Семь выдающихся советских летчиков-испытателей. Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания Чем занимаются испытатели авиационной техники

Летчики-испытатели - герои нашего времени, самые смелые представители своей нации, обладающие лидерскими качествами, интеллектом, ответственностью, собранностью и хорошим здоровьем. Каждый полет может оказаться последним, и тем не менее они должны испытывать удовольствие от полета, это главное условие при приеме в ряды этих отважных ребят. Они садятся за штурвал своей машины, чтобы конструкторы смогли доработать или усовершенствовать

Легендарные летчики-испытатели

Бывший СССР просто переполнен героями. Некоторые остались неизвестными в истории страны, но только не летчики-испытатели. Имена этих бравых ребят сразу же узнавала политическая верхушка страны. Практически все из них получили звание героя СССР.

Один из таких людей, чье имя вошло в историю отечественного авиастроения, - Валерий Чкалов. Начинал Валерий Павлович как слесарь-сварщик на авиационном Заводе в Нижнем Новгороде. А уже в 1931 году испытывал новенькие самолеты-истребители И-15 и И-16.

За свои трюки в воздухе он даже получил срок и был осужден на год лишения свободы, который позже заменили на условный. Ведь «лихачество» Валерия было признано новыми фигурами пилотажа. В 1935-м Чкалова наградили орденом Ленина. Экипаж Чкалова первым совершил перелет из столицы на Дальний Восток. А через два года он пролетел через Северный полюс и приземлился в Ванкувере. После таких заслуг Сталин предложил Чкалову пост наркома НКВД, но Валерий Павлович отказался и продолжал летать. Летчики-испытатели, погибшие во время полета, вдвойне герои. В декабре 1938 года совершил свой последний полет. Он погиб, тестируя новый истребитель И-180.

Военные летчики

Летчики-испытатели в период Второй мировой войны играли важную роль в военной авиации. Несмотря на жесткие условия войны, Советский Союз наращивал военную мощь. Конструкторские авиапредприятия выпускали новые усовершенствованные машины, которые требовали тестирования. Одним из таких героев военного неба был Сергей Николаевич Анохин. В 1931 году он окончил высшую планерную школу. А уже в 1933 установил рекорд в своей стране. На одном планере пробыл в небе практически 16 часов. До войны испытывал экспериментальные планеры.

В период войны проводил испытания самолетов, планеров. Первым тестировал истребитель-перехватчик с жидкостным В мае 1945 года на испытаниях истребителя ЯК-3 произошла поломка самолета, пилот получил тяжелые ранения и потерял глаз, но летать не перестал. Проводил испытательные полеты на таких самолетах, как Як, Миг, Су. В 1959 году в десятке первых получил звание «Заслуженный летчик-испытатель». Последний свой полет совершил в возрасте 73 лет.

Награды летчиков-испытателей

До 1958 года летчики-испытатели не награждались всевозможными орденами за заслуги перед Родиной, многие уходили на пенсию, не имея ни единой медали. Многие получили звание «Герой СССР» только в 1957 году. А в 1958 году указом Президиума ВС было установлено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР» и «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Получить такое звание и соответствующий орден могли только летчики 1-го класса.

Всего в советский период этого звания были удостоены 419 летчиков-испытателей.

Послевоенный период

Развитие авиастроения в СССР стало первоочередной задачей в послевоенный период. Холодная война между СССР и США привела к гонке вооружений. Впереди было еще и

Еще один выдающийся летчик-испытатель - Юрий Петрович Шеффер. С 1977 года был ведущим испытателем завода Туполева. Был в отряде ВКС Буран. Участвовал в испытаниях истребителей Су-25 и Миг-25.

Волк Игорь Петрович - герой СССР, Заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель. Тестировал отечественные самолеты всех типов с 1965 года. Выполнял особое умение проявил, выполняя «кобру» и «штопор».

Виктор Васильевич Заболотский - советский летчик-испытатель, на летно-испытательной работе с 1975 года. За время работы освоил более 200 видов летательных аппаратов.

Современный период

После распада Союза и проигрыша в Холодной войне Россия как преемница СССР не стала сворачивать свои авиационные программы. И сегодня конструируются сверхскоростные самолеты, истребители, новейшие вертолеты, способные покорять небо.

Богдан Сергей Леонидович - Герой РФ и Заслуженный летчик РФ. Проводил тестирование истребителей Су и МиГ. С 2000 года летчик-испытатель в ОКБ имени П. О. Сухого.

Магомед Толбоев - с 1981 года летчик-испытатель, получил звание Герой РФ и Заслуженный летчик-испытатель РФ. Тестировал истребители Су и МиГ. Впервые поднял в воздух несколько типов сверхлегких самолетов.

Этот список можно продолжать долго, ведь многие люди нашей страны способны на подвиг, но для избранных судьбой. В современный период проходят разработки и испытания новейших сверхзвуковых самолетов, бомбардировщиков, авиалайнеров, только благодаря этим отважным людям многие модели увидят мир.

В одной из башкирских здравниц мне посчастливилось побеседовать с заслуженным летчиком-испытателем, мастером спорта международного класса по высшему пилотажу, Героем России, Президентом Федерации авиамодельного спорта России, летчиком-испытателем ОАО «ОКБ Сухого» Юрием Михайловичем Ващуком.

Во время парада мы все восхищаемся умением летчиков пилотировать, делать различные трюки, смотрим и видим машину, которая взмывает вверх, проходит петлю, вторую, потом крутится в «штопоре» или меняет направление на «кобре». Но за этим стоит тяжелая работа, многочисленные тренировки, контроль и тестовые полеты. Летчики-испытатели – люди, научившиеся управлять своими страхами, принимать решение за долю секунды и идти до конца в любой ситуации.

Мечта детства

- Юрий Михайлович, расскажите, как вы решили выбрать путь летчика-испытателя?

Это была любовь с первого взгляда. Помню, я часто летом приезжал к прадедушке в село Мереть Новосибирской области, и там каждый день над головой пролетали самолеты. Больше всего мне нравился АН-2, «кукурузник», потому что он очень медленно летал и можно было за ним долго бежать до самой тайги. Этот эпизод решил все, мне было года 3-4 всего, когда я понял, что обрел мечту. Отец, хоть и был простым водителем, прививал мне любовь к авиации с детства, возил в аэропорт, мы мастерили модели самолетов. Позже, когда в 9-ом классе я спросил у него: «Папа, хочешь, чтобы я стал пилотом? Он ответил: «Нет. Лучше стань инженером».

- А вы всё равно решили мечту осуществить?

Конечно, это самое главное. Правда трудности были всегда, но так даже интереснее, закаляет. Вот, например, летом 1980 года в Барнауле я решил поступать в летное училище. Не прошел медкомиссию, гланды были увеличены. Расстроился, конечно, но не сдался. Удалил сразу же миндалины и поехал поступать уже в Омск, где прошел отбор и был зачислен в учебный авиационный центр ДОСААФ. Позже я окончил Московский авиационный институт. Так что мечту свою осуществил.

- Скажите, а как сейчас обстоят дела с авиацией в стране?

Сейчас у нас не хватает до 1,5 тысяч военных летчиков в армии. Летчики уходят по возрасту многие, а восполняемость плохая. У нас одно летное училище в Краснодаре. Еще лет десять назад набирали бывало по 10 человек, потом 20, 40, 150 человек. И уже, когда поступал мой сын, они набрали 660 человек. Так что ситуация улучшается.

- Сын тоже влюблен в небо?

Конечно, это любовь с детства, я посадил его в самолет еще малышом. А в 14 лет он первый раз самостоятельно управлял самолетом. Ролик в интернете есть об этом – «14-летний пилот» наберите в поисковике.

- И было не страшно?

Мне – очень страшно (смеется ). Он потом сказал, что тоже волновался. В четырнадцать чувство страха еще невелико, это только на пользу. А вообще перед полетом он прошел серьезную школу подготовки, инструктаж, знал, как вести себя в экстренных ситуациях. Так что внутри я понимал – первый полет пройдет отлично. Так и случилось.

- Скажите, а в Башкирию как решили приехать?

Сейчас я за здоровьем приехал. А вообще, в ваш регион я влюбился сразу. Помню, меня первый раз пригласил Урал Назибович Султанов, знакомы мы с ним давно, он был когда-то моим инструктором. В Уфе открылась аэрокосмическая школа при поддержке Башкирского регионального отделения Федерации космонавтики России. И Урал Назибович пригласил меня для встречи с детьми в деревню Калиновку, мы пообщались с детками, поделился опытом. Я был в восторге, дети все такие умные, талантливые, способные, глаза горят. Мне было очень приятно. И вот по программе можно было поехать в один из санаториев республики. Так я с семьей первый раз оказался в санатории «Якты-куль». После восьми дней, проведенных здесь с семьей, набрав приятных впечатлений, мы вернулись обратно в Жуковский. И там, по приезду я заметил, что лет десять-пятнадцать я сбросил. И мне это ощущение четко запомнилось.

Холодная голова, горячее сердце

- Вы сейчас находитесь в прекрасной физической форме, как Вам это удается?

Только работа над собой, никаких секретов. Я стараюсь много заниматься спортом, веду активный образ жизни, слежу за питанием, но без ограничений. Все же стараюсь есть здоровую пищу. Я считаю, что всё должно быть в радость, для меня спорт, активность – это часть жизни. Я без этого не могу. Я самый взрослый летчик-испытатель у «Сухого», у меня повышенные нагрузки, но я люблю свою работу, и мне это только на пользу, дает заряд бодрости и сил.

- И все же травмы неизбежны в столь опасной профессии. Вы же катапультировались два раза?

Да, я катапультировался пару раз, оба случая - в 2002 году. Но всё обошлось, и я не пострадал. Пилоты проходят после катапультирования полную проверку, тело подвергается серьезным нагрузкам, позвоночник в первую очередь. Я как-то помню, даже после катапультирования медсестру нёс на носилках, она приехала проверять мое здоровье на место, где я повис на стропах парашюта, между деревьев. На обратном пути она поскользнулась и упала, сломала ногу, и мы по льду несли её на носилках к машине.

- Как побороть в себе чувство страха, научиться принимать решения за долю секунды, все точно просчитывать?

Любому человеку присуще чувство страха. Это абсолютно нормальное явление. Просто есть два типа людей, одних страх ввергает в ступор, и они ничего не могут сделать, других же, наоборот он мобилизует и обостряет все навыки. Важно знать максимум, любить свое дело и быть преданным профессии. Постоянно совершенствоваться, это только кажется, что профессия романтичная. Быть пилотом – это прежде всего знания всех систем самолетов, не только летные навыки, важно понимать устройство самолета, чтобы предугадать действия в различных ситуациях. Высокая степень концентрации, быстрота реакции, интуитивное понимание, помноженное на строгий расчет – это мастерство пилота, идеология, его жизнь…

- Значит, все-таки, первым делом самолеты?

Ну, а девушки, конечно, потом (смеется). В моей жизни так и получилось. Женился я поздно, но очень счастлив и благодарен своей супруге за понимание и поддержку.

- Вы приехали с супругой?

Да, мы второй раз уже приехали на отдых в ваш потрясающий регион. Этот ковыль, горы, озеро огромное. Я такого нигде не видел. Супруга тоже под впечатлением.

- Кумыс пробовали?

Да, меня еще коллеги мои угощали как-то в Уфе. В санатории я пробовал тоже, понравилось. Мед пробовал ваш, чак-чак. Так что можно сказать башкир почти.

Можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:

– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища;
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;
– медицинскую справку (форма N 086/у);
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет);
– общегражданский паспорт (копия и оригинал);
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.

Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.

Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.

Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».

Летчики-испытатели – где их готовят

Летчики-испытатели требуются как в военной , так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.

Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.

Двадцатый век можно смело назвать веком авиации. Человек смог стать повелителем неба с помощью таких летательных аппаратов, как самолеты. Прошло чуть более ста лет, а человечество узнало немало известных летчиков. Кто-то вошел в историю тем, что немало сделал для воздухоплавания с научной точки зрения, поставил рекорды, открыл новые возможности.

А есть летчики, которые сделали себе имя за счет двух мировых войн. Такие пилоты прославились тем, что сбили десятки и даже сотни самолетов противника. В любом случае профессия летчика стала романтической, а все благодаря самым известным ее представителям.

Братья Райт. Уилбер (1867-1912) и Орвилл (1871-1948) Райт считаются изобретателями первого в мире самолета. Именно за этими американцами в большинстве стран закреплен приоритет такого судьбоносного изобретения. Правда, первенство оспаривается Альберто Сантос-Дюмоном. Аппарат братьев Райт оказался не только способным подняться в воздух, но и осуществить управляемый полет. Впервые нечто тяжелее воздуха с двигателем оказалось в воздушных просторах. Произошло это 17 декабря 1903 года. Через пару лет братья Райт создали уже и первый в истории самолет, который можно было практически использовать. И пускай экспериментальный самолет американцев и не был первым в истории, именно эти летчики смогли первыми управлять им. В итоге самолетостроение сделало по-настоящему первый серьезный шаг. Фундаментальным открытием братьев стало открытие ими трех осей вращения самолета. Это позволило летчикам удерживать равновесие аппарата во время полета и управлять воздушным судном. Надо отметить, что этот метод стал основным для управления всеми типами самолетов, оставаясь таковым и сегодня. Если в те времена другие испытатели делали упор на установку мощных моторов, то братья Райт занимались исследованием теории полета и принципами управления самолетом. Они провели исследования с аэродинамической трубой, что позволило создать более совершенные крылья и пропеллеры. Изобретатели даже получили патент на систему аэродинамического контроля, которая осуществлялась с помощью поверхностей самолета. А свои технические знания летчики получили, продавая в собственном магазине велосипеды, печатные механизмы, двигатели и другую технику. Ныне первые самолеты братьев Райт находятся в музеях, являясь национальным памятником США. Хотя эти пилоты и являлись больше изобретателями, они не побоялись первыми сесть за штурвал созданных ими необычных на то время технических средств.

Луи Блерио (1872-1936). Как и в случае с братьями Райт этот пилот являлся одновременно и изобретателем, и бизнесменом. Блерио являлся инженером, с 1895 года занявшись производством фонарей. Всеобщее увлечение воздухоплаванием не прошла мимо него - француз сперва построил орнитоптер, а затем в 1907 году и свой первый аэроплан. В 1908 году Блерио смог лицезреть мастерство пилотирования одного из братьев Райт, что потрясло его. Другой очевидец, английский лорд Нортклифф даже установил награду в тысячу фунтов тому, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Считалось, что главным конкурентом станет именно Уилбур Райт. Однако тот вернулся в Штаты, после неудачной попытки француза Юбера Латама вызов принял Луи Блерио. 25 июля 1909 года он поднялся в воздух, но на полпути самолет стало сносить на север. Однако пилот заметил отклонение от маршрута и смог скорректировать курс. Через 37 минут полета, преодолев путь в 23 мили, Блерио сел в Англии. Эта победа имела большие последствия для развития самолетостроения. Сам летчик стал первым французом, официально получившим звание пилота. Многие уверовали, что конструкция французского моноплана является более перспективной, чем бипланы американцев и англичан. Блерио сумел собрать множество заказов на производство своего самолета. Летчик не боялся пробовать и менять конструкцию, рекордный полет он совершил на своем одиннадцатом самолете, тогда как братья Райт доводили свое творение до совершенства. Во время Первой мировой войны компания Блерио выпустила более 10 тысяч машин, немало послужив тому, что самолеты стали хоть и оружием, но массовым.

Петр Нестеров (1887-1914). В те времена управление самолетов было весьма рискованным делом. Никто толком не знал возможностей нового средства, да и сама конструкция его оставляла желать лучшего. Петр Нестеров прожил яркую и короткую жизнь, сумев показать, на что же способны самолеты. В 1910 году офицер артиллерии увлекся авиацией. В 1912 году поручик уже совершил свой первый самостоятельный полет. Уже на следующий год Нестеров возглавил летный отряд. Надо отметить, что и этот летчик занимался конструктором. В те времена совершенствование самолетов было обычным и порой даже необходимым делом. Сам Нестеров модифицировал свой самолеты, разрабатывал новые двигатели и даже планировал создать одноместный скоростной самолет. Летчик, обладая знаниями в механике и математике, имея опыт пилотажа, теоретически доказал возможность выполнения глубоких виражей, а затем практически осуществив это. Именно русский летчик в 1913 году сделал замкнутую петлю в вертикальной плоскости. С мертвой петли (петли Нестерова) началась эпоха высшего пилотажа. 8 сентября 1914 года Петр Нестеров совершил свой последний вылет. Он попытался шасси своего самолета ударить по крылу вражеского «Альбатроса». Однако летчик просчитался и его легкий «Моран» сверху протаранил противника. Столкновение оказалось фатальным для всех пилотов. А Нестеров вошел в историю еще и как первый летчик, совершивший таран.

Манфред фон Рихтгофен (1892-1918). С началом Первой мировой войны противоборствующие стороны стали использовать новое оружие - самолеты. Сперва они просто занимались разведкой, но затем появились и истребители. Самым знаменитым летчиком-асом Первой мировой стал «Красный барон», Манфред фон Рихтгофен. На его счету оказалось 80 сбитых самолетов противника. Начало войны легендарный летчик встретил в кавалерии. Однако этот род войск быстро надоел ему и в 1915 году Рихтгофен перевелся в авиацию. Сперва он занимался исключительно разведкой. 17 сентября 1916 года барон сбил первого противника, заказав по этому поводу кубок с выгравированной датой боя и типом сбитого самолета. В итоге Рихтгофен скопил 60 таких памятных изделий. Пилот, как и многие его коллеги, был довольно суеверным. Перед каждым вылетом он получал поцелуй от любимой, что стало даже своеобразной традицией и у других военных летчиков. В январе 1917 года на счет Рихтгофена значилось уже 16 сбитых машин. Он получил высшую военную награду страны - орден «Pour le Merite», ему доверили руководство эскадрильей «Jasta 11». Его раскрашенный в красный цвет самолет наводил ужас на противника. В состав «Jasta 11» вошли многие немецкие асы, в том числе и Эрнст Удет. Группа располагалась в палатках, недалеко от линии фронта. За мобильность эскадрилью даже прозвали «воздушным цирком». Погиб легендарный летчик 21 апреля 1918 года, пуля попала в «Красного барона» с земли.

Чарльз Линдберг (1902-1974). Отгремела Первая мировая война, самолетостроение развивалось семимильными шагами. Рекорды следовали один за другим. В 1919 году американский бизнесмен Реймонд Ортейг предложил 25 тысяч долларов тому пилоту, кто первым совершит беспересадочный полет из Нью-Йорка в Париж. Джек-пот пытались сорвать многие летчики, но либо прерывали полет, либо погибали. В соревнование решил вступить и Чарльз Линдберг. К тому времени он уже имел собственный самолет, опыт самостоятельных полетов. Линдберг нашел спонсоров, специально по его заказу компания из Сан-Диего выпустила одномоторный моноплан. При этом в проектировании принял участие и сам пилот. Самолет получил название «Дух Сент-Луиса». Первое серьезное испытание его произошло 10-11 мая 1927 года. Линдберг за 20 часов пролетел из Сан-Диего в Нью-Йорк, переночевав в Сент-Луисе. И вот 20 мая состоялся исторический перелет. Линдберг стартовал с аэродрома Рузвельта в Нью-Йорке в 7:52 и в 17:21 оказался в Ле Бурже. За этот подвиг Чарльз Линдберг получил всемирную славу. Летчика первым в США наградили Крестом летных заслуг. К чести Линдберга стоит отметить, что он продолжил популяризацию авиации. Летчик привлекает инвестиции к исследованиям Роберта Годдарда, пионера ракетостроения. По просьбе властей Америки Линдберг посещает страны Латинской Америки. Вместе с женой пилот путешествует по всему миру, составляя схемы новых маршрутов для авиакомпаний. Линдберг даже поучаствовал в разработке искусственного сердца. Во время Второй мировой войны летчик побывал военным советником и успел даже осуществить около полусотни боевых вылетов, в это время он занимался разработкой методов автопилота. В послевоенные годы Линдберг стал генералом, он пишет книги, путешествует, занимается общественной деятельностью, защищая природу.

Амелия Эрхарт (1897-1937). Со временем авиация стала привлекать к себе и женщин. Одним из пионеров стала Амелия Эрхарт, смелая писательница, которая открыла дорогу в небо представительницам слабого пола. К 1920 году Амелия получила блестящее образование, выучила 4 языка. Судьба девушки изменилась, когда в 1920 году она в качестве пассажира совершила свой первый полет. Решив став пилотом, Амелия перепробовала множество профессий, чтобы оплатить обучение. В то же время она узнала об авиации все - от теории полета и до устройства мотора. Летом 1921 года Эрхарт купила свой первый самолет, а в октябре 1922 года он установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту в 4300 метров. На волне растущей популярности авиации имя отважной летчицы стало известной. В 1923 году она получила лицензию, став 16-й по счету женщиной с таким документом. После перелета Линдберга через Тихий океан настала пора и женщинам доказать, что они способны на это. Богатая американка Эми Гест, привлекла средства, но сама осуществить полет не смогла. Тогда была поставлена задача - найти смелую и привлекательную летчицу, коей и стала Амелия Эрхарт. 17 июня 1928 года вместе с двумя пилотами она перелетела с Ньюфаундленда до Уэльса, правда, больше в качестве пассажира. Тем не менее летчица стала всемирно известной. Свою славу она обратила на борьбу за права женщин, привлечение их в традиционно мужские профессии, в том числе и авиацию. Эрхарт стояла у истоков коммерческих воздушных перевозок, постоянно путешествуя с лекциями по стране. В 1929 году Эрхарт помогла создать организацию женщин-пилотов, став ее первым президентом. Она осваивает тяжелые аппараты, поставив рекорд скорости в 197 миль в час. В 1932 году Эрхарт совершила одиночный перелет через Атлантику, став вторым человеком после Линдберга, кто сумел сделать это. Это достижение принесло летчице мировую славу и множество наград. К середине 1930-х Эрхарт стала одним из самых известных людей в Америке. Она дружит с семьей президента, владеет множеством авиа-рекордов, пропагандирует полеты. В 1937 году Амелия решила совершить кругосветный полет, ее сопровождал штурман Фред Нунан. В Центральной части Тихого океана, неподалеку от острова Хоуленд, самолет Амелии пропал. ВМС США предприняли масштабную поисковую операцию, которая стала самой дорогой в истории флота. 5 января 1939 года отважная летчица была официально признана погибшей. Следов самолета так и не было найдено, так что тайна исчезновения экипажа сохранилась до сих пор.

Валерий Чкалов (1904-1938). Когда Чкалов впервые увидел самолет, ему было 15 лет, и работал он кочегаром на судне. После этого он добился поступления в летную школу, обучившись пилотажу, стрельбе, бомбометанию и манерам ведения воздушного боя. В 1924 году военный летчик-истребитель попал в Ленинградскую авиаэскадрилью имени Нестерова. Там Чкалов проявил себя не просто, как отважный летчик, но и как дерзкий. За свои рискованные трюки в воздухе пилот неоднократно отстранялся руководством от практики, а однажды даже пролетел под мостом. Военная карьера Чкалова не сложилась - то его осудили за пьяные драки, то его лихачества оканчивались авариями. Лишь по ходатайству высшего руководства армии пилот оказался не в тюрьме, а в запасе. С 1933 года Чкалов перешел на новую работу - летчика-испытателя Московского авиационного завода. Здесь через руки пилота прошло немало опытных машин, сам он разработал новые фигуры высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленную бочку. В 1935 году летчики Чкалов, Байдуков и Беляков предложили руководству страны осуществить перелет из СССР в США через Северный полюс. Однако Сталин предложил сперва преодолеть другой маршрут - из Москвы в Петропавловск-Камчатский. За этот успешный перелет в 1936 году весь экипаж был награжден звания Героев Советского Союза. Чкалов стал национальным героем. А в 1937 году тот же экипаж в тяжелых условиях пролетел через Арктику до Ванкувера, штат Вашингтон. Отважный экипаж приветствовала вся Америка, их принял Президент Рузвельт. Чкалов стал народным депутатом СССР, сам Сталин предложил ему возглавить НКВД, однако летчик отказался. 15 декабря 1938 года испытатель погиб, совершая полеты на новом истребителе И-180.

Эрих Альфред Хартманн (1922-1993). Вторая мировая война породила новых летчиков-героев. И если в советских СМИ превозносили Покрышкина и Кожедуба, то западная пресса безусловно лучшим асом считала немца, Эриха Хартманна. Ведь в ходе своих 1525 боевых вылетов он сумел сбить 352 самолета, из них только 7 не были советскими. В довоенное время Хартманн пилотировал планеры, вступив в люфтваффе в 1940 году. В 1942 году он закончил пилотные курсы и был отправлен на Восточный фронт. Эрих показал себя отличным снайпером и прилежным учеником, сумев в совершенстве овладеть своей техникой. Хартманну повезло попасть в знаменитую истребительную эскадру JG 52, где его окружали прославленные асы. Молодой летчик быстро перенял тактику успеха. Он не стремился вступать в воздушную карусель с истребителями врага, предпочитая атаковать из засады. Хартманн особое внимание уделял первому удару. К октябрю 1943 года на счету аса было уже 148 сбитых самолетов, он уже успел побывать за линией фронта, сбежать оттуда и получить рыцарский крест. Такие стремительные успехи даже вынудили штаб люфтваффе проверить победы летчика, но все они подтвердились. 17 августа 1944 года по числу побед Хартманн обошел своего товарища, Герхарда Баркхорна. А уже через неделю, число сбитых самолетов составило 300. За это Хартманн был удостоен бриллиантового Рыцарского креста. Свою последнюю победу легендарный ас достиг уже 8 мая 1945 года, уже после подписания Германией капитуляции. После окончания войны летчик оказался в советском плену, где его приговорили к 25 годам тюрьмы. В 1955 году Хартманна досрочно освободили, он вернулся в ФРГ, где занимался обучением пилотов.

Иван Кожедуб (1920-1991). Самым прославленным советским асом времен Второй Мировой войны сумел стать Иван Кожедуб. Подобно многим советским юношам по призыву государства будущий летчик занимался в аэроклубе. Война застала его инструктором Чугуевской авиашколы. Постоянно порываясь уйти на фронт, Кожедуб только в марте 1943 года сумел туда поспать. К тому времени и советские летчики накопили опыт боев, и самолеты стали конкурентоспособными. Только 6 июля 1943 года во время боев на Курской дуге, во время своего сорокового вылета Кожедуб сбил свой первый самолет. 4 февраля 1944 года летчик получил звание Героя Советского Союза за 20 сбитых немецких самолетов. Уже в августе его нашла вторая Звезда, к тому времени на счету аса было 48 сбитых машин врага. В отличие от Хартманна советский летчик предпочитал открывать огонь издалека, не сближаясь с противником. Встретил Победу Иван Кожедуб в звании майора, сбив 62 самолета. Самого его не сбивали ни разу. 18 августа 1945 года прославленный ас получил свою Третью звезду Героя. По окончании боевых действий Кожедуб продолжил служить в авиации, он окончил Военно-Воздушную академию, а затем академию Генштаба. Во время войны в Корее Кожедуб снова оказался на фронте, на этот раз уже в качестве командующего авиационной дивизией. В 1985 году знаменитый летчик стал Маршалом авиации.

Марина Попович (род.1931). В 1951 году девушка окончила авиационный техникум в Новосибирске, став инструктором. Страсть к полетам оказалась столь всепоглощающей, что Марина добилась права служить в армии, чтобы иметь возможность управлять реактивными истребителями. С 1960 года Попович начала пилотировать самолеты такого классы, вскоре став единственной женщиной-испытателем 1-го класса. Марина даже побывала кандидатом в космонавты. Летчица на самолете МиГ-21 первой из женщин преодолела звуковой барьер. За несколько последних лет она сумела установить 102 мировых рекорда, подобные достижения стали для нее работой. Это рекорды на скорость и дальность различных самолетов и их классов. При этом десять своих рекордов женщина поставила за рулем самолета-гиганта «Антей». Неслучайно Марина Попович входит в легендарный американский клуб «99». Всего знаменитая летчица освоила более 40 типов самолетов, в ее честь названа даже звезда в созвездии Рака.


Валерий Павлович Чкалов - советский летчик-испытатель, Герой СССР. Он был командиром самолета, совершившим первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.

Свою головокружительную карьеру летчика Чкалов начал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.
С 3 декабря 1931 года он участвовал в испытаниях - испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова.

Чкалов славился своим «лихачеством». После аварии, которая произошла в Брянске, Чкалов был обвинен в многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осужден на год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Климента Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное.
Чкалов стал автором новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
20 июля 1936 года стартовал перелет экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток. Он продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров.
18 июня 1937 года начался перелет Чкалова на самолете АНТ-25 через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Полет проходил в сложных погодных условиях. 20 июня самолет совершил благополучную посадку в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Протяженность перелета составила 8504 километра.
Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься летной испытательной работой. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.



Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Щелковский аэродром, 10 августа, 1936

СТЕПАН МИКОЯН

Степан Микоян родился 12 июля 1922 года. Он является сыном известного политического деятеля Анастаса Микояна. Степан Микоян - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. В 1940 году он поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. В 1941 году переучился на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полетах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска. Зимой 1941–1942 годов Степан Микоян в составе этого полка произвел 10 успешных боевых вылетов. 11-й боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым - его Як по ошибке сбил младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го полка.
Микоян освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тыс. часов. К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолетов противника. Войну Степан Микоян закончил с двумя орденами.


Фото: Hayk/Wikimedia Commons

МИХАИЛ ГРОМОВ

Советский летчик Михаил Громов родился 12 февраля 1899 года. Он стал генерал-полковником авиации, Героем Советского Союза. Как человек чрезвычайно одаренный, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.
Громов провел испытания многих известных самолетов. Выполнил ряд дальних перелетов по Европе, в Китай и Японию.
10–12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту - 12 411 км за 75 часов. В 1937 году на АНТ-25-1 совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - США, установив 2 мировых авиационных рекорда. За этот перелет Громов был награжден орденом Ленина.

ВЛАДИМИР АВЕРЬЯНОВ

Полковник, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Аверьянов родился 11 октября 1934 года. В 1953 году Аверьянов окончил Сталинградский аэроклуб. В 1955 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, затем служил летчиком в авиации ПВО.
С мая 1965 по декабрь 1968 года - летчик-испытатель Казанского авиазавода. В 1965–1966 годах испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-22, в 1966–1968 годах - пассажирские самолеты Ил-62 (вторым пилотом), а также их модификации.
С января 1969 по сентябрь 1994 года - летчик-испытатель Саратовского авиазавода. Испытывал серийные пассажирские самолеты Як-40 (в 1969–1981 годах) и Як-42 (в 1978–1994 годах). Имеет множество медалей и является заслуженным летчиком-испытателем СССР.


Фото: testpilot.ru

ИВАН ДЗЮБА

Полковник, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Иван Дзюба родился 1 мая 1918 года. Окончил Одесскую летную школу (1938), участвовал в Великой Отечественной войне как летчик-истребитель.
С июня 1941 по сентябрь 1943 года совершил 238 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев. К февралю 1942 года сбил лично 6 и в группе 2 самолета противника.
21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Ивану Дзюбе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1943 года служил летчиком-испытателем.

НИКОЛАЙ ЗАМЯТИН

Летчик-испытатель СССР, капитан Николай Замятин родился 9 мая 1916 года в Перми, окончил В 1940 году Свердловский государственный университет и Свердловский аэроклуб.
В январе-ноябре 1942 года служил летчиком 608-го бомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942 - декабре 1944 - летчик, старший летчик и командир звена 137-го бомбардировочного авиационного полка.
Замятин воевал на Карельском фронте. Участвовал в обороне Заполярья. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. С 1947 года по 1971 год - летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Провел испытания системы дозаправки на самолете Ту-2, испытания турбореактивных двигателей: ВК-7 на Ту-4ЛЛ, АЛ-7 на Ту-4ЛЛ, ВК-3 на Ту-4ЛЛ, АМ-3М на Ту-16ЛЛ, ВД-7 на М-4ЛЛ. Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.

МИХАИЛ ИВАНОВ

Знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник Михаил Иванов родился 18 июля 1910 года. С 1925 года работал учеником токаря в Полтаве. Прошел курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима. В Советской армии - с 1929 года. В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС.
В 1939–1941 годах - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 301, испытывал серийные учебно-тренировочные самолеты УТ-2 и истребители Як-1. В 1941-м - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 31. Иванов испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3.
В ноябре 1941 года при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов.
24 апреля 1946 года провел испытания одного из первых истребителей Як-15. Провел испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11. Получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за силы и мужество проявленные при испытании новой авиационной техники.