Тема деградации духовного падения человека.  Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова. О русская Мадонна

1. История деградации героя.
2. Жизнь доктора Старцева.
3. Превращение в Ионыча.
Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво.
А. С. Глинка
Рассказ А. П. Чехов “Ионыч” – это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча – молодого врача, подающего надежды, в обывателя. “Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста”, – пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, “Ионыч” – ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.
Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом.

Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: “есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства”. Одной из самых “образованных и талантливых” считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это – типичная обывательская семья.
Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение – все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы “умри, несчастная!” вызывала смех.
Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще – Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора – он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном – уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: “Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима”. Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж.
Уязвленное самолюбие и стыд – вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему.
У него была большая практика в городе – результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы – среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли – он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка – как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: “Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.”. Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него – “те, что дочка играет на фортепьянах”. По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, “не человек, а языческий бог”, жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы – тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.

  1. Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переходный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение...
  2. Начавшаяся в 1904 году война с Японией настолько взволновала Антона Павловича, что он долгое время не мог писать ни строчки. Часами просиживал Чехов над газетами и картами, изучая ход военных...
  3. ТРИГОРИН – центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). Линия Т. в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит...
  4. Многие русские писатели, души которых задыхались в безвоздушном пространстве мещанства и пошлости, ощущали в себе призвание обратить свои художественные дарования против этой гнетущей, засасывающей трясины. Чехова особенно остро волновала эта...
  5. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос,...
  6. Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его...
  7. Антон Павлович Чехов – известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: “В человеке все должно...
  8. Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал “праздником жизни”, сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. “Теперь нельзя брать героя моложе...
  9. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость – сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы...
  10. Антон Павлович Чехов по праву считается мастером рассказа. Ему присущ удивительный талант в небольшом по объему произведении в легкой, юмористической форме затронуть и раскрыть большие и сложные социальные проблемы: обличение...
  11. В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов – “Палата №6” – произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии...
  12. Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и...
  13. Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, о в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и...
  14. Общеизвестно, что нравственный идеал Чехова – это гармонически развитый человек. Но даже среди любимых его героев нет такого, про кого можно было бы сказать, что у него “все прекрасно –...
  15. В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, рас­крывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил. Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами...
  16. Идейно художественный мир русского и мирового классика Антона Павловича Чехова. Глубинный и необъятный за своей масштабностью, за мастерским трансформированием традиционной народной, в основе своей будничной тематики в новаторское самобытное осмысление...
  17. Какие же основные свойства характеризуют реализм Чехова? Прежде всего реализм их стиля. В рассказе А. П. Чехова мы находим и простоту, безыскусственность пушкинского реализма, и беспощадность гоголевского обнажения жизненной пошлости,...
  18. В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни”, 1888), социального дарвинизма (“Дуэль”, 1891), радикального народничества (“Рассказ...
  19. Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо,...
  20. Лопахин, правда, купец, но порядочный Человек во всех смыслах. А. Чехов. Из писем Пьеса “Вишневый сад” была написана Чеховым в 1903 году, когда в России назревали большие обществен­ные перемены. Дворянство...

Духовный путь сродни восхождению на гору. С одной стороны, путника ожидает радость покорения высоты, с другой - всегда есть опасность сорваться в пропасть. Духовное падение не столь редкое явление на духовном пути. История духовных исканий человечества запечатлела немалое количество срывов и неудач, постигших тех, кто поначалу подавал блестящие надежды. Потеряв духовное зрение, они сбивались с правильного курса, меняли направление, разрывали благодатную связь с Учителями и Высшими Покровителями. Они не выдержали испытаний и постепенно сошли с дистанции, не предусмотрев всех возможных опасностей.

Самых продвинутых, но все-таки не сумевших использовать тот великий шанс, который им предоставила судьба, Е.И. Рерих называла «свихнувшимися адептами». К их числу она относила видного деятеля теософского общества Чарльза Ледбитера и основателя антропософии Рудольфа Штейнера, которые в силу серьезных ошибок сошли с пути, предназначенного для них Творцом. Увы, они отвергли божественный дар или не смогли его удержать. В каждой духовной традиции содержатся поучительные истории, повествующие об отпадении от Бога и утрате высокого звания ученика.

Елена Петровна Блаватская в «Тайной Доктрине» предупреждала: «Но даже углубление в эти книги может оказаться опасным для изучающего без руководства. Если к ним подходить без правильного ключа и если притом изучающий не годится… вследствие своей ментальной неспособности, и таким образом не в состоянии отличить Правый путь от Левого, то пусть он послушается нашего совета и оставит это изучение; он только навлечет на себя и на свою семью неожиданное горе и печали, ничуть не подозревая, откуда они появились и что такое те силы, которые он разбудил своим умом, обратив на них внимание. Трудов для продвинувшегося ученика много, но они могут быть переданы в распоряжение только присягнувших или «гарантированных» чела (учеников) - тех, которые уже произнесли навсегда связывающую клятву и поэтому пользуются помощью и защитой. Для любых других целей, как бы благонамеренны такие труды ни были, они могут только завести в заблуждение неосторожного и направить неощутимо для него самого к Черной Магии и Колдовству, если ни к чему более худшему».

Причины срыва или падения учеников в каждом случае разные. Сколько людей, столько и путей, столько и вариантов отклонений от пути. Но есть общая, характерная причина всех падений - несовершенная человеческая природа, изменить, очистить и возвысить которую, собственно, и призван духовный путь.

Одна из первых опасностей на пути - неверная мотивация. Человек, приближающийся к храму эзотерических знаний с желанием, в первую очередь, получить какие-то выгоды, решить узколичные проблемы, обречен на неудачу. Чтобы не терять времени, он должен честно спросить себя: чего я хочу, в конце концов? Если его сугубо мирские желания явно перевешивают духовные, то он ищет явно не здесь. Тогда он подобен известному персонажу из притчи о Мулле Насреддине, который, потеряв ключ в одном месте, принялся искать его в совершенно другом, но более светлом месте. Пусть изберет другую жизненную стезю и не претендует на высокую духовность. Иначе, чем выше будет подниматься человек, тем сокрушительнее может оказаться его низвержение с высоты, если его вела ошибочная мотивация.

Другая опасность - духовная слепота, неспособность отличить истину от заблуждения, главное от второстепенного, реальное от нереального. Человек, лишенный внутреннего зрения, делает огромное количество ошибок, поскольку не способен распознавать людей, принимать решение, выбирать нужное направление, доводить дело до конца. Он постоянно подставляет себя под удары, по-настоящему не видит себя и не знает собственных глубинных слабостей. Только упорная работа над собственными недостатками и постоянное самопреодоление помогают избежать Дамоклова Меча судьбы, наносящего удар каждому, кто по причине духовного ослепления совершает ошибки и теряет Высшую Защиту. Особенно дорого неумение отличить истину ото лжи обходится ученику, если он на пути получает высокие состояния и вместе с ними - какие-либо тонкие переживания. Как часто люди принимают случайные астральные образы за знаки Божественного внимания! Искусство тонкого распознавания или, как говорил апостол Павел, «различения духов» считается в эзотеризме высшим пилотажем.

Еще один вид опасности - внутренняя слабость, нестойкость ученика, его подсознательная готовность уступить часть своей духовной территории низшим силам. Такой ученик подсознательно чувствует, сколь трудна борьба с темными силами и заранее оправдывает свое вероятное поражение. Серьезный же духовный искатель намеренно отрезает себе пути к отступлению, принимая обеты, чтобы энергии неизжитого желания или соблазна просто не могли бы прорваться в центр принятия решений и заставить его отклониться от выбранного направления. Нравственно-волевая слабость ученика - одна из самых серьезных проблем на духовном пути, приводящая к тому, что наши бегуны, взяв хороший старт, сталкивались в один прекрасный момент с препятствием и сходили с дистанции, уступая место непреклонным воинам духа.

Духовному росту угрожает и такое явление, как кристаллизация психологических недостатков и нравственных пороков. По мере восхождения интенсивность энергий, бушующих вокруг человека и оказывающих на него воздействие, возрастает. Если человек, применяя различные эзотерические методы, накапливает психоэнергетический потенциал, но при этом не ведет серьезной работы по преодолению собственных недостатков, то они начинают усиливаться и кристаллизоваться. Последствия такой кристаллизации губительны. Оставшись один на один со вскормленным внутренним зверем, который пожирает все хорошее, ученик-неудачник обычно сдается на милость темного победителя и либо уходит в черную магию, либо впадает в полное ничтожество. Практически все подлинные эзотерические источники подчеркивали, насколько опасно заниматься практическим развитием скрытых оккультных сил, не пройдя при этом серьезного нравственного очищения. Расплавить застывший и отвердевший комок зла в себе в дальнейшем оказывается практически невозможно. Тема ложной кристаллизации на духовном пути столь важна, что мы рассмотрим ее в отдельной главе.

Огромная опасность на пути подстерегает тех, кто склонен тешить свое самолюбие и тщеславие за счет других. Вступающий на эту коварную тропу немедленно лишается всех преимуществ и выпавших на его долю возможностей. Приписывая заслуги своего продвижения вверх исключительно себе и утрачивая чувство благодарности по отношению к Высшим Силам и ближним своим, без чьей помощи ничего не добился бы, он пресекает тонкие психоэнергетические потоки, идущие к нему. Ученик, возвеличивающий себя, унижает свое высшее «Я», роднящее его со всем человечеством. И только тот, кто оценивает себя трезво, внутренне смиряется перед Беспредельностью, духовно возвышается и вызывает уважение своих духовных учителей и Космической Иерархии.

Еще одна ловушка и проблема на пути - неумение правильно выбрать соратников. Эзотерические учения утверждают, что кармический импульс передается от одного человека к другому через ауру, выступающую в качестве проводника для циркулирующей энергии. Негативно заряженные ауры людей, находящихся рядом, оказывают на духовное состояние искателя вредное воздействие. Сколько учеников было сбито с толку и задержано на пути под влиянием ближайшего окружения, далекого от духовности! История духовных поисков во всех временах и странах запечатлела немалое количество примеров, когда ученик на ранних этапах пути, подававший большие надежды, в конце концов потерпел сокрушительное поражение только из-за того, что не сумел вовремя распознать истинные лики людей. Из-за боязни испортить отношения с друзьями и сотрудниками, по духу далекими от высоких целей, ученик и сам способен изменить учению.

Опасно также нетерпение, ожидание быстрых результатов, заставляющее ученика форсировать энергетические практики. Подобное состояние духа, называемое в Агни Йоге оккультной лихорадкой, не может продолжаться долго. В лучшем случае оно заканчивается разочарованием незрелого соискателя в учении и отходом от пути. В худшем случае психоэнергетический перегрев может завершиться вспышкой психического безумия, тяжелым расстройством нервной системы или физиологическим заболеванием.

Еще одно отрицательное свойство кандидата в ученики - нетерпимость. Она порождает бури конфликтов. Эзотерические общества во все времена сотрясали ссоры и скандалы. Внутренние раздоры вызываются, как правило, чувством соперничества и неудовлетворенного духовного честолюбия. Претензии к внешнему миру рождены негибкостью и высокомерием членов эзотерических обществ по отношению к остальным людям, которых они воспринимают как неотесанных приземленных профанов, не имеющих право на свою, пусть и ошибочную, точку зрения. Затяжные конфликтные состояния ведут к большим энергетическим потерям, разжигают в ученике неизжитые низшие чувства и только отпугивают людей от эзотерического пути.

Духовных проблем, вызванных человеческими несовершенствами, очень много. Станут ли они камнем преткновения для эволюции человека или лишь поводом, зависит от степени этих несовершенств. Когда любой недостаток достигает критической массы, он начинает угрожать не только духовной эволюции, но и самой жизни.

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ РИСК

Однажды я встретил старинного приятеля, с которым мы не виделись почти пятнадцать лет. Он не знал о том, чем я занимаюсь. На вопрос, чем он теперь дышит, приятель, всегда склонный к некоторому бахвальству, с гордостью сказал, что вступил на тайный эзотерический путь, который дает ему и духовность, и успех в этом мире одновременно. Сочетание такой откровенности и намеков на тайну выглядело довольно комично - в конце концов, его никто за язык не тянул. На вопрос, как называется его путь и в какую конкретно школу он ходит, я услышал еще более важный ответ о том, что я пока не готов воспринять информацию о посвящении, но когда придет время, и ему разрешат (здесь он многозначительно замолчал и глазами показал на небо), тогда он, может быть, сообщит мне ту часть сведений, которую я смогу воспринять. Я иронически ответил: «Слушаюсь и смиренно преклоняюсь перед мудростью великого гуру!», и мы распрощались. Через две недели раздался звонок. Звонил приятель, хотя я не давал ему телефона. Оказывается, он начал посещать магазины эзотерической литературы и увидел там мои книги. Почитав их, он понял, что в разговоре со мной несколько дал маху.

В то же время он был полон надежд приобщить меня к своим тайным знаниям, поскольку мои книги показались ему интересными, но оказывается, «самого главного я еще не знаю». Мне не очень улыбалась перспектива слушать монологи самоутвержденного человека, но мой приятель был настойчив. Он стал просить о встрече, говоря, что это не будет встреча гуру (его) с неофитом (со мной), где меня будут учить жизни. «Нет, нет, ты не подумай, я просто очень хочу поговорить с тобой и узнать твое мнение!» - заверил меня приятель. На вопрос, готов ли он к тому, что мое мнение может существенно отличаться от его, приятель уверенно ответил: «Конечно, готов!»

При встрече выяснилось, что его тайным духовным путем была дианетика - жесткая, изощренная система воздействия на человека и опасная тоталитарная секта. Посмотрев на приятеля, я понял, что начинать с прямой критики этой системы, значит, ввязаться в многочасовой изнуряющий спор. Вначале с человека нужно основательно сбить гонор. Я начал задавать ему прямые вопросы о том, что он читал и знает на эзотерические темы, и довольно быстро показал ему, что его подготовка минимальна. Затем мы начали говорить о его целях и мотивации. Когда он признался, что больше всего на свете боится смерти, неудач, болезней и будущего, я понял, что единственная возможность открыть ему глаза - рассказать о кармических последствиях занятий темными учениями. Выяснив, что он принимает закон кармы и реинкарнаций, я нарисовал ему красочные картины, что, с моей точки зрения, ждет его и «за чертой», и здесь, в формате этой жизни. Он долго слушал меня и, наконец, сломался. «Все, я не хочу больше ходить на дианетику, но расскажи мне про истинные учения», - в какой-то момент взмолился он.

Но странно, вначале он слушал с увлечением, а потом, когда я, памятуя о его давнем интересе к философии, заговорил о метафизическом риске, вдруг заскучал. После повисшего молчания он собрался с силами и сказал: «Ты знаешь, если дело обстоит именно так, то мне вообще больше ничем этим заниматься неохота. В дианетике хотя бы об успехе говорили, обещали, что материальное положение улучшится, а ты «духовная жертва», «метафизический риск…» Не хочу ничем рисковать. Это не для меня!» Он ушел, явно раздосадованный, и я подумал, что все-таки наш разговор был полезен. С одной стороны, я выдернул его из лап сектантов. И к тому же освободил серьезных искателей от случайного попутчика. Пусть лучше разочаруется теперь, чем потом, затратив много лет жизни.

Многие люди настроены только брать, ничего не давая взамен и ничем не рискуя. Но если в обычной жизни это бывает сплошь и рядом, то на эзотерическом пути такой номер не проходит. Метафизический риск, которому подвергается кандидат в духовные ученики и тем более ученик, весьма велик. Виды опасностей, подстерегающих отступившего ученика, так многочисленны, что их нелегко перечислить. Они заключаются в том, что последствия падения с большой высоты всегда намного сильнее, чем в случае, когда человек падает на ровном месте. Хрестоматийный пример с Падшим Ангелом - самое яркое тому подтверждение. Человек, выбравший истинное учение и какое-то время получавший поддержку от духовного учителя, но затем решивший отказаться от пути во имя сомнительных земных целей, рискует на все воплощение потерять возможность приблизиться к учителю снова. Даже если запоздалое прозрение все же посетит его душу, и он снова захочет вернуться на путь, сделать это полноценно ему не позволит карма. В лучшем случае он просто потеряет много времени. Если же он не просто отойдет от учения и учителя, но затаит на них обиду, злобу и, не дай Бог, начнет с ними бороться, он рискует выпасть из своего космического эволюционного цикла на множество воплощений.

Ученик-отступник рискует тем, что с ним может произойти несчастный случай, болезнь, любая неудача, от него могут отвернуться друзья, и он окажется в изоляции. Иногда в этом воплощении несчастья и обратные удары касаются не столько человека, сколько его близких.

Так американский делец Хорш, в течение длительного времени организационно и финансово помогавший Н.К. и Е.И. Рерихам в осуществлении их земной миссии, но затем предавший их, прожил достаточно долгую жизнь, и на внешнем плане возмездие прямо не коснулось лично его в этом воплощении. Однако Карма-Немезида все же настигла предателя, позволив обстоятельствам сложиться так, что в подвале именно того небоскреба, который Хорш незаконно отсудил у Рерихов, через много лет после событий был зарезан родной сын дельца.

Предатель или отступник рискует не только собой лично. В каком-то смысле он своим подлым поступком увлекает в бездну всех людей, с кем он связан лично кармическими узами. Далеко не все падают, но тяготение вниз в той или иной форме испытывают практически все. Поэтому велика ответственность любого, приближающегося к пути.

В своих лекциях, книгах, на консультациях и семинарах я никогда не обещал легких дорог. Пусть это оттолкнет толпы, но зато поможет в пути серьезным духовным искателям, которых не испугаешь метафизическим риском, потому что они любят вершины.

ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ

Представьте как можно ярче, что предстоящий путь подобен альпинистскому восхождению на очень высокую гору, откуда в любой момент есть риск упасть и разбиться. Подумайте, какие ваши отрицательные качества усиливают риск падения? Что может неожиданно для вас самих привести вас к срыву? Внимательно изучите свою внутреннюю природу и во время медитативного погружения в глубины самого себя, и во время наблюдения за собой в обычной жизни. Выявите свои слабости, препятствующие восхождению, пообещайте самому себе, что будете работать над их устранением. Особенно внимательно всмотритесь в себя на предмет выявления склонности к отступничеству от пути и предательству учения. Задайте себе вопрос: какие земные соблазны могут увести вас с дороги истины? Если вы обнаружите в себе хотя бы зачатки подобных качеств, то начните избавляться от них как можно быстрее, желательно немедленно.

План

I. Понятие духовности.

II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий.

III. Генерал – человек добродушный или попросту черствый и невнимательный?

IV. Эмпатия и взаимопонимание – ключ к духовному росту.

В произведениях большинства русских писателей немало внимания уделяется такому человеческому качеству, как духовность. Что же представляет собой духовность? Кто определяет уровень духовности того или иного человека, и почему далеко не каждая личность может считаться высокодуховной?

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» в простом и в то же время лаконичном стиле раскрывается данная тема. Иван Дмитриевич Червяков – обыкновенный, ничем не примечательный, среднестатистический человек (экзекутор). Нелепейшая ситуация, произошедшая однажды в его жизни (а точнее – один-единственный эпизод из его жизни) влечет за собой серьезные душевные страдания, метания, и в конечном итоге – смерть. Почему так происходит? Скорее всего, потому, что это был мягкий, принимающий все проблемы близко к сердцу, человек. Возможно, другой бы на его месте извинился и продолжал бы спокойно смотреть спектакль. Но Червякову целых три дня не давала покоя произошедшая с ним сиюминутная, банальная, простая ситуация! И тому есть свои веские причины. Его внутренний мир был скуден и беден. Сосредоточенность на покровительстве генерала мешала жить.

Рассмотреть поведение генерала можно с двух точек зрения. С одной стороны – это черствый, высокомерный, надменный человек, который даже не хотел обращать внимания на нижестоящего в «Табели о рангах» человека (Червякова). Возможно, по его мнению, не состоявшегося в жизни человека. А может быть – и просто неудачника. Но, с другой стороны, сам-то генерал давно его простил. Еще после первого извинения, там, во время просмотра спектакля. Или, может быть, дух спектакля, игра актеров настолько его увлекли, что незначительное, секундное неудобство никак не отложилось в его памяти, и он так был увлечен просмотром, что просто не хотел отвлекаться ни на что. И в данной ситуации генерал предстает перед нами как мягкий, добрый и занятой человек. Чем дольше продолжались ежедневные визиты Ивана Червякова, тем больше генерал недоумевал, попросту не представляя, что данная личность делает здесь, у него?! Ведь он запамятовал, что произошло накануне, и был полностью поглощен своими собственными важными делами, соответственно, не желал терять ни секунды на посторонние разговоры. И позвольте, у каждого человека есть свой предел терпения! Не так ли?! На третий день с криком «Пошел вон!» генерал продемонстрировал, что его собственный предел долготерпения достигнут.

Сердце Червякова не выдержало такого удара. Самоедство и угрызения совести сделали свое черное дело. В голове его кипели и клубились неприятные и пугающие мысли о том, что генерал его не простил. Боже, как было стыдно…

Мне кажется, Антон Павлович Чехов хотел акцентировать внимание читателя на том, как важно и нужно уметь и хотеть разговаривать! Да-да, просто разговаривать друг с другом! Уделив Червякову всего несколько минут своего драгоценного времени, генерал тем самым спас бы его жизнь. Что ж, можно только посочувствовать вдове Червякова. Мир суров, и следует помнить о необходимости закалки – чтобы не приобщиться к когорте неудачников. Тема духовности героев данного рассказа Чехова остается открытой. Пусть каждый сам для себя решит, чье духовное падение кажется более глубоким.

Образы «футлярных» людей в рассказах а. П. Чехова

План

I. Определение «футлярного» человека.

II. Для чего нужен и как выглядит «футляр»?

III. Нужно ли прятаться от жизни?

В творчестве Антона Павловича Чехова образ «человека, заключенного в футляр» совершенно неслучайно занимал одно из наиболее заметных мест. Дело в том, что автор, стараясь не просто описывать окружающую его действительность, но и менять ее, часто прибегал к очень действенному инструменту – сатире. Сатирические портреты, создаваемые Чеховым, часто становились центральными образами его произведений, и образ «человека в футляре» – не исключение. Кто же они, эти «футлярные люди»? И что представляет собой «футляр», в который они добровольно заключили себя? По мнению писателя, «футлярным человеком» с полным правом можно называть того, кто прячется за стену равнодушия и безразличия. Ведь описываемая Чеховым эпоха породила целое поколение людей, которые привыкли с самых ранних лет отгораживаться от окружающего их мира, который в их представлении являлся далеко не идеальным, посредством создания вокруг себя искусственно ограниченного пространства. При этом внутренняя, духовная жизнь такого человека, естественно, становится «сонной», ленивой, скудной – но для «футлярной» личности такая ситуация более предпочтительна, чем «бури и волнения» внешнего мира, со всеми его страстями, потрясениями и несчастьями.

Поэтому каждый из этих людей подсознательно стремится к тому, чтобы окружить себя как можно более прочным и надежным «футляром», и для каждого он – свой: например, для чиновника Червякова (рассказ «Смерть чиновника») таким футляром становится его чиновничий вицмундир и соответствующие его положению в «Табели о рангах» права и обязанности. Этот человек лишен ярких, настоящих эмоций – он живет и мыслит только в русле собственного узкого понимания окружающего мира как служебной лестницы. В чем-то схож с ним и полицейский надзиратель Очумелов (рассказ «Хамелеон»). Он всецело заключен в строгие рамки своего чина – поэтому все его поступки, мысли, слова и принципы продиктованы исключительно соображениями чинопочитательства. Со стороны подхалимское поведение Очумелова выглядит нелепо, но сам он этого не замечает – ведь за годы существования «в футляре» он отвык от обычных проявлений человеческих эмоций, отвык от привычки иметь собственное мнение и свой собственный взгляд на события, которые происходят вокруг него. Герой рассказа «Человек в футляре» Беликов, является наиболее ярким и показательным примером «футлярного человека». Беликов не желает перемен, он их боится, ему проще окружить себя некой защитной оболочкой, которая отгородит его от всех возможных потрясений.

Рассказывая о жизни и привычках «футлярных людей», автор, тем не менее, всегда подчеркивает тот факт, что жизнь реальная, настоящая, всегда в итоге одерживает победу над «футлярным» способом существования. Жизнь, проведенная «в футляре», не гарантирует защиту от внешних потрясений – и в то же время отнимает у человека возможность полноценного существования и духовного развития.

Мир природы в лирике С. Есенина

План

I. Есенин – поэт природы.

II. Гармония и совершенство – мерило красоты.

1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека.

2. Любовь к природе – основа есенинского счастья.

3. Враждебность города.

III. Любовь к природе неразрывна с любовью к человечеству.

Пожалуй, нет больше поэта, который так красочно, так восторженно и с такой бесконечной любовью воспевал бы природу, как Есенин, отведя ей одно из центральных мест в своем творчестве. «Поэт деревни», поэт природы, он ни одно свое произведение не обделил хотя бы маленьким упоминанием о природе. Ее красота, гармония и совершенство стали для Есенина мерилом красоты вообще. Нет у автора слов нежнее и ярче, когда он хочет описать что-то прекрасное, чем сравнение с явлениями природы:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

(«Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

При этом есенинское описание природы не только призвано передать волшебную, неповторимую красоту родной земли. Есенин говорит с природой, беспрерывно проводит параллели между нею и своей жизнью: то сравнивает себя с «кленом опавшим», то говорит своей Шаганэ, что «эти волосы взял он у ржи». Свои душевные переживания, свои размышления о жизни он рассказывает природе:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Есенин сравнивает угасание молодости с отцветшими яблонями: «Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым» («Не жалею, не зову, не плачу…»), да и смерть человеческая так похожа на осенний листопад:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(«Не жалею, не зову, не плачу…»)

Беседуя с прекрасной Шаганэ, говорит Есенин не о своей любви к ней, а о родных полях: «Потому, что я с севера, что ли, я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне» («Шаганэ ты моя, Шаганэ»).

Даже воспоминание о своей первой, чистой любви переплетено с картинами природы («Не бродить, не мять в кустах багряных…»):

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Наряду с любовью к человеку и к Родине, любовь к природе – основа есенинского счастья:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

(«Мы теперь уходим понемногу…»)

Влюбленный в простоту и естественность сельского быта, он враждебно принимает наступление города, железного прогресса, который «пятой громоздкой чащи ломит» («Сорокоуст»).

Природа в творчестве Есенина – это и фон, и действующее лицо. Любовь к ней неразрывна с любовью к человечеству, к России, к Богу, и часто эти любови смешиваются в одно глубокое, искреннее «люблю». Картины природы, запечатленные Есениным в своих стихотворениях, непревзойденны, потому что написаны влюбленным сердцем.

Сочинение


1. История деградации героя.
2. Жизнь доктора Старцева.
3. Превращение в Ионыча.

Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво...
А. С. Глинка

Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» - это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча - молодого врача, подающего надежды, в обывателя. «Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста», - пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, «Ионыч» - ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.

Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это - типичная обывательская семья.

Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение - все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех.

Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще - Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора - он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном - уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: «Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж.

Уязвленное самолюбие и стыд - вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему.

У него была большая практика в городе - результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы - среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли - он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка - как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город...». Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него - «те, что дочка играет на фортепьянах». По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, «не человек, а языческий бог», жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы - тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). 1. История деградации героя. 2. Жизнь доктора Старцева. 3. Превращение в Ионыча. Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво... А. С. Глинка Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» - это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча - молодого врача, подающего надежды, в обывателя. «Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста», - пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, «Ионыч» - ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя. Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это - типичная обывательская семья. Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение - все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех. Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще - Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора - он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном - уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: «Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж. Уязвленное самолюбие и стыд - вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему. У него была большая практика в городе - результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы - среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли - он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка - как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город...». Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него - «те, что дочка играет на фортепьянах». По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, «не человек, а языческий бог», жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы - тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.