Продолжать учить составлять число 10 из единиц. В подготовительной к школе группе детского сада. Онлайн игры «Числовые домики»

Конспект.

ФМП.

«Состав числа 10 из двух меньших чисел»

Апрельская В.В

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.

Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.

Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, «отрез ткани» (лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 кругов одного цвета (пирожки), 2 тарелки.

Раздаточный материал . Счетные палочки, 10 кругов одного цвета, 10 треугольников одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12), карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Назови число».

Воспитатель уточняет у детей: «Какое число называется предыдущим? (Число, меньшеенаодин.) Какое число называется последующим?» (Число, большеенаодин.)

Затем воспитатель по очереди бросает детям мяч и просит назвать предыдущее и последующее число к числам 2 (7, 9, 5…) и пропущенные числа в следующих рядах: 1, …, 3; 5, 6, …, 8; 8, …, 10.

II часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».


Загорелся кошкин дом:
Пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу – из окошка.
– Помогите, – просит кошка.
Позвонить при виде дыма «01» необходимо.

Дети на доске с помощью цифр выкладывают номер телефона пожарной службы.

Воспитатель говорит: «Для того чтобы спасти кошку, нужно натянуть кусок плотной ткани, длина которой равна шести мерам и ширина – четырем мерам».

Воспитатель уточняет правила измерения и напоминает, что при измерении длины меру передвигают слева направо, а при измерении ширины – снизу вверх.

Вызванные дети измеряют длину и ширину «отреза ткани», остальные следят за правильностью выполнения задания, считают меры и выкладывают соответствующее количество счетных палочек у себя на столе.

Затем воспитатель спрашивает: «Чему равна длина отреза ткани? Чему равна ширина отреза ткани? Подойдет ли размер вашего отреза ткани для спасения кошки?»

Дети обосновывают свой ответ.

Воспитатель читает стихотворение:

Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция придет,
Всем поможет, всех спасет.

Дети выкладывают на доске номер телефона полиции.

Физкультминутка «Делаем зарядку»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

С добрым утром


Десять, девять, (Хлопки в ладоши.)
Восемь, семь,
(Хлопки по коленям.)
Шесть, пять,
(Хлопки в ладоши.)
Четыре, три,
(Хлопки по коленям.)
Два, один.
(Хлопки в ладоши.)
Мы с мячом
Играть хотим.
(Прыжки на месте.)
Только надо
Нам узнать,
(Ходьба на месте.)
Мяч кто
Будет догонять.
(Приседание.)

II часть (продолжение). Воспитатель читает стихотворение:


Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.

Л.Зильберг

Дети выкладывают на доске номер телефона скорой помощи.

Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка принесла бабушке 10 пирожков (круги), и предлагает помочь девочке разложить их на две тарелки. Вместе с детьми он обсуждает, как разложить число 10 на два меньших числа, и записывает возможные варианты на доске при помощи цифр(9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

III часть. Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка еще принесла 10 фруктов (яблоки и груши) и сложила в одну вазу. Дети составляют число 10 с помощью кругов и треугольников (кто как хочет). Все варианты ответов обсуждаются и обозначаются цифрами на доске.

IV часть. Игровое упражнение «Передаем шифровку для скорой помощи». У детей тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12).

Рис. 12

На доске – такой же рисунок. Воспитатель вместе с детьми обсуждает последовательность расположения точек и линий, уточняет интервалы между ними и предлагает продолжить «шифровку».

Воспитатель читает шифровку: «Спасибо, помощь оказана». Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, оценивает его и предлагает нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко. Затем предлагает отгадать загадку:


Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.

(Телефон)

Воспитатель еще раз уточняет номера телефонов экстренной помощи, по которым можно передать срочную информацию.

Состав числа 10
Программное содержание:
1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.
2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.
3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.
6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Организационнй момент: - Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)
- Как вы догадались?
- Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.
Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?
Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)
В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)
Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.
И последнее задание, с которым вам предстоит справиться: выложите изсчетных палочек, которые находятся у вас в подложке вот такой дом.

Переложите одну палочку так, чтобы домик был повернутв другую сторону.
Ответ:

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Красой шапочке! Мы прощаемся с ней и подводим итог нашего занятия.

Когда ребенок идет в школу, то важным предметом для него становится математика. И первой задачей учителя в этом случае будет сформировать у первоклассников навыки вычисления. Устные вычисления нужны не только для дальнейшего изучения предмета, они формируют личностные качества ребенка. Поэтому необходимо каждый день с ребенком тренироваться в вычислениях. Однако не всегда сразу дети понимают, что от них хотят.

  1. Наверняка, ваш ребенок слышал, как вы считаете вслух хотя бы до десяти. Или, может, он сам уже знает считалку: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать». А возможно, он сам просит посчитать какие-нибудь предметы: стулья в комнате, ступеньки на лестнице, сиденья на карусели, клумбы на улице. Если нет, то сами предложите ему посчитать вместе с вами. Хорошо считать шаги. Или наступать на определенного цвета плитку и считать при этом. Или на упавшие листья. Придумывайте сами, советуйтесь в этом вопросе с ребенком и считайте те предметы, которые ему интересны.
  2. Еще до школы нужно объяснять ребенку, в чем разница между цифрами и числами. Цифры – это графические обозначения чисел. Причем цифр всего десять: от 0 до 9. 10 – это уже число, обозначенное на бумаге цифрами 1 и 0. Числа показывают количество чего-либо. Объясните ребенку просто и наглядно на интересных ему предметах: фруктах, игрушках, конфетах.
  3. Простейшее сложение и вычитание. Возьмите банан. Сколько бананов? Один, запишите это цифрой 1. Сколько будет бананов, если взять еще один банан? Считайте: один, два. Правильный ответ – два банана. Покажите ребенку это на бумаге: 1+1=2. Плюс означает, что мы берем еще один такой предмет, а знак равенства заменяет вопрос «сколько получится?». И 2 означает, что получилось два банана.
    А теперь попросите ребенка угостить вас бананом. Сколько осталось у него в руках бананов? Посчитайте. Один. Покажите это на бумаге: 2-1=1. Минус означает, что мы убрали один такой предмет.
  4. После освоения предыдущего примера, возьмите уже 3 предмета, например, апельсина. Покажите, что 3 можно получить тремя способами: 1+2, 2+1 и 1+1+1. Обязательно считайте предметы вместе с ребенком и выбирайте интересные ему предметы для счета. В качестве таких вещей можно купить специальные счетные палочки. Они разноцветные и нравятся детям. Можно посчитать деньги (дайте ребенку почувствовать себя взрослым): одна денежка плюс вторая и т.д.
  5. После успешного введения первых чисел объясняйте и все остальные до десяти.
  6. Подарите ребенку специальный плакат: «Состав числа» или нарисуйте его самостоятельно. А можно не только рисовать, но и приклеивать мелкие предметы: листики, ракушки, фантики от конфет. Самое время проявить фантазию. Самостоятельно изготовленный плакат, во-первых, лучше запомнится, нагляднее, во-вторых, будет развивать мелкую моторику ребенка, в-третьих, позволит ему лишний раз поиграть с мамой.
  7. Нарисуйте домики для чисел. Например, домик для 4 выглядит как высокий прямоугольник с крышей. На крыше рисуете цифру 4. Дом – пятиэтажный. На первом этаже живут 0 и 4, на втором – 1 и 3, на третьем – 2 и 2, на четвертом – 3 и 1, на пятом – 4 и 0. Такой метод позволит ребенку легко и быстро запомнить состав чисел, а также поиграть с жителями домика. Можно сделать и второй домик потом, только уже не с цифрами, а с предметами или нарисованными человечками, животными или кружочками. Или один домик с четырьмя окнами, например. А в окна посадить «жильцов» - вырезанных собачек, например. Сколько собачек живет в домике? 4. А сколько собачек останется, если одна ушла в магазин? Правильно, три и одно окошко останется свободным. Значит, 4 занятых окошка минус одна собака – равно 3 занятых окошка.
  8. Купите малышу счеты. Да-да, эта старая игрушка заинтересует его, ведь перебирать костяшки – это так интересно. Это вам не пятидесятая машинка, такую игрушку редко можно встретить у современных детей. Счеты – очень нужная вещь: по ним можно и считать научиться и в «магазин» поиграть.
  9. Когда ребенок сможет устно посчитать до двадцати, то покажите ему письменное написание этих чисел.
  10. Возьмите 13 конфет, запишите их количество цифрами. Теперь уберите 10 конфет и покажите, что осталось лежать только 3 конфеты. 3 – число единиц, а 1 – число десятков.
    Для большей наглядности возьмите много мелких предметов: детали от конструктора, мозаики. Отсчитайте 20 деталей, запишите это число. Покажите, что оно состоит из двух десятков (число десятков обозначено цифрой 2) и не включает в себя единицы (обозначены цифрой 0). Покажите, как читать большие числа: 21 – двадцать и один, то есть 20+1.
  11. Наверное, самый трудный этап – объяснить ребенку получение чисел больше 10. Почему 8+3=11. Почему оно так записывается. Объясняйте, что для удобства большие количества считают десятками. И что 8 и 2 составляют один десяток. Но прибавить-то нужно было 3. 2 мы уже прибавили, до 3 не хватает всего единицы. Поэтому получается, что 8+3 – это 8+2 и еще 1. 8+2=10, запишите это на бумаге. А куда написать еще одну добавленную единицу? Правильно, вместо нуля.
    Конечно, сразу ребенку это будет тяжело и непонятно, но тренируйтесь. Умный и любящий родитель всегда найдет способ его заинтересовать. Не все сразу, отложите учебу, предложите вспомнить о сложении на следующий день. Несколько таких тренировок – и ребенку самому будет интересно складывать большие числа.
Не заставляйте малыша учить математику насильно, чтобы не отбить желание навсегда. Фантазируйте, предлагайте, заинтересовывайте! Не игнорируйте желание и просьбы ребенка что-то посчитать. Помогите ему, считайте вместе с ним, ведь математику можно превратить в веселую игру.

Ребенок любит играть в футбол – прекрасно, считайте голы. Любит смотреть мультфильмы – считайте серии или персонажей. Любит лепить – считайте куски пластилина. Любит рисовать – считайте фломастеры, краски или кисточки. Попутно не забывайте про маленькие хитрости: «А можно мне взять одну кисточку? Сколько у тебя теперь осталось кисточек? А сколько у меня кисточек? А сколько кисточек вообще в комнате?» Так, играя и занимаясь любимым делом, ваше чадо освоит азы математики.

И счет, ребенок сталкивается с понятием состава числа. Многие родители не задумываются и не обращают внимания на это, занимаясь заучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа становления чисел.

Зачем это нужно?

Научить ребенка составу числа важно. Начиная от простого 10 и вводя понятия «десятки», «единицы», вы облегчите процесс запоминания чисел. Также ребенок логически поймет способ образования чисел от 10 и далее. Это будет плюсом и к выполнению арифметических операций, сравнению чисел.

Начало домашнего обучения станет успешным стартом в образовании малыша. Он не будет испытывать стресс при решении примеров и задач и отставать от темы. В современном стандарте образования упор делают на счет при помощи состава числа, а не используя счетные палочки и пальчики, поэтому обучение идет интенсивнее и эффективнее.

Оптимальный возраст

Понятие оптимального возраста относительно, ведь кто-то и в 4-5 тянется к счету, а кому-то трудно делать это и в школе. Однако выделяют важный дошкольный период – 5-6 лет. Именно тогда важно воспитывать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус для обучения – гибкость ума малыша. В подготовительной группе упор занятий делают именно на счет. Детей при помощи простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.

Чтобы облегчить этот процесс, именно сейчас важно научить ребенка составу чисел. В школе работа с составом чисел начинается в первом классе. Если первое полугодие проходит в легком темпе, то далее скорость обучения увеличивается: детей учат числам до ста.

Как научить быстро считать?

Научить ребенка считать до 10 легче всего. От того, как пройдет этот процесс, зависит его дальнейшее понимание чисел. Начинайте с простого: учите ребенка считать все, что видит вокруг (ступеньки, машины, деревья по пути в детский сад).

Обязательно акцентируйте внимание на единицу. Должно быть не разговорное «раз», а математическое «один». Не забывайте о пустоте – ноль. Далее начинайте учить цифры по книгам, читайте сказки с их применением. Затем обратите внимание на обратный счет (полет ракеты, уменьшение ягодок, конфет). Выучить счет в пределах 10 легче всего.

Для закрепления играйте в домики для цифр: задайте два числа, а ребенок должен сказать, какое между ними или перед и после. Например, 3 и 5. Между ними находится число 4. Перед 3 находится 4, а после 5-6. Напишите на листке цифру и попросите найти необходимое количество предметов (бусины, крупинки, горошины). Обязательно нужно использовать наглядность: игрушки, цифры, магнитные доски.

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее. Важно изучить знаки операций и обозначить их названия.

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный счет будет даваться с легкостью.

Запомните, что важна не скорость, а процесс. Нужно понять образование чисел, а не просто механически заучить, то, что у ребенка всегда на слуху.

Устный счет

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.

Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.

Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.

При переходе к устному счету ограничивайте малыша в использовании счетных материалов (пальчики, палочки) все это будет лишь тормозить процесс обучения. Конечно, убирать материал резко не следует, делайте это постепенно.

Счетные материалы

Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.

Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.

Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.