Что я думаю о первой половине XX века. История России: Россия в первой половине ХХ века Главные сотрудники царя

ВЬЕТНАМ. В период пробуждения Азии, в то время как во всём Вьетнаме установилось французское колониальное господство, постепенно стали возникать антифранцузские освободительные движения. Первым таким патриотическим движением стало кан выонг, созданное вьетнамским политическим деятелем Фан Бой Тяу. Второе движение, под руководством Фан Тю Чиня, образовалось под влиянием буржуазной идеологии Запада. Цель обоих движений состояла в завоевании независимости Вьетнама, однако средства длч достижение этой цели, сильно различались.

Кан выонг ещё условно называют «традиционалистским» движением, так как именно в традиционалистском чиновничестве основатель движения видел опору в борьбе за независимость Вьетнама. Средством кан выонга стала вооружённая борьба. Движение носило масштабный характер, в нём принимали участие самые широкие слои вьетнамского населения: от крестьянства до чиновничества. Это патриотическое движение впоследствии плавно приобрело ксенофобный и националистский характер, что пробудило в коренных жителях вражду не только к французам, но и ко всем людям с белым цветом кожи.

Во время движения были созданы несколько политических организаций: «Общество обновления Вьетнама» (Вьетнам Зюи Тан хой, далее - «Зюи Тан») в 1904 г., движение «Донг Зу» («Движение на Восток») в 1905 г., «Общество освобождения Вьетнама» в 1912 г. и «Общество Неба и Земли», начало активной деятельности которого пришлось на 1911 г.

В отличие от кан выонга, второе антиколониальное движение несло в себе вестернизированный, антитрадиционалистский либерально-демократический характер. Его сторонники были заинтересованы в техническом прогрессе, социальных и политических реформах. Фан Тю Чинь выступал за предоставление демократических свобод, за введение справедливого законодательства и модернизацию Вьетнама. В отличие от Фан Бой Тяу, который настаивал на немедленном изгнании французов и завоевании национальной независимости, Фан Тю Чинь требовал свергнуть вьетнамскую монархию, причем при помощи французов.



В своём письме генерал-губернатору Полю Бо от 15 августа 1906 г. Фан Тю Чинь изложил существовавшие проблемы, препятствующие провозглашению независимости Вьетнама и способы их решения. Среди проблем он выделял коррупцию в рядах чиновников и неподобающее отношение к вьетнамцам французских властей. Решение первой проблемы Фан Тю Чинь видел в замене коррумпированных чиновников на честных, а второй – в проведении социально-политической реформы, направленной на предоставление больших возможностей в общественной жизни широким слоям населения.

Несмотря на свою политическую ориентацию на Запад, Фан Тю Чинь не отвергал и конфуцианство. Таким образом, он совмещал новые для Вьетнама буржуазные идеи Запада с традиционными ученими Востока.

Вместе со своими единомышленниками Фан Тю Чинь основал общество «Лиентхань» и школу «Зутхань» («Воспитание молодёжи»). А в 1907 г. была открыта общественно-просветительская школа в Ханое, которая сыграла важнейшую роль в движении за социальные реформы, направленные на модернизацию Вьетнама.

При сравнении этих двух антифранцузских движений, можно заметить значительную разницу как между их политической направленностью, так и средствами достижения цели. Первым отличием является то, что Фан Тю Чинь был противником вооруженной борьбы. Он считал, что вьетнамский народ не способен освободиться самостоятельно, без поддержки извне, поэтому видел опору не в традиционалистском чиновничестве Вьетнама, как Фан Бой Тяу, а во французских властях. Второе отличие состоит в том, что Фан Тю Чинь отвергал монархическую форму правления, в то время как основатель кан выонг хотел установить во Вьетнаме сначала традиционную, а затем конституционную монархию. Наконец, Фан Бой Тяу ориентировался на поддержку только азиатских стран (Япония и Китай), а Фан Тю Чинь искал помощь у Франции.

Целью «движения на Восток» была подготовка антиколониальных кадров в Японии. Однако эта деятельность не увенчалась успехом, в этой связи политика была переориентирована на китайских революционеров

Своей целью общество считало изгнание французских колонизаторов, восстановление независимости страны и установление демократической республики. В отличие от «Зюи Тан», ориентировавшегося на Японию, Общество брало за эталон республиканский Китай, на материальную и финансовую помощь которого оно очень рассчитывало.

Данное письмо явилось первым официальным документом представителя вестернизированной вьетнамской интеллигенции, которое содержит в себе конкретные предложения социальных реформ

Преподавал в этой школе молодой Нгуен Аи Куок, будущий Хо Ши Мин.

Школы была открыта с целью просвещения широких слоёв населения новым знаниям и новой. В её стенах пропагандировался «новый» образ жизни, отказ от старых обычаев, латинизированная письменность, распространялись учения западноевропейских философов-просветителей: Ж.-Ж.Руссо, Монтескье, Спенсера. Деятельность ассоциации не ограничивалась чисто просветительскими функциями. Однако с приходом на пост генерал-губернатора в 1908 г. Клобуковски, сторонника жесткого политического курса, исчезли практически все либеральные начинания его предшественника.

ИНДОНЕЗИЯ. Сукарно родился в семье мусульманина и индуистки. Он с детства бредил подвигами, победой добра над злом, которую может одержать сильная личность, герой-спаситель. Пройдя через «очаг национализма» - так называли дом лидера «Сарекат ислама» («Союз ислама») Чокроаминото, в котором несколько лет прожил Сукарно, - он стал политическим бойцом, первым догадался объединить три основных течения - национализм, исламизм и марксизм, на которые распадалось освободительное движение. Хотел привести Индонезию к свободе. Сукарно создал собственную партию - Национальную партию Индонезии - для завоевания власти. Его постоянно преследовала полиция. В 1929–1931 и 1933–1942 годах он находился в тюрьмах или ссылках за участие в борьбе против голландского колониального господства в Индонезии. Сукарно без устали ездил по всей стране, используя любую площадку для своих зажигательных речей. Все считали его своим лидером, видели в нем пророка независимости.

На протяжении трех столетий индонезийцы безуспешно пытались освободиться от голландского господств, удалось это им только в середине XX века, когда во главе национально-освободительного движения стал Сукарно. Японцы вытеснили голландцев с архипелага в 1942 году, и Сукарно пошел на сотрудничество с новыми властями. Только после трёхлетнего обещания Японией провозглашения независимости, соратники Сукарно провозгласили Декларацию независимости республики через три дня после капитуляции Токио во Второй мировой войне. 17 августа 1945 года Сукарно выступил с речью перед собравшимся у его дома митингом, он провозгласил независимость и призвал народ Индонезии взять судьбу страны в собственные руки. Народ добился независимости, но хозяином стал Сукарно, 18 августа 1945 года он стал президентом. Конституция наделяла первого президента неограниченной законодательной и исполнительной властью, чем он сразу же незамедлительно воспользовался. 1) предписывал всем гражданам приветствовать друг друга словом «мердека» (свобода) и поднятием руки, пять пальцев которой символизировали провозглашенные Сукарно пять принципов - индонезийский национализм, интернационализм или гуманизм, дискуссия или демократия, социальное благосостояние и вера в Бога. 2) установил монократическую форму правления, которую сам и возглавлял, было полное отсутствие выборных представительных органов. За первые десять лет своего существования республика прошла через много войн, нашествий, поэтому из-за недовольств армии и народа Индонезия вернулась к Конституции 1945 года. После посещения СССР и других стран соцлагеря Сукарно ввел в стране «направляемую демократию», замкнул на себе все органы государственной власти - законодательной и разгневался и распустил парламент (РАСПУСКАЛ ВСЁ ПРОСТО). По его словам, он - Индонезия и революция, навязывает стране «индонезийский социализм» = идея полит. равенства из Декларации США + дух. Равенства – ислам, христианство + научн. - марксизм). Марксизма + национальную самобытность Индонезии- мархаэнизм +их принципы „готонг-ройонг“(жить, работать вместе, взаимопомощь).

Временный народный консультативный конгресс (ВНКК) - под давлением Сукарно назначает его в 1963 пожизненным президентом страны, чтобы сохранить социализм.

Все проводимые им реформы бесславно провалились, страна нищала, нарастали анархия и хаос, а Сукарно утопал в роскоши, возводил все новые и новые дворцы и монументы. В 1966 году ВИКК лишил Сукарно звания пожизненного президента, изолировали от внешнего мира с помощью суда, после чего он заболел и скончался 21 июля 1970 года. Он вообразил себя мессией, а стал диктатором. Это привело его к краху, а родину, которую он искренне любил, ввергло в пучину анархии и хаоса.

Билет №29

На Дальнем Востоке Второй мировой войне, официально начавшейся в сентябре 1939 года, предшествовали аннексия Японией Маньчжурии, имевшая место в 1931 году, и Вторая Японо-Китайская война, начавшаяся в 1937 году с «китайского инцидента» и завершившаяся уже с капитуляцией Японии. После неудачной попытки продвижения на территорию СССР японские военные силы устремились на Юго-Восточную Азию, захватывая народы под предлогом освобождения от колониальной зависимости (что по факту ли декларативно). Ослабленные ударами фашистской Германии метрополии не могли защитить свои колонии и в 1941 году Япония вторгается в Гонконг, Филиппины, Таиланд и Малайю, а в 1942 – в Бирму, Голландскую Ост-Индию, Новую Гвинею и Соломоновы острова.

Вьетнам

После капитуляции Франции, 22 сентября 1940 года Французский Индокитай был оккупирован японскими войсками. В этом и следующем году вьетнамские коммунисты предприняли несколько попыток поднять, которые были подавлены французскими войсками (т.е. войсками, подчинявшимися правительству Виши). В мае 1941 года был создан Вьетминь. Первые опорные пункты Вьетминя были созданы активистами компартии Индокитая, а в конце 1941 года были сформированы первые ополченческие отряды спасения родины. Во время Второй мировой войны Вьетминь боролся как с японскими оккупантами, так и с подчинявшейся им французской колониальной администрацией. При этом, Вьетминь оказывал помощь странам антигитлеровской коалиции - в частности, передавая разведывательные данные о японских силах во Французском Индокитае.

9 марта 1945 года японские войска вытесняют колониальную армию уже освободившейся от германской оккупации Франции и создают марионеточное государство «Вьетнамская империя» во главе с императором Бао Даем. В августе 1945 года, после капитуляции Японии, Вьетминь вытесняет захватчиков и устанавливает контроль над бо́льшей частью Вьетнама, в сентябре 1945 в Сайгоне высаживаются французы и англичане.

В августе 1945 года происходит «Августовская революция»: император Бао Дай из династии Нгуенов отрекается от власти, Вьетминь объявляет о создании Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) и формирует временное правительство. Первым президентом ДРВ становится Хо Ши Мин, который одновременно возглавил правительство как премьер-министр. Французские колониальные власти не замедлили отреагировать на все эти события и 23 сентября 1945 года начинается реоккупация Вьетнама Францией.

Таиланд

В годы Второй мировой войны в военные власти Таиланда (пришедшие к власти в 1933 году в результате переворота, ограничив полномочия короля и объявив о конституционной монархии) под руководством ставшего диктатором фельдмаршала Пибунсонграма усилили националистическую риторику (и даже переименовали в 1938 году Сиам в Таиланд чтобы подчеркнуть национальный характер государства) и выступили на стороне Японии. Таиландские войска вторглись на территорию Французского Индокитая. Однако 8 декабря 1941 оккупировавшая бывшие французские владения в юго-восточной Азии японская армия беспрепятственно вступила на территорию Таиланда и отсюда вторглась на земли Бирмы, бывшей тогда британской колонии. В 1944 под влиянием поражений Японии, экономического кризиса и налётов союзной авиации Пибунсонграм был низложен, а к власти пришли проамериканские либеральные силы. В 1946 году в собственном дворце при загадочных обстоятельствах погиб король Ананда Махидол.

Индонезия

Боевые действия на территории Индонезии начались в январе 1942 года и после серии проигранных колониальными властями морских было подписано соглашение о безоговорочной капитуляции.

Как и на других завоёванных территориях Юго-Восточной Азии, японская оккупационная администрация, стремясь заручиться максимальной поддержкой местного населения, проводила в Индонезии курс на стимулирование националистических, антиевропейских настроений, подчёркивая этническую и культурную близость между индонезийцами и японцами. Освобождённые из тюрем осуждённые до войны голландцами лидеры национально-освободительного движения (в том числе Сукарно) привлекались к сотрудничеству: под контролем японских властей им разрешалось создание общественно-политических структур националистического толка. Так, под руководством Сукарно в 1942 году была учреждена организация, преобразованная в 1943 году в «Союз верности народу Явы». Подобная политика имела определённый успех: к сотрудничеству с японцами в начальный период оккупации склонились бо́льшая часть национальной элиты страны и достаточно широкие общественные слои. Однако поддержка японской администрации среди индонезийцев значительно ослабла после проведённой оккупантами масштабной мобилизации местного населения на принудительные сельскохозяйственные и военно-инженерные работы и систематического насильственного изъятия продовольствия. В 1943-1945 годах в различных районах Индонезии происходили антияпонские выступления, которые, как правило, жёстко подавлялись.

Формально японская оккупация Индонезии завершилась 15 августа 1945 года после официального объявления японским правительством о капитуляции. Однако японские войска продолжали оставаться на индонезийской территории ещё в течение нескольких недель до их разоружения и вывоза силами союзников.

В первой половине 20-го века немецкий философ Карл Ясперс заговорил о неустойчивости существования. Как бы сложно это ни звучало, означает оно весьма простую вещь, которая очевидна, но эта очевидность её и скрывает. Недавно проскакивала новость, как 16-ти летняя девушка разбилась на машине. Нагуглив её профиль в вк, я увидел типичную тупую швабру, коих в интернете пруд пруди, но это навело меня на некоторые размышления. Она, девушка со, скажем, стремлением пойти на вписку в следующую пятницу, с кучей парней и довольно выёбистая, вмиг потеряла огонёк жизни. Чтобы прочувствовать это, я приведу несколько другой пример: некий парень нашел себе девушку, которая согласна с ним погулять и даже проявляет признаки симпатии. Ему, конечно, это ужасно нравится, и вот он уже одетый идёт на встречу. Радость, счастье, эйфория прерываются неожиданным ДТП, в котором парень погибает. Другая девушка хотела поступить в МЕД, но её счастье от первый пары прерывается изнасилованием по дороге в ВУЗ и скорой смертью. Неустойчивость существования означает неустойчивую ситуацию в мире. Существуют аспекты, которые вне зависимости от нашей воли (что после будет уточнено) способны прервать наше существование как таковое вне зависимости от наших иллюзий бессмертия. Это - один из наиболее ярких примеров экзистенциального анализа. Сегодня я хочу показать вам это учение не со стороны "Сартр" и "Хайдеггер", а с его основ. Поскольку изложение получится большим, я разобью его на две части сообразно классификации конечных экзистенциальных данностей (самых фундаментальных атрибутов существования человека), коих четыре: смерть, одиночество, свобода и бессмысленность.

Я не просто так начал с темы неустойчивого существования. Если рассмотреть её поближе, то там легко обнаруживается тема смерти. Всем очевидно, что мы умрём, но в какой мере? Прежде всего экзистенциализм по отношению к осознанию человека выделяет два вида смерти: мою-смерть и смерть-другого. Различие совсем просто увидеть, если вспомнить свои критические для жизни ситуации и восприятие критических ситуаций других. Если я иду по улице и вижу, как около парня с пробитой головой стоит реанимация, в лучшем случае мной испытывается отвращение и некое подобие страха; если меня сбила машина, но я чудом остался жив и только поцарапался, то это совсем другие ощущения. Всё различие между моей-смертью и смертью-другого в отношении к моим переживаниям. Это как смотреть на игру друга и играть самому. В той мере, в какой мы живём, смерть нам кажется неким далёким. "Я умру, да, но потом". Даже если не оговаривается "Потом", сущность остаётся одна: смерть не воспринимается как серьёзное событие. Когда же человек попадает в критическую ситуацию, он серьёзно меняет своё мнение хотя бы на время. Чтобы ощутить тревогу смерти, проделайте следующее упражнение:

Возьмите белый лист бумаги и ручку. Начертите отрезок, внутри которого отметьте точку. Итак, отрезок - вся ваша жизнь, точка - вы сейчас, две граничные точки - рождение и смерть. 5 минут подумайте над получившимся.

Мы уже ввели новое понятие - "тревога смерти". Следует отличать тревогу от страха: тревога не имеет объекта, нам просто жутко, а страх имеет. Я боюсь вот эту вот собаку, но мне вообще жутко от чего-то, когда я помышляю о смерти. Смерть не может выступать объектом, т.к. она не обозначает ничего. Это весьма смутное состояние, мыслимое как Ничто. Поэтому экзистенциализм выделяет страх Нечто и страх Ничто (тревогу). Более того, утверждается фундаментальность этой тревоги: она присуща всем и составляет саму основу нашего существования. "Но ведь я не боюсь смерти", - возразят многие. Я лишь замечу, что эксперименты с КГР показывают нарастание тревоги смерти у испытуемых при углублении в бессознательное. Оказывается, она имеется даже у глубоко верующих. Отсюда, к слову, может быть ясна функция религии: она оберегает от сознательной (!) тревоги смерти. Если представить, что за умиранием будет Нечто, а не Ничто, то, быть может, удастся убедить себя в отсутствии смерти (в скобках замечу, что из этого не следует отсутствие Бога).

В статье "Что такое метафизика?" М. Хайдеггер показывает положительную функцию смерти. "Ужасом приоткрывается Ничто" - вот основа положительной функции смерти (ужас = тревога). В моменты ясного ужаса весь мир как бы утопает в чём-то, мы как бы остаёмся сами с собой. В результате может происходить так называемое трансцендентирование, то есть выход за себя. Это означает изменение всех ценностей в сторону аутентичного бытия, к рассмотрению которого мы сейчас и должны перейти.

Помните эволюцию Болконского из "Войны и мира"? Сначала он желает утвердиться в социуме как герой, а после, когда его сильно ранят, он произносит прекрасные слова:

"Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими..."

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н.

И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики. Еще одно открытие гениального ученого - теория относительности - заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» - мира элементарных частиц. Были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

На рубеже XIX - XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта - автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле. Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений.

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия.

Достижения научной мысли конца XIX-начала XX вв. послужили основой технической революции, она получила название второй научно-технической революции (НТР).

Сердцевиной второй НТР стала энергетика - изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания, что предопределило переход от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу. Переворот в энергетике, изобретение способа передачи электричества на дальние расстояния обусловили рождение новых видов транспорта - автомобиля, самолета, электровоза, тепловоза, трамвая.

Автомобиль и самолет не только революционизировали транспорт, но дали толчок к преобразованию всех смежных отраслей - металлургии, машиностроении, химии. Были изобретены новые способы выплавки стали, получило развитие производство разнообразных видов качественных сталей, двинулось вперед производство цветных металлов.

Вторая НТР знаменовала быстрое развитие новых средств связи - телеграфа, телефона, радио, что сыграло огромную роль в распространении информации во всем мире.

Открытие в 1918 г. французскими учеными во главе с П.Ланжевеном (1872-1946) сонар-системы звуковой локации (посылает звуковые волны, и любой объект, встретившийся на пути, отражает их).

Массовое производство катализаторов, красителей, лекарств, минеральных удобрений было итогом прогресса в химической промышленности.

Достижения науки и техники стали основой очередной военно-технической революции. В начале ХХ вв. появились военная авиация и танки, были созданы мощные военно-морские суда, автоматическое артиллерийское оружие, изобретены новые взрывчатые вещества, отравляющие газы, широко стала использоваться радиосвязь. Известно, что в этот период ведущие страны мира усилили гонку вооружения, подготовив материально-техническую базу для Первой, а затем и Второй мировой войн.

На стадии завершения Второй мировой войны началась третья научно-техническая (научно-технологическая) революция. Она связана с кардинальными изменениями в области производительных сил в связи с развитием атомной энергетики, космонавтики, вычислительной техники, биотехнологии, производства новых конструкционных материалов.

Первый пуск ракеты большой дальности "Фау-2", созданной В.фон Брауном (1912-1977), был проведен в 1942 г. Скорость "Фау-2" в несколько раз превышала скорость звука.

Научные открытия в области физики

В области физики революция началась в самом начале 20-го столетия, когда Макс Планк вывел формулу распределения энергии в спектре абсолютно чёрного тела, из которой следовало, что энергия излучается не равномерно, как предполагали раньше, а частями - квантами. На этой основе Альберт Эйнштейн в 1905 году развил квантовую теорию фотоэффекта. Дальше Нильс Бор предложил модель строения атома, где электроны вращаются по орбитам вокруг ядра атома, словно планеты вокруг солнца.

Но на этом революция не закончилась. Альберт Эйнштейн в 1916 году разработал общую теорию относительности, что практически перевернуло представления всех учёных того времени. В соответствии с этой теорией, гравитация - это не процесс взаимодействия полей и тел в пространстве, а результат искривления пространства-времени. Эта теория объяснила появление так называемых чёрных дыр, а также искривление световых лучей от звёзд при их прохождении рядом с Солнцем.

В 1932 г. Джеймс Чэдвик доказал существование нейтрона. Это научное открытие привело к бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, к развитию гонки вооружения и к холодной войне. Но в то же время это открытие послужило толчком к развитию атомной энергетики, а также к использованию радиоизотопов в различных научных сферах. За открытие нейтрона Джеймс Чэдвик в 1935 г. получил Нобелевскую премию в области физики.

16-го декабря 1947 г. УолтерБраттейн, Джон Бардин и Уильям Шокли открыли свойства полупроводника - управление большими токами при помощи малых. Так появился транзистор - прибор, который состоял из пары p-n переходов. Принцип работы транзистора послужил основой для развития многих сфер научной деятельности и не только.

Европейская теоретическая социология создавалась и развивалась в 19 - начале 20 вв. благодаря личной инициативе и энтузиазму отдельных ученых, не получавших от этого занятия никаких доходов и зарабатывавших на жизнь другим занятием или имевших наследственный доход. Так, О. Конт был секретарем графа А.де Сен-Симона, а потом домашним учителем в аристократической семье. Г. Спенсер - железнодорожный служащий, занимавшийся науками в свободное от службы время и только получение наследства позволило ему целиком отдаться любимому делу - науке. К. Маркс разрабатывал свои теории при финансовой поддержке своего друга Ф. Энгельса, сына крупного фабриканта. Список ученых-любителей можно продолжить. Только М. Вебер занимался наукой профессионально, но при этом большая часть времени уходила на преподавательскую работу. Он был университетским профессором, но не социологии, а экономики, т.е. и для него социология побочный, любительский продукт.

С начала 20-го века начинает проявляться специфика национальных школ социологии, связанная с особенностями их формирования: влияние историко-философской традиции во Франции, философско-экономической в Германии, политической - в Италии, влияния управленческого начала в Великобритании. Наиболее плодотворно социология с начала 20 века развивалась в Соединенных Штатах Америки. Главной причиной, обусловившей переход приоритета в социологических исследованиях к американцам - практическая потребность в обществоведческой информации в быстро и сложно развивавшемся молодом государстве.

Разумеется, американская социология начинала не на пустом месте. Она испытала большое влияние социологии европейской, в том числе и в том, что большинство американских социологов получили образование в Европе, и заметное пополнение кадрового состава американских социологов тоже было из Европы (Ф. Знанецкий, П. Сорокин - из наиболее крупных). Но исследования американцев, в отличие от индивидуализма европейцев, были коллективными, хорошо организованными и профинансированными, являясь составной частью университетского образования с его прикладным характером. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой. Важно отметить, что главные усилия американских ученых фокусировались на решении практических задач:

  • - каковы мотивы поведения людей;
  • - как лучше осуществлять социальный контроль и управление;

Как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества;

Как организовать сотрудничество людей в производстве и рост производительности труда и т.д.

Таким образом, с самого начала американская социология развивалась как прикладная и эмпирическая наука. Уже в начале 20 века проводились тысячи исследований каждый год. Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, которое часто расходилось с социальной действительностью.

Эмпирическое направление в американской социологии связано с именами таких исследователей, как Л. Уорд и А. Смол, обосновавших целесообразность прагматизма в социологии. Их многие последователи, реализовавшие установки эмпирической социологии на практике, группировались в Чикагском университете, который стал центром формирования эмпирической американской социологии, известной в научном мире как «чикагская школа социологии». Основателем и центральной фигурой этой школы стал Роберт Парк (1864 -1944). Его работы посвящены проблемам расовых отношений, социльной эволюции (конкуренция - конфликт - приспособление - ассимиляция), выходу рас и народов из различных видов изоляции, культурным процессам и культурной адаптации и др. Другой крупнейший представитель чикагской школы Эрнст Берджесс (1886-1966) придал общеметодическим идеям Р. Парка конкретную форму, разработал оригинальный прикладной вариант социально-экономической теории для исследования города, сделал глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и др.

Среди наиболее важных и широко известных практических и теоретических разработок первой половины века отметим выделяется система Тейлора (тейлоризм). Тщательно проанализировав производство, американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915) пришел к выводу, что оно может быть эффективнее, если учесть недостатки в организации производства и рационализировать управление. Разработанная им система научной организации труда (НОТ) и рационального управления производством (менеджмент) произвели буквально революцию в промышленности. Система НОТ, в частности предусматривала подробный анализ трудовых операций, устранение лишних и неловких движений, определение оптимальных приемов труда и отработку их до автоматизма, строгую регламентацию всего рабочего цикла, чередование элементов труда и отдыха и т.д. Все это сделало возможным решение такой чисто практической задачи как внедрение конвейерного производства с взаимозависимостью и взаимозаменяемостью работников и резким ростом производительности труда.

Дополняющая систему НОТ программа рационализации управления предусматривала осуществление на предприятии жесткой дисциплины и контроля, правильный подбор и расстановку кадров, систему повышения квалификации и служебного продвижения работников, использование принципа их материальной заинтересованности в производстве на основе дифференциации зарплаты по результатам труда и др.

В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки - высокими. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство. А кто не справляется с нормами, получает меньше других.

Критики Ф. Тейлора упрекали его в чрезмерной жесткости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве (сила, ловкость, способность отдельного рабочего выполнять высокие нормы и оплата строго по результатам труда). Для решения той же задачи они предложили иные пути повышения эффективности производства.

В 20-е годы группа ученых под руководством социолога и психолога Элтона Мэйо (1880-1949) провела многочисленные эксперименты и разработала - теорию человеческих отношений. В центре внимания теории человек-работник, с которым следует обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».

Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы, в качестве которых авторы теории называли:

  • - сплоченность группы, в которой работает индивид;
  • - благоприятный моральный климат в коллективе;
  • - хорошие взаимоотношения с руководством;
  • - учет интересов работника;
  • - удовлетворенность его своим трудом и т.п.

Отсюда, управляя производством, необходимо:

  • - проявлять заботу о людях;
  • - создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп; - дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным;
  • - развивать демократический стиль руководства, основанный на гласности и информированности людей, их взаимном доверии, сотрудничестве, совместных решениях и т.д.

Теория иерархии потребностей американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия на поведение людей через их осознанные и бессознательные запросы и потребности. Согласно этой теории, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Существует несколько вариантов этой концепции, в самом известном из которых выделяется шесть уровней потребностей:

  • 1 - физиологические - наиболее насущные потребности жизнеобеспечивающего характера - в дыхании, сне, отдыхе, движении, здоровье, продолжении рода, в пище, воде, жилье, одежде и т.д.
  • 2 - экзистенциальные - потребности в самосохранении и личной безопасности, в обеспечении стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в завтрашнем дне и т.д.
  • 3 - социальные - потребности в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т.п.
  • 4 - престижные - потребность в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т.д.
  • 5 - личностные - потребности в самовыражении, в самореализации, т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности.
  • 6 - духовные - потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, приобщении к философии, наукам, искусству и т.д.

Главная идея здесь в том, что потребности каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, как говорится «голодное брюхо к ученью глухо», человеку «не до театра», если он голоден, не имеет крыши над головой и т.д. Вместе с тем, по мере удовлетворения низших, первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более тонкими, «возвышенными и благородными».

Понятно, что подобное раскладывание потребностей по иерархическим полочкам весьма относительно и условно, носит во многом теоретический характер. Однако идеи А. Маслоу стали классическими для социологии и психологии и имеют практическое применение в сферах воспитания, стиля управления, разработке программ социального развития.

На основе идей А. Маслоу в 50-е годы 20 века Дэвидом Макгрегором была разработана теория о стилях управления, согласно которой выделяются:

  • - авторитарный стиль - жесткий контроль, принуждение к труду, применение негативных санкций и акцент на материальном стимулировании;
  • - демократический стиль - использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.п.;
  • - смешанный стиль - чередование элементов первого и второго стилей.

Для выбора определенного стиля управления, по мнению Макгрегора, необходимо сначала провести диагностическое исследование и определить ряд факторов:

  • - уровень доверительности между подчиненными и руководством; - состояние трудовой дисциплины;
  • - уровень профессионализма работников и другие социально-психологические аспекты.

Большое распространение в исследовании малых групп получило направление, называемое социометрией. Его автор

Джекоб Морено (1892-1979) поставил перед собой задачу создания «сквозной» науки, которая могла бы охватывать не только малые группы, но и все уровни социальной жизни и включала бы как изучение социальных проблем, так и способы их разрешения. Основное внимание сосредоточено на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом является характер межличностных отношений. Изменить в желательном направлении социальную организацию трудового коллектива позволяет графическое изображение структуры социально-психологических отношений, сделанное на основе опроса членов группы. Типовые вопросы: как они относятся к своим товарищам, кто им нравится или не нравится, с кем бы они хотели или не хотели работать и т.д.

При социометрическом анализе используются социометрические тесты, социоматрица и различные социограммы. Социометрический тест - это один из методов опроса в малых группах, в ходе которого получают коллективное самовыражение опрашиваемых, благодаря количественному измерению характеристики межличностных отношений. Социоматрица, или социограмма - это таблица или схема, в которых при помощи графических или числовых обозначений заносятся данные, характеризующие взаимные отношения людей в изучаемой группе. Кроме того, в социометрии используются разнообразные индексы и коэффициенты, позволяющие количественно выразить характеристику изучаемого процесса. Исследования подобного рода позволили Морено и его последователям сделать вывод, что социальная напряженность и разного рода конфликты внутри трудового коллектива могут быть ликвидированы или предупреждены путем перегруппировки людей таким образом, чтобы в одной группе оказывались люди, симпатизирующие друг другу.

Бихевиоризм (производное от behavioиr - поведение) одно из ведущих направлений в американской психологии и социологии, созданное в конце 19в. психологами Джоном Уотсоном (1978-1958) и Эдуардом Торндайком (1874-1949). Теория ставила целью создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.

В исходном варианте теории использовались аналогии с животными и понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул - реакция», т.е. на стимулы (побудительные воздействия) всегда есть реакция (ответное действие). Начавшийся дождь заставляет искать убежище, или раскрыть зонт (переносное убежище). Некоторые схемы поведения даются животным и человеку от рождения - дыхание, глотание, откашливание; другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.

Однако у теории бихевиоризма с самого начала было много критиков и одно из направлений критики - обвинение сторонников теории в неправомерном отождествлении жизни животных и социального бытия людей, чрезмерное упрощение человека и его поведения. Из формулы «стимул - реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. В самом деле, в одной и той же ситуации поведение разных людей может быть весьма различным - не все люди приходят на помощь тем, кто помощи просит, не все дают и берут взятки, не все способны пожертвовать своей жизнью ради спасения других.

Подобные «нестыковки» в значительной степени подорвали популярность бихевиоризма и в 30-е годы 20 века он преобразовался в необихевиоризм, сохранивший главные достоинства теории, такие как научность, строгость и точность исследований; широкая опора на математику и статистику; новые методы эксперимента и т.д. Сохранившийся от начального этапа недостаток, ограничивающий сферу применения этой теории, - абсолютизация бихевиоризмом эмпирических методов исследования. С точки зрения этой теории, смысл социологического исследования состоит не в объяснении, а в описании поведения и главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки, бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим показателям не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т.д. Важное значение имеет также разработка методологии проникновения во внутренний мир личности, познание её ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий - это следующий шаг в развитии американской социологии, который привел к разработке теорий функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий.

«Опиумные» войны как рубеж «Нового времени» в Китае. Ход англо-китайской войны 1839-1842 гг. и ее результаты. Нанкинский договор 1842 г. как первый в ряду неравноправных договоров. «Открытие» Китая для иностранных держав и иностранного капитала.

Стадиальная характеристика китайского общества второй половины XIX-го в.: признаки фазы «упадка» в ходе династийного цикла, взаимодействие элементов традиционной структуры с иностранным капиталом. Признаки видоизменений в течении династийного цикла. Восстание тайпинов: традиционный циклический взрыв под новыми лозунгами. Политика «самоусиления», сочетание в ней традиционных и модернизационных элементов.

Углубление кризисных явлений к концу XIX-го в. Вторая «опиумная» война, японско-китайская война и новые неравноправные договоры. «100 дней реформ» 1898 г. Восстание ихэтуаней. «Новая политика» 1900-1906 гг. Разработка идеологии модернизации представителями оппозиции: либеральное (Кан Ювэй, Лян Цичао) и революционное (Сунь Ятсен) течения.

Стадиальный тупик китайского общества как результат взаимодействия традиционной структуры и иностранного капитала. Неудачи реформ как предпосылки вступления в эпоху революционных потрясений.

Обязательная литература :

Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. М.: Высшая школа, 1998. Ч. 3, гл. 13.

История Китая. Под ред. А.В. Меликсетова. М.: МГУ – Оникс, 2007. Гл. 11, 12.

Дополнительная литература:

Мугрузин А.С. Аграрно-крестьянская проблема в Китае в первой половине 20-го века. М.: Восточная литература, 1994.

Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. М.: Восточная литература, 2005.

Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох. М.: Восточная литература, 1999.

Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. М.: Наука, 1991.

Чжунго тунши. The Concise Handbook of Chinese History. Бэйцзин: Чжунго шуцзи чубаньшэ, 2004.

Тема 33. Страны Латинской Америки в 1870 – 1918 гг.

Основные тенденции социально-экономического развития стран Латинской Америки. Ускорение капиталистического развития. Формирование национального промышленного капитала. Роль латифундизма.

Империалистическая экспансия в Латинской Америке, ее формы и методы, усиление экономической и финансовой зависимости латино-американских государств. Особенности зависимого, «периферийного» капитализма. Основные направления и формы экспансии США в регионе. Интервенционистская политика США в Центральной и Карибской Америке. «Задний двор». Обострение англо-американского соперничества. «Панамериканизм». Сопротивление стран Латинской Америки экспансионистской политике США.

Развитие промышленного пролетариата в странах Латинской Америки. Сельскохозяйственный пролетариат. Зарождение рабочего движения, рабочие и социалистические организации. Основные течения в латиноамериканском рабочем движении в конце XIX - начале XX вв. Крестьянство и крестьянские движения. Активизация средних слоев.

Социально-политическое развитие латиноамериканских республик в конце XIX - начале XX в. Типология политических режимов в регионе. Особенности формирования политических партий, их характер и роль. Консерваторы и либералы в конце XIX - начале XX в.

Проблемы исторического развития стран Латинской Америки в 1870-1918 гг. в отечественной историографии.

Куба в 1868-1918 гг. Предпосылки и начало Десятилетней войны. Ее характер и этапы. Санхонский мир и «Протест в Барагуа». Итоги и историческое значение Десятилетней войны. Отмена рабства. Социально-экономическое и политическое развитие Кубы в 1878-1895 гг. Экспансия североамериканского капитала. Начало формирования промышленного и сельскохозяйственного пролетариата, зарождение рабочего движения. Развитие освободительной борьбы после Десятилетней войны. Социально-политические взгляды и деятельность Х. Марти. Создание Кубинской революционной партии. Вторая война за независимость. Испано-американская война и первая американская оккупация. Американские военные губернаторы Кубы Джон Р. Брук и Леонард Вуд.

Учредительная ассамблея. Принятие первой Конституции Республики Куба. "Поправка Платта". Президентские выборы. Провозглашение Кубинской республики 20 мая 1902 г. Завершение первой американской оккупации. Превращение Кубы в полуколонию США.

Мексика. Мексиканская революция 1910-1917 гг. Диктатура П. Диаса, её политика и социальная направленность. Проникновение иностранного капитала и англо-американское соперничество в Мексике. Развитие капитализма и начало формирования промышленного пролетариата. Аграрные отношения. Предпосылки революции 1910-1917 гг., ее характер и движущие силы. Этапы революции. Роль и особенности крестьянского движения в период революции. Интервенция США. Конституция 1917 г. Итоги и значение мексиканской революции 1910-1917 гг.

Бразилия. Отмена рабства и падение империи. Революция 1889-1891 гг. Утверждение господства кофейной олигархии. Социально-экономическое развитие Бразилии в конце XIX - начале XX в. Экспансия иностранного капитала. Развитие капитализма и начало формирования промышленного пролетариата. Зарождение рабочего движения, его характерные черты в Бразилии. Крестьянское движение. Особенности политического режима в стране.

Аргентина. Социально-экономическое развитие Аргентины в конце XIX - начале XX в. Аргентинский латифундизм. Роль иностранного капитала. Европейская иммиграция со значительным итальянским компонентом. Развитие капитализма, формирование промышленного капитала и национальной буржуазии. Консолидация режима "элитарной демократии" в 1880-х г. и его характер. Политика правящей элиты в конце XIX - начале XX в. Рабочее движение. Распространение марксизма и образование социалистической партии. Течения в рабочем движении и его развитие в начале XX в. Восстания радикалов. Создание и деятельность партии Радикальный гражданский союз. Избирательный закон 1912 г. Приход радикалов к власти и его причины.

Чили. Предпосылки и начало Тихоокеанской войны, ее ход и итоги. Последствия войны для Чили. Развитие капитализма. Экспансия иностранного капитала. Гражданская война 1991 г. и её итоги. Социально-экономическое и политическое развитие Чили в конце XIX - начале XX в. Выход на политическую сцену страны организованного рабочего движения. Создание Социалистической рабочей партии Чили во главе с Л.Э. Рекабарреном.

Обязательная литература:

История Латинской Америки. 70-е годы XIX века - 1918 год. М. 1993.

Прыгов Д.Д. История стран Латинской Америки. Учебное пособие. М. 1981.

Магидович И.П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М. 1965.

500-летие открытия Нового Света. Исторические судьбы Латинской Америки. М. 1992.

Латинская Америка в исторической ретроспективе. ХVI-ХIХ вв. М. 1994.

Селиванов В.Н. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости. М. 1984.

Тема 34. Система международных отношений в конце XIX - начале ХХ в.

Венская система международных отношений: сущность и характерные черты. Кризис Венской системы и формирование блоковой системы международных отношений. I этап (1870-е годы). Союз трех императоров, балканский кризис середины 1870-х гг., русско-турецкая война 1877-1878 гг., Берлинский конгресс и формирование австро-германского военно-политического союза.

Борьба Франции и Италии в Северной Африке и складывание Тройственного Союза. Франко-русское сближение. Начало оформления Антанты. Английская политика «блестящей изоляции». Борьба за влияние на Балканах. Всеобщая милитаризация. III этап (рубеж XIX-XX вв.). Борьба за передел мира и первые империалистические войны. Американо-испанская война 1898 г. Англо-бурская война 1899-1902 гг. Дальневосточная политика великих держав. Интервенция в Китае 1900-1901 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Окончательное складывание Антанты. Формирование предпосылок к Первой мировой войне. Итоги первой мировой войны.

Обязательная литература:

Емец В.А. Очерки внешней политики России в период Первой мировой войны. Взаимоотношения с союзниками по вопросам ведения войны. М. 1997.

Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М. 1994.

Уткин А.И. Первая мировая война. М.: Мир в ХХ веке. 2004.