Семафорный алфавит. Что такое семафорная азбука. История появления и сфера применения

До недавнего времени в курс обучения специалистов связи входила семафорная азбука, что это такое сегодня уже мало кто вспомнит. Вроде, как-то связано с передачей информации на большие расстояния, но каким именно способом эти самые данные доставляли, получали и обрабатывали - непонятно.

Самый ценный ресурс

С развитием цивилизации стало понятно, что самое важное, это информация:

  • Надеяться на успех может только тот, кто обладает исчерпывающей информацией по своему вопросу;
  • Вовремя доставленные новости могут изменить ход истории;
  • Различные спекуляции возможны только при высоком уровне понимания ситуации;
  • Элементарная связь между двумя людьми, разделенными расстоянием, невозможна без новейших изобретений;
  • За некоторые сведения люди готовы отдать все, что у них есть.

Владение информацией помогает «возвыситься» над толпой. Большинству людей приходится что-то производить, созидать и продавать. Некоторым же удается распределять информацию и направлять потоки ресурсов.

Но даже без амбиций обойти стороной тему связи не получится. Если раньше письмо от одного города в другой шло неделями, сегодня адресат может получить сообщение уже через секунду после отправки .

Стал возможным диалог в режиме реального времени между людьми, удаленными друг от друга на тысячи километров. Еще несколько столетий назад этот сюжет был чуть ли не основной темой фантастических произведений, сегодня он - банальная реальность.

Семафорный телеграф

Идея передавать данные при помощи оптических знаков впервые появилась еще в древности - население Северной и Южной Америки использовало костры и узелковое письмо для информирования соседей.

Схожие практики применялись и в Азии, самым известным примером является Великая Китайская стена. Учитывая протяженность - сообщать о набегах и других происшествиях при помощи гонцов не представлялось возможным.

Но настоящий расцвет семафорного дела начался в Европе XVIII века:

  1. Первые механизмы использовали видимые фигуры;
  2. К концу столетия уже был запатентован семафор с подвижными планками;
  3. В том же веке появился и его оптический собрат;
  4. Даже сегодня на каждой дороге мы можем увидеть их потомков - светофоры .

Ничего сложного в самом принципе работы нет:

  • Вдоль наиболее оживленных трактов, на возвышенностях, возводятся семафорные башни;
  • Все строения находятся в зоне прямой видимости, чтобы при любой погоде рабочие могли получать и отправлять сигналы;
  • Информация передается по цепочке, от одной башни к другой;
  • Оператор должен получить сообщение, записать его и передать дальше, следующему оператору который выполнит такой же объем работы;
  • Существовала специальная кодировка (азбука) для расшифровки получаемых сигналов.

Шифр для передачи данных

Наибольшую популярность семафорная азбука приобрела благодаря морскому флоту:

  1. Кораблям необходимо регулярно обмениваться информацией;
  2. О любом изменении маршрута необходимо сообщать всем союзным судам;
  3. Во время ведения боевых действий главнокомандующий должен координировать действия всей эскадры с одного корабля;
  4. На протяжении столетий этот вид связи оставался единственным возможным.

Сегодня все суда оборудованы современнейшей техникой, позволяющей связаться с кем угодно - как на море, так и на суше. Но наши предки не могли позволить себе такой роскоши и решали проблемы иным способом.

Была разработана специальная азбука, которая состояла из 29 букв :

  • Мягкому и твердому знаку соответствовал один и тот же сигнал;
  • «Э», «Е» и «Е» передавались одинаково;
  • Между «И» и «Й» никто не делал отличий;
  • Все слова передавались по буквам, в том числе знаки препинания и цифры;
  • Для сигналов использовались два флажка или бескозырки.

Скорость получения информации

Внезапно для всего мира и себя самого, человек «ворвался» в волновой диапазон. С этого момента необходимость в прямой видимости отпала:

  1. Можно было отправлять сообщения на сколь угодно большие расстояния;
  2. Стал возможен «живой» диалог между людьми, находящимися в разных странах;
  3. В каждом доме появилось свое «окно в новый мир»;
  4. На сегодняшний день возможность свободно общаться и передавать данные на огромные расстояния воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Если уже завтра мы останемся без интернета, радио и телефонии - послезавтра имеющийся уклад жизни рухнет. Существовать в столь медленном темпе, в котором столетиями жили наши предки, современный человек попросту не привык . И речь даже не идет о каких-то эмоциональных страданиях.

Элементарная координация производства, закупок и поставок товаров первой необходимости станет невозможной. Слишком большие объемы и слишком мало возможностей для передачи данных. Голодные бунты из-за «сломанного телефона», кто бы мог подумать.

Семафорное сообщение

Принцип передачи данных «в зоне прямой видимости» был известен с древности, но реальная потребность в этом варианте возникла лишь в XVIII веке. Примерно с тех пор существуют известные в наше время семафорные телеграфы и азбука:

  • На возвышенностях строилась цепочка башен;
  • При помощи световых сигналов или изменения положения планок информация передавалась от одного строения к другому;
  • Пройдя весь путь, данные находили конечного адресата, гораздо быстрее письма или гонца.

Семафорная азбука активно использовалась на флоте:

  1. Помогала передать сведения от одного корабля к другому;
  2. До повсеместного распространения радио являлась единственным вариантом общения;
  3. Сигналы подавались при помощи флажков;
  4. Опытные сигнальщики передавали за минуту не менее 10 слов;
  5. Длительный поход флотилии без подобной координации был невозможен.

Сегодня все это может казаться слегка комично или даже нелепо. Подумаешь, технический прогресс - флажками махать или башни в ряд строить. До этого мог бы и пещерный человек додуматься. Но на тот момент это было серьезным шагом вперед . И учитывая, куда это привело - к современным технологиям, шаг был весьма неплохим.

Для большинства остается чем-то непонятным словосочетание семафорная азбука, что это могут рассказать лишь люди с действительно широким кругозором.

Видео: как работала семафорная азбука?

В данном ролике Василий Тимофеев расскажет, как появилась семафорная азбука, как применялась она на флоте в России и других странах:

Программа курса c емафорная азбука для летней практики в кадетской школе 1-4 класс.

Кол-во

часов

Введение: « Что такое семафорная азбука и где ее применяют»

Учащиеся познают основы семафорной азбуки, для чего и где она применяется. А так же изготовляют сами себе флажки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение первой и второй группы букв»

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение третьей группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение четвертой группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Итоговое показательное выступление

Отчетное занятие по приобретенным навыкам семафорной азбуки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Курс семафорная азбука для начальной школы

Тема занятия

Кол-во часов

Значение «Семафорная азбука»

Изучение первой и второй группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение четвертой группы букв

Показательное выступление

Итого

РУССКАЯ ФЛАЖНАЯ СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Научить детей приёмам передачи и приёма текстов посредством флажного семафора;

Закрепить знание алфавита и правильного произношения букв;

Повышение самооценки детей вследствие обладания новыми, необычными в повседневной жизни, знаниями.

Изучение проводится в три занятия, продолжительностью 30 – 40 мин.

На отработку материала каждого занятия должно ежедневно выделяться 2 занятия по ~ 30 мин в течение 2-3 дней.

1 ЗАНЯТИЕ.

ВВДЕНИЕ.

Флажный семафор – наиболее простое средство зрительной связи в светлое время суток на небольшое расстояние (невооруженным глазом - около 2-х км, с помощью оптических приборов - около 4-х км). Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных знаков. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».

Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков. Цвет ткани зависит от времени суток: в сумерках или на фоне тёмного неба используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков - семафорят бескозырками. Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

Для удобства изучения семафорная азбука разделена на несколько групп.

Первая группа букв – показывается симметричным положением обеих рук, стоя лицом к детям. Дети повторяют одновременно с педагогом, повторяя звучания букв.

Изображение букв А Т У похоже на их написание в русском языке.

Для изображения Ь Ъ установлен один и тот же знак.

Вторая группа букв – показывается одной рукой сначала спиной к детям, потом – лицом.

Н В Е Э И Й - изображаются правой рукой,

причём парам букв Е – Э, И – Й установлен один и тот же семафорный знак.

О Г С - изображаются левой рукой.

Симметричные по изображению знаки В и Г, Н и О, стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой и второй групп. Показывает педагог.

НОГА

ВАТА

СЕТТИ

ВЕСНА

ВИЙ

ТЕНЬ

НЕГА

ГОТИС

СУЕТА

ВЕС

ЕСТЬ

НИВА

ВАЙГА

АГОНА

ГИГ

ГИГА

СНОС

НЕТТО

ВАНГА

ВЕС

НАСТ

ВАГА

ВЕСТИ

СОСУН

ВИВ

ГОУТ

ВИНТ

ГАВАНЬ

НАВЕСЬ

ОГОН

НИВА

ЕСТЬ

ОГОНЬ

НАГОН

ОВНА

СВАИ

НАСОС

НАСОС

ОГНИВО

НИТЬ

ОГНИ

АГЕНТ

ВАТАГА

ОСТОВ

СНОУ

СНАГ

СНАСТЬ

СОСНА

НАЙТОВ

ОСЕНЬ

СЕНО

ГОСТЬ

СЕЛЬ

ТАЙГА

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой и второй групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов. Педагогу следует запастись большим количеством карточек со словами (по 5 - 10 слов в карточке). Можно предложить игру на составление предложений из слов, состоящих из букв первой и второй групп. Например: «У нас осень», «У Насти гость», «В тайге весна» и пр.

2 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Третья группа букв – показываются двумя руками, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Этой группе свойственна попарная симметричность в изображении семафорных знаков.

Ж -З Л-М П-Р Ф-Ы

Ц - Ч Ш - Щ

К тому же почти все эти знаки стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

Для закрепления дети разбиваются на пары и поворачиваются лицом друг к другу. Педагог называет буквы, дети их показывают, глядя друг на друга. При этом происходит запоминание не только показа букв, но их восприятия. Педагог, при необходимости, подсказывает правильность изображения.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп. Показывает педагог.

ЛЕТО

ГОРА

ТЕАТР

ШТОПОР

РОГ

ЗИМА

ЗОНТ

ЗВЕРЬ

РЕМЕНЬ

НОС

ПЛОТ

СТОЛ

СТВОР

СРЕЗ

ГУЛ

МОРЕ

МАМА

ОТЕЦ

СПОНСОР

ШПОР

СЛИП

ПРОА

ТРАЛ

ВЕРФЬ

ГУАРИ

ЛАТ

ПИРС

ВОРСТ

ИОЛ

РЕЙ

ШТАГ

ПЛОТ

ТРАП

ТОП

МАРС

ГАЛС

НИРАЛ

ПОНТО

ЛАГ

ЛИНЬ

ПЕРТЫ

СТРОП

ФАЛ

ШПУНТ

РЕПРИЗ

РЕМУ

РЕЛЕ

РЕМЕНЬ

РЕЛИНШ

СТОПОР

ВЕРП

СПЛАВ

МОРОЗ

МОЛОТ

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов по карточкам.

Можно предложить игру на составление небольших текстов из 2-3 предложений на заданную или свободную тему, состоящих из букв первой, второй и третьей групп.

Можно увеличивать расстояние в паре до 10 метров. Состав пар менять до тех пор, пока не подберутся «идеальные» пары.

3 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Знаки четвёртой группы букв также являются попарно симметричными, показываются двумя руками, обе руки находятся с одной стороны корпуса, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Б - Д, Х - К, Ю – Я

Повторение показа.

Закрепление показа и запоминание изображения букв в парах.

Чтение слов.

БОЛЬ

ШЛЮП

ДРОБЬ

БУХТА

ДОМ

ХРЕН

КЛОТ

КАЮТА

СКАФО

ДАУ

ШКОТ

КРОТ

КРЮК

ЯКОРЬ

КОФ

РУКА

РУМБ

ДОБРО

БЛИНД

КУБ

БУЛЬБ

ШНЯК

ГУКЕР

ДИКАРЬ

ЮЛА

ЯХТА

КЛЮЗ

ЯГОДА

КРУЖКА

КЕЧ

ТРЮМ

ДРЕК

КОРМА

ЛЮБОВЬ

ЯМБ

ШТЫК

КАДЕТ

ЛЮГЕР

КУБРИК

ГИК

БРЮК

БОНЕТ

КАТЕР

РЯБИНА

ХЕК

ЧИКС

ХОЛОД

ДРАКА

ДЯГЕЛЬ

Отработка производится в парах на расстоянии до 50 метров.

Итогом обучения является проведение состязаний внутри отряда. Пары формируются по желанию. Участники, не подобравшие себе пары, могут показать свои достижения в паре с педагогом.

Цель обучения достигнута, если каждый ребёнок может, в разной степени мастерства, с разной скоростью, передать и принять простой текст.

История появления и сфера применения

Начало XIX века во Франции известно в истории тем, что именно в тот период изобрели уникальный метод способный осуществлять передачу данных с судна на сушу. Этот способ получил название — семафорная азбука.

Фактически процесс трансляции необходимых данных происходил следующим образом: на самой матче подымали сразу несколько перекладин и путем их передвижения складывали буквы, и после — словосочетания. Что давало возможность другой стороне (принимающей) оперативно принять данные.

В переводе с греческого, «Семафор» — «несущий знак». Фактически пару столетий данная система сигнализации была востребованной и широко применялась на всем земном шаре, но ровно до того момента, пока на смену ей не пришли небезызвестные радиосвязь и . После этого интерес к флажкам стал постепенно угасать, ввиду того, что новые методики оказались куда более эффективными и не столь времезатратными.

На сегодняшний день семафорную передачу информации на флоте фактически не задействуют, ввиду более эффективных методов.
История семафорной азбуки на территории РФ

Внедрение данной азбуки в России тесно связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Так, в конце XIX века именно он сформировал алгоритмы трансляции русских символов с задействованием флажков.

Русская версия семафорной азбуки

Включает в себя 29 символов, к которым (если на то возникнет необходимость) могут быть добавлены и три служебных буквенных элемента. Так, абсолютно весь спектр цифровых знаков и знаков препинания передается по буквам, ввиду того, что отсутствует отдельное обозначение для данного перечня.

Каждая буква или служебный символ — это установленное положение рук с флажками. Впрочем, (ввиду отсутствия флажков) передача данных может быть осуществлена с задействованием бескозырок.

Предполагается, что тот сигнальщик, который прекрасно освоил специфику метода работы азбуки флажков, может отчетливо воспроизводить порядка 60-80 символов на протяжении одной минуты.

Обратите внимание, что в вечернее и ночное время суток, в семафорной азбуке применяются флажки ярких и светлых оттенков (белый или желтый), в дневное время соответственно красные или черные.

Семафорная азбука за границей

В Англии XVII века для осуществления передачи данных применялись различные изображения. Семафорная азбука в том виде, в котором она имеется сейчас, была сформирована во Франции только лишь спустя два столетия.
Применение флажковой системы за границей, по сути особо ничем не отличается от тех же действий, но осуществленных на территории России. Отличия заключаются лишь в определенных аспектах, к коим относятся:

  • За рубежом флажки не одного цвета, а разные. По сути, каждый такой флажок — это отдельно взятый символ, достаточно просто вывесить флажки в определенном порядке и таким образом составить из них слова или целые предложения. За основу взят латинский алфавит.
  • Западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр, а не только для букв. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

В связи с тем, что метод передачи данных при помощи семафора был признан весьма эффективным, то возникла необходимость упорядочить все имеющиеся сигналы.

В девятнадцатом веке заметно возросла численность количество судов, очень многие государства обзавелись персональным флотом, ввиду чего, понадобилось в срочном порядке формировать единый язык моряков для общения на расстоянии. Таблица семафорных сигналов, приводящая к единообразию на международном уровне флаги, их цветовую гамму и смысловую нагрузку, окончательно была сформирована в 1875 году. В него вошли 18 основных флагов, которые перманентно эксплуатируются на флоте.

В момент, когда только-только принялись за разработку данного перечня, то его непосредственными участниками были всего 4-ре государства:

К ним относились:

  • Соединенные Штаты Америки
  • Канада
  • Британия
  • Франция

А вот уже в период начиная с 1901 года к этим 4-м примкнули государства, у которых в собственности был торговый и военный флот, после чего утвердили такой метод к эффективному применению.

Морская семафорная азбука наконец-то получила одобрение на официальном уровне — ее зарегистрировали и признали комплексной системой, помогающей передаче данных на расстояния.

На сегодняшний день, Международный свод сигналов состоит из трех блоков:

  1. Включает в себя 20 флажков, обозначающих собой только буквенные символы (цифр это не касается). Здесь, что вполне логично и предвиденно, используется для интерпретации алфавит с латинскими буквами.
  2. Содержит 10 флажков, которые обозначают циферные символы ль 0 до 9.
  3. Ему присущи 3 заменяющих флажка.

На практике заменяющие семафорные флажки задействуются только в самых исключительных ситуациях, именно тогда, когда без из применения попросту не обойтись. К таковым можно соотнести момент, когда на морском судне имеется всего лишь 1 набор флажков, а очень срочно нужно вывесить повторяющиеся буквы в одном слове.

Флажный семафор (семафорная азбука) - является одним из способов связи, где каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками.

Флажный семафор используется для передачи на расстояние, равное при при­еме невооруженным глазом и при хорошей видимости 1-1,5 мили, при приеме с помощью оптических приборов и при хорошей видимости — 2,5 мили.

Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Семафорная азбука не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра "7" будет передана словом "семь", а знак "," — словом "запятая".

Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диамет­ром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см.

Цвет ткани выбирают одинаковым для пары флажков. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.

Скорость передачи текста обученным семафорной азбуке сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи.

Русская семафорная азбука

Русская семафорная азбука, составленная в соответ­ствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных зна­ков и имеет особенности, знание кото­рых ускоряет и обеспечивает процесс освоения техники приема и передачи флажным семафором. К ним отно­сятся:
  • схожесть изображения семафорных знаков А, Г, К, Т, У с принятым в русском алфавите изображением этих букв
  • установление одного и того же знака парам букв ЕиЭ, ИиЙ, ЬиЪ (поэтому в текстах семафоров бук­ва Э пишется так же, как Е, буква Й, как И, мягкий знак, как твердый знак)
  • попарная симметричность в изображении семафор­ных знаков А и У, Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и З, К и X, Л и М, Н и О, П и Р, Ф и Ы, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я. К тому же симметричные по изображению знаки В и Г, Ж и З, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я стоят рядом в семафорной азбуке
  • семафорные знаки Е и С, Ви Г, Ни О, ИиЙ изображаются одной рукой. При этом знаки В, Е, И (Й) и Н изображаются правой рукой, а знаки С, Г, О — левой
  • в семафорных знаках Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и 3, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я, явля­ющихся попарно симметричными, положение флажка пра­вой руки в первом знаке соответствует положению флаж­ка левой руки рядом стоящего знака.
Ниже приведен флажный семафор (семафорная азбука). В кружках показан перевод русской семафорной азбуки в международную семафорную азбуку.

  • знак вызова (на рис 1) — для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных флажков, под­нятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных для буквы У;
  • знак ответа (на рис 2) — для подтверждения приема знака вы­зова на связь (вызов на связь замечен), а также для под­тверждения каждого правильно принятого слова при ве­дении переговоров. Дается взмахами семафорных флаж­ков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны вы­ходить за пределы, установленные для буквы А;
  • знак повторения (ошибки) (на рис 3) — для запроса о пов­торении непринятого слова. Дается подъемом дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствую­щих положению рук для знака Ь (Ъ). Применяется при передаче текста и как знак ошибки, после чего следу­ет передача правильного (исправленного) слова
  • знак ожидания (на рис 4) — при необходимости временно пре­рвать передачу или прием семафора. Сигнальщик, преры­вающий передачу (прием), описывает над головой гори­зонтальные круги поднятыми кверху семафорными флаж­ками
  • знак окончания (на рис 5) — для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены. Обозна­чается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и правой рукой несколько раз
  • знак вопроса (на рис 6) — в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается передачей два раза знака, соответствующего букве Т
  • знак разделительный (на рис 7) — при передаче сигнала, со­стоящего из нескольких сигнальных сочетаний, для раз­деления одного сигнального сочетания от другого. Обо­значается подъемом семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к но­гам. Этот служебный знак похож на знак повторения, разница только в том, что при знаке повторения сема­форные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном — один раз
  • знак невозможности приема (на рис 8) — для показа переда­ющему сигнальщику, что прием невозможен (плохо вид­ны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в одной руке трех окружно­стей в вертикальной плоскости.

Выбор места для передачи семафорными флажками предопределяет качество приема. Поэтому при необходи­мости принимающий сигнальщик может указать переда­ющему место, с которого лучше видна передача. Для этой цели служат дополнительные служебные знаки:

  • "Передвиньтесь в правую от меня (принимающего) сторону" (на рис а). Делается отмашкой 4—5 раз в правую сторо­ну на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положе­ние семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз подряд знак, соответствующий букве В
  • "Передвиньтесь в левую от меня (принимающего) сторону"(на рис б). Делается отмашкой 4—5 раз в левую сторону на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положение семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз знак, соответствующий букве Г
  • "Поднимитесь выше"(на рис в). Делается отмашкой вверх семафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение
  • "Спуститесь ниже"(на рис г).. Делается отмашкой вниз се­мафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение.

Изучение семафорной азбуки

Изучение семафорной азбуки начинается с наиболее простых и легко усваиваемых знаков букв. К этой группе знаков относятся А, Г, К, Т, У, Е, Э, И, Й, Ъ, Ь. Назовем ее первой условной группой. Оставшиеся знаки азбуки с учетом степени их сложности составят вторую и третью условные группы. Во вторую группу входят знаки В, С, Ж, З, Л, М, Н, О, П, Р, а в третью - Б, Д, Ф, Ы, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, Я.
Разделение знаков на три условные группы оправдывается практикой обучения, поскольку способствует более быстрому и лучшему их запоминанию. Но данный метод изучения азбуки не является единственным. Иногда применяется иной подход к очередности изучения знаков. В частности, в порядке расположения их в алфавите или по признаку симметричности. Но в обоих случаях азбука разделяется также на три условные группы с количеством знаков 10-11 в каждой. Как видно, в этом нет принципиального отличия от первого метода. Поэтому изучение азбуки и овладение навыками в передаче знаков и их приеме будет рассмотрено применительно к первому методу.
При изучении азбуки необходимо иметь семафорные флажки, плакаты семафорной азбуки и таблицы с допустимыми углами положения рук в знаках букв. Для более быстрой отработки правильного положения рук и корпуса тела следует применять зеркала, позволяющие обучаемым видеть себя во весь рост. С первого же занятия необходимо обращать внимание на правильное положение рук, ног, туловища и головы обучаемого. Даже незначительные наклонения туловища или головы, неправильная стойка или согнутость рук в локтях должны немедленно исправляться.

При разучивании знаков букв А, Т, У, Ь, Ъ первой условной группы руки обучаемого должны занимать одинаковое положение относительно корпуса тела. Для знака А обе руки должны находиться под углом 45° вниз, а при Т - вытянутыми горизонтально. Для знака У руки поднимаются вверх под углом 45° , а для изображения мягкого (твердого) знака они вытягиваются вверх над головой. Затем изучаются знаки, которые образуются одной рукой. К ним относятся знаки букв Г, Е, Э, И, Й. Знак Г образуется левой вытянутой рукой горизонтально, правая опущена вниз. Знак буквы Е изображается правой рукой, которая находится под углом 45° вверх. Этим же знаком обозначается буква Э. Знаку буквы И соответствует вытянутая правая рука вверх, составляя продолжение корпуса тела. Другая рука опущена вниз. Этот же знак соответствует букве Й, но в этом случае вытянутой вверх рукой делается легкое круговое движение.
Знак буквы К разучивается после всех усвоенных знаков первой группы. Он один из них, при передаче которого обе руки находятся с левой стороны корпуса тела. При этом левая рука занимает положение под углом 45 градусов вверх, правая - под таким же углом вниз.

В течение одного занятия следует разучивать не более 5-8 знаков. При этом занятия не должны превышать 2 часа. Каждое последующее занятие рекомендуется начинать с повторения ранее изученных знаков букв. После изучения на каждом занятии знаков букв следует практиковать непосредственный переход от передачи единичных знаков к двум и более, а также написанию из них коротких слов.
После изучения знаков первой условной группы рекомендуется практиковать передачи коротких слов, составленных из этих знаков букв. Для этой цели рекомендуется пользоваться текстом, составленным применительно к приведенному в конце.
При передаче слов обязательно нужно следить за тем, чтобы переход от одного знака к другому делался без опускания рук вниз. При этом передаваемый знак буквы должен четко фиксироваться, оставаясь какое-то время в этом положении, после чего воспроизводится последующий знак. Опускать руки следует только после окончания передачи единичной буквы или отдельного слова.

После достижения четкой передачи знаков или коротких слов, состоящих из изученных букв, начинается обучение приему (читке). Передачу знаков букв и коротких слов осуществляет поочередно один из обучаемых. После усвоения знаков букв первой группы начинается изучение знаков второй условной группы. Оно начинается со знаков, которые являются симметричными ранее изученным. К таким относятся буквы В и С. Затем изучаются последующие знаки в порядке их расположения в группе. По мере их запоминания передаются сочетания из двух или трех букв, а затем короткие слова, составленные из изученных букв.

В такой же последовательности изучаются и знаки букв третьей условной группы. При передаче слов основное внимание должно обращаться на четкость изображения и правильный переход от одного знака к другому. Когда в передаваемом слове встречаются удвоенные буквы, то после передачи первой из них руки следует опустить. При этом паузы не делается, так как руки тут же должны быть подняты для повторной передачи этой же буквы. Скорость передачи не должна идти в ущерб качеству воспроизведения знаков, а наращивается занятиями и тренировками постепенно. Тренировки в скорости передачи, а также приеме букв рекомендуется проводить одночасовые в процессе всего периода обучения.

По мере овладения техникой передачи легкие и простые слова должны заменяться более сложными, включающими все усвоенные знаки букв. Передачу слов необходимо чередовать паузами. Длительность пауз следует устанавливать такой, при которой имелась бы возможность записи принятых слов и передачи подтверждения о их приеме. При обнаружении ошибок в принятых словах прием их должен повторяться.
По мере овладения передачей и приемом слов приступают к изучению служебных знаков. В этот период обучения уделяется внимание наращиванию скорости передачи и приема. Однако это должно осуществляться постепенно, по мере приобретения уверенных навыков в передаче. Тексты семафоров следует применять такие, в которых содержались бы слова, имеющие в своем составе все буквы алфавита. Передачу и прием их необходимо сопровождать применением служебных знаков. При этом непрерывность передачи одним обучаемым не должна превышать 3-5 минут. В течение занятий или тренировок время передачи и приема, отводимое на каждого обучаемого, должно быть одинаковым. Такое его распределение будет способствовать в достижении обучаемыми равной скорости приема и передачи. Это особенно важно на данном этапе обучения, когда обмен должен осуществляться на расстояния не менее 50-100 м. Тексты семафоров могут передаваться как под диктовку, так и с бланков, а принятые - должны записываться (в журналы, тетради) или запоминаться. Все принятые тексты подлежат проверке. Она может проводиться после каждого приема или в конце занятия.

Прием семафоров с запоминанием является важным видом подготовки, поскольку он развивает и тренирует память обучаемых, которая в дальнейшей их служебной деятельности будет иметь большое значение.
При парном обмене правильность принятых текстов может проверяться обратной передачей, то есть репетованием их. Но передача в этом случае производится только с бланка семафора, на который эти тексты были записаны.
После освоения обучаемыми служебных знаков начинается изучение правил связи.

Правила связи флажным семафором

В условиях хорошей видимости и на близкие расстояния передача и прием семафоров может осуществляться одним сигнальщиком. В этом случае передача производится с бланка семафора по два-три слова подряд, после чего делается пауза. Она необходима передающему для прочтения следующих слов, а принимающему для записи принятых слов.
На дальние расстояния (при плохой видимости) передача и прием семафоров осуществляется двумя сигнальщиками. При передаче первый передает текст под диктовку второго, который еще и следит за сигналами принимающего корабля (поста). Он же дает указания первому о повторении тех слов, на которые не последовало знака ответа. При приеме первый читает и громко произносит принятый им текст, второй ведет запись и дает указания первому о подтверждении ясности принятого текста ответным знаком (вымпелом).

Установление связи

Связь устанавливается с помощью знака вызова. Этот знак всегда дается в сторону того корабля (поста), с которым передающий желает вступить в связь. Передача знака вызова производится с места (мостика), которое не заслоняется надстройками, такелажем или дымом своего (соседнего) корабля.
На знак вызова, как правило, дается знак ответа флажным семафором тем кораблем (постом), которому адресован вызов. Если ответа на вызов не последовало в течение 2 минут, то одновременно со знаком вызова, который продолжает передаваться, поднимается "до половины" (на половину видимой длины фала) позывной сигнал того корабля (поста), который вызывается на связь. Вызов прекращается (флажный позывной сигнал убирается), когда вызываемый корабль (пост) дает знак ответа флажным семафором или подъемом "до места" (на полную видимую длину фала) ответного вымпела. Последний в качестве знака ответа применяется при связи на дальние расстояния или в плохую видимость в целях повышения надежности связи.

Осуществление связи

Передача семафора начинается после получения знака ответа от вызываемого корабля (поста). Последний обязан после каждого правильно принятого и понятого им слова давать знак ответа флажным семафором или подъемом "до места" ответного вымпела. Принимающим ответный вымпел "до места" может удерживаться до тех пор, пока ему понятны все принятые слова. При непонятном (не принятом) слове принимающий обязан приспустить ответный вымпел "до половины" или не отвечать на это слово знаком ответа флажного семафора. В этом случае передающий повторяет последнее переданное им слово. Как только оно будет принято (ясно), принимающий обязан дать знак ответа флажным семафором или поднять "до места" ответный вымпел.
При неверно переданном слове передающий делает знак ошибки (повторения), после чего вновь его повторяет в исправленном виде.
Интервалы (паузы) между словами при их передаче должны давать возможность принимающему не только записать их, но и опустить (поднять) ответный вымпел.
В такой последовательности передается весь текст семафора от начала до конца. При этом подписной номер передается словом "номер" или сочетанием букв НР, за которым следует четырехзначная группа: две первые цифры - часы, вторые - минуты.

Окончание связи

Связь семафором заканчивается передачей знака окончания, который состоит из букв АР. При невозможности непосредственной связи между двумя кораблями, когда нарушена их взаимная видимость, передачи осуществляются с помощью других кораблей, находящихся между ними по кратчайшему расстоянию. В таких случаях семафоры предваряются выражением "по линии на …" с указанием наименования корабля, которому он адресуется. Передача "по линии" заключается в том, что семафор передается поочередно от корабля к кораблю, начиная с ближайшего к передающему и до указанного в семафоре. Когда семафор касается всех кораблей, находящихся в строю (кильватера, фронта и др.), то после слова "по линии" адресат не указывается.

В далеком 1857 году была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота». Так, 18 флагов из этого документа активно использовали такие страны, как Британия, Канада, США и Франция. В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в название «Международный свод сигналов» (МСС), сохранившееся до наших дней. Его используют многие страны мира, однако в последнее время на ВМФ все чаще флажковая сигнализация заменяется световой сигнализацией. К примеру, на ВМФ РФ флажковую сигнализацию полностью заменили световой в 2012г.

Международный Свод Сигналов (МСС) представляет собой справочник, деленный на три самостоятельных блока. В первый и основной блок входят 26 буквенных флагов, второй блок представлен десятью цифровыми флагами и третий самый маленький блок представляет три заменяющих флага. МСС предназначен: во-первых, для передачи сообщения подбирается нужный текст из свода сигналов, и записываются стоящие напротив текста сигнальные сочетания флагов, сигналы бывают однофлажные, двухфлажные и трехфлажные, а также сигналы существуют четырехфлажные (как правило, они информируют, о государственной принадлежности судна), дальше следует заключительная фаза, сигнальщик набирает нужный набор сигнальных флагов и вывешивает их на специальных крепежах — фалах.

Сигнальщик принимающего судна, пишет на бумаге замеченные сочетания, и находит их значения в МСС, данный свод на сегодняшний день представлен десятью наиболее распространенными языками мира. С помощью МСС преодолеваются возникающие языковые трудности общения. Дальность флажковой сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 морских миль. В настоящее время судовые флаги подобного назначения изготавливаются в соответствии с действующими стандартами — из нейлоновых тканей. Кроме этого, МСС дает инструкцию пользования сводом (объяснения и общие замечания, определения, и способы сигнализации, а также правила производства сигналов средствами флажной сигнализации), МСС содержит азбуки Морзе и процедурных сигналов, однобуквенных сигналов (таблиц цветных изображений флагов свода, расположенных в порядке латинского алфавита), общего раздела (двухбуквенные сигналы латинского алфавита) и медицинского раздела (в таблицах дополнений приведены обозначения пострадавших частей тела, список общих болезней, список медикаментов). В конце МСС имеется алфавитный указатель слов-определителей к общему и медицинскому разделам. Отдельно во вкладках для вывешивания на видном месте к каждой книге даются сигналы бедствия и спасательные сигналы.

МСС служит главным образом для связи с иностранными кораблями и судами вобстановке, повышенной опасности и обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, МСС как нельзя лучше подходит в случаях, возникновения языковых трудностей общения между представителями различных государств. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал.

А (Аз) — буквенное значение первого флага в списке буквенных флагов МСС, по своду ВМФ определение сигнала как - «Нет, Не согласен. Не имею. Не разрешаю». Поднятый одновременно с сигналом, но отдельно от него, придает сигналу отрицательное значение. По международному своду сигналов флаг «А» значит: «Я произвожу испытание скорости».

Данный сигнальный флаг представляет собой красный флажок с изображенным поверх него белым прямоугольником.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так А-A (Alfa, Альфа), представляет собой бело-синий треугольный флаг с двумя косицами и имеет значение «Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости».

Б (Буки) — буквенное значение второго флага относящегося к своду сигналов ВМФ и МСС. Значение сигнала этого флага в переводе с военно-морского свода означает — «Сняться с якоря», «Больше ход» (если корабли на ходу) или «Дать ход» (если машины застопорены). По МСС флаг «Б» значит: «Я гружу или выгружаю взрывчатые вещества».

Флаг «Б» представлял собой белый треугольник с красным кругом посередине.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так B- Б (Bravo, Браво), представляет собой красный треугольный флаг с двумя косицами и имеет значение «Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз».

В (Веди) — буквенное значение третьего флага в алфавите буквенных флагов военно-морского и международного сводов сигналов. По своду ВМФ этот флаг сигнализирует об опасности — «Курс ведет к опасности». По МСС флаг «В» означает: «Да» (утвердительный).

Флаг «В» (Веди) представлял собой «тройной треугольник» синий треугольник с двумя треугольниками внутри него белого и красного цветов.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так V-В (Whiskey, Уиски), представляет собой прямоугольный синий с белым прямоугольником в центре, на который наложен малый красный прямоугольник и имеет значение «Требуется медицинская помощь».

Г (Глаголь) — данный флаг относится к разряду буквенных флагов сводов сигналов ВМФ и МСС. Точное его значение этого флага, как сигнала, по своду ВМФ — брандвахтенный. Держится кораблями (судами), занимающими брандвахтенный пост. По своду МСС «Г» значит «Держитесь на некотором расстоянии от меня, я маневрирую с трудом».

Флаг «Г» представлял собой треугольник голубого цвета.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так G - Г (Golf, Гольф), представляет собой флаг из жёлтых и синих вертикальных полос (имеется уже в таблице 1901 года); видимо, этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве, и имеет значение «Мне нужен лоцман».

Д (Добро) (Affirmative) — буквенное значение этого сигнала относится к буквенным флагам военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага, по своду ВМФ трактуется как — «Да, согласен, разрешаю». По МСС флаг «Д» означает: «Я изменяю свой курс вправо».

Флаг «Д» (добро) представляет собой флажок желтого цвета, прямоугольной формы.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так D - Д (Delta, Дэлта), представляет собой флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос и имеет значение «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом».

Е (Есть) — буквенное значение флага сводов сигналов ВМФ и МСС, флаг «Е» по международному своду сигналов означает: «Мое судно потеряло способность управляться. Установите со мной связь».

В Военно-морском флоте СССР сигнал "Е" представлял из себя треугольный жёлтый флажок с синей каёмкой, а ранее, в 1901-1911 гг.,этот сигнал обозначался - желтым флажком с продольной синей полоской и двумя косицами.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так E-Е (Echo, Эко), представляет собой флаг из синей и красной горизонтальных полос и имеет значение «Я поворачиваю направо».

Ж (Живете) — буквенное значение, принадлежащее одному из 26 - ти буквенных сигнальных флагов сводов ВМФ и МСС. Флаг «Ж» по МСС означает: «Нужен лоцман».

В Военно-морском флоте СССР сигнал "Ж" являл собой квадратный белый флаг с красным ромбом. В начале ХХ века 1901-1911 гг., этот флажок представлял собой - красный треугольной формы с тремя продольными белыми полосами.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так V-Ж (Victor, Викта), представляет собой белый флаг с красным косым крестоми имеет значение «Прошу помощи.».

З (Земля) — буквенное значение одного из сигнальных флагов сводов ВМФ и МСС. Значение сигнала дающееся в своде ВМФ: «Дать задний ход». Флаг «З» по МСС значит: «У меня есть на борту лоцман».

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так Z-З (Zulu, Зулу), представляет собой белый флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольникии имеет значение «Мне нужен буксир».

И (Иже) — буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Флаг «И» по международному своду сигналов означает: «Я изменяю свой курс налево».

Сигнал "И" был в видефлага треугольной формы из жёлтых и красных половин, в 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался флажком треугольной формы, красного цвета с белым кругом в центре. Его значением было "Ясно вижу".

По действующему, МСС данное буквенное значение флага звучит так I-И (India, Индия), представляет собой жёлтый прямоугольник флаг с черным кругом и имеет значение «Я меняю курс».

К (Како) — буквенное значение одного из флагов свода ВМФ и МСС. Его значение по своду ВМФ — «Не могу управляться». По своду МСС флаг «К» означает: «Я собираюсь сделать сообщение по семафору».

Сигнал "К" имел вид прямоугольника из синей и красной горизонтальных полос. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался флажком с красным полем и белой вертикальной полосой. Его значением было "Ясно вижу"

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так K-К (Kilo, Кило), представляет собой квадратный бело-красный вертикальный флаг, и имеет значение «Я хочу связаться с вами».

Й - Знака «Й» в МСС не существовало. В своде сигналов ВМФ этот флаг означал"Обнаружил мину" Представляет собой белый флажок с черным треугольником посередине и с косицами с краю,в таблице 1911г. в литере"Й" соответствует красный треугольный вымпел с белым крестом.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так J - Й (Juliett, Джулиэт), представляет собой квадратный флаг из синей, белой и синей горизонтальных полос и имеет значение «У меня опасный груз на борту».

Л (Люди) — буквенное значение 12 сигнального флага из списка буквенныхфлагов сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага, как сигнала по военно-морскому своду: «Держать левее». 2. «Поворачиваю влево». Флаг «Л» по МСС означает: «Остановите немедленно свое судно».

Флаг «Л» представляет собой белый прямоугольный флажок с красным крестом в середине.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так L-Л (Lima, Лима), представляет собой квадратный флаг из двух черных и двух желтых прямоугольников и имеет значение «Немедленно остановитесь».

М (Мыслете) — буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага по своду сигналов ВМФ как сигнала — 1. «Уменьшить ход». 2. «Дал малый ход». Флаг «М» по МСС означает: «Остановитесь. У меня есть важное сообщение».

Данный флаг представляет собой прямоугольное полотнище с изображением типа «шахматная доска» с белыми и красными квадратами, расположенными в шахматном порядке.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так M - М (Mike, Майк), представляет собой квадратный флаг синего цвета с белым косымкрестоми имеет значение «Я прекратил движение».

Н (Наш) — буквенное значение одного из флагов ВМФ и МСС. Его значение как сигнала по своду сигналов ВМФ — «Гружу боевой запас» (взрывчатые и огнеопасные вещества). По МСС флаг «Н» означает: «У меня есть на борту доктор».

Буквенный сигнал «Н» представлял собой флажок красного цвета.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так N-Н (November, Новэмбэр), представляет собой квадратный флаг с четырьмя белыми и четырьмя голубыми квадратами расположенными в шахматном порядке и имеет значение «Нет».

О (Он) - буквенное значение сигнального флага, из сводов ВМФ и МСС.По своду ВМФ значение этого флага - «Следовать за мной», а по своду МСС - «прошу разрешения…».

Буквенный сигнал "О" представлял собой треугольник желтого цвета с красной вертикальной полосой. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с пятью вертикальными синими полосками.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так O-О (Oscar, Оска), представляет собой разделённый по диагонали на красный и жёлтый треугольники флаг и имеет значение «Человек за бортом».

П (Покой) — буквенное значение сигнального флага, из сводов ВМФ и МСС.По своду ВМФ значение этого флага как сигнала "Держать правее", "Поворачиваю вправо", а по своду МСС - означает: в гавани: "Все должны быть на борту, так как судно скоро снимается"; в море: "Мои сети зацепились за препятствие".

Буквенный сигнал "П" представлял собой прямоугольник с двумя вертикальными полосами желтого и синего цвета.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так P-П (Papa, Папа), представляет собой квадратный флаг с наложенным на него белым квадратом и имеет значение «Судно собирается в море, всем доложить о прибытии». В XVIII веке этот флаг был также известен как "Синий Питер" (Blue Repeater), он использовался,если нужно было попросить повторить плохо понятый сигнал.

Р (Рцы) — буквенное значение флага ВМФ и МСС. Его значение по своду ВМФ: "Дежурный корабль". Этот флаг (малого размера) поднимается на левом ноке рея дежурного корабля с восхода до захода солнца (ночью — на том же ноке рея носится синий огонь). По МСС флаг «Р» значит: "Мое судно не имеет хода; вы можете осторожно пройти мимо меня".

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так R - Р (Romeo, Роумио), представляет собой квадратный флаг красного цвета с желтым скандинавским крестом, флаг не имеет определённого значения.

С (слово) — — буквенное значение этого сигнала относится к буквенным флагам военно-морского и международного сводов сигналов. Свод сигналов ВМФ дает трактовку этот сигнала так - "застопорить машины, застопорил машины". По флагу МСС флаг «С» означает: "Мои машины работают полным ходом назад".

Сигнальный флаг «С» представляет собой голубой прямоугольник с белым косым крестом.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так S - С (Sierra, Сиэрра), представляет собой квадратный флаг белого цвета с наложенным на середину голубы квадратом и имеет значение «За кормой моего судна сейчас заработают винты».

Т (Твердо) — буквенное значение одного из буквенных сигнальных флагов из свода сигналов ВМФ и МСС. Флаг «Т» по МСС означает: "Не пересекайте моего курса (не проходите у меня под носом)".

Сигнальный флаг "Т" - флаг из двух черных и двух желтых прямоугольников расположенных в шахматном порядке.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так T-Т (Tango, Тангоу), представляет собой квадратный флаг из вертикальных красной, белой и синей полос и имеет значение «Держитесь от меня подальше, я несу трал».

У - буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага в сводах сигналов ВМФ и МСС — "Терплю бедствие". Поднимается на гафеле под кормовым флагом. Флаг «У» по МСС означает: "Вы идете к опасности".

Сигнальный флаг «У» представляет собой трапециевидный вымпел с тремя красными и двумя белыми полосами расположенными поочередно.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так U-У (Uniform, Юниформ), оно представляет собой квадратный флаг из двух красных и двух белых квадратов расположенных в шахматном порядке и имеет значение «Вы идёте навстречу опасности».

Ф - Ферт - буквенное значение одного из флагов военно-морского флота и международного сводов сигналов. Значение этого флага по своду ВМФ как сигнала — отменительный. Поднятый без сигнала, отменяет предыдущий сигнал. Поднятый одновременно с сигналом, но отдельно от него, отменяет поднятый сигнал, а по МСС флаг «Ф» означает: "Я не управляюсь. Держите связь со мной".

Сигнальный флаг "Ф" представлял собой треугольный флаг желтого цвета с черным кругом. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался жёлтым прямоугольным флагом с синим прямоугольником в центре.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так F-Ф (Foxtrot, Фокстрот), представляет собой квадратный белый флаг с красным ромбом. и имеет значение «Я потерял управление и возможность связи».

X (Ха) — буквенное значение флага ВМФ и МСС. Флаг «Х» по МСС означает: «У меня есть на борту лоцман».

В советском флоте "Х" обозначал белый флаг с красным крестом. В более ранние времена существования Российской империи этот флаг имел дополнительную функцию и кроме буквенного значения "Х" назывался еще и "Молитвенный" и обозначал "Богослужение на корабле".

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так H-Х (Hotel, Хотэл), представляет собой квадратный флаг поделённый по вертикали на белую и красную половины и имеет значение «У меня на борту лоцман».

Ц (Це) - буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала "Возвратиться". Флаг "Ц" по международному своду сигналов означает: "Да (утвердительный)".

Флаг «Ц» - своим видом являет прямоугольный триколор красно-желто-синего цветов.

По действующему, данное буквенное значение флага звучит так C-Ц (Charlie, Чарли), представляет собой квадратный флаг поделённый по горизонтали на синий, белый, красный, белый и синий цвета и имеет значение «Да».

Ч (Червь) - буквенное значение флага ВМФ и МСС. Значение данного флага как сигнала по своду ВМФ значит: "Человек за бортом". При втором значении поднимается одновременно с пушечным выстрелом или с рядом коротких гудков; кормовой флаг приспускается.

Флаг «Ч» - представляет собой прямоугольный голубой флаг с четырехугольным знаком «ромб» посередине.

Ш (Ша) - буквенное значение одного из флагов ВМФ. В МСС нет данного флага. Означет он "Дать полный ход".

Флаг «Ш» - буквенное значение одного из флагов ВМФ. В МСС нет данного флага. Представляет собой белое прямоугольное полотно с изображенными на нем в шахматном порядке пятью квадратами голубого цвета.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Щ (Ща) В советском флоте "Щ" обозначал белый треугольный флаг с красным крестом. В Российской империи литеру "Щ" обозначал другой флаг - бело-красный, который позже стал "исполнительным флагом".

По действующему МСС данное буквенное значение флага звучит так Q - Щ (Quebec, Кэбэк) представляет собой квадратный флаг желтого цвета и имеет значение «На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина».

Ъ - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ъ" нет.

Флаг «Ъ» знак представлял собой треугольный двух полосный флаг (черная и белая полосы).

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Еры (Ы)- буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ы" нет.

Флаг «Ы» представлял собой черное полотно, деленное белой жирной косойлинией.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так Y-Ы (Yankee, Янки)представляет собой квадратный флаг с красными косыми полосами на жёлтом фоне и имеет значение «Я поднимаю якорь».

Ь - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ь" нет.

Флаг «Ь» представлял собой треугольник с синей широкой полосой у левого края (основания).

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так X-Ь (X-ray, Эксрей)представляет собой квадратный флаг белого цветас синим скандинавским крестом и имеет значение «Прекратите выполнение того, что делаете.».

Э - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Э" нет. Э или Е оборотное.

Флаг «Э» представлял собой прямоугольное полотно с чередующимися полосками синего, белого, красного, белого синего цветов.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Ю или Юла — буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ю" нет. Ю или Юла сигналов нет.

Флаг «Ю» представлял собой прямоугольное белое полотно с красным косым крестом.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Я или Яко - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Я" нет. Я или Яко сигналов нет.

Флаг «Я» представлял собой прямоугольное красное полотно с желтым скандинавским крестом.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Цифровые флаги свода сигналов СССР:

Один (1) - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;

Два (2) - синий треугольный флаг с белым кругом;

Три (3) - треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

Четыре (4) - красный треугольный флаг с белым крестом;

Пять (5) - треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;

Шесть (6) - флаг, разделённый по диагонали на красный и жёлтый треугольники;

Семь (7) - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;

Восемь (8) - флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;

Девять (9) - белый флаг с синим крестом;

Десять (10) - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.

Дополнительные знаки свода сигналов СССР:

1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;

2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;

3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;

4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;

Специальные знаки свода сигналов СССР

  • гюйс - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс);
  • газ - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • дым - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • телеграфный - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос (имеется уже в таблице 1901 года); видимо, этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве.
  • шлюпочный - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года);
  • воздушный - белый флаг с синим прямоугольником в центре;
  • норд - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • зюйд - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • ост - белый флаг с чёрным ромбом;
  • вест - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • вопросительный - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос. В Российской Империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины.
  • ответный - красный трапециевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места".
  • исполнительный - флаг, поделённый по вертикали на белую и красную половины

Цифровые флаги свода сигналов МСС:

1 (unaone, унауан) - белый вымпел с красным кругом;

2 (bissotwo, биссоту) - синий вымпел с белым кругом;

3 (terrathree, тэратри) - вымпел из красной, белой и синей вертикальных полос;

4 (kartefour, картэфоур) - красный вымпел с белым крестом;

5 (pantafive, пантафайв) - вымпел из вертикальных жёлтой и синей полос;

6 (soxisix, соксисикс) - вымпел из горизонтальных чёрной и белой полос;

7 (setteseven, сэтэсэвн) - вымпел из горизонтальных жёлтой и красной полос;

8 (oktoeight, октоэйт) - белый вымпел с красным крестом;

10 (nadazero, надазэро) - жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.

Есть также три "заменяющих" вымпела.

1-й заменяющий (1st substitute) - жёлтый с синей каёмкой;

2-й заменяющий (2nd substitute) - сине-белый;

3-й заменяющий (3rd substitute) - белый с чёрной горизонтальной полосой.

Сигнальные флаги ВМФ Российской Федерации в своём большинстве повторяют по аналогии флаги свода сигналов ВМФ СССР. Отличия весьма незначительны.