Евгений онегин читать брифли. Евгений онегин. Евгений Онегин в деревне

«С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы»

С таких простых строк А. С. Пушкин знакомит своего читателя с главным героем его романа.

Евгений – петербуржец, молодой повеса, спешит из блистательной столицы в глухую деревню к умирающему дяде. Перспектива ухода за больным не очень радует его. Но долг зовёт, поскольку он является его наследником. У самого Евгения родители небогаты, отец, как мы узнаём, промотал состояние, оставив сына на попечение нянек и учителя « monsieur». Последний не особо заботился о моральном образе и душевном состоянии своего подопечного. Поэтому Евгений вступает в свет очень поверхностным молодым человеком. Он говорит по-французски, одет по последней моде и хорошо танцует.

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил» .

Знания и способности Онегина сводились к умению с серьёзным видом поддержать любой разговор. Он знал всего понемногу; немного латыни, политики, современных философов и большое количество анекдотов. И всё же Евгений обладал талантом, в котором был бесподобен, то была «наука страсти нежной».

И в ней он проявлял настоящее искусство и очаровывать и ревновать, томить и добиваться. Одним словом, покоритель женских сердец. И что греха таить, покорял он не только незамужних девиц.
Жизнь его протекала в бесконечных развлечениях, балах и праздности. Сон допоздна, прогулки и вечерний кутёж, и наш «проказник везде поспеет».
Евгения Онегина окружают вполне реальные исторические личности: Фонвизин, Семёнова, Шаховский, Истомина; о них Пушкин упоминает в своих отступлениях, в которых главный герой уже сам Александр Сергеевич.
В свои 18 лет наш герой не отказывает себе в роскоши дорогих вещей.

«Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов».

Между походами в театр и балом он непременно успеет сменить одежду, и в этом деле он большой педант. Автор признаёт прелесть балов, но в этом описании примешаны и другие нотки опыта.

«Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил».

В очередном отступлении Пушкин делится воспоминаниями о «стройных ножках» неизвестной особы. В этих признаниях он проявляет снисходительное понимание к своему герою. Его жизнь противоречива в своём однообразии и пуста. Но был ли во всём этом он счастлив? Пушкин открывает другую сторону, этой ослепительно манящей «монеты»; Евгений давно перестал получать удовольствие от своей жизни.

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели».

Вся светская жизнь наскучила ему своей пустотой. Его охватила хандра, и он стал подобен Чайльду Гарольду, кумиру современников и герою Байрона. Онегин покинул даже общество красавиц. Заперся в дома в надежде чем-нибудь себя занять. Но не приученный к самодисциплине и труду, он вновь предался к томлению душевной пустотой. Писать не хватало усердия, чтение было сплошной скукой.
В последующем ходе повествования происходит неожиданный поворот.

Предлагаем прочитать исторический роман Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”, где собран уникальный материал о событиях пугачевского сражения, а также показана история светлой и чистой любви между Петром Гриневым и Марией…

Автор говорит о личном знакомстве с Онегиным. Это знакомство, можно назвать иносказательным. Онегин герой своего времени, целиком отражающий в себе его дух. С неудержимой быстротой испив бокал светской жизни, он стал равнодушным и угрюмым… но всё же не утратил до конца своей «неподражательной странности». Личные переживания автора неразрывно переплетены, с цепью повествования. Евгений словно тень Пушкина следует за ним повсюду. Вместе они мечтают и путешествуют; по тихо дремлющему берегу реки, по пленяющей сердце ночной Италии, где волшебный голос волн Адриатического моря, язык Петрарки, город лира Альбинона, манят, рождая своим вдохновением образы чего-то нового и неизведанного.
Лирическое отступление оканчивается, возвращая читателя к прозаическим реалиям жизни. Скончался отец Онегина, и Евгений волею судьбы заброшен в российскую глубинку – туда откуда начался рассказ – к умирающему дяде. Наследство отца ушло на долги и теперь необходимость в деньгах гнала его на почтовых, преодолевая, вздохи, скуку и обман.
Племянник подоспел к самим похоронам, после всей пышности, которых он полноправным хозяином всего.

«Вот наш Онегин - сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель,
И очень рад, что прежний путь
Переменил на что-нибудь».

Новые впечатления и ощущения новизны длились недолго, старая хандра настигла его и здесь.
В последнем, в этой главе отступлении, автор разрывает связь со своим героем. Для Пушкина деревня, поля, леса, цветы – источник вдохновения и блаженства и в этом он не похож на своего вечно скупающего героя, о чём и предупреждает читателя. Кратко подводя итог всему написанному, он приоткрывает дверцу в тонкий душевный мир поэта, творения рифмы!

Глава 2.

«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые».

В доме, где поселился Евгений, всё было заведено по старому незатейливому порядку. Иной нашёл бы в сельском спокойствии и гармонии – удовлетворение, но не наш герой. Задумал он учредить новый порядок: заменить старую барщину на новый оброк. Для крепостных стал он благодетелем, зато среди соседей прослыл он чудаком и сумасбродом за что они и перестали водить с ним дружбу.

В это же время на сцену повествования вступает новый герой – Владимир Ленский. Молодой красавец в полном цвете лет прискакал прямиком из туманной Германии. Привезя с собой плоды учёности и вольнолюбивые мечты в свою помещичью жизнь. Ленский был противоположностью Онегина, а его душа не успела увянуть в «разврате света». В груди жила надежда, ум пленяли мечты, одним словом он был полон желаний жить и верил в идеалы любви, чести и дружбы.

С появлением Владимира приходят в движение все семьи, где есть незамужние дочки, ведь этот полурусский сосед завидный жених. Но в 18 лет юноша не хочет пока связывать себя узами брака. Он старается поближе свести знакомство с Евгением, который притягивает своей противоположностью.

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны».

Онегин с уважением слушал пылкие речи Ленского, удерживая себя от иронии и сарказма и позволяя другу продлить миг блаженной веры в совершенство мира. Отчасти и ему уставшему от всего мира эти разговоры приносили некую усладу.

Вскоре поэт признался другу о поглотившем его сердце и разум чувстве. Он был пленён Ольгой, соседской девушкой, с которой вместе рос. Теперь во всём существовала лишь она, её милые черты ему виделись повсюду.

«Ее сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим».

Вот так неожиданно просто автор знакомит нас со старшей сестрой Ольги – Татьяной, этой чужой среди своих, девушкой. Татьяна совсем не была похожа на Ольгу, ни внешне, ни внутренне. Молчаливая и задумчива чуждаясь девичьих увлечений, игр и разговоров, она жила в собственном маленьком мире наполненным восходом солнца, сиянием звёзд и книгами. Именно они пленяли ум, давали направление мечтам, формировали её личность. Мама её по личному опыту не видела в чтении вреда, потому что сама в юности была увлечена «Ричардсоном». Но замужество и ежедневные бытовые обязанности всё расставили на свои места и все девичьи капризы и жеманства перевелись.

Глава 3.

Огонь пылких юношеских чувств разгорелся, и Ленский, не скрывая, уже проводит все вечера в доме Лариных. Видя, как увлечён его друг, Онегин просит познакомить его с этой семьёй и повелительницей дум поэта. На обратном пути домой два друга делятся впечатлениями. Онегина видавшего виды, не привлекла пустая красота Ольги, но он обратил внимание на не похожую на прежних девушек Татьяну.

И как заведено, было в деревне в старые времена после посещения молодых людей все засудачили о скорой свадьбе. Досадны и сладки были те разговоры для Татьяны. Её воображение пленил молодой Евгений, он казалось ворвался к ней прямиком из её грёз. В ней проснулось девичье томление и желание любви. Все образы героев отныне воплотились и слились для неё в одном Онегине. Наблюдая за своей героиней, в воображении, которой реальность смешалась с фантазиями романов, Пушкин с лёгкой иронией укоряет своих собратьев по перу и себя. И оставляет лёгкий намёк на то, что в его истории всё будет не так как в привычном романе, напротив всё сложиться так, как в обычной русской семье. Ему жаль Татьяну…, но ничего не изменить. Гонимая любовью и тоской она, раскрывает своё сердце старой няне, которой впрочем, не ведомы порывы страсти её подопечной. Она находит лишь, что девушка не здорова.

Татьяна, которой неприемлемо жеманство и кокетство, решается на смелый и очень искренний шаг – она пишет письмо Евгению. В её «милой простоте» этот поступок совсем не выглядит, чем-то недопустимым. Она верит без искусства и доверяет избранной мечте и лишь, поэтому она целиком оправдана и стоит выше прочих девиц.

«Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя».

Опять же со своей неподражаемой иронией Пушкин говорит о том, что письмо Татьяны он перевёл с французского, так как молодые девушки того времени, очень плохо владели родным языком.

«Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…»

Именно так начинает она своё письмо, в котором, доверчиво не таясь, признаётся в своих чувствах, мечтах. Она говорит Евгению, о том, что их встреча небом суждена, что он завладел целиком её сердцем и мыслями.


И толкнуло её на этот отчаянный шаг – желание его видеть. Оканчивает она своё письмо, полагаясь на честь возлюбленного.

Рано утром тайно через няниного внука наша героиня передаёт своё письмо адресату. Время мучительного ожидания прерывается для Татьяны, роковой встречей в саду.

Глава 4.

До встречи с Татьяной отношения Онегина с девушками были легкомысленными и ничего не стоящими. Можно сказать, он не испытал настоящих чувств и не был знаком с чистой и глубокой сердечной привязанностью. Письмо влюблённой девушки, живо тронуло его и даже на миг заставило поколебаться.

Встретившись в саду, Онегин первым начинает свой разговор, свою исповедь.

Ему было приятно получить письмо от Татьяны. Он находит её прекрасной девушкой, и даже больше – она почти его идеал. В ней он видит настоящую супругу для себя, но уверен, что не создан для брака и семьи. Он слишком непостоянен и этим не хочет разбить её сердце. Он рисует не радужную картину семьи с остывшими чувствами. В конце своей речи он советует ей впредь быть более сдержанной.

И вновь лирическое отступление, в котором Пушкин рассуждает о верности друзей, о любви, о связи с родными.

«Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?»

Отвергнутая любимым, Татьяна страдает больше прежнего. С каждым днём она увядает, бледнеет и гаснет.

Совсем иначе обстоят дела у Ольги с Владимиром. Эти двое целиком предались своему чувству. Они проводят много времени вместе. Ольга и только Ольга полноправная хозяйка его дум. Он посвящает ей свой стих, пылкие строки полные жизни и признания в любви. По-своему легкомыслию Ольга, да и другие подобные ей не оценили бы искусства высокой поэзии. Сам Пушкин предпочитает делиться своими сочинениями только с любимой няней.

Но где ж Евгений? Он ведёт уединённый образ жизни «забыв и город и друзей и скуку праздничных затей». Одно за другим сменяются описания природы времён года. Скучная и печальная осенняя пора переходит в холодную морозную зиму. С наступлением холодов сузился круг занятий молодого затворника, почти всё время, просиживая дома, он развлекается лишь игрой в бильярд, чтением и обедами с Ленским.


В один из таких вечеров Владимир зовёт Онегина на именины Татьяны, он пеняет другу, что тот давно не заглядывал к Лариным. Через две недели после именин, назначен счастливый срок – свадьба Ленского и Ольги, и том были всего мечты и разговоры.

Глава 5.

Выпал первый снег. Татьяна – русская душа, любила зиму, верила в приметы, приводящие её в смятение, суля то радость, то несчастье. В ночь после девичьих гаданий, Татьяне сниться сон. Она идёт по снеговой поляне, кругом печальная тьма. Она подходит бурному потоку, недоумевая, как его перейти. И вдруг перед ней явился взъерошенный медведь, который помог ей и стал её преследовать. Добежав до леса, она, обессилив, падает в снег. Но медведь не причиняет ей вред, он аккуратно несёт её тёплый шалаш отогреться. В щёлку Татьяна застолье разных чудовищ с головой одного, и туловищем другого животного и среди них она замечает Онегина. Он не просто гость, – он хозяин этой пирушки. Замечая Татьяну, он берёт её в свои объятия в хоромы, но в самый кульминационный момент входит Ленский с Ольгой. Онегин с диким взглядом выхватил кинжал и Ленский в миг повержен. Совсем скоро кошмарный сон станет явью, а пока с утра её встречает весёлый праздник именин. Их дом полон гостями, весельем угощением. Публика, по словам автора, собралась совсем нестоящая: закоснелые в своих мелких привычках провинциалы. Напоследок явились два самых долгожданных гостя. Пребывая в неведении, Онегина сажают напротив Татьяны (едва сдерживающей слёзы) тем, самым вызывая его досаду, на неловкую ситуацию и печальный вид девушки. Из-за своего негодования в отместку Онегин решает «взбесить» Ленского.

Между пиром и танцами нежный взгляд Евгения вновь дарит надежду бедной Татьяне. Но вот начались танцы и Онегин воплощает свою маленькую месть. На удивление всем гостям и самому жениху, он уделяет всё внимание Ольге, с ней танцует, говорит, шепчет на ухо стишки.

Ленский сам не свой, не в силах снести такую измену и кокетство, он возвращается домой с твёрдой мыслью о дуэли.

Глава 6.

Дом Лариных погружён в сон. Гости и хозяева мирно спят после весёлого застолья. Не спиться лишь Татьяне. Внезапное появление Онегина его поведение смутило её, тревожно сжимается её сердце.

На фоне повествования появляется тёмная фигура Зарецкого, человека с прошлым, а ныне примерного помещика и семьянина.

«Он был не глуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним…»

Поэтому немало не удивлён был Евгений, увидев его у себя дома утром рано. Но не общаться пожаловал он, Зарецкий принёс записку с вызовом на дуэль от Ленского. Не раздумывая ни минуты, Онегин соглашается. Но оставшись наедине с собой, Евгений сожалеет и ругает себя за то, что подался первому порыву, что поступил, как мальчик, а не как мужчина; и за то, что не прав он был, пошутив так над нежной любовью поэта. Но отступить не позволит честь, да и сплетни старого соседа дуэлянта нельзя будет остановить.
Теперь уже решено. Завтра на рассвете у мельницы состоится смертельная дуэль. Встретив днём Оленьку, сердце Ленского оттаяло. Ничего не подозревавшая девушка была мила, как и прежде. Зато он был весь хмур и печален, но отступать нельзя. Дома Владимир пишет печальные стихи.

Евгений приезжает на дуэль с большим опозданием. Без лишних задержек они приготовились стрелять. И вновь вступает автор, рассуждая о том, как глупо из-за пустяка потерять друга и не только друга, но и жизнь. Пройдены 4 смертельные ступени…. Евгений выстрелил первым. Поэт упал, смертельный выстрел унёс его молодую жизнь.

«Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, -
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно».

Какая жестокая и бессмысленная идея – дуэль! Как нелепо вот так прерывать жизнь друга и потом с этим жить! Смерть унесла всё и надежды и стремления, радость любви и заветные мечты. Пушкин пророчески воспевает смерть поэта. Он похоронен и забыт.

На время оставив своих героев, Александр Сергеевич рассуждает о себе, о своей жизни, о проходящей юности о поэзии. В строках звучит лебединая песнь былым дням, былых страстям.

Глава 7.

Наступает весна. Всё вокруг ликует, оживает природа и душа. Весна несёт возрождение, но не будущих, а прошлых грёз. Под шум дубравный, автор приглашает читателя вновь возвратиться в деревню, оставленную в зимней трагедии в прошлой главе. Оставив, грустный след, исчез Евгений. Заброшена и забыта могила Ленского, и сам он канул в забвение. Недолго горевала о нём Оленька, пленил и увлёк за собой её улан; связав с ним судьбу, она уехала в его полк. Оставшись после отъезда сестры в одиночестве, в Татьяне громче заговорила, ещё не угасшая страсть к Онегину. Однажды гуляя, она приходит к его дому. Услужливая ключница впускает её внутрь. Всё вокруг ей мило, оставленные вещи томят воспоминанием об их хозяине. С этих пор Татьяна приходит сюда ежедневно, читать в его кабинете. Вначале ей было не до книг. Но постепенно она увлеклась необычным выбором Евгения.

Обеспокоенная состоянием дочери, матушка хлопочет, чтобы поскорее выдать её замуж.


Все кандидаты получают категорический отказ. Решено зимой отправиться в Москву на «ярмарку невест». Татьяна не противиться, она лишь с грустью прощается с милыми сердцу мечтами, холмами, полями, ручейками и рощами… прощается навсегда.

«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»

Не только молодой Петербург, но и постаревшую белокаменную Москву воспевает Александр Сергеевич Пушкин. Сюда, к старой больной тёте и приезжает со своей мамой наша героиня. Начинаются званые обеды у всей родни, каждый день печальную Татьяну окружают бесчисленные родственники с их пустыми беседами, банальными вопросами. Они ничуть не изменились с момента их последней встречи. Знакомство с молодым поколением, прогулки причёски, сплетни, всё это для юной провинциалки проходит, как во сне. Она хранит свою печаль, не позволяя никому о ней узнать.

«Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… Меж тем,
Между двух теток у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит…»

Блуждая в мыслях по родным аллеям, Татьяна привлекает взор важного генерала. И тут… автор интригующе оканчивает главу, неоднозначно намекнув, на победу Татьяны.

Глава 8.

Последнюю главу, по канонам предыдущих, Пушкин начинает с лирических воспоминаний; как в студенческие дни он повстречал музу поэта. О том, какой верной спутницей, а порой и преследовательницей она стала для него. Она открыла для него тонкий душевный мир, волнующий красоту природы, богатый колорит душевных чувств. Бродя по далёким краям и степям, неразлучные муза и поэт попадают на светский раут, где среди знатных гостей аристократов стоит забытый герой. Какой же он? Всё тот же скучающий чудак? Или он изменил своё амплуа?

«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел…»

После долгого путешествия он вернулся на родину, где как говориться, попал с корабля на бал. А хозяйка этого «бала» никто иная, как наша героиня Татьяна, уже не Ларина; жена того самого, важного генерала, с которым читатель оставил её в прошлой главе.

Княгиня Татьяна изменилась, и в то же время – нет. В ней всё также тихо и просто, нет налёта светской вульгарности. Но в то же время во всех её движениях, во взгляде ощущается настоящее достоинство, которое вызывает уважение окружающих.

После короткой встречи лицом к лицу, Евгений сражён волной неясных чувств вперемешку с воспоминаниями в глубине шевельнулось что-то похожее на любовь. Получив повторное приглашение от князя, он не раздумывая, мчится к ним… к ней. Онегин не замечает ни пёстрое разношёрстное общество, ни старых друзей, он видит только её неприступную равнодушную княгиню. Наконец Евгений с опозданием осознаёт, что влюблён. Он ежедневно навещает дом Татьяны, следуя за ней словно тень, но она его как будто не замечает. Они точно поменялись ролями, и теперь он дрожащей рукой пишет ей письмо.

О, как он переменился! Теперь он страдает, любит, сожалеет, хочет выпросить прощение. Но ответа – нет! При встрече она с ним холодна. Он вновь удаляется от света и окружает себя книгами и в постепенном усыплении чувств и дум его воображение рисует картины прошлых дней … и её.

Миновала зима, и ожившая надежда вновь влечёт нашего героя к той, которая владела всеми его мыслями и сердцем. Он застаёт её в совершенно неожиданном состоянии.

«Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон».

А в ней воскресла прежняя Татьяна, та влюблённая девчонка, томимая тоской и страстью. Теперь её черёд говорить. И она говорит – о боли, которую он нанёс ей тогда свой суровостью, о своём нынешнем положении знатной княгини и о том, что будет, если они отдадутся своему безрассудному чувству. Она признаётся, что променяла бы весь этот маскарад на «полку книг и дикий сад» из своей прошлой жизни. «А счастье было так возможно», так близко, но, вняв слёзным мольбам матери, она вышла замуж.

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

На этих словах Татьяна покидает Евгения Онегина, а за ней и читатель, и сам автор.

В последних строках Пушкин прощается со своим романом. Надо уметь вовремя расстаться и не пытаться заглянуть в неясный призрачный конец!

В романе «Евгений Онегин» первая глава (краткое содержание которой ниже) имеет огромное значение для характеристики главного героя. Статья расскажет о том, чем так важна она для понимания поступков и поведения Евгения, его образа жизни и принятых решений. Также вниманию читателя мы предоставим общее содержание всего романа и более детально - второй главы.

Роман в стихах - жемчужина русской поэзии

В статье мы предлагаем читателю краткое содержание первых двух глав «Евгения Онегина», а так же критику к ним и общее содержание произведения.

Значение «Евгения Онегина» для русской культуры, литературы, культурологи и даже истории переоценить трудно. Описание жизни дворянства, его устоев и традиций, остросюжетная любовная линия делают роман поистине ценным и познавательным. Психологизм в изображении персонажей романа передан в строфах тонко и профессионально. Эти особенности сделали произведение достоянием мировой литературы, поставив его на одну полку с мировыми гениями пера.

«Евгений Онегин» (первая глава): Краткое содержание

Первая глава произведения всецело посвящена детству и отрочеству Евгения. Начинается она с мыслей героя - «молодого повесы» - о письме от заболевшего дяди. Скрепя сердце племянник собирается и едет к нему, не в силах отказать в последней воле. Уже представляя себе безумную скуку в деревне у предсмертной постели, он отправляется в путь. А тем временем автор представляется нам «добрым другом» и знакомит читателей с Евгением, попутно рассказывая о его детстве.

Сразу становится ясно - толк такого воспитания не большой, что и видно по образу жизни молодого героя. Он все ездит на балы и развлечения, попутно разбивая сердца легковерных дам. Евгений живет удовольствиями, но такая жизнь в итоге привела его к «хандре» и беспросветной скуке. Будучи очень юным, он уже устал от всего. Мало что способно принести ему радость и моральное удовлетворение.

Значение первой главы романа

В романе «Евгений Онегин» первая глава (краткое содержание ее необходимо для понимания героя) является фундаментом всего произведения. Поступки Евгения уже не кажутся безрассудными и непонятными. Давая детальное описание зарождения моральных устоев персонажа, Пушкин будто говорит: «Он не один такой. Все мы, дворяне, воспитывались так же…».

Герой «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно» и «свет решил… что он умен и очень мил». То есть, убогим было воспитание не только Евгения, но и общества современного ему и автору.

Краткое содержание первой главы романа «Евгений Онегин» не может передать всю атмосферу романа и описание окружения поэта, но даже краткие моменты способны показать проблемы юного дворянства. Бездуховность, жизнь ради наслаждения и удовольствия не приведет ни к чему хорошему. Даже если герой не виновен в своих подмененных ценностях, отвечать за ошибки придется все равно ему.

Вторая глава

Евгений скучая, коротает свои дни в деревне. Он меняет законы для крепостных людей, чем вызывает недовольство и удивление соседей.

Вскоре по соседству с Онегиным поселяется молодой поэт-романтик Владимир Ленский. Они не сразу находят общий язык, но впоследствии стают неразлучными друзьями. Ленский зовет друга в семью своей невесты - Ольги Лариной, имеющей родную сестру. Автор описывает девушек. Ольга - красива, жизнерадостна, а Татьяна - меланхолична и строга. Она загадочная и метательная девушка.

Роль второй главы в развитии фабулы романа

В романе «Евгений Онегин» первая глава (краткое содержание смотрите выше) показала нам детство и юность героя в Петербурге. Вторая глава рассказывает о жизни Евгения в деревне.

Говоря о заботе героя о крепостных, уменьшении им оброка, Пушкин указывает на неустойчивость крепостного права и пророчит скорое его падение.

Описание быта Лариных в деревне - это картина жизни сельских помещиков конца XIX века. Она стабильна, течет спокойно и размеренно, немного скучно и беспросветно.

«Евгений Онегин» содержание

События романа развиваются в восьми главах. Первая - это краткий, но детальный очерк юности и детства поэта, о ней мы рассказали выше. Вторая - посвящена жизни Евгения в деревне.

В третьей главе герой знакомится с семьей Лариных. Татьяна симпатична ему. Обделенная вниманием и общением девушка влюбляется в героя и пишет письмо возлюбленному. Однако ответа не следует.

В четвертой главе рассказывается о размышлениях Евгения о письме. Он удивлен и ошарашен им. Герой дорожит своей свободой и не готов ответить девушке взаимностью. При встрече он объясняется с ней и утверждает, что если бы пришло время жениться, он бы однозначно выбрал Татьяну.

Пятая глава начинается описанием зимних праздников и мистического времени гаданий. Татьяна видит страшный сон, где Ленский гибнет от руки Евгения. Все это, к сожалению, позже сбудется.

Ленский с Евгением приезжают в гости к Лариным. Поведение Татьяны, присутствие множества гостей раздражает Евгения, и он назло другу заигрывает с Ольгой. Владимир в гневе вызывает его на дуэль.

Шестая глава посвящена дуэли. Друзья стреляют одновременно, но выстрел Евгения попадает в цель. Бывший друг мертв, а Евгений уезжает с деревни.

В седьмой главе рассказывается о том, что Ольга не стала долго грустить о погибшем женихе и вышла замуж. Татьяна случайно попав в усадьбу Евгения, читает его книги и записи. Это дает ей возможность больше узнать о внутреннем мире возлюбленного.

Мать девушки, видя, что она сохнет и грустит, отвозит ее в Москву. Здесь девушка знакомится с важным генералом.

Восьмая глава романа наиболее напряженная. Здесь любовная история достигает своего апогея. Однажды на балу Евгений встречает молодую женщину, которая поражает его своей скромной, прохладной красотой. В ней он узнает изменившуюся Татьяну. Оказывается, она жена князя, приятеля Евгения.

Чувства захлестывают нашего героя. Теперь его черед писать письма и не получать на них ответа. В конце концов, не выдержав неизвестности, Онегин без приглашения приходит в дом любимой и видит ее плачущей за его письмами. Он бросается в ноги к ней, но Татьяна холодно говорит, что уже поздно, она отдана другому и будет «век ему верна». Сюжет обрывается на этом моменте, оставив героев в таком двузначном положении.

В заключение

Роман «Евгений Онегин» (читать краткое содержание первой главы вы имели возможность ранее) - настоящий кладезь познаний о жизни дворянства, а его любовная линия даст фору любой современной драме. Это еще одно доказательство актуальности пушкинских произведений, их ценности как для литераторов, так и для простых читателей, способных почерпнуть жизненную мудрость из бессмертных строк поэта.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — одно из самых необычных, масштабных произведений русской литературы. На его создание у автора ушло свыше семи лет. Заслуга Пушкина заключается в том, что ему удалось всеобъемлюще и верно показать русское общество в один из интереснейших периодов его развития.

Одна из центральных фигур романа, Евгений Онегин – молодой столичный аристократ. В характере Евгения присутствуют все недостатки, свойственные его поколению: праздность, безделие, волокитство, но вместе с тем в его сердце есть некие высокие чувства. В начале романа он – завсегдатай светских вечеринок, «почетный гражданин кулис», знаток «науки страсти нежной». Но лёгкие успехи надоедают ему, свет наводит на него тоску. Пресытившись всем ещё до тридцатилетнего возраста, он едет жить в деревню. Поводом для поездки стала смертельная болезнь дяди. Соседи в деревне, оскорбленные его чувством превосходства, смотрят на него весьма косо. Одного из них, правда, Онегин отличает; это – юный Владимир Ленский, возвратившийся недавно домой после учебы в Геттингенском университете, полный энтузиазма и высших устремлений.

Поэтическая наивность, восторженность и пылкость Ленского – всё это развлекает Онегина.

Ленский, влюбленный в одну из соседских барышень Ольгу Ларину, желает сделать Онегина свидетелем своего счастья и везет его в семью своей невесты. Там Онегин знакомится с Татьяной, сестрой Ольги. Тихая и смиренная Татьяна много времени проводит за чтением романов. Онегин, по её мнению, похож на героев романов, которыми зачитывается Татьяна.

Татьяна – «милый идеал» поэта. Она девушка мечтательная, скромная, сдержанная. Татьяна влюбляется в Онегина, но Онегин не отвечает ей взаимностью. Почему? Ему не знаком такой тип настоящих, естественных русских барышень. Он знает лишь ветреных светских дамочек, круг интересов которых — интриги, флирт. После прочтения Татьяне отеческой морали Евгений удаляется.

Ленский обижен тем, что его невеста и её семья не были по достоинству оценены Онегиным. Кроме того, со временем различие во взглядах этих двух молодых людей стало проявляться всё сильнее. Между ними возникает некоторый холод и неприязнь. На одном из праздников Онегин на глазах у всех флиртует с Ольгой, невестой Ленского. Онегин решил таким образом отомстить своему другу за то, что тот в непростой для него, Онегина, психологический период привёз его к Лариным. Онегин «поклялся Ленского взбесить, и уж порядком отомстить». Ленский рассержен. Он не понимает тайных игр Онегина и вызывает его на дуэль. Отказаться от дуэли – значит поступиться вопросами чести и достоинства, что для дворянина недопустимо. На дуэли Онегин убивает Ленского. После этого он уезжает из деревни.

Спустя некоторое время он появляется в Москве. На большом приеме Онегин замечает молодую, привлекательную женщину. Это – настоящая светская львица. Для того, чтобы узнать, кто она, Онегин приступает с расспросами ко всеми уважаемому, старому генералу. «Как! Ты ее не знаешь? Это – моя жена». Супруга генерала — Татьяна Ларина! С прибывшим Онегиным она разговаривает спокойно и учтиво. Онегин влюбляется в неё. Он пишет ей письма, но ни на одно не получает ответа. Придя в отчаяние, он однажды проникает в комнату Татьяны и застаёт её в слезах, за чтением его писем. «Я вас любила всегда, но теперь я замужем. Прощайте навсегда» — таков был ответ Татьяны. На этом автор романа прощается со своими героями.

1ff1de774005f8da13f42943881c655f

Роман в стихах начинается с того, что молодой дворянин Евгений Онегин едет к своему дядюшке, заранее предчувствуя скуку. Но, честно говоря, Евгения уже ничто в жизни не радует – ему все надоело, он хочет новых впечатлений, ищет их и не находит.

В детстве Евгений получил хорошее образование, сейчас он блистает в свете, благодаря своим манерам, умению танцевать и составлять эпиграммы. Когда-то он отказался принимать наследство отца, который «жил долгами и разорился наконец», надеясь на то, что ему оставит все свое состояние дядюшка. Так и случилось – дядя, умерев, оставил ему свое имение, заводы и земли.

Евгений едет в деревню – жизнь там кажется ему чем-то новым, что может избавить его от овладевшей им скуки. Поначалу ему здесь нравится, он пытается внести в жизнь крестьян изменения – например, заменяет барщину оброком, из-за чего соседи начинают считать его опасным чудаком.

В это же время в свое имение, находящееся недалеко от имения Онегина, приезжает Владимир Ленский. Владимиру 18 лет, он долго жил в Германии и еще не испорчен светом. Он наивен, добр, верит в любовь. Владимир с детства влюблен в Ольгу Ларину, которая сейчас считается его невестой. Об этом Владимир рассказывает Онегину, с которым близко сходится, несмотря на то, что они слишком разные люди. Онегин испытывает уважение к чувствам Ленского, но сам он не верит в пылкость чувств и считает слова Владимира бредом.

Однажды Ленский, отправляясь в гости к Лариным, приглашает с собой и Онегина. Тот соглашается поехать и знакомится с сестрами Лариными – веселой и подвижной Ольгой и задумчивой и романтичной Татьяной. По дороге домой Онегин говорит Ленскому, что Ольга вовсе не произвела на него впечатления и на месте Владимира он обратил бы внимание на ее сестру – Татьяну.

А на саму Татьяну встреча с Онегиным производит неизгладимое впечатление. Она влюблена в него и представляет себя героиней романов, которые она читала в большом количестве, а его – настоящим героем. Татьяна пишет Онегину письмо, в котором открыто признается в своих чувствах. Она просит няню отправить это письмо и с волнением ожидает ответа. Вскоре в дом приезжает Ленский, а спустя какое-то время и Онегин. Татьяна убегает в сад, где ее и находит Онегин. Он говорит ей о том, что тронут ее письмом, но он не хочет ее обманывать – он не создан для семейной жизни. И если бы, продолжает Евгений, он чувствовал в себе хоть малейшую тягу к созданию семьи, то в качестве жены выбрал бы именно Татьяну. Постепенно его речь становится похожей на поучение – он говорит Татьяне, что той не следовало писать ему все так открыто, что надо учиться сдерживать свои чувства. Татьяна, заплакав, выслушивает его до конца.

Проходит лето, наступает осень, а потом и зима. Татьяна все печалится. А вот Ольга, напротив, весела – дело движется к ее свадьбе с Ленским. Однажды Ленский, приехав к Онегину, передает ему приглашение на именины Татьяны. Видя Онегина у себя дома, Татьяна волнуется, а Евгений зол на Ленского и решает ему отомстить. Он начинает у всех на глазах ухаживать за Ольгой, приглашает ее танцевать, и даже когда Ленский подходит к ней с приглашением на танец, оказывается, что она уже обещала этот танец Онегину. Ленский оскорблен – он решает, что теперь только дуэль может принести ему удовлетворение. Он вызывает Онегина на дуэль, и тот соглашается, хотя в душе злится на себя за то, что так посмеялся над чувствами Владимира. Придя на место дуэли, оба чувствуют, что могли бы обойтись и без этого, но отступать никто из них не может – любой шаг к примирению в свете будет расценен, как трусость. Евгений стреляет первым и убивает Ленского.

После смерти Ленского Ольга встречает молодого улана, за которого выходит замуж. А вот Татьяна отказывает всем женихам, что очень беспокоит ее мать. В результате мать Татьяны решает отправиться вместе с дочерью в Москву, чтобы там найти для нее жениха. Ей это удается – на Татьяну обращает внимание «важный генерал», и она, поддавшись уговорам матери, соглашается выйти за него замуж.

Прошло два года. В Москву после долгих странствий возвращается Онегин. Ему 26 лет, и он снова скучает, не зная, чем себя развлечь. На рауте он встречает молодую княгиню, которая появляется там в сопровождении своего мужа – генерала. Евгений узнает в княгине Татьяну Ларину, он неожиданно для себя чувствует неловкость, а вот Татьяна остается спокойной. Пришло время Евгению испытать муки любви. Он пишет Татьяне одно письмо за другим, но не получает на них ответа. И вот, наконец, в доме Татьяны происходит объяснение между Онегиным и Татьяной. Она признается ему, что до сих пор любит его, но она теперь замужем и собирается хранить верность своему мужу. Евгений, не ожидавший таких слов, застывает на месте, Татьяна выходит из комнаты, куда, спустя короткое время, входит ее муж.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1823-1831 гг. — время написания романа.
⦁ 1830 г. — уничтожение А. С. Пушкиным Х главы, где были изложены критические взгляды на власть и эпоху; изъятие IX главы «Путешествие Онегина», отрывки из которой поэт поместил в приложения.
⦁ 1831 г. — включение в VIII главу «Письма Онегина Татьяне».
⦁ 1833 г. — выход романа полностью. Он состоял из восьми глав и «Отрывков из путешествия Онегина».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

В композиции романа выделяются четыре взаимосвязанных контекста.
⦁ Герои сами раскрывают свои мысли и чувства.
⦁ Среда, окружающая героев.
⦁ Авторский анализ и оценка характеров, поведения героев и их мироощущения (проявляется в лирических отступлениях).
⦁ Читательское «соучастие» обозначается через серию вопросов, на которые читатель должен дать ответ самостоятельно, или через приглашение обсудить это вместе с автором.
Основные сюжетные линии
⦁ любовная: Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга.
⦁ дружеская: Онегин и Ленский.
Экспозиция
Начинается роман с середины — с отъезда героя в деревню. Глава 1 — знакомство с главным героем, Евгением Онегиным.
Завязка второй сюжетной линии
Глава 2. Знакомство Онегина с Ленским.
Завязка первой сюжетной линии
Глава 3. Знакомство Онегина с семейством Лариных.
Развитие сюжета
Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо:
я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Кульминация первой и второй сюжетной линии
Глава 4. Онегин отвергает Татьяну, Ленский счастлив с Ольгой.
Глава 5. Сон Татьяны, ссора Онегина с Ленским на именинах Татьяны.
Кульминация всего романа и развязка второй сюжетной линии
Глава 6. Дуэль Онегина с Ленским, смерть Ленского.
Глава 7. Судьба героев после гибели Ленского: Ольга вышла замуж; Татьяна осталась одна, её увозят в Москву с целью выдать замуж; Онегин уезжает в Европу.
Развязка первой сюжетной линии

Глава 8. Встреча замужней Татьяны с Евгением, отказ Онегину.
Принцип зеркальной композиции:
⦁ повторение «‘сюжетной ситуации главных героев: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет письмо, Онегин ей «читает нравоучения» — Онегин влюбляется в Татьяну, пишет письмо, Татьяна отказывает ему;
⦁ попарное расположение героев (по принципу антитезы): Онегин — Ленский, Татьяна — Ольга
Принцип параллелизма в композиции
⦁ сон Татьяны и именины (схожесть атмосферы, повторение отдельных слов и ситуаций);
⦁ письма Татьяны и Онегина (написание письма, ожидание ответа, объяснение)
Лирические отступления
⦁ являются переходом между повествованиями;
⦁ вставляются перед кульминационными моментами;
⦁ обращение к читателю для связи эпического и лирического

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: любовь (Онегин и Татьяна), дружба (Онегин и Ленский).
⦁ Идея: проблема «лишних людей» и нравственного выбора между чувствами и долгом. А.С. Пушкин подробно описывает дворянское общество, которое ведёт бесцельную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян. Счастливыми в таких условиях могут быть только обыватели, посредственности, а люди с благородным сердцем умирают или несчастны. Из этого вытекает неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ «Евгений Онегин» — первый русский социально-психологический роман в стихах.
⦁ Для А. С. Пушкина принципиально важным был выбор художественного метода — не романтического, а реалистического. Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, он вскоре убеждается: особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении автор в определённой мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтизма.
⦁ «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. Действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы — реальную и идеальную, а предстаёт в романе единой, рождающей.
самые высокие и отдалённые от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия.
⦁ Герои А. С. Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характе-
рами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Общее,
свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.
⦁ Саморазвитие характеров, литературных типов — одна из главных черт реализма. Созданный автором образ живёт самостоятельной жизнью и поступает согласно логике развития характера. Так, начиная писать роман, А. С. Пушкин не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо.
⦁ Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, объективное изображение окружающей действительности.
⦁ Реализм романа отчётливо выразился в стиле и языке. Каждое слово автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи и эмоционально окрашивает его.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Олицетворения:
Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет. ..
Хандра ждала его на страже
И бегала за ним она …
Её изнеженныlе пвльиы
Не знали игл …
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльямм трещит и машет. ..
Литота:
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три …
Вот бегает дворовый мальчик.
Шалун уж заморозил пальчик.
Но всё в элегии ничтожно …
⦁ Синонимы: казаться моечным, пэныввзь; богини, иевы; страдал, сердце похоронил; жизни мирной, деревенской титны; бледно, равнодушно, скучно.
⦁ Антонимы: высокие думы — простота; остро — тупо; смолчать — повздорить.
⦁ Перифразы: добрый мой приятель, красавиц молных модный враг (Евгений Онегин);
мечтательница милая, мой верный идеал (Татьяна Ларина); кокетка, ветреный ребёнок, дева красоты (Ольга Ларина); гордая лира Альбиона (поэзия Байрона); задумчивый мечтатель, певец унылый (Владимир Ленский); подруга юности моей (няня); зимних друг ночей (лучина); речь богов (язык поэзии).

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Евгений Онегин как литературный тип является родоначальником «лишних людей» в русской литературе. Продолжают эту цепочку Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Илья Обломов из одноимённого произведения И. А. Гончарова, Фёдор Лаврецкий из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Тема творчества (автор повествует о создании романа «Евгений Онегин») затронута в таких произведениях, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя (лирическое отступление автора о писателе), «Мастер И Маргарита» М. А. Булгакова.
к теме дуэли обращались такие писатели, как М. ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», И. С. Тургенев в романе «Отцы И дети», А. п. Чехов в повести «Дуэль», А. И. Куприн в повести «Поединок».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

⦁ Широкий эпический фон (историческое, общественное, бытовое и культурно-идейное
отражение эпохи).
⦁ Лирический герой самостоятельный, не сливается с образом главного героя.
⦁ Большие (их 27) и небольшие (около 50) лирические отступления.
⦁ Создание иллюзии непринуждённого разговора с читателем.
⦁ Открытый финал.
⦁ Онегинская строфа — законченный по форме и смыслу фрагмент текста из 14 строк с упорядоченной системой рифмовки: перекрёстная (в первом катрене), параллельная (во втором) и кольцевая (в третьем).

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

⦁ первый «лишний человек» в русской литературе;
⦁ получил домашнее «французское» образование и воспитание;
⦁ разочарован в жизни, не верит в искренность чувств;
⦁ отверг чувства Татьяны, считая семейную жизнь скучной;
⦁ не выдержал испытания дружбой, пошёл на поводу «общественного мненья»;
⦁ в конце произведения духовно обновлённый, но дальнейшая судьба неизвестна;
⦁ автор относится к герою с симпатией

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

⦁ поэт-романтик с восторженно-мечтательным отношением к жизни;
⦁ образование получил в Германии;
⦁ верит в цели, ищет смысл жизни;
⦁ открыт чувствам, влюблён в Ольгу;
⦁ погиб от руки друга;
⦁ автор относится к герою с иронией

ТАТЬЯНА ЛАРИНА

⦁ «милый идеал», «русская душою»;
⦁ верит в сверхъестественное, живёт романами;
⦁ любит уединение, печальная, неброская, чистая;
⦁ способна страстно и преданно любить;

⦁ чувство долга для героини превыше всего: «Но я другому отдана// я буду век ему верна»;

⦁ любимая героиня А. С. Пушкина: «Простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою!»

ОЛЬГА ЛАРИНА

⦁ романтическая, ветреная, антипод сестры: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна»
⦁ карикатурный образ героинь сентиментальных романов;
⦁ после смерти Ленского сразу вышла замуж;
⦁ автор относится к героине с иронией

Рассказчик говорит о жизни Евгения Онегина в Петербурге: о воспитании героя французом гувернером, о том, как молодой Онегин становится светским денди, повесой, как проводит время в петербургском обществе.

В подробностях описывается день героя, в котором все расписано по часам: сначала прогулка в широкополом «боливаре», затем обед в компании таких же, как он, повес, после посещение театра и бал. Пушкин показывает жизнь и нравы высшего общества, его необразованность, на фоне которой некоторые «познания» Онегина делают его «ученым малым» .

«Устав от однообразия и пустоты светской жизни, Онегин начинает испытывать «сплин», как Чайльд-Гарольд, герой английского романтического поэта Байрона; перестает посещать свет. В это время с ним знакомится рассказчик, и они думают о путешествии в заморские края.

Однако вскоре умирает промотавший все состояние отец Онегина. Герой отказывается от наследства, обремененного долгами, и, узнав о болезни дядюшки, скачет в деревню, готовясь «денег ради» ухаживать за умирающим, изображая сочувствие.

В деревне Онегин ведет уединенную жизнь, не желая знаться с необразованным поместным дворянством. Однако он знакомится и начинает дружбу с Владимиром Ленским, юным поэтом.
Несмотря на разницу в характерах, молодые люди сближаются.

Онегина радуют беседы с Ленским, к пылкости которого он относится снисходительно. Рассказывается о возлюбленной Ленского — Ольге Лариной, милой и простодушной девушке, похожей на многочисленных героинь романов.

Однако «портрет» таких, как Ольга, рассказчику надоедает, и он начинает разговор ее сестре Татьяне. Она не отличается «свежестью румяной» Ольги, молчалива, задумчива, романтична, никогда не участвовала в детских играх, не брала в руки кукол. Татьяна любит природу и читает романы.

Рассказывается о судьбе матери Татьяны, которую выдали замуж не по любви, но она была верной женой. Жили Ларины просто, соблюдая многие традиции народной жизни, «привычки милой старины».

Онегин хочет увидеть возлюбленную Ленского и ради этого согласен познакомиться с «простой русской семьей», в кото- рой, как представляет Онегин, ведутся разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Посетив Лариных, Евгений совершенно не одобряет выбор Ленского: на месте поэта он предпочел бы Татьяну.

После посещения Онегиным Лариных соседи говорят о свадьбе Татьяны с Евгением. Девушка, которая давно мечтала о любви, узнает в Онегине предмет своих грез. она влюбляется в молодого человека и пишет ему письмо с признанием. Тайну девушка доверяет только своей старой няне. Евгений приезжает к Лариным, чтобы увидеться с Татьяной.

Онегин встречается с Татьяной в саду. Евгений говорит девушке, что не хочет ограничивать жизнь «домашним кругом», что разлюбит ее, как только привыкнет, и семейная жизнь не принесет им счастья. Но Татьяне герой предрекает, что она полюбит «снова».

Влюбленный Ленский часто видится с Ольгой, пишет ей многочисленные элегии, уже назначен срок скорой свадьбы.

Онегин в эту осеннюю пору живет, как и прежде, как Чайльд-Гарольд, впадает в состояние «задумчивой лени». Ленский передает Онегину приглашение от Лариных на именины Татьяны.

Наступает зима. Татьяна любит это время года. Девушка верит «преданьям простонародной старины», снам и приметам.

На святки она гадает. Татьяна видит сон: Евгений Онегин сидит за столом с лесными чудовищами, которые пьют и пляшут. Раздается «хохот, пенье, свист и хлоп». Затем Онегин убивает Ленского. Понять значение сна Татьяна не может.

Но вот уже именины Татьяны. С утра дом Лариных полон гостей, которые шумят, слышен «лай мосек, чмоканье девиц, шум, хохот». При появлении Онегина Татьяна готова «в об- морок упасть».

Евгений, которому давно надоели девичьи «трагинервические явления», раздражен этим. Но более всего его злит присутствие соседей-помещиков, глупых и пустых, и он решает в отместку взбесить Ленского.

Онегин приглашает Ольгу танцевать, пускает в ход искусство обольщения, Ольга отвечает на его заигрывания. Ленский, видя происходящее, решает стреляться с Онегиным.

Получив вызов на дуэль, Евгений принимает его, однако недоволен собой. Он знает, что виноват перед Ленским, а кроме того, любит юношу «всем сердцем». Но Онегин боится «общественного мненья» . Ленский также сожалеет о своем решении, так как поведение Ольги говорит о том, что «он еще любим».

Но дуэль все же происходит, хотя Онегин нарушает ее правила. Так, он привозит в качестве секунданта лакея-француза. Дуэль заканчивается гибелью Ленского. Онегин в смятении. Рассказчик с печалью и горечью говорит о судьбе поэта.

После дуэли Онегин уезжает из деревни. Ольга весной выходит замуж за улана. Татьяна приходит в дом, где жил Евгений. Она читает его книги, в которых описан современный человек с его «себялюбивой» душой, и постепенно начинает понимать, что представляет собой Онегин.

Он «москвич в гарольдовом плаще», подражание иностранным литературным образцам и нравам. Мать Татьяны везет ее «в Москву, на ярмарку невест». Московская родня принимает Лариных радушно. На балу Татьяну замечает важный генерал. Так решается судьба девушки.

Глава начинается с рассказа о музе повествователя: как она посещала его в лицейские дни, как менялась с ходом времени, как она появилась в Петербурге, среди элиты русской аристократии. В свете появляется Онегин, вернувшийся из путешествия.

5 / 5. 5