Приемы целеполагание сотрудников в бизнесе. Целеполагание в управлении. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал сайт делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

Что такое целеполагание - важный вопрос. Оно означает умение ставить цели и достигать их путем решения задач. Правильно сформулированный желаемый результат является залогом успеха в любой деятельности, начиная от личных планов и заканчивая профессиональными задачами.

Термин «целеполагание» в современном управлении также характеризует и тренинги, популярные у бизнесменов, которые изучают эффективный план-менеджмент, тайм-менеджмент. В результате приобретаются такие умения:

  • планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;
  • правильная постановка цели и определение методов их достижения;
  • определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.
Правильно сформулированный результат - залог эффективности

Целеполагание - это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.

Целеполагание в управленческой психологии - это один из этапов управления, предусматривающий выбор крупной мечты и построение дерева желаемых результатов с учетом миссии, стратегии и характеристик задач.

Процесс целеполагания

Процесс подразумевает поэтапную разбивку главной цели на подцели, к каждой из которых ставится ряд задач. Результат предполагает увеличение объема продаж, производительности труда либо личной эффективности.


Процесс целеполагания

Виды целей

Целеполагание в ТОП-менеджменте - процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.

  • Внешние - учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
  • Простые и сложные.
  • Стратегические и тактические.
  • Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  • Производственные и маркетинговые, административные и так далее.

В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, - то тактических.

Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные - это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.

Важно! Планирование личного и рабочего времени и целеполагание являются функциями управления. Оно необходимо, чтобы организация чётко представляла, куда и зачем она движется. Кроме того, постановку задач для достижения основных идей планирования и предполагает целеполагание.

Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.


Эффективное планирование

Как правильно ставить цели

Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.

Принцип построения

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

  • точное конкретное обоснование;
  • указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
  • формулировка - только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
  • необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
  • лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.

Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным. Например, «Я хочу получить прибыль» и «Я хочу получить дополнительно 20000 руб. в этом месяце». Конечно, 2-я цель выглядит более конкретной, в ней присутствуют и цифры, и указание на дату.

Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей.

Этапы процесса

Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:

  1. диагностика текущей ситуации;
  2. формулировка нескольких основных целей,
  3. формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;
  4. разбивка цели по этапам.

В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.


Этапы целеполагания

Методы

Методы разработаны ведущими менеджерами.

Интересно! Эффективность методов доказана многолетними исследованиями.

Метод цели-ценности

Метод заключается в заполнении матрицы с целями и ценностями. В левом столбце прописываются цели, затем идут ценности, выбранные самим человеком: семья, любовь, хобби, материальное благополучие и т. д.

Таблица целей с ценностями может выглядеть следующим образом:


Из таблицы видно, что главной целью является получение новой должности с более крупным окладом. Метод удобен, но имеет ряд недостатков, главный из которых - сложность в выставлении оценок. Такую матрицу, работающую на 100%, может составить только уверенный в себе человек, знающий чего он хочет от жизни.

В качестве дополнения можно отметить необходимость большего ранжирования. Например, выставлять оценки не по двухбалльной шкале, а по пятибальной.

Метод Айви Ли

Метод Айви Ли часто дают на тренингах для персонала. Он прост и эффективен:

  • планирование осуществляется по окончанию следующего дня. Необходимо записать 6 важных целей;
  • расставить дела в порядке важности;
  • на следующий день необходимо сконцентрироваться на самом первом пункте. Это главное дело нужно довести до конца;
  • затем решают менее важные дела по порядку;
  • если какие-то дела остались, то недостигнутые результаты переносятся на следующий день в новый список.

Первый испытатель стратегии опробовал ее в течение трех месяцев и был впечатлен результатами. Действительно дела стали идти гораздо лучше, а корпорация принесла больше прибыли.

Метод SMART

SMART - система постановки желаемых результатов. Схема целеполагания по этой методике включает следующие блоки:

  • Specific - конкретность;
  • Measurable - измеримость;
  • Achievable - достижимость;
  • Realistic - реалистичность или ревалентность;
  • Time bound (timed) - определенная по времени.

Метод SMART

Ошибки

Процесс целеполагания сложен, а ошибки могут быть такими:

  • цели не соответствуют действительным желаниям человека;
  • цели сформулированы нечетко, без указания даты и конкретного результата;
  • установлено слишком много желаемых результатов одновременно;
  • слишком простые или излишне амбициозные желания.

Важно! Применяя тот или иной метод целеполагания, стоит внимательно изучить литературу и только после этого приступить к записи своих желаний.

Таким образом, целеполагание - это процесс ближайшего планирования деятельности или социальных функций. Технологий процедуры множество, но стоит помнить общие рекомендации: конкретность желаемого результата, его срочность и соответствие внутренним приоритетам человека.

Целеполагание отражается на работе всей организации и эффективности сотрудников. Как внедрить систему, чтобы достичь желаемого результата, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое целеполагание

Целеполагание - это определение, постановка и достижение целей. В менеджменте под термином понимают основной этап бизнес-планирования. Различают краткосрочные, долгосрочные цели компании во внешней и во внутренней среде, связанные с персоналом и производством. Исходными пунктами для постановки задач выступают: миссия, видение, ценности организации, принцип отношений с конкурентами, проблемы и потребности фирмы.

Скачайте документы по теме:

Отправной точкой в постановке задач считается видение компании:

  • «здесь и сейчас» - для краткосрочных целей;
  • «в будущем» - для долгосрочных целей.

Целеполагание и планирование увеличивает эффективность организации . Коллектив стремится достичь запланированного результата, поэтому вкладывает больше сил и энергии. С помощью целеполагания мотивируют персонал, но в случае нескольких неудач сотрудники перестают проявлять активность. Чтобы этого избежать, ставьте достижимые задачи, ориентируйте персонал.

Постановка задач и формирование целеполагания

Учитывайте не только преимущества, но и проблемы целеполагания. Организация представляет собой общность индивидов, каждый из которых имеет личные цели, которые не всегда совпадают с задачами организации. Сложности могут возникать на любых этапах построения системы.

Этапы целеполагания включают: анализ текущего состояния организации, ее миссии и целей. Только после этого ведется разработка системы, в которой основные цели структурированы. Она должна включать механизмы согласования целей заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования служат цели и стратегия - на основе общности долгосрочных идей формируется мотивация к сотрудничеству.

Верхний уровень целей - идеалы, основанные на миссии. Он определяет смысл того, чем занимаются работники. Так как у сотрудников главная задача заключается в заработке денег, они не всегда разделяют миссию организации.

Стратегические намерения - видение будущего компании. В отличие от миссии, оно связано с определенным промежутком времени, дает выразительную картину будущего. Стратегические намерения должны притягивать сотрудников, вдохновлять их работать лучше. Видение распространяет и формирует лидер. Если он не наделен способностью вовлекать, интересовать других, в системе целеполагания происходит сбой. Организация продолжает функционировать, но невозможно прогнозировать ее деятельность. Проводите тренинги, обучайте менеджеров приемам вовлечения персонала в общие идеи.

Стратегические цели фиксируют стратегическое видение , определяют систему координат для компании. Долгосрочные приоритеты необходимы для планирования - они обеспечивают основу для согласования целей всех подразделений. Чем четче определены цели, тем легче их достичь. Определите, чего нужно добиться компании, чтобы выйти на новый уровень развития, занять более выгодные позиции на рынке, найти квалифицированный персонал. Не только зафиксируйте желаемый результат, но и разработайте модель поведения.

Стратегические проекты необходимы для достижения поставленных целей. Мало определить цель, нужно понять, как ее достичь. Если руководитель не может управлять движением персонала к целям, обратитесь за помощью к сторонним специалистам, которые подготовят план действий.

Оперативный контроллинг - уровень целеполагания, который формируется в процессе годового планирования . Он включает ряд показателей: финансово-экономических, бизнес-процессов, деятельности организации на рынке и другие.

KPI относятся к той части системы целеполагания, которая направляет сотрудников к личным целям, согласованным с целями предприятия. Индивидуальные показатели подразумевают результативность каждого работника. Чтобы добиться максимального эффекта, связывайте их с вознаграждение. Главное, чтобы показатели KPI играли стимулирующую и направляющую роль. Разрабатывайте их с учетом цели организации, ее миссии.

Система целеполагания включает цели, стратегию, структуру, идеологию и процессы. Все элементы тесно взаимосвязаны. Если происходит сбой в системе, она теряет смысл. Разрабатывайте ее только после детального изучения деятельности компании. Учитывайте, чего вы хотите достичь. Цели организации не должны идти вразрез с интересами сотрудников, иначе невозможно добиться желаемого результата.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Принцип построения системы целеполагания

Для построения системы в менеджменте используйте известный прием целеполагания - дерево целей, напоминающее пирамиду потребностей Маслоу . Вершина - общая цель организации. Формирование уровней складывается так, чтобы обеспечить достижение целей, находящихся на уровень выше. Каждый уровень дерева описывает не способ достижения целей, а конкретный результат, выраженный показателями. Иерархия целей связывается со структурой организации и с ее особенностями.

Процесс целеполагания может основываться на методике сбалансированной системы показателей Каплана и Нортона (ССП). Ее применяют организации любого размера и сферы деятельности. Если вы хотите использовать ее, четко сформулируйте цели с учетом миссии и стратегии организации. Они выглядят следующим образом:

  1. Стать самой крупной компанией.
  2. Выпускать новую линейку товаров или расширить спектр услуг.
  3. Принять в штат конкретных работников: известного менеджера, технолога и т.д.

Перед вами практическая пошаговая инструкция по созданию эффективной системы оплаты труда и мотивации, учитывающей специфику конкретной компании, особенности ее корпоративной культуры и работающей на достижение ее стратегических целей. Вы не только научитесь правильно формировать постоянную и переменную части заработной платы сотрудников, но и узнаете, как достичь баланса системного и индивидуального подходов, добиться истинной лояльности сотрудников и превратить их способности в капитал, приносящий высокий доход.

Когда решаете, какие области охватят цели, ограничьтесь одним направлением, а не несколькими. Независимо от специфики сферы, для которой ставите задачу, учитывайте некоторые особенности. Это поможет избежать ошибок, вызывающих дисбаланс в системе целеполагания.

  1. Цели затрагивают верхушку предприятия: если руководство не имеет ясных целей, нижние уровни теряют направление, а люди начинают считать, что постановка целей неважна.
  2. Цели имеют четкую формулировку. Все члены компании знакомы с ними. Нередко подчиненные не имеют представления о целях - это ведет к тому, что миссия становится второстепенной. Напоминайте людям ключевые цели, задавая наводящие вопросы. Мнение коллектива о том, для чего все работают, важно. Учитывая его, корректируйте план действий.
  3. Каждый человек, единица в организации или рабочая группа имеют одну ясную цель. Не назначайте больше, чем 6–9 целей сразу. Перегрузка подчиненных рассеивает усилия и подрывает эффективность .

Не ставьте перед собой и сотрудниками невыполнимых целей. Если вы не знаете, чего должна достичь организация, проведите детальный анализ деятельности, сравните этапы развития за последние годы, изучите рынок и предложения других фирм. Подумайте, какие методы целеполагания уместны на данном этапе развития.

Диагностика целеполагания

Правильность поставленных целей проверяйте методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely), ССП-BSC (Balanced Scorecard). Выполняйте анализ целеполагания регулярно, чтобы не упускать из вида процесс. Например, сотрудники могут еженедельно отсчитываться о том, на каком этапе на пути к достижению целей они находятся, что планируют сделать.

Цель организации представляет собой направление, в котором осуществляется ее деятельность. Основные цели воздействуют на стратегию, которая влияет на структуру, систему управления и саму деятельность. Таким образом, цель - есть “контур” плана. Цели образуют собой иерархическую систему. Основные базовые цели, в направлении которых действует фирма при планировании параметров эффективности: рост, рентабельность, платежеспособность, доля рынка, гибкость, устойчивость.

При определении стратегии рассматриваются промежуточные цели и факторы успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью и большой долей на рынке. Система показателей, к которым стремится фирма: экономичность, действенность, качество; производительность; инновативность; прибыльность.

Дерево целей - совокупность целей, увязанных в иерархическую систему. Противоречие в целях может быть таким: краткосрочные цели могут не совпадать с долгосрочными; общие цели могут не совпадать с частными; могут не совпадать цели организации и внешней среды; организации и внутренней среды. Поэтому для успеха организации цель должна: 1)соответствовать системе ценностей, принятых в организации; 2)обеспечиваться адекватными ей средствами; 3)не противоречить целям более высокого порядка; 4)быть реально осуществимой; 5) достигаться способами, обеспечивающими эффективность с учетом возможных побочных эффектов; 6)формулироваться доступно, конкретно, ясно, кратко, однозначно пониматься; 7)сложные цели должны быть структурированы и образовывать дерево целей, отвечающих требованиям эффективности.

33.Стратегическое и тактическое планирование

Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.

Процесс планирования начинается с руководства высшего звена, определяющего миссию организации, принципы, долгосрочные направления деятельности, параметры эффективности, способы достижения планируемых параметров и средства реализации намеченных стратегий. Уровни планирования:

    стратегические планы

    тактические

    оперативные планы

    исследования, разработки, производства, маркетинг.

Стратегия всегда связана с решением важнейших проблем. В качестве таковых являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.

Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам.

Стратегическое планирование - начинается установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время.

Продолжительность: 5 – 6 часов.

Целевая аудитория тренинга: управленческий, педагогический, проектный персонал, чья деятельность связана с планированием, анализом и принятием ответственных решений.

План тренинга:

Блок 1. «РАБОТА С ЦЕЛЯМИ»

4. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

5. Работа с опасениями по Декартовой схеме.

6. Решётка Келли.

7. Процесс «Кто Я?»

8. Процесс «Личный герб и девиз».

Блок 2. «контур управления. Планирование и контроль».

9. Контур управления.

10. Контур управления. Этап 1. Постановка целей.

11. Контур управления. Этап 2. Планирование. Инструменты планирования. Установка параметров.

12. Контур управления. Этап 3. Мониторинг. Методы контроля.

13. Контур управления. Этап 4. Анализ и корректировка.

14. Подведение итогов. Завершение тренинга.

15. Сбор письменных отзывов о тренинге.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Планшеты.

2. Бумага для письма (формат А4).

3. Ватман (2 – 3 листа).

4. Маркеры цветные (по возможности +фломастеры).

5. Позитивный настрой и инициатива.

Ход тренинга.

1. Приветствие, установление контакта и внимания.

2. Постановка целей на тренинг. Договорённости.

Рассказываем о том, что, как показывает практика, в мире только 5% людей умеют правильно ставить себе цели и добиваться их. Правильно поставленная цель – это 90% успеха задуманного. далее обозначаем содержание тренинга. После этого оговариваем правила поведения и взаимодействия на тренинге.

Предлагаем каждому участнику записать в листе целеполагания свою цель на этот тренинг. Затем, по желанию озвучить.

3. Упражнение «жизненные цели».

Шаг 1. уделите 15 минут времени поиску ответа на вопрос «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте всё что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашего бытия. Фантазируйте. Чем больше, тем лучше. После этого в течение 2х минут решите, что бы вы хотели добавить в свой список.

Шаг 2. Сейчас вам две минуты на то, чтобы выбрать из вашего списка

то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после ещё две минуты – чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев – две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над своими целями. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель – приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно, даже меняете направление, но главное, знаете, куда идёте.

Отвечайте на первый вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Но, составляя списки средне- и краткосрочных целей, пишите так, как если бы это были ваши последние годы, дни и месяцы. Первая рамка поможет вспомнить всё, к чему стремитесь. Вторая рамка позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

4,5. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

Цели должны быть SMART

Для придания целям ясности и конкретности необходимо ответить на ряд вопросов (Декартова схема):

Теперь, чётко обозначив и осознав свои цели, давайте поговорим о плате за их достижение. Попробуем ответить на следующие вопросы:

· С какими трудностями я могу столкнуться на пути к своей цели?

· На что я готов ради достижения своей цели?

· Чем я готов пожертвовать во имя своей цели?

Записав ответы на эти вопросы на бумаге, попробуем обозначить свои самые серьёзные страхи и опасения на пути к цели. Затем пропустить через декартовую схему, оценить их объективную значимость.

6. Решётка Келли.

После проведения описанных выше действий с целями, попытаемся определить, что нас больше всего привлекает и отталкивает в людях.

Возьмите чистый лист бумаги, разрежьте пополам. Одну половину разрежьте на шесть равных частей. На трёх из них напишите имена трёх ваших знакомых, которым вы симпатизируете. На трёх других – имена знакомых, к которым вы испытываете нейтральные чувства. Теперь переверните эти карточки именами вниз и перемешайте. Неразрезанную половинку листа расчертите пополам. Теперь возьмите три из шести бумажек с именами и откройте. Найдите одно положительное качество, которыми обладают двое из троих ваших знакомых, чьи имена окажутся на бумажках. Запишите это качество в правый столбец половинки. В левом столбце запишите противоположное качество. Процедуру повторить 15 раз, затем проранжировать качества, записанные в правом столбце.

Примечание: качества лучше выражать именами прилагательными, так проще будет подбирать противоположные по значению.

Полученный список – рейтинг ценностей конкретного человека. Он отражает систему ценностей данного человека. И в какой-то мере является критерием оценки поступков других людей. Следует показать, что у каждого человека система ценностей своя, она уникальна. Это следует учитывать при общении и уважать взгляды других людей.

7,8. Процесс «Кто я?», Процесс «Личный герб».

Процесс «Кто я?»

Каждый отвечает на вопрос не более чем десятью словами и пишет ответ на карточке. 5 мин. Ходят, смотрят, знакомятся с ответами друг друга.

Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот ёмкий вопрос «Кто я?». Кто–то считает наиболее важным одно, кто–то другое. Первые три ответа, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я – образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я – образ в первом приближении.

Итак, подчеркните первые три ответа на вопрос «Кто я?». Каждый из этих ответов отображает какую – то сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны. Каким мог быть ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте? В качестве девиза может выступать всё что угодно: известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное – чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе. Теперь обратитесь ко второму, третьему пункту, придумайте девизы к ним и запишите на отдельных листах. Следующее задание – к каждому пункту придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.

Есть ли среди нас люди, в жилах которых течёт дворянская кровь?

Процесс «Личный герб».

Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным древним родам и приглашены на бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золочёных каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же за гербы, и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было легче – кто-нибудь из их предков совершил благородное деяние, которое прославляло его и отображалось на гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придётся потрудиться над созданием собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для разработки у вас уже есть. Но, может быть, вы сможете придумать нечто ещё более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений и позиций в познании себя? В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы чётко понять, с кем он имеет дело.

Вот примерная форма герба: герб разделён по горизонтали на две части, верхняя разделена по вертикали на три. 10 мин.

Левая часть – мои главные достижения в жизни.

Средняя часть – то, как я себя воспринимаю.

Правая часть – моя главная цель в жизни.

Нижняя часть – мой главный девиз в жизни.

А теперь, дамы и господа, у вас есть у каждого по минуте, чтобы представить свой герб и девиз. Вариант: разбиться на пары и после пятиминутной подготовки каждый должен представить своего напарника.

9. Контур управления.

Подумайте о важном задании или проекте, который вы планировали и выполнили, но который вызвал у вас проблемы. Каковы были главные причины проблем, которые вы испытали?

Многие менеджеры сказали бы, что большинство проблем в выполнении планов связаны с людьми и с неожиданными событиями. Поэтому далее мы обсудим эти вопросы, но сначала рассмотрим теоретические основы нашей практики планирования и контроля.

Сущность рациональной теории планирования и контроля проиллюстрирована на рисунке, который известен как «контур управления». Мы можем дать определение «планированию» и «контролю». Планирование – это процесс разработки того, что делать и как это делать, чтобы достичь некоторой цели (этапы 1и2). Контроль – процесс обеспечения успешного выполнения запланированных задач (этапы 3и4).

Контур управления.

Этап 1: установите цели

Если вы собираетесь взять на себя какую-нибудь инициативу, большую или маленькую, то сначала ясно представьте себе, чего вы хотите достичь. Полезно также установить определённые критерии успешного достижения поставленной цели, чтобы знать, достигли вы её или нет.

Цели должны быть SMART

При постановке целей в интересах всех участников сделать так, чтобы они были ясными и однозначными. Это значит, что они должны обладать определёнными характеристиками. Эти характеристики можно запомнить по первым буквам английской аббревиатуры SMART , т.е. цели должны быть:

· Конкретными (specific – S ) – ясными и чёткими в отношении того, что должно быть достигнуто.

· Измеримыми (measurable – M ) – т.е. указывать, как и чем будет измеряться успех.

· Согласованными (agreed – A ) – с целями и миссией организации, а в идеале с человеком, который будет работать ради достижения поставленных целей, и с любым, на кого может повлиять результат их достижения.

· Реалистичными (realistic – R ) – достижимыми с учётом имеющихся ограничений и необходимости согласования с другими целями.

· Определёнными во времени (timed – T ) – для достижения цели устанавливается необходимое время.

И всё же, если мы имеем цели соответствующие принципу SMART , нам всё равно нужно что-то ещё, что поможет удостовериться в достижении этих целей. Мы не можем себе позволить ждать окончания проекта, чтобы узнать о своём успехе или неудаче. Нам необходимо знать по мере продвижения вперёд, как идут дела, а для этого нужен план и параметры, по которым мы можем контролировать движение к цели.

Этап 2: составьте план, определите параметры и выполняйте задачи

Выяснив, что вы хотите сделать, важно далее спланировать действия, а затем начать выполнять запланированное. На этом этапе необходимо определить параметры – промежуточные контрольные показатели, которые можно рассматривать как критерии для оценки продвижения в направлении ваших целей. Из составленного плана можно получить показатели, определяющие величину планируемого продвижения к указанной дате.

Рассматривая создание планов на данном этапе, мы умышленно упростим некоторые вопросы. По своей сути процесс планирования представляет собой:

· Планирование:

Ø Установка ясных целей;

Ø Определение задач, которые следует выполнить;

Ø Распределение ресурсов, необходимых для выполнения задач;

Ø Составление рабочего плана, отвечающего вашим потребностям как менеджера.

· Контроль:

Ø Мониторинг продвижения к цели (контроль);

Ø Пересмотр планов согласно контуру управления. (корректировка).

Таким образом, при допущении, что цели, поставленные ранее, являются разумными, мы должны определить, какие задачи надо выполнить для достижения этих целей. Для этого мы рассмотрим два различных метода.

· Первый метод – это карты памяти. На простой карте памяти – иногда их называют «паукообразными» схемами – можно увидеть основную проблему (или идею) в середине страницы, от которой вы рисуете ответвления к каждой составляющей вашего понимания проблемы. Каждая из таких составляющих, в свою очередь, делится на более детальные части. Таким образом, карты памяти могут помочь раскрыть и зафиксировать ваше понимание проблемы в целом.

· Второй метод – это «дерево задач». Такая схема является более логичной и структурированной по сравнению с картами памяти. Планируемый проект подразделяется на составные части. Вы начинаете с предполагаемой работы в целом, а затем задаёте себе вопрос» какие два или три (четыре, пять) основных элемента составляют этот объём работ?» Затем каждый из этих элементов последовательно рассматривается и дробится до такой степени детализации, которая вам необходима. Составление такой схемы является хорошим способом обеспечить определённый уровень логической согласованности, исчисляемый количеством сформулированных подзадач на каждом уровне схемы.

Определив перечень задач, можно заняться графическим представлением их последовательности в формате плана. Наиболее часто используемым в этих целях инструментом является диаграмма Ганта, которая представляет собой форму полосовой диаграммы. Диаграмма Ганта – это просто координатная сетка, на которой слева страницы перечислены все задачи, а в верхней части страницы находится временная шкала. Сетка заполнена полосками, обозначающими продолжительность каждой задачи

Люди приспосабливают подобную диаграмму к своим целям, поэтому её внешний вид может быть различным. Например, некоторые люди показывают пунктирной линией продолжение полосы, чтобы обозначить, сколько ещё может длиться выполнение задачи сверх положенной даты, не вызывая сложностей. Другой вариант – оставить достаточное место под каждой полоской, чтобы потом другим цветом обозначить здесь реальные результаты продвижения к цели на интересующую дату.

Этап 3: проводите мониторинг движения к цели

Недостаточно просто определить соответствующие показатели: должен обязательно происходить процесс сравнения текущих реальных результатов с плановыми показателями.

Вы поставили цели, определили задачи, которые следует выполнить, составили план и обозначили различные контрольные точки, которые будут служить индикаторами. Теперь необходимо проверять, что происходит, и формировать некое суждение на основе полученной информации. Перечислим диапазон методов мониторинга, как формальных, так и неформальных:

· Наблюдение и личное участие: важно просто наблюдать, что происходит и быть доступным как для персонала, так и для коллег;

· Регулярная отчётность: например подготовка письменных отчётов для руководства;

· Отчёт об исключительных ситуациях: подготовка отчёта только в случае отклонения от плана;

· Опросы и обсуждения: возможно, во время встреч по проекту или визитов;

· Учётные записи и типовая статистика: например, составление бюджетных распечаток.

Этап 4: действуйте в соответствии с результатами мониторинга

Контроль достигнутых результатов может показать, что всё хорошо, но скорее всего он зафиксирует. Что реальное продвижение не соответствует плану или даже изменило первоначальные цели. Таким образом, мы могли бы продолжить без изменений, пересмотреть задачи или, если это в нашей компетенции, пересмотреть первоначальные цели. Затем мы продолжаем процесс мониторинга, проверки текущего состояния дел на предмет возможных отклонений от намеченного плана, принятия решений и перепланирования, в случае необходимости проходя и ещё раз по контуру управления, пока задача не будет выполнена.

После проведения мониторинга вы можете выбрать одно из трёх действий:

· Пересмотреть цели. Это радикальная мера, но иногда случается, что по мере выполнения плана истинный характер первоначально заявленных целей становится очевидным, и весьма разумным является внесение в них изменений.

· Внести изменения в задачи, которые всё равно следует выполнить, чтобы избежать отклонения от плана (или компенсировать их). Это самый распространённый способ действий. Обычно, если мониторинг показывает возникновение некоторой задержки, то в предстоящие недели должно быть выполнено больше задач, либо намеченные задачи должны быть выполнены быстрее, чтобы компенсировать такую потерю времени. При этом может понадобиться перераспределение ресурсов.

· Продолжить без изменений. Это может оказаться разумным в том случае, если отклонения незначительны.