Cочинение «Ионыч - характеристика литературного героя. Главные герои рассказа «Ионыч» Чехова и их описание Этапы внутренней деградации доктора старцева таблица

Главный герой рассказа Чехова - символ духовной деградации человека и людей в целом. Мы видим жизнь города его глазами, его мысли, простые и разумные, характеризуют нравы и жизнь общества. Но проходит время, и главный герой Ионыч понимает, что, добившись многого, он потерял что-то очень важное. Его пылкие чувства к Екатерине Ивановне так же быстро утихли, как и появились. Мечту и стремление к развитию Старцев променял на стабильность и комфорт. Описание жизни Ионыча в конце произведения уныло и серо: толстый некультурный старый врач, вечно кричащий на пациентов.

Характеристика героев «Ионыч»

Главные герои

Старцев Дмитрий Ионович

В начале произведения - молодой земский врач, целеустремлённый и амбициозный. Он противопоставляется городу, в котором царит апатия, безделье, азартные игры. Мечтает окарьере, влюблён в дочь Туркиных. После отказа возлюбленной Старцев медленно превращается в Ионыча: много работает, нигде не бывает, деградирует. С каждым годом он становится полнее, стареет. Встреча с Котиком доказывает его мысль о том, что она слишком капризна, что жизнь с ней была бы сложной. В конце рассказа образ главного героя глобально меняется, он становится тем, кого сам когда-то презирал.

Туркин Иван Петрович

Глава семьи, которую считают самой образованной и талантливой в городе. Полный брюнет, всегда в хорошем расположении духа: рассказывает анекдоты, каламбуры. Устраивает показы пьес в любительском театре, играет сам. В списке его заслуг «очень театральное» покашливание в роли генерала. По его лицу сложно понять, когда он серьёзен, а когда шутит. Сентиментален, любит дочь и супругу. Этот персонаж статичен, не меняется на протяжение всего повествования, даже шутки и анекдоты, спустя годы остаются прежними.

Туркина Вера Иосифовна

Супруга Ивана Петровича, красивая худощавая женщина. Пишет романы и читает их гостям. Консервативна, боится изменений, апатична из-за сытой размеренной жизни. В шутку заигрывает с каждым гостем, говоря ему, что тайно влюблена, но её муж ужасно ревнив. Её образ так же статичен, как и супруга. Единственное, что меняется в жизни Веры Иосифовны - с возрастом у неё развивается мигрень.

Туркина Екатерина Ивановна, Котик

Дочь Туркиных, считающаяся талантливой пианисткой. Красивая молодая девушка, в семье её зовут Котик. С поступлением в консерваторию у Екатерины Ивановны не сложилось. В начале произведения она, молодая капризная, игривая особа 18 лет, верит в какое-то необыкновенное будущее, уготованное ей. После возвращения в родительский дом она становится в чём-то мудрее, спокойнее и больше ни о чём не мечтает. Восхищается доктором Старцевым, считает его примером.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Ионыч» герои живут спокойной устоявшийся жизнью, Чехов мастерски изображает абсурд и однообразие их существования. Только главный персонаж меняется, причём в худшую сторону. Автор показывает, что только человек, исполняющий своё призвание, развивается и живёт полноценной жизнью. Всё остальное - серое и унылое существование, прожигание жизни впустую. В таблице характеристики героев образ Старцева - единственный, претерпевающий изменения, остальные герои как бы застывают в развитии, что усиливает эффект их деградации.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Ионыч». Доктор из губернского города С. заводит знакомство с семьей Туркиных и влюбляется в их дочь Екатерину. Однако роман не имеет развития, а персонажей со временем поглощает трясина провинциального бытия.

История создания

Чехов пишет рассказ «Ионыч» в 1898 году, и тогда же текст впервые публикуется в номере девятом литературного приложения к популярному журналу «Нива». За рассказ Чехов принялся после возвращения из Франции весной 1898 года. Сохранились записные книжки писателя, где тот обрисовывает сюжет. Изначально в центре внимания автора была семья Туркиных, которые в первой редакции носили другую фамилию.

Глава семьи должен был быть остряком-чиновником, который играет на сцене и поет, супруга героя должна была писать повести либерального толка и шутки ради заигрывать с окружающими при муже. Чехов собирался сконцентрировать внимание на этом семействе, чтобы развенчать их и изобразить в итоге пустыми людьми, но в окончательном варианте «под ударом» оказывается и доктор Старцев.


В 1966 году на киностудии «Ленфильм» вышел черно-белый фильм «В городе С.» - экранизация рассказа «Ионыч», снятая режиссером Иосифом Хейфицем. В роли Дмитрия Старцева снялся актер . Режиссер изображает печальный жизненный путь доктора Старцева, заканчивающийся полной деградацией личности, а образ губернского города С. наполнен кладбищенской символикой.

«Ионыч»

Молодой доктор Старцев приезжает в село Дялиж под губернским городом С. и знакомится с известной в городе семьей Туркиных. Глава семьи ставит любительские спектакли, супруга пишет повести и романы, которые зачитывает друзьям, а дочь Екатерина играет на рояле. Старцев по приглашению приходит в гости и проводит в компании Туркиных вечер. Герои душевно проводят время - пьют чай, хозяйка Вера читает вслух свой роман, а Екатерина музицирует. Старцеву Туркины нравятся, и герой уходит от них в хорошем настроении.


Через несколько месяцев молодой доктор снова оказывается в доме Туркиных, куда его пригласили к хозяйке дома, страдающей мигренями. Герой увлекается Екатериной Туркиной и начинает часто наведываться в гости, чтобы провести с девушкой время и побеседовать. Скоро доктору становится трудно обойтись без общества Екатерины и неделю.

Однажды девушка решила пошутить, назначив Старцеву свидание ночью на кладбище. Доктор понимает, что это не более чем шутка, и все-таки приезжает на кладбище в полночь, где долго слоняется меж могил в одиночестве. На следующий день доктор делает Екатерине Туркиной предложение, но девушка не желает идти замуж. Героиня собирается уехать из скучного провинциального города С. и стать артисткой. Через несколько дней Екатерина в самом деле уезжает поступать в московскую консерваторию, и доктор прекращает переживать о ней.


Доктор Старцев и Туркина

Время идет, Старцев богатеет и расширяет практику. И через несколько лет снова попадает в дом Туркиных, где встречает Екатерину. Та не смогла стать знаменитой пианисткой, как собиралась, и вернулась в родительский дом, где дела обстоят по-прежнему. Все так же пьют чай, мать пишет романы. После этого визита Старцев с Туркиными больше не общается. Герой утопает в скуке, алчности и недовольстве жизнью и постепенно деградирует. В доме Туркиных тоже все остается по-прежнему, герои только стареют и совершенно не развиваются.

Доктор Дмитрий Ионович Старцев начал карьеру как земский врач в селе Дялиж в окрестностях губернского города С. Герой вырос среди простых и необеспеченных людей, в семье дьячка - мелкого служителя церкви. По характеру Дмитрий Ионович человек добрый и неглупый, Екатерина Туркина называет героя «лучшим из людей». В глазах общественности Дмитрий Ионович предстает интеллигентным человеком, на работе много трудится. Герой так занят в больнице, что не может найти свободного времени на личные дела.

Поначалу у Дмитрия Старцева нет денег, и живет герой довольно бедно. Девять верст, которые отделяют село Дялиж от города С., герою приходится преодолевать пешком, потому что денег на лошадей у Дмитрия Ионовича нет. Молодой доктор интересуется не только одной медициной, но и литературой и искусством. Он часами может беседовать об этих предметах. Старцев любит также рассказывать о работе в больнице, увлеченный тем, что делает.


По молодости лет доктор Старцев «пламенно» влюбляется в Екатерину Туркину, которая отказывается становиться женой героя, несмотря на общность интересов и нежность, которую Старцев проявляет к ней. Карьера доктора тем временем потихоньку идет вверх, и уже через год Старцев может позволить себе обзавестись парой лошадей и нанять кучера.

Через четыре года после того, как герой разорвал отношения с Екатериной, читатель видит уже иную картину. Старцев растолстел и заработал одышку, разлюбил ходить пешком и разъезжает по городу на тройке лошадей. Время героя занято большей частью работой. У Старцева обширная практика. Утром герой торопливо принимает пациентов в селе, затем берет тройку и едет в город, где его тоже ждут пациенты. Домой герой возвращается поздно ночью.


Иллюстрация к произведению Чехова "Ионыч"

Друзей у Старцева нет. Герою приходится по долгу службы видеть много людей и бывать в разных домах, но пациенты и прочие обыватели вызывают у Старцева одно глухое раздражение. Их взгляды на жизнь, внешний вид и разговоры неприятны герою, поэтому Старцев близко ни с кем не сходится. Жизнь героя тускла и однообразна, Старцеву не хватает впечатлений. По собственному ощущению, герой только «старится» и «опускается». Работа превращается для Старцева в средство наживы, и ничего хорошего в такой жизни он не видит.

Через четыре года, когда Старцев снова встречается с Екатериной, у него не остается к женщине никаких нежных чувств, и доктор только радуется, что не женился прежде. Сама Екатерина жалеет, что отказала тогда Старцеву, и хочет снова сблизиться, но герой никаких близких отношений уже не желает. Екатерина кажется Старцеву слишком бледной, выражение лица героини, улыбка, голос и даже платье и кресло теперь вызывают у Старцева отторжение. В итоге доктор вовсе перестает навещать Туркиных.


Проходит еще несколько лет, и доктор Старцев превращается в неприятного типа, которого окружающие зовут исключительно «Ионычем». Доктор разжирел еще больше, стал нездорово красен лицом, начал тяжело дышать и ходить теперь может, лишь откинув назад голову. Герой разбогател настолько, что прикупил себе имение и два дома в городе, и собирается еще приобрести третий. Работы стало еще больше, и Старцеву «некогда вздохнуть».

У героя появляется своеобразное «развлечение» - по вечерам вытаскивать из всех карманов деньги, полученные от пациентов за день, и любовно те пересчитывать. Когда набирается достаточно крупная сумма, герой кладет деньги на счет в Обществе взаимного кредита.

Характер у Старцева портится окончательно, а жизнь полностью лишена смысла и однообразна. Доктор легко раздражается на пациентов, сердится и повышает на больных голос, с нетерпением стучит об пол палкой. Герой живет один, никаких интересов у него не осталось. Жить Старцеву скучно. Вечерами герой ходит в клуб, где играет в винт, а затем ужинает в одиночестве за большим столом. Юношеская любовь к Екатерине Туркиной оказывается единственным светлым эпизодом в жизни героя.

Дальнейшая биография героя неизвестна.

Цитаты

«Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрывать этого».
«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Рассказ «Ионыч» Антон Павлович Чехов написал в 1898 году . Главная мысль произведения, по мере написания, несколько раз менялась.

Изначально автор хотел показать в рассказе отсутствие цели жизни у персонажей, окружавших главного героя, но в конце концов писатель пришел к мысли, что жизнь Старцева (Ионыча) также полностью бессмысленна. О чем нам хотел сказать в рассказе «Ионыч» Чехов: краткое содержание.

Вконтакте

Сюжет

Действие происходит в губернском городе С. В центре всеобщего внимания находится семейство Туркиных. Их можно сравнить с местной достопримечательностью, обязательной для посещения. Все члены семьи обладают выдающимися талантами, по сравнению с другими жителями города.

  1. Отец семьи, Иван Петрович, умел организовывать любительские театральные постановки.
  2. Хранительница очага, Вера Иосифовна, писала литературные произведения .
  3. Их единственная дочь, Екатерина Ивановна, которую в домашней обстановке ласково называли Котик, бегло играла на рояле.
  4. Своим актерским мастерством выделялся даже их лакей Павлуша.

Неподалеку в деревне Дялижи поселился земский доктор Д.И. Старцев . Главная семья города его сразу же пригласила в гости. День, проведенный у Туркиных, оставил приятные впечатления в душе Дмитрия Ионовича. Он слушал роман хозяйки, пил чай, а также наслаждался музицированием Котика.

Зарождение дружбы

Долгие месяцы главный герой не появлялся в доме талантливого семейства. Однако вскоре его призвала туда докторская работа . У Веры Иосифовны обнаружились мигрени, и врача позвали, чтобы облегчить ее самочувствие.

С тех пор между Туркиными и Старцевым начала зарождаться дружба . Он все чаще приезжал к ним в гости. Использовал любую минуту, чтобы оказаться рядом с членами семьи. И эта притягательность легко объясняется его внезапно вспыхнувшими нежными к Екатерине Ивановне .

Здесь в рассказе возникает тема любви. Главные герои обсуждают литературу, музыку, искусство, им хорошо в обществе друг друга. Для Дмитрия Ивановича неделя вдали от объекта своей любви – настоящее испытание. Однажды Котик назначает земскому доктору свидание на кладбище . Тот понимает, что предложение девушки – всего лишь шутка. Однако ночью Старцев отправляется на место встречи. Многие часы он провел, блуждая среди могил и памятников.

На следующий день, посетив Туркиных, молодой человек делает Котику предложение руки и сердца , но получает отказ. Екатерина Ивановна полна желания покинуть эти места, чтобы начать карьеру артистки. Она страстно желает посвятить всю свою жизнь искусству. Вскоре Котик покидает родной дом, чтобы поступить в консерваторию . Это обстоятельство успокаивает сердце Старцева, а тема любви в «Ионыче» сходит на нет.

Приглашение от старых друзей

После того, как главные герои расстались, прошло четыре года, которые изменили доктора. Теперь он не ходил пешком, а разъезжал на тройке с бубенцами. Ею управлял Пантелеймон, как звали кучера Старцева. Дмитрий Ионович мог похвастаться большой практикой, заработанной за эти годы. Теперь он редко бывал в семье Туркиных. Доктор не заводил новых знакомств , так как постепенно его начинают раздражать своей посредственностью окружающие люди.

Однажды он получает приглашение в дом к своим старым друзья. Придя в гости к Туркиным, персонаж встречает свою старую любовь – Котика. Девушка рассказала, что ей не удалось осуществить свою мечту. Она не смогла стать пианисткой, как ей всегда хотелось.

При этом Екатерина Ивановна призналась доктору, что до сих пор, спустя столько времени, считает его лучшим из людей, особенно учитывая его помощь страдальцам. Однако у героя все эти разговоры вызывают лишь чувство неловкости .

При взгляде на Екатерину Ивановну он, краснея от стыда, вспоминает свои былые чувства.

Эту встречу, которая состоялась после многих лет знакомства, нельзя было отличить от первой.

Семья Туркиных в своем доме принимала по-прежнему гостей, которых развлекали каждый раз одними и теми же вещами: спектакли Ивана Петровича, чтение романов, начинавшихся со слов «Мороз крепчал», хозяйки дома и долгая, порой нудная, игра на рояле Екатерины Ивановны, всегда одинаковая шутка лакея Павлуши.

Все это в последний приезд Старцева настолько вывело его из себя, что он принял решение больше не появляться в этом доме.

Врач недоумевал, какими же должными быть другие жители этого города С., если самая «талантливая» семья, по сути, оказалась бездарной и посредственной . Герой не чувствовал больше душевных подъемов во время бесед с Котиком. Мало того, он ощущал свою жизнь скучной и однообразной, несмотря на то, что приносил людям огромную пользу. Старцев видел свою жизнь лишенной цели и смысла , что он упорно доказывал Котику во время их последнего разговора.

Неизбежная деградация

С тех пор дороги девушки и доктора не пересекались. За это время Старцев еще больше увеличил свою практику, обзавелся крупным имением и двумя домами. Он сильно потолстел, а также обзавелся такими чертами, как алчность, грубость и быстрая раздражительность.

Если раньше для него основная идея работы заключалась в помощи людям, то теперь он не бросает службу, потому что стал жадным человеком .

Теперь для жителей ближайших сел и деревень он был не Дмитрий Ионович, его прозвали просто Ионычем.

Ионыча, скучающего и потерявшего вкус к жизни, ничего не интересует. Единственный человек, кто вызывал в его душе и сердце множество положительных эмоций, была Катя . Однако их любовь умерла, так и не успев перейти во что-то большее. Котик за эти годы тоже значительно изменилась и постарела . Она так и осталась жить в доме родителей, хотя раньше изо всех сил стремилась познать реальную жизнь, которую не знала ее мать. Теперь она часто болеет, но при этом, не изменяет своим привычкам и каждый день тратит четыре часа на игру на рояле.

Анализ прочитанного

Анализируя краткое содержание, можно сказать, что это рассказ о совершенно обыденной ситуации . Молодой человек, имеющий задатки и мечты, превращается в часть серой массы. Простого обывателя больше не интересуют возвышенные и стремления. Он полностью сливается с атмосферой невзрачного города и его жителей.

Важно! У Чехова нет уверенности, что кто-то посторонний виноват в неудачной судьбе героев. Каждый из них сам определяет свою жизнь.

Автор на протяжении всего повествования никак не выражает свое отношение к персонажам. Все они становятся заложниками собственных решений и своей ограниченности. О чем бы они ни мечтали – ничего не переходит рамки реальности.

Это произведение, несмотря на глубину затронутой проблемы, является рассказом пороки человека в глазах автора. На примере жизни земского врача он показал, что такие люди вызывает не столько жалость и сочувствие, сколько отвращение.

Цель: Создать условия для осмысления рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, понимания тех изменений, которые происходят в судьбе главного героя; способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.

Оборудование:

  • тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”;
  • раздаточный материал (дифференцированные задания, карточки).

Тип урока: урок-размышление

Эпиграфы:

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

II. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.

На уроке мы будем анализировать рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: “Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”.

Уточним значение слова деградация. (Учащийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.)

Деградация”. [фр. degeneration]постепенное ухудшение, упадок.

Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова: проследить, выяснить, понять. Учащиеся определяют цель урока:проследить путь духовной деградации героя; выяснить, какие изменения произошли с ним на этом пути; понять, почему произошли эти изменения.

Сравните теперь сформулированную вами цель с моей целью урока: проследить путь духовной деградации главного героя рассказа; понять причины превращения доктора Старцева в Ионыча; осознать, что приобрел и что потерял герой рассказа на этом пути.

III. Словарная работа

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

IV. Работа по новому материалу

1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение учащегося.)

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

2. Приступаем к работе над текстом произведения. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференцированные задания, которые распечатаны на каждого ученика.) Выясним, как построено произведение.

“4” Какова композиция рассказа “Ионыч”?

Такой приём называется ретроспектива.

Вспомните, что такое ретроспектива?

(Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.)

“5” В чём смысл такой композиции?

3. Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева.

1) “4” Выделите временные отрезки, которые ознаменовались для героя важными переменами. (“Прошло больше года”, “Прошло четыре года”, “Прошло ещё несколько лет”.)
2) “5” При помощи какого композиционного приёма передаётся эволюция в душе героя?

4. Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём. Я предлагаю вам выполнить это задание, объединившись в группы.

Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева. (Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.)

1-я группа (1-я глава): “Он шёл пешком… (своих лошадей у него ещё не было)…”, “Пройдя девять вёрст и потом ложась спать, он уже не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошёл бы ещё вёрст двадцать”.

2-я группа (2-я глава): (через год) “ У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”, “Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.

И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: “Ох, не надо бы полнеть!”.

3-я группа (3-я глава): “Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:

– Сколько хлопот, однако!”.

4-я группа (4-я глава): (через 4 года) “Уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками… Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

5-я группа (5-я глава): (ещё через несколько лет) “Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову… И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот… В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем”.

5. Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя. (Работа проводится в группах.)

Составляется следующий опорный конспект:

1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”
3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце” , жаль любви, стыдно, успокоился
4 группа (4 глава): спешно принимает больных , ни с кем не сходится , хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”
5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

6. Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?

7. Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития.

  • “4” Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева?
  • “5” Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева?

Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”. (В тетрадях составляется опорный конспект.)

(Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.)

8. Как меняется герой на протяжении рассказа?

  • “4” Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя?
  • “5” Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя?

9. Проследим, по каким направлениям идёт развитие образа доктора Старцева.

Направления, по которым идет развитие образа доктора Старцева:

1) Жизненная карьера.
2) Эволюция вкусов.
3) Роман с Екатериной Ивановной Туркиной.

1) “4” Как складывается жизненная карьера Старцева?
“5” Каковы мотивы труда Старцева?

2) “4” Как изменяются вкусы героя?
“5” Как характеризуют Старцева приобретённые им “интересы”?

10. Сопоставьте свои наблюдения с первым эпиграфом: “… до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!” (Н.В. Гоголь.)

(Эти слова Н.В. Гоголя, сказанные им в поэме “Мёртвые души” о Плюшкине, можно в полной мере отнести к Старцеву. В финале герой отвратителен. Чехов показывает нравственное убожество, низость своего героя, который растратил все свои лучшие качества. Он утратил свои идеалы, изменил своим привычкам и вкусам и полностью деградировал. Это “мёртвая душа”, которой уже не суждено вернуться к полноценной человеческой жизни. Перед нами безнравственный человек, предмет его поклонения – деньги, вытеснившие живое человеческое чувство, цель жизни – стяжательство.)

11. Как и многие писатели А.П. Чехов испытывает своих героем любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё шанс остаться человеком, пережить бурю чувств и эмоций.

Эпизод несостоявшегося свидания Старцева с Котиком на кладбище является кульминацией всего рассказа, наивысшей точкой напряжения, проверкой героя, неким рубежом.

  • “4” Каким увидел мир доктор Старцев, оказавшись на кладбище?
  • “5” Каков смысл сцены на кладбище в контексте рассказа?
  • “4” Как развивался роман доктора Старцева и Котика?
  • “5” Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны?

Какие начала борются в душе Дмитрия Ионыча?

(Романтическое начало и трезвый, уравновешенный взгляд на жизнь, опасения “как бы чего не вышло”.)

Чем завершилась эта борьба?

(Нет борьбы, спокойное существование больше устраивает.)

12. Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева?
13. Что послужило причиной перерождения героя?
14. Исследуем фон, на котором происходит эволюция героя. Каков фон, на котором происходит эволюция героя?
15. Вместе с героем познакомимся с семьёй Туркиных.

  • “4” Что представляет из себя семья Туркиных?
  • “5”. Почему автор, рассказывая о городе С., подробно описывает жизнь всего одной семьи?

(Автор идёт от частного к общему. Чтобы показать обстановку бездуховности, мещанства, обывательщины, автор, мастерски используя художественные детали, подробно описывает всего лишь одну семью. Но “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции.)

16. Озаглавьте вторую колонку “Город С.” и запишите слова, характеризующие жизнь города С. (Город С.: скука, однообразие жизни, злое невежество, равнодушие, удовлетворённость бездуховным существованием, пошлость.)

17. Как развивались отношения Д.И. Старцева с городскими обывателями?

18. Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

19. Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? Озаглавьте третью колонку “Ионыч” и запишите эти качества. (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

20. Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)

Кроссворд

1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)
2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)
3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)
4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)
5. Жители города С. (Обыватели.)
6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром. )
7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)
8. Одно из развлечений Старцева. (Винт. )
9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)
10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень. )

Учащиеся читают ключевое слово конформизм. Учитель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

21. Сопоставьте ваши наблюдения со вторым эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)

(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)

V. Обобщение

1. В чём состоит идейный смысл рассказа?

(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)

Слово учителя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

3. Прокомментируйте слова третьего эпиграфа: “Самое главное, о чём должен помнить человек, – это звёздное небо над головой и нравственный закон в нём”. (И. Кант, немецкий философ).

(В жизни, кроме материальных ценностей, есть ценности иные, о которых не стоит забывать. Гораздо важнее любовь, дружба, семья, дети, высокая цель в жизни. Не стоит замыкаться в себе, надо свою жизнь наполнить духовным содержанием, уметь видеть красоту окружающего мира, радоваться ей, дарить окружающим свет своей души, нести в себе добро. Звёзды – это символ этих ценностей, о которых должен помнить человек и стремиться к ним.)

И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

VI. Домашнее задание

  • “5” Напишите сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”?”
  • “4” Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

VII. Итог урока

VIII.Рефлексия

Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.