Работа участника Моя педагогическая философия: Главное для преподавателя - быть счастливым! Эссе учителя

Рейтинг
Подробности . Судьба. Что же это такое? По определению С.И.Ожегова, слово «судьба» имеет три значения: 1). Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий; 2). Доля, участь; 3). История существования кого-чего-нибудь.
Я считаю, что каждый человек делает свою судьбу сам. У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Главное в жизни, чтобы человек оставался Человеком.
А как же им стать? Секрет прост.
Первое – правильно выбрать дело по душе.
Второе – всегда учиться, не останавливаясь на достигнутом.
Третье – не жалеть времени и сил.
Свой выбор я сделала 26 лет назад, когда поступила в Орский государственный педагогический институт имени Т.Г.Шевченко, а затем связала свою судьбу со школой. Мой выбор не был случайным.
Моя бабушка, Шиханова Анастасия Тимофеевна, проработала учителем начальных классов 38 лет! Начинала учительствовать в далекие военные годы, когда «дети войны» боготворили учителя, «ловили» каждое его слово, когда учитель заменял зачастую родителей. Могу смело сказать, что три поколения ее учеников получили в дар частичку души своего Учителя. За свой труд, помимо Почетных грамот, бабушка награждена двумя медалями «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного просвещения», юбилейными медалями.
А самой главной из наград считает бабушка внимание и память о ней своих питомцев и коллег. Жизнь прожита не зря, если в душе смогла заронить разумное, доброе, вечное…
Я же 14 лет назад соединила свою судьбу с родной сельской школой. Вернулась уже не в качестве ученицы, а в качестве учителя русского языка и литературы. Правда, это уже не та восьмилетка, которую окончила когда-то, а прекрасная двухэтажная средняя школа. Красивая, светлая. Прекрасный педагогический коллектив. Хорошие дети.
А сельские дети – особенные, непосредственные. Каждый ребенок – особый мир. У одного он вмещает алые паруса, высокую радугу, утреннюю росу. У другого – тайны живой природы. Третий поглощен языками точных цифр современных компьютеров. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии. Этим целям и служит образование. В воспитании нуждаются и хорошие, и трудные дети. В образовании – тоже.
Люди по - разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие … Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности и создала свою педагогическую систему работы.
Знаю точно, что настоящего учителя отличает не только знание своего предмета, но и любовь к детям. Мне очень нравится общаться с детьми, помогать им решать их проблемы и делать все для того, чтобы ребёнок в школе чувствовал себя комфортно, чтобы ему хотелось приходить сюда не только за знаниями и оценками, но и за общением, дружбой, заботой и человеческим теплом. Свою работу я строю так, чтобы между мной и учениками были доверие и взаимопонимание, чтобы каждый из них мог поделиться со мной своими переживаниями, обратиться за помощью и поддержкой. Я стараюсь понять душу ребёнка.
Но учитель не только должен быть вооружен последним словом науки, но и надежно защищен. В минуты разочарования он прикрывает и себя, и своих учеников удивительным щитом. Этот щит прочнее стали: он сделан из универсального сплава Веры, Надежды и Любви.
Верю и я в каждого ребенка, в его силы и способности.
Надеюсь, что «красота спасет мир», что ребенок выйдет победителем из своей схватки с неизведанным, сумеет стать счастливым, отдавая частичку своей души другим.
Люблю свое дело, детей, мир, который надо научить ребят принимать во всей его сложности.
Я педагог в третьем поколении и счастлива, что моя жизнь сложилась именно так. Я просыпаюсь утром с радостной мыслью, что мне сегодня на работу, в отпуске успеваю соскучиться и по любимым ученикам, и по урокам, и по коллегам. Общаясь с детьми, молодею душой, заряжаюсь положительной энергией, которая помогает мне жить и работать. И всегда передо мной образы Учителей - моих бабушки и тети. Я люблю свою профессию так же, как они, и сознаю, что мы начинаемся в своих учениках и продолжаемся в них. Это большое счастье и колоссальная ответственность. И какими бы ни были трудности на этом пути, они отступают, когда учитель видит в глазах учеников понимание, чувствует детскую привязанность и даже, быть может, любовь.
Я всегда помню о том, что на земле все профессии от людей и только три от бога – учить, судить и лечить. От учителя, а значит, и от меня, зависит, какой будет судьба будущего поколения, а значит, и судьба народа.

В течение многих лет я преподавал в вузе математику студентам не-математикам. Также активно работал в качестве репетитора со студентами и школьниками, которые испытывали проблемы с пониманием и усвоением математики. Мой многолетний опыт такой работы показывает, что преподавание математики должно опираться на некий системный подход, должно подчиняться некоторым идеям более высокого порядка, нежели просто методика и содержание учебного материала. В настоящей статье изложены результаты осмысления и проверки многолетней практикой моего опыта преподавания математики в вузе и индивидуально в качестве репетитора, которые нашли выражение в моей педагогической философии .

Поскольку сам термин «педагогическая философия» на сегодня в педагогической науке является далеко не общепринятым и в классических работах не устоялся, представляется целесообразным уделить отдельное внимание вопросу о том, что же понимается в настоящей работе под термином «педагогическая философия».

В традиционном понимании философия (от греческого philosophia , phileō – люблю, sophia – мудрость) - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

В то же время, существует и другое, более специализированное понимание термина «философия», а именно - это система методологических принципов, лежащих в основе какой-либо науки или сферы человеческой деятельности .

Именно в таком аспекте следует понимать термин «философия» в рас-сматриваемых в настоящей работе вопросах, связанных с педагогической деятельностью в любых ее проявлениях.

Итак, моя педагогическая философия - это взаимосвязанная система общих положений, установок и методологических принципов, лежащих в основе педагогической деятельности в процессе преподавания мною дисциплин студентам в вузе, а также школьникам и студентам в частном порядке в качестве репетитора, направленная на наиболее полное и эффективное достижение педагогических, учебных и воспитательных целей как в различных частных аспектах (отдельных студентов, учебных групп, курса; отдельных занятий, тем, разделов учебной программы по дисциплине и т.д.), так и в аспекте учебного процесса вуза в целом.

В современных условиях работать со студентами стало, с одной стороны, легче, потому что они зачастую более мотивированы, быстрее усваивают и лучше разбираются в том, чему их обучают, а с другой - гораздо труднее, потому что диапазон их мышления стал гораздо шире, запросы более многогранными и значительно более индивидуально ориентированными.

Поскольку основной дисциплиной, преподаваемой автором, является математика, то основное внимание в настоящей работе уделяется вопросам педагогической философии преподавания математики студентам и школьникам.

В наше время, в период бурного развития электронно-вычислительной техники и компьютерных технологий, встречающаяся порой точка зрения «не каждый будет математиком» (в том смысле, что математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более в - самом ближайшем будущем, - математика в той или иной мере будет выступать необходимым инструментом для огромного числа специалистов различных профессий, включая экономистов, юристов, психологов, а совсем не только для профессиональных математиков.

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания, в том числе и в области математики, нужны не ради собственно знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие.

В этой связи изучение математики как учебной дисциплины играет ключевую роль для студентов всех без исключения специальностей.

Особая роль преподавания математики состоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Объясняется это тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Во всех без исключения разделах математики заложены огромные возможности для развития мышления студентов в процессе их обучения на любом его этапе.

Необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления студентов и школьников имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех без исключения дисциплин профессионального цикла.

В то же время, формирование и развитие ло¬гических структур мышления студентов и школьников должно осуществляться последовательно и своевременно. Упущения в этой области трудно восполняемы и оказывают чрезвычайно негативное значение при изучении дисциплин профессионального цикла, в особенности таких, которые в той или иной мере используют аппарат математики либо связаны с осуществлением анализа в том или ином виде.

Формированию и развитию основных структур строгого и логического мышления студентов и школьников может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить. Более подробно данные вопросы в аспекте конкретных форм и методов их реализации рассмотрены в педагогической концепции.

Обратимся теперь к общим закономерностям и тенденциям современного образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Интенсивный характер социально-экономического развития общества оказывает самое непосредственное влияние на содержание и основные тенденции развития образования. Как отмечают многие ведущие специалисты в области высшего образования, предстоящее развитие высшей школы будет связано с более широким применением активных форм и методов обучения, иначе говоря, новых образовательных технологий. Высшее образование должно сформировать у студентов способность к размышлениям по поводу собственных знаний, ценностей, морального выбора. Данный тезис в последнее время все более подтверждается практикой.

Представляется, что перечисленные обстоятельства и тенденции должны оказывать определяющее воздействие при формировании педагогической философии преподавателя современного высшего учебного заведения, а равно и частного преподавателя-репетитора.

Необходимо отметить, что традиционные обучающие технологии всегда подразумевали пассивную позицию обучающегося, сводились к объяснительно-иллюстрированному обучению, вооружали студентов результатами научного познания. В основе организации объяснительно-иллюстрированного обучения лежит принцип передачи преподавателем готовых выводов науки: преподаватель сообщает факты, анализирует их, объясняет сущность новых понятий, формулирует теоремы, законы и т. д. Здесь не исключаются и элементы поисковой деятельности студентов, однако передача готовых выводов науки доминирует.

Однако, такой подход к образовательному процессу не выдерживает требований, предъявляемых современными условиями существования общества. Существующая традиционная система образования уже не в состоянии выполнять поставленные перед нею задачи в новых условиях. Более того, она во многом выступает в качестве сдерживающего фактора социально-экономического развития общества с рыночной экономикой, динамичным развитием его новых сил и потребностей.

Так, по данным Министерства образования и науки РФ, в настоящее время из всей массы высших учебных заведений в Российской Федерации менее 25% в своей деятельности удовлетворяют требованиям государственных образовательных стандартов и других нормативных документов в области высшего образования. Остальные же (более 75 %) отечественных вузов не обеспечивают должного уровня качества подготовки специалистов, то есть, попросту говоря, «гонят брак».

Неслучайно в последнее время в среде специалистов высшего образования самым серьезным образом обсуждаются проблемы, связанные с качеством образования, вследствие чего для отечественных вузов становится все более актуальной проблема разработки и внедрения систем менеджмента качества.

Следует признать также, что отмеченные проблемы в области качества высшего образования вызваны не только недостатками традиционных методов обучения, но в значительной степени обусловлены сложившейся ситуацией и тенденциями последних лет в сфере школьного образования, которые характеризуются недостатком квалифицированных педагогических кадров, системными проблемами, утратой навыков обучения со стороны педагогического персонала, недостатком внимания и должной поддержки со стороны государства к существующим проблемам, что приводит в конечном итоге к отсутствию устойчивых навыков учения и прочных систематических знаний у весьма значительной доли выпускников современных общеобразовательных школ.

При формировании педагогической философии преподавателя следует четко понимать, что современная технология обучения студентов и школьников должна быть деятельностной по своему содержанию и максимально приближена к обучающимся. Главная задача здесь состоит не столько в том, чтобы вооружить студентов результатами научного познания, но и в том, чтобы вести их по пути процесса получения этих результатов, формировать познавательную самостоятельность и развивать опыт их творческой деятельности. При таком подходе реализуется принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности студентов, то есть принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, способов действия, «изобретение» новых способов приложения знаний к практике. Здесь не исключаются объяснения преподавателей и выполнение студентами заданий, требующих репродуктивной деятельности, но принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности преобладает.

С учетом изложенных обстоятельств становится очевидной необходи-мость выдвижения критерия качества образовательного процесса на передний план и разработки в соответствии с этим внутривузовской системы обеспечения качества образования, что должно находить отражение и при формировании педагогической философии преподавателя.

Не вдаваясь здесь в подробности характеристик качества образовательного процесса вуза, отметим, что в основу практически всех существующих подходов к системам менеджмента качества в различных областях, в том числе и в сфере образования, в той или иной степени положены принципы современной философии качества TQM - Total Quality Management - всеобщего управления качеством на основе процессного подхода.

Представляется, что педагогическая философия преподавателя в современных условиях должна в значительной степени учитывать концептуальные положения подхода, основанного на принципах философии качества TQM, основные из которых применительно к образовательному процессу вуза состоят в следующем:
– внешний контроль качества образовательного процесса является далеко не самым главным фактором обеспечения этого качества;
– особое внимание в современном менеджменте качества должно уде-ляться управлению человеческими ресурсами, от которых во многом зависит качество продукции или услуг;
– реализация данного тезиса на практике требует постоянного обучения работников, воспитания сознательного отношения к выполняемой работе, анализа результатов деятельности, постоянного самоконтроля на каждом этапе работы, постоянного самообучения, а в целом - повышения качества на каждом цикле деятельности.

Основным структурным элементом деятельности вуза с точки зрения системы менеджмента качества является процесс. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы.

При таком подходе вся деятельность вуза представляется как система взаимосвязанных между собою согласованно функционирующих процессов с целью преобразования главного входа всей системы - абитуриентов - в главный выход системы - выпускников.

При понимании и применении основных принципов современной философии качества TQM необходимо учитывать главную особенность человеческих ресурсов вуза: деятельность высшего учебного заведения заключается в обоюдном продуктивном взаимодействии обучающих и обучаемых - преподавателей и студентов, - в ходе которого и реализуется учебный процесс высшего учебного заведения. Именно поэтому, по нашему мнению, человеческий ресурс высшего учебного заведения следует подраз-делять на две принципиально отличные друг от друга по целям, задачам и функциям в учебном процессе составляющие - персонал вуза, основную часть которого составляет профессорско-преподавательский состав, и обучающиеся, то есть студенты. Именно эти две составляющие человеческого ресурса вуза в ходе реализации учебного процесса взаимодействуют между собой через систему процессов вуза (рис. 1).

Обучающиеся как часть человеческого ресурса вуза превращаются из пассивной массы студентов в активную составляющую, оказывающую существенное влияние на качество деятельности высшего учебного заведения в целом.

Обратимся к педагогическим аспектам, с помощью которых могут быть реализованы основные принципы философии качества TQM в деятельности преподавателя в современных условиях.

Практика педагогической деятельности в высшей школе показывает, что отклонения в работе обучающегося (студента и школьника) от нормального хода учебного процесса имеют тенденцию накапливаться, малые отклонения, в случае отсутствия корректирующего воздействия, перерастают в большие и в отдельных случаях могут даже приобретать неустранимый характер (эффект «снежного кома»). Промежуточный контроль знаний студентов в период зачетных и экзаменационных сессий позволяет выявить такие отклонения, однако, как правило, данные отклонения носят уже запущенный характер и скорректировать ситуацию без негативных остаточных последствий становится практически невозможным.

Необходимо отметить, что проблемы такого рода в последние годы носят весьма распространенный характер в практике обучения математике в высших учебных заведений, в особенности в отношении студентов первых курсов. Как уже отмечалось, связано это в значительной степени с тем, что, с одной стороны, современная система школьного образования, как отмечают многие специалисты в области образования на всех уровнях, не обеспечивает решения стоящих перед нею задач и не вырабатывает у школьников устойчивых умений и навыков, не вырабатывает у школьников навыков учения и планомерной самостоятельной учебной работы. С другой стороны сказывается здесь то, что на младших курсах студенты, расставшись со школьной системой обучения с ее довольно внимательным контролем над учебной деятельностью учеников, в большой доле случаев не способны самостоятельно и сразу адаптироваться к системе обучения в высшей школе, в которой студентам предоставляется довольно существенная свобода действий в ходе реализации учебного процесса. Не будучи еще полностью сформированными как личности (что вполне естественно для первокурсников), эту свободу многие студенты понимают совершенно неверно, и вместо того, чтобы предоставленную свободу использовать для выбора наиболее адекватных для них методов и средств обучения, начинают пропускать аудиторные занятия, пассивно относиться к самостоятельной учебной работе, нарушать учебную дисциплину, или даже перестают учиться вообще.

Представляется, что отмеченный круг проблем современного учебного процесса может быть в существенной степени эффективно решен путем обоюдной интеграции и взаимодействия учебной и воспитательной педагогической деятельности преподавателя в ходе реализации учебного процесса. Практика учебного процесса показывает, что при осуществлении постоянного индивидуализированного текущего контроля за деятельностью обучающихся своевременное корректирующее педагогическое или воспитательное воздействие, когда отклонения от нормального хода учебного процесса еще только наметились либо зашли не слишком далеко, позволяет вернуть обучающегося в русло нормального хода учебного процесса и преодолеть наметившиеся отрицательные тенденции в его индивидуальной образовательной траектории (рис. 2).

Следует отметить, что контроль за ходом учебного процесса отдельного субъекта учебной деятельности (студента, малой группы, академической группы, курса) понимается здесь не как исключительно наблюдательная и, возможно, карающая функция, но, прежде всего, как активное взаимодействие преподавателя и обучающихся в ходе учебного процесса, направленное на поддержание, активизацию и актуализацию интереса обучающихся к учебной дисциплине, самостоятельной научно-поисковой деятельности обучающихся и, как результат, на приобретение ими прочных и современных знаний, умений и навыков в той или иной предметной области, на развитие способностей творчески применять полученные знания, умения и навыки в ходе дальнейшей учебной деятельности и на практике.

Достигаться это должно путем творческого и методически верного применения преподавателем адекватных методов и форм педагогической деятельности. При этом, в учетом современных реалий учебного процесса и потребностей общества, преподавателю следует функционально применять такие активные и инновационные формы и методы проведения учебных занятий, как проблемная лекция , круглый стол , ролевая игра , тренинг , мозговой штурм , дискуссия , а также иные формы активизации творческой работы и самостоятельной научно-поисковой деятельности студентов (конференции , олимпиады и пр .). Более подробно данные вопросы применительно к педагогической деятельности автора освещены в .

Таким образом, целеполагающей основой при формировании педагогической философии современного преподавателя вуза и частного преподавателя-репетитора должны выступать основополагающие принципы философии качества TQM . Что же касается форм и методов педагогической деятельности, то современная педагогическая и психологическая наука предоставляет огромный их выбор. Главное, чтобы выбор этот позволял реализовать ключевую задачу образовательной деятельности на современном этапе: обеспечение высокого качества обучения, причем как в аспекте совокупности полученных студентами и школьниками знаний, умений и навыков в той или иной сфере профессиональной деятельности, так и, что самое главное, в аспекте формирования высоконравственной гармонично развитой морально устойчивой личности.

© Статья написана специально для сайта "Дистанционный репетитор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей,

Тополницкая Анна Васильевна, социальный педагог первой квалификационной категории

Эссе «Моя педагогическая философия»

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

М.А.Волошин

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.

Оглядываясь в прошлое, задумываюсь, как же я пришла в этот удивительный мир – «Педагогика»? Почему из огромного мира профессий спустя определенный период времени я выбрала именно профессию социального педагога? В этом нет ничего удивительного. Недаром говорят, что все мы «родом из детства». Поэтому, став социальным педагогом, я просто осуществила свою давнюю мечту, истоки которой, лежат в глубоком детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».

С раннего детства я росла в простой многодетной крестьянской семье. В современных условиях наша семья была бы на контроле у социальных служб. Но тогда 50 лет назад функцию социального контроля выполняла сельская администрация, и конечно же деревенская общественность. Мать нас воспитывала, как могла. С раннего утра до позднего вечера работала на колхозном поле. А мы, дети, по возможности помогали ей и старались ни в коем образе не подвести ее в плане учебы. Мне в детстве, да и в юности очень нравилось выступать на сцене, чувствовать себя артисткой. Нравилось танцевать, петь и читать стихи. По этому и выбор профессии был определен. Я поступила в культурно-просветильное училище г.Черновцы. По окончанию учебы меня приняли на работу среднюю школу, где частично я и занималась своей приобретенной профессией – учила детей танцевать, а основной деятельностью работы в школе была работа в библиотеке. Работа в школе, а точнее с детьми уже тогда отложила во мне свой отпечаток. Приехав в район крайнего Севера, меня приняли на работу художественным руководителем сельского Дома культуры. Работа интересная, творческая, но работа в школе для меня была мечтой. И вот так получилось, что меня приняли на работу в школу педагогом-организатором. Работая в школе уже второй раз, я поняла, что школа это мое место, которое я так долго искала, а работа с детьми - мое призвание. По совместительству в школе меня приняли социальным педагогом. По-разному складывались отношения с детьми и родителями. Кому-то нужна была помощь в организации мероприятий, кому-то подготовке домашнего задания, а кому-то просто поговорить. Так формировалось мое социальное отношение к людям, к детям и подросткам. Оказывая помощь людям, мне казалось, что я поступаю очень правильно и получаю от этого большое удовлетворение.

Социальный педагог – это уникальная профессия. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это поддержка, это внимание к их проблемам, это любовь.

Социальный педагог - это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов, всегда стремится к развитию, к личностному и профессиональному росту. Социальный педагог - это незаменимый помощник и настоящий друг.

Что такое работа социального педагога - социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Да, очень часто я задаю себе эти вопросы, но ответить однозначно не могу. Может потому, что главная цель моей работы: развитие и воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека. И следующий вопрос, который мне хочется себе задать: «А что значит для меня, быть социальным педагогом?» - Это каждый день общаться с ними, открывая для них что-то новое, да и для себя тоже. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «педагог» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть педагогом – это и значит жить.

Размышляя о сути своей педагогической профессии, я поняла, что хорошим педагогом стать очень трудно, но стремиться к этому надо обязательно. Это стремление побуждает меня к постоянной работе над собой, к совершенствованию себя не только как профессионала, но и как личности. Останавливаться в собственном развитии я не могу, так как любое успокоение отразится на моей работе. Не случайно в качестве эпиграфа к «Моей педагогической философии» я взяла строки из стихотворения М.А.Волошина:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Мне очень нравятся эти слова поэта, так как они созвучны моему внутреннему миру. Сегодня на вопрос своих знакомых: «Кем ты работаешь?» Я могу с гордостью ответить, что профессия моя - социальный педагог. И даже более того, я могу объяснить им в ответ на недоуменный взгляд, что к моим функциям относится: помощь людям любого возраста в адаптации к различным жизненным ситуациям и условиям, чтобы обеспечить им успешную социализацию, а, следовательно, принятие их обществом. Да, разумеется, по роду своей деятельности я могу также отслеживать у детей и взрослых различные дефициты и помогать им в их восполнении, заниматься защитой несовершеннолетних, инвалидов и других категорий населения. Но каждый из тех, кто работает в этой огромной сфере, выбрал для себя небольшую область, которая ему интересна и в которой он действительно может реализовывать весь свой социально-педагогический потенциал. Социальный педагог это человек, личность нашедший свое призвание в помощи людям которым эта помощь нужна. В моей работе очень важным мне кажется стиль общения с учениками. А это предполагает развитие определённых качеств личности: коммуникативности, раскрепощённости, готовности вступить в контакт. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. А для этого нужно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно. У Сухомлинского есть такое высказывание: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии.

Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти.

Если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Но если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».

Эти слова стали для меня главным ориентиром в педагогической деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках. Я стараюсь доверять им, создаю атмосферу добра, внимания и поддержки, которая помогает устранить страх сделать ошибку, оказаться непонятым, и дети отвечают мне благодарностью.

На мой взгляд, главным в работе социального педагога остаётся умение передать детей миру честными, добрыми, порядочными людьми. А чтобы они были такими, взрослые должны быть для них наглядным примером. Сила подражания так велика и значение её так громадно.… Все мы перенимаем, друг у друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого было бы невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, обычаев, моды.

Конечно, не всё в моей работе гладко и безупречно. Случаются промахи, ошибки, разочарования. Но ведь и отрицательный опыт бывает не менее важен, чем положительный. Ошибки и промахи заводят в тупик и позволяют искать выход. Разочарование заставляет быть недовольной собой, совершенствоваться и идти вперёд.

Вот и я иду вместе со своими учениками по дороге школьной жизни. Мы вместе преодолеваем преграды, веря друг в друга, надеясь на успех, любя. Здесь вспоминаются слова Гёте: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменить других их надо любить и защищать их любовью и правдой.

Такая работа даёт стабильные, положительные результаты, вселяет уверенность в ученике, создаёт ситуацию успеха. И еще, хочется, чтобы в нашу профессию приходили люди, имеющие серьёзную подготовку и глубокий душевный потенциал. Главное – верить в себя и любить детей. В этом и заключается суть моей педагогической философии.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах наших учеников. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

За что же я люблю свою профессию? А за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за то, что, увидев улыбающиеся лица детей и их родителей, я готова снести любые горы, за то, что моя профессия была и будет нужна. И с уверенностью могу сказать: «Я счастлива от того, что приношу пользу другим. Я счастлива, что жизнь моя наполнена смыслом, что завтра будет снова день. И опять я буду стараться пробудить в душе маленького человека радость познания, буду показывать ему значимость его деятельности и вселять уверенность в своих силах». Однажды Януш Корчак сказал «Пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно». Я помогу своим воспитанникам искать, карабкаться, корчевать и бороться, и не позволю им заблудиться, упасть и поранить рук.

Работа социального педагога не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.Заходя каждый день с улыбкой в школу, я не притворяюсь, мне, в самом деле, радостно видеть лица учеников, и дети это знают, они это чувствуют. Любить детей и верить в них - вот те киты, на которых строится общение. Когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно. Не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребенком, Человеческое отношение к ребенку это совсем не баловство и попустительство, а труд осознанный, исключающий жестокость, труд с надеждой на лучшее. А.П.Чехов утверждал: «Кто ничего не смог добиться любовью, тем более не добьется и строгостью».

Наша современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, требует тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества - школы, семьи, общественности.

Я убеждена, что любовь и доверие учеников невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями. Главное, нужно помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.

Сложна и многогранна работа социального педагога. Сколько надо знать, уметь и успеть, чтобы найти подход к каждому ученику, ведь каждый – это личность!

Главное в моей работе: научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Сделать так, чтобы ребенок поверил, послушал совета, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Ведь каждый ребенок - это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию. В силу своей профессии я хранительница чужих тайн и секретов. Я считаю, что самое важное в моей профессии - глубокое уважение к личности каждого ребенка.

Считаю, что социальный педагог - необходимый человек для ребенка в современной школе. Именно он должен помочь ребенку понять себя и поверить в свои силы.

За все время своей работы я не разу не пожалела о том, что пошла в педагоги, даже наоборот горжусь тем, что ношу звание социального педагога. Видеть улыбки на лицах детей, видеть их успехи, когда у них все хорошо и радоваться вместе с ними даже самому маленькому успеху - это удовлетворение от моей работы.

Я не представляю своей жизни без этой беспокойной, трудной и такой нужной людям работы.

А закончить мне бы хотелось высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

А профессия наша – самая прекрасная!


Ирина Грузинова
Эссе «Моя педагогическая философия»

"Это невозможно!" - сказала Причина.

"Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость.

"Попробуй. " - шепнула Мечта.

Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала учителя, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии. В 2009 году я с отличием закончила филологический факультет педагогического колледжа , а в 2012 году получила высшее педагогическое образование по специальности «социальный педагог » .

Я помню свой первый рабочий день в детском саду. Когда я вошла в группу, меня встретила забавная и шумная толпа маленьких человечков. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них и думала : «Смогу ли я воспитать их добрыми, благородными и мудрыми людьми? С чего начать?» Глядя в распахнутые навстречу глаза детей, я поняла, что нужна им. Для них я - целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия, с которой можно найти ответы на все вопросы. И я должна поддержать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, добиться того, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий.

Мой 5-летний стаж не настолько велик, чтобы я могла смело и с точностью рассуждать о предназначении воспитателя. Но я, мне кажется, поняла главное. Воспитатель в первую очередь это друг, а уж потом наставник и помощник. И сейчас я осознаю, что педагогическая деятельность для меня – это не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая новое для них и для себя. После долгих размышлений я пришла к выводу, что надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая им дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и самоценность. Самой учиться у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать.

На протяжении всего дошкольного детства ребёнка надо вести к успеху. Этому учили и учат меня мои учителя, опытные педагоги - те люди , с которыми мне посчастливилось встретиться на моём профессиональном и жизненном пути. Что значит «вести к успеху» ? Это значит наполнить день ребёнка в детском саду радостью и интересом в общении, игре, познании. Воспитатель должен быть увлечённым человеком в своей профессиональной деятельности. Знать и мотивировать свою деятельность «С чем я иду навстречу к детям? Что нового и интересного я привнесу в их день»? А в конце дня порадоваться своим успехам, задуматься над трудностями и наметить пути дальнейшей работы. Важно вести ребёнка к цели такой дорогой, которая помогает ему рассуждать, думать, ставить цель, выбирать материал и инструментарий, совершать последовательность действий, поступков и анализировать свой результат.

Важно способствовать тому, чтобы ребёнок не боялся ошибок, и здесь взрослому надо быть осторожным с оценкой. В противном случае инициатива ребёнка будет подавляться, пропадёт интерес к новому делу.

Я радуюсь вместе с ребёнком каждому его, пусть даже самому малому результату, достижению и успехуи стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок научился понимать, распознавать, проговаривать свои собственные чувства и эмоции. Тогда он научится чувствовать, понимать других людей и окружающий его мир. А для этого мир ребёнка надо наполнить разными оттенками чувств и эмоций.

Я люблю детей и строю свои отношения с детьми так, чтобы они чувствовали себя любимыми и осознающими своё достоинство. Стараюсь быть терпеливой к другим, и очень требовательной к самой себе. Нужно еще многое узнать и освоить, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок. В работе с детьми это недопустимо. Работать с детьми надо с искренней душой, - только в этом случае влияние на ребёнка будет благоприятным.

Задавая себе вопрос : «Кто кого учит?» , прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны : я также учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Стоит отметить, что дети за это время многому меня научили. Научили тому, что нужно быть «не просто рядом» , а «вместе» . Научили тому, что все дети разные и нужно принимать их такими, какие они есть.

Ежедневно воспитатель направляет ребёнка к успеху, а дети, в свою очередь, своим умением делать выбор, своими поступками, поведением дают наглядную оценку профессиональному мастерству педагога .

Успехи ребёнка во многом зависят и от взаимоотношений семьи и детского сада. Свои отношения с родителями я строю на основе взаимопонимания, справедливости, искренности, доброжелательности. Не сразу, постепенно, они начинают доверять мне.

Работа с детьми способствует развитиюмоих личностных качеств, таких как общительность, умение ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам и успехам, преодолевать трудности.

Когда-то и меня, молодого воспитателя, впервые встретили в детском саду опытные педагоги . Тогда я поняла, как важны поддержка, совети понимание. Ведь так важно, чтобы в минуту неудачи тебя подбодрили, не дали сломиться, а научили искать причину, находить пути решения, поверили в твои способности и возможности, в твой успех.

…Приходит новый ребёнок, и я с ним снова и снова учусь находить себя; ищу ниточку, соединяющую его и себя как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника , как друга и друга.

Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка; уметь прислушиваться к детям и понимать их желания; быть чутким и терпеливым. Конечно, эта задача очень сложная, и не каждому она по силам. Здорово, что меня окружает большой, сплоченный,творческий коллектив единомышленников, возглавляемый опытным и понимающим руководителем. Я всегда могу получить совет, поддержку, ведь вокруг неравнодушные, инициативные люди, которые, как и я любят свою работу.

Воспитатель для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций.

Я выбрала профессию педагога , а значит, взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, и вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом .

Моя профессия заставляет меня все время развиваться, двигаться вперёд, постоянно пополнять знания, чтобы иметь возможность ответить на множество детских «почему?» . Я считаю, что каждый педагог должен постоянно учиться, открывать и постигать для себя новые рубежи знаний. Поэтому в 2015 году прошла курсы переподготовки по программе «Дошкольное образование» .

И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития. Именно поэтому решила попробовать свои силы в конкурсе профессионального мастерства.

За 5 лет моей педагогической деятельности я ни разу не пожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Константин Дмитриевич Ушинский сказал : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

Я люблю свою профессию, нашла в ней своё призвание и утвердилась в этом. А это значит - я счастливый человек!Желаю всем начинающим педагогам найти себя в профессии Воспитатель и полюбить её так же, как и я.

Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…