Что такое фашизм и нацизм: разница идеологий. Главные отличия фашизма от национал-социализм Социальная программа национал социализма включала в себя

Национал-социализм – идеологическое и политическое течение, зародившееся в начале 20-х годов прошлого века в Германии как реакция на тяжелое экономическое положение страны вследствие поражения в первой мировой войне. Его основоположник Адольф Гитлер взывал к национальной гордости немцев, униженных условиями Версальского мирного договора, обвинял во всех бедах мировой сионизм и продавшихся ему германских промышленников и мечтал вернуть золотой век Германии, который пришелся на времена Нибелунгов – королевской династии, правившей одним из германских княжеств в XII веке. Легенды, сложенные о богатстве и могуществе Нибелунгов, склонный к мистицизму Гитлер воспринимал как исторические документы и руководство к действию.

Инструментом возрождения немецкой нации Гитлер и его последователи сделали нацизм – идею о превосходстве немецкой нации над другими. Когда партия в результате выборов заняла большинство мест в рейхстаге (германском парламенте), чистота немецкой крови стала охраняться законом. Браки с унтерменшами (представителями низших рас) были запрещены. Экономические и политические блага должны были распределяться только между немцами, остальные народы обязаны были трудиться и умирать во имя высшей расы. Особенно пострадали евреи, ставшие первыми жертвами нацистов Третьего рейха.

Поскольку в самой Германии благ было маловато для возвращения в золотой век, еще одной составной частью национал-социализма стал милитаризм – постоянное наращивание военной мощи и готовность решать спорные вопросы с позиций силы. Каждый немец должен был стать отменным солдатом, каждая женщина – уметь ублажать усталого солдата.

Добиваясь власти, Гитлер обещал справедливое распределение общественных благ между немцами. Пользуясь популярностью социал-демократических и коммунистических идей в Германии начала XX века, он ввел в название своей партии слово «социализм». При этом не имелся в виду отказ от частной собственности на средства производства, национализация крупных предприятий, принадлежащих немецким промышленникам, и т.д.

Идеолог НСДАП Йозеф Геббельс говорил: «Социализм – это зерно, чтобы заманить птичку в клетку».

Что такое фашизм

Фашизм – это политическая система, провозглашающая абсолютный примат государства над личностью, установку на главенство правящей идеологии, запрет инакомыслия и отказ от многих основных прав человека. В том или ином виде фашистские режимы существовали и существуют во многих государствах: режим Муссолини в Италии, Риверы и Франко в Испании, Кодряну в Румынии, Салазара в Португалии, Пиночета в Чили и т.д. Термин произошел от слова «фасция» - пучок, связка.

Сходство между национал-социализмом и фашизмом

Общими чертами этих систем являются идеи полного контроля государства над всеми сторонами жизни общества и отдельного человека (тоталитаризм) и подчинения интересов личности интересам государства, а также авторитаризм – безусловное подчинение главе государства и запрет критики его действий.

«Один народ, одно государство, один фюрер» - так принцип авторитаризма был сформулирован в Третьем рейхе.

Различие между национал-социализмом и фашизмом

В отличие от национал-социализма, нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Например, в фашистской Италии антисемитские законы были приняты только под давлением Гитлера и существовали номинально. Не были нацистскими режимы Салазара, Франко, Пиночета.

Объявив вследствие этого едва ли не все основные ценности современной «упадочной» европейской цивилизации созданием мирового еврейства, национал-социализм сделал это главным аргументом их отрицания и искоренения. Так, ликвидация всех демократических институтов в Германии национал-социализмом обосновывалась насквозь пропитавшим их еврейским духом (Веймарскую республику нацистская пропаганда именовала «юденрепублик», то есть `еврейская республика`), а все идеологические и политические противники национал-социализма, в том числе либералы, социал-демократы и другие, были причислены к вольным или невольным пособникам евреев. Многопартийность, свободные профсоюзы, независимая пресса, индивидуальные свободы и права личности были признаны порождением органического еврейского индивидуализма и эгоизма, а истинно германским идеалом было объявлено тотальное растворение личности в государстве, в котором, по словам Геббельса, не существует больше свободы мысли, а просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению. В связи с этим национал-социализм сразу после прихода к власти провозгласил, а затем последовательно осуществил политику искоренения евреев и еврейского влияния. Первым и немедленным шагом было изгнание евреев из политической жизни Германии и из всех сфер жизни страны. В сопровождавшейся антикапиталистической демагогией «ариизации» экономики доминировал тот же мотив: именно евреи навязали немецкому народу чуждые ему «ссудное рабство», господство плутократии и алчного банковского капитала и тем самым сознательно вызвали выгодные для их махинаций депрессию, безработицу, бедность и даже рост проституции среди немок.

Национал-социализм декларировал открытый отказ от общечеловеческой нравственности, идеалы которой были объявлены коварным изобретением евреев (Гитлер: «...совесть - это еврейское измышление, предназначенное для порабощения других рас»); им противопоставлялись «истинно германские» моральные нормы, призванные служить господству высшей расы в мире: «праведный фанатизм», насилие, жестокость и безжалостность, а также воинская дисциплина и внутринемецкая солидарность, которые внедрялись всей системой образования и воспитания в Третьем рейхе (от дошкольного до университетского) и всепроникающей массовой пропагандой.

Отсюда вытекала и отрицательная оценка христианства . Хотя национал-социализм признал в своей партийной программе («25 пунктов», 1920) традиционные в Германии лютеранскую и католическую церкви и заключил конкордат с Ватиканом (июль 1933 г.), деятельность всех церковных организаций была поставлена в Третьем рейхе под жесткий контроль и сильно ограничена, священники нередко подвергались репрессиям. Национал-социализм открыто (по крайней мере, до начала Второй мировой войны) называл христианство расово чуждой религией, которая своей чисто еврейской идеей прощения ослабляет волю арийца к власти и обезоруживает его перед еврейской угрозой (Гитлер: «...античность лучше современности, так как она не знала христианства и сифилиса»). Полностью освобожденным от еврейских корней и еврейского духа стало созданное официальным философом национал-социализма А. Розенбергом так называемое «позитивное» (или «германское») христианство: весь Ветхий (см. Библия) и большая часть Нового завета были в нем отвергнуты как несоответствующие «новой Германии»; Иисус объявлен не евреем, а нордическим мучеником, спасшим своей смертью мир от еврейского влияния; Гитлер (культ которого составлял важнейший пункт всей доктрины национал-социализма) провозглашался новым мессией (см. Мессия), пришедшим, чтобы окончательно освободить человечество от евреев.

Радикальное «очищение от евреев» всех сфер духовной жизни Германии не ограничивалось изгнанием их из науки, литературы, театра, кино, музыки и т. д. Под предлогом искоренения еврейского духа и влияния подвергались шельмованию и дискредитации крупнейшие достижения человеческой мысли и творчества. «Расово чуждой» оказалась вся рационалистическая традиция европейской культуры, обвиненная в бесплодном интеллектуализме, порожденном еврейско-талмудическим (см. Талмуд) духом, воплощением которого был объявлен не только марксизм, но даже кантовский априоризм. Был введен расовый критерий оценки научных теорий. «Арийская» наука, в частности, физика, основанная на «фактуальности» и наблюдении, противопоставлялась еврейской - с ее абстрактно-спекулятивными, оторванными от живой реальности построениями. Физик-нацист Ф. Ленард, лауреат Нобелевской премии , назвал теорию относительности А. Эйнштейна смесью математической болтовни, произвольных добавлений и коммерческих комбинаций, а другой нобелевский лауреат, Г. Штарк, назвал «белыми евреями» крупнейших немецких физиков М. Планка, В. Гейзенберга и М. Лауэ, не согласных с такой оценкой. Деградация духовной и интеллектуальной жизни Германии сказалась и в искусстве, в котором были канонизированы примитивный «реализм» и помпезно-монументальный классицизм, потакавшие традиционной немецкой сентиментальности и одновременно усиленно культивировавшие жестокость и безжалостность к расовому врагу. Все новые течения в искусстве - экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и т. д., - не соответствовавшие этому канону, изобличались как чисто еврейское по истокам и духу дегенеративное искусство (или просто «мешугаизм», от ивритского мешугга , на языке идиш мешугенер - `сумасшедший`), единственное назначение которого - развратить здоровый художественный вкус высшей расы. «Выкорчевыванием еврейских корней и следов из германской культуры» назвал И. Геббельс сожжение 10 июня 1933 г. на площади перед Берлинским университетом многих тысяч книг, авторы которых - евреи и неевреи - составляют гордость мировой культуры. Антиеврейские акции нацистского режима активно, а часто и с воодушевлением (особенно в периоды экономических и военных успехов национал-социализма), поддерживали широкие массы всех слоев немецкого народа, в том числе академические круги, а подчас и крупные деятели культуры, например, композитор Р. Штраус, возглавлявший музыкальное ведомство в Третьем рейхе.

К «окончательному решению» еврейского вопроса национал-социализм шел поэтапно, постепенно приучая к мысли о нем немецкий народ и мировое общественное мнение и делая каждый последующий шаг, лишь удостоверившись в своей безнаказанности (о равнодушии западных демократических стран к судьбе европейского еврейства см., например, Бермудская конференция ; Израиль - народ в диаспоре. Новейшее время. Уничтожение европейского еврейства в годы Второй мировой войны ; Лига Наций ; Эвианская конференция). Начав с инспирирования антиеврейских эксцессов и экономического бойкота 1933 г. (см. Бойкот антиеврейский), нацистский режим все больше легализовал свои намерения посредством всеохватывающего антиеврейского законодательства (см. Нюрнбергские законы), приведшего вскоре после изгнания евреев из всех сфер профессиональной и общественной деятельности к лишению их гражданских, а затем и человеческих прав, конфискации еврейского имущества, а начиная с 1938 г. (см. «Хрустальная ночь») - к открытым погромным акциям с многочисленными человеческими жертвами (см. Израиль - народ в диаспоре. Новейшее время. Нацистский режим в Германии). Логическим итогом расового антисемитизма и отказа от основных ценностей гуманистической культуры явилось тщательно подготовленное и педантично осуществленное, организационно и технически обеспеченное физическое уничтожение европейского еврейства (см. Ванзейская конференция ; Катастрофа ; Германия . А. Гитлер , А. Эйхман ; Гетто ; Концентрационные лагеря ; Юденрайн ; Эйнзацгруппен ; Яд ва-Шем ; Военных преступников процессы). Жертвами национал-социализма, кроме шести миллионов евреев, уничтоженных в газовых камерах, душегубках и другими способами, стали и миллионы неевреев (в том числе цыгане, хронические больные, а также лица, объявленные врагами Третьего рейха, в том числе немцы).

Идеологами и организаторами «окончательного решения» еврейского вопроса и всех других злодеяний национал-социализма были, наряду с А. Гитлером, все заправилы Третьего рейха. Г. Геринг, выходец из семьи прусских чиновников и офицеров, формально считался вторым лицом в нацистской иерархии власти и занимал ряд высших постов: как министр-президент и министр внутренних дел Пруссии он нес ответственность за создание гестапо (1933); как ответственный за военизацию германской промышленности (так называемый четырехлетний экономический план, 1936) - за тотальную конфискацию еврейского имущества в Германии, а позднее и в оккупированных странах; как заместитель Гитлера в правительстве - за решение об уничтожении европейского еврейства; он подписал письмо к Р. Гейдриху (31 июля 1941 г.; автором которого многие исследователи считают Гитлера), в котором разработаны детальные предложения, касающиеся подготовки организационных, материальных и других мер по практическому осуществлению этого решения. Приговоренный Нюрнбергским трибуналом (см. Военных преступников процессы) к смертной казни, Геринг покончил с собой. Г. Гиммлер, сын ревностных католиков, агроном по образованию, руководитель политической полиции, а затем министр внутренних дел, создал и возглавил весь механизм уничтожения: сеть концентрационных лагерей и лагерей смерти, систему подготовки кадров для них, специальные подразделения СС и СД , занимавшиеся депортацией в лагеря евреев, и т. д.; схваченный британскими войсками при попытке скрыться, он также покончил с собой. Р. Гейдрих, заместитель Гиммлера и фактический глава гестапо, бывший морской офицер, организовал поджог синагог в «Хрустальную ночь» и отправку вслед за этим более 30 тыс. состоятельных евреев в концентрационные лагеря; руководил высылкой около 15 тыс. находящихся в Германии евреев - польских граждан - к границам Польши (октябрь 1938 г.), а после ее оккупации - депортацией польских евреев из сел и местечек в гетто больших городов. С помощью А. Эйхмана Гейдрих организовал массовую депортацию евреев из аннексированных частей Польши, а также из Германии и Австрии на территорию так называемого «генерал-губернаторства» (см. Польша); Гейдрих нес ответственность за массовые убийства евреев летом и осенью 1941 г. в оккупированных районах Советского Союза (см. Эйнзацгруппен). В мае 1942 г. Гейдрих был убит чешскими антифашистами. Доктор философии И. Геббельс, министр народного просвещения и пропаганды, сыграл решающую роль в пропагандистском обеспечении «окончательного решения еврейского вопроса»: возглавляя всю систему образования, культуры, а также средства массовой информации, направил их на культивирование необузданного антисемитизма, для чего впервые ввел в пропагандистский обиход почти не маскируемую беззастенчивую ложь, фальсификацию и инсинуации; в мае 1945 г. вместе с женой покончил жизнь самоубийством, предварительно отравив своих шестерых детей. А. Розенберг, главный идеолог и философ национал-социализма, уроженец Эстонии, архитектор по образованию, заложил основы расово-антисемитской доктрины в своей книге «Еврейский след в мировой истории», пронизанной ненавистью к евреям и доказывающей их роковое разлагающее воздействие на все стороны жизни народов; назначенный в 1923 г. Гитлером главным редактором официоза национал-социализма, газеты «Фёлькишер беобахтер», тогда же опубликовал в ней «Протоколы сионских мудрецов» и превратил ее в трибуну оголтелого антисемитизма; как министр оккупированных восточных территорий в годы Второй мировой войны разделял ответственность за уничтожение их еврейского населения; в 1946 г. повешен по приговору Нюрнбергского трибунала. Такой же была и участь Г. Франка, адвоката, личного поверенного в делах Гитлера, министра юстиции Третьего рейха; возглавляя также Академию германского права, он принял решающее участие в подготовке и принятии всей системы антиеврейского законодательства, в том числе нюрнбергских законов; как генерал-губернатор оккупированной Польши заслужил похвалу Гитлера за образцово проведенные операции насильственного изъятия в пользу Третьего рейха всего еврейского имущества, а затем и отправки в лагеря уничтожения евреев из гетто Варшавы , Люблина и других польских городов.

Особое место в подготовке и реализации геноцида еврейского народа занимал редактируемый Ю. Штрейхером (повешен в 1946 г. по приговору Нюрнбергского трибунала) и выходивший в Нюрнберге в 1923–45 гг. еженедельник «Штюрмер», тираж которого увеличился с 25 тыс. в 1933 г. до 500 тыс. накануне Второй мировой войны. Самое разнузданное юдофобское издание в Третьем рейхе, «Штюрмер» был заполнен почти исключительно наветами на евреев, устрашающими обывателей россказнями о евреях - торговцах германскими женщинами и детьми, садистах, убийцах и т. п., а также погромными материалами и отвратительными карикатурами на евреев. Выставляя в специально установленных по всей Германии витринах каждый номер «Штюрмера» и как приложение к нему - низкопробную антисемитскую литературу (в том числе для слепых детей), национал-социализм приучал видеть в еврее «недочеловека», по отношению к которому любое зверство и насилие не только дозволено, но и благотворно. В «окончательном решении» еврейского вопроса прямо или косвенно участвовали практически все государственные, политические, экономические, общественные и другие институты Третьего рейха: вермахт (вооруженные силы), часто содействовавший СС и СД в проводимых ими антиеврейских акциях; крупные промышленники, охотно использовавшие каторжный труд многих тысяч евреев до их уничтожения; судебная система, безоговорочно санкционировавшая практику геноцида; научные и инженерные службы, разрабатывавшие наиболее эффективные средства и способы умерщвления миллионов людей и последующей утилизации их останков, и т. д.

Осуществляя «окончательное решение» еврейского вопроса в оккупированных странах, а также подталкивая к этому зависимые страны, национал-социализм часто находил в них родственную идеологию и организации или обнаруживал единомышленников, становившихся его активными пособниками. Массовой была поддержка национал-социализма в Австрии, значительной - в Румынии , Венгрии , Словакии (см. Чехословакия), на Украине , в прибалтийских странах (см. Латвия , Литва , Эстония), частичной - во Франции, в Хорватии (см. Югославия), незначительной - в Норвегии , Бельгии и Нидерландах . Лишь в Дании сопротивление геноциду против евреев было общенациональным.

В 1920–30-х гг. в русской эмиграции существовали фашистские группы и партии, разделявшие идеологию и использовавшие символику германского национал-социализма (например, фашистская партия в штате Коннектикут, США, лидер А. Восняцкий, и Русская фашистская партия в Маньчжурии, Китай, с 1932 г. лидер К. Радзаевский).

Вследствие полной политической и моральной дискредитации национал-социализма и разоблачения его беспрецедентных злодеяний, неонацистские партии и организации, возникшие в послевоенные годы в ряде стран, направили главные усилия хотя бы на частичную реабилитацию нацистской Германии и ее лидеров (такую цель провозгласило Европейское социальное движение, или так называемый Мальмский интернационал, созданный в мае 1951 г. на конференции представителей неонацистских и неофашистских групп из Франции, Англии, Западной Германии, Австрии и других стран в городе Мальме, Швеция). Уже в конце 1940-х гг. появились первые публикации (П. Рассинье и М. Бардеша во Франции, Р. Говарда в Англии, М. Редера в Западной Германии и другие), ставившие под сомнение или прямо отрицавшие уничтожение нацистами европейского еврейства. Распространение во многих странах изданий Института пересмотра истории (город Торранс, Калифорния) и других аналогичных центров, перевод на ряд языков книги американского профессора электроники А. Батса «Мистификация XX века» (утверждающего, в частности, что Катастрофа европейского еврейства - это еврейская выдумка с целью вымогательства денег у ФРГ /см. Репарации немецкие /), а также резко умножившиеся с конца 1950-х гг. публикации такого рода во многих европейских странах, в США, Канаде, Австралии, Южной Африке и т. д., вызвали в 1960-е гг. поток писем в университеты, научные учреждения и газеты с запросами относительно достоверности факта уничтожения нацистами шести миллионов евреев. В Советском Союзе десятилетиями замалчивалось или отрицалось, что главными жертвами нацистских лагерей смерти были евреи. Предпринимаются также настойчивые попытки оспорить правомочность Нюрнбергских процессов и их приговоров и найти «здоровый нравственный заряд» в национал-социализме. (М. Бардеш «Нюрнберг и земля обетованная», 1948, «Что такое фашизм?», 1961). С конца 1960-х гг. активизировались откровенно антисемитские, неонацистские партии и движения (Национал-социалистическая партия США, Национальный фронт в Англии, в определенной мере Национальный фронт Ж. М. ле Пена во Франции, родственные организации в Австрии, Испании, Италии, в нескольких скандинавских, латиноамериканских и других странах). Пользуясь финансовой и другой поддержкой арабских стран, эти неонацистские организации снова развернули широкую пропаганду «Протоколов сионских мудрецов» и других юдофобских фальшивок под флагом антисемитизма и все чаще переходят к прямым погромно-террористическим актам (во Франции, Австрии, Бельгии, США и других странах). Антисемитская пропаганда этого толка имела определенный успех в некоторых слоях населения, а иногда и в университетских кругах (например, в Англии) во время нефтяного кризиса после Войны Судного дня : в распространявшихся в США нацистских листовках содержался призыв сжигать евреев вместо нефти.

В Советском Союзе отдельные антисемитские выступления нацистского характера (использование свастики, сетования на неполный успех гитлеровского «окончательного решения» еврейского вопроса и т. д.) отмечались еще в конце 1950-х - начале 1960-х гг., в частности в Ленинграде (см. Санкт-Петербург). В 1970–80-х гг. такие настроения и взгляды едва ли не сознательно провоцировались многочисленными и якобы направленными лишь против сионизма публикациями (авторы В. Бегун, Л. Корнеев, Е. Евсеев и другие), в которых обильно и дословно цитировались (без упоминания источников) расово-антисемитские пассажи из «Майн кампф» Гитлера, газеты «Штюрмер» и других нацистских изданий. В условиях проводимой советским руководством со второй половины 1980-х гг. политики гласности и демократизации открыто и почти беспрепятственно афишируют вдохновляемую традиционным русским черносотенным антисемитизмом приверженность к идеологии и практике национал-социализма (символика, демонстрации и манифестации в день рождения Гитлера, ряд антиеврейских акций погромного характера) группы молодежи в Москве, Ленинграде и других городах; общество «Память» и аналогичные ему объединения (например, «Отечество» в Свердловске) на массовых митингах, охраняемых милицией, и в публикациях настойчиво внушают многочисленным слушателям и читателям откровенно нацистский тезис о еврейско-масонском заговоре как главной причине экономических, социальных, экологических кризисов в стране, уничтожения памятников русской национальной истории и культуры. Немногим отличались от этого по идейной направленности ряд публикаций в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва».

Политические достижения неонацизма были незначительны: после весьма скромных успехов на местных выборах в 1960–70-х гг. Национал-демократической партии ФРГ, Национальных фронтов в Англии и Франции и подобных им организаций в некоторых других странах, большинство их почти сошло с политической сцены. Однако неонацистская идеология (однопартийная система, авторитарная власть, культ сильной личности, идеал дисциплины и порядка, а также шовинизм и, наряду с антисемитизмом, воинствующий антикоммунизм) имеет достаточно глубокие социально-психологические корни в определенных слоях населения разных стран, и в условиях новых острых экономических, социальных и других потрясений неонацизм может стать реальной опасностью для человечества.

Прошлого и современности на данный момент не особо актуален. Национал-социализм не является исключением. Но, как показывает политическая реальность, многих масштабных ошибок можно избежать с помощью анализа былого. В данной статье рассматривается суть национал-социализма. Античеловеческая и абсурдная, уничтожающая.

Определение понятия

Национал-социализм (или нацизм) представляет собой идеологическое и политическое течение. Национал-социализмом принято также называть режим правления в Германии Адольфа Гитлера (1933-1945 гг.) и партии НСДАП. Идеология отличается особой агрессивностью, расизмом и экстремизмом. Нацизм является идеологическим учением, которое официально запрещено на международном правовом уровне, а пропаганда этого учения уголовно наказуема во всех высокоразвитых странах мира. Это связано с тем фактом, что реализация национал-социалистических идей на практике привела к самым ужасающим последствиям в мировой истории. От рук нацистов погибло более 50 миллионов людей.

Генезис нацистской идеологии

У истоков национал-социалистической идеологии лежат самые разнообразные учения (порой даже противоречивые). Среди них можно выделить оккультные и теософские общества Германии и Австро-Венгрии, которые возникли в конце XIX века. Весьма точным примером подобных учений выступает арманизм. Его идеологом является австриец Гвидо фон Лист, изложивший свои представления в журнале «Остара».

Теория Листа

Гвидо фон Лист, безусловно, самая колоритная фигура тех времен, которой подражали нацисты. Согласно его представлениям, древние германцы имели специфическую религию, которая давала им возможность познавать все тайны окружающего мира. Природа, по его мнению, представляет собой определенный цикл: появление, существование, смерть и возрождение. Лист видел в этом цикле универсальный закон Вселенной. Человек должен жить и развиваться в согласии с окружающим миром (природой). Расовая чистота является следствием этого согласия.

Политическая суть теории Листа состоит в отведении государственной власти священного места. Властная элита должна быть расово чистой и абсолютной. Выполнение этих оккультных предписаний должно было стать залогом будущего спасения. Лист стоял на позиции жестокого уничтожения всех врагов для вхождения избранных на их земли и обретения, таким образом, благополучия. Согласно древнегерманским легендам, Лист требовал воцарения сакрального диктатора для решения всех человеческих проблем. На этих принципах и строился германский национал-социализм.

Национал-социалистические «просветители»

Идеологи этого течения работали над создание «ширмы», которая гласила, что их мировоззрение основано чуть ли не на всем прошлом культурном и интеллектуальном наследии германского народа. В ряды так называемых предшественников были записаны: Г. Гегель, Ф. Ницше, У. фон Гуттен, Р. Вагнер, братья Гримм и многие другие деятели науки и искусства.

Практически все вышеупомянутые исторические личности не имели к идеологии нацистов никакого отношения. Они обращались к их творческому наследию лишь ради спекуляции общественным сознанием.

Идеология национал-социализма и ее символика в первую очередь связаны с именем Адольфа Гитлера (1889-1945 гг.). Свою нечеловеческую доктрину он изложил в легендарной книге Mein Kampf («Моя борьба»). Там он постулировал теорию превосходства арийской расы над всем остальным человечеством.

Превосходство арийской расы

Согласно убеждениям А. Гитлера, германцы превосходят все остальные народы, так как сохранили расовую чистоту арийцев. Их обязательный долг - увеличить численность нации для исполнения своего исторического предназначения - достижения господства во всем мире. Расовая теория стала основой деятельности партии Гитлера НСДАП, и всего Третьего рейха.

В уже упомянутой книге «Майн Кампф» Гитлер говорил о том, что человечество существует в соответствии с особым законом природы, который утверждает, что формы размножения и непосредственно продолжения рода являются весьма ограниченными. Поэтому более сильная и чистая раса должна отнять у более слабой жизненное пространство и средства к существованию. Неполноценными расами считались евреи, цыгане, негры, славяне и арабы. Все они подлежали прямому физическому уничтожению или подчинению высшей расе арийцев.

Расовые представления национал-социалистов

Самым распространенным в среде нацистских идеологов было определение расы как суммы внешних признаков, которые определяются кровным родством. Огромное значение среди множества признаков придавалось форме и внешнему виду черепной коробки, цвету глаз и волос, осанке и даже форме носа. Высшая раса, которой были предки арийцев - германцы, наделялась всеми лучшими физическими свойствами и добродетелями. В то же время все упомянутые низшие расы наделялись моральными пороками и болезнями. Поэтому велась постоянная борьба против вырождения германской нации по примеру неполноценных рас.

Современная антропология разбила все подобные аргументы нацистов, убедительно доказав, что категория «чистой расы» - не более чем просто абстракция и выдумка. Реально существуют, в силу исторических обстоятельств, только смешанные расовые образования. Все расовые признаки, как анатомического, так и ментального характера, очень широко переплетены в современном мире. Поэтому национал-социализм в Германии не имел никаких научных обоснований.

Понятие о «недочеловеке»

Из нацистской расовой теории выплывал вполне обстоятельный термин «недочеловек». Ярким сторонником его употребления и введения в обиход стал руководитель СС Г. Гиммлер. Термин был впервые употреблен 6 августа 1941 года Густавом Хербертом, а впоследствии стал очень популярным. Термин основывался на теории о том, что германская нация имеет превосходство над всеми остальными народами. Сам Гиммлер довольно ясно выразился по этому поводу: «Пока на свете живут люди, борьба между человеком и недочеловеком будет считаться исторически обусловленным правилом». Термин не раз употреблял ярчайший пропагандист и идеолог национал-социализма Альфред Розенберг, в том числе называя «недочеловеками» и русский народ, который после победы «великого Рейха» должен перестать существовать.

Образ арийца в нацисткой идеологии

Национал-социалисты рассматривали себя как новых строителей «великой Германии» и старались воспитать таких немцев, которые превосходно выполняли роль господствующий расы. Понятие о «сверхчеловеке» нацисты позаимствовали из философской системы Ф. Ницше. Образ арийца окутывался легендами и представлялся героическим и созидательным. Идеал красоты человека строился на превосходных физических возможностях, но далеко не все ему соответствовали.

Арийский (немецкий) мужчина должен быть здоров, полон сил и одет в военную форму. Эти факторы должны были придать ему привлекательности и героизма в глазах немецких девушек, чтобы они даже не думали вступать в брак с представителями чуждой расы, сохраняли чистоту крови. Такой образ чистокровного арийца был введен согласно представлениям фюрера А. Гитлера и официального идеолога национал-социализма Альфреда Розенберга.

Национал-социализм в России

Несмотря на факт международного осуждения, национал-социализм в современном мире начал занимать новые политические позиции. Во многих странах мира существуют организации, которые тем или иным образом пропагандируют идеи о неравенстве рас и наций. Совокупность этих идей называют неонацизмом. Российская федерация не является исключением. Понятие русского национал-социализма уже давно вошло в лексикон отечественной политики. В 90-х годах многие ультраправые политические партии и организации стали употреблять термин «русский национал-социализм» для обозначения своих политических целей и программ. Идеи национал-социализма в его русском варианте не изменились. Только вместо германской избранной расы утверждается русская раса, которая должна покорить народы.

Таким образом, можно подвести итог. Идеология и практика национал-социализма является абсолютно ненавистной и античеловеческой, которой невозможно найти никаких оправданий. Миллионы людей стали жертвами этого учения, и одна из приоритетных задач современной политики - не допустить возрождения всеми осужденной идеологии, так как такие тенденции уже наметились и имеют вполне реальную силу. Фашизм и национал-социализм принесли неизмеримо много горя человечеству.

получившая распространение в гитлеровской Германии форма фашизма, определяющими чертами которой были тоталитарный террор, переросший в геноцид евреев, антисемитизм и расизм экспансионистского характера.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (нацизм)

идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в Германии, придавшие при диктатуре А. Гитлера законную силу наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.

Одно из немногих учений в мировой истории, признанное на международно-правовом уровне человеконенавистническим, пропаганда его запрещена во всем цивилизованном мире и сама по себе является преступлением. В отношении национал-социалистических убеждений принципы плюрализма и свободы слова, являющиеся священными для демократической цивилизации, не действуют: нацизм, как и расизм, шовинизм, терроризм, объявлен международным сообществом вне закона. И это более чем справедливо, поскольку реализация нацистских идей на практике ввергла мир в страшную войну и привела к неисчислимым жертвам, которых человечество не знало за всю свою многотысячелетнюю историю (более 50 млн чел.).

Нюрнбергский процесс осудил не только главарей нацистской партии, но и саму идеологию гитлеризма, руководствуясь которой национал-социалисты совершали чудовищные преступления против человечества.

Как получилось, что Гитлер, который никогда не был выдающимся мыслителем и вообще не получил систематического образования, стал вдруг не просто лидером политической партии, а вождем нации?

Прежде всего, следует отказаться от штампа, что национал-социализм придумал сам будущий фюрер, который изложил его азы в «библии» нацизма «Майн Кампф», первый том которой он продиктовал своему соратнику Гессу в баварской тюрьме Ландсберг, где оба отбывали срок за участие в «пивном путче» в 1923 г.

Когда Гитлер в 1919 г. занялся политической деятельностью, теоретическая база для возникновения нацизма была уже подготовлена в виде т. н. ариософии, созданной Г. фон Листом, Р. Д. Горслебеном, Ф. Б. Марбки, З. А. Куммером и др. крайне правыми идеологами. Учение это в основе своей базировалось на ставших модными среди европейских интеллектуалов на рубеже XIX–XX вв. эзотерических восточных доктринах и обосновывало «историческое» право арийской расы (лучшими представителями которой являются якобы германцы) господствовать над народами Земли и уничтожать их в войне за «жизненное пространство», как позже заявят Гитлер, Розенберг, Гиммлер, Геббельс и др. практики национал-социализма.

Другим важным компонентом будущей теоретической платформы нацистов стали идеи антисемитизма, зерна которых в послеверсальской Германии легли в подготовленную почву. В поражении страны в Первой мировой войне, крушении империи, унизительном для нации Версальском мире будущие нацисты обвиняли крупный еврейский капитал. Он действительно во многом определял как стратегию держав-победительниц, так и внешнюю и внутреннюю политику побежденной Германии. Неудивительно, что вскоре после подписания Версальского договора в стране возникли многочисленные движения реваншистского толка.

Послевоенная разруха, чудовищная инфляция (зарплату тогда выдавали по 2 раза в день), страшная нищета провоцировали народные массы в Веймарской республике на социальный взрыв.

Социальные проблемы, необустроенность на фоне идейной неразберихи, отсутствие четких идеологических ориентиров в государстве - вот почва, на которой взошли ядовитые сорняки нацизма в Германии 1920-х гг. Поэтому Гитлер и его сторонники демагогически позиционировали свое движение как партию социального действия, защищающую интересы трудового народа.

Партия, куда вступил бывший ефрейтор вермахта А. Гитлер, называлась Немецкой рабочей партией, а позднее, когда Гитлер стал ее лидером, - Национал-социалистической немецкой рабочей партией.

Таким образом нацизм как теория являет собой причудливое, эклектичное сочетание элементов восточных мистических учений, к тому же вошедших в гитлеровскую доктрину не непосредственно, а в вольной интерпретации европейских же теоретиков (теософов, антропософов, позднее - ариософов), вульгарного псевдоницшеанского имморализма, геополитических построений К. Хаусхофера, расистского учения Чемберлена-Гобино, реваншистских настроений германского послевоенного общества, антисемитизма и идей социальной справедливости, препарированных как привилегия «избранного народа», т. е. арийцев, на мировое господство. К слову, последнее объясняет, почему между нацизмом и коммунизмом нельзя ставить знак равенства, как это ничтоже сумняшеся сделали либералы и демократы.

Коммунизм - принесение в жертву себя ради других, спасение других народов от тотального уничтожения. В коммунистической доктрине со времен Маркса заложен принцип интернационализма, в России идея всемирной революции соединилась с существовавшей веками православной традицией мессионизма, жертвенности, необходимости отдать жизнь «за други своя». Это полностью противоречило тому, что составляло идейный фундамент нацизма - право одной нации на мировое господство, исключающее право других на полноценное существование в этом мире.

Вторая мировая война была в глазах всего человечества столкновением этих двух принципов. Победа над Германией означала не по просто победу над отдельным государством, а историческую победу над самими принципами национал-социализма.

Страшные преступления, документальные подтверждения которых были представлены на Нюрнбергском трибунале (фабрики смерти, газовые камеры, трудовые концентрационные лагеря, пытки и медицинские эксперименты над заключенными, промышленное производство мыла из человеческих тел) ужаснули человечество. Казалось, такое невозможно в XX в., казалось, такое не забудется еще несколько тысячелетий. Однако единодушно осужденная всем миром теория, оправдывающая массовое убийство целых народов, до сих пор, увы, жива и даже стала знаменем для отдельных сил на Западной Украине, в странах Прибалтики. Потомки тех, кто по замыслам нацистов, должны были быть полностью уничтожены, либо онемечены, сегодня ставят памятники эсесовцам и оскверняют могилы тех, кто спас их народы от тотального уничтожения и рабства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.