Орбитальная станция «Мир. Международная космическая станция (МКС)

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль станции Мир, ставшей на долгие годы символом советского, а затем и российского освоения Космоса. Уже более десяти лет ее не существует, но память о ней останется в истории. И сегодня мы расскажем про самые знаменательные факты и события, касающиеся орбитальной станции «Мир».

Орбитальная станция Мир – всесоюзная ударная стройка

Традиции всесоюзных строек пятидесятых-семидесятых годов, во время которых были возведены крупнейшие и самые значимые объекты страны, продолжились и в восьмидесятых при создании орбитальной станции «Мир». Правда, трудились над ней не низко квалифицированные комсомольцы, свезенные из разных уголков СССР, а лучшие производственные мощности государства. Всего над этим проектом работало около 280 предприятий, функционирующих под эгидой 20 министерств и ведомств.

Проект станции «Мир» начал разрабатываться еще в 1976 году. Она должна была стать принципиально новым рукотворным космическим объектом – настоящим орбитальным городом, где могли бы подолгу жить и трудиться люди. Причем, не только космонавты из страны Восточного блока, но и из государств Запада.

Станция Мир и космический челнок Буран.

Активные работы по строительству орбитальной станции начались в 1979 году, но в 1984 были на время приостановлены – все силы космической индустрии Советского Союза шли на создание челнока «Буран». Однако вмешательство высших партийных чиновников, планировавших запустить объект к XXVII съезду КПСС (25 февраля – 6 марта 1986), позволили в сжатые сроки завершить работы и запустить «Мир» на орбиту 20 февраля 1986 года.

Базовый блок станции Мир.

Структура станции Мир

Впрочем, 20 февраля 1986 года на орбите появилась совсем не та станция «Мир», которую мы знали. Это был лишь базовый блок, к которому со временем присоединилось несколько других модулей, превративших «Мир» в огромный орбитальный комплекс, соединяющий жилые блоки, научные лаборатории и технические помещения, в том числе, и модуль для стыковки российский станции с американскими космическими челноками «Шаттл».

В конце девяностых годов орбитальная станция «Мир» состояла из следующих элементов: базовый блок, модули «Квант-1» (научный), «Квант-2» (бытовой), «Кристалл» (стыковочно-технологический), «Спектр» (научный), «Природа» (научный), а также стыковочный модуль для американских челноков.

Орбитальная станция Мир в 1999 году.

Планировалось, что сборка станции «Мир» закончится к 1990 году. Но экономические проблемы в Советском Союзе, а затем и распад государства помешал осуществлению этих планов, и в итоге последний модуль был присоединен лишь в 1996.

Назначение орбитальной станции Мир

Орбитальная станция «Мир» - это, в первую очередь, научный объект, позволяющий проводить на нем уникальные эксперименты, недоступные на Земле. Это и астрофизические исследования, и изучение самой нашей планеты, процессов, происходящих на ней, в ее атмосфере и ближнем Космосе.

Важную роль на станции «Мир» играли эксперименты, связанные с поведением человека в условиях длительного пребывания в невесомости, а также в стесненных условиях космического корабля. Здесь изучалась реакция человеческого организма и психики на будущие полеты к другим планетам, да и вообще на жизнь в Космосе, освоение которого невозможно без такого рода исследований.

Эксперименты на станции Мир.

И, конечно же, орбитальная станция «Мир» служила символом российского присутствия в Космосе, отечественной космической программы, а со временем, и дружбы космонавтов из разных стран.

Мир – первая международная космическая станция

Возможность привлечения к работе на орбитальной станции «Мир» космонавтов из других, в том числе, несоветских стран была заложена в концепцию проекта изначально. Однако осуществились эти планы лишь в девяностых годах, когда российская космическая программа испытывала финансовые затруднения, а потому было принято решение пригласить к работе на станции «Мир» иностранные государства.

Но первый иностранный космонавт попал на станцию «Мир» намного раньше – в июле 1987 года. Им стал сириец Мухаммед Фарис. Позже на объекте побывали представители Афганистана, Болгарии, Франции, Германии, Японии, Австрии, Великобритании, Канады и Словакии. Но больше всего иностранцев на орбитальной станции «Мир» были из Соединенных Штатов Америки.

В начале 1990-х у США не было собственной долговременной орбитальной станции, а потому они решили присоединиться к российскому проекту «Мир». Первым американцем, оказавшимся там, стал 16 марта 1995 года Норман Тагард. Случилось это в рамках программы «Мир-Шаттл», но сам полет осуществлялся на отечественном корабле «Союз ТМ-21».

Орбитальная станция Мир и состыкованный с ней американский шаттл.

Уже в июне 1995 года на станцию «Мир» прилетело сразу пятеро американских астронавтов. Они добрались туда на шаттле «Атлантис». Всего же представители США появлялись на этом российском космическом объекте пятьдесят раз (34 разных астронавта).

Космические рекорды на станции Мир

Орбитальная станция «Мир» и сама по себе является рекордсменом. Изначально планировалось, что она просуществует всего пять лет и будет заменена объектом «Мир-2». Но сокращение финансирования привело к тому, что срок ее службы растянулся на пятнадцать лет. А время беспрерывного пребывания на ней людей исчисляется 3642 днями – с 5 сентября 1989 по 26 августа 1999, почти десять лет (МКС побила это достижение в 2010 году).

За это время станция «Мир» стала свидетелем и «домом» для множества космических рекордов. Там было осуществлено более 23 тысяч научных экспериментов. Космонавт Валерий Поляков, будучи на ее борту, провел в непрерывно 438 суток (с 8 января 1994 по 22 марта 1995), что до сих пор является рекордным достижением в истории. И там же был установлен подобный рекорд для женщин – американка Шеннон Лусид в 1996 году задержалась в космическом пространстве 188 дней (уже побит на МКС).

Валерий Поляков на станции Мир.

Шеннон Лусид на станции Мир.

Еще одним уникальным событием, произошедшим на борту станции «Мир», стала 23 января 1993 года первая в истории космическая художественная выставка. В ее рамках были представлены две работы украинского художника Игоря Подоляка.

Работы Игоря Подоляка на станции Мир.

Вывод из эксплуатации и спуск на Землю

Поломки и технические проблемы на станции «Мир» фиксировались с самого начала ее ввода в эксплуатацию. Но в конце девяностых годов стало понятно, что дальнейшее ее функционирование будет затруднительным – объект морально и технически устарел. Тем более что еще в начале десятилетия было принято решение о строительстве Международной Космической Станции, в котором принимала участие и Россия. А 20 ноября 1998 года РФ запустила первый элемент МКС – модуль «Заря».

В январе 2001 года было принято окончательное решение о будущем затоплении орбитальной станции «Мир», несмотря на то, что появились варианты ее возможного спасения, в том числе, и покупка Ираном. Однако 23 марта «Мир» был затоплен в Тихом океане, в месте, которое называют Кладбищем космических кораблей – именно туда отправляют на вечное пребывание отслужившие свой срок эксплуатации объекты.

Фотография исторического падения орбитальной станции Мир в Тихий океан.

Жители Австралии в тот день, опасаясь «сюрпризов» от давно ставшей проблемной станции, в шутку размещали на своих земельных участках прицелы, намекая, что именно туда может упасть российский объект. Однако затопление прошло без непредвиденных обстоятельств – «Мир» ушел под воду примерно в том районе, где и следовало.

Наследие орбитальной станции Мир

«Мир» стал первой орбитальной станцией, построенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять множество других элементов, необходимых для выполнения тех или иных функцией. Это дало толчок к новому витку освоения космического пространства. И даже при будущем создании постоянных баз на планетах и спутниках, долговременные орбитальные модульные станции все равно будут основой для человеческого присутствия за пределами Земли.

Международная Космическая Станция.

Модульный принцип, отработанный на орбитальной станции «Мир», теперь используется и на Международной Космической Станции. На данный момент, она состоит из четырнадцати элементов.

Космическая станция «Мир» (Салют-8) является первой в мире орбитальной станцией с пространственной модульной схемой. Начало работы над проектом следует считать 1976 год, когда НПО «Энергия» были разработаны Технические предложения по созданию усовершенствованных орбитальных станций, предназначенных для долговременной эксплуатации. Запуск космической станции «Мир» состоялся в феврале 1986 года, когда на околоземную орбиту был выведен базовый блок, к которому в течение последующих 10 лет были добавлены еще 6 модулей различного назначения. На космической станции «Мир» было установлено множество рекордов, начиная от уникальности и сложности конструкции самой станции, заканчивая длительностью пребывания на ней экипажей. Начиная с 1995 года станция, по сути, становится международной. Её посещают международные экипажи, в составе которых находились космонавты Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобретании, Германии, Канады, Словакии, Сирии, Франции, Японии. Космическими кораблями, обеспечивающими сообщение космической станции «Мир» с Землей был пилотируемый «Союз» и грузовой корабль «Прогресс». Кроме того, была предусмотрена возможность стыковки с американскими космическими кораблями. Согласно программе «Мир - Шатл» было организовано 7 экспедиций на корабле «Атлантис» и одна экспедиция на корабле «Дискавери», в рамках которой станцию посетили 44 космонавта. Всего же на орбитальной станции «Мир» в разное время работало 104 астронавта из двенадцати стран. Несомненно, что этот проект, опередивший в орбитальных исследованиях на четверть века даже США, был триумфом советской космонавтики.

Орбитальная станция «Мир» - первая в мире модульная конструкция

До того, как в космосе появилась орбитальная станция «Мир», модульность использовалась, как правило, писателями-фантастами. Несмотря на эффективность объемной модульной конструкции, на практике осуществить эту задачу было чрезвычайно сложно. Ведь ставилась задача не просто продольной стыковки (такая практика уже имелась), а стыковки в поперечном направлении. Это требовало сложных маневров, при которых стыкуемые модули могли повредить друг друга, что в космосе является смертельно опасным явлением. Но советские инженеры нашли блестящее решение, снабдив стыковочный узел специальным манипулятором, который обеспечивал захват стыкуемого модуля и плавную стыковку. Передовой опыт орбитальной станции «Мир» в дальнейшем был использован в Международной космической станции (МКС).

Практически все модули (кроме стыковочного узла), из которых состояла станция, были выведены на орбиту с использованием ракеты-носителя «Протон». Состав модулей космической станции «Мир» был следующий:

Базовый блок был доставлен на орбиту в 1986 году. Визуально он напоминал орбитальную станцию «Салют» . Внутри модуля располагалась кают-компания, две каюты, рабочий отсек со средствами связи и централизованным постом управления. Базовый модуль имел 6 стыковочных портов, портативную шлюзовую камеру и 3 панели Солнечных батарей.


Модуль «Квант» был выведен на орбиту в марте 1987 года и пристыкован к базовому модулю в апреле этого же года. Модуль включал в себя комплекс приборов для астрофизических наблюдений и биотехнологических экспериментов.


Модуль «Квант-2» был доставлен на орбиту в ноябре, а состыкован со станцией в декабре 1989 года. Основным предназначением модуля являлось обеспечение дополнительного комфорта космонавтов. В состав «Квант-2» входило оборудование жизнеобеспечения космической станции «Мир». Кроме того, модуль имел 2 солнечные батареи с поворотным механизмом.


Модуль «Кристалл» являлся стыковочно-технологическим модулем. На орбиту был выведен в июне 1990 года. Пристыкован к станции в июле этого же года. Модуль имел разноплановое назначение: исследовательские работы в области материаловедения, медицинские и биологические исследования, астрофизические наблюдения. Отличительной особенностью модуля «Кристалл» являлось его оснащение стыковочным механизмом для кораблей массой до 100 тонн. Предполагалось проведение стыковки с космическим кораблем в рамках проекта «Буран».


Модуль «Спектр» предназначался для геофизических исследований. Пристыкован к орбитальной станции «Мир» в июне 1995 года. С его помощью выполнялись исследования земной поверхности, океана и атмосферы.


Стыковочный модуль имел узконаправленное назначение и предназначался для возможности стыковки со станцией американских космических кораблей многоразового использования. Модуль был доставлен кораблем «Атлантис» и пристыкован в ноябре 1995 года.


Модуль «Природа» содержал в себе оборудование для исследования поведения человека в условиях длительного полета в космосе. Кроме того, модуль использовался для наблюдения за поверхностью Земли в различном волновом диапазоне. На орбиту был выведен и пристыкован в апреле 1996 года.


Почему затопили космическую станцию «Мир»

В конце 90-х годов XXI века на станции начались серьезные проблемы с оборудованием, которое массово стало выходить из строя. Как известно, было принято решение станцию вывести из эксплуатации, затопив в океане. На вопрос, почему затопили космическую станцию «Мир», официальный ответ связывался с неоправданной дороговизной дальнейшего использования и восстановления станции. Однако впоследствии выяснилось, что для такого решения были более веские причины. В частности, причиной массовых поломок оборудования стали мутировавшие микроорганизмы, которые расселились в самых разнообразных местах станции. Они то и выводили из строя проводку и различное оборудование. Масштаб этого явления оказался настолько большим, что, несмотря на различные проекты спасения станции, было принято решение не рисковать, а уничтожить её вместе с непрошенными обитателями. В марте 2001 года станция «Мир» была затоплена в Тихом океане.

Предтеча: долговременная орбитальная станция «Салют-7» с пристыкованным (снизу) кораблем «Союз Т-14»

Ракета «Протон-К» — основной носитель, доставивший на орбиту все модули станции, кроме стыковочного

1993 г.: грузовик «Прогресс М» приближается к станции. Съемка с соседнего пилотируемого корабля «Союз ТМ»




«Мир» на вершине своего развития: базовый модуль и 6 дополнительных


Посетители: американский шаттл пристыкован к станции «Мир»


Яркий финал: обломки станции падают в Тихий океан


Вообще, «Мир» — название гражданское. Станция эта стала восьмой в серии советских долговременных орбитальных станций (ДОС) « Салют », которые выполняли как исследовательские, так и оборонные задачи. Первый «Салют» стартовал в 1971 г. и проработал на орбите полгода; довольно удачными получились запуски станций «Салют-4» (около 2 лет работы) и «Салют-7» (1982−1991 гг.). «Салют-9» сегодня работает в составе МКС . Но самой известной и, без преувеличения, легендарной, стала станция третьего поколения «Салют-8», прославившаяся под именем «Мир».

Разработка станции заняла около 10 лет и велась сразу двумя легендарными предприятиями советской, а теперь и российской космонавтики: РКК « Энергия » и ГКНПЦ имени Хруничева . Основной для «Мира» стал проект ДОС « Салют-7 », который был модернизирован, оснащен новыми стыковочными блоками, системой управления… Помимо головных проектировщиков, создание этого чуда света потребовало участия больше сотни предприятий и институтов. Цифровое оборудование здесь было советским и состояло из двух компьютеров « Аргон-16 », которые можно было перепрограммировать с Земли. Обновилась и стала более мощной энергосистема, для получения кислорода использовалась новая система электролиза воды «Электрон», а связь должна была осуществляться через спутник-ретранслятор.

Был выбран и основной носитель, который должен обеспечить доставку на орбиту модулей станции — ракета « Протон ». Эти тяжелые 700-тонные ракеты настолько удачны, что, впервые стартовав в 1973 г., совершили последний полет только в 2000-м, а сегодня службу несут модернизированные «Протон-М». Те, старые ракеты были способны поднять на низкую орбиту свыше 20 тонн полезного груза. Для модулей станции «Мир» этого оказалось полностью достаточно.

Базовый модуль ДОС «Мир» был отправлен на орбиту 20 февраля 1986 г. Спустя годы, когда станция была дооснащена дополнительными модулями, вместе с парой пристыкованных кораблей вес ее превысил 136 тонн, а длина по наибольшему измерению — почти 40 м.

Конструкция «Мира» организована именно вокруг этого базового блока с шестью стыковочными узлами — это и дает принцип модульности, реализованный и на современной МКС и позволяющий собирать на орбите станции довольно внушительных размеров. Вслед за выводом в космос базового блока «Мира» к нему были подсоединены 5 дополнительных модулей и один дополнительный усовершенствованный стыковочный отсек.

Базовый блок был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон» 20 февраля 1986 г. И по габаритам, и по конструкции он во многом повторяет предыдущие станции «Салют». Главная его часть — полностью герметичный рабочий отсек, где расположены средства управления станцией и пункт связи. Здесь же находились 2 одноместные каюты для экипажа, общая кают-компания (она же — кухня и столовая) с беговой дорожкой и велотренажером. Остронаправленная антенна снаружи модуля связывалась со спутником-ретранслятором, который уже и обеспечивал прием и передачу информации с Земли. Вторая часть модуля — агрегатная, где расположена двигательная установка, баки с топливом и имеется стыковочный узел для одного дополнительного модуля. Имелась на базовом модуле и собственная система энергообеспечения, включающая 3 панели солнечных батарей (2 из них вращаются и 1 неподвижная) — естественно, они были смонтированы уже в ходе полета. Наконец, третья часть — переходный отсек, который служил шлюзом для выхода в открытый космос и включал набор тех самых стыковочных узлов, к которым присоединялись дополнительные модули.

Астрофизический модуль «Квант» появился на «Мире» 9 апреля 1987 г. Масса модуля: 11,05 тонн, максимальные размеры — 5,8 х 4,15 м. Именно он занял единственный стыковочный узел агрегатного блока на базовом модуле. «Квант» состоит из двух отсеков: герметичной, заполненной воздухом лаборатории и блока оборудования, размещенного в безвоздушном пространстве. К нему могли пристыковываться грузовые корабли, есть и пара собственных солнечных панелей. А главное — здесь установили комплекс приборов для различных исследований, в том числе биотехнологических. Впрочем, основная специализация «Кванта» — изучением далеких рентгеновских источников излучения.

К сожалению, размещенный здесь комплекс «Рентген», как и весь модуль «Квант», крепился к станции жестко и не мог менять своего положения относительно «Мира». А значит, чтобы менять направление рентгеновских датчиков и исследовать новые области небесной сферы, требовалось менять положение всей станции — а это чревато и невыгодным размещением солнечных батарей, и другими сложностями. Вдобавок, сама орбита станции расположена на такой высоте, что дважды за время обращения вокруг Земли она проходит через радиационные пояса, вполне способные «ослепить» чувствительные рентгеновские датчики, из-за чего их периодически приходилось отключать. В итоге «Рентген» довольно быстро изучил все, что ему было доступно, а затем несколько лет включался лишь краткими сеансами. Впрочем, несмотря на все эти трудности, благодаря «Рентгену» было сделано немало важных наблюдений.

19-тонный модуль дооснащения «Квант-2» был пристыкован 6 декабря 1989 г. Здесь расположили массу дополнительного оборудования для станции и ее обитателей, здесь же находилось новое хранилище скафандров. В частности, на «Кванте-2» разместили гироскопы, системы управления движением и электропитания, установки для получения кислорода и регенерации воды, бытовые приборы, новое научное оборудование. Для этого модуль разбит на три герметичных отсека: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой.

Большой, стыковочно-технологический модуль «Кристалл» (вес — почти 19 тонн) присоединен к станции в 1990 г. Из-за отказа одного из ориентирующих двигателей стыковка прошла лишь со второй попытки. Планировалось, что основной задачей модуля станет стыковка советских многоразовых кораблей « Буран », но по понятным причинам этого не случилось. (Подробнее о печальной судьбе этого прекрасного проекта можно прочесть в статье « Советский шаттл ».) Впрочем, «Кристалл» с успехом выполнил другие задачи. В нем отрабатывались технологии получения новых материалов, полупроводников и биологически активных веществ в условиях микрогравитации. К нему стыковался американский челнок Atlantis .

В январе 1994 г. «Кристалл» стал участником «транспортного происшествия»: покидая станцию «Мир», корабль «Союз ТМ-17» оказался так перегружен «сувенирами» с орбиты, что из-за сниженной управляемости пару раз столкнулся с этим модулем. Самое страшное — что на «Союзе», шедшем под управлением автоматики, находился экипаж. Космонавтам срочно пришлось переходить на ручное управление, но удар произошел, причем пришелся на спускаемый аппарат. Будь он хоть немного сильнее — могло бы произойти повреждение теплоизоляции, и космонавты вряд ли вернулись бы живыми с орбиты. По счастью, все обошлось, а событие стало первым в истории столкновением в космосе.

Геофизический модуль «Спектр» был пристыкован в 1995 г. и вел экологический мониторинг Земли, ее атмосферы, поверхности суши и океана. Это цельная капсула довольно внушительных размеров и массой 17 тонн. Разработка «Спектра» была закончена еще в 1987 г., но проект на несколько лет «замораживали» из-за известных экономических трудностей. Для завершения пришлось обратиться к помощи американских коллег — и модуль принял на себя еще и медицинское оборудование NASA. С помощью «Спектра» изучались природные ресурсы Земли, процессы в верхних слоях атмосферы. Здесь совместно с американцами проводились и некоторые медико-биологические исследования, а чтобы иметь возможность работать с образцами, вынося их в открытый космос, на внешней поверхности планировалось установить манипулятор «Пеликан».

Однако несчастный случай прервал работу ранее положенного срока: в июне 1997 г. прибывший на «Мир» беспилотный корабль «Прогресс М-34» сбился с курса и повредил модуль. Произошла разгерметизация, частично разрушились солнечные батареи, и «Спектр» был выведен из эксплуатации. Хорошо еще, что экипажу станции удалось оперативно закрыть люк, ведущий из базового модуля на «Спектр» и тем самым спасти и свои жизни, и работу станции в целом.

Небольшой дополнительный стыковочный модуль был установлен в том же 1995 г. специально для того, чтобы на «Мир» могли наносить визиты американские шаттлы, и адаптирован под соответствующие стандарты.

Последний по порядку выведения — 18,6-тонный научный модуль «Природа». Он, как и «Спектр», предназначался для совместных с другими странами геофизических и медицинских исследований, материаловедения, изучения космического излучения, процессов, протекающих в атмосфере Земли. Этот модуль представлял собой один цельный герметичный отсек, где располагались приборы и грузы. В отличие от других крупных дополнительных модулей, на «Природе» не было собственных солнечных батарей: питание его обеспечивали 168 литиевых аккумуляторов. И здесь не обошлось без неполадок: прямо перед стыковкой произошел сбой в системе энергообеспечения, и модуль потерял половину запаса электроэнергии. Это означало, что на стыковку была только одна попытка: без солнечных батарей восполнить потери было невозможно. По счастью, все обошлось благополучно, и «Природа» вошла в состав станции 26 апреля 1996 г.

Первыми людьми на станции стали Леонид Кизим и Владимир Соловьев, прибывшие на «Мир» на корабле «Союз Т-15». Кстати, в той же экспедиции космонавты успели «заглянуть» и на остававшуюся тогда на орбите станцию «Салют-7», став не только первыми на «Мире», но и последними на «Салюте».

С весны 1986 г. и до лета 1999 г. станцию посетили около 100 космонавтов не только из СССР и России, но и из многих стран тогдашнего социалистического лагеря, и из всех ведущих «стран капитализма» (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Австрии). Непрерывно «Мир» был обитаем чуть больше 10 лет. Многие оказывались здесь не по одному разу, а Анатолий Соловьев побывал на станции аж 5 раз.

За 15 лет работы к «Миру» слетали 27 пилотируемых «Союзов», 18 автоматических грузовиков «Прогресс» и 39 «Прогресс-М». Со станции в открытый космос совершено больше 70-ти выходов общей продолжительностью 352 часа. На самом деле, «Мир» стал целым кладезем рекордов для отечественной космонавтики. Здесь установлен абсолютный рекорд продолжительности пребывания в космосе — непрерывного (Валерий Поляков, 438 суток) и суммарного (он же, 679 суток). Было поставлено около 23 тыс. научных экспериментов.

Несмотря на различные сложности, станция проработала втрое дольше предусмотренного срока эксплуатации. В конце концов груз накопившихся неполадок стал слишком высок — да и конец 1990-х был не тем временем, когда Россия имела финансовые возможности поддерживать столь дорогостоящий проект. 23 марта 2001 г. «Мир» был затоплен в несудоходной части Тихого океана. Обломки станции упали в районе островов Фиджи. Станция осталась не только в воспоминаниях, но и в астрономических атласах: в честь нее назван один из объектов Главного астероидного пояса — Мирстейшен .

Напоследок вспомним, как любят изображать «Мир» создатели голливудских фантастических фильмов — ржавой консервной банкой с вечно пьяным и одичавшим космонавтом на борту… Видимо, происходит так просто из зависти: до сих пор ни одна другая страна мира не то что неспособна, но даже и не осмелилась замахнуться на космический проект такого масштаба и сложности. Есть подобные разработки и у Китая, и у США, но пока что никто на создание собственной станции неспособен, и даже — увы! — Россия.

Содержание статьи

ОРБИТАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИР». Орбитальная станция «Мир» в течение 15 лет (1986–2000) служила единственной в мире пилотируемой космической лабораторией для долговременных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в космосе. Ее работа началась 20 февраля 1986, когда был выведен на орбиту базовый блок этого многоцелевого международного комплекса. Высота рабочей орбиты станции составляла 320–420 км, наклонение орбиты 51,6 градуса. Масса станции в полном комплекте составляла 140 т, размер – 35 м, внутренний объем – 400 м 3 . За время работы станция совершила 86 331 виток вокруг Земли , на ней работало 28 длительных научных экспедиций, 108 космонавтов, из них 63 иностранных.

Характеристики отдельных элементов комплекса.

Базовый блок является основным звеном всей орбитальной станции, объединяющим ее модули в единый комплекс. В этом блоке находятся оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа. Базовый блок состоит из переходного отсека с пятью пассивными стыковочными агрегатами (один осевой и четыре боковых), рабочего отсека, промежуточной камеры с одним стыковочным агрегатом и негерметичного агрегатного отсека. Все стыковочные агрегаты пассивного типа системы «штырь-конус».

Модуль «Квант» предназначен для астрофизических и других научных исследований. Модуль состоит из лабораторного отсека с переходной камерой и негерметичного отсека научных инструментов. Маневрирование модуля на орбите обеспечивалось с помощью служебного блока, оснащенного двигательной установкой, и отделяемого после стыковки модуля со станцией. Модуль имеет два стыковочных агрегата, расположенных по его продольной оси, – активный и пассивный. В автономном полете пассивный агрегат был закрыт служебным блоком. Модуль «Квант» пристыковался к промежуточной камере базового блока (ось X). После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приемном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для устранения этого предмета потребовался выход экипажа в открытый космос, который состоялся 11–12.04.1986.

Модуль «Квант-2» предназначен для дооснащения станции оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения научных экспериментов. Модуль состоит из трех герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм. Модуль имеет один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль «Квант-2» и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля «Квант-2» в составе станции «Мир» – ось Y.

Модуль «Кристалл» предназначен для проведения технологических и научных исследований и для обеспечения стыковок с кораблями, оснащенными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. Модуль состоит из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имеет три стыковочных агрегата: осевой активный – на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа – на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль «Кристалл» до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля «Спектр» (ось -Y). Затем он был переведен на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на свое штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведен на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблем «Атлантис» STS-71, а 17.07.1995 возвращен на штатное место (ось -Z).

Модуль «Спектр» предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоит из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи, а также научные приборы. Модуль имеет один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля «Спектр» в составе станции «Мир» – ось -Y. Стыковочный отсек (создан в РКК «Энергия» им. С.П.Королева) предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы «Спейс шаттл» со станцией «Мир» без изменения ее конфигурации, доставлен на орбиту на шаттле «Атлантис» (STS-74) и пристыкован к модулю «Кристалл» (ось -Z).

Модуль «Природа» предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы. Модуль состоит из одного герметичного приборно-грузового отсека. Он имеет один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля «Природа» в составе станции «Мир» – ось Z.

В таком составе был окончательно сформирован облик орбитального комплекса «Мир». Транспортно-техническое обеспечение полета станции осуществлялось с помощью пилотируемых транспортных кораблей типа «Союз-ТМ» и грузовых кораблей «Прогресс-М»

Авторы работы.

Головной разработчик орбитальной станции «Мир», разработчик базового блока и модулей станции, разработчик и изготовитель большинства систем, обеспечивающих их функционирование на орбите, разработчик и изготовитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс» – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева. Участник разработки базового блока и модулей, разработчик и изготовитель конструкции и систем, обеспечивающих автономный полет блоков станции, – Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева. В работах по созданию станции «Мир» и наземной инфраструктуры для нее принимали участие ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ЦНИИ машиностроения, КБ общего машиностроения, РНИИ космического приборостроения, НИИ точных приборов, РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина, Российская академию наук и др., всего около 200 предприятий и организаций.

Научное оборудование станции «Мир».

К середине 1996 окончательно сформировался облик станции «Мир» как научно-исследовательского комплекса, оснащенного уникальной научной аппаратурой. За время эксплуатации станции на ней была размещена научная аппаратура более 240 наименований производства 27 стран общей массой 11,5 тонн. В частности, комплекс научной аппаратуры включал в себя:

– крупный природоведческий комплекс, состоящий из двадцати четырех активных и пассивных приборов для наблюдения Земли, работающих в видимом, ИК- и СВЧ-диапазонах спектра;

– астрофизическую обсерваторию из шести телескопов и спектрометров;

– четыре технологические печи;

– шесть медицинских диагностических комплексов;

– материаловедческую и биотехнологическую аппаратуру.

Результаты работы станции «Мир».

Международное сотрудничество.

Проведено 27 международных экспедиций, 21 из них на коммерческой основе. На станции работали представители 12 стран и организаций: США, Германии, Англии, Франции, Японии, Австрии, Болгарии, Сирии, Афганистана, Казахстана, Словакии, ЕКА.

Основные итоги исследований.

Главный итог – отработана технология создания и эксплуатации постоянно действующей пилотируемой орбитальной станции. В ходе эксплуатации станции путем перестыковки не раз менялось сочетание ее модулей; в ее состав вводились не предусмотренные исходным проектом части, например дополнительный стыковочный отсек для работы с кораблями типа шаттл, ряд разворачиваемых ферменных конструкций, таких как выносная двигательнаяустановка для обеспечения управления по крену.

На станции проведено более 6700 сеансов технических экспериментов. Отработана уникальная технология по сборке и развертыванию в космосе ферменных и пленочных крупногабаритных конструкций. Получены устойчивые упорядоченные кристаллические структуры, образованные металлическими частицами в плазме разряда постоянного тока в условиях микрогравитации. Исследованы процессы генерации, сбора и движения монодисперсных капель на модели капельного холодильника-излучателя для подтверждения возможности создания высокоэффективных энергетических установок.

Проведено более 2450 сеансов экспериментов по материаловедению и космической технологии. Отработаны базовые технологии производства полупроводниковых материалов и получены образцы, по физическим характеристикам превосходящие земные аналоги. Подтверждено увеличение выхода годных приборов из получаемых материалов в 5–10 раз.

Создана система медицинского обеспечения полетов продолжительностью до 1,5 лет. Создана методика отбора и подготовки специалистов для работ в экстремальных условиях. Проведено более 130 сеансов экспериментов по биотехнологии. Показана возможность проведения процессов тонкой очистки и разделения белковых биопродуктов с производительностью в сотни раз выше, чем на Земле. Получены новые знания по клеткам, белкам и вирусам.

Произведена фотосъемка 125 млн. кв. км земной поверхности в различных диапазонах спектра. Отработаны аппаратурные системы оперативных измерений и передачи данных (проведено более 400 сеансов). Создан банк данных фото-, видео-, спектрометрической и радиометрической информации.

Выполнено около 6200 сеансов астрофизических экспериментов. Обнаружено жесткое рентгеновское излучение Сверхновой 1987А. Открыты и детально исследованы рентгеновские источники (получившие название КS – Kvаnt Sоurсе), в частности в направлении на центр Галактики.

Рекорды.

На станции «Мир» установлены абсолютные мировые рекорды продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета:

– Юрий Романенко (326 сут 11 час 38 мин)

– Владимир Титов, Муса Манаров (365 сут 22 час 39 мин)

– Валерий Поляков (437 сут 17 час 58 мин)

В 1995 Валерий Поляков стал абсолютным мировым рекордсменом по суммарному времени пребывания в космосе, в 1999 его достижение превысил Сергей Авдеев:

Валерий Поляков – 678 сут 16 час 33 мин (за 2 полета);

Сергей Авдеев – 747 сут 14 час 12 мин (за 3 полета).

Среди женщин мировые рекорды длительности космического полета установили:

– Елена Кондакова (169 сут 05 час 1 мин);

– Шеннон Люсид, США (188 сут 04 час 00 мин).

Из иностранных граждан наиболее длительные полеты по программе «Мир» совершили:

Жан-Пьер Эньере (Франция) – 188 сут 20 час 16 мин

Шеннон Люсид (США) – 188 сут 04 час 00 мин

Томас Райтер (ЕКА, Германия) – 179 сут 01 час 42 мин

На станции «Мир» совершено 78 выходов в открытый космос (включая три выхода в разгерметизированный модуль «Спектр») общей продолжительностью 359 час 12 мин. В выходах участвовали:

российских космонавтов;

астронавта США;

астронавта Франции;

астронавт ЕКА (гражданин Германии).

Окончание работы.

К концу 2000 станция практически выработала свой ресурс. В принципе имелась возможность поддерживать ее работоспособность еще 2–3 года, однако от этого отказались по финансовым соображениям; началась программа по своду станции с орбиты и ее затоплению. Впервые проводилась работа по возвращению на Землю столь массивного и сложного в аэродинамическом отношении космического объекта. Двигателями грузового корабля «Прогресс» станция была сориентирована и заторможена. До последних минут полета комплекс двигался по орбите в управляемом состоянии.

23 марта 2001 примерно в 9:00 по московскому времени станция «Мир» вошла в плотные слои атмосферы, разрушилась и затонула в заданном районе Тихого океана (40 градусов южной широты и 160 градусов западной долготы).

Из выступления руководителя полета станции «Мир» В.А.Соловьева на пресс-конференции 23.03.2001, посвященной окончанию полета:

«В отечественной космонавтике пройден очень интересный путь длиною в 15 лет. За эти годы было получено много интересных результатов, были и неудачи, которые нас многому научили. Но каждая техника имеет право на старение. Закончился этап эксплуатации станции «Мир». Мы гордимся и будем гордиться этим этапом. Ничто в мире не летало в пилотируемом режиме так долго – больше 15 лет. А за это время мы многое научились делать, и делать хорошо. Завершающий этап, к великому моему удовольствию, прошел весьма и весьма успешно».

Владимир Сурдин