Чарльз дарвин вклад в биологию. Тесты по биологии В чем заключается основная заслуга дарвина

Страница 10

И конечно самой главной предпосылкой возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина стал сам Ч. Дарвин, гений которого сумел объять, проанализировать весь огромный материал и создать теорию заложившую основы дарвинизма – учение об эволюции живых организмов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Теория эволюции путем естественного отбора была сформулирована Ч. Дарвиным в 1839 году. В полном объеме эволюционные взгляды Ч. Дарвина изложены в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».

Уже само название книги говорит о том, что Дарвин не ставил перед собой цель доказать существование эволюции, на наличие которой еще указывал Конфуций. В период создания книги в существовании эволюции уже никто не сомневался. Основная заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он объяснил как эволюция может происходить.

Путешествие на корабле «Бигль» позволило Дарвину собрать множество данных об изменчивости организмов, которые убедили его в том, что виды нельзя считать неизменными. Возвратившись в Англию Ч. Дарвин занялся практикой разведения голубей и других домашних животных, что привело его к концепции искусственного отбора как метода выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Отбирая нужные ему уклонения, человек доводя эти уклонения до нужных требований создавал ему нужные породы и сорта.

Движущими силами этого процесса по Ч. Дарвину явились наследственная изменчивость и производимый человеком отбор.

Однако Ч. Дарвину надо было решить проблему действия отбора в природных условиях. На механизм действия отбора Ч. Дарвина подтолкнули идеи изложенные в 1778 году Т, Мальтусом в труде «Трактат о народонаселении.» Мальтус ярко описал ситуацию к которой мог бы привести рост населения, если бы он ничем не сдерживался. Дарвин перенес рассуждения Мальтуса на другие организмы и обратил внимание на такие факторы: несмотря на высокий репродуктивный потенциал численность популяции остается постоянной. Сопоставляя огромное количество сведений, он пришел к выводу, что в условиях жесткой конкуренции между членами популяции любые изменения, благоприятные в данных условиях, повышали бы способность особи размножаться и оставлять после себя плодовитое потомство, а неблагоприятные изменения, очевидно, невыгодны, и у обладающих ими организмов шансы на успешное размножение понижаются. Все это послужило основой для определения движущих сил (фактров0 эволюции, которыми по Дарвину является изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор.

В сущности, основной смысл эволюционной теории Ч. Дарвина заключается в том, что эволюция происходит на основе возникновения наследуемых изменений, взвешивания их борьбой за существование и отбора изменений, позволяющих организмам победить в интенсивной конкурентной борьбе. Результатом эволюции по Ч. Дарвину является возникновение новых видов, что приводит к разнообразию флоры и фауны.

Движущиеся силы (факторы) эволюции.

Движущимися силами в эволюции являются: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Наследственность.

Наследственность- свойство всех живых организмов сохранять и передавать признаки и свойства от предков к потомству. Во времена Ч. Дарвина природа этого явления была не известна. Дарвин, как и, предполагал наличие наследственных факторов. Критика этих высказываний со стороны оппонентов заставила Дарвина отказаться от взглядов на место расположения факторов, но сама идея наличия материальных факторов наследственности пронизывает все его учение. Суть явления стала понятна после разработки Т. Морганом хромосомной теории. Когда же была расшифрована и понята структура гена, механизм наследственности стал совсем ясным. Основан он на следующих факторах: признаки организма (фенотип) определяются генотипом и средой (норма реакции); признаки организма определяются набором белков, которые формируются из полипептидных цепей, синтезирующихся на рибосомах, информация о структуре синтезируемой полипептидной цепи содержится на и-РНК, и-РНК получает эту информацию в период матричного синтеза на участке ДНК, который является геном; гены передаются от родителей к детям и являются материальной основой наследственности. В интеркинезе происходит удвоение ДНК, а отсюда и удвоение генов. В период образование половых клеток происходит редукция числа хромосом, а при оплодотворении в зиготе объединяются женские и мужские хромосомы. Формирование зародыша и организма происходит под влиянием генов как материнского и отцовского организма. Наследование признаков происходит в соответствии с законами наследственности Г. Менделя или по принципу промежуточного характера наследования признаков. Наследуются при этом как дискретные, так и мутированные гены.

Таким образом, сама наследственность выступает с одной стороны как фактор сохраняющий уже устоявшиеся признаки, с другой стороны обеспечивает вхождение в структуру организма новых элементов.

Изменчивость.

Изменчивость это всеобщее свойство организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки. Ч. Дарвин отметил, что нет двух одинаковых особей в одном помете, нет двух одинаковых растений выросших из родительских семян. Понятие о формах изменчивости Ч. Дарвиным было разработано на основе изучения пород домашних животных. По Ч. Дарвину существует следующие формы изменчивости: определенная, неопределенная, соотносительная, наследственная, ненаследственная.

Определенная изменчивость связана с возникновением у большого числа особей или у всех особей данного вида, сорта или породы в период онтогенеза. Массовую изменчивость по Дарвину можно связать с определенными условиями окружающей среды. Хорошо подобранный рацион питания приведет к повышению удоев у всех представителей стада. Сочетание благоприятных условий способствует увеличению размера зерновок у всех особей пшеницы. Таким образом, изменения, возникающие на основе определенной изменчивости, можно прогнозировать.

Неопределенная изменчивость связана с возникновением признаков у отдельных или нескольких особей. Такие изменения нельзя объяснить действием факторов внешней среды.

Соотносительная изменчивость это очень интересное явление. Появление одних признаков ведет за собой появление других. Так увеличение длины колоса злаков ведет к уменьшению длины стебля. Так получая хороший урожай, теряем солому. Увеличение конечностей у насекомых приводит к увеличению мышц. И таких примеров известно много.

Ч. Дарвин отметил, что одни изменения возникающие в онтогенезе проявляются у потомства, другие не проявляются. Первые он отнес к наследственной изменчивости, вторые к ненаследственной. Дарвин отметил и такой факт, что наследуются в основном изменения связанные с неопределенной и соотносительной изменчивостью.

ВАРИАНТ – 1.

1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора;

Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов.

2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;

Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма; В) вида;

Б) популяции; Г) биоценоза.

4.Гомологичными органами являются:

А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы;

Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы.

5. К обезьянолюдям относят:

А) кроманьонца; В) питекантропа;

Б) австралопитека; Г) неандертальца.

6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:

А) стимулирующим; В) абиотическим;

Б) лимитирующим; Г) антропогенным

7. Эукариоты:

А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;

Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой.

8. Общим признаком растительной и животной клетки является:

А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов;

Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки.

9. Биополимерами являются:

А) белки; В) нуклеиновые кислоты;

Б) полисахариды; Г) всё перечисленное.

10. Урацил образует комплиментарную связь с:

А) аденином В) цитозином

Б) тимином Г) гуанином.

11. Гликолизом называется:

А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

Б) бескислородное расщепление глюкозы;

В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

12. Очерёдность стадии митоза следующая:

А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;

13. Удвоение хромосом происходит в:

А) интерфазе В) метафазе

Б) профазе Г) телофазе

14. В анафазе митоза происходит расхождение:

А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом

Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки.

15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

А) осетра В) ящерицы

Б) лягушки Г) курицы.

16. из эктодермы образуются:

А) мышцы В) скелет

Б) лёгкие Г) органы чувств.

17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:

А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%

18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:

А) одной хромосоме В) половых хромосомах

Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах.

19. Мутации проявляются фенотипически:

А) всегда В) только в гомозиготном состоянии

Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда.

20. Полиплоидия заключается в:

А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом

Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов.

ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – А, 11 – Б, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – Г, 16 – Г, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – Б.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (1)

ВАРИАНТ – 2

1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

А) борьба за существование; В) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные.

2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определённая; В) групповая;

Б) модификационная; Г) мутационная.

3. Движущая форма отбора обычно приводит к:

А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции;

от прежней нормы реакции;

Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.

4. Аналогичными органами являются:

А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса;

Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары.

5. В эпоху оледенения жили:

А) кроманьонцы; В) синантропы;

Б) неандертальцы; Г) все перечисленные.

6. Продуктивностью экосистемы называется:

А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов;

Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов.

7.В клетках прокариот имеются:

А) ядра; В) митохондрии;

Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды.

8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:

А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета;

Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал.

9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:

А) ковалентной; В) пептидной;

Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками.

10. Транскрипция – это:

А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам

по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка;

Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы.

во время его синтеза;

11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

А) гликолиза; В) клеточного дыхания;

Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных.

12.Самой продолжительной фазой митоза является:

А) профаза; В) анафаза;

Б) метафаза; Г) телофаза.

13.Редукция числа хромосом происходит во время:

А) анафазы митоза; В) II деления мейоза;

Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях.

14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении:

А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости;

Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения.

числа клеток в организме;

15. Нервная система образуется из:

А) эктодермы; В) мезодермы;

Б) энтодермы; Г) нет верного ответа.

16. Из мезодермы образуются:

А) лёгкие; В) кровеносная система;

Б) нервная система; Г) органы чувств.

17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи:

А) один; В) четыре;

Б) два; Г) нет верного ответа.

18. К мутационной изменчивости относятся:

А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству;

Б) изменения в генах; Г) все перечисленные.

19. Основным источником комбинативной изменчивости является:

А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид

В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза;

Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени.

гомологичных хромосом

в анафазе I деления мейоза;

20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к:

А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности;

Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков.

ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – А, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – В, 17 – В, 18 – Г, 19 – Г, 20 – В.

ВАРИАНТ – 1.

1. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:

А) клеточный; Б) молекулярный;

В) организменный; Г) популяционный

2. Наука цитология изучает:

А) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

Б) строение органов и системы органов многоклеточных организмов;

В) фенотип организмов разных царств;

Г) морфологию растений и особенности их развития.

3. Белки в клетки синтезируются:

А) в цитоплазме; Б) в лизосомах;

В) на рибосомах; Г) в комплексе Гольджи.

4. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

А) гормональную Б) сигнальную

В) ферментативную Г) информационную.

5. Транспортная РНК – это:

А) белок Б) жир

В) фермент Г) нуклеиновая кислота.

6. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

А) оплодотворения Б) профазы второго деления мейоза

В) митоза Г) профазы первого деления мейоза

7. Бластула состоит из полости и:

А) двух слоёв клеток Б) соединительной ткани

В) одного слоя клеток Г) эпителиальной ткани.

8. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении:

А) эпителиальные Б) мышечные

В) гаметы Г) нейроны.

9. К древним людям относят:

А) неандертальца Б) питекантропа

В) синантропа Г) кроманьонца.

10. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:

А) питаются сходной пищей; Б) имеют примерно одинаковые параметры тела

В) имеют немногочисленное потомство; Г) относятся к классу млекопитающих.

11. К агроэкосистемам относят:

А) смешанный лес Б) заливной луг

В) зарастающее озеро Г) пшеничное поле.

12. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:

А) географической изоляции Б) взаимодействия движущих сил эволюции

В) мутационной изменчивости Г) искусственного отбора.

13. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

А) транспорта веществ Б) внутренней среды

В) осуществления связи между ядром и органоидами; Г) фотосинтеза.

14. Способность плазматической мембраны окружать твёрдую частицу пищи и перемещать её внутрь клетки лежит в основе процесса:

А) диффузии Б) осмоса

В) фагоцитоза Г) пиноцитоза.

15. Где протекает анаэробный этап гликолиза?

А) в митохондриях Б) в лёгких

В) в пищеварительной трубке Г) в цитоплазме.

16. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А) Ав, вв Б) Ав, ав

В) Аа, АА Г) Аа, вв.

17. При скрещивании гетерозиготных растений с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении:

А) 3:1, Б) 9:3:3:1

В) 1:1:1:1 Г) 1:2:1.

18.Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

А) 44 аутосомы +ХY Б) 23 аутосомы +Х

В) 44 аутосомы +ХХ Г) 23 аутосомы +Y.

19. Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они6

А) не связанны с изменением генов Б) не связанны с изменением хромосом

В) носят доминантный характер Г) носят рецессивный характер.

20. Водоём, заселённый разнообразными видами растений и животных – это:

А) биогеоценоз Б) ноосфера

В) биосфера Г) агроэкосистема.

Ответы : 1 – Б, 2 – А, 3 – В, 4 – В, 5 – Г, 6 – Г, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – Б, 13 – Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – Б, 17 – В, 18 – В, 19 – Г, 20 – А.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (2)

ВАРИАНТ – 2

1. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царства живой природы, используют метод:

А) микроскопирования Б) прогнозирования

В) сравнения Г) моделирования

2. согласно клеточной теории в эукариотических клетках обязательно есть:

А) клеточная стенка Б) ядро

В) вакуоли Г) пластиды

3. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:

А) рибосомы Б) хромосомы

В) митохондрии Г) лизосомы

4. Структура молекулы ДНК представляет собой:

А) две спирально закрученные одна вокруг другой полинуклеотидные нити

Б) одну спирально закрученную полинуклеотидную нить

В) две спирально закрученные полипептидные нити

Г) одну прямую полипептидную нить.

5. На подготовительном этапе энергетического обмена энергия:

А) поглощается в виде тепла Б) выделяется в виде тепла

В) поглощается цитоплазмой клетки Г) выделяется за счёт расщепления АТФ.

6. «Преобладающий признак одного из родителей» Г. Мендель назвал:

А) рецессивным Б) доминантным

В) гомозиготным Г) гетерозиготным

7. При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:

А) 0% Б) 25% В) 50% Г) 100%

8. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления к внешней среде, называют:

А) неопределёнными Б) индивидуальными

В) мутационными Г) модификационными.

9. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был установлен:

А) В.И. Вернадским Б) И.В. Мичуриным

В) Н.И. Вавиловым Г) Т. Морганом.

10. Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорождения, выкармливания детёнышей молоком свидетельствует:

А) о более высоком уровне развития человека; Б) об их дивергентной эволюции

В) об историческом развитии класса млекопитающих; Г) об их родстве.

11. Обмен веществ в клетке состоит из процессов:

А) возбуждения и торможения Б) пластического и энергетического обмена

В) роста и развития Г) транспорта гормонов и витаминов.

12. К продуцентам в экосистемах относят:

В) сапрофитные бактерии Г) грибы.

13. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия:

А) наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора

Б) ненаследственных изменений и сезонных изменений в природе

В) приспособленности организмов и искусственного отбора

Г) абиотических факторов среды

14. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:

А) изменение климата Б) хозяйственная деятельность человека

В) изменение рельефа Г) увеличение численности хищников.

15. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе:

А) глюкозы Б) клетчатки

В) липидов Г) нуклеиновых кислот.

16. Вещества, способные в живом организме образовывать с водой водородные связи или вступать в электростатическое взаимодействие, являются:

А) гидрофобными Б) гидрофильными

В) нейтральными Г) щелочными.

17. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты Б) белка до аминокислот

В) крахмала до глюкозы Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

18. При делении клеток животных и растений основным источником энергии являются молекулы:

А) АТФ Б) тРНК В) иРНК Г) ДНК.

19. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример:

А) модификационной изменчивости Б) действия мутогенов

В) комбинативной изменчивости Г) различия в генотипах разных клеток

20. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

А) неандертальцев Б) кроманьонцев

В) австралопитеков питекантропов

Ответы : 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – Г, 9 – В, 10 – Г, 11 – Б, 12 – А, 13 – А, 14 – Б, 15 – Г, 16 – Б, 17 – А, 18 – А, 19 – А, 20 – Б.

Сегодня немного поговорим об эволюционном учении Ч.Дарвина.

С именем знаменитого англичанина Чарльза Дарвина (1809 — 1882) связана одна из основных страниц в истории становления современной биологии

Конечно, к середине XIX века, когда вышел первый труд Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…»(1959), идеи креационизма о неизменности мира живых существ, были существенно подорваны (в основном эволюционным учением ). Что же нового «изобрел» Ч.Дарвин? В чем заключается теория Дарвина?

Главная заслуга Ч.Дарвина в том, что он первым четко сформулировал положение об основных факторах эволюции и установил движущую силу эволюции.…..

Ради справедливости следует помнить и имя Альфреда Уоллеса. Дело в том, что 1858 году, когда 20-ти летний труд Дарвина еще готовился к изданию, ему на рецензию была прислана рукопись молодого ученого А.Уоллеса (1823 -1913), в которой излагались идеи, сходные со взглядами самого Дарвина. Поэтому впервые идея естественного отбора была изложена ими совместно на заседании Линнеевского общества в Лондоне.

Почему же мы хорошо знаем Ч.Дарвина, признаем его учение «дарвинизм» и не помним А.Уоллеса? Дело в том, что Уоллес (честнейший и лишенный тщеславия человек) сам отдал по-справедливости пальму первенства Дарвину. И не ирония ли судьбы: сам термин дарвинизм закрепился в науке именно благодаря А.Уоллесу, опубликовавшему в 1875 году книгу под названием «Дарвинизм».

Итак, факторы эволюции по Ч.Дарвину:

1. Наследственность

2. Изменчивость

3. Борьба за существование

Движущая сила эволюции — естественный отбор .

Как мы теперь знаем, наследственность и изменчивость — это «две стороны одной медали»: наследственной информации, находящейся в (хромосомах) ядра клетки.

Передаваясь из одной клетки в другие при бесполом размножении (митозе) в неизменном виде, ДНК обеспечивает явление . Что несомненно очень важно для существования организмов в относительно стабильных условиях внешней среды.

Всей этой триадой факторов эволюции: наследственностью, изменчивостью и борьбой за существование «заправляет» в природных условиях, как додумался Ч.Дарвин, естественный отбор.

Именно естественный отбор обеспечивает такое гармоничное существование более двух миллионов различных видов организмов на Земле, их приспособленность к всевозможным местообитаниям и к взаимодействию друг с другом.

Ну вот, вроде бы всё должно быть вам понятно. По Дарвину есть факторы эволюции, есть движущая сила эволюции. Да, вам понятно, но только непонятно самим авторам-составителям тестов по ЕГЭ. Остается удивляться чью «светлую голову» посетило такое творчество: вот одно из тестовых заданий ЕГЭ, предлагаемых учащимся авторами ФИПИ в Открытом банке заданий ЕГЭ по биологии.

Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
1) свойства живой природы
2) результаты эволюции
3) движущие силы эволюции
4) основные направления эволюции

Чтобы «правильно» ответить на этот тест надо забыть всё, что написано в учебниках по теории Дарвина, всё, чему учили вас школьные учителя и на экзамене каким-то шестым чувством догадаться, что по задумке авторов правильный ответ 3) .

Но есть все же одно небольшое оправдание в пользу авторов этого вопроса. Дело в том, что по современной (СТЭ) к факторам эволюции относятся: мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, изоляции. Но и по СТЭ движущая сила эволюции одна — это естественный отбор.

В связи с последним пунктом, как репетитор ЕГЭ по биологии, очень советую вам вспомнить такую форму биологического прогресса как общая .

Основные формы биологического прогресса, которые рассмотрим в следующей статье, ароморфозы (или морфофизиологический прогресс) и идиоадаптации (или алломорфозы) запоминаются, как правило, хорошо. А вот то, что и общая дегенерация — это третья форма биологического прогресса чаще всего забывается.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .

На вопрос В чем заключается основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в чём? заданный автором Victor Elin лучший ответ это Основная заслуга Дарвина состоит в том, что он объяснил механизм процесса эволюции, создал теорию естественного отбора. Многочисленные отдельные явления органической жизни Дарвин связал в логическое целое, благодаря чему царство живой природы предстало перед людьми как нечто непрерывно меняющееся, стремящееся к постоянному совершенствованию.

Главная заслуга Дарвина в том, что он установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их изумительную целесообразность, приспособленность к условиям существования. Этот механизм - постепенный естественный отбор случайных ненаправленных наследственных изменений.
Ч. Дарвин впервые обосновал материалистическую теорию эволюции. Он доказал реальность существования развивающегося вида, который зарождается, эволюционирует и исчезает. Дарвин обосновал принцип единства прерывности и непрерывности в возникновении вида, показал, как неопределенные случайные изменения под действием естественного отбора превращаются в адаптивные признаки вида. Ученый определил материальные причины этого явления и показал формирование относительной целесообразности. Заслуга Ч. Дарвина в науке заключается не столько в том, что он доказал существование эволюции, сколько в том, что объяснил, как она может происходить.
ПОДРОБНО:

Ответ от Невропатолог [новичек]
Основная заслуга Дарвина состоит в том, что он объяснил механизм процесса эволюции, создал теорию естественного отбора. Многочисленные отдельные явления органической жизни Дарвин связал в логическое целое, благодаря чему царство живой природы предстало перед людьми как нечто непрерывно меняющееся, стремящееся к постоянному совершенствованию. Основная заслуга Дарвина состоит в том, что он объяснил механизм процесса эволюции, создал теорию естественного отбора. Многочисленные отдельные явления органической жизни Дарвин связал в логическое целое, благодаря чему царство живой природы предстало перед людьми как нечто непрерывно меняющееся, стремящееся к постоянному совершенствованию.


Ответ от Дмитрий Беспалов [гуру]
подорвал веру в БОЖЕСТВЕННОЕ происхождение видов, а зря....


Ответ от скороспелый [активный]
Да нет у него заслуг! Он был абсолютным маразматиком!!!И теория его давным-давно уже опровергнута - цивилизованными, современными доказательствами, фактами, научными исследованиями и тд. Дарвинизм был очень нужен и полезен в совдеповское время! Оно и понятно почему и для чего! Ни один нормальный человек в этот бред и верить не станет! ..От кита произошёл медведь, от обезьяны человек!)))).... Только вот, что- то оставшихся и по сей день обезьян эволюция обошла стороной!))))....

На сегодняшний день отношение к теориям Дарвина в обществе нельзя назвать однозначным. Одни считают ее научной истиной, другие противопоставляют религиозному мировоззрению. Чарльз Дарвин - выдающийся английский натуралист, который одним из первых пришел к важному для биологии выводу, что все типы живых организмов эволюционируют от общих предков. В своей теории, которая была описана им в книге «Происхождение видов», главным механизмом эволюции он назвал естественный отбор. По сей день его взгляды не потеряли своей актуальности, а многие из идей лежат в основе биологической науки. Вклад этого исследователя в биологию сложно переоценить.

Основа биологического знания

Главный вклад Дарвина в биологию заключается в создании эволюционной теории, являющейся основанием всей современной биологии. Один из основателей так называемой синтетической теории эволюции, Ф. Г. Добржанский, считает, что «ничто в биологии не может иметь смысла, кроме как в свете эволюционной теории». В любом школьном учебнике описывается, что земноводные произошли от рыб, а рептилии, в свою очередь - от земноводных. Можно сказать, что, до того как была создана теория эволюции (основной вклад Ч. Дарвина в биологию), этой науки как таковой и не существовало. Для того чтобы изучать данную дисциплину, нужно было получать медицинское или же богословское образование.

Как и в любой другой отрасли научного знания, в теории эволюции намного больше вопросов, нежели ответов. Вопрос о том, какой вклад в биологию внес Чарльз Дарвин, актуален и в свете современных исследований. Порядка 80 лет назад на основе данной концепции была создана так называемая синтетическая теория эволюции. Однако даже она сейчас считается устаревшей. Биологи говорят о третьем пересмотре эволюционной концепции и создании ее нового варианта, в котором были бы объединены знания из области генетики, палеонтологии, зоопсихологии, эмбриологии и других дисциплин.

Образование видов

Вклад Дарвина в биологию состоит и в том, что он сумел частично ответить на непростой вопрос о том, как образуются новые виды. Однако сам ученый признавался, что данная проблема далека от своего окончательного решения.

Основное свойство каждого биологического вида заключается в том, что он не может скрещиваться с другими видами - именно так он получает возможность функционировать в качестве автономной биологической единицы. Это свойство носит название репродуктивной изоляции. Оно реализуется при помощи нескольких механизмов.

Как образуются новые виды

В первую очередь, это разница в местообитаниях. Также это разница брачной окраски, несходство брачных ритуалов, отсутствие жизнеспособности у межвидовых гибридов. На начальных стадиях процесса видообразования ареал вида животных, являющийся предковым, разделяется на несколько изолированных друг от друга популяций. В этих отделенных друг от друга группах и накапливаются межвидовые различия. По прошествии некоторого времени эти популяции могут еще раз вступить между собой в контакт. Если при этом возникнет гибридизация, то это потомство должно быть менее приспособленным, чем родительские формы. Через какое-то время гибридизация останавливается, и процесс видообразования считается завершенным. Так предсказывает разработанная Чарльзом Дарвином теория эволюции.

Половой отбор

Вклад Дарвина в биологию состоит и в том, что именно он выдвинул оригинальную для своего времени идею о половом отборе в природе. В настоящий момент накоплено огромное количество доказательств в пользу этой теории. Дарвин понял, что у животных есть немало характеристик, которые не могут быть объяснены лишь адаптацией к условиям окружающей среды.

К примеру, роскошные перья у некоторых типов птиц (к примеру, у павлина) не могут быть названы адаптивными. Кроме того, такое оперение делает птицу еще более уязвимой для хищных животных. Также оно требует поступления в организм дополнительных питательных веществ с целью поддержания формы и окраски оперения. Ученый пришел к выводу, что эволюция, скорее, является проблемой размножения, нежели вопросом выживания видов. Любые признаки, которые передаются по наследству, и являются преимуществом в процессе спаривания, имеют тенденцию к распространению в популяции животных.

Типы полового отбора

Вклад Чарльза Дарвина в биологию состоит и в том, что, помимо выдвижения теории о половом отборе, он смог ее конкретизировать, выделив два типа этого механизма эволюции. Первый тип, иначе называемый соперничеством «самец-самец», - это состязание особей мужского пола за внимание самок. Такой тип соперничества помогает самцам развивать наиболее адаптивные признаки: например, большие рога, крепкие копыта. Вторая форма - это выбор самкой партнера для спаривания. В таком случае те черты, которые самки предпочитают в самцах, получают наибольшее распространение в популяции.

Рассматривая вклад Чарльза Дарвина в биологию, нельзя не упомянуть его слова о том, что предпочтения самок можно сравнить с действиями по выведению новых пород животных у людей. Ученый говорил: «У каждого животного есть определенные черты, индивидуальные отличия. Точно так же, как человек может выводить понравившийся вид домашних птиц, так и предпочтения самок во внешности самцов практически однозначно приведут к изменению и модификации признаков в популяции. Эти изменения могут достигать с течением времени любых масштабов, которые будут совместимы с жизнью вида».

Как другие ученые приняли концепцию Дарвина

Однако вклад Дарвина в развитие биологии не был по достоинству оценен учеными того времени. Например, теорию полового отбора принял биолог и статистик Р. И. Фишер с несколькими коллегами. Причиной того, что многие идеи не были восприняты обществом того времени, были патриархальные нравы. Ведь Дарвин жил в викторианскую эпоху, и его теория полового выбора практически не принималась во внимание, так как наделяла самок большой ролью в процессе эволюции. Сравнительно до недавнего времени данная теория не принималась учеными.

Дополнения Фишера

Фишер дополнил концепцию Дарвина несколькими концепциями о неконтролируемом половом отборе. Ученый назвал этим термином такой тип селекции, при котором формируется положительная обратная связь между выбором самок определенных черт в самцах, что и приводит к распространению этих черт. Например, павлиний хвост может эволюционировать и дальше до тех пор, пока не затруднит выживание этого вида. Ученый Захави выдвинул концепцию о том, что самки предпочитают крайне выраженные особенности, поскольку только здоровый организм может поддерживать такие признаки (лишь у полноценного павлина хвост может постоянно поддерживаться в таком состоянии).

Вклад Дарвина в биологию, кратко описанный в статье, очень велик. С самого детства Дарвин любил биологию, проявлял интерес к окружающему миру. Именно поэтому им и было сделано столько значимых достижений. Без Дарвина невозможно представить современную науку о природе. Кратко вклад Дарвина в биологию можно описать следующими тезисами:

  • Стал первым ученым, сумевшим объяснить теорию эволюции видов.
  • Открытия Дарвина стали основанием для современной синтетической эволюционной концепции.
  • Дарвин сделал весомый вклад в развитие генетики, так как доказал возможность изменения видовых признаков при помощи искусственного вмешательства.

Вклад в биологию Чарльза Дарвина кратко описать очень сложно, поскольку на его открытиях базируется вся эта дисциплина. Эволюционная теория - это практически неисчерпаемая область знаний. Множество вопросов ждут ученых нового поколения, которые на основании открытий Дарвина смогут выдвинуть новые теории и заполнить пробелы в концепциях современности.

Вклад Дарвина в развитие биологии стал возможным благодаря его умению выявлять важнейшие факты и явления, которые находятся в тесной связи с самыми главными вопросами в области естествознания. В те времена вопрос о происхождении видов еще не был поставлен перед учеными в ясной форме, однако Дарвин уже тогда обратил внимание на те феномены, которые содержали в себе ключ к решению этого непростого вопроса.

Профессиональный выбор Дарвина

Многие, кто интересуется тем, какой вклад в биологию внес Дарвин, бывают удивлены его биографическими данными. Ведь в 1831 году молодой Чарльз окончил университет с удовлетворительными оценками, как и многие другие из его товарищей. Сделать окончательный выбор в пользу биологических исследований ему помог профессор ботаники Дж. Хенслоу. Именно он вовремя обратил внимание на неординарные способности молодого Дарвина.

Путешествие

В 1831 году исследователь начал свое знаменитое путешествие на корабле под названием «Бигль», без которого вклад Чарльза Дарвина в развитие биологии вряд ли смог бы осуществиться. Плавание длилось 5 лет. За это время ученый посетил множество мест: Чили, Перу, Бразилию, а также Галапагосские острова. На каждом из них существует своя замкнутая фауна. И с самого начала своего исследования Дарвин серьезно заинтересовался теми способами, при помощи которых происходило переселение животных и растений. Немалый интерес вызвали у ученого и переходные формы между видами, которые у других исследователей вызывали только досаду, так как не вписывались в существующие тогда теории.

После путешествия

Вклад Дарвина в биологию не был по достоинству оценен учеными того времени, однако большую популярность среди простого населения получил его дневник путешествий. Он был написан очень простым языком. Хотя Чарльза Дарвина нельзя было назвать блестящим литератором, но любовь к окружающему миру и наблюдательность искупали несовершенства изложения.

Когда Дарвин вернулся из экспедиции, ему было 27 лет. И вопрос о его дальнейшей карьере разрешился словно сам собой, без каких-либо трудностей. Дарвин не считал себя кем-то, кто способен «двигать научное знание вперед». Просто на руках у него было огромное количество материала, а сам он уже составлял планы дальнейших исследований. Ученый так и сделал и следующие два десятка лет провел, обрабатывая те материалы, что были у него на руках.