиями «установка», «личностный смысл» и «аттитюд». Но, с нашей точки зрения, оно является по отношению к ним родовым 16 . Характерно, что при этом самому В.Н. Мясищеву связь и различия между установкой и отношением видятся следующим образом: «Сформированное отношение – сознательно, установка – бессознательна. Сознательное отношение, сформированное прошлым опытом, ориентируется на настоящее и на будущее. Установка определяет действие в настоящем и на основе прошлого. Отношение ретроспективно Установка справедливо рассматривается как динамический стереотип, а отношение, становясь привычным, в значительной степени меняет свой характер» (Мясищев,1960. С.414) 17 .
Лидией Ильиничной Божович (1908 – 1981) при исследовании формирования личности в детском возрасте (1969 г.) было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности оп отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды и может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции - предрасположенности личности действовать определенным образом. Подобное толкование направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки 18 .
С позиции Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979), социальная установка определяется личностным смыслом, порождаемым отношением мотива к цели. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как существующему объективно и независимо от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека 19 .
Таким образом, анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных проблеме структуры аттитюда или социальной установки, позволяет сделать вывод о том, что один из фундаментальных вопросов теории социальной установки по-прежнему остается открытым для обсуждения.
Завершить обзор попыток дать определение понятию «социальная установка» («аттитюд») в социальной психологии можно следующим определением: «Социальная установка есть устойчивое, латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или сутации, сложившееся на основе его жизненного опыта, оказывающее регулятивное, организующее влияние на перцептуальные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации» 20

1.3.Формирование и изменение социальных установок
Общественные изменения не могут не затронуть внутренние регуляторы поведения, «настраивая» их на произошедшие преобразования социальной среды. Конечно, эта перестройка происходит не сразу.
Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности человека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности. Общим базисом формирования социальной установки, предложенным в школе Д.Н. Узнадзе, является механизм, «потребность»+«ситуация удовлетворения».
Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.
На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида.
Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его продолжению.
Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и более основательно изучен в исследованиях В. Зейгарника (эффект Зейгарника).
На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения 21 .
Изучение изменения аттитюдов в социальной психологии связано с так называемыми теориями когнитивного соответствия , созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом [ Андреева, Богомолова, Петровская, 2001] 22 . Основой данных теорий является стремление человека к психологической согласованности своих когниций (убеждений, мнений, представлений о собственном поведении). Если, например, убеждения человека вступают в противоречие, он начинает испытывать напряжение и дискомфорт. Для снятия этого неприятного состояния человек пытается установить согласованные и ненапряженные отношения между когнициями, изменив некоторые из них. Таким образом, изменение установки будет происходить именно тогда, когда когниции человека в ситуации социального воздействия будут вступать в противоречие друг к другу . Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая в свою очередь будет способствовать формированию аттитюдов, согласующихся с ней.
Отметим, что ситуация социальных изменений несет в себе необходимость постоянно делать новые выборы, будь то, например, новое место работы, проведение досуга или даже марка товара. Как известно, любой выбор всегда сопровождается напряжением и даже стрессом, если он чрезвычайно значим для человека. В снятии возникающего напряжения немаловажную роль играют социальные установки.
Но иногда, столкнувшись с определенными обстоятельствами, индивид вынужден, несмотря ни на что, изменить свое поведение. Каковы будут реакции отца, чьи нравственные устои пошатнулись при сообщении о гомосексуальных склонностях его сына? Когда мы испытываем затруднение в связи с необходимостью радикально изменить свои установки из-за какой-то новой информации или новых обстоятельств, это чаще всего заставляет нас искать разные способы освободиться от беспокойства и несоответствия между нашими установками и требующимся поведением, т. е. поддержать внутреннюю согласованность.
Чтобы показать, как в таком случае люди будут стараться сохранить определенную гармонию в системе своих убеждений, были предложены различные теории. Рассмотрим теории когнитивного диссонанса и когнитивного равновесия.
Когнитивный диссонанс . Речь идет о теории, предложенной Фестингером (1957). Согласно этой теории, когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлекательны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и будем убеждать себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, наилучший.
Когнитивный диссонанс в данном случае происходит потому, что выбранная альтернатива редко бывает целиком положительной, а отвергнутая - целиком отрицательной. Диссонантными когнициями выступают представления о негативных сторонах выбранной альтернативы и позитивных сторонах отвергнутой. Более того, после осуществленного выбора наступает «фаза сожаления», во время которой обесценивается выбранная альтернатива, а отвергнутая кажется более привлекательной. Правда, эта; фаза длится, как правило, недолго. Затем следует уменьшающая диссонанс переоценка решения, т.е. признание правильным первоначального решения. Что в этом случае делает человек? Люди начинают всяческими способами подтверждать успешность своего выбора, например, ищут информацию, подчеркивающую правильность их решения, игнорируя негативную информацию. Эти действия соответственно могут уменьшить привлекательность отвергнутого объекта и (или) увеличить привлекательность выбранного, т.е. изменить аттитюды [Фестингер, 1999].
Когнитивное равновесие. Хайдер (1958 г.) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Таким образом, гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность.
В тех случаях, когда аффективная связь нарушается из-за расхождений во взглядах, мы стараемся преуменьшать или даже вообще отрицать это расхождение, а иногда и убедить себя, что вопреки очевидным фактам установки другого человека в своей основе согласуются с нашими собственными.
Также изменение социальной установки может происходить в результате убеждающей коммуникации посредством изменения когниций 23 .
Мы постоянно подвергаемся влиянию телевидения, радио, газет, семьи, преподавателей, друзей и подруг, сознательно или бессознательно пытающихся изменить наши установки. Речь здесь идет об убеждающей коммуникации, связанной с действием целого ряда факторов. Но, осознавая свои собственные установки, мы точно так же пытаемся повлиять на других или изменить свое собственное восприятие фактов, с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и нашим поведением.
Убеждающая коммуникация
Удастся ли путем убеждения изменить наши установки, зависит от многих факторов, связанных с качествами человека, передающего нам информацию (коммуникатора), с особенностями этой информации и, наконец, с типом реципиента (т. е. с нашей собственной личностью) .
Чем больше доверия внушает коммуникатор , тем легче ему убедить другого человека и вызвать изменение его установок.
Например, некоторые рекламные кампании имеют своей целью изменить поведение людей с помощью простых и логичных призывов: «Выпил – не садись за руль!». Это становится возможным, если коммуникатором будет человек, пользующийся определенным авторитетом. Врач может скорее убедить человека курить меньше, чем школьный приятель.
При этом важно, чтобы коммуникатор не говорил слишком быстро, а его словарь (если коммуникатор-эксперт) был доступным для собеседника Известно также, что чем привлекательнее и дружелюбнее человек, передающий информацию, и чем больше он похож на нас, тем большее влияние он может оказать на наши установки.
Радио- и телесообщения . Чем убедительнее сообщение, тем быстрее может измениться установка. Сообщение, однако, не должно слишком сильно отличаться по своему содержанию от мнения реципиента. С другой стороны, сообщение окажет более сильное воздействие, если удастся показать реципиенту, какие драматические события могут произойти, если он не изменит своей установки. Очень действенным в этом плане часто оказывается страх, к которому иногда прибегает реклама, но предрекаемые последствия должны носить правдоподобный.
Реципиент . Мы более восприимчивы к тому сообщению, которое близко нас касается с учетом сложившейся ситуации, насущных потребностей и преследуемых нами целей. Например, кампания против уничтожения уссурийских тигров легче вызовет изменение установок у представителей экологических движений.
Специальные исследования показали, что реципиент всегда охотнее укрепляет собственные установки, нежели меняет их . По-видимому, мы склонны учитывать только ту информацию, которая согласуется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответствует. Таким образом, этот механизм избирательного восприятия позволяет человеку сохранять стабильность и непротиворечивость своих установок, но в то же время редко делает его объективным.
Проблема изменения аттитюда рассматривается и в современных когнитивных моделях убеждающей коммуникации. Наиболее известными из них являются Вероятностная модель обработки информации Р. Петти и Дж. Качоппо и Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен. В обеих моделях рассматриваются различные способы переработки человеком поступающей информации, и от того, каким путем осуществлена обработка информации, будут зависеть устойчивость и «прочность» изменения его аттитюдов.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации.
Первый этап охватывает период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям.
С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей.
Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием.
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.
Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является 24 .
Выдвинуто много различных моделей объяснения процессам изменения социальных установок. Большинство исследований социальных установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентаций – бихевиористской и когнитивистской .
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки. Если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, то изменение возможно лишь при условии «включения» социальных факторов 25 .
Подчиненность самой социальной установки более высоким уровням диспозиций обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к «подкреплению».
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда.
Изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику.
Стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, упорядоченного восприятия внешнего мира.
Феномен социальных установок обусловлен как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми 26 .
Социальная установка является стабильно – динамической системой, регулирующей поведение личности по отношению к какому – либо социальному объекту. «Противоречивость характеристики «стабильно – динамическая» отражает объективную противоречивость самой социальной установки, выражающуюся в ее тенденции к устойчивости и сопротивляемости к изменениям, с одной стороны, и в …способности изменяться в определенных условиях, с другой» 27 . Данные особенности явно проявляются в таких явлениях как когнитивный диссонанс и процесс убеждения.
Различные социальные установки занимают неравноправное положение в системе социальных установок личности, т. е. образуют определенную иерархическую структуру. Этот факт был отражен В.А. Ядовым в диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности.
Прежде, чем рассказать об общей схеме всех диспозиций, рассмотрим иерархии потребностей и ситуаций, в которых может действовать человек.
Потребности классифицируются по одному единственному основанию – с точки зрения включения личности в различные сфера социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение, следующей – контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид, далее – более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта, наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества. Таким образом, выделяется 4 уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.
Ситуации же структурированы по длительности времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий. Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные. Следующий уровень – ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда, досуга, быта задают третий уровень. Наконец, более долговременные устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности – в рамках определенного типа общества, широкой экономической, идеологической, политической структуры его функционирования.
Таким образом, структура ситуаций, в которых действует индивид, может быть так же изображена при помощи характеристики ее ступеней.
Иерархия уровней различных диспозиционных образований будет строиться следующим образом: каждой диспозиции будет соответствовать пересечение уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения.
1. первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших предметных ситуациях.
2. более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно, - социальные фиксированные установки или аттитюды, которые по сравнению с элементарными фиксированными установками имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты).
3.третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная работа, конкретная область досуга и пр.)
4. Высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
Данная иерархия выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (поведенческий акт); второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях; третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением; четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий жизненный план, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни 28 .
Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие более сложные системы, взаимодействие которых и является конечным регулятором поведения и деятельности личности. 29
Вывод: таким образом, понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.
Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка. Узнадзе рассматривал установку как готовность сознания к определенной реакции, т.е. в качестве бессознательного феномена.
Аттитюд (термин, предложенный Томасом и Знанецким в 1918 г.) - психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов, способность обобщенно оценивать окружающий мир.
Были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
Функции аттитюдов:

      Приспособительная
      и т.д.................

Ранее было сказано, как движение населения влияет на социально-экономическое состояние территории. Существует и обратная связь - экономическое состояние территории значительно влияет на движение населения .

Какие же факторы определяют экономическое состояние, рост экономического потенциала территории? По мнению Кошелева А.Н. на современном этапе развития экономический рост определяют следующие факторы :

  • природные ресурсы, непосредственное влияющие на экономический рост;
  • увеличение численности населения, объемов трудовых ресурсов;
  • увеличение степени концентрации капитала в рамках национальной экономики, позволяющее расширить масштабы и объемы производства, инвестировать в новые научные и технические разработки, человеческие ресурсы;
  • научно-техническая революция, являющаяся основополагающим , так как связана с выходом экономики на качественно иной виток своего развития.

По мнению Гаврилова А.И. в отечественной и зарубежной литературе не всегда наблюдается соответствие факторов развития территории. Сходство можно провести лишь по, так называемым, «жестким» (измеримым) факторам.

Среди них различают следующие основные группы факторов :

  • факторы, ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал);
  • факторы, ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления);
  • факторы, установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).

Наиболее часто используют факторы, показанные в таблице 1.

Таблица 1 - Соответствие некоторых отечественных и зарубежных факторов
Отечественные факторы Зарубежные факторы
Сырьевой - наличие сырья и его экономическая оценка Расходы на используемое сырье
Расходы на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны
Топливно-энергетический - обеспеченность ресурсами ТЭК Расходы на энергию
Водный - обеспеченность водными ресурсами -
Земельный - обеспеченность земельными ресурсами Цена земельных участков
Трудовой - обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации Уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды
Наличие соответствующих трудовых ресурсов
Транспортный - наличие коммуникаций стоимость перевозок Транспортное положение и транспортные связи. Транспортные издержки
Наличие телекоммуникаций
НТП - уровень НТП, обеспечивающий эффективное применение ресурсов Наличие технологии и ноу-хау
Потребительский - наличие основной массы потребителей товаров и услуг Покупательная способность населения
Экономико-географическое положение Территориальное расположение, близость рынков
Агломерационные эффекты Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии

При всех различиях в типологии и подходах к классификации факторов экономического развития территории, в каждом из них присутствует фактор наличия трудовых ресурсов. В настоящее время трудовые ресурсы считаются носителями трудового потенциала территории .

Трудовой потенциал любого региона и страны в целом характеризуется совокупной способностью трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных условиях объема товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения и обеспечения устойчивого развития экономики региона.

Такое определение трудового потенциала территории ориентирует на учет не только численности ресурсов, но и качественного состава трудового потенциала. Главной качественной характеристикой трудовых ресурсов является квалификация рабочей силы; главным фактором, определяющим размещение трудовых ресурсов, является локализация производства.

Оценка трудового потенциала базируется на статистике трудовых ресурсов - носителей потенциала, на статистике рынка труда, занятости и безработицы, где показатели численности безработицы рассматриваются с позиции расчета потерь трудового потенциала и ущерба наносимого экономике региона в целом.

Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд – определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями.

Рынок труда представляет собой взаимодействие спроса (работодателей) и предложения (наемных работников). В результате они вступают между собой в экономические отношения. Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.

Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов :

  • структуры общественного производства;
  • уровня развития и масштабов структуры общественного производства;
  • доминирующих форм общественного производства;
  • объемов общественного производства;
  • уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;
  • темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов :

По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения

- экономически неактивная часть населения . Это население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам - инвалиды. Оно не участвует в функционировании экономики, а поэтому не рассматривается как часть рынка труда;

- экономически активная часть населения . Это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности. Его делят на население занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда состоит именно из этой второй группы населения, которая и определяет его функционирование.

Трудовые ресурсы территории складываются из экономически активной части населения и мобильного резерва. К последним относятся учащиеся очной формы обучения (то есть с отрывом от производства) и домашние хозяйки, занятые воспитанием детей.

Для определения состояния рынка труда используются статистические методы исследования, которые позволяют осуществить его эффективное прогнозирование. Большое значение для национальной экономики имеет уровень безработицы , так как он оказывает непосредственное влияние на функционирование не только рынка труда, но и всей национальной экономики.

Человек причисляется к числу безработных, если он готов к выполнению профессиональной деятельности, но на данный момент этим не занят.

Для регулирования занятости государство может применять следующие механизмы :

  • макроэкономические, основанные на использовании бюджетных, налоговых, кредитных, фискальных и чисто финансовых мерах для уменьшения объема безработицы;
  • социальные, заключающиеся в установлении минимальных социальных гарантий жизненного уровня, для того чтобы человек, не имеющей работы, смог найти новую работу;
  • регулирующие, заключающиеся в искусственном создании рабочих мест, финансировании центров занятости.

Отметим, что на особенности функционирования рынка труда в целом оказывают влияние следующие факторы :

  • динамика оплаты труда;
  • состояние национальной экономики. Рынок труда является одним из наиболее подверженных влиянию других рынков. Например, изменение стоимости потребительских товаров неизбежно повлечет изменение уровня оплаты труда;
  • динамика доходов, не формирующихся под влиянием рынка труда. Например, рост объемов пособий на ребенка приведет к изменению состояния рынка труда;
  • динамика досуговых предпочтений населения;
  • изменение психологического восприятия определенных профессий. Например, снижение престижа определенной профессии приведет к трансформации рынка труда;
  • динамика демографической ситуации.

Итак, влияние факторов экономического роста, одним из которых являются трудовые ресурсы, сложно между собой взаимосвязано и изменение одного из них приводит к изменению остальных. Здесь большую роль играет факт формирования государством продуманной и сбалансированной политики развития территории.

Задача государства - максимально полно использовать существующие экономические факторы, перенаправить их в нужную сторону, чтобы ориентировать экономический рост на реализацию интересов всего населения.