Стихотворения и скороговорки на дифференциацию свистящих и шипящих звуков учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему. Индивидуальное занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале игры "веселый маршрут" Дифференц

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша
ша-са
са-ша-ша
сы-ши
ши-сы
СЫ-ши-ШИ
сэ-ше
ше-сэ
сэ-ше-ше
со-шо
шо-со
со-шо-шо
су-шу
шу-су
су-шу-шу
са-ша-са
ша-са-ша
сы-ши-сы
ши-сы-ши
сэ-ше-сэ
ше-сэ-ше
со-шо-со
шо-со-шо
су-шу-су
шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Формирование правильной речи - это часть воспитания. Иногда данному процессу препятствуют какие-то факторы, и тогда появляются дефекты. Одна из самых часто возникающих проблем у дошкольников - звуки "с","ш". Как же преодолеть трудности?

Развитие речи у детей

Ни один ребенок не научился говорить сразу. Тем не менее, формирование речи - процесс, который начинается практически с рождения. Разговаривая с малышом, родители помогают ему понять, как общаются люди, чем отличаются разные интонации и звуки. Затем ребенок начинает пытаться повторять слова за взрослыми, формирует собственный язык, основываясь на материнском. Наконец, происходит переломный момент - маленький человек начинает общаться с помощью понятных родителям и окружающим фраз. Но на этом процесс развития не заканчивается. Словарный запас, совершенствование артикуляции, дифференциация звуков и слов как на слух, так и в разговоре - всему этому необходимо уделять должное внимание. Часто все указанные процессы происходят сами по себе, но иногда детям необходима помощь. И в этом случае главное - вовремя заметить ошибки и не дать закрепиться неправильной модели в памяти. В ином случае есть риск переноса всех проблем и в письменную речь, а от этого избавиться будет гораздо сложнее.

Свистящие и шипящие звуки

В процессе становления речи и расширения словарного запаса часто случается так, что не позволяет малышу произносить все правильно. Дело в том, что активное усвоение фонетической системы начинается в 1,5 и заканчивается примерно к 5 годам. При этом выделяют несколько этапов.

Ребенок растет, а вместе с ним - и его возможности. Поначалу некоторые звуки смешиваются или заменяются на более простые в образовании. В действительности заднеязычные, шипящие и дрожащие [р] и [р"] представляют для детей наибольшую трудность. Их освоение происходит практически в последнюю очередь - к 5-6 годам. До этого наблюдается тенденция к смягчению, оглушению и упрощению. Так, свистящие звуки достаточно успешно заменяют шипящие. Однако освоив правильное произнесение самых сложных для себя фонем, ребенок может начать употреблять их даже там, где это не требуется. И тогда необходимо помочь ему все исправить до появления привычки.

К логопеду: когда и зачем

Недостаточное развитие речи - часто встречающаяся проблема, например, у детей, воспитывающихся в двуязычной семье. Кроме того, особенности становления каждого ребенка индивидуальны, но есть определенные признаки, заметив которые, можно начать думать о том, чтобы посетить специалиста. Проведя диагностику, логопед выявит проблемы, требующие коррекции. Так, часто бывает необходима дифференциация звуков [ш]-[с], [р]-[л], [ч]-[с] и некоторых других. Специалист разработает подходящую программу, включающую комплексную работу над проблемными парами.

Стоит помнить, что хотя коррекция возможна даже во взрослом возрасте, она гораздо проще и эффективнее проводится в период до 12 лет. Заметив, что на протяжении длительного времени ошибки не исчезают, не стоит закрывать на это глаза. Это может быть вызвано анатомическими причинами или психологическими проблемами.

Совершенствование и коррекция артикуляции

Разговаривая, люди не задумываются, что, произнося те или иные звуки, они задействуют огромное количество мышц. И от того, как происходило развитие ребенка в раннем возрасте, может зависеть, столкнется ли он с проблемами в дальнейшем.

Существует специальная которую необходимо проводить несколько раз в день. Она позволит развить и укрепить лицевые мышцы, что позитивно скажется на умении ребенка правильно произносить те или иные звуки, в том числе и шипящие со свистящими.

Дифференциация

[C]-[ш] - довольно часто встречающаяся в практике логопедов пара, требующая разграничения. Игровые методы, даже танцы и физические упражнения, разноцветные картинки и наглядные примеры, все это - оружие специалистов в борьбе с речевыми дефектами, ведь занятия не должны быть скучными.

Пренебрежение правильным произнесением гласных звуков может стать ошибкой, ведь именно они связывают слова воедино. При необходимости должна быть проведена работа по расслаблению лицевых мышц и формированию навыков правильных движений. Для этого логопед произносит все фонемы утрированно и медленно, объясняя, где должны находиться органы, участвующие в звукообразовании.

Механизм и этапы

Решение проблемы должно проводиться комплексно. При этом необходимо задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Итак, обычно предварительная коррекция проходит по следующей схеме:

  • Уточнение артикуляции звуков. С помощью зеркала или преподавателя ребенок может видеть, как должны работать лицевые мышцы, слышать, как правильно произносится та или иная фонетическая единица, ощущать поток выдыхаемого воздуха и то, какое положение занимают язык, губы и т. д.
  • Выделение звука в слоге. Упражнения включают имитацию речи, ребенок должен узнавать фонемы на слух и уметь повторять их.
  • Выделение звука в слове. Задача усложняется, поскольку в дело вступают многосложные Необходимо исключить примеры со сходными по акустическим свойствам фонемами.
  • Связывание с другими звуками. На данном этапе ребенок определяет, в какой части слова находится фонема, что идет перед ней или после нее.
  • Выделение звука в предложении. Это завершающий этап.

Основная часть работы, то есть непосредственная дифференциация звуков [ш]-[с], производится с помощью их сопоставления. Важную роль в данном случае играют навыки фонетического анализа, приобретенные на предварительном этапе.

Стандартное занятие с детьми до 8 лет длится до получаса в зависимости от усидчивости и работоспособности в каждом конкретном случае.

Самостоятельные занятия

Эффективность работы над правильной речью, безусловно, повысится, если помимо специалиста с ребенком будут упражняться родители. Расспросите о методиках домашних занятий логопеда или разработайте их самостоятельно. После того как будет произведена слуховая дифференциация [с]-[ш], звуки следует разграничить и в смысле произношения. Для того чтобы научить ребенка правильно складывать фонемы друг с другом нужно регулярно проводить упражнения по имитации следующих слогов: са, со, су, ша, шо, шу. Для продолжения процесса, то есть в целях интеграции полученных единиц в слова и предложения, используются так называемые чистоговорки. В конечном итоге правильное произнесение звуков в каждом конкретном случае не будет вызывать никаких затруднений и станет машинальным. Тогда можно считать, что дифференциация звуков [ш]-[с] завершена.

О важности правильного настроя

Разумеется, многие мамы очень переживают, обнаруживая, что ребенок несовершенен в своем развитии. Слишком большая психологическая нагрузка может сказаться на детях, в том числе она проявляется в форме речевых дефектов. В первую очередь необходимо несколько умерить перфекционизм, снизить требования (да, это человек, но маленький!), дать ребенку понять, что его будут любить во что бы то ни стало.

Дифференциация звуков [ш]-[с] или любых других должна происходить в дружелюбной атмосфере, нельзя ругать или наказывать детей за непреднамеренные ошибки, а можно лишь корректировать и настаивать на правильном произнесении. Для этого необходимы любовь и терпение.

Подберите упражнения, необходимые для постановки “ р “.

1. Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой, ребёнок при этом произносит да или тж.

2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

3 «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

4. Постановка Р из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

5. "Автомат": губы в улыбке, зубы соединены, часто произносить Д-Д-Д.

6. "Протолкни язычок": то же положение, только язык проталкивать сквозь сомкнутые зубы с усилием. 5-7 раз.

7. «Пылесос»- пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

8. Упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды.

дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды....

дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...

9. "Болтушка (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке А выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

10. Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончк языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

11. Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша ша-са са-ша-ша

сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ

сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше

со-шо шо-со со-шо-шо

су-шу шу-су су-шу-шу

са-ша-са ша-са-ша

сы-ши-сы ши-сы-ши

сэ-ше-сэ ше-сэ-ше

со-шо-со шо-со-шо

су-шу-су шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный. Писать - решать Коса - каша

Лиса - Миша Шалаш - салат

Кусок мешок Сила -шило

Носок -пушок Каска- кашка

Сумка -шутка Маска -Машка

Крыса- крыша Миска- мишка

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ

На лугу горошек, кашка,

А кувшинки у реки,

Вдоль дорог цветут ромашки,

А на поле - васильки.

Колокольчик на опушке

Мне кивает головой.

Колокольчик на опушке

Светло-синий, голубой.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла

Не смотрите, что мала.

Я песком посыплю густо

Всю дорожку у ворот,

А ещё ступеньки, спуски,

Потому что - гололёд.

Дед Мороз принёс подарки:

Шашки, шахматы и марки,

Кукол, мишек и машины,

Две хлопушки и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

Намою ладошку лист похож у клёна,

Осенью - оранжевый, летом он зелёный.

Словно перышки, листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана - словно опахала,

Было листьев очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке, у сосны,

Распустилась верба.

Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

Стеша спешила,

Рубашку шила,

Да поспешила -

Рукав не дошила.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Как в капюшоне

Он смешон.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

АЛЁШИНА ШАПКА

Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

БЕЛКА СМЕЛКА Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.

Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.

Шишки ела, нам велела.

А мы шишек не едим, Бегут по кругу.

Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири по четыре наклона головы. Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,

Греются на солнышке. - Головой вертят, на второе - хлопок по бокам

Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками

За метелью! За метелью!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ -[Ж]

Проговаривать слоги, учиться различать звуки , [Ж].

за-жа жа –за за-жа-жа

зы-жи жи -зы зы-жи-жи

зе-же же-зэ зе-же-же

зо-жо жо-зо зо-жо-жо

зу-жу жу-зу зу-жу-жу

за-жа-за жу-зу-жу

зы-жи-зы жи-зы-жи

зэ-же-зэ же-зэ-же

зо-жо-зо жо-зо-жо

Проговаривать слова, учиться различать звуки , [Ж].

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать Звук - жук Зал - пожар

Роза - рожа Коза - кожа

Лиза - лыжа Гроза - дрожать

Лизать - держать Тазы - ужи

Сказать - бежать Корзинка -пружинка

Разный - бумажный Резвый - нежный

Проговаривать предложения, учиться различать звуки , [Ж].

Возле лужи - зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

Выучить стихотворение, учиться различать звуки , [Ж]

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Серый козлёнок,

Жёлтый утёнок,

Ёжик-иглун,

Зайка-скакун -

К нам приходите,

Сон приводите.

Встаньте, зверюшки,

Ближе к подушке.

Сон посерёдке,

Тихий и кроткий.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки -[Ж].

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

Отработав произношение звуков и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

Зря в окошко не стучи Четыре прыжка на левой ноге.

Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.

Станет травка гуще!. Потянуться, руки вверх.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]--[Ш]-[Ж]

Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

Сани - залы - шарик - жало

Суп - зуб - шут - жук

Сом - зонт - шов - жор

Лиса - Лиза - Луша-лыжа

Пасу - козу - укушу - вяжу

Носок - возок - мешок - снежок

Учимся различать звуки [С], , [Ш], [Ж] в предложениях.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж]в словах.

Петушок, петушок

Носит красный гребешок,

На сапожках шпоры,

На хвосте узоры.

Конь бежит,

Вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Петушок в сапожках

Песни поёт.

Курочка в серёжках

Избушку метёт.

Весна-красна

На чём пришла?

На жёрдочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах.

Кукует кукушка в лесу, на опушке,

В болоте, за кочкою спорят лягушки,

В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

В ночном возле речки заржал жеребёнок.

В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

Сынишке поёт колыбельную мама.

И глазки закрыл непослушный сынишка,

И выпал из рук его плюшевый мишка.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы.

И зима настала. (И.Суриков)

СНЕЖИНКИ

На что похожи лёгкие снежинки?

Ответить сложно, я скажу вам прямо.

На звёздочки, на искорки, на льдинки

И на салфетку, что связала мама.

НЕНАСТЬЕ.

Не пускают в гости Настю.

На дворе с утра ненастье.

Дождь косой стучит в окно,

Даже днём уже темно.

На газонах грязь и лужи,

Ветер в лужах листья кружит.

ЧТО ЗА ЧЕМ?

За зимой весна, за летом осень,

Отзвенит капель, придёт жара,

А потом деревья листья сбросят,

И наступит снежная пора.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж].

В БЕРЛОГЕ

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок. (по В.Бианки)

МАЙСКИЙ ЖУК

Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали. (по Г. Скребицкому)

Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна - в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,- сказала Жанна.

Отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

СНЕЖНАЯ БАБА

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

(И.Демьянов)

5. Какие виды работ возможны для развития фонематического восприятия?

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

*На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).

*Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

*Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

*Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

*Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
  2. Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
  3. Заучивание скороговорок:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

Сшибать шишки с сосны.

Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
  2. Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.
  3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 2 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
  2. Выделение звуков С, Ш в словах:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

  1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
  2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 7 Звуки С-Ш

  1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
  2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
  2. Счет 1-10 – путешественник, штепсель.
  3. Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

№ 11 Звуки С-Ш

Русские народные скороговорки:

Веселей Савелий, сено пошевеливай.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

У Степана есть сметана, простокваша и творог.

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

№ 5 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
  2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 6 Звуки С-Ш

  1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
  2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

  1. Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

  1. Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

№ 9 Звуки С-Ш

Стихи:

– Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

Я взяла под мышку плюшевого мишку.

В ванну посадила и пошла за мылом.

Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 10 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

– Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

– Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела – встала. «Спасибо,» – сказала.

Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

И что не в Африке спит он, а дома он опять.

«Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»


ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Ш - Ж И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Ш - С - Ж - 3

Жихарева-Норкина Ю.Б.

Жук

Однажды Женя поймал жука. Жук был большой и зелёный. Женя положил жука в кармашек, но жук вылетел.

Жук стал кружиться и жужжать: жу-жу-жу! Женя испугался и убежал.

ВОПРОСЫ:

1) Кого поймал Женя?

2) Какой был жук?

3) Куда Женя положил жука?

4) Что сделал жук?

5) Почему убежал Женя?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Кто ещё может жужжать?

2) Каких жуков ты знаешь?

Кошка Машка

У Наташи жила кошка Машка. У кошки родилось шесть котят.

Однажды в окошко влетел петушок. Кошка Машка зашипела и бросилась на петушка. Она решила, что петушок может навредить котятам.

Наташа услышала шипение и петушиный крик, прибежала и выгнала петушка из дома. Потом подошла, погладила и успокоила кошку Машку и котят.

ВОПРОСЫ:

1) У кого жила кошка Машка?

2) Сколько котят родилось у кошки?

3) Кто однажды влетел в окошко?

4) Почему кошка Машка зашипела и бросилась на петушка?

5) Что услышала Наташа?

6) Что она сделала?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Чем кошка кормит маленьких котят?

2) К каким животным относится кошка?

3) Какую пользу человеку приносит кошка?

В саду

Жанна гуляла в саду. В саду было много ос.

Вот летит и жужжит одна оса. Она покружилась над ромашкой и села на неё. Жанна подошла поближе и стала разглядывать осу. На полосатом брюшке осы она увидела жало.

Жанна не удержалась и протянула палец к осе. Оса неожиданно взлетела и ужалила Жанну. Жанне было больно, но она постаралась не плакать и побежала домой к маме, чтобы прижечь зелёнкой место укуса.

ВОПРОСЫ:

1) Где гуляла Жанна?

2) Кто летал и жужжал в саду?

3) Куда села оса?

4) Что увидела Жанна на полосатом брюшке осы?

5) Что сделала, не удержавшись, Жанна?

6) Что неожиданно сделала оса?

7) Зачем Жанна побежала домой к маме?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Почему может ужалить оса?

2) Кто ещё может ужалить?

Миша - медвежонок

Наступила зима, выпал белый снежок.

Радуется зиме Миша. Весело зимой: снежки и снежные бабы, санки и коньки.

Папа купил Мише лыжи. Мама сшила Мише тёплую шубку. Бабушка связала цветные шапку, шарф и варежки.

Надел всё это Миша и стал похож на смешного медвежонка.

ВОПРОСЫ:

1) Когда выпал снежок?

2) Почему Миша радуется зиме?

3) Что папа купил Мише?

4) Что мама сшила Мише?

5) Что связала бабушка?

6) На кого похож Миша в одежде?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Какой большой праздник есть зимой?

2) В чём ты ходишь зимой?

3) Назови зимние месяцы.

Рыжуха

В деревне есть конюшня. Там живёт много лошадей. У лошади Рыжухи родился рыжий жеребёнок. Его назвали Рыжиком.

Рыжуха ухаживает за своим жеребёнком, кормит молоком, лижет его. Ножки у Рыжика слабые, он даже стоит еле-еле.

Постепенно Рыжик окреп, стал большим жеребёнком. Теперь он везде бегает за Рыжухой и не отстаёт от мамы.

ВОПРОСЫ:

1) Кто живёт в конюшне? 2) Какой жеребёнок родился у лошади Рыжухи?

3) Как его назвали?

4) Как ухаживала Рыжуха за жеребёнком?

5) Почему Рыжик стоял еле-еле?

6) Что потом было с Рыжиком?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) К каким животным относится лошадь?

2) Какую пользу человеку она приносит?

Алёша и жук

Алёша гулял в саду. Налетел большой жук на Алёшу. Алёша с испуга сел на землю, а жук у него в волосах жужжит и жужжит.

Алёша заплакал. А жук не может улететь, он запутался в Алёшиных волосах. И такой шум Алёша и жук вдвоём подняли!

Услышала шум бабушка, подошла к Алёше. Она жука выпутала из волос, жук и улетел. «Стыдно тебе, Алёша, плакать. Эх ты, жука испугался!» - сказала бабушка.

ВОПРОСЫ:

1) Где гулял Алёша?

2) Кто налетел на Алёшу?

3) Что с испуга сделал Алёша?

4) Почему жук жужжал в Алёшиных волосах и не улетал?

5) Кто подошёл к Алёше?

6) Что сделала бабушка?

7) Что сказала потом бабушка?

Ёжик в школе

Саша принёс в школу ежа. Он положил ежа на пол. Ёжик лежал неподвижно. Когда школьники отошли от него на несколько шагов, ёжик побежал в угол и спрятался под шкаф.

Прошло шесть дней. Ёжик уже никого не боялся и бегал по классу. Ежа дети хорошо кормили.

Так жил ёжик в школе шесть недель. Потом ежа выпустили на волю.

ВОПРОСЫ:

1) Кто принёс в школу ежа?

2) Куда Саша положил ежа?

3) Как лежал ёжик?

4) Что сделал ёж, когда школьники отошли от него?

5) За сколько дней ёжик привык к детям?

6) Сколько недель ёж жил в школе?

Сторож

Пошли детишки к дедушке на пасеку за мёдом без разрешенья. Крышку улья подняли, а сами и говорят: «Смешной дедушка, не ставит сторожей мёд сторожить». А пчела тут как тут:

Жу-жу-жу - кругом гляжу,

Жу-жу-жу - деду скажу,

Жу-жу-жу - в нос угожу.

Аза ней летит другая, третья. Испугались детишки и убежали. Гриша и говорит: «Мёд хороший, да только сторожей много! Летают и жужжат: скажу, скажу, скажу».

ВОПРОСЫ:

1) Куда пошли без разрешенья детишки?

2) Что говорили они, когда подняли крышку улья?

3) Чего испугались детишки?

4) Что сказал Гриша о мёде?

Ужи

У Андрюши бабушка и дедушка живут в деревне. Летом Анд-рюша жил у них. Андрюша написал домой письмо:

«Папа и мама! Здесь идёт сенокос. Я каждый день хожу на сенокос. Однажды мы пошли с дедушкой на дальние луга. Я лежал на сене. В кустах стоял наш кувшин с молоком. Лежу я и вижу: ползут ко мне две большие змеи. Мне стало жутко, я лежу тихо, не шевелюсь. Змеи всё ближе и ближе к кувшину. Одна из них уже опустила голову в кувшин. Тут подошёл дедушка. Он сказал: «Что же ты, Андрюша, лежишь и не видишь, как ужи молоко пьют? Эх ты, ужей испугался! Ужи не страшны, у них нет яда».

ВОПРОСЫ:

1) Где живут Андрюшины бабушка и дедушка?

2) Когда Андрюша жил у них?

3) Куда написал письмо Андрюша?

4) Куда каждый день ходит Андрюша?

5) Где лежал Андрюша?

6) Что стояло в кустах?

7) Кто приближался к кувшину?

8) Что сказал дедушка Андрюше?

После школы

Пришла Маша из школы. Дома были бабушка и младший братишка.

Бабушка накормила Машу обедом. После этого Маша нашла книжку со сказками и почитала её бабушке и братишке.

Сказку бабушка и братишка слушали внимательно. Хорошая была сказка! Да и читала Маша хорошо: быстро и без ошибок.

ВОПРОСЫ:

1) Откуда пришла Маша?

2) Кто был дома?

3) Что сделала бабушка?

4) Кому Маша читала книжку со сказками?

5) Как слушали Машу бабушка и братишка?

6) Как читала Маша?

Запасливый ёжик

Серёжин дедушка работал сторожем. Он сторожил фруктовый сад.

Однажды дедушка положил на подстилку несколько хороших груш и яблок. В это время Серёжа позвал дедушку ужинать. Пришёл дедушка опять в сад и видит: груш и яблок стало меньше.

Дедушка решил проследить, кто же таскает груши и яблоки.

Неожиданно дедушка увидел на дорожке ёжика. Ёжик подошёл к подстилке и лёг спиной прямо на груши и яблоки. Одна груша и одно яблоко накололись ёжику на иголки.

Ёжик пошёл назад по дорожке, а дедушка - тихонько за ним. Ёжик пришёл к своему гнёздышку и сложил туда грушу и яблоко. Дедушка увидел там много груш и яблок.

ВОПРОСЫ:

1) Что сторожил Серёжин дедушка?

2) Что положил однажды дедушка на подстилку?

3) Куда Серёжа позвал дедушку?

4) Что увидел дедушка, когда вернулся?

5) Что решил сделать дедушка?

6) Как ёжик таскал фрукты?

7) Куда складывал ёжик яблоки и груши?

Шарик

У Серёжи живёт пёс Шарик. Они живут дружно.

Идёт Серёжа в школу, а Шарик за ним бежит. Серёжа занимается в школе, а Шарик во дворе лежит, ждёт Серёжу.

Идут школьники из школы, и Шарик бежит с ними, весело лает.

Шарик не отстаёт от Серёжи: даже в футбол с ребятами играет. Хорошо и весело всем: и Шарику, и Серёже, и ребятам.

ВОПРОСЫ:

1) Кто живёт у Серёжи?

2) Как живут Серёжа и Шарик?

3) Что делает Шарик, когда Серёжа в школе?

4) Во что играет Шарик с Серёжей и ребятами?

5) Кому хорошо и весело?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Какое время года на картинке?

2) Как ты догадался?

3) Назови осенние месяцы.

Вот так покатался!

Пришли дети из школы. Они взяли лыжи и санки и пошли гулять.

Гоша позвал собаку Дружка, взял вожжи и запряг Дружка в санки. Гоша сел в санки и стал погонять Дружка. Дружок катал Гошу по всему двору.

Вдруг по дорожке пробежала кошка. Дружок увидел её, рванулся и побежал за ней. Вожжи оборвались, санки опрокинулись, и Гоша упал в снежный сугроб.

Шапка у Гоши свалилась, а в шубу и варежки набилось много снега.

Ребятишки смеялись: «Вот так покатался!»

ВОПРОСЫ:

1) Откуда пришли дети?

2) С чем они пошли гулять?

3) Кого запряг Гоша в санки?

4) Где катал Гошу Дружок?

5) За кем побежал Дружок?

6) Что было с Гошей, с его шапкой, шубой и варежками?

Кошка и жаворонок

На крыше сарая, свернувшись клубком и поджав лапки, спала кошка. Возле кошки на крышу сел жаворонок и стал разглаживать перышки.

Кошка проснулась, но не стала сразу же открывать глаза. Сперва она послушала, где сидит жаворонок и что он делает. Потом немножко приоткрыла глаза и приготовилась к прыжку.

Кошка бросилась на жаворонка, но он успел взлететь.

Нельзя птицам сидеть рядом с кошкой, даже если она спит. Кошки - хитрые животные.

ВОПРОСЫ:

1) Как кошка спала на крыше сарая?

2) Что делал жаворонок на крыше?

3) Что послушала кошка с закрытыми глазами?

4) Зачем кошка приоткрыла глаза?

5) Почему кошка не поймала жаворонка?

6) Почему птицам нельзя сидеть рядом с кошкой?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Назови ещё домашних животных, кроме кошки.

2) К каким птицам относится жаворонок?

3) Каких перелётных птиц ты знаешь?

Санки

Зимой во дворе много снега. Дети сделали снежную горку. Все катаются, кроме Жени. У Жени нет снегоката.

Дедушка, купи мне снегокат, пожалуйста. Мы построили снежную горку, а снегоката у меня нет!

Ну хорошо, - говорит дедушка.

Назавтра дедушка и Женя пошли в спортивный магазин и выбрали снегокат: жёлтый, с жёстким широким сиденьем.

Женя тут же побежал с ним во двор и катался с горки целый день.

ВОПРОСЫ:

1) Что сделали дети во дворе зимой?

2) Почему Женя не катался с горки?

3) Что попросил Женя у дедушки?

4) Куда дедушка и Женя пошли покупать снегокат?

5) Какой снегокат купили Жене?

6) Что делал Женя целый день?

На лыжах

Жорику было шесть лет. Папа купил ему лыжи.

Жорик надел лыжи и пошёл на горку. Но лыжи никак не шли у Жорика вверх. Тогда Жорик снял лыжи, взял их в руки и пошёл на горку пешком.

С горки на лыжах катались друзья Жорика. Они помогли Жорику надеть лыжи и показали, как надо съезжать вниз.

Жорик поехал и сразу упал. Второй раз он тоже упал, но не сразу. Потом Жорик съехал с горки хорошо.

Домой Жорик пришёл довольный: он уже умел кататься с горки на лыжах.

ВОПРОСЫ:

1) Сколько было Жорику лет, когда папа купил ему лыжи?

2) Куда Жорик пошёл на лыжах?

3) Как Жорик поднялся на горку?

4) Кто катался с горки?

5) Как друзья помогли Жорику?

6) Как Жорик учился съезжать с горки?

7) Почему Жорик пришёл домой довольный?

Дедушка Саша

Дедушка Саша жил в лесу. Он сторожил лес: смотрел, чтобы люди не портили растения, не обижали животных.

Изба у дедушки Саши была хорошая, большая. Там же летом жила внучка Наташа.

Наташа готовила деду обеды и ужины, ухаживала за огородом, помогала дедушке Саше в лесу.

ВОПРОСЫ:

1) Где жил дедушка Саша?

2) Что он делал в лесу?

3) Какая изба была у дедушки Саши?

4) Кто жил летом у дедушки Саши?

5) Что делала Наташа?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Кем работал дедушка Саша в лесу?

2) Какие животные живут в наших лесах?

3) Что можно вырастить на огороде?

Зимой

За школой есть гора. Зимой она вся заснежена.

Весь день на горе много детишек: и постарше, и помладше.

Вот Антоша и его собака Пушок сели на санки и покатились вниз. Санки едут быстро с горы. Пушку немножко страшно, а Антоше весело.

ВОПРОСЫ:

1) Что есть за школой?

2) Какая гора зимой?

3) Кого много на горе зимой целый день?

4) На что садится Антоша с собакой Пушком?

5) Почему Пушку немножко страшно, а Антоше весело?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Как можно догадаться, что на картинке зима?

2) Что можно делать на улице зимой?

Журка

Однажды осенью Паша нашёл за садом журавлика. У журавлика было сломано крылышко. Он не мог летать, только неуклюже ходил.

Паша взял журавлика к себе домой и стал за ним ухаживать.

Паша назвал журавлика Журкой.

Журка постепенно поправился. Он привык к Паше и смешно везде ходил за ним.

Весной подросший и выздоровевший Журка улетел от Паши к своей семье.

ВОПРОСЫ:

1) Кого Паша нашёл осенью за садом?

2) Что было сломано у журавлика?

3) Что мог делать журавлик?

4) Что сделал Паша?

5) Как Паша назвал журавлика?

6) Что смешно делал Журка?

7) Что произошло весной?

Ёлка

Скоро в школе будет Новый год. Школьники спешат сделать игрушки на ёлку и украшения для зала.

Вот лежат уже готовые игрушки: мышка, медвежонок и ёжик. Их слепил из глины и покрасил Саша Бушуев. Саша любит лепить. Он может слепить даже жирафа, кошку и мартышку.

Саша и остальные школьники повесят свои игрушки на ёлку, украсят зал дождиком и шарами. Будет школа - красивая, а Новый год - весёлым!

ВОПРОСЫ:

1) Что скоро будет в школе?

2) Что спешат сделать школьники?

3) Кого слепил Саша Бушуев из глины?

4) Кого Саша может слепить?

5) Как школьники украсят ёлку и зал?

6) Зачем нужны игрушки, дождик и шары?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Когда наступает Новый год?

2) Что такое Рождество?

3) Что нужно для встречи Нового года?