Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой х. «Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные». план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему Задания на букву х

Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Образовательные.

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.

Развивающие:

  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

Воспитательные

  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование : компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.

План занятия

1. Организационный момент. (2 слайд.)

Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)

2. Сообщение темы. (3 слайд.)

– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.

– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)

Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).

Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

Звук Хь - согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.

– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)

4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)

– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)

– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щёки руками)

лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

два (руки вверх)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)

– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.

(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

Хижина, ходить, тахта, художник;

Хитрый, хек, хвост , химия;

Кухня, хлопушка, стихи , холодно.

– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!

7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)

– Отгадайте загадку.

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)

Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)

Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!

8. Итог занятия. (10 слайд.)

Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.

Тема. Звук и буква Х.

Цель – создать акустико-артикуляционный образ звука Х и соотнести его с буквой.

Задачи:

    Закрепить зрительный образ изученных букв (а,о,у,м).

    Учить слышать слова со звуком Х в тексте.

    Познакомить со звуком Х и буквой Х.

    Развивать память, общую моторику и координацию движений.

    Воспитывать интерес учащихся к звуковой стороне речи, желание активно работать на занятии.

    Учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование.

    Цветные домики для звуков (красные – гласные, синие – согласные).

    Картинка-символ звука Х. Изображение хомяка Хомки.

    Фишки-смайлики.

    Коробочки с материалом для конструирования букв.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Знакомство со звуком Х.

Ребята, отгадайте загадку:

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так... (показ)
Это делает … (хомяк).

- Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим?

Хомка, а ты знаешь, на какой звук начинается слово хомяк?

Конечно, со звука А.

Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк?

Сегодня на занятии мы познакомим Хомку со звуком Х и буквой Х.

Учитель-логопед:

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х.

Повторите, как Вова дул на руки.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами.

Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.

Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают)

Гласный или согласный звук Х?

Правильно. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук. Запомните!

Ребята, что вы узнали о звуке Х?

2. Упражнение «Кто внимательный?» За правильные ответы вы получите фишки-смайлики.

Запомните слова со звуком [х, х"], которые встретятся вам в сказке.

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы

послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух, ты! - восхитились хомяки.

Что, что потом?! – хором спросили хомяки.

Я... потом...

Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)

3. Физкультминутка. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Хомка-хомка, хомячок, Подметает хомка хатку

Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.

Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, Хомка хочет сильным стать.

Шейку трет.

Какой первый звук в слове хатка? А знаете ли вы, что такое хатка? Словознайкин познакомит вас с этим словом.

4. Соотнесение звука с буквой.

- Давайте познакомим Хомку с буквой Х.

а) чтение стихотворения и показ картинки

Х всё ходит, ходит, ходит –

Места что ли не находит? (А.Шибаев)

б) Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены?

в) Конструирование буквы из палочек.

г) Письмо в тетради.

д) Показ буквы при помощи рук, пальцев.

е) На что похожа буква Х?

5. Упражнение «Живые буквы».

Узнайте, о какой букве идёт речь, и покажите её.

Взялись за руки друзья и сказали: Посмотри на колесо

«Ты да я!». А между тем получилась буква…. И увидишь букву …

Буква ходит, ходит, ходит – Стоит в начале алфавита,

Места что ли не находит. Тем она и знаменита.

И узнать её легко –

Буква есть с любом лесу. Ноги ставит широко.

На сук похожа буква ….

6. Игра «Доскажи словечко»

Загадка эта нелегка: Хлоп - и конфета стреляет,

Пишусь всегда через два К: Как пушка!

И мяч, и шайбу клюшкой бей, Каждому ясно: это...

А называюсь я - ... (хоккей). (Хлопушка).

Отгадать легко и быстро: В нашей кухне целый год

Мягкий, пышный и душистый, Дед Мороз в шкафу живёт

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) (Холодильник)

7. Подведение итогов занятия.

С каким звуком мы познакомились?

Что вы узнали о нём?

Кто помог нам?

Покажите букву Х.

Ребята, подсчитайте фишки, которые вы получили за правильные ответы в течение всего занятия.

Логопед предлагает детям сделать отметки на линейках достижений.

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Послушайте первый звук в словах хризантемы, хлеб. Это звук [х] – твёрдый согласный.

Послушайте первый звук в слове хек. Это звук [х"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, голоса не слышно, только шум, значит, эти звуки глухие.

Звуки [х] и [х"] обозначаются одной буквой – буквой “ха”.

Придумайте слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Посмотрите с ребёнком ролик о букве. Назовите слова с новыми звуками (хомяк, хорёк, хлопушка). Определите, твёрдый или мягкий звук в начале слова.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Обсудите содержание увиденного. Следите за речью ребёнка, помогите правильно построить предложения. Назовите слова с новыми звуками.

Прочитайте стихотворение на слайде 5. Попросите ребёнка хлопать в ладоши, когда он услышит звук [х]. Сколько раз встретился новый звук?

Сделайте вывод: звуки [х] и [х"] обозначают буквой “ха”. Эти звуки согласные, глухие.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Бескаркасная мебель в Москве : кресла-мешки, пуфы, диваны. Такая мебель не только имеет оригинальный внешний вид, но и обеспечивает комфортный отдых, за сравнительно небольшую стоимость. Появилась такая мебель в качестве альтернативы классическим экземплярам мебели. Бескаркасная мебель, нередко выполняется в самых разнообразных формах, например, это может быть форма груши (классическая форма кресел-мешков) или форма мягкой игрушки, которую имеют образцы бескаркасной мебели для детской комнаты.

Образовательный комплекс для подготовки ребенка к школе, включающий в себя следующие задания: обучение чтению, звуки и буквы, развитие речи, счет в пределах 20, аппликации и подготовка руки к письму.


Обучение чтению. Звуки "Х" и "Хь"

Цель : развитие фонематического слуха, слухового внимания.

Материал : звуковые кубики.

- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звуки Х или Хь.
- Схема, река, муха, коридор, запах, хвост, домик, жуки, хлеб, хижина.
- Подумайте звук "Х" - гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук "х" не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, язык "поднимается горкой", зубы сближены).
- Звонкий звук "х" или глухой? Закроем ручками уши и произнесем х-х-х-х-х. Уши не звенят. (Звук "х" – глухой).
- Теперь подумаем, он может быть твердым и мягким? (х - твердый, хь - мягкий).
- Какой мы можем сделать вывод: звук "х": согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – мягкий.

Обучение чтению Буква "Х"

Цель : закрепление образа буквы, развитие графо-моторных функций.

Материал : карточка с буквой Х, камушки.

- Звуки Х и Хь обозначаются Буквой Х.

Педагог показывает детям карточку с буквой Х.

- Давайте сделаем букву Х из камушков.

Педагог выдает детям камушки.

Дети выкладывают самостоятельно букву Х из камней, смотря на карточку с буквой.

- Нарисуйте точки на букве Х.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Х.
- Придумайте слова со звуками х, хь.
- Кто нарисован на картинке? (Хомяк).
- Подпишите картинку. Раскрасьте хомяка.
- Определяете, где находится звук Х в слове ХОМЯК.

Обучение чтению. Чтение слов

Цель : увеличение скорости чтения, развитие внимания, слоговой анализ слов.

Материал : рабочий лист.

- Прочитайте слова построчно и столбиками.
- Поделите слова второго столбика на слоги.
- Поставьте в словах второго столбика ударение.

Развитие внимания. Буква "Х"

Цель : закрепление образа буквы, развитие концентрации внимания.

Материал : рабочий лист.

Подчеркните в словах букву Х.

Обучение чтению. Звук и буква "Ц"

Цель : развитие фонематического слуха, звуковой анализ и синтез, закрепление образа букв, развитие графо-моторных функций.

Материал : карточка с буквой Ц, горох, пластилиновые основы.

Составьте слова из звуков:

  • Ц, Ы, Р, К.
  • К Р, Ы, Ль, Ц, О.
  • Ц, Э, Мь, Э, Н, Т.
  • Ц, А, П, Ль, А.
  • Ц, А, Рь.
  • - Какой звук встречается во всех этих словах?

    Подумайте, звук ц, гласный или согласный? (Согласный).
    - Звук ц звонкий или глухой? (Звук ц – глухой).
    - Звук ц может быть твердым и мягким? (Может быть только твердым).
    - Какой мы можем сделать вывод: звук ц: согласный, глухой, может быть только твердым).
    - Придумайте свои слова со звуком Ц.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Ц.

    Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Давайте выложим букву Ц из гороха.

    Дети выкладывают букву Ц из гороха на пластилиновой основе.

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ц).
    - Напишите букву Ц пальчиком в воздухе.
    - Нарисуйте полоски на букве Ц.
    - Обведите и допишите самостоятельно буквы Ц.

    Обучение чтению. Звуко-буквенный анализ слов. Звук "Ц"

    Цель : звуко-буквенный анализ слов, развитие фонематического слуха.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

    - Определите местоположение звука Ц в названии предметов.
    - Обозначьте местоположение на схеме буквой.
    - Придумайте предложение со словами ЦВЕТОК и ЗАЯЦ.

    Обучение чтению. Звуковая схема слова

    Цель : развитие фонематического слуха, закрепление образа букв, звукобуквенный анализ и синтез.

    Материал : карточки с пройденными буквами, звуковые кубики.

    - Найдите буквы, из которых состоит слово ЦАПЛЯ .
    - Какие буквы вы взяли?
    - Давайте сложим из них слово ЦАПЛЯ.
    - Какой первый звук в слове ЦАПЛЯ? (Звук ц).
    - Второй звук? (Звук а).
    - Третий звук? (п).
    - Четвертый звук? (ль).
    - Пятый звук? (а).
    - Слышим звук а, пишем букву... Я.
    - Сколько слогов в слове ЦАПЛЯ? (Два).
    - Назовите первый слог, второй слог.
    - Составьте схему слова ЦАПЛЯ из кубиков.

    Математика. Числа в пределах 20

    Цель : формирование знаний числового ряда.

    Материалы : числа от 1 до 14 на карточках.

    Педагог выкладывает перед детьми карточки с числами – все карточки лицом вверх, кроме 3, 4, 5, 7, 8 11, 12, 14 – они закрыты, перевернуты.

    - Какое число стоит перед числом 6? После него? Какое число будет следующим за числом 10? Предыдущим к 10? К 9?

    Педагог ставит вопросы, пока ряд не заполняется.

    Если дети отвечают правильно, карточки поворачиваются лицевой стороной, на них написаны числа.

    Развитие речи. Описание предмета

    Цель : учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

    - Опишите ягоду, фрукт или овощ, который вы больше всего любите, а мы отгадаем.

    Например, Это овощ. Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... (помидор).

    Это фрукт. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых - это мой любимый фрукт... (гранат).

    Математика. Счет в пределах 10

    Цель : закрепление навыка счета в пределах 10, понятия "больше и меньше", развитие мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе:

    Математика. Числа от 1 до 15

    Цель : закрепление знаний чисел от 1 до 15, прямой и обратный счет в пределах15. формирование знаний числового ряда, закрепление образа цифр, закреплений знаний соседей числа.

    Материал : коврик с цифрами до 20 ,рабочий лист,

    - Выложите цифры от 1 до 15.
    - Пропрыгайте по коврику от 1 до 15 и обратно, называя числа.

    Каждый ребенок прыгает по отдельности, называя числа.

    Педагог выдает детям рабочий лист.

    - Напишите пропущенные цифры.
    - Назовите соседей чисел, которые вы вписали.
    - Раскрасьте окошки с цифрами 3, 7, 14.

    Подготовка руки к письму. Крючки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

    Обведите и допишите крючки.

    Рваная аппликация. Капуста

    Цель : развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с бумагой, клеем.

    Материал : рабочий лист – капуста, гуашь, бумага коричневого цвета.

    - Бабушка вырастила на огороде капусту.
    - Что можно приготовить из капусты? (Салат, щи, голубцы, солянку, пироги с капустой и т.д.)
    - Давайте мы тоже взрастим капусту.
    - Где растет капуста?
    - Давайте нарисуем грядку.

    Педагог выдает детям рабочие листы и бумагу коричневого цвета.

    - Порвите бумагу на квадратики.

    Для того, чтобы рваная аппликация получилось правильной, все края квадратика должны быть рваными. Дети рвут лист бумаги сначала на полоски. А затем полоски рвем на кусочки.

    - Приклейте получившиеся квадратики на место, где должна располагаться грядка.
    - А листики у капусты зеленые и сочные. Раскрасьте листики зеленой краской.

    Чтобы работа получилась красивой листики можно раскрасить двумя оттенками зеленого.

    Для этого можно смешать основой зеленый цвет с белой или желтой красками.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Цель занятия: изучаем букву Х, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

    • познакомить дошкольника с буквой Х, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву Х по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки.
    Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук?

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Хомяк Хлеб Хорёк Холодильник

    Скажи, как я: ХОМЯК, ХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

    Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук.

    • Рассмотри букву X. На что она похожа?
    • Сложи из пальцев букву X.

    Задание: печатная буква Х для дошкольников

    Напиши букву X в воздухе и один раз в тетради.

    Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Продолжи фразу

    Хлоп - и конфета стреляет.
    Как пушка!
    Каждому ясно: это…(Хлопушка).

    Загадка эта нелегка:
    Пишусь всегда через два К:
    И мяч, и шайбу клюшкой бей.
    А называюсь я - … (хоккей).

    Сказка про букву Х

    Хомяк-хвастун

    Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

    Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.

    Я ему говорю:

    «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

    Ух ты,- восхитились хомяки.
    - Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
    - Что, что потом?! - хором спросили хомяки.
    - Я… потом…
    - Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
    - Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.
    - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

    Загадки для детей на букву Х

    Летом папа наш привез
    В белом ящике мороз.
    И теперь мороз седой
    Дома летом и зимой.
    Бережет продукты:
    Мясо, рыбу, фрукты.
    (Холодильник)

    Белый, тощий корнеплод
    Под землей растет.
    И хотя он очень горек,
    В пищу нам он годен:
    Все, от взрослых до ребят,
    С холодцом его едят.
    (Хрен)

    Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый.
    (Хлеб)

    Легкий, а не пух.
    Мягкий, а не мех.
    Белый, а не снег.
    Но оденет всех.
    (Хлопок)

    В нашей кухне целый год
    Дед Мороз в шкафу живет.
    (Холодильник)

    Пословицы и поговорки на букву Х

    Делано наспех - сделано на смех.
    Хлеб - всему голова.
    Снег на полях - хлеб в закромах.
    Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
    Хорошо того учить, кто хочет все знать.
    У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.
    Лето - собериха, зима - поедиха.
    Хороший товар сам себя хвалит, хорошей хозяйкой дом стоит.

    Веселые стихи про букву Х для детей

    Хомяку сказал хорек:
    «Хвост твой узок, мой широк!..»
    (Б. Тимофеев)

    Львы и тигры приручаются.
    Это редко, но случается.
    Но никто еще пока
    Приручить не смог хорька.
    Слава богу, что хорек
    Очень маленький зверек!
    (Б. Заходер)

    Хорек ходил на елку к волку.
    Унес хлопушку втихомолку.
    Теперь хорек своей хлопушкой
    Зверей пугает словно пушкой.
    (Г. Сапгир)

    Хочешь великаном стать?
    На ходули надо встать!
    Ахи, охи, хохот, смех.
    Скоморохи выше всех!
    (В. Берестов)

    В лужице хрюшку увидела хрюшка:
    - Это, конечно, не я, а подружка!
    Ну и грязнуля подружка моя!
    Просто прекрасно, что это не я!
    (В. Орлов)

    Хлеб
    Радо солнцу небушко.
    Полюшко подсолнушку.
    Рада скатерть хлебушку:
    Он на ней как солнышко.
    (Г. Виеру)

    Хлеб ржаной, батоны, булки
    Не добудешь на прогулке.
    Люди хлеб в полях лелеют,
    Сил для хлеба не жалеют.
    (Я. Аким)

    Хомяк зимою, в холод лютый
    Не хочет мерзнуть ни минуты.
    Хитрец
    Холодною порой
    Храпит в хоромах под землей.
    (В. Лунин)

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
    4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.