Тип Моллюски: общая характеристика. Общая характеристика типа Моллюски презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Тип моллюсков, насчитывающий около 130 000 видов, уступает по количеству видов только членистоногим и представляет собой второй по численности тип животного мира. Моллюски - преимущественно водные обитатели; лишь небольшое число видов обитает на суше.

Моллюски имеют разнообразное практическое значение. Среди них есть полезные, как жемчужница и перловица, которых добывают с целью получения естественного жемчуга и перламутра. Устриц и некоторые другие виды добывают и даже разводят для использования в пищу. Некоторые виды являются вредителями сельскохозяйственных культур. С медицинской точки зрения моллюски представляют интерес как промежуточные хозяева гельминтов.

Общая характеристика типа

Животным, относящимся к типу моллюсков, свойственны:

  • трехслойность, - т.е. формирование органов из экто-, энто- и мезодермы
  • билатеральная симметрия, нередко искаженная вследствие смещения органов
  • несегментированное тело, обычно покрытое раковиной, цельной, двустворчатой или состоящей из нескольких пластин
  • кожная складка - мантия, облегающая все тело
  • мускульный вырост - нога, которая служит для передвижения
  • плохо выраженная целомическая полость
  • наличие основных систем: аппарата движения, пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной системы, нервной и половой

Тело моллюсков имеет двустороннюю симметрию, у брюхоногих (к ним относится, например, прудовик) оно асимметрично. Только у наиболее примитивных моллюсков сохраняются признаки сегментации тела и внутренних органов, у большинства видов оно не разделено на членики. Полость тела вторичная, представлена в виде околосердечной сумки и полости половых желез. Пространство между органами заполнено соединительной тканью (паренхимой).

Тело моллюсков состоит из трех отделов - головы, туловища и ноги. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована. Нога - мускулистый вырост брюшной стенки тела - служит для движения.

У основания туловища развита большая кожная складка - мантия. Между мантией и телом имеется мантийная полость, в которой находятся жабры, органы чувств, сюда открываются отверстия задней кишки, выделительной и половой системы. Мантия выделяет раковину, которая защищает тело снаружи. Раковина может быть сплошной, двустворчатой или состоять из нескольких пластинок. В состав раковины входят углекислый кальций (СаСО 3) и органическое вещество конхиолин. У многих моллюсков раковина более или менее редуцированная (например, у части головоногих, у голых слизней и др.).

Кровеносная система незамкнутая. Органы дыхания представлены жабрами или легким, образованным частью мантии (например, у прудовиков, виноградной и садовой улиток, голых слизней). Выделительные органы - почки - внутренними концами соединяются с околосердечной сумкой.

Нервная система состоит из нескольких пар нервных узлов, соединенных между собой продольными стволами.

В тип моллюсков входит 7 классов. Важнейшие из них:

  • брюхоногие (Gastropoda) - медленно ползающие улитки
  • двустворчатые (Bivalvia) - относительно оседлые моллюски
  • головоногие (Cephalopoda) - подвижные моллюски

Таблица 1. Характерные особенности двустворчатых и брюхоногих моллюсков
Признак Класс
Двустворчатые Брюхоногие
Тип симметрии Двусторонний Асимметричный с редукцией некоторых правых органов
Голова Редуцирована вместе с относящимися к ней органами Развита
Органы дыхания Жабры Жабры или легкое
Раковина Двустворчатая Спирально закрученная или колпачковидная
Половая система Раздельнополая Гермафродитная или раздельнополая
Питание Пассивное Активное
Среда обитания Морская или пресноводная Морская, пресноводная или наземная

Класс брюхоногие (Gastropoda)

К этому классу относятся моллюски, имеющие раковину (улитки). Ее высота колеблется от 0,5 мм до 70 см. Чаще всего раковина брюхоногих имеет вид колпачка или спирали, только у представителей одного семейства развивается раковина из 2-х створок, соединенных эластичной связкой. Строение и форма раковины имеют большое значение в систематике моллюсков [показать] .

  1. Плакоспиральная раковина – сильнозакрученная раковина, обороты которой располагаются в одной плоскости
  2. Турбоспиральная раковина – обороты раковины лежат в разных плоскостях
  3. Правозакрученная раковина – спираль раковины закручивается по часовой стрелке
  4. Левозакрученная раковина - спираль закручивается против часовой стрелки
  5. Скрытоспиральная (инволютная) раковина – последний оборот раковины очень широкий и полностью закрывает все предыдущие
  6. Открытоспиральная (эволютная) раковина – видны все обороты раковины

Иногда раковина снабжена крышечкой, расположенной на спинной стороне в задней части ноги (напр., у лужанок). При втягивани ноги в раковину, крышечка плотно прикрывает устье.

У некоторых видов, перешедших к плавающему образу жизни (напр., крылоногих и киленогих), раковина отсутствует. Редукция раковины характерна и для некоторых сухопутных брюхоногих моллюсков, живущих в почве и лесной подстилке (напр., слизней).

Тело брюхоногих моллюсков состоит из хорошо обособленной головы, ноги и туловища - внутренностного мешка; последний помещается внутри раковины. На голове находятся рот, двое щупалец и у их основания - два глаза.

Пищеварительная система. На переднем конце головы находится рот. В нем развит мощный язык, покрытый твердой хитиновой теркой, или радулой. С ее помощью моллюски соскабливают водоросли с грунта или водных растений. У хищных видов в передней части туловища развивается длинный хоботок, способный выворачиваться через отверстие на нижней поверхности головы. У некоторых брюхоногих (напр., конусов) отдельные зубцы радулы могут выступать из ротового отверстия и имеют форму стилетов или полых гарпунов. С их помощью моллюск вводит в тело жертвы яд. Часть хищных видов брюхоногих питается двустворчатыми моллюсками. Они высверливают их раковины, выделяя слюну, содержащую серную кислоту.

Через пищевод пища поступает в мешковидный желудок, в который впадают протоки печени. Затем пища попадает в кишку, которая петлеобразно изгибается и заканчивается на правой стороне туловища заднепроходным отверстием - анусом.

Нервные узлы собраны в окологлоточное нервное кольцо, от которого отходят нервы ко всем органам. На щупальцах находятся осязательные рецепторы и органы химического чувства (вкуса и обоняния). Имеются органы равновесия и глаза.

У большинства брюхоногих моллюсков туловище выдается над ногой в виде большого спирально закрученного мешка. Снаружи оно покрыто мантией и тесно прилегает к внутренней поверхности раковины.

Органы дыхания моллюсков представлены жабрами, расположенными в передней части туловища и направлеными вершиной вперед (переднежабреные моллюски) или расположенными в правой задней части туловища и направлеными вершиной назад (заднежаберные). У некоторых брюхоногих (напр., голожаберных) настоящие жабры редуцировались. В качестве органов дыхания у них развиваются т.н. кожные адаптивные жабры. Кроме того, у сухопутных и вторичноводных брюхоногих моллюсков часть мантии образует своеобразное легкое, в стенках ее развиваются многочисленные кровеносные сосуды, здесь и происходит газообмен. Прудовик, например, дышит атмосферным кислородом, поэтому он часто поднимается к поверхности воды и открывает круглое дыхательное отверстие справа у основания раковины. Рядом с легким находится сердце, которое состоит из предсердия и желудочка. Кровеносная система незамкнутая, кровь бесцветная. Органы выделения представлены одной почкой.

Среди брюхоногих моллюсков встречаются как раздельнополые виды, так и гермафродиты, половая железа которых продуцирует и спермин, и яйца. Оплодотворение всегда перекрестное, развитие, как правило, с метаморфозом. У всех сухопутных, пресноводных и некоторых морских брюхоногих наблюдается прямое развитие. Яйца откладываются в длинные слизистые нити, прикрепленные к подвижным предметам.

К классу брюхоногих моллюсков принадлежит

  • Прудовик обыкновенный, часто встречающийся на водных растениях в прудах, озерах и речках. Его раковина сплошная, длиной 4-7 см, спирально закрученная, с 4-5 завитками, острой вершиной и большим отверстием - устьем. Через устье наружу могут высовываться нога и голова.

    К брюхоногим относятся и промежуточные хозяева трематод.

  • Промежуточный хозяин кошачьей двуустки - битиния (Bithynia leachi)- широко распространена в пресноводных водоемах нашей страны. Обитает в заросшей растительностью прибрежной зоне рек, в озерах и прудах. Раковина темно-коричневая, имеет 5 выпуклых оборотов. Высота раковины 6-12 мм.
  • Промежуточный хозяин печеночной двуустки - малый прудовик (Limnea truncatula)- широко распространен на территории России. Раковина маленькая, не более 10 мм высоты, образует 6-7 оборотов. Обитает в прудах, болотах, канавах и лужах, где встречается часто в огромных количествах. В некоторых местностях на один гектар болот приходится более 1 млн. прудовиков. При высыхании болот прудовики зарываются в грунт, переживая засушливое время в земле.
  • Промежуточные хозяева ланцетовидной двуустки - наземные моллюски хелицелла и зебрина (Helicella и Zebrina). Распространены на Украине, в Молдавии, Крыму и на Кавказе. Приспособлены к жизни в засушливых условиях; обитают в открытой степи на стеблях травянистых растений. Во время жары хелицеллы часто скапливаются на растениях гроздьями, спасаясь таким путем от высыхания. Хелицелла имеет низкоконическую раковину с 4-6 завитками; раковина светлая, с темными спиральными полосами и широким округлым устьем. Зебрина имеет высококоническую раковину с 8-11 завитками; раковина светлая, с коричневыми полосами, идущими от вершины к основанию; устье неправильно овальное.

Класс двустворчатые (Bivalvia)

К этому классу относятся моллюски с раковиной, состоящей из двух симметричных половин, или створок. Это малоподвижные, иногда совершенно неподвижные животные, обитающие на дне морей и пресноводных водоемов. Нередко они зарываются в грунт. Голова редуцирована. В пресноводных водоемах широко распространены беззубка или перловица. Из морских форм наибольшее значение имеют устрицы. В тропических морях встречаются очень крупные виды. Раковина гигантской тридакны весит до 250 кг.

Перловица, или беззубка живет на заиленном и песчаном дне рек, озер и прудов. Это малоактивное животное питается пассивно. Пищей беззубки служат взвешенные в воде частицы детрита (мельчайшие остатки растений и животных), бактерии, одноклеточные водоросли, жгутиконосцы, инфузории. Моллюск отфильтровывает их из воды, проходящей через мантийную полость.

Тело беззубки, длиной до 20 см, снаружи покрыто двустворчатой раковиной. Различают расширенный и закругленный передний конец раковины, и суженный заостренный задний ее конец. На спинной стороне створки соединены прочной эластичной связкой, которая поддерживает их в полуоткрытом состоянии. Закрывается раковина под действием двух замыкательных мышц - передней и задней,- каждая из которых прикреплена к обеим створкам.

В раковине различают три слоя - роговой, или конхиолиновый, который придает ей снаружи коричневато-зеленую окраску, средний толстый фарфоровидный слой (состоит из призмочек углекислой извести; расположенных перпендикулярно поверхности - раковины) и внутренний перламутровый слой (в нем между тончайшими известковыми листочками имеются тонкие прослойки конхиолина). Перламутровый слой подстилается на каждой из двух створок желтовато-розовой складкой мантии. Эпителий мантии выделяет раковину, у некоторых видов пресноводных и морских жемчужниц он же формирует жемчуг.

Туловище находится в спинной части раковины, от него отходит мускулистый вырост - нога. В мантийной полости по обеим сторонам туловища имеется по паре пластинчатых жабр.

В задней части обе створки раковины и мантийные складки не прилегают плотно одна к другой, между ними остаются два отверстия - сифоны. Нижний, вводной, сифон служит для введения в мантийную полость воды. Беспрерывный направленный ток воды осуществляется благодаря движению многочисленных ресничек, которые покрывают поверхность туловища, мантии, жабр и других органов мантийной полости. Вода омывает жабры и обеспечивает газообмен, в ней же содержатся пищевые частицы. Через верхний, выводной, сифон использованная вода вместе с экскрементами выводится наружу.

Рот находится на переднем конце тела над основанием ноги. По бокам рта расположены две пары треугольных ротовых лопастей. Покрывающие их реснички своим движением подгоняют пищевые частицы ко рту. Вследствие редукции головы у перловицы и других двустворчатых моллюсков редуцирована глотка и связанные с ней органы (слюнные железы, челюсти и пр.)

Пищеварительная система перловицы состоит из короткого пищевода, мешковидного желудка, печени, длинной петлеобразно изогнутой средней кишки и короткой задней кишки. В желудок открывается отверстие мешковидного выроста, внутри которого находится прозрачный кристаллический стебелек. С его помощью пища измельчается, а сам стебелек постепенно растворяется и высвобождает содержащиеся в нем амилазу, липазу и другие ферменты, обеспечивающие первичную обработку пищи.

Кровеносная система незамкнутая; бесцветная кровь течет не только по сосудам, но и в промежутках между органами. Газообмен происходит в жаберных нитях, оттуда кровь направляется в выносящий жаберный сосуд и затем в соответствующее (правое или левое) предсердие, а из него - в непарный желудочек, от которого начинаются два артериальных сосуда - передняя и задняя аорты. Таким образом, у двустворчатых моллюсков сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка. Сердце находится в околосердечной сумке на спинной стороне тела.

Органы выделения, или почки, имеют вид темно-зеленых трубчатых мешочков, они начинаются от околосердечной полости и открываются в мантийную полость.

Нервная система состоит из трех пар нервных узлов, связанных нервными волокнами. Органы чувств развиты слабо в связи с редукцией головы и малоподвижным образом жизни.

Класс головоногие (Cephalopoda)

объединяет наиболее высокоорганизованных моллюсков, ведущих активный образ жизни. К головоногим относятся самые крупные представители беспозвоночных - осьминоги, кальмары, каракатицы.

Форма тела головоногих моллюсков очень разнообразна и зависит от их образа жизни. Обитатели толщи воды, к которым относится большинство кальмаров, имеют вытянутое, торпедообразное тело. Для бентосных видов, среди которых преобладают осьминоги, характерно мешковидное тело. У каракатиц, живущих в придонном слое воды тело уплощено в спинобрющном направлении. Узкие, шаровидные или похожие на медуз планктонные виды головоногих отличаются мелкими размерами и студенистым телом.

Большинство современных головоногих моллюсков не имеет наружной раковины. Она превращается в элемент внутреннего скелета. Только у наутилусов сохраняется наружная, спирально закрученная раковина, поделенная на внутренние камеры. У каракатиц раковина, как правило, имеет вид крупной пористой известковой пластинки. У спирулы сохраняется скрытая под кожей спиральнозакрученная раковина. У кальмаров от раковины сохраняется только тонкая роговая пластинка, тянущаяся вдоль спинной стороны тела. У осьминогов раковина практически полностью редуцирована и от нее остаются только небольшие кристаллики углекислой извести. У самок аргонавтов (одного из видов осьминогов) развивается особая выводковая камера, по форме очень напоминающая наружную раковину. Однако это только кажущееся сходство, поскольку она выделяется эпителием щупалец и предназначена только для защиты развивающихся яиц.

Одной из отличительных черт головоногих является наличие у них внутреннего хрящевого скелета. Хрящ, сходный по строению с хрящем позвоночных, окружает головное скопление ганглиев, образуя хрящевую капсулу. От нее отходят отростки, армирующие глазные отверстия и органы равновесия. Кроме того, опорные хрящи развиваются в запонках, основании щупалец и плавников.

Тело головоногих моллюсков состоит из головы со сложными глазами, венцом щупалец, или рук, воронки и туловища. Крупные сложноустроенные глаза располагаются по бокам головы и по своей сложности не уступают глазам позвоночных животных. Глаза имеют хрусталик, роговицу и радужную оболочку. У головоногих развита не только способность видеть при более сильном или более слабом освещении, но и аккомодация. Правда достигается она не за счет изменения кривизны хрусталика, как у человека, а за счет его приближения или удаления от сетчатки.

На голове вокруг ротового отверстия располагается венец очень подвижных щупалец, которые являются одной частью видоизмененной ноги (отсюда название). У подавляющего большинства видов на их внутренней поверхности расположены мощные присоски. Кальмары используют щупальцы для ловли добычи, у самцов осьминогов одно из щупалец используется для переноса половых продуктов. В период размножения это щупальце видоизменяется, а в период спаривания отрывается и за счет своей способности к движению проникает в мантийную полость самки.

Другая часть ноги превращается в воронку, играющую важную роль при движении. Она прирастает к брюшной стороне тела, открываясь одним концов в мантийную полость, а другим - во внешнюю среду. Мантийная полость у головоногих расположена на брюшной стороне тела. На месте перехода туловища в голову она сообщается с внешней средой поперечным брюшным отверстием. Для его замыкания у большинства головоногих на брюшной стороне туловища образуются парные полулунные ямки. Напротив них на внутренней стороне мантии лежат два твердых, армированных хрящем бугорка, т.н. запонки. В результате сокращения мышц запонки входят в полулунные углубления, плотно пристегивая мантию к туловищу. Когда брюшное отверстие открыто, вода свободно проникает в мантийную полость, омывая лежащие в ней жабры. После этого происходит замыкание мантийной полости и сокращение ее мускулатуры. Вода с силой выталкивается из воронки, лежащей между двумя запонками, и моллюск, получая обратный толчок, движется вперед задним концом тела. Такой способ движения называется реактивным.

Все головоногие являются хищниками и питаются различными ракообразными и рыбами. Для захвата добычи они используют щупальца, а для умерщвления - мощные роговые челюсти. Они расположены в мускулистой глотке и напоминают клюв попугая. Здесь же помещается радула - хитиновая лента с 7-11 рядами зубчиков. В глотку открываются 1 или 2 пары слюнных желез. Их секрет содержит гидролитические ферменты, расщепляющие полисахариды и белки. Нередко выделения второй пары слюнных желез ядовиты. Яд также помогает обездвиживать и умерщвлять крупную добычу.

Кишечник разветвленный, с пищеварительными железами. У многих видов непосредственно перед анальным отверстием в просвет задней кишки открывается проток чернильной железы. Она выделяет темный секрет (чернила), которые способны замутить большое количество воды. Чернила служат дымовой завесой, дезориентируют противника, а подчас и парализуют его обоняние. Головоногие используют его, спасаясь от преследования хищников.

Кровеносная система почти замкнутая. Сердце с 2 или 4 предсердиями, почек также 2 или 4, их количество кратно числу жабр.

Нервная система имеет высочайшую организацию с развитыми структурами осязания, обоняния, зрения и слуха. Ганглии нервной системы образуют общую нервную массу - многофункциональный головной мозг, который находится в защитной хрящевой капсуле. От заднего отдела мозга отходят два крупных нерва. Головоногие имеют сложное поведение, обладают хорошей памятью и проявляют способность к обучению. За совершенство мозга головоногих называют "приматами моря".

Уникальные кожные фоторецепторы головоногих моллюсков реагируют на малейшие изменения освещенности. Отдельные головоногие способны светиться за счет биолюминесценции фотофоров.

Все головоногие - раздельнополые животные; у некоторых из них хорошо выражен половой диморфизм. Самцы, как правило, мельче самок, вооружены одной или двумя видоизмененными руками - гектокотилями, с помощью которых в период копуляции переносятся "пакеты" с семенной жидкостью - сперматофоры. Оплодотворение наружно-внутреннее и происходит не в половых путях самки, а в ее мантийной полости. Оно заключается в захвате спермы студенистой оболочкой яиц. После оплодотворения самки прикрепляют грозди яиц к донным предметам. Некоторые виды проявляют заботу о потомстве и охраняют развивающиеся яйца. Охраняющая потомство самка может голодать более 2-х месяцев. У осьминогов, каракатиц и наутилусов из каждого яйца вылупляется миникопия родителей, только у кальмаров развитие идет с метаморфозом. Молодняк растет быстро и часто к году достигает половой зрелости.

Значение моллюсков

Раковины пресноводных жемчужниц с толщиной перламутрового слоя около 2,5 мм пригодны для изготовления перламутровых пуговиц и других украшений. В пищу употребляют некоторых двустворчатых (мидии, устрицы, морские гребешки), виноградную улитку из брюхоногих моллюсков (в некоторых европейских странах ее разводят в улитковых хозяйствах), из головоногих по калорийности и белковому составу особенно ценны кальмары (ежегодно в мире их добывают более 600 тыс. т).

Речная дрейссена в громадном количестве встречается в водохранилищах Волги, Днепра, Дона, в озерах, лиманах Черного моря, опресненных участках Азовского, Каспийского и Аральского морей. Она обрастает камни, сваи и различные гидротехнические сооружения: водотоки, трубы технического и питьевого водоснабжения, защитные решетки и т.п., причем ее количество может достигать 10 тыс. экземпляров на 1 м 2 и покрывать субстрат в несколько слоев. Это затрудняет проход воды, поэтому необходима постоянная очистка от обрастаний дрейссены; применяют механические, химические, электрические и биологические методы борьбы. Некоторые двустворчатые моллюски протачивают ходы в днищах судов, деревянных частях портовых сооружений (корабельный червь).

Перловица и некоторые другие двустворчатые моллюски играют важную роль в морских и пресноводных биоценозах как естественные очистители воды - биофильтраторы. Одна крупная перловица способна профильтровать в сутки 20-40 л воды; мидии, заселяющие 1 м 2 морского дна, могут профильтровать за сутки около 280 м 3 воды. При этом моллюски извлекают из загрязненной воды органические и неорганические вещества, часть которых используют для собственного питания, а часть концентрируют в виде комочков, которые используются для питания микроорганизмов.

Таким образом, моллюски являются одной из важнейших частей системы самоочищения водоема. Особенно большое значение в системе биологического самоочищения водоемов имеют моллюски, обладающие особыми механизмами устойчивости к загрязнению водоемов токсическими веществами и минеральными солями, а также приспособленные к обитанию в воде с уменьшенным количеством кислорода. Основой молекулярного механизма такой адаптации служат каротиноиды, содержащиеся в нервных клетках моллюсков. Перловица и другие моллюски-фильтраторы нуждаются в охране. Их можно разводить в специальных контейнерах и использовать для очистки искусственных водоемов от загрязнения, утилизации отходов и получения дополнительных продуктов питания.

Особенно большое значение промысел моллюсков имеет в Японии, США, Корее, Китае, Индонезии, Франции, Италии, Англии. В 1962 г. добыча мидий, устриц, морских гребешков и других двустворчатых моллюсков составила 1,7 млн. т, к настоящему времени естественные природные запасы ценных съедобных моллюсков оказались истощенными. Во многих странах морских и пресноводных моллюсков разводят искусственно. С 1971 г. в северо-западной части Черного моря в экспериментальном хозяйстве разводят мидий (продуктивность 1000 ц мидий в год), исследования по разведению мидий проводятся и в бассейнах других морей, омывающих берега нашей страны. Мясо моллюсков легко усваивается, в нем много витаминов, каротиноидов, микроэлементов (йод, железо, цинк, медь, кобальт); оно используется в пищу населением, а также для откорма домашних животных. Моллюсков-фильтраторов можно использовать и в системе биомониторинга для слежения за химическим составом воды в водоемах.

Головоногие моллюски, распространенные во всех морях, кроме опресненных, несмотря на то, что являются хищниками, нередко сами служат пищей многим рыбам и морским млекопитающим (тюленям, кашалотам и др). Некоторые головоногие съедобны и являются объектом промысла. В Китае, Японии и Корее использование этих животных в качестве пищевых продуктов уходит в глубь веков; в средиземноморских странах оно имеет также очень давнюю историю. По свидетельствам Аристотеля и Плутарха, осьминоги и каракатицы были обычной пищей в Древней Греции. Кроме того, их использовали в медицине, парфюмерии и при изготовлении первоклассных красок. В настоящее время в лабораторных условиях на головоногих моллюсках изучаются врожденные программы сложного поведения.

План-конспект

урока биологии в 7 классе

«Общая характеристика моллюсков»

Тема: Общая характеристика моллюсков.

Цель: Расширить представления учащихся о многообразии органического мира, познакомить с новым типом живых организмов, а так же на основе сравнительной характеристики доказать, что Моллюски, действительно более эволюционно развиты, в сравнении и ранее изученными животными и показать филогенетические связи с другими представителями царства Животные

Задачи:

    Образовательные

    Дать общую характеристику типа Моллюски;

    Выявить черты высокой организации Моллюсков;

    Показать многообразие данного типа;

    Установить филогенетические связи;

    Развивающие

    Развить у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;

    Выделять главное в ходе беседы и при составлении опорного конспекта

    Воспитательные

    Подвести учащихся к мировоззренческому выводу о филогенетических связях в природе;

    Научить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе

Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Тип и вид урока: урок изучения нового материала, традиционный

Оборудование: проектор, биологические коллекции, биологический атлас

Понятия(новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка(радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

Ход урока:

    Вводная беседа

    Подготовка к восприятию

1. С какими типами живых организмов вы познакомились на предыдущих уроках? (с типом плоские, круглые и кольчатые черви).

2. Каких представителей вы изучили?

3. Где они встречаются?

III.Изучение нового материала

Сегодня Вы познакомитесь с одними из самых разнообразных и необычных животных, встречающихся на нашей планете.

Послушайте отрывок из рассказа Салтыкова-Щедрина. «Карась-идеалист»

Догадались, каких животных мы в повседневной жизни называем ракушками?

Это одни из древнейших организмов, обитающих на земле, но в тоже время достаточно высокоорганизованных. Эти организмы всем вам уже знакомы их можно встретить практически в каждом уголке земного шара. Эти животные- Моллюски.

Итак… тема сегодняшнего урока «Общая характеристика моллюсков». У вас у каждого есть план- конспект урока, который вы будете заполнять в процессе изучения темы

Кто же они такие?

Моллюски - двусторонне-симметричные мягкотелые животные (у брюхоногих тело асимметричное), имеющие раковину , мантию, мантийную полость , незамкнутую кровеносную систему ).

Вторичная полость тела (целом) хорошо выражена только в зародышевом состоянии, а у взрослых животных сохраняется в виде околосердечной сумки и полости половой железы. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью. Такая полость тела называется смешанная или миксоцель . (Слайд 2).

Тип Моллюски объединяет классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие . (Слайд 3)

Внешнее строение

Тело моллюсков несегментировано и состоит из головы (её нет у Двустворчатых) , туловища и ноги .

Голова имеется почти у всех моллюсков, кроме Двустворчатых. На ней расположены ротовое отверстие, щупальца и глаза.

Нога - мускулистый непарный вырост тела, который служит для ползания.

У большинства моллюсков имеется раковина.

Туловище Моллюсков покрыто кожной складкой - мантией (вещество, из которого строится раковина, выделяется клетками мантии). Пространство между стенками туловища и мантией называется мантийная полость . В ней расположены органы дыхания. В мантийную полость открываются анальное, половые и выделительные отверстия.

Мантия моллюска - это кожная складка между телом и раковиной.

Мантийная полость - это пространство между стенками туловища и мантией.

Органы моллюсков объединены в системы: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, нервную, выделительную, половую . (Слайд 4)

Пищеварительная система

Пищеварительная система зависит от типа питания моллюсков.

Ротовая полость переходит в глотку , а затем - в пищевод , который ведет в желудок и кишечник . В него впадают протоки пищеварительной железы . Непереваренные остатки пищи выбрасываются через анальное отверстие .(слайд 5)

Дыхание

Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами , а у наземных - с помощью лёгкого . Некоторые водные моллюски (например, прудовики), также дышат лёгкими, периодически поднимаясь к поверхности воды, чтобы вдохнуть атмосферный воздух.(слайд 6)

Кровеносная система

В кровеносную систему входит сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды . Сердце обычно состоит из трёх камер : одного желудочка и двух предсердий (у Брюхоногих - две камеры - предсердие и желудочек).

Моллюски имеют незамкнутую кровеносную систему (за исключением головоногих). Это означает, что кровь течёт не только по кровеносным сосудам, но и по специальным полостям между органами, а затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие для обогащения кислородом. (Слайд 7)

Нервная система и органы чувств

Нервная система различается по степени сложности и наиболее развита у Головоногих моллюсков.

Она состоит из нескольких пар хорошо развитых нервных узлов , расположенных в разных частях тела, и отходящих от них нервов . Такая нервная система называется разбросанно-узлового типа .(Слайд 8)

Выделительная система

Органы выделения моллюсков - одна или две почки , выделительные отверстия которых открываются в мантийную полость. (Слайд 9)

Размножение

Моллюски размножаются только половым путём . Большинство из них раздельнополы , но встречаются и гермафродиты . Размножаются моллюски, откладывая оплодотворенные яйца. Оплодотворение у моллюсков бывает наружное (например, у устрицы и беззубки) и внутреннее (у виноградной улитки).
Из оплодотворенного яйца развивается или личинка, ведущая планктонный образ жизни (парусник), или сформировавшийся маленький моллюск. (Слайд 10)

Происхождение

Видимо, Моллюски произошли от общих с Кольчатыми червями предков, у которых была слабо развита вторичная полость тела, имелись ресничные покровы и еще не было расчленения тела на сегменты. (Слайд 11)

В эмбриональном (зародышевом) развитии Моллюсков можно наблюдать много общего с развитием Многощетинковых Кольчатых червей. Это указывает на древние исторические (эволюционные) связи между ними.

Типичная личинка морских моллюсков (парусник) очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти, усаженные ресничками.

Личинка ведёт планктонный образ жизни, потом оседает на дно и принимает облик типичного брюхоногого моллюска.(Слайд 12)

IVЗакрепление изученного материала

Итак каковы же черты сходства и различия в строении между кольчатыми червями и моллюсками?

Какие черты характерны для быстро плавающих моллюсков?

Какова роль моллюсков в природе и жизни человека?

Выскажите свое мнение- как мы должны относиться к моллюскам- это друг или враг?

Давай те здесь и сейчас пообещаем себе и друг другу то, что мы во что бы то ни стало будем хранить и оберегать красоту нашего мира

V. Домашнее задание:

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.– М.: Дрофа

Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7 класс.– М.: Владос

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C./Под ред. Константинова В.М. Биология. 7 класс.– Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Иллюстрации:

http://tszavangard.ru/pic/large-3867.jpg

http://ol-lab-2011.narod.ru/index/0-2

Среда обитания и внешнее строение. Большинство моллюсков обитает в морях, сравнительно небольшое число - в солоноватых и пресных водах, еще меньше - на суше. Многие водные моллюски ведут донный образ жизни.

Часть моллюсков - двусторонне-симметричные животные. Однако у брюхоногих моллюсков появилась закрученная раковина, и их тело вторично стало асимметричным.

Для моллюсков характерна твердая минеральная раковина, прикрывающая тело животного со спинной стороны. Раковина состоит из кристалликов углекислого кальция. Сверху она обычно покрыта рогоподобным органическим веществом, а изнутри выстлана твердым блестящим известковым слоем - перламутром. Раковина может быть цельной, двустворчатой или состоящей из нескольких пластинок (у морских моллюсков хитонов).

У медленно передвигающихся и неподвижных моллюсков раковина сильно развита. Однако у некоторых моллюсков она редуцирована (недоразвита) или отсутствует вовсе. Это происходит, когда моллюск живет в таких местах, кула хищникам трудно добраться (например, когда он глубоко зарывается в песок морского дна или сверлит ходы в стволах попавших в море деревьев). Утратили раковину слизни и моллюски,которые хорошо плавают.

Тело моллюсков состоит из туловища, головы и ноги (рис. 70). Голова имеется почти у всех моллюсков. На ней расположены ротовое отверстие, щупальца и глаза. Нога - мускулистый непарный вырост тела. Располагается она на брюшной стороне и служит для ползания.

Рис. 70. Разнообразные моллюски: А - брюхоногим: Б - двустворчатый; В - головоногий: 1 - нога; 2 - раковина; 3 - щупальца

У двустворчатых моллюсков из-за сидячего образа жизни голова отсутствует, нога редуцирована. У некоторых видов нога превратилась в орган плавания (например, у головоногих моллюсков).

Внутреннее строение. Туловище моллюсков окружено кожной складкой - мантией. Пространство между стенками туловища и мантией называется мантийной полостью. Туда открываются отверстия органов выделения, половых органов и анальное отверстие. В ней расположены органы дыхания - жабры. Вторичная полость тела (целом) хорошо выражена в зародышевом состоянии, а у взрослых животных сохраняется в виде околосердечной сумки и полости половой железы. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

Пищеварение. Ротовое отверстие ведет в глотку. В глотке у многих видов имеется тёрка (радула) - особый аппарат в виде ленты, лежащий на выступе дна ротовой полости. На этой ленте находятся зубчики. При помощи тёрки растительноядные моллюски соскабливают пищу с растений, а хищные (у которых зубцы тёрки бывают крупнее) схватывают добычу. В ротовую полость у некоторых хищных моллюсков открываются слюнные железы. Секрет (выделяемое вещество) слюнных желез содержит яд.

Глотка переходит в пищевод, далее следует желудок, в который открываются протоки печени. Секрет печени растворяет углеводы, в печени также происходит всасывание пищи. Желудок переходит в кишку, заканчивающуюся анальным отверстием. У двустворчатых моллюсков, питающихся взвешенными в воде микроскопическими водорослями, мелкими органическими частичками, строение ротового аппарата упрощается: глотка, тёрка и слюнные железы утрачиваются.

Дыхание. У водных моллюсков органами дыхания служат парные жабры - плоские кожные выросты, лежащие в мантийной полости. Наземные моллюски дышат с помощью легкого. Оно представляет собой карман (складку) мантии, который заполнен воздухом и через дыхательное отверстие сообщается с внешней средой.

Кровеносная система. Сердце моллюсков состоит, как правило, из трех отделов (одного желудочка и двух предсердий). Кровеносная система незамкнутая. У некоторых моллюсков в крови находится марганец или медь. Их соединения играют ту же роль, что и железо в крови у высших животных, - обеспечивают перенос кислорода.

Органы выделения представлены парными почками, которые одним концом сообщаются с полостью околосердечной сумки, которая окружает сердце, а другим открываются в мантийную полость. Околосердечная сумка - это остатки целома. Поэтому можно говорить о сходстве выделительных систем моллюсков и кольчатых.

Нервная система. Центральная нервная система состоит из нескольких пар ганглиев (узлов), соединенных нервными стволами, от которых на периферию отходят нервы.

Органы чувств. У моллюсков хорошо развиты органы осязания, химического чувства и равновесия. У подвижных моллюсков имеются органы зрения. Особенно хорошо развиты глаза у быстро плавающих головоногих моллюсков.

Размножение. Большинство моллюсков раздельнополы. Однако есть и гермафродиты, у которых происходит перекрестное оплодотворение. Оплодотворение у моллюсков бывает наружное (например, у устрицы и беззубки) и внутреннее (у виноградной улитки).

Из оплодотворенного яйца развивается или личинка, ведущая планктонный образ жизни (так называемый парусник), или сформировавшийся маленький моллюск.

Значение. Представители некоторых классов моллюсков играют важную роль во многих природных биоценозах. Водные моллюски часто бывают самой многочисленной группой в донных экосистемах. Фильтрационный способ питания двустворчатых моллюсков приводит к тому, что многие из них осаждают минеральные и органические частицы, обеспечивая очистку воды. Моллюсками питаются рыбы, птицы и звери.

Моллюски служат пищей людям и являются традиционными объектами промысла и разведения (устрицы, гребешки, мидии, сердцевидки, кальмары, ахатины, виноградная улитка). В раковинах морских моллюсков жемчужниц образуется очень красивый жемчуг. Раковины каури аборигены использовали в качестве монет. По раковинам ископаемых моллюсков геологи могут установить возраст осадочных пород.

Происхождение. Существует несколько точек зрения на происхождение моллюсков. Одни зоологи считают, что предками моллюсков были плоские черви. Другие предполагают, что моллюски произошли от кольчатых червей. Третьи думают, что моллюски берут начало от предков, общих с кольчатыми червями. Данные эмбриологии указывают на родство моллюсков с кольчатыми червями.

Типичная личинка моллюсков (парусник) очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти, усаженные ресничками. Личинка ведет планктонный образ жизни, потом оседает на дно и принимает облик типичного брюхоногого моллюска.

Моллюски - несегментированиые двусторонне-симметричные мягкотелые животные (у брюхоногих тело асимметричное), имеющие раковину, мантийную полость, редуцированный целом, незамкнутую кровеносную систем). Видимо, они произошли от общих с кольчатыми червями предков, у которых была слабо развита вторичная полость тела, имелись ресничные покровы и еще не было расчленения тела на сегменты.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Назовите основные способы передвижения моллюсков.
  2. Назовите основные черты сходства и различия внешнего и внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.
  3. Какими чертами обладают быстроплавающие молюски?
  4. В чем выражается влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков?
  5. Какова роль моллюсков в природе и в жизни человека? Приведите примеры.

Надеюсь, размещенная здесь презентация по теме "Общая характеристика типа Моллюски" поможет вам в проведении урока. На слайдах есть информация о многообразии моллюсков, их классификация, строение раковины, рассмотрены особенности внутреннего строения двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моллюски: общая характеристика типа

Цели урока: Расширить знания о разнообразии моллюсков Изучить их среду обитания и образ жизни Изучить классификацию типа Моллюски Рассмотреть строение раковины моллюсков Рассмотреть особенности строения организмов представителей различных классов данного типа Дать сравнительную характеристику классам Моллюсков.

Моллюски: общая характеристика типа Моллюски, или мягкотелые (от лат. « molluskus » - мягкий) Малакология – раздел зоологи, изучающий моллюсков. Образуют обособленный тип беспозвоночных животных, ведущих начало от древних неспециализированных многощетинковых кольчатых червей. Количество видов достигает 130 тысяч.

Многообразие моллюсков Ископаемые остатки моллюсков Аммониты Белемнит Фрагмокона

Многообразие моллюсков Морской гребешок Осьминог Виноградная улитка Рапана

Многообразие моллюсков Каракатица Наутилус

Многообразие моллюсков Голожаберные моллюски

Многообразие моллюсков Морской ангел Морской чертик

Классификация типа Моллюски кл. Лопатоногие кл. Брюхоногие кл. Двустворчатые кл. Панцирные кл. Головоногие кл. Моноплакофоры

Тип Моллюски Класс Двустворчатые Класс Головоногие Класс Брюхоногие мидии устрицы беззубки перловицы жемчужницы слизни рапаны улитки катушки прудовики кальмары осьминоги наутилусы каракатицы

Строение раковины моллюсков Роговой слой Фарфоровый слой Перламутровый слой Клетки мантии

Класс Двустворчатые моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Класс Брюхоногие моллюски

Сравнительная характеристика классов Признак Класс типа Моллюски Двустворчатые Брюхоногие Головоногие Места обитания Симметрия тела Части тела Раковина Нога Представители Значение в природе и для человека

Спинная складка - мантия. У большинства 1 или неск. раковин. Нервная система диффузно-узлового типа. Органы чувств – органы химического чувства и равновесия, у многих глаза. Кровеносная система незамкнутая, имеется сердце из желудочка и 1-2 предсердий. Дыхательная система: жабры или лёгкие. Пищеварительная система: рот, глотка с теркой, желудок, печень, кишка и анальное отверстие. Выделительная система: почки. Половая система преимущественно раздельнопола, представлена гонадами Общие черты в строении моллюсков:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Белоевская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского района Пермского края

Конспект урока по биологии
в 7 классе

«Общая характеристика типа Моллюски»


подготовила

учитель биологии

Рочева Раиса Николаевна

с. Белоево
2014

Тема: Общая характеристика типа Моллюски

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомиться с особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски;

Задачи:

О бразовательные

    Дать общую характеристику типа Моллюски;

    И зучить классификацию типа Моллюски

    Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

    Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

Развивающие

    Развить у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;

    Выделять главное в тексте и записывать в таблицу.

Воспитательные

    Научить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе

Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Тип и вид урока: урок изучения нового материала, урок-беседа

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, таблица.

Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

I. Э тап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Сегодняшний урок начнем с эпиграфа:

«Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!»
А. Блок (слайд 1).

II. Э тап актуализации и пробного учебного действия.

На последнем уроке мы с вами изучали тему?

Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.

Кто на доске напишет систематику этих животных?

Назовите ароморфозы кольчатых червей?

III . Этап выявления места и причины затруднения.

А теперь послушайте интересные факты и посмотрите слайды.

1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

2. Самый старый пойманный человеком, по оценкам ученых имел возраст в районе 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным.

3. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

4. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.

5. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.

6. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.

Про каких животных говорится?

Про моллюсков.

Назовите тему урока?

Тип Моллюски.

Почему моллюски? Давайте обратимся к словарю. (Дать задание Эльвире С.: посмотреть из словаря, что означает слово «Моллюски»).

Читает Эльвира Старцева. (значит, мягкотелые).

Что знаете о моллюсках? (работают устно, учитель записывает на доске: что хотели бы узнать).

Дети говорят.

Что хотели бы узнать?

Дети говорят.

Знаю

IV . Этап построения проекта выхода из затруднения.

К каким источникам обратитесь по изучению этих вопросов?

Книга, интернет, словари, энциклопедии.

V. Этап реализации построенного проекта.

Как можно кратко изложить новый материал в тетради?

В виде схем, таблицы.

Изучать новый материал будете в группах по тексту в учебнике. Выделять самое главное и записывать в таблицу. (Дети, изучая новый материал, заполняют таблицы). (Выдается алгоритм работы).

Задание для 1 группы: заполнить таблицу.

Сравниваемый признак

Задание для 2 группы:

Органы и системы органов

Задание для 3 группы: заполнить таблицу.

Органы и системы органов

Задание для 4 группы: заполнить таблицу.

Сравниваемые признаки

Задание для 5 группы: выписать в тетрадь ароморфозы и подготовить вывод по теме.

VI. Э тап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Проверяем таблицу: каждая группа рассказывает ту информацию, которая была дана в таблице.

VII . Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Задание: заполните пропуски в тексте.

Задание для 1 группы:

Тело моллюсков состоит из _______________________________________ . В отличие от моллюсков тело моллюсков _______________________________ .

Задание для 2 группы:

Тело многих моллюсков покрыто твердой ___________________________ . Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой - ________________ .

Задание для 3 группы:

Между телом моллюсков и кожной складкой расположена ___________________________________. Органами ________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски _____________ с помощью легких.

Задание для 4 группы:

Кровеносная система моллюсков состоит из _____________ и кровеносных сосудов. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями ____________________________. Органами __________________ моллюсков служат парные почки.

VIII . Этап включения в систему знаний и повторения.

Задание: выберите правильные утверждения (выполняется в парах):

1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.

2. Некоторые моллюски не имеют раковины.

3. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.

4. Органы дыхания - жабры, у наземных представителей - легкие.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Все моллюски - растительноядные животные.

7. Органы выделения моллюсков - почки.

8. Все моллюски - гермафродиты.

Задание проверяется. Правильные ответы: 2, 4, 7.

Задание: написать на доске систематику Типа Моллюски.

Дети догадываются, что нет класса. Отсюда делают вывод, что на следующем уроке познакомимся с классами типа Моллюски.

IX. Э тап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Д/з: параграф 20. Сделать маленькие сообщения: кто не все узнал на уроке, что хотел, найти интересные факты с моллюсками.

Литература

    Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под. ред. проф. В.М. Константинова.- 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф,2011.- 304 с.: ил.

    Под общей редакцией доктора биологических наук, профессора А.И.Шевеля Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.- 184 с.