Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика. Что такое частица Смысловые значения частиц таблица
Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. (В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.). В зависимости от передаваемых дополнительных значений выделяют: смысловые частицы (вот он, приблизительно два), модальные частицы (да , мы встречались, ну , иди), и формообразующие частицы, которые передают различные грамматические значения: Пусть идет. Да здравствуют участники слета!
Основные смысловые частицы
Название |
Частицы |
Значение |
Примеры |
|
Указательные |
вон, вот, это и др. |
указывают на предметы, явления |
1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). 2. Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов). |
|
Уточняющие |
именно, почти, точно, как раз и др. |
уточняют какое-либо слово или выражение |
Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев). |
|
Выделительно-ограничительные |
только, всего, лишь, всего-навсего и др. |
придают слову или группе слов ограничительный оттенок |
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле… (С. Есенин) |
|
Усилительные |
даже, ведь, же, и, ни и др. |
подчёркивают определённые слова |
Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой). |
|
Вопросительные |
разве, ли, неужели, ужель и др. |
выражают вопрос в вопроситель-ных предложениях |
Разве я могу сомневаться в этом? (Л. Толстой) |
|
Отрицательные |
не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др. |
выражают отрицание. Частица нет употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой |
Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (В. Чехов). «Так вы приедете к нам?» – «Нет , не приеду» (Л. Толстой). |
|
Утвердительные |
да, точно, так и др. |
выражают утверждение |
«Уж женат?» – «Да, третий год пошёл с Филипповок» (Л. Толстой). Отделяются запятой. |
|
Сравнительные |
как, словно, будто, как будто, точно и др. |
выражают сравнение. Употребляют-ся при сказуемом |
1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Спелая рожь как золотистое море . |
|
Восклицательные |
что за, как, о и др. |
выражают эмоции |
1. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). 2. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, свой поклон (М. Лермонтов). |
Формообразующие частицы
Грамматическая форма |
Частицы |
Примеры |
Повелительное наклонение глагола |
пусть, пускай, да, давай |
Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый! (М. Лермонтов) |
Условное наклонение глагола |
бы, б |
Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил … (С. Есенин) |
Устаревшая форма прошедшего времени глагола |
было |
Мы начали было толковать о новом уездном предводителе, как вдруг у двери раздался голос Ольги: «Чай готов» (И. Тургенев). |
Модальные частицы
Значения |
Частицы |
Примеры |
Волеизъявление (такое же значение у формо-образующих частиц) |
Дай-(ка), ну, а ну, ну-ка, пускай, пусть, давай |
Нет, не тебя так пылко я люблю (П.) |
Отношение к действию: вопрос, утверждение, отрицание, сравнение |
Да, нет, ли, как бы |
Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) Поступай как знаешь . |
Восклицательно-экспрессивные |
Что за, -с |
Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.) |
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.
В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).
Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.
Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то , куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).
Частицы не изменяются. По значению и роли в предложении частицы делятся на три разряда:
- формообразующие - служат для образования условного и повелительного наклонения глагола (б, бы, да, давай, пусть и другие);
- отрицательные - частицы не и ни;
- модальные - вносят в предложение различные смысловые оттенки и выражают чувства и отношение говорящего (разве, вон, именно, лишь и другие).
Не путайте частицы с другими частями речи.
- Частицу бы (б) после местоимения что и союз чтобы (Что бы вы пожелали? Отец уехал в санаторий, чтобы подлечиться.).
- Частицу же после местоимения то и союз тоже (То же, что и вчера. Небо над нами тоже было тёмное, луны ещё не было.).
- Частицу же после наречия так и союз также (Так же, как и сегодня. Сегодня также метёт.).
- Частицы не, ни и омонимичные им приставки (не пришёл - неприветливый, ни деревца - никакой).
- Частицу то и омонимичный суффикс -то (стол-то - кто-то).
- Частицы и омонимичные им другие части речи:
Что за дом! (частица что за) - Что за домом? (местоимение что с предлогом за)
Как хороша ты! (частица как) - Я не знаю, как сделать лучше! (союз как).
Примеры
Формообразующие частицы
Образующие условное наклонение: пришёл бы , надела б , пришлось бы , что бы ни случилось Образующие повелительное наклонение: да здравствует, давай пойдём, пусть поедет, пускай покатается
Модальные частицы (смысловые оттенки)
Частицы со смысловыми оттенками делятся на группы по значению:
вопрос:
ли, разве, неужели;
указание
вот, а вот, вон, а вон;
уточнение:
именно, как раз;
выделение и ограничение:
только, лишь, почти, исключительно.
Модальные частицы (выражающие чувства)
Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, делятся на группы по значению:
восклицание:
что за, как;
сомнение:
вряд ли, едва ли;
усиление:
даже, же, даже и, ведь, уж, всё-таки;
смягчение требования:
-ка (сделай-ка, покажи-ка).
Отрицательная частица не
Частица не может придавать отрицательное значение и положительное при двойном отрицании.
Отрицательное значение всего предложения:
Не
спешите с ответом. Не
бывать этому.
Отрицательное значение отдельного слова:
Перед нами оказалась не
меленькая, а большая поляна.
Положительное значение:
Товарищ не
мог не
помочь мне.
Отрицательная частица ни
Частица ни, кроме отрицательного, может иметь другие значения.
Отрицательное значение без подлежащего:
Ни
с места! Вокруг ни
души!
Усиление отрицания с частицей ни и словом нет:
Вокруг нет ни
души. Не
видно ни
кустика.
Обобщающее значение с отрицательным местоимением и наречием:
Что ни
(=всё) делал бы, всё у него получалось.
Куда ни
(=всюду) посмотришь, везде поля и поля.
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.
В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.
Например:
1. Только ты нужна ему .
Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.
2. Пусть будет так, как ты хочешь.
При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .
Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:
1. Не ветер шумит за окном и не дождь.
Частицы необходимы:
Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;
Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;
2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;
3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.
Роль таких частиц близка к роли морфем.
Значения частиц
Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.
Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?
Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!
Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!
В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:
1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.
2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.
В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!
Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.
В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.
К этому разряду частиц относятся:
Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.
Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .
Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!
Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.
Дьяченко С.В.
младший научный сотрудник
ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН
Как узнать частицу в предложении
Что такое частица? Как мы знаем из морфологии, частица – это служебная часть речи, которая помогает выразить разные оттенки значения. Но как именно участвуют частицы в изменении оттенков нашей речи?
Формообразующие частицы помогают нам образовать новые формы слов, например, условное или сослагательное наклонение глаголов: Я бы хотел побывать во Флоренции. Эти формы обозначают особые отношения говорящего с окружающим миром: его пожелания и мечты, чаяния, потребности, просьбы и приказы, оценки предметов и событий.
*Вспомните, что формообразующие частицы могут образовать также повелительное наклонение глаголов и степени сравнения прилагательных и наречий. Найдите в предложениях частицы и объясните их роль в каждом случае:
1. Концерт получился более продолжительным, чем хотели организаторы, так как артистов часто вызывали на бис.
2. Пусть этот год принесёт всем нам радость и успех!
3. Если бы я умел играть на фортепиано, я бы каждый вечер играл Шопена.
4. Это был самый красивый закат, который я видела в жизни.
5. Учитель сказал, что моё сочинение о Лермонтове вышло менее интересным, чем сочинение о Пушкине.
6. Да здравствует солнце, да скроется тьма!
7. Я бы с удовольствием показал Вам это письмо, да не могу.
8. На этот раз студент был более внимательным при подготовке и допустил в работе меньше ошибок.
9. «Скажи отцу, пусть возьмёт билеты не в бельэтаж, а в партер», – попросила мама.
10. Самым ужасным было то, что вместе с ключом пропала возможность достать из почтового ящика новенький журнал о путешествиях.
11. После командировки господин N стал выражаться ещё более высокопарно, чем раньше.
Конечно, кроме формообразующих частиц, существуют и более яркие, более понятные для нас частицы – смысловые . Они помогают выразить нам чувства и эмоции, которые связаны с предметом разговора: неуверенность и сомнение в чьих-то словах, удивление или безразличие. Кроме того, эти частицы помогают упорядочить информацию: они выделяют предмет, указывают на него, уточняют информацию или усиливают значение. Например, предложение Здесь всегда будет лето мы можем изменить с помощью частиц так, что получим совершенно разные значения (подумайте, какие):
Не всегда здесь будет лето.
Пусть всегда здесь будет лето .
А здесь всегда будет лето .
Разве здесь всегда будет лето?
Здесь же всегда будет лето .
А здесь всегда будет лето…
Итак, смысловые частицы помогают нам ненавязчиво выразить разные чувства и мысли и притом не привлекают к себе внимания – на то они и частицы ! Но кроме скромных маленьких частиц в предложениях действуют и другие части речи, призванные оформлять синтаксические связи и выражать эмоции. Как отличить частицу от союза, предлога или междометия?
Союз всегда связан с частями одного целого: он встречается при однородных членах или при частях сложного предложения. Именно поэтому у союза есть своё место в предложении, и он не может «бегать» по предложению туда и сюда: Если вы напишете диктант хорошо, мы на следующем уроке посмотрим фильм. Мы не можем перенести условный союз «если» в конец: *Вы напишете диктант хорошо если, мы посмотрим фильм – звучит комично и непонятно, не по-русски, как говорится. Частица, в отличие от союза, не так сильно зависит от соотношения частей, начала и конца предложения. Она может перемещаться свободнее, как частица «бы», или вместе со словом, к которому привязана: Какой-то мальчик подарил ветерану цветы. – Ветерану цветы подарил какой-то мальчик.
Как вы заметили, связь частицы со словом часто приводит к написанию через дефис или даже слитно – так возникают отрицательные приставки «не-» и «ни-»:
Я просила подать мне не большую сумку, а маленькую зелёную сумочку. – Я подал ей небольшую зелёную сумочку.
Предлог связан с падежами имён существительных и используется только при них. Мы не можем оторвать предлог от существительного и перенести его в другую часть предложения, как не можем и обозначить эмоцию или идею, которую предлог выражает: В течение пяти лет Олег усердно занимался музыкой.
Междометие по своим функциям очень близко стоит к частице: эта часть речи также выражает наши эмоции, тайные движения души и реакции на происходящее. Различить частицы и междометия поможет проверка на связь с другими членами предложения: обычно частица связана с остальным предложением, а междометие можно выделить в отдельное восклицание: Ах, как давно я не была в театре ! – Ах! Как давно я не была в театре !
! Запомните: если мы встретим предложение, состоящее из одного слова, выражающее сомнение или иронию, нам следует быть внимательными:
Я сегодня получил пятерку за диктант. – Неужели?
Мы же собирались сегодня в кино. – Разве?
* Подумайте, какой частью речи являются в этих предложениях слова неужели и разве . Ответ вы найдёте в конце статьи.
Задание. Найдите в предложениях предлоги, союзы, частицы и междометия. Объясните роль этих частей речи.
1.По прошествии многих лет история эта обросла подробностями и стала более захватывающей, чем многие современные детективы.
2.Я говорю исключительно о тех биологах, которые предпочитают полевые исследования.
3.А хоть бы и испугался, как ты сможешь меня проверить?
4.Увы, время летит слишком незаметно для молодых людей!
5.Вдали от родной земли сердцу становится зябко и неуютно.
6.Что за странный человек наш сосед!
7.Ах, как прекрасно встать июньским утром и выйти в дышащий росою сад!
8.И почему я не догадался Вам позвонить!
9.Именно благодаря горизонтальной протяжённости Евразии древние люди смогли обмениваться своими изобретениями, семенами растений и одомашненными животными.
10. Матушка даже не вспомнила о словах, сказанных за обедом.
11. Я бы с радостью бросил всё и уехал исследовать пустыню, но не мог нарушить обещание.
Ответ (задание на определение части речи слов неужели и разве :
Эти слова являются в данных предложениях смысловыми частицами – предложения неполные, поэтому остальные члены опущены.